Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
УДК 658.5:629.78
В. С. Сученкова Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЯПОНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА
Рассмотрены принципы управления в космической отрасли Японии. Выделен ряд проблем в данной отрасли, а также рассмотрена перспектива ее развития.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях.
Япония является одной из ведущих стран мира. В сфере экономики она одна из наиболее развитых стран. Ее валовой национальный продукт (ВНП) является вторым по величине в мире. Производственная сфера Японии очень развита: многие автомобили и бытовые приборы идут на экспорт. Но в, то, же время в Японии не очень хорошо развита космическая отрасль. Япония осознает то, что бы оставаться ведущей державой, ей необходимо развивать, а так же финансировать данную отрасль.
В Японии долгие годы существовал принцип «пожизненного найма», но в последнее время приоритет отдается, как и в европейских государствах, условиям работы и оплате труда. Так же этот факт затронул и космическую отрасль. В японской космической промышленности работает на настоящий момент около 6250 специалистов, однако их число нестабильно, так же как и динамика занятости в космической сфере, что происходит из-за двадцатилетнего замедления роста экономики Японии, на который накладывается мировой финансовый кризис. В связи с этим японская космическая промышленность теряет свои кадры которым не находится замены [1].
Японский менеджмент учитывает потребности общества. Что касается коммерческой деятельности по запускам, то недостатком японских носителей была и остаётся чрезмерно высокая стоимость, делающая их неконкурентоспособными на мировом рынке. Но японская космическая стратегия рассматривает космические средства, прежде всего как средства достижения национальных целей, считая возможность получения доходов от их использования целью второго порядка.
У японской космической отрасли существует ряд проблем: 1) видимое отсутствие политической воли к реализации крупных проектов; 2) неясные цели и нечётко определенные средства в области работ по изучению и освоению космического пространства; 3) ограниченное финансирование космической программы; 4) невысокий темп космических пусков [1].
Для решения этих проблем необходимо, более активное участие государства в разработке и реализации
планов развития космической отрасли, и финансирования в нужном объеме данной отрасли.
Сегодня в мировой практике большое значение в развитии компаний имеет четко разработанная стратегия управления. И японцы здесь занимают лидирующее место. Они как нельзя лучше научились продумывать пути развития отрасли и успешно применяют данное умение на практике. В 2005 г. JAXA (японское агентство аэрокосмических исследований) утвердило план стратегического развития на ближайшие 20 лет и сейчас сфокусировано на целях, поставленных на первое десятилетие этого 20-летнего плана. Перспективы космической деятельности Японии в период до 2013 г. описаны в Базовом космическом плане (Basic Space Plan), утверждённом в июне 2009 г. Его целью является повышение конкурентоспособности космической промышленности Японии. В плане, в частности, прописаны проекты по организации серии лунных и межпланетных автоматических миссий, а также показано, какое место занимает космическая деятельность в системе национальной безопасности страны. Шесть ключевых целей концентрируются на «обеспечении безопасного, защищённого и процветающего общества через развитие в космосе, а также повышение национальной безопасности через развитие космической деятельности» [1].
Основное отличие японского менеджмента от западного заключается в том, что японцы используют систему гласности и контроля качества продукции. Они не пытаются повысить доход путем увеличения объемов производства. Наоборот, стараются отдавать приоритет отслеживанию качества, нежели сверхпроизводству. Практика открытого обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления со стороны сотрудников. Ведь они уже осведомлены о грядущих переменах и морально к ним готовы. Такой метод управления крайне отличается от западного, где руководство предпочитает ставить работников перед фактом внедрения изменений. Вообще в Японии человек с его потребностями и особенностями стоит в центре управленческой концепции. Еще Ко-носуке Мацусита отмечал необходимость правильной оценки потенциала человека и создания условий для его продуктивного роста. Именно поэтому в Японии приоритет отдается трем элементам производственного процесса - человеку, финансам и технологии [2].
Итак, не смотря на существующие проблемы Японии в космической отрасли, она осознает необходимость ее развития. В 2005 г. под эгидой JAXA был учрежден Центр Космического Образования. Но фи-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
нансирование космических программ пока недостаточно. Так если сравнить с финансированием этой отрасли в США то, эта цифра в 70 раз меньше. Япония, в ближайшие 10 лет, планировала увеличить финансирование космической отрасли. Однако в связи с последними событиями, землетрясением и цунами, которые повлекли за собой много жертв и разрушений, Япония сейчас находится в очень тяжелом положении. Японии необходимы средства и ресурсы на восстановление экономики страны и сохранения ее как ведущей страны в мировом сообществе. Вероятно, именно теперь, для более точного прогнозирования
катастроф в Японии начнется новый этап освоения космоса.
Библиографические ссылки
1. Космическая деятельность ведущих государств мира. URL: http://www.payson.ru/mai2010/pre-print.pdf.
2. Пивоваров С. Э., Максимцев И. Л. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008.
© Сученкова В. С., Кукарцев А. В., 2011
УДК 651.4/.8(075.8)
О. Н. Шульгина, К. К. Соколова Научный руководитель - Л. А. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рассмотрены некоторые вопросы организации электронного делопроизводства на российских предприятиях. Приведен сравнительный анализ применения компьютерных технологий в управленческой деятельности российских предприятий.
Задачи информационных технологий и проблемы их использования в обеспечении управленческой деятельности предприятий. Управленческая деятельность предприятий в России осуществляется с помощью документов, которые одновременно являются источником, результатом и инструментом этой деятельности. Делопроизводственные функции по созданию и оформлению документов, а также по работе с ними закреплены соответствующей нормативно-правовой базой, которая реализуется в России под общим названием Государственной системы доку-ментационного обеспечения управления (ГСДОУ). Актуальной задачей управленческой деятельности в настоящее время является работа по совершенствованию документационного обеспечения управления на базе современных информационных технологий.
28 января 2002 г. постановлением Правительства РФ № 65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая предусматривала «перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления».
Хотя многие организации и предприятия установили различные системы автоматизации делопроизводства, создание документов и обмен ими до сих пор чаще всего происходит в традиционной бумажной форме. Это не позволяет полностью перейти к работе с электронными документами.
Полное упразднение бумажного документооборота сейчас невозможно. Особенности российского делопроизводства, определенный консерватизм персонала и другие причины не позволяют с введением на предприятиях компьютерных технологий коренным обра-
зом изменить порядок работы с документами. Основной причиной является не наличие или отсутствие технических средств, а от принятых в системе управления норм, правил и традиций, имеющих законодательное или нормативно-методическое закрепление.
С другой стороны, отсутствие закона об электронном документе предполагает обязательное наличие бумажного подлинника любого значимого документа даже при существовании электронного варианта. Сегодняшние стандарты делопроизводства не учитывают особенностей работы с электронными документами. Автоматизация делопроизводства на большинстве предприятий позволяет уменьшить трудоемкость рутинных ручных операций по обработке документов, ведению контроля за исполнением, осуществлению информационно-поисковой работы.
22 сентября 2009 г. Правительство РФ утвердило «Положение о системе межведомственного электронного документооборота».
1 августа 2011 г. вступает в действие ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению».
Эти законодательные акты должны существенно активизировать повсеместный переход российских предприятий и организаций к работе с электронными документами, к современным компьютерным технологиям делопроизводства, к системам электронного документооборота, обеспечить единый формат обмена документами между предприятиями.
Сравнительный анализ применения компьютерных технологий в управленческой деятельности российских предприятий. На современном предприятии основными технологическими инструментами работы с документами являются компьюте-