11 Ibid. - Ch. 2.
12 См.: Statistical Abstract. - 1940. - P. 103; Statistical Abstract. - 1947. - P. 96.
13 Ibid. - 1940. - Р. 78-79; Statistical Abstract. - 1944&1945. - Р. 117-118.
14 Опасения в отношении СССР в определенной степени основывались на опыте Первой мировой войны, когда русская армия захватила часть территорий, вошедших впоследствии в состав северовосточных районов Ирака близ Ревандуза, Ранджвина и Ханекина. После подписания советско-германского пакта 23 августа 1939 г. многие иракские лидеры стали опасаться, что СССР получил свободу рук на Ближнем Востоке, и Англия, занятая войной в Европе, не сможет помочь Ираку в случае нападения СССР. См.: PRO. FO. - 371/24560, E 1360/848/93.
15 См.: Khadduri, M. Independent Iraq / M. Khadduri. - L., 1960. - P. 141; Tarbush, M. A. The Role of the Military in Politics : A Case Study of Iraq to 1941 / M. A. Tarbush. - L., 1982. - P. 248.
16 См.: Silverfarb, D. Britain's informal empire in the middle east : a case study of Iraq : 1929-1941 / D. Silverfarb. - N.-Y., 1986. - P. 75-76; Toynbee, A. J. The survey on international affairs / A. J. Toynbee. - L., 1935. - P. 129.
17 См.: PRO. FO. - 371/16922, E 2831/2831/93; FO. - 371/24556, E 2198/E2913/203/93.
18 См.: Silverfarb, D. Op. cit. - P. 77.
20 Ibid. - P. 83; Statistical Abstract. - 1940. - P. 150-151.
20 См.: Silverfarb, D. The twilight of british ascendancy in the Middle East : a case study of Iraq, 19411950 / D. Silverfarb. - N.-Y., 1994. - P. 23.
Н. Н. Пузыня
ЯПОНО-АВСТРАЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОСНОВНОЙ ДОГОВОР 1976 ГОДА
В статье рассматривается период в истории японо-австралийского взаимодействия (50-70-е гг. ХХ в.), когда его содержание и динамика развития объективно предопределили принятие основополагающего для обеих сторон документа. Исследуется процесс переговоров по подготовке соглашения, анализируется его содержание. Используемый комплексный подход позволяет обосновать выводы о значении договора для последующего развития и углубления отношений между двумя ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: Япония, Австралия, Основной договор, Азиатско-Тихоокеанский регион, экономические связи, японо-австралийское взаимодействие.
В истории отношений между Японией и Австралией во второй половине ХХ в., несомненно, одним из важнейших событий явилось подписание Основного договора о дружбе и сотрудничестве 16 июня 1976 г. в Токио1. С одной стороны, этот основополагающий документ подводил итоги, аккумулировал двадцатипятилетний опыт взаимоотношений, накопленный двумя странами, а с другой, одновременно, знаменовал собой переход двусторонних связей в политической, экономической, культурной и других областях межгосударственных контактов на качественно новый уровень. Для Японии, оформившей к тому времени аналогичные договоры с несколькими странами-партнёрами, в частности США и Великобританией, он имел большое значение, поскольку его заключение преследовало особые цели. А во внешнеполитической практике Австралии столь всеобъемлющий договор, регулирующий основные сферы взаимодействий между двумя государствами, стал первым и до сих пор является единственным подобным соглашением2.
После того как 28 апреля 1952 г. Сан-Францискский мирный договор вступил в силу, Япония вернулась на мировую арену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Страна избавилась от прямого американ-
ского контроля в вопросах внешней и внутренней политики, но, по признанию министра иностранных дел Японии Аити Киити, «нашим желанием было не вмешиваться в дела и споры других стран, а быть скромной и миролюбивой нацией в одном из уголков мира»3.
В пятидесятые годы Япония ускоренно восстанавливала экономику, вернулась к самостоятельной внешнеполитической деятельности и занялась расширением внешней торговли. При этом приходилось искать пути решения проблем в отношениях с третьими странами, исходя из приоритетов японо-американского союза. В двусторонних отношениях главным было экономическое сотрудничество, что способствовало обеспечению доступа к сырьевым ресурсам и рынкам сбыта продукции стремительно развивающейся японской промышленности. В этот период руководство страны проводило «экономическую дипломатию». Сам термин «экономическая дипломатия» был введен в практику Ёсида Сигэру, политическим деятелем послевоенной Японии, занимавшим в 1949-1954 гг. пост премьер-министра страны4. Отмечая важность работы на этом направлении, министерство иностранных дел Японии в своей «Голубой книге» за 1958 год подчеркивало, что «страна стоит перед всё более возрастающей необходимостью оказания поддержки с флангов торговым компаниям...»5
Послевоенные годы ознаменовались быстрым экономическим развитием Австралии. С 1945 по 1961 год совокупный валовой продукт страны увеличился почти вдвое, а среднегодовой темп прироста составил 4,5 %. По темпам роста экономики за 1950-1961 гг. Австралия заняла 8-е место среди капиталистических стран6. С начала 50-х гг. Австралия стала активнее развивать внешнеполитические и внешнеэкономические связи. При этом все больше внимания уделялось совершенно новой проблеме - расширению участия страны в международных взаимодействиях в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Занимавший в то время пост министра иностранных дел Австралии Р. Кэзи отмечал: «Если раньше мы жили в спокойном углу планеты, то теперь мы находимся на краю самого беспокойного района в мире»7.
Особое место во внешней политике Австралии занимали ее контакты с Японией. Ещё в период пребывания А. Г. Эватта на посту министра иностранных дел Австралии летом 1947 г. в Японии была учреждена австралийская миссия. Начался пересмотр принципов послевоенных отношений с Японией. Этому, наряду с другими причинами, способствовала позиция США, которые после войны прочно заняли место Великобритании в политической и экономической жизни Австралии. Восстановление нормальных отношений между вчерашними противниками происходило достаточно быстро, гораздо быстрее трансформации взглядов большинства населения Австралии по этому вопросу. Поэтому резкий поворот к сближению с Японией подвергался критике на разных уровнях. Некоторые считали, что может сложиться обстановка, при которой не исключено возникновение для Австралии новой опасности со стороны Японии. Несмотря на опасения и критику, в 1952 г. было учреждено посольство Австралии в Токио, а с 1953 г. начало работу посольство Японии в Австралии.
Именно в эти годы состоялись первые в истории японо-австралийских отношений визиты премьер-министров (в 1957 г. Роберт Мензис посетил Японию, а в конце того же года Киси Нобусукэ - Австралию), что отражало существенный прогресс в двусторонних связях. Следствием политического урегулирования стало стремительное развитие экономических отношений между двумя странами.
Первые шаги по налаживанию торговых контактов Япония сделала гораздо раньше. Как сообщала австралийская миссия в Токио, министерство иностранных дел Японии уже 30 апреля 1952 г. предложило правительству Австралии рассмотреть вопрос о заключении торгового соглашения с взаимным предоставлением права наиболее благоприятствуемой нации. Тогда министерство торговли и сельского хозяйства Австралии подготовило по этому поводу меморандум. В нём отмечалось, что подписание такого документа должно обеспечить увеличение австралийского экспорта в Японию и решение вопросов с импортом японских товаров. Предлагалось подписывать соглашение только тогда, когда станет ясно, каким будет состояние торговли между двумя странами8.
Особенно быстро торгово-экономические связи развивались после заключения 6 июля 1957 г. в Хаконэ японо-австралийского торгового соглашения9. В результате с середины 50-х до начала 60-х гг. стоимость товарооборота выросла более чем в 2 раза - с 218 тыс. до 454 тыс. австрал. долл.10 В 1960 г. соглашение было автоматически пролонгировано. Оно предусматривало предоставление Японии права наиболее благоприятствуемой нации. В ответ Япония открывала свой рынок для австралийской сельскохозяйственной продукции. Если в 1949 / 1950 финансовом году доля Японии в австралийском экспорте составляла 4 %, а в импорте - 1 %, то в 1961 / 1962 финансовом году этот показатель в экспорте вырос до 17 %, а в импорте - до 6 %11.
60-е гг. XX в. для Японии стали периодом высоких темпов экономического роста. По росту объемов промышленного производства и ВНП эта страна обогнала многие ведущие капиталистические государства и заняла второе место после
США. Среднегодовой прирост ВНП составлял в Японии за 1961-1970 гг. в неиз-
12
менных ценах 11,1 % . Япония превращалась в одного из крупнейших в мире экспортеров промышленной продукции и импортеров сырья и продовольствия (в особенности продукции животноводства). Объем японского экспорта в целом возрастал в 1961-1970 гг. ежегодно в среднем на 17,1 %13. Общая сумма экспорта японских товаров возросла с 4,1 млрд долл. в 1960 г. до 24 млрд долл. в 1971 г.14, что при отсутствии сколько-нибудь значимых запасов природных ресурсов вынуждало резко увеличивать импорт сырья и топлива. Рост уровня жизни населения стимулировал расширение импорта продовольствия (прежде всего продукции животноводства). Поэтому во внешней политике Японии центральное место заняло укрепление международного взаимодействия, в первую очередь торгово-экономического, в том числе со странами Азии и Тихого океана.
В Австралии в 60-е гг. продолжался экономический подъём, а основной формой внешнеэкономических связей являлась внешняя торговля. Среднегодовые темпы прироста экспорта и импорта с 1964 / 1965 по 1969 / 1970 финансовый год составили соответственно 9,3 % и 6 %15. В середине 60-х гг. на пятом континенте были открыты огромные даже по мировым масштабам залежи полезных ископаемых (железной руды, бокситов, угля, урановой руды и др.), что обусловило интерес Японии к ним.
В политической сфере японо-австралийских связей продолжалась установившаяся со второй половины 50-х гг. практика посещений на уровне премьер-министров. С визитами в Австралии находились премьер-министры Японии Икэ-да Хаято (1963 год) и Сато Эйсаку (1967 год), а в Японии побывал премьер-министр Австралии Джон Г. Гортон (1970 год).
В области экономического сотрудничества в начале 60-х гг. Япония стала самым крупным импортером австралийской шерсти, сахара, угля, меди, а Австра-
лия превратилась для Японии в третий по значению рынок сбыта. В марте 1962 г. был создан японо-австралийский комитет делового сотрудничества для решения вопросов развития торгово-экономических отношений, туризма, культурного обмена. В мае 1963 г. в Токио состоялось его первое заседание. Чуть позже, 5 августа 1963 г., было подписано подготовленное комитетом новое торговое соглашение. Оно предусматривало отказ Австралии от применения ст. 35 ГАТТ в отношении Японии, которая, в свою очередь, улучшала условия импорта австралийской сельскохозяйственной продукции16. В 1965 г. японский экспорт в Австралию составил 3,7 % от общего объема экспорта страны. Австралия заняла второе место
17
среди экспортных рынков Японии .
Повышенный спрос на сырье, предъявленный со стороны Японии, умножался на идеальное положение Австралии в качестве поставщика минерального сырья. При этом японская сторона учитывала не только разнообразие его видов и размеры запасов, но и возможность быстрой разработки месторождений в крупных масштабах, невысокие, по сравнению с другими вариантами, транспортные расходы по доставке. А главное - достаточную гарантию стабильности поставок, в чём особенно были заинтересованы японские партнёры. Японии понадобилось всего лишь несколько лет, чтобы превратиться в крупнейшего торгового партнера Австралии: в 1969 / 1970 финансовом году она обогнала Англию, а через год -США. К концу десятилетия стоимость и номенклатура товарооборота существенно увеличились. В 1970 / 1971 финансовом году экспорт Японии в Австралию составил 4379 млн, а импорт - 4150 млн австрал. долл.18. Особенно важным было то, что основная масса австралийского минерального сырья, топлива, а также некоторые сельскохозяйственные товары поставлялись в Японию на основе долгосрочных контрактов. В свою очередь, для Австралии развитие торговых отношений с Японией давало возможность диверсифицировать свою внешнюю торговлю, ее товарную структуру и снизить тем самым большое влияние экспорта продукции сельского хозяйства (с учётом значительного колебания его стоимости) на экономику страны в целом.
Начало 70-х гг. совпало с переломным моментом в истории японской внешней политики. Это было время, когда в результате быстрого экономического взлета в послевоенные годы Япония по уровню экономического потенциала заняла положение одного из трех центров в капиталистическом мире. Внешняя политика Японии в этот период характеризовалась значительным расширением объемов международных связей, приобретала глобальный характер. При этом особое внимание уделялось экономическим методам усиления позиций Японии в мире, прежде всего в АТР. Предстояло обеспечить постоянное влияние в районах размещения японских инвестиций, включая Азию, достижение экономической безопасности страны, учитывая нестабильность в регионах, традиционно служивших источниками сырья и энергоносителей. Премьер-министр Японии Фукуда Такэо подчеркивал, что «сохранение мира и стабильности в Азии, неотделимые от мира и стабильности во всем мире, представляют собой важное условие для нашего благополучия»19. Немаловажно отметить, что одним из существенных элементов японской внешней политики в АТР стало развитие и укрепление существовавших двусторонних связей с развитыми капиталистическими странами южной части Тихого океана, в особенности с Австралией.
Руководство Австралии с начала 70-х гг. активизировало внешнюю политику в АТР на основе принципа «регионализма». После прихода к власти премьер-министр страны Эдвард Г. Уитлем заявил, что «Австралия больше не будет сател-
литом США», но останется «другом и партнёром Америки с независимыми инте-
20
ресами» . В западной части Азиатско-Тихоокеанского региона Австралия в эти годы стала второй после Японии по экономической мощи среди капиталистических стран. Среднегодовые темпы прироста экспорта и импорта в 1970 / 1971 -1975 / 1976 финансовых годах равнялись 16,9 % и 14,8 % соответственно21.
Экономические связи являлись доминирующими в отношениях между Австралией и Японией, причем наблюдалась тенденция к их постоянному расширению. Япония прочно закрепилась на лидирующих позициях как внешнеторговый партнёр Австралии. Уже с 1970 / 1971 финансового года Страна восходящего солнца заняла первое место среди австралийских экспортных рынков сы-
22
рья и продовольствия . К тому же для Австралии положительное сальдо в торговле с Японией менее чем за десять лет выросло почти в десять раз. Так, если в 1965 г. оно составило 239 млн амер. долл., то в 1971 г. - уже превысило один млрд долл., а в 1973 г. перевалило за два миллиарда23.
Очевидно, что уже в начале 70-х гг., при значительном расширении японо-австралийских экономических отношений, торгово-экономические связи вышли за границы простого торгового обмена, практически сформировался японо-австралийский внешнеторговый комплекс. Руководители обеих стран неоднократно признавали, что налицо высокая степень взаимозависимости и взаимодополняемости экономик двух стран, а исключительная важность двустороннего экономического сотрудничества диктует настоятельную необходимость его дальнейшего совершенствования.
С другой стороны, заинтересованность в экономическом сближении наталкивалась на взаимные опасения. Японская сторона стремилась избежать чрезмерной зависимости от австралийских поставок ряда основных видов сырья. Австралия испытывала страх перед экономической экспансией японских партнёров. Объективно существовавшей взаимодополняемости экономических структур двух стран противостояло субъективное опасение каждого из партнёров попасть в большую зависимость от другого. К тому же, разразившийся энергетический и сырьевой кризис сделал для Японии жизненно важным повышение степени надежности источников энергетического и минерального сырья, в том числе и австралийских. Всё это потребовало укрепления как экономических, так и политических связей с Австралией, что позволяло иметь определённые гарантии доступа к её природным богатствам. В Японии сформировалось мнение, что «отношения между двумя странами подошли к такому рубежу, когда появляется необходимость рассмотреть налаживание разносторонних связей, не довольствуясь торгов-
24
лей только природными ресурсами... »
В течение ряда лет японское правительство пыталось оформить необходимые отношения с Австралией путем заключения договора о дружбе, судоходстве и торговле. Со своей стороны, Австралия проявляла сдержанность, ссылаясь, то на особый характер связей с Англией, то на отсутствие в собственной внешнеполитической практике прецедентов заключения подобного рода договоров. Более того, в Канберре существовало серьезное противодействие на официальном уровне, призванное воспрепятствовать проникновению японского капитала, предпринимались меры по ограничению импорта товаров из Японии. В то же самое время австралийским руководством осуществлялись шаги, направленные на развитие отношений с Японией во многих областях. В 1968 г. правительствами двух стран было подписано Соглашение о рыболовстве, в 1969 г. - Соглашение о ликвидации двойного налогообложения. В 1970 г. в Канберре был создан специальный японо-
австралийский межведомственный комитет, а в 1971 г., по предложению японского правительства, - министерский комитет, который проводил ежегодные совещания министров Японии и Австралии. Комитет стал постоянным органом, в котором обсуждались на высоком уровне различные проблемы, возникавшие между странами, проводились консультации по фундаментальным вопросам двусторонних экономических отношений. В 1972 г. сторонами было подписано Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Однако, все начинания японской дипломатии, имевшие целью продвинуться дальше подписания двусторонних соглашений в отдельных сферах взаимодействия, не получали продолжения.
Положение существенно изменилось после прихода к власти лейбористского правительства Эдварда Г. Уитлема (находилось у власти с декабря 1972 по ноябрь 1975 г.). При этом интерес к развитию межгосударственных отношений с Японией проявлялся лейбористами как в рамках провозглашённой политики наращивания активности Австралии в региональных делах, так и исходя из понимания ими приоритетности расширения контактов между двумя странами. Во время визита в Японию осенью 1973 г. премьер-министр Уитлем лично возглавил австралийскую делегацию, участвовавшую в работе второй сессии японо-австралийского министерского комитета, продемонстрировав свое особое внимание к развитию отношений с Японией. Состав делегации, по количеству министров, был самым представительным из всех когда-либо выезжавших за рубеж.
Перед визитом Э. Г. Уитлем заявил, что усилия Токио, направленные на интеграцию в новую региональную систему международных отношений требуют « стабильности, безопасности и бесперебойных поставок сырья из Австралии», что налагает на Австралию большую ответственность за развитие двусторонних свя-зей25. В ходе совместной пресс-конференции министр иностранных дел Японии, впоследствии ставший премьер-министром, Охира Масаёси подчеркнул решимость правительств обеих стран заключить «новый договор, который обеспечит японо-австралийским контактам гораздо более широкую основу». Именно на этой пресс-конференции Уитлем сообщил, что он на неофициальном ужине с премьер-министром Японии Танака предложил заключить японо-австралийское соглашение, охватывающее базовые сферы взаимоотношений между двумя странами: политическую, экономическую, культурную и другие. Название документа «НАРА» являлось аббревиатурой его предполагаемого английского названия - Nippon-Australia Relations Agreement и одновременно обозначало место, древнюю японскую столицу -город Нара, где было сделано предложение о заключении такого договора26.
Выполняя достигнутые договоренности, стороны в июле 1974 г. в Токио и в начале октября того же года в Канберре провели два тура предварительных переговоров, на которых обсуждалось содержание будущего договора. В ходе встреч партнёры обнаружили серьезные расхождения во взглядах друг друга на характер документа. Так австралийская делегация предлагала ограничиться фиксацией лишь общих принципов развития отношений между странами. Японское предложение о включении в договор конкретных пунктов, детально регулирующих комплекс двусторонних, прежде всего торгово-экономических, связей встретило возражения со стороны австралийцев.
Позднее, в ноябре 1974 г., во время визита в Австралию премьер-министра Японии Танака Какуэй, особенное внимание было уделено обсуждению проблем долговременного экономического сотрудничества между Японией и Австралией в сфере производства. Именно на эту область двусторонних контактов, по мнению японской стороны, приходилась львиная доля прилагаемых совместных усилий.
Во время переговоров премьер-министр Танака проявил также заинтересованность в расширении поставок из Австралии угля и урана. Идя навстречу пожеланиям японского гостя, премьер-министр Уитлем дал гарантии удовлетворения нужд Японии в энергетическом сырье. Совместные усилия по развитию взаимодействия в гуманитарной области, расширению, прежде всего, культурных и научных связей, завершились подписанием Соглашения по культуре. В ходе визита обсуждался и вопрос о заключении основного межгосударственного договора. Однако партнёрам так и не удалось найти взаимоприемлемого решения. Была лишь достигнута окончательная договоренность - приступить к официальным переговорам по подготовке данного документа.
Первый раунд таких переговоров состоялся в Токио с 28 ноября по 4 декабря 1974 г. Исходя из общего содержания договора, стороны согласились назвать его Договором о дружбе и сотрудничестве. Было также оговорено, что он будет включать две части. В первую должны были войти положения по согласованию действий обеих стран на международной арене. Вторая часть отводилась под статьи, призванные упорядочить двусторонние отношения во всех сферах. К таковым в частности относились обмен товарами, капиталами и технологиями, разработка полезных ископаемых и других природных ресурсов, передвижение граждан обеих стран по территории друг друга и т. д. Вопросы международного, в том числе и регионального, сотрудничества между Австралией и Японией рассматривались лишь в общем плане. Австралийская сторона пошла на уступки и согласилась на включение в договор положения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования коммерческим предприятиям, однако связанные с ним конкрет-
27
ные вопросы остались нерешенными .
Результаты, достигнутые на переговорах в 1974 г., позволяли руководству обеих стран выражать осторожный оптимизм относительно скорого завершения работы. Тем не менее, оставались принципиальные расхождения по многим конкретным проблемам, например, таким как понимание содержания принципа наибольшего благоприятствования применительно к пребыванию и предпринимательской деятельности граждан другой страны или понятия постоянного суверенитета над природными ресурсами.
Второй раунд официальных переговоров планировалось провести в Канберре с 28 по 31 января 1975 г. По их завершении стороны намеревались окончательно согласовать текст договора и парафировать его. Однако остававшиеся разногласия по некоторым важным моментам не позволили завершить намеченную работу. Длившиеся до 4 февраля 1975 г. переговоры в столице Австралии закончились безрезультатно и возобновились уже в Токио с 4 марта того же года. Тем не менее, в течение восьми дней консультаций и там не удалось прийти к положительному решению. Руководитель австралийской делегации М. Дж. Кук докладывал в Канберру, что стороны не
28
смогли договориться по принципиальным вопросам .
Премьер-министр Уитлем рассчитывал в марте 1975 г. нанести визит в Японию, специально в город Нара, для подписания долгожданного соглашения. Однако текст документа, который удовлетворял бы обе стороны, выработать не удалось. Партнёры оказались не готовыми к компромиссу по ряду важнейших проблем в их экономических взаимоотношениях. К тому же, в конце 1974 г. и в первой половине 1975 г. произошло обострение внешнеторговых противоречий между Японией и Австралией под влиянием усилившегося экономического кризиса. Япония практически полностью прекратила импорт австралийской говядины, значительно уменьшила закупки австралийской шерсти и сократила закупки ми-
нерального сырья. Австралия, в свою очередь, ввела ограничения на основные товары японского экспорта: стальной лист, легковые автомобили, бытовые электроприборы и т. д. Такое развитие событий оказывало негативное влияние на ход длительных и трудных японо-австралийских переговоров по подготовке договора.
Здесь уместно отметить, что за два года пребывания у власти лейбористское правительство Австралии неоднократно пыталось использовать поставки сырья для давления на японских партнеров, если возникали трудности в экономической сфере взаимодействия. Такая «сырьевая дипломатия» встречала противодействие как со стороны представителей оппозиции, прежде всего лидера либералов Джона М. Фрейзера, так и членов правящей лейбористской партии. В качестве основного аргумента против такого курса в отношении японских партнёров выдвигался тезис о том, что вместо увеличения прибылей от своего экспорта в Японию, Австралия добивается прямо противоположного эффекта.
Среди сторонников «сырьевой дипломатии» был министр природных ресурсов и энергетики Австралии Р. Коннор. Выступая весной 1975 г. в парламенте страны, он утверждал, что Австралия в состоянии обойтись собственными силами при осуществлении, в частности, проекта обогащения урана. Это заявление приобрело особую остроту, потому что прозвучало незадолго до начала визита Р. Коннора в Токио, планировавшегося на июнь того же года. В ходе визита предполагалось обсудить вопрос о японском участии в австралийском проекте в области обогащения урана. Р. Коннор пытался оказать нажим на японскую сторону, но его действия не увенчались успехом. Как результат - вопрос о японо-австралийском сотрудничестве в этой важной для Австралии области не был решен. А сам министр, спустя некоторое время после возвращения на родину, был вынужден по-
29
дать в отставку .
В результате досрочных выборов в федеральный парламент 13 декабря
1975 г. к власти в Австралии пришла коалиция либеральной и аграрной партий во главе с лидером либералов Джоном М. Фрейзером, ставшим премьер-министром. Правительство Фрейзера приветствовало расширение политических, торгово-экономических, культурных и научных связей с Японией. В этих целях в начале
1976 г., в частности, правительство выступило с законодательной инициативой о создании Австралийско-японского фонда. Именно Фрейзер настоял на форсировании работы по согласованию позиций сторон и подготовке окончательного варианта межгосударственного соглашения. В этом его полностью поддерживал японский премьер-министр Мики Такэо.
Еще до заключения договора премьер-министр Фрейзер, выступая в палате представителей 1 июня 1976 г., подчеркивал, что тесные экономические связи с Японией имеют для Австралии огромное значение. В то время австралийско-японская торговля по объему занимала 7-е место в мире30. В 1975 / 1976 финансовом году Япония превратилась в самого крупного торгового партнёра Австралии, вышла на первые места и в австралийском экспорте и в импорте. При этом, если в
31
импорте доля Японии составляла 20 %, то в экспорте она равнялась 33 % . В Австралии закупалось 40 % импортируемой Японией железной руды, 89 % шерсти,
32
21 % пшеницы и весь алюминий .
После двух с половиной лет переговоров, в июне 1976 г., в ходе визита австралийского руководителя в Японию был подписан Основной договор о дружбе и сотрудничестве. Документ скрепили подписями глава японского правительства Мики и австралийский премьер-министр Фрейзер. Договор стал свидетельством того, что Япония и Австралия придают большое значение отношениям друг с дру-
гом, и заложил основу для развития дальнейшего сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и других областях двусторонних связей. Текст договора состоял из преамбулы, 14 статей, протокола и нескольких вспомогательных документов.
В преамбуле договора говорилось о духе дружбы и сотрудничества в отношениях Японии и Австралии и о необходимости действовать совместно не только на благо своих граждан, но и в интересах народов других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В ст. 1 указывалось, что в основе отношений между двумя странами будут лежать мир и дружба. Целью договора провозглашалось расширение и укрепление двусторонних связей, обеспечение взаимопонимания и развития сотрудничества. Отмечалось, что, опираясь на данный документ, стороны могли вносить изменения в ранее подписанные соглашения. В ст. 3 конкретизировались области сотрудничества как непосредственно между Японией и Австралией (политика, экономика, трудовые отношения, права человека и т.д.), так и в международных организациях. Оговаривалась возможность проведения взаимных консультаций в случае необходимости. В ст. 5 стороны заявляли об особой значимости их торгово-экономических связей, признавали взаимную заинтересованность в стабильных и надёжных поставках товаров и обеспечении рынками сбыта продукции на постоянной и справедливой основе. В ст. 6 подчеркивалась важность для обеих стран как самих минеральных ресурсов, включая энергетические, так и сотрудничества в торговле этими ресурсами и их разработке в соответствии с положениями ст. 5 договора. Ст. 7 касалась взаимодействия в области обменов капиталом и технологиями на взаимоприемлемой основе. В ст. 8 стороны соглашались с необходимостью упрощения процедур въёзда-выезда и регистрации пребывания граждан обеих стран на территории друг друга. В соответствии со ст. 9 предприниматели Японии и Австралии не могли подвергаться никакой дискриминации, для их деятельности представлялся справедливый и равный режим. Ст. 11 предусматривала возможность проведения встреч на уровне министров, для того, чтобы контролировать ход выполнения положений договора.
Указывая на важность договора, глава австралийского правительства Фрейзер отмечал, что Австралия «не имеет подобного соглашения ни с одной другой страной» и что подписанный документ придаст «новое измерение австралийско-
33
японским отношениям» . В «Синей книге» МИД Японии за 1976 год подчеркивалось, что «это эпохальный договор огромного значения, закладывающий основы для развития отношений Японии и Австралии на длительный период»34.
Тем не менее, заключение соглашения не смогло предотвратить некоторое ухудшение отношений между странами в экономической области, спровоцированное мировыми кризисами. На решение Японии о сокращении более чем вдвое импорта австралийского мяса во второй половине 1976 / 1977 финансового года, Австралия ответила угрозой о возможном введении ограничений для японских рыбаков на промысел у австралийских берегов. Несмотря на немалые трудности в двусторонних экономических связях, 22 июля 1977 г. стороны обменялись ратификационными грамотами, а 21 августа того же года договор вступил в силу.
И хотя заключение договора не ликвидировало экономических противоречий между Японией и Австралией, их сотрудничество получило дополнительный импульс для развития. Для всестороннего расширения японо-австралийских отношений существовали реальные перспективы. В течение последовавших за подписанием договора десятилетий они были реализованы на всех уровнях двусторонних контактов: «государство-бизнес-общество».
Во второй половине 70-х - 80-х гг. значительно расширились и укрепились политические связи между Японией и Австралией. Это объяснялось не только экономическими факторами, которые способствовали развитию контактов в политической сфере. Существенно изменилось положение обеих стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возрос экономический потенциал Японии, которая начала проводить более самостоятельный курс, особенно в отношениях со странами АТР. Австралия, не без оснований претендовала на роль лидера в юго-западной части Тихого океана. К тому времени она стала, в определённой мере, влиять на расстановку сил в регионе. По многим причинам оба государства были заинтересованы в координации усилий по осуществлению политических действий с учётом сложившегося взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.
Была продолжена практика обмена визитами на высшем уровне, в ходе которых происходил полезный обмен мнениями по всему спектру вопросов двустороннего сотрудничества. Так, во время пребывания в Австралии в январе 1980 г. премьер-министр Японии Охира подписал с австралийским коллегой Фрейзером совместное заявление, в котором отмечалось, что Япония и Австралия должны еще больше активизировать свои усилия по установлению как можно более тесных контактов, включая консультации на высшем правительственном уровне. Были намечены и основные направления совместных внешнеполитических дей-
35
ствий Австралии и Японии в регионе .
О расширявшемся экономическом сотрудничестве между Японией и Австралией свидетельствовало большое количество двусторонних соглашений о консультациях и экономическом сотрудничестве в различных областях. Они предусматривали проведение совещаний, заседаний японо-австралийского министерского комитета, визиты на разных уровнях, всесторонние консультации, включая прямые связи между предпринимателями обеих стран посредством ряда неправительственных структур. К концу 80-х гг. объём двусторонней торговли достиг 20 млрд долл., а положительное сальдо Австралии в этой торговле составило 3,8 млрд долл.36
Успешно развивались культурные и научные связи Японии с Австралией. Продолжали разрабатываться серии культурных программ. В Токийском университете читался курс по изучению Австралии. Для японских студентов, обучавшихся в Австралии, было организовано преподавание английского языка. Японские ученые приглашались для работы в австралийских университетах и научно-исследовательских центрах; выделялись финансовые средства японским худож-
37
никам и другим мастерам культуры для посещения Австралии . При этом важная роль в развитии отношений в сфере науки и культуры между двумя странами отводилась учрежденному в 1976 г. Австралийско-японскому фонду. Главная цель его деятельности заключалась в «установлении тесных отношений между народа-
38
ми Австралии и Японии и содействии их взаимопониманию» .
В конце ХХ - начале ХХ1 в. политические контакты между двумя странами стали ещё более интенсивными. Более десяти визитов на высшем уровне, десятки встреч между правительственными и парламентскими делегациями. А 13 марта 2007 г. японский премьер С. Абэ и его австралийский коллега Д. Говард подписали Совместную декларацию о сотрудничестве в сфере безопасности. Подобный пакт Япония ранее имела лишь с Соединенными Штатами Америки, а для Австралии это вообще уникальный документ. В области экономических связей в этот период Япония прочно занимает первое место среди контрагентов Австралии по общему объёму торговли, является ведущим экспортным рынком39. В 2004 г. ав-
стралийский экспорт в Японию вырос на 12 % и составил 22,2 млрд долл.40 В апреле 2007 г. стороны начали переговоры по подготовке Соглашения о свободной торговле между Австралией и Японией. В 2006 г. исполнилось 30 лет со времени подписания Основного договора о дружбе и сотрудничестве между Австралией и Японией. В связи с этим правительства двух стран объявили 2006 год «Годом обменов между Австралией и Японией», в рамках которого проводились масштабные мероприятия с привлечением политиков, предпринимателей, деятелей науки и культуры, активистов обществ дружбы из городов-побратимов.
Подчеркивая историческую важность договора, который заложил основы для развития двусторонних связей на длительный период, австралийский премьер-министр Д. Говард отмечал, что «для Австралии сегодня нет более важного партнёра в Азии, чем Япония»41.
Примечания
1 См.: Basic treaty of friendship and cooperation between Australia and Japan, and Protocol (Tokyo, 16 June 1976 ; entry into force : 20 August 1977) [Электронный ресурс] // Australian treaty series. - 1977. - №. 19. - Canberra : Australian Government Publishing Service, Commonwealth of Australia, 1995. -Режим доступа : http://www. austlii.edu.au/ au/other/dfat/treaties/1977/19.html.
2 См.: Dee, M. The negotiation of the 1976 Basic treaty of friendship and cooperation between Australia and Japan : a study of the documents / M. Dee [Электронный ресурс] // Asia Pacific economic papers. -2007.- № 362. - P. 10. - Режим доступа : http://www.crawford.anu.edu.au /publish/pub_papers.php.
3 Гаймусё кохёсю, 1969 = Сборник официальных публикаций МИД Японии, 1969. - Токио, 1971. - С. 107.
4 См.: Усиба, Н. Кэйдзай гайко-но сётэн = Свидетельства экономической дипломатии / Н. Усиба. -Токио, 1984. - С. 4.
5 Вага гайко-но кинкё = Современное состояние внешней политики Японии. - Токио, 1958. - № 2. - С. 10.
6 См.: Вартумян, Э. Австралия : борьба монополий / Э. Вартумян // Междунар. жизнь. - 1963. - № 12. - С. 92.
7 Малаховский, К. В. История Австралии / К. В. Малаховский. - М. : Наука, 1980. - С. 337.
8 См.: Memorandum by Department of commerce & agriculture, Canberra, 3d July, 1952 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. info.dfat.gov.au/Historical Publications and Records.
9 См.: Agreement on commerce between the commonwealth of Australia and Japan, Hakone, 6th July, 1957 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.info.dfat.gov.au /.../ bdb77e0bb29fd0a1ca 256d96001116f8? Navigate&To=Prev.
10 См.: Малаховский, К. В. История Австралии. - С. 361.
11 См.: Вартумян, Э. Австралия... - С. 95.
12 См.: Кокусай хикаку токэй, 1971 = Статистика международных сравнений, 1971. - Токио, 1971. - С. 14.
13 Там же. - С. 3-4.
14 См.: Кэйдзай токэй нэмпо, 1972 = Ежегодник экономической статистики, 1972. - Токио, 1973. -С. 257, 281.
15 См.: Прокурнов, В. В. Австралия на мировых рынках / В. В. Прокурнов // Мир. экономика и междунар. отношения. - 1978. - № 11. - С. 120.
См.: Agreement on commerce between Australia and Japan : originally signed on 6th July, 1957 and incorporating amendments, provisionally agreed on 5th August, 1963, and ratified by each Government on 27th May, 1964 / by Authority A. J. Arthur ; Commonwealth Government Printer. - Canberra, 13156/64 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.aph.gov.au/senate/committee/fadt_ctte/ completed_ inquiries/1999-02/ japan/ report/e03.pdf.
17 См.: Малаховский, К. В. История Австралии. - С. 362.
18 См.: Цусё хакусё : какурон, 1973 = Белая книга по внешней торговле : обзор рынков, 1973. - Токио, 1973. - С. 712.
19 Вага гайко-но кинкё. - Токио, 1979. - № 23. - С. 322.
20 Чехонин, Б. Политические ориентиры Австралии / Б. Чехонин // Междунар. жизнь. - 1974. -№ 7. - С. 63, 65.
21 Прокурнов, В. В. Австралия... - С. 120.
22 Там же. - С. 123.
23 См.: Кэйдзай токэй нэмпо, 1974. - Токио, 1975. - С. 195-198.
24 Джэпэн экономик джорнэл. - 1973. - 30 окт. - С. 26. Цит. по: Амиров, В. Б. Австрало-японские экономические отношения / В. Б. Амиров // Япония : ежегодник, 1976. - М. : Наука, 1977. - С. 147.
25 См.: Whitlam, Gough 'Address by the Prime Minister, Mr E.G. Whitlam, Q.C., M.P., to the National Press Club, Canberra. - 8 November, 1973. - Цит. по: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.japan.org.au/pdf/Whitlam_Fraser_Japan.pdf.
26 См.: Whitlam / Ohira press conference, Department of Foreign Affairs news release (Tokyo, 31 October, 1973). - Цит. по: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www. japan. org. au/ pdf/ Whitlam _ Fraser_Japan.pdf. - Р. 3.
27 См.: Асахи симбун. - 1975. - 10 янв.
28 См.: Dee, M. The negotiation of the 1976... - P. 15.
29 См.: Новикова, О. Австрало-японские отношения и «сырьевая дипломатия» / О. Новикова // Мир. экономика и междунар. отношения. - 1976. - № 2. - С. 123-126.
30 См.: Василевская, И. И. К вопросу о политике Японии в странах Тихоокеанского бассейна в 70-е гг. / И. И. Василевская // Страны южных морей : история, экономика, этнография, география ; отв. ред. К. В. Малаховский. - М. : Наука, 1980. - С. 108.
31 См.: Прокурнов, В. В. Австралия... - С. 123.
32 См.: Япония : ежегодник, 1977. - М. : Наука, 1978. - С. 66.
33 Whitlam, Fraser and Japan [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www. japan.org.au/pdf/Whitlam_ Fraser_Japan. pdf.
34 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mofa.go.jp/policy/other/ bluebook/ 1976/1976-3-1.htm.
35 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mofa.go.jp/policy/other /bluebook/1981/1981-3-1.htm.
36 См.: Япония : ежегодник, 1990. - М. : Наука, 1992. - С. 66.
37 См.: Челинцева, Н. П. Развитие австрало-японских отношений в 70-х - начале 80-х гг. / Н. П. Челинцева // Новые тенденции во внутреннем развитии и международных отношениях стран Тихоокеанского бассейна ; отв. ред. К. В. Малаховский. - М. : Наука, 1985. - С. 68-85.
38 Там же. - С. 83.
39 См. : Архипов, В. Австралия в мировой экономике / В. Архипов // Мир. экономика и междунар. отношения. - 2005. - № 10. - С. 99 - 103.
40 См.: Архипов, В. Австралийский путь / В. Архипов // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 7. - С. 23.
41 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.au.emb-japan.go.jp/.