Научная статья на тему 'КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАННОСТЬ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ IV—VII вв.: МАЛАЯ АЗИЯ'

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАННОСТЬ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ IV—VII вв.: МАЛАЯ АЗИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книги / образованность / Поздняя античность / Ранняя Византия / Восточное Средиземноморье / Малая Азия / books / education / Late Antiquity / Early Byzantium / Eastern Mediterranean / Asia Minor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисова Ирина Викторовна

В работе рассматривается роль книжной культуры, состояние образованности в Восточном Средиземноморье ранневизантийского времени (IV—VII вв.) в контексте культурного континуитета между античностью и Средневековьем, на примере Малой Азии. Помимо внутренней истории книжного знания и школ, делаются общие наблюдения над спецификой ситуации в каждом из основных центров. Отдельно показано развитие античной и христианской интеллектуальных традиций по основным регионам. Сохранение высоких стандартов грамотности, книг и школ продолжалось до вступления Византии в «Темные века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK CULTURE AND EDUCATION IN EARLY BYZANTIUM (4th — 7th CENTURIES CE): ASIA MINOR

The paper considers the role of book culture, the state and evolution of education in the Eastern Mediterranean of the early Byzantine time (4th — 7th centuries) in the context of the cultural continuity between Antiquity and the Middle Ages, using the example of Asia Minor. In addition to the internal history of book knowledge and schools, general observations are made on the specifics of the situation in each of the main centers. Separately, the development of ancient and Christian intellectual traditions in the main regions is shown. Maintaining high standards of literacy, books, and schools continued until Byzantium entered the Dark Ages period.

Текст научной работы на тему «КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАННОСТЬ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ IV—VII вв.: МАЛАЯ АЗИЯ»

№ 12. 2020

УДК 94(569.4)

DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00016

И.В. Денисова

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАННОСТЬ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ IV—VII вв.:

МАЛАЯ АЗИЯ*

В работе рассматривается роль книжной культуры, состояние образованности в Восточном Средиземноморье ранневизантийского времени (IV—VII вв.) в контексте культурного континуитета между античностью и Средневековьем, на примере Малой Азии. Помимо внутренней истории книжного знания и школ, делаются общие наблюдения над спецификой ситуации в каждом из основных центров. Отдельно показано развитие античной и христианской интеллектуальных традиций по основным регионам. Сохранение высоких стандартов грамотности, книг и школ продолжалось до вступления Византии в «Темные века».

Ключевые слова: книги, образованность, Поздняя античность, Ранняя Византия, Восточное Средиземноморье, Малая Азия.

Сведения об авторах: Денисова Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, Белгородский государственный национально-исследовательский университет (НИУ «БелГУ»).

Контактная информация: 308015, г. Россия, г. Белгород, ул. Студенческая, д. 14, Кафедра всеобщей истории Белгородского государственного национально-исследовательского университета («НИУ БелГУ»); e-mail: bolgov@bsu.edu.ru.

I.V. Denisova

BOOK CULTURE AND EDUCATION IN EARLY BYZANTIUM (4th — 7th CENTURIES CE):

ASIA MINOR

The paper considers the role of book culture, the state and evolution of education in the Eastern Mediterranean of the early Byzantine time (4th — 7th centuries) in the context of the cultural continuity between Antiquity and the Middle Ages, using the example of Asia Minor. In addition to the internal history of book knowledge and schools, general observations are made on the specifics of the situation in each of the main centers. Separately, the development of ancient and Christian intellectual traditions in the main regions is shown. Maintaining high standards of literacy, books, and schools continued until Byzantium entered the Dark Ages period.

Key words: books, education, Late Antiquity, Early Byzantium, Eastern Mediterranean, Asia Minor.

About the authors: Denisova Irina Viktorovna, PhD (History), Belgorod State National Research University (NRU "BelSU").

Contact information: 308015, Russia, Belgorod, 14 Studencheskaya St.; Department of General History of the Belgorod State National Research University ("NRU BelSU"); e-mail: bolgov@bsu.edu.ru.

Малая Азия была наименее пострадавшим от варварских вторжений регионом позднеантичного мира. Там сохранился высокий уровень урбанизации и продолжала процветать городская жизнь. Благодаря существованию городов продолжалась жизнь и

Статья поступила в номер 12 августа 2020 г. Принята к печати 25 августа 2020 г.

© И.В. Денисова, 2020.

МАИАСП_Книжная культура и образованность в Ранней Византии_569

№ 12. 2020 IV—VII вв.: Малая Азия

деятельность многочисленных центров образованности и учености, существовало несколько интеллектуальных традиций: позднеантичная языческая, ортодоксальная христианская, еретические направления.

Античная традиция. Наиболее важными центрами образования и культуры в поздней античности были Пергам, Смирна, Филадельфия Лидийская, Афродисия Карийская, Сарды, Сида Памфилийская, Кесария Каппадокийская, Эги Киликийские. В течение V—VI вв. классическая традиция в регионе продолжала развиваться, здесь сохранялось много интеллектуальных центров и работали многочисленные интеллектуалы.

В Вифинии в IV в. славились как образовательные центры Никомедия и Никея, но из-за землетрясений эти города часто подвергались разрушениям и постепенно утратили свое культурное значение. В начале IV в. туда отправился преподавать латинскую грамматику Лактанций (Hier. De vir., Ill, 80). В середине IV в. в Никомедии открыл свою школу Либаний, также туда переехал философ Максим Эфесский, у которого обучался будущий император Юлиан, отправленный туда для продолжения образования Констанцием II (Socr. HE, III, 1). Известным ритором в Никомедии в IV в. был Аристенет, друг Либания (Watts 2008: 1), там же обучался и философ Фемистий (Болгова 2018: 72—85). Из Вифинии происходил знаменитый афинский ритор IV в. Гимерий (Болгова 2018: 111—132), а из близлежащей Пафлагонии — философ и ритор Фемистий, отец которого Евгений также был софистом. Фемистий был учеником Гиерокла, преподававшего около Понта, возможно, в Синопе (Themist., Or. XXVII).

Важные классические традиции сохраняла Иония (эгейское побережье). Из Смирны происходил софист второй половины IV в. Нимфидиан, который получил риторическое образование на родине и никогда не был в Афинах, тем не менее, прославился, и стал секретарем императора Юлиана, и доводился братом философу Максиму, как и Клавдиан, являвшийся также известным философом (Eunap., V. soph., 473, 497). Также известен крупный эпический поэт IV века Квинт Смирнский (Соболевский, Грабарь-Пассек, Петровский 1960: 322).

В Пергаме в IV в. работала важнейшая школа неоплатонизма. Ее основал Эдесий Каппадокийский, ученик Ямвлиха (Ведешкин 2019: 13—59). Самым именитым выходцем Пергамской школы и учеником Эдесия был император—язычник Юлиан Отступник (361— 363), большое внимание уделявший философским штудиям на основе Аристотеля и Платона (Ведешкин 2017: 20—28). Помимо Юлиана учениками Эдесия были Максим Эфесский, Хрисанфий из Сард, ставший его преемником, Приск из Эпира, Евсевий из Минда. Максим Эфесский стал советником и близким другом императора Юлиана (Eunap., V. soph., 461, 464—465, 470, 473—474), о нем упоминает Аммиан Марцеллин (Amm. Marc. Res gest., XXII, 7, 3, XXIX, 1, 42). Учеником Эдесия был непревзойденный софист и ритор Евстафий. Он женился на Сосипатре (Болгова 2016: 88—94), женщине-философе, развивавшей мистическое направление философии, которая после смерти мужа переселилась к Эдесию и организовывала философские вечера. Из школы Евстафия и Сосипатры вышло много философов — последователей их учения, однако, ничем не прославившихся. Их младший сын Антонин полностью посвятил себя служению язычеству и был видным религиозным деятелем в Александрии, основав там мистическую религиозно-философскую школу (Eunap., V. soph., 465—472).

Из Пергама происходил знаменитый языческий врач второй половины IV в. Орибасий (Eunap. V. soph., 498—499), придворный врач императора Юлиана (Болгова 2019: 11-31).

Из Милета происходил ученый-антиквар первой половины VI в. Гесихий Милетский, построивший в родном городе бани (Kaldellis 2005: 381—403).

№ 12. 2020

Еще одним центром учености была Лидия, расположенная несколько восточнее Ионии. Сарды — столица Лидии — были родиной историка Евнапия Сардского и его учителя неоплатоника Хрисанфия (Eunap. V., soph., 477, 500—503, 505). Из Сард также происходил знаменитый врач Ионик — представитель врачебной династии, обучавшийся в Александрии. Он знал все об анатомии человеческого тела, умел искусно врачевать и перевязывать раны, знал все известные на тот момент лекарства и способы их приготовления (Болгова 2019: 93— 94).

Во времена гонений на язычников крупнейший философ V в. Прокл и его кружок поселились в Филадельфии Лидийской, которую по уровню сохранения античной традиции называли «маленькие Афины» (Lyd. De mens., IV, 2).

Хорошее классическое образование в этом же городе получил имперский чиновник VI в. Иоанн Лид, который хорошо знал латынь и восхищался древнеримской культурой (Maas 1992: 25, 45). Он подготовил работу «О магистратах римского народа» о происхождении всех древнеримских магистратов и префектуры претория, а также «О месяцах» — о древнеримской календарной традиции, и «О знамениях» — посвященных интерпретации природных явлений как предзнаменований в основном древнеримскими авторами, а также ряд панегириков (Maas 1992: 7—9).

Из Лидии также происходил философ-неоплатоник, ученик Дамаския Присциан Лид, последовавший за ним в Персию после закрытия Афинской школы философии (Agath. Hist., II, 30—32).

Как сообщает Евнапий, книги очень ценились малоазийскими интеллектуалами, они брали их в путешествия и перевозили с собой, как самое ценное (Eunap. V. soph., 505; Damasc., 119).

Юго-запад Малой Азии занимали Кария и Ликия. В Афродисии Карийской во второй половине V в. жил философ Асклепиодот, преподававший в Александрии и близкий с александрийскими философскими школами (Damasc., 80—82, 83, 85—87, 90, 93, 95—96, 103, 144; Zach., V. Sev. 16—20, 25, 49—50). Также там были известны братья философ Демохарий и софист Прокл, чей младший брат Паралий обучался в Александрии (Zach., V. Sev. 13—15, 54).

В VI веке в связи с гонениями на язычников языческие религиозные и интеллектуальные центры западной Малой Азии были в значительной мере разрушены (Constantelos 1964: 372—380), особо большой вклад в это внес известный церковный деятель и писатель второй половины VI века Иоанн Эфесский (Дьяконов 1908: 69). Однако Афродисия сохраняла славу последнего языческого города еще в VII в. (Болгов 2017: 72—75).

Из Ликии происходил знаменитый неоплатоник V в. Прокл Диадох, первое образование получивший у грамматика у себя на родине в Ксанфе (Marin., V. Procl. 7).

Видимо, в это же время жил и работал ликийский историк Капитон, который знал как греческий, так и латинский язык. Он написал «Исаврику» в 8 книгах, а также местные истории о Ликии и Памфилии (Suid., К 342).

На южном побережье сохранялись многочисленные позднеантичные города (Атталия, Сида, Перге), где продолжались традиции античной учености. Здесь же уже в V в. укрепилась христианская традиция (св. Матрона Пергская).

Юго-восток Малой Азии занимали Исаврия и Киликия. Во второй половине V в. жил и писал историк Кандид, родом из Исаврии, посвятивший свое произведение временам от императора Льва I до эпохи императора Анастасия I (Phot. Bibl., 79).

Из Исаврии происходил софист первой половины V века Леонат, обучавший Прокла Диадоха в Александрии (Marin., V. Procl. 8), а во второй половине V в. в Афинах преподавал

МАИАСП_Книжная культура и образованность в Ранней Византии_571

№ 12. 2020 IV—VII вв.: Малая Азия

софист Супериан из Исаврии, ученик школы Лахара. Супериан, как сообщают источники, медленно соображал, но компенсировал это своим усердием. Он был соперником сына своего учителя — софиста Митрофана (Damasc., 61—63).

Попытка возрождения язычества в Исаврии была предпринята во время восстания исавров в царствование императора Зенона (474—491). Выбранный при поддержке знатного исаврийского военачальника Илла альтернативным императором Леонтий держал при себе в качестве советника астролога и грамматика Пампрепия, который потом предал и бросил инсургентов (Damasc., 113, 115; Malal. Chron., XV, 13—14; Malch., fr. 22—23; Phot. Bibl., 79).

Во времена императора Льва I (457—474) известность получил языческий философ и квестор Изокасий, который происходил из Эг в Киликии (Malal. Chron., XIV, 38). Из Киликии происходил и известный философ-неоплатоник VI века и ученик Дамаския Симпликий (Agath. Hist., II, 30—32).

Христианская традиция получила первоначальное развитие преимущественно во внутренних районах Малой Азии — Каппадокии и Галатии. Наибольшую известность получила христианская традиция классически образованных каппадокийцев: святые Григорий Богослов (Назианзин), Василий Великий, Григорий Нисский, брат св. Василия Великого и друг св. Иеронима (Hier. De vir. ill., 116, 117, 128). Таким образом, Каппадокия может считаться главным оплотом христианства в регионе.

Григорий Назианзин страстно защищал доступ христиан к классическому наследию, считаясь одним из самых лучших греческих ораторов и риторов любого периода. Григорий Нисский, Василий Кесарийский выступали за разумное чтение классических произведений в трактате, составленном на основе Платона, Демосфена и Ксенофонта (Cameron, Garnsey 2008: 668—669). Василий Великий и Григорий Каппадокийский писали о пользе языческих книг и возможности использовать их в обучении христианина (Bas. Caes., Or. 22). Григорий Назианзин гневно обрушился на запрет Юлиана преподавать христианам в школах (Greg. Naz., Or. IV). Учеником святителей стал Евагрий Понтийский (Дунаев, Фокин 2012: 557— 581). Астерий Амасийский (ок. 350—410), епископ, проповедник, христианский писатель, также родился в Каппадокии, был сначала юристом (Никифоров 2008: 636).

В Малой Азии основывались монашеские центры и получила развитие монашеская литература — наиболее известен «Лавсаик» галатского епископа V в. Палладия Еленопольского, ученика Иоанна Златоуста, написавшего его «Житие» (см.: Балаховский 2002). Устав для монастырей первым написал св. Василий Великий.

В первой половине IV века епископами Анкиры в Галатии были Маркелл и Василий, которые писали антиеретические и антиязыческие сочинения (Hier., De vir. ill., 86, 89). Учеником Марцелла был епископ в Галатии Фотиан, считавшийся еретиком, писавший антиязыческие книги (Hier., De vir. ill., 105). Феодор Анкирский — апологет против несториан, который составлял свои трактаты по всем канонам античной диалектики (Gen. Mass., De vir. ill., 55).

Малоазийскими историками различных регионов создавались жития подвижников Малой Азии, а также «Церковные истории», например Иоанна Эгского, Василия Киликийского, Геласия Кизикского и др.

Из Ликии происходил епископ Мефодий, затем переведенный на кафедру в Тир, который писал сочинения против Порфирия (Hier., De vir. ill., 83). Севериан, епископ из Габалы в Ликии, противник Иоанна Златоуста, прославился своим красноречием и проповедями, о которых с похвалой отзывались церковные историки Созомен и Сократ Схоластик (Sozom. HE., VIII, 10; Socr. HE., VI, 11).

№ 12. 2020

В IV—V вв. известен Макарий Магнезийский (IV—V вв.). малоазиатский епископ, участник Собора под дубом (403 г.), который опровергал неоплатоников (еп. Арсений 1883: 597—632).

Неортодоксальные направления христианства. В Малоазийском регионе на протяжении IV—V вв. были распространены многочисленные ереси. Монтанизм существовал вплоть до VI века (Vryonis 1971: 57). В IV веке известен епископ Евсевий Никомедийский, последователь Антиохийской школы, поддерживавший Ария (Young 1983: 92). Астерий Софист (умер ок. 341 г.) — арианский богослов из Каппадокии (Hier., De vir. ill., 94), Евномий Кизикский (ум. в 393 г.) — лидер ереси евномиан, вступивший в полемику с каппадокийцами, Дидимом и Аполлинарием (Hier., De vir. ill., 120). Из Каппадокии происходил и Филосторгий (368—439), автор арианской «Церковной истории», имевший медицинское образование. Его учителем был языческий иатрософист Магн (Treadgold 2010: 126—127).

Одним из важных центров была Кесария Каппадокийская, где в конце III — начале IV в. обучался Григорий Просветитель, первый католикос Армении, а затем его прапраправнук католикос Нерсес Великий (Mos. Chor. Hist. Arm., II, 80, III, 47). В Кесарии Каппадокийской хорошее образование поддерживалось и во второй половине V века: префект претория 471 г. Константин Мазакский был отлично образован и владел языками (Lyd. De mag., II, 20). В VI веке там был епископом оригенист Феодор Аскрида (Cyr. Scyth., V. Sab., 83).

В Памфилии родился церковный историк Филипп Сидский. Его родственником был Троил, знаменитый софист и ритор, христианский писатель, который писал политические речи и письма, которые не сохранились (Ващева 2013: 232—233). С ним в начале V в. советовался префект претория Анфемий (Socr. HE., VII.1). У него учился Евсевий Схоластик

— автор «Истории Гайны», ритор Сильван, ритор Аблавий, ставший затем епископом никейско-новацианской церкви. Из Сиды происходил св. Евстафий Антиохийский (Hier., De vir. ill., 85), поборник православия, которого высоко чтили Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Иероним Стридонский и Анастасий Синаит (Никифоров 2010: 283—293). Во времена Юстиниана был известен ученый, философ, астроном, поэт и грамматик Трибониан Сидский, который оставил много сочинений в этих областях. Его считают родственником квестора Трибониана, который также происходил из Памфилии (Suid., T 956, T 957).

В VII в. наиболее прославился малоазийский христианский поэт Георгий Писида (до 600

— 634). Он происходил из Антиохии Писидийской. Был служителем в соборе св. Софии в Константинополе. Автор поэм «Истории Ираклия», «Истории аваров», «Похвалы монаху Анастасию» и других сочинений. Всего до нас дошло более 5 тысяч его стихотворений на историческую и религиозную тематику, написанных триметрическим ямбом. Свои стихи он писал на греческом (Frendo 1984: 159—187), уже в значительной мере отойдя от классических принципов стихосложения.

В целом, Малая Азия эпохи поздней античности дала много интеллектуалов, как язычников, так и христиан, внесших заметный вклад в сохранение высокого уровня образованности и книжной культуры Ранней Византии.

МАИАСП_Книжная культура и образованность в Ранней Византии_573

№ 12. 2020 IV—VII вв.: Малая Азия

Литература

Алиева О. (изд.). 2018. Свт. Василий Великий. Послание к юношам о пользе греческих книг. Москва: ГЛК.

Аревшатян С., Саркисян Г. (ред.). 1990. Мовсес Хоренаци. История Армении в трех частях. Ереван: Айастан.

Балаховский А.С. (ред.). 2002. Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. Москва: ИМЛИ РАН.

Василий Великий. 1994. О том, какую пользу могут получать молодые люди из языческих книг. В: Безрогов В.Г., Варьяш О.И. (ред.). Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. I. Москва: Аспект Пресс, 91—103.

Болгов Н.Н. 2017. Афродисия в Карии ранневизантийского времени. B: Литовченко С.Д., Сорочан С.Б. (ред.). Laurea II. Античный мир и Средние века: Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадеева, к 90-летию со дня рождения. Материалы. Харьков: ООО «НТМТ», 72—75.

Болгова А.М. 2016. Женщины-философы в традиции школьного неоплатонизма Ранней Византии: Сосипатра. Кондаковские чтения V, 88—94.

Болгова А.М. 2018. Ранневизантийские портреты: риторы, софисты, философы. Белгород: НИУ «БелГУ».

Болгова А.М. 2019. Ранневизантийские портреты: иатрософисты. Белгород: НИУ «БелГУ».

Ващева И.Ю. 2013. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности (IV—VII вв.). Дисс. докт. истор. наук. Нижний Новгород.

Ведешкин М.А. 2017. «Когда я вышел уже из детского возраста, мой путь лежал через труды Платона и Аристотеля»: Аристотель и перипатетическая традиция в куррикулуме Юлиана Отступника. История философии 22(2), 20—28.

Ведешкин М.А. 2019. Потерянное звено «Золотой цепи». Эдесий и пергамская школа неоплатонизма. Hypothekai: журнал по истории античной педагогической культуры 3. Образование в Поздней античности, 13—59.

Гаспаров М.Л. (изд.). 1986. Марин. Прокл, или о счастье. В: Митин М.Б. (ред.). Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Москва: Мысль, 441—454 (Философское наследие 99).

Грабарь-Пассек М.Е. (ред.). 1964. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II—Vвека. Москва: Наука, 80—84.

Дарк Е.А., Хорьков М.Л. (изд.). 1997. Евнапий. Жизни философов и софистов. В: Тимофеев М.А. (ред.). Римские историки IVвека. Москва: РОССПЭН, 225—297.

Дестунис С. (пер.). 1860. Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Т. 1. Санкт-Петербург: Типография Леонида Демиса, 213—249.

Дунаев, А.Г., Фокин, А.Р. 2012. Евагрий Понтийский. Православная энциклопедия 16, 557—581.

Дьяконов А.П. 1908. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. Санкт-Петербург: Типография В.Ф. Киршбаума.

еп. Арсений (Иващенко). 1883. Макарий, Магнезийский епископ в конце IV и начале V века, и его сочинения. Христианское чтение. Ч. 1. № 5—6, 597—632.

Кривушин И.В. (изд.). 1996. Сократ Схоластик. Церковная история. Москва: РОССПЭН.

Левченко М.В. (изд.). 1953. Агафий. О царствовании Юстиниана. Москва; Ленинград: АН СССР.

Лукомский Л.Ю., Кулаковский Ю.А., Сонни А.И. (изд.). 2000. Аммиан Марцеллин. Римская история. Санкт-Петербург: Алетейя.

Никифоров М.В. 2008. Астерий. Православная энциклопедия 3, 636.

Никифоров М.В. 2010. Евстафий. Православная энциклопедия 17, 283—293.

свящ. Виноградов Н. (изд.). 2000. Григорий Богослов. Первое обличительное слово на царя Юлиана. В: Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск: Харвест; Москва: АСТ, 78—148.

Соболевский С.И., Грабарь-Пассек М.Е., Петровский Ф.А. (изд.). 1960. История греческой литературы. Т. 3. Литература эллинистического и римского периодов. Москва: АН СССР.

Тимофеев М.А. (изд.). 2007. Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях. В: Церковные историки IV—Vвеков. Москва: РОССПЭН, 61—97.

№ 12. 2020

Тимофеев М.А. (изд.). 2007. Иероним Стридонтский. Книга о знаменитых мужах. В: Церковные историки IV—Vвеков. М.: РОССПЭН, 11—61.

Фишер Е. (изд.). 1850. Палладий Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. Санкт-Петербург: Типография Е. Фишера.

Фишер Е. (ред.). 1851. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. Санкт-Петербург: Типография Фишера.

Athanassiadi P. (ed.). 1999. Damascius. The Philosophical History. Athens: Apameia.

Bandy A. (ed.). 2013. Ioannes Lydus. On the Months (De Mensibus). Lewiston; Queenston; Lampeter: Edwin Mellen Press.

Bekker I. (ed.). 1824. Photii Bibliotheca. Berolini: G. Reimeri.

Bekker I. (ed.). 1854. Suidae Lexicon. Berolini: G. Reimeri.

Brock S., Fitzgerald B. (eds.). 2013. Two Early Lives of Severos, Patriarch of Antioch. Liverpool: Liverpool University Press.

Cameron Av., Garnsey P. (eds.). 2008. CAH. Vol. XIII. The Late Empire. A.D. 337—425. Cambridge: Cambridge University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Constantelos D.J. 1964. Paganism and the State in the Age of Justinian. The Catholic Historical Review. Vol. 50. No. 3. Oct., 372—380.

Frendo J.D.C. 1984. The Poetic Achievement of George of Pisidia. In: Moffatt A. (ed.). Maistor: Classical, Byzantine and Renaissance studies for Robert Browning. London: Brill, 159—187 (Byzantina Australiensia 5).

Kaldellis A. 2005. The Works and Days of Hesychios the Illoustrios of Miletos. Greek, Roman, and Byzantine Studies. 45, 381—403.

Maas M. 1992. John Lydus and the Roman Past. London; New York: Routledge.

Cyril of Scythopolis. 1991. Live of Sabas. In: Price R.M., Binns J. (eds.). Lives of the Monks of Palestine. Kalamazoo, Michigan: Cistercian Publications, 93—220 (Cistercian Studies).

Thurn H. (ed.). 2000. Ioannis Malalae Chronographia. Berlin; New York: W. de Gruyter (CFHB).

Treadgold W. 2007. The Early Byzantine Historians. Basingstoke; New York: Palgrave MacMillan.

Vryonis S. 1971. The decline of medieval Hellenism in Asia Minor and the process of Islamization from the eleventh through the fifteenth century. Berkeley: University of California.

Watts E. 2008. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press.

Young F. 1983. From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press.

References

Aliyeva, O. (ed.). 2018. Svt. Vasiliy Velikiy. Poslaniye k yunosham o pol'ze grecheskikh knig (St. Basil the Great. Message to the Young Men on the Benefits of Greek Books). Moscow: GLK (in Russian).

Arevshatyan, S., Sarkisyan, G. (eds.). 1990. Movses Khorenatsi. Istoriya Armenii v trekh chastyakh (Movses Khorenatsi. History of Armenia in three parts). Erevan: Ayastan (in Russian).

Balakhovskiy, A.S. (ed.). 2002. Dialog Palladiya, yepiskopa Yelenopol'skogo, s Feodorom, rimskim diakonom, povestvuyushchiy o zhitii blazhennogo Ioanna, episkopa Konstantinopol'skogo, Zlatousta (Dialogue between Palladius, Bishop of Elenopolis, and Theodore, a Roman deacon, telling about the life of Blessed John, Bishop of Constantinople, Chrysostom). Moscow: IMLI RAN (in Russian).

Basil the Great. 1994. In: Bezrogov, V.G., Var'yash, O.I. (eds.). Antologiya pedagogicheskoy mysli khristianskogo srednevekov'ya (Anthology of pedagogical thought of the Christian Middle Ages). Vol. I. Moscow: Aspekt Press, 91—103 (in Russian).

Bolgov, N.N. 2017. In: Litovchenko, S.D., Sorochan, S.B. (eds.). Laurea II. Antichnyy mir i Sredniye veka: Chteniya pamyati professora Vladimira Ivanovicha Kadeyeva, k 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Materialy (The Ancient World and the Middle Ages: Readings in memory of Professor Vladimir Ivanovich Kadeev, to the 90th anniversary of his birth. Materials). Kharkiv: OOO "NTMT", 72—75 (in Russian).

Bolgova, A.M. 2016. In Kondakovskiye chteniya (Kondakov Readings) V, 88—94 (in Russian).

Bolgova, A.M. 2018. Rannevizantiyskiye portrety: ritory, sofisty, filosofy (Early Byzantine portraits: rhetoricians, sophists, philosophers). Belgorod: NIU "BelGU" (in Russian).

Bolgova, A.M. 2019. Rannevizantiyskiye portrety: iatrosofisty (Early Byzantine Portraits: Iatrosophists). Belgorod: NIU "BelGU" (in Russian).

МАИАСП_Книжная культура и образованность в Ранней Византии_575

№ 12. 2020 IV—VII вв.: Малая Азия

Vashcheva, I.Yu. 2013. The phenomenon of "Church stories" in the era of late antiquity (4th — 7th centuries). Dr. habil. Thesis. Nizhny Novgorod.

Vedeshkin, M.A. 2017. In Istoriya filosofii (History of Philosophy) 22(2), 20—28 (in Russian).

Vedeshkin, M.A. 2019. In Hypothekai: zhurnal po istorii antichnoy pedagogicheskoy kul'tury (Hypothekai: Journal of the History of Classical Pedagogical Culture) 3. Obrazovaniye v Pozdney antichnosti (Education in Late Antiquity), 13—59 (in Russian).

Gasparov, M.L. (ed.). 1986. In: Mitin, M.B. (ed.). Diogen Laertskiy. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov (Diogenes Laertius. About the life, teachings and sayings of famous philosophers). Moscow: Mysl', 441—454 (Philosophical heritage 99) (in Russian).

Grabar-Passek, M.E. (ed.). 1964. Pamyatniki pozdnego antichnogo oratorskogo i epistolyarnogo iskusstva II—V veka (Monuments of late antique oratory and epistolary art of the 2nd — 5th centuries). Moscow: Nauka, 80—84 (in Russian).

Dark, E.A., Khorkov, M.L. (eds.). 1997. In: Timofeyev, M.A. (ed.). Rimskiye istoriki IV veka (Roman historians of the 4th century). Moscow: ROSSPEN, 225—297 (in Russian).

Destunis, S. (transl.). 1860. Vizantiyskiye istoriki Deksipp, Evnapiy, Olimpiodor, Malkh, Petr Patritsiy, Menandr, Kandid, Nonnos i Feofan Vizantiyets (Byzantine historians Dexippus, Evnapius, Olympiodorus, Malchus, Peter Patricius, Menander, Candide, Nonnos and Theophanes the Byzantine). Vol. 1. Saint Petersburg: Tipografiya Leonida Demisa, 213—249 (in Russian).

Dunayev, A.G., Fokin, A.R. 2012. In Pravoslavnaya entsiklopediya (Orthodox Encyclopedia) 16, 557—581 (in Russian).

Dyakonov, A.P. 1908. Ioann Yefesskiy i ego tserkovno-istoricheskiye trudy (John of Ephesus and His Church Historical Works). Saint Petersburg: Tipografiya V.F. Kirshbauma (in Russian).

ep. Arseniy (Ivashchenko). 1883. In Khristianskoye chteniye (Christian reading). Pt. 1. No. 5—6, 597—632 (in Russian).

Krivushin, I.V. (ed.). 1996. Sokrat Skholastik. Tserkovnaya istoriya (Socrates Scholastic. Church history). Moscow: ROSSPEN (in Russian).

Levchenko, M.V. (ed.). 1953. Agafiy. O tsarstvovanii Yustiniana (Agathius. About the reign of Justinian). Moscow; Leningrad: AN SSSR (in Russian).

Lukomskiy, L.Yu., Kulakovskiy, Yu.A., Sonni, A.I. (eds.). 2000. Ammian Martsellin. Rimskaya istoriya (Ammianus Marcellinus. Roman history). Saint Petersburg: Aleteyya (in Russian).

Nikiforov, M.V. 2008. In Pravoslavnaya entsiklopediya (Orthodox Encyclopedia) 3, 636 (in Russian).

Nikiforov, M.V. 2010. In Pravoslavnaya entsiklopediya (Orthodox Encyclopedia) 17, 283—293 (in Russian).

pr. Vinogradov, N. (ed.). 2000. In: Grigoriy Bogoslov. Sobraniye tvoreniy (Collection of works). Vol. 1. Minsk: Kharvest; Moscow: AST, 78—148 (in Russian).

Sobolevskiy, S.I., Grabar-Passek, M.Ye., Petrovskiy, F.A. (eds.). 1960. Istoriya grecheskoy literatury (History of Greek Literature). Vol. 3. Literatura ellinisticheskogo i rimskogo periodov (Literature of the Hellenistic and Roman periods). Moscow: AN SSSR (in Russian).

Timofeyev, M.A. (ed.). 2007. In: Tserkovnyye istoriki IV—V vekov (Church historians of the 4th — 5th centuries). Moscow: ROSSPEN, 61—97 (in Russian).

Timofeyev, M.A. (ed.). 2007. In: Tserkovnyye istoriki IV—V vekov (Church historians of the 4th — 5th centuries). Moscow: ROSSPEN, 11—61 (in Russian).

Fisher, E. (ed.). 1850. Palladiy Elenopol'skiy. Lavsaik, ili Povestvovaniye o zhizni svyatykh i blazhennykh ottsev (Palladium of Elenopol. Lavsaik, or the Story of the Life of the Saints and Blessed Fathers). Saint Petersburg: Tipografiya E. Fishera (in Russian).

Fisher, E. (ed.). 1851. Tserkovnaya istoriya Ermiya Sozomena Salaminskogo (Ecclesiastical history of Ermiya Sozomen of Salamis). Saint Petersburg: Tipografiya E. Fishera (in Russian).

Athanassiadi, P. (ed.). 1999. Damascius. The Philosophical History. Athens: Apameia.

Bandy, A. (ed.). 2013. Ioannes Lydus. On the Months (De Mensibus). Lewiston; Queenston; Lampeter: Edwin Mellen Press.

Bekker, I. (ed.). 1824. Photii Bibliotheca. Berolini: G. Reimeri.

Bekker, I. (ed.). 1854. Suidae Lexicon. Berolini: G. Reimeri.

Brock, S., Fitzgerald, B. (eds.). 2013. Two Early Lives of Severos, Patriarch of Antioch. Liverpool: Liverpool University Press.

Cameron, Av., Garnsey, P. (eds.). 2008. CAH. Vol. XIII. The Late Empire. A.D. 337—425. Cambridge: Cambridge University Press.

№ 12. 2020

Constantelos, D.J. 1964. Paganism and the State in the Age of Justinian. The Catholic Historical Review.

Vol. 50. No. 3. Oct., 372—380. Frendo, J.D.C. 1984. The Poetic Achievement of George of Pisidia. In: Moffatt, A. (ed.). Maistor: Classical, Byzantine and Renaissance studies for Robert Browning. London: Brill, 159—187 (Byzantina Australiensia 5).

Kaldellis, A. 2005. The Works and Days of Hesychios the Illoustrios of Miletos. Greek, Roman, and

Byzantine Studies. 45, 381—403. Maas, M. 1992. John Lydus and the Roman Past. London; New York: Routledge.

Cyril of Scythopolis. 1991. Live of Sabas. In: Price, R.M., Binns, J. (eds.). Lives of the Monks of Palestine.

Kalamazoo, Michigan: Cistercian Publications, 93—220 (Cistercian Studies). Treadgold, W. 2007. The Early Byzantine Historians. Basingstoke; New York: Palgrave MacMillan. Thurn, H. (ed.). 2000. IoannisMalalae Chronographia. Berlin; New York: W. de Gruyter (CFHB). Vryonis, S. 1971. The decline of medieval Hellenism in Asia Minor and the process of Islamization from the

eleventh through the fifteenth century. Berkeley: University of California. Watts, E. 2008. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley; Los Angeles; London:

University of California Press. Young, F. 1983. From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.