Научная статья на тему 'Политика Японии в Азии и бассейне Тихого океана и позиция Австралии и Новой Зеландии (первая треть ХХ века)'

Политика Японии в Азии и бассейне Тихого океана и позиция Австралии и Новой Зеландии (первая треть ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1020
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / АВСТРАЛИЯ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / АЗИЯ И БАССЕЙН ТИХОГО ОКЕАНА / JAPAN / FOREIGN POLICY / AUSTRALIA / NEW ZEALAND / ASIA / THE PACIFIC BASIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пузыня Николай Николаевич

Рассматривается период в истории внешней политики Японии, когда начали существенно изменяться международные отношения в Азии и бассейне Тихого океана, где развернулась борьба между ведущими мировыми державами за передел сфер влияния. Анализируется позиция Австралии и Новой Зеландии в связи с экспансионистским курсом Японии. Используемый комплексный подход позволяет обосновать выводы о значении этого периода для последующего развития отношений между странами в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Японии в Азии и бассейне Тихого океана и позиция Австралии и Новой Зеландии (первая треть ХХ века)»

УДК 327(520+94+931) "1902/1931"

ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В АЗИИ И БАССЕЙНЕ ТИХОГО ОКЕАНА И ПОЗИЦИЯ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ ВЕКА)

H.Н. Пузыня1

Сибирская академия права, экономики и управления, 6640027, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21. Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Рассматривается период в истории внешней политики Японии, когда начали существенно изменяться международные отношения в Азии и бассейне Тихого океана, где развернулась борьба между ведущими мировыми державами за передел сфер влияния. Анализируется позиция Австралии и Новой Зеландии в связи с экспансионистским курсом Японии. Используемый комплексный подход позволяет обосновать выводы о значении этого периода для последующего развития отношений между странами в регионе. Библиогр. 24 назв.

Ключевые слова: Япония; внешняя политика; Австралия; Новая Зеландия; Азия и бассейн Тихого океана.

JAPANESE POLICY IN ASIA AND THE PACIFIC BASIN AND THE POSITION OF AUSTRALIA AND NEW ZEALAND (THE FIRST THIRD OF THE XX-th CENTURY) N.N. Puzynya

Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21, Surikov St., Irkutsk, 664027. Irkutsk State University,

I, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.

The paper covers the period in the history of Japanese foreign policy, when international relations in Asia and the Pacific basin began to change significantly, and where the struggle between the major world powers for the redivision of spheres of influence was launched. The position of Australia and New Zealand is analyzed in connection with an expansionist course of Japan. The used integrated approach allows to justify conclusions on the significance of this period for the subsequent development of relations between the countries in the region. 24 sources.

Key words: Japan; foreign policy; Australia; New Zealand; Asia; the Pacific basin.

В конце XIX - начале ХХ века окончательно наметилась тенденция к изменению баланса сил между ведущими мировыми державами. Это относилось, прежде всего, к положению дел в Азии и бассейне Тихого океана, где велась борьба за передел сфер влияния. Там соотношение сил складывалось в пользу Японии, которая проводила активную экспансионистскую политику. Победа в войне с Китаем продемонстрировала, что Япония значительно усилила свой военно-морской флот. Это была потенциальная угроза для военно-морской мощи Великобритании на Тихом океане и безопасности Австралии и Новой Зеландии, которые надеялись на защиту своих интересов в южной части Тихоокеанского региона силами ВМС метрополии. Великобритания постепенно сдавала свои позиции, но, используя все имевшиеся возможности, стремилась обеспечить собственные интересы. Австралия и Новая Зеландия пытались подключиться к дележу территорий. В создавшихся условиях реакцией на экспансионизм Японии со стороны Австралии и Новой Зеландии стала политика, основывавшаяся на

переплетении экспансионизма и расизма.

В начале XX века Великобритания была связана с Японией торговым договором 1894 года, который предусматривал предоставление подданным обоих государств права пребывания, ведения торговых операций, приобретения земельных участков на территориях, подвластных этим государствам. Но правительства британских самоуправляющихся колоний на Тихом океане отказались присоединиться к данному договору. Страх перед так называемой «жёлтой опасностью» широко распространился в Австралии и Новой Зеландии, хотя понималась эта опасность не всегда одинаково [8, с. 63-68; 9, с. 32-53]. Особую озабоченность в Австралии вызывала близость оккупированного японскими войсками острова Формоза, который мог использоваться как плацдарм для вторжения на пятый континент. Поэтому уже в 1895 году были проведены военные учения по отражению возможной атаки японцев на Сидней [1, с. 123]. Однако это не мешало Австралии и Новой Зеландии развивать торговые и гуманитарные контакты с Японией.

1 Пузыня Николай Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой восточных языков САПЭиУ, докторант кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, тел.: (3952) 500648, (3952) 592728, e-mail: stazirovka@mail.ru

Puzynya Nikolai, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Oriental Languages of Siberian Academy of Law, Economics and Management, Competitor for a Doctor's degree of the Department of World History and International Relations of Irkutsk State University, tel.: (3952) 500648, (3952) 592728, e-mail: stazirovka@mail.ru

На рубеже веков в торговле с Австралией внешнеторговый баланс был в пользу Японии. Экспорт в Японию в 1899-1903 годах равнялся 198 434 фунтам стерлингов, или 0,42% от общего объёма. Импорт из Японии достиг 290 835 фунтов стерлингов, или 0,74% [23, с. 166]. В целом в торговле с Японией за первое десятилетие ХХ века Австралия не только увеличила объём своего экспорта в 6 раз, но и добилась значительного положительного сальдо. Однако до 1913 года доля Японии в австралийской внешней торговле составляла в среднем 1,2% [10, с. 191]. Основой для возможного расширения контактов объективно являлась торгово-экономическая сфера. В 1897 году в Сиднее было учреждено консульство Японии [24, р. 1]. Политические и гуманитарные взаимодействия находились на стадии становления.

После получения Новой Зеландией в 1881 году права самостоятельного заключения торговых договоров с последующим одобрением их английским правительством, Япония начала поставлять Новой Зеландии в небольших количествах рис, шёлк, хлопчатобумажные изделия [6, с. 136]. В отношении японских партнёров новозеландцы отмечали низкую платёжеспособность и трудность ведения бизнеса в сочетании с особенностями понимания местной специфики деловых отношений. Основной статьёй новозеландского экспорта в Японию являлась шерсть, однако, надежды на расширение объёмов и номенклатуры как этого, так и других экспортируемых товаров не осуществились.

В условиях отсутствия японского дипломатического представительства в Новой Зеландии существенное значение, несомненно, имели визиты в страну учебных кораблей японских ВМС. Первые визиты состоялись в 80-е годы XIX века. Например, во время визита 1884 года корабля «Цукуба» в Окленд, длившегося месяц, японские моряки произвели благоприятное впечатление на новозеландцев. А в 1886 году Сига Сигэтака, посетивший Веллингтон, написал первую в Японии книгу о Новой Зеландии [13, с. 5253]. Он отмечал, что одной из задач офицеров кораблей являлось определение перспектив налаживания торговых отношений. В книге Япония называлась «Британией Востока», а Новая Зеландия - «Британией Юга». Выдвигалась идея создания Тихоокеанского экономического сообщества при ведущей роли Японии и вспомогательной роли Новой Зеландии в южной части Тихого океана.

30 января 1902 года британский министр иностранных дел Г. Лансдаун и японский посланник в Лондоне Хаяси Тадасу подписали первый англояпонский союзный договор, заключённый на пять лет. В Японии этот договор встретил полную поддержку. Обе палаты японского парламента одобрили его уже 12 февраля того же года. В Австралии и Новой Зеландии сдержанно отреагировали на это событие. В целом подчеркивалась важность англо-японского союза для британских интересов на Дальнем Востоке и в зоне Тихого океана. Однако высказывались различные мнения по поводу практической направленности договора. С одной стороны, некоторые политики в Австралии рассматривали его как инструмент в противосто-

янии Германии в борьбе за колонии на Тихом океане. В Новой Зеландии жила мечта о так называемой «Полинезийской империи» [7, с. 21]. С другой стороны, многие главным врагом Англии в регионе считали Россию [18, р. 49-50; 19, р. 4].

Русско-японская война 1904-1905 годов заставила австралийцев и новозеландцев всерьёз заинтересоваться Японией. С самого начала войны и Австралия, и Новая Зеландия заняли прояпонские позиции. Естественно, что победа Японии вызвала поддержку, поскольку был повержен основной соперник Англии -Россия, что понималось как укрепление позиций Британской империи на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Но уже после заключения Портсмутского мира часть политиков начала обоснованно опасаться перемещения агрессивных устремлений Японии в южную часть Тихого океана. Действительно, после русско-японской войны в истории Японии открылась новая страница. Япония превратилась в великую державу. Существенно изменились международные отношения на Дальнем Востоке. Окончательно определилось направление японской внешней политики на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, на захват чужих территорий и рынков сбыта, которое сохранялось вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне.

В августе 1905 года был подписан второй англояпонский союзный договор, который связал Японию определёнными обязательствами в отношении Великобритании, её доминионов и колоний. Статус доминиона, которым уже обладала Австралия, предполагал ограничение её полномочий только в вопросах внешней политики, обороны и законотворчества при сохранении членства в Британской империи. В то же время австралийское правительство понимало, что обстоятельства могут измениться. Поэтому, нарушив принятую в империи конституционную практику, в соответствии с которой доминионы могли осуществлять сношения с другими государствами только через посредничество Великобритании, австралийское руководство направило приглашение американскому флоту посетить Австралию в 1908 году. Это был демонстративный акт против англо-японского союза. Американцев приветствовали как потенциальных союзников в намечающемся противостоянии японскому владычеству. Многие политические деятели Австралии констатировали, что в новых условиях особую значимость для Австралии начали приобретать военно-морские силы [2, с. 95-97]. 26 сентября 1907 года Новая Зеландия, вслед за Австралией, получила статус доминиона. У новозеландского правительства особенное беспокойство вызывало растущее противостояние США и Японии. В случае войны между ними Британская империя, а следовательно и Новая Зеландия, были бы вынуждены, согласно статьи III англояпонского договора, вступить в войну против США на стороне Японии. Ещё одним из вопросов, волновавших в то время австралийцев и новозеландцев, была расширяющаяся иммиграции японцев на южнотихоокеанские острова. В доминионах усиливались

антияпонские настроения, принимались жёсткие законы против иммиграции из стран Азии. И хотя немногие японцы выражали желание переселиться в Австралию и Новую Зеландию, ограничительные иммиграционные законы вызывали обоснованную критику части японской интеллигенции. В 1915 году в Японии вышла книга М. Цутия, в которой он, в частности, осудил иммиграционную политику тихоокеанских доминионов, характеризуя её как проявление расизма [16, с. 7].

Обострение соперничества на Дальнем Востоке происходило на фоне роста мощи Японии. 10 июля

1910 года Япония потребовала пересмотра неравноправных торговых договоров с мировыми державами. В августе 1910 года Япония аннексировала Корею. Эти события беспокоили австралийское и новозеландское правительства, так как, несмотря на сохранение англо-японского союза, после русско-японской войны наступило охлаждение в отношениях между Великобританией и Японией. В основе его лежали эскалация противостояния в Китае и усиление японской колониальной экспансии. Британские правительственные круги поддерживали принцип раздела Китая на сферы влияния, но японо-британское соперничество усиливалось, поскольку каждая из сторон использовала малейшую возможность вытеснить конкурента. Это усугублялось растущей японо-британской торговой конкуренцией на рынках азиатских стран.

В 1911 году в Лондоне состоялась имперская конференция с участием премьер-министров доминионов, впервые принявших участие в обсуждении вопросов внешней политики Британской империи. В числе прочих должен был рассматриваться вопрос о продлении действия англо-японского союзного договора 1905 года. Великобритания видела в союзе способ удержать Японию от поисков возможностей заключения соглашения с другой державой, прежде всего с Германией, отношения с которой у Британской империи резко обострились. В случае отказа от договора с Японией британскому правительству, сконцентрировавшему большую часть своего флота в Европе для обеспечения собственной безопасности, пришлось бы оставить на произвол судьбы тихоокеанские доминионы, которые своим негативным отношением к японцам могли спровоцировать недружественные действия Японии. С другой стороны, правительство Японии надеялось на получение британской финансовой помощи для укрепления своих позиций в противостоянии с США. Первый крупный заём в 10 млн фунтов стерлингов на военные цели Великобритания предоставила Японии ещё в 1899 году, когда формировался англо-японский блок на антироссийской основе [16, с. 7]. В связи с этим японская сторона не настаивала на включении в договор положений об иммиграционных законах тихоокеанских доминионов. Более того, министр иностранных дел Японии заверил британское правительство, что его страна не разрешит эмиграцию в те страны, которые выступают «против». Поэтому англо-японский договор был перезаключён 13 июля

1911 года почти без изменений. Из него было исключено положение о признании интересов Японии в Корее, которая была аннексирована, и включена статья,

указывавшая на отсутствие антиамериканской направленности этого союза. Статья отражала опасения метрополии и доминионов быть вовлечёнными в японо-американский спор, а также настроения части английских политиков, видевших в США потенциального союзника в условиях вероятной войны между Великобританией и Германией.

В Австралии также доминировали аналогичные настроения. К тому же в эти годы наблюдалось некоторое расширение торговли между Японией и Австралией. В 1909-1913 годах экспорт в Японию равнялся 1194271 фунту стерлингов, или 1,58% от общего объёма, импорт из Японии - 804346 фунтам стерлингов, или 1,20% соответственно [23, р. 166]. Несмотря на малый удельный вес в объёме австралийской внешней торговли, в целом двусторонняя торговля демонстрировала постоянную тенденцию к увеличению. Кроме того, положительное сальдо в тот период имела Австралия.

В Новой Зеландии, в отличие от Австралии, были противники распространения власти США в южной части Тихого океана, обоснованно считавшие Соединенные Штаты главным соперником Великобритании в этом регионе. Они приветствовали договор, который служил для метрополии важным средством сохранения своего влияния на Дальнем Востоке и в зоне Тихого океана [23, р. 166]. Новая Зеландия в целом одобряла политическую и стратегическую направленность договора, но предпринимала меры, чтобы обезопасить себя в случае, если Япония начнёт экспансию в южной части Тихого океана. Поводом к таким подозрениям стали исследования японских учебных кораблей в Антарктике [23, р. 166].

Министр обороны и финансов правительства Новой Зеландии А. Мейерс в 1913 году заявил, что Новая Зеландия оказалась «вынужденной полагаться на военно-морскую поддержку державы, которая может в своё время, в новой обстановке стать не гарантом, а угрозой безопасности» [20, р. 211]. Правительство Новой Зеландии подчеркивало, что страна находится перед лицом серьёзных перемен в регионе, не имея реальных возможностей для защиты территории и интересов. Неоднократные обращения новозеландского правительства к имперскому руководству по поводу состояния обороны Новой Зеландии не получали удовлетворительного ответа. Поэтому в декабре 1913 года в парламенте страны был принят акт о морской обороне, предусматривавший создание Новой Зеландией собственного военно-морского флота, который в мирное время должен был подчиняться правительству доминиона, а в военное время - имперскому руководству. Основной причиной принятия этого акта указывался рост военно-морской мощи Японии, а Новая Зеландия к началу Первой мировой войны была практически беззащитна.

Следует подчеркнуть, что в первое десятилетие XX века японская экспансия в Азии и бассейне Тихого океана была единственной международной проблемой, привлекавшей пристальное внимание руководства Австралии и Новой Зеландии. Несмотря ни на что, опасения британских доминионов в отношении то-

го, что Япония использует войну в Европе для укрепления собственных позиций в Азии и на Тихом океане, только усиливались.

Первая мировая война явилась для Японии важным периодом становления её как великой державы, проводящей агрессивную внешнюю политику. В 1911— 1914 годах отрицательное сальдо японской внешней торговли в целом составляло в среднем 65 млн иен [4, с. 271]. Но мировая война 1914—1918 годов оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитие Японии. Экспорт страны вырос за этот период более чем в 3 раза, а положительное сальдо японской внешней торговли составило в среднем 270 млн иен [4, с. 271].

Англия стремилась укрепить связи с Японией, пытаясь, с одной стороны, удовлетворить её колониальные притязания в отношении германских колоний на Тихом океане, а с другой — не остаться без доли при дележе германского колониального наследства. Правительствам Австралии и Новой Зеландии, в свою очередь, очень хотелось принять участие в колониальном переделе. Кроме того, Австралия и Новая Зеландия для обеспечения защиты своих военных транспортов, посылаемых на помощь метрополии и выполнявших задачи на Тихом океане, от нападений германских кораблей нуждались в помощи японского флота. Во время официального визита в Токио в октябре 1977 года заместитель премьер-министра Новой Зеландии Б.Е. Тэлбойз вспоминал о том, что «японские военные корабли помогли доставить новозеландские подразделения на Ближний Восток» [21, р. 22]. Но, несмотря на англо-японский союзный договор, отношение к Японии в доминионах было достаточно сдержанным. Расширение границ японских владений на Тихом океане вызывало беспокойство.

В связи с этим уже в ходе Первой мировой войны правительство Австралии пыталось оставить за собой бывшую германскую колонию в Новой Гвинее. Поэтому сразу же после захвата территории в австралийском парламенте начались дебаты о его юридическом оформлении. Подчеркивалось, что судьба захваченных в Тихом океане германских колоний должна быть решена на общеимперской конференции ещё до окончания войны, при этом выражалась уверенность, что британское правительство отнесётся с пониманием к желанию Австралии после войны получить право на участие в выработке решений по политическим вопросам.

Однако позиция Великобритании в отношении дальнейшей судьбы бывшей германской колонии на Новой Гвинее не давала оснований для оптимизма. Англия стремилась укрепить столь нужные ей связи с Японией. Зная большую заинтересованность последней в захвате германских колоний в Тихом океане, она вела с Японией политическую игру, пытаясь удовлетворить её колониальные аппетиты и при этом усилить свои позиции на Тихом океане. В феврале 1917 года Великобритания заключила с Японией секретное соглашение, в котором брала на себя обязательство поддерживать претензии Токио на германские тихоокеанские колонии, расположенные севернее эквато-

ра, в обмен на согласие японцев поддержать британскую аннексию германских тихоокеанских колоний в южном полушарии. О передаче этих колоний (речь шла о «германской» Новой Гвинее и острове Науру) Австралии в соглашении ничего не говорилось. У. Хьюз, занимавший в то время пост премьер-министра Австралии, был поставлен в известность о заключённом соглашении, но не возражал против него. Борьба с немецким флотом, в которой японцы были союзниками, являлась на тот момент важнейшей проблемой и для метрополии и для доминионов.

В то же время в Австралии были известны японские материалы, которые свидетельствовали о планах Японии по достижению господства в регионе. Так, в парламенте Южной Австралии на одном из заседаний приводились отрывки из опубликованной в Японии работы «Третья империя». В ней, в частности, говорилось: «Мы должны ясно сказать нашему народу, что его великой миссией является создание мировой империи. Наша национальная политика должна быть обращена на юг, но юг означает не крошечные острова Южных морей... Сфера экспансии Японии лежит за экватором — в Австралии, Новой Зеландии и Тасмании... Австралия, конечно, предназначена богом для японцев, но украдена англичанами многие годы тому назад. Не должно быть никаких колебаний в нашем стремлении идти в Австралию. То, что туда не пускают японцев, — верх несправедливости. В интересах и Японии, и мировой экономики дать Японии львиную долю при разделе Британской империи великими державами» [21, р. 22]. А в книге С. Ёсино высказывалась ставшая позднее популярной в японских правящих кругах мысль об экономической экспансии Японии, создании «великой восточно-азиатской сферы сопроцветания», с включением в её границы Австралии и Новой Зеландии [11, с. 17].

Первая мировая война и для Новой Зеландии стала этапом пробы сил в качестве региональной колониальной державы. По просьбе британского правительства Новая Зеландия в августе 1914 года оккупировала Западное Самоа, являвшееся германской колонией. Вполне понятно, что официальные органы и пресса старались быть лояльными к Японии и не поддерживали антияпонские настроения. Одновременно новозеландское правительство старалось расширить экономические связи с Японией. Так, объём торговли между Новой Зеландией и Японией в 1910—1913 годах составил 210 тыс. фунтов стерлингов [5, с. 146]. Экспорт Новой Зеландии в Японию только в 1914 году превысил 59 тыс. новозеландских фунтов [20, р. 221]. Торговый баланс был в пользу Японии. Но, несмотря на то что, согласно англо-японскому союзному договору, они являлись союзниками, отношение к Японии в Новой Зеландии было скорее отрицательным. Основными вопросами, вызывавшими беспокойство Новой Зеландии, были: расширение границ Японии на Тихом океане и будущее германских владений в этом регионе.

Вопросы послевоенного урегулирования обсуждались на Парижской мирной конференции, которая открылась 18 января 1919 года. И Австралия, и Новая

Зеландия, и Япония попытались использовать её в своих интересах. Австралия получила под своё управление Новую Гвинею, а Новая Зеландия - Западное Самоа. Японская делегация, возглавлявшаяся Сайон-дзи Киммоти, добилась в целом осуществления планов в отношении Китая, в качестве «подмандатных территорий» получила Каролинские, Маршалловы и большую часть Марианских островов. Япония также выдвинула предложение, касавшееся Устава Лиги Наций, в то время ещё проходившей стадию формирования (Австралия, Новая Зеландия и Япония были среди членов-основателей) - дополнение о равноправии иностранцев, независимо от их расы и национальности, в странах - членах Лиги Наций. В связи с тем, что в США и британских доминионах существовали ограничения на въезд и деловую активность иммигрантов из Азии, вышеуказанные страны, включая Австралию и Новую Зеландию, не собирались соглашаться с такой формулировкой. Японии пришлось идти на уступки, принять предложение Англии и США опустить статью 21 проекта Устава [3, с. 32]. Таким образом, Япония добилась осуществления собственных планов: получила права на китайскую провинцию Шаньдун, что позволяло развивать экспансию в северном направлении, и мандат на бывшие германские владения в Тихом океане, ставшие впоследствии плацдармом для продвижения в район Южных морей.

В середине 1921 года завершилась Британская имперская конференция, на которой не удалось принять окончательного решения по вопросу об англояпонском союзе, судьба которого затрагивала интересы многих стран. Австралия и Новая Зеландия понимали, что в случае его разрыва Великобритании нелегко было бы выдержать прямое военно-морское соперничество с Японией, а тихоокеанские доминионы могли оказаться перед лицом японской военной угрозы. Получение Японией мандата на управление бывшими германскими владениями в Тихом океане значительно приблизило её границы к Австралии и Новой Зеландии, фактически поставило под японский контроль морские коммуникации на Тихом океане. Великобритания была уже не в силах защитить свои интересы и интересы своих доминионов, поэтому она поддержала идею созыва конференции по дальневосточным и тихоокеанским вопросам.

Такая конференция открылась 12 ноября 1921 года в Вашингтоне. Одним из главных вопросов на ней стало обсуждение будущего англо-японского союза. Япония со своей стороны также стремилась продлить союз, видя в нём средство противодействия США. Была предпринята беспрецедентная акция - поездка наследного принца Xирохито в Великобританию. До этого никогда император или наследный принц не покидали страну с такой целью. Через месяц после начала конференции, 13 декабря 1921 года, был заключён «Договор четырёх держав», который фактически аннулировал союзный договор 1911 года, хотя формально статья 4 заменяла его четырёхсторонним пактом. Кроме того, на Вашингтонской конференции Великобритании было разрешено создать военно-морскую базу в Сингапуре. Этот план, выдвинутый

английским правительством, активно поддержала Новая Зеландия, которая сознавала собственное бессилие в военном отношении. Позиция Австралии в отношении Японии в основном определялась страхом перед японской угрозой адресованной политики «Белой Австралии».

Решения Вашингтонской конференции завершили послевоенный передел сфер влияния на Тихом океане и Дальнем Востоке, однако, не смогли устранить противоречия между державами и привести к прочному миру. Баланс сил в Азии и бассейне Тихого океана демонстрировал растущее превосходство США. Японии пришлось сделать ряд важных уступок США: отказаться от Циндао и Шаньдунской провинции, ограничить свой линейный флот. Однако японская делегация на конференции добилась ограничения количества баз и укреплений США и Великобритании на Тихом океане. Неудовлетворённость итогами конференции со стороны Японии создавала угрозу интересам Великобритании, и следовательно Австралии и Новой Зеландии.

«Договор четырёх держав», договоры о морских вооружениях и о политике в Китае получили неоднозначный отклик в доминионах. Складывалась ситуация, в которой Япония оставалась дружественной державой, но, в то же время, её влияние уже не уравновешивалось присутствием Великобритании, как хотелось бы многим австралийцам и новозеландцам. Поэтому на следующей имперской конференции, состоявшейся в 1923 году, после обсуждения положения на Дальнем Востоке, было решено срочно создавать базу в Сингапуре. Представители Австралии и Новой Зеландии настаивали на безотлагательном начале работ. Однако Новая Зеландия стала единственным доминионом, оказавшим финансовую помощь метрополии в строительстве базы. Австралийские представители позже заявили, что предпочитают способствовать укреплению обороноспособности Британской империи на Тихом океане, развивая собственный флот.

Третье десятилетие XX века началось для Австралии весьма благоприятно. Цены на основные экспортные товары стремительно росли, соответственно расширились экспортные возможности страны. В страну хлынул широкий поток людей и капиталов. За 1921-1927 годы в Австралию прибыло 263 тыс. иммигрантов, в то время как за 20 предшествующих лет -248 тыс. К началу 1930-х годов общая численность населения страны достигла 6,5 млн. человек. Великобритания по-прежнему являлась основным торговым партнером Австралии, но её доля в австралийском внешнем товарообороте сократилась. Зато укрепилось положение Японии. Так, с 1913 по 1929 годы доля Японии в экспорте Австралии выросла с 1,6 до 7,9% и в импорте - с 1,2 до 3,3%. Особенно заметно изменился объём главного австралийского экспортного товара, шерсти, закупаемого Японией: за период 1921-1931 годов произошло увеличение с 7,1 до 19,7% [5, с. 176-177]. Япония была вторым после Великобритании покупателем австралийской шерсти. Австралия, в свою очередь, закупала значительное количество японского текстиля. При этом японские то-

вары составили серьёзную конкуренцию продукции английских и австралийских производителей. Более того, демпинговые цены японских экспортёров привели к вытеснению ряда местных и привозных товаров. Однако австралийское правительство не принимало серьёзных мер против японской торговой экспансии. Это объяснялось заинтересованностью австралийских экспортёров в японском рынке, где доля Австралии составила в 1934 году 11,2%. Объём австралийского экспорта в Японию превысил импорт из Японии в 3 раза [10, с. 194].

Новая Зеландия после заключения 30 июля 1925 года дополнительной англо-японской конвенции присоединилась к ней для обеспечения равноправного положения с Канадой в области экспорта масла на японский рынок [7, с. 27-28]. В 1924—1927 годах объём торговли между Новой Зеландией и Японией по сравнению с 1910—1913 годами вырос почти в 4 раза и составил 800 тыс. фунтов стерлингов, из них: экспорт Новой Зеландии — на сумму 200 тыс. фунтов стерлингов, импорт — на 600 тыс. фунтов стерлингов [6, с. 145146]. В 1923 году на имперской конференции было принято решение о предоставлении доминионам относительной свободы в ведении своих внешних сношений. Предусматривалось право заключать соглашения с иностранными государствами. Уже в 1928 году Новая Зеландия заключила с Японией Договор о торговле, таможенных пошлинах и судоходстве, который встретил одобрение в стране, стремившейся укреплять японо-новозеландские отношения. «Япония была первой страной, с которой Новая Зеландия заключила самостоятельный договор о торговле» [21, р. 22]. Договор о режиме наиболее благоприятствуемой нации был оформлен нотами между премьер-министром Новой Зеландии Дж. Коутсом и генеральным консулом Японии в Австралии и Новой Зеландии И. Токугава. В 1928 году впервые баланс в торговле между Японией и Новой Зеландией был в пользу последней. Экспорт товаров, прежде всего шерсти, составил 657915 фунтов стерлингов, что в 11 раз больше, чем в 1914 году [20, р. 221], а товарооборот составил 1,2 млн. фунтов стерлингов [22, р. 297, 299].

В рамках англо-японского альянса продолжались визиты японских кораблей в Новую Зеландию (в 1924, 1926, 1928 годах), которые воспринимались как проявление духа дружбы и сотрудничества между Японией и южно-тихоокеанским форпостом Великобритании. Один из таких визитов, в 1928 году, по замыслу япон-

ского консула в Сиднее И. Токугава, должен был подчеркнуть исключительно добрые отношения между странами, заключившими торговый договор. В эти годы в Японии появились книги, свидетельствовавшие о значительном ослаблении иммиграционных ограничений Новой Зеландии «для честных бизнесменов из Японии» [12, с. 107-108; 14, с. 61-62]. Однако, несмотря на рост объёмов торговли в 1920-е годы, многие австралийские и новозеландские политики продолжали высказывать опасения в отношении Японии. Для них императивом являлась необходимость поддержания способности британского флота защищать торговые пути и территории в Юго-Восточной Азии, а также южной и западной частях Тихого океана [19, р. 125130]. Для большинства жителей доминионов «жёлтая опасность» оставалась реальностью.

И действительно, уже в конце первой трети XX века, Япония приступила к реализации своих экспансионистских планов в бассейне Тихого океана. Разразившийся в конце 1929 года мировой экономический кризис, нанёсший удар по японской экономике и повлёкший за собой рост социального недовольства внутри страны, а также обострение торговых противоречий с США и Великобританией, подталкивали японское руководство к поиску решения проблемы. И правящие круги Японии нашли такое решение на пути развязывания войны в Азии, в Северо-Восточном Китае. Создание «великой восточно-азиатской сферы сопро-цветания» было начато с вторжения в Маньчжурию в конце 1931 года.

Настроение, царившее в Австралии и Новой Зеландии после агрессии Японии в Маньчжурии, было выражено в докладе британского Королевского института международных отношений за 1932 год. В нём откровенно констатировалось, что тихоокеанские доминионы испытали «чувство облегчения от того, что японский тигр после ожидаемого прыжка предпочёл прыгнуть через Жёлтое море и вонзить когти в тело Китая вместо того, чтобы попытаться прыгнуть через Тихий океан и искать новую жертву в лице Новой Зеландии или Квинсленда» [17, р. 124]. Ни Австралия, ни Новая Зеландия не намерены были предпринимать какие-либо меры против Японии. Такое нежелание поддерживать принятие санкций против Японии объяснялось неприкрытым стремлением направить агрессию в северном направлении, против Монгольской Народной Республики и Советского Союза.

Библиографический список

1. Грудзинский В.В. Англо-японский союз и позиция тихоокеанских доминионов (1902—1914) // Проблемы истории Австралии и Океании: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1990.

2. Грудзинский В.В. Военно-морская политика Австралии накануне Первой мировой войны // Страны и народы Востока: пути развития: тезисы докладов регион. конф. (Иркутск, 10—12 мая 1988 г.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1988.

3. История дипломатии / под ред. акад. В.П. Потемкина. В 3 т. М.—Л.: Гос. изд-во лит. Т.3. Дипломатия в период подготовки Второй мировой войны (1919—1939). 1945.

4. История Японии: учеб. пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. История Японии 1868—1998 гг. / отв. ред. А.Е. Жу-

ков. М.: Изд-во ин-та востоковедения РАН, 1999.

5. Малаховский К.В. История Австралии. М.: Наука, 1980.

6. Малаховский К.В. История Новой Зеландии. М.. Наука, 1981.

7. Мартынов А.И., Русакова О.К. Актуальные проблемы внешней политики Новой Зеландии: история и современность. М.: Международные отношения, 1981.

8. Пузыня Н.Н. Имагологический аспект новозеландско-японских отношений // Россия и Восток: взгляд из Сибири, 2004: материалы и тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию российско-новозеландских дипломатических отношений и 25-летию Центра азиатско-

тихоокеанских исследований ИГУ. (Иркутск, 20-22 мая 2004 г.). Иркутск: Оттиск, 2004. С 63-68.

9. Пузыня Н.Н. Политика «белой Австралии» и японский фактор // Британские доминионы: история и современность: сб. науч. ст. / отв. ред. Э.А. Бабаев. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2009. Вып. 2. С. 32-53.

10. Торговая экспансия Японии / под ред. Г. Войтинского. М.: СОЦЭКГИЗ, 1936.

11. Ёсино Сакудзо. Нанъё [Южные моря]. Токио: Минъюся, 1916.

12. Икуэ Такаюки. Атарасики Куни Ню Дзирандо то Госю [Новые страны Новая Зеландия и Австралия]. Токио, 1929.

13. Сига Сигэтака. Нанъё дзидзи [Обстановка в районе Южных морей] (восстановлено по: Сига Сигэтака. Дзэнсю. Т. III). Токио, Нихон Тосё Сэнта.

14. Соно Кинъити. Ню Дзирандо-но Таби [Путешествие по Новой Зеландии]. Канэмацу, 1931.

15. Тада Эйити. Нанкёку танкэн никки [Дневник антарктиче-

ской экспедиции]. Токио: Минъюся, 1912.

16. Цутия Мотосаку. Госю оёби Ню Дзирандо [Австралия и Новая Зеландия]. Осака: Осака Асахи Симбунся, 1915.

17. Kennaway R. New Zealand Foreign Policy 1951-1971. Wellington, 1972.

18. Meaney N. A History of Australian Defence and Foreign Policy (1901-1923). Sydney, 1976. Vol. I: The Search of Security in the Pacific (1901-1914).

19. Lissington M.P. New Zealand and Japan. 19001941 Wellington: Govt Printer, 1972.

20. New Zealand Affairs. Christchurch,1929.

21. New Zealand Foreign Affairs Review. Wellington. 1977. Vol. 27. N 4.

22. Prichard Lloyd M.F. An Economic History of New Zealand to 1939. Auckland, 1970.

23. Yarwood A.T. Asian Migration to Australia. The Background to Exclusion. 1896-1923. Melbourne, 1964.

24. http://www.mofa.go.jp./region/asia-paci/australia/index.html Р.1 (дата обращения: 17.02.2005).

УДК 371.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В.В. Трифонова1, О.В. Белокрылова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена созданная в ИрГТУ система дистанционного обучения графическим дисциплинам. Описаны комплекс учебно-методических материалов, организация работы студента и преподавателя при дистанционном обучении. Предложено использование тестов как вида самоконтроля при изучении материала и как формы итоговой аттестации. Показана эффективность применения дистанционных технологий в педагогическом процессе с целью повышения качества графической подготовки студентов как заочной, так и очной (при самостоятельной внеаудиторной работе)форм обучения. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: дистанционные технологии; графические дисциплины; электронно-методический комплекс; i.Logos.

USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN TEACHING GRAPHICAL DISCIPLINES V.V. Trifonova, O.V. Belokrylova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents the system of distance teaching graphical disciplines created in ISTU. It describes the complex of training materials, the organization of student's and teacher's work in distance education. It is proposed to use tests as a form of self-control when studying material and as a form of final certification. The article demonstrates the efficiency of the use of distance technologies in pedagogical process in order to improve the quality of the graphical preparation of students of full-time form of education (during separate extracurricular work) as well as students studying by correspondence.

2 tables. 2 sources.

Key words: distance technologies; graphical disciplines; electron systematic complex; i Logos.

Современное развитие дистанционного образования осуществляется под воздействием практических запросов и интересов общества. Дистанционное обра-

зование способствует привлечению дополнительного контингента обучающихся и расширению рынка образовательных услуг за счёт исключения проблем, свя-

1Трифонова Виктория Владимировна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин заочно-вечернего факультета, тел.: (3952) 405336, 89501373973, е-mail: vtrifonova@istu.edu

Trifonova Victoria, Senior Lecturer of the Department of Disciplines of General Education of the Faculty for Part-time Evening Students and Students by Correspondence, tel. (3952) 405 336, 89501373973, e-mail: vtrifonova@istu.edu

2Белокрылова Ольга Вениаминовна, старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и технического черчения, тел.: (3952) 405152, 89149038379, е-mail: ola133@yandex.ru

Belokrylova Olga, Senior Lecturer of the Department of Descriptive Geometry and Technical Drawing, tel. (3952) 405152, 89149038379, e-mail: ola133@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.