Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
нансирование космических программ пока недостаточно. Так если сравнить с финансированием этой отрасли в США то, эта цифра в 70 раз меньше. Япония, в ближайшие 10 лет, планировала увеличить финансирование космической отрасли. Однако в связи с последними событиями, землетрясением и цунами, которые повлекли за собой много жертв и разрушений, Япония сейчас находится в очень тяжелом положении. Японии необходимы средства и ресурсы на восстановление экономики страны и сохранения ее как ведущей страны в мировом сообществе. Вероятно, именно теперь, для более точного прогнозирования
катастроф в Японии начнется новый этап освоения космоса.
Библиографические ссылки
1. Космическая деятельность ведущих государств мира. URL: http://www.payson.ru/mai2010/pre-print.pdf.
2. Пивоваров С. Э., Максимцев И. Л. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008.
© Сученкова В. С., Кукарцев А. В., 2011
УДК 651.4/.8(075.8)
О. Н. Шульгина, К. К. Соколова Научный руководитель - Л. А. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рассмотрены некоторые вопросы организации электронного делопроизводства на российских предприятиях. Приведен сравнительный анализ применения компьютерных технологий в управленческой деятельности российских предприятий.
Задачи информационных технологий и проблемы их использования в обеспечении управленческой деятельности предприятий. Управленческая деятельность предприятий в России осуществляется с помощью документов, которые одновременно являются источником, результатом и инструментом этой деятельности. Делопроизводственные функции по созданию и оформлению документов, а также по работе с ними закреплены соответствующей нормативно-правовой базой, которая реализуется в России под общим названием Государственной системы доку-ментационного обеспечения управления (ГСДОУ). Актуальной задачей управленческой деятельности в настоящее время является работа по совершенствованию документационного обеспечения управления на базе современных информационных технологий.
28 января 2002 г. постановлением Правительства РФ № 65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая предусматривала «перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления».
Хотя многие организации и предприятия установили различные системы автоматизации делопроизводства, создание документов и обмен ими до сих пор чаще всего происходит в традиционной бумажной форме. Это не позволяет полностью перейти к работе с электронными документами.
Полное упразднение бумажного документооборота сейчас невозможно. Особенности российского делопроизводства, определенный консерватизм персонала и другие причины не позволяют с введением на предприятиях компьютерных технологий коренным обра-
зом изменить порядок работы с документами. Основной причиной является не наличие или отсутствие технических средств, а от принятых в системе управления норм, правил и традиций, имеющих законодательное или нормативно-методическое закрепление.
С другой стороны, отсутствие закона об электронном документе предполагает обязательное наличие бумажного подлинника любого значимого документа даже при существовании электронного варианта. Сегодняшние стандарты делопроизводства не учитывают особенностей работы с электронными документами. Автоматизация делопроизводства на большинстве предприятий позволяет уменьшить трудоемкость рутинных ручных операций по обработке документов, ведению контроля за исполнением, осуществлению информационно-поисковой работы.
22 сентября 2009 г. Правительство РФ утвердило «Положение о системе межведомственного электронного документооборота».
1 августа 2011 г. вступает в действие ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению».
Эти законодательные акты должны существенно активизировать повсеместный переход российских предприятий и организаций к работе с электронными документами, к современным компьютерным технологиям делопроизводства, к системам электронного документооборота, обеспечить единый формат обмена документами между предприятиями.
Сравнительный анализ применения компьютерных технологий в управленческой деятельности российских предприятий. На современном предприятии основными технологическими инструментами работы с документами являются компьюте-
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
ры, установленные на рабочих местах исполнителей и объединенные в сеть. Если компьютерная сеть охватывает все рабочие места делопроизводственного персонала в структурных подразделениях организации, то появляется возможность не только качественно, профессионально и быстро создавать документы, но и использовать сеть для перемещения документов, для установления единого порядка индивидуальной и совместной работы с документами во всех подразделениях, использования общей для всех предприятий системы индексации документов и т. д., т. е. для создания в организации СЭД - системы электронного документооборота.
В документационном управлении современными российскими предприятиями на основе компьютерных технологий можно выделить два подхода.
На малых и средних по размеру предприятиях целесообразно осуществлять отдельные виды работ, как на персональном компьютере, так и в рамках локальной сети. Такой подход не позволяет эффективно использовать типовые решения, но ориентируется на существующую структуру предприятия, дает возможность сразу оценить эффект внедрения информационных систем на отдельных этапах документооборота. В настоящее время в большинстве российских предприятий наиболее распространена именно эта модель совершенствования делопроизводства на базе современных компьютерных технологий.
Для крупных организаций с устойчивыми бизнес-процессами характерно комплексное внедрение электронного делопроизводства с использованием спе-
циализированных информационных технологий. Это позволяет создать единое информационное пространство на всем предприятии. Однако такой подход требует определенной модернизации организационной структуры предприятия, довольно продолжительного времени реализации, значительных финансовых затрат, переподготовки специалистов и т. д.
Каждое предприятие выбирает свой собственный способ совершенствования документационного обеспечения управления с помощью современных компьютерных технологий.
Таким образом, система электронного документооборота на предприятии дает возможность производить оперативный и эффективный обмен информацией между всеми участками производственного процесса, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных задач, исключить возможность появления ошибок в подготовке отчётной документации и т. д.
Это положительно влияет на работоспособность менеджеров, так как приводит к уменьшению количества обрабатываемой информации, а также у персонала появляется дополнительное время для анализа и принятия управленческих решений.
Наличие успешно действующей системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота говорит о благополучии предприятия и его руководства.
© Шульгина О. Н., Соколова К. К., Жереб Л. А., 2011
УДК 658.6:004
Л. А. Якупова Научный руководитель - Г. В. Дмитриенко Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
Информационные технологии нашли свое применение, в том числе и в управленческой деятельности. Они используются как для сбора, обработки и анализа информации, так и для отображения общей ситуации. Одним из методов управления качеством является построение информационной системы, для чего может быть использован российский программный продукт Business Studio.
Информационные технологии (1Т) стали неотъемлемой частью многих областей деятельности человека, будь то образование, наука или производство. Сфера управления качеством также нуждается в грамотном использовании возможностей таких средств.
Основой управления качеством являются стандарты ИСО серии 9000, которые делают акцент на внедрении процессного подхода [1]. Процессный подход, в свою очередь, подразумевает рассмотрение любого вида деятельности как набора неких действий, их исполнителей и ограничений, т. е. возникает необходимость создания системы элементов предприятия.
Программные продукты, применяемые в управлении качеством, в зависимости от масштабности решаемых задач можно условно разделить на несколько групп:
1) комплексные информационные системы (способны собирать информацию, вести налоговый и бух-
галтерский учет, предоставлять данные для принятия решений и планирования): SAP, 1С, Галактика и др. [2] Действуют для предприятий в целом, поставляются в виде набора модулей, их которых выбираются и собираются нужные, кроме этого могут программироваться сами на крупных предприятиях с использованием высокоуровневых языков;
2) программы для моделирования бизнес-процессов (содержат методы визуального представления процессов производства и управления, описания организационной структуры): ARIS, BPwin, российские разработки Business Studio и ОРГ Мастер;
3) программные продукты для решения отдельных задач качества: Statistica (применение статистических методов), базы данных.
Программные продукты первой группы применяются в общем руководстве предприятием, помогают