__________________________________История_______________________________________
Вера ДОСОВИЦКАЯ
ЯПОНИЯ И МАНЬЧЖУРИЯ: НАЧАЛО ОТНОШЕНИЙ
В статье рассматривается роль Маньчжурии в политической истории Восточной и Внутренней Азии, процесс становления японо-маньчжурских отношений в конце XIX - начале ХХ вв.
The article examines the role of Manchuria in the political history of East and Inner Asia and the development of the Japanese-Manchurian relations in the late 19th - early 20th centuries.
Ключевые слова:
Япония, Маньчжурия, Северо-Восточный Китай, международные отношения; Japan, Manchuria, North-East China, international relations.
Взаимоотношения Японии и Маньчжурии могут стать отправ -ной точкой рассмотрения всей истории международных отно -шений в первой половине XX в. В 1930- х гг. в разгар японской оккупации Северо - Восточного Китая говорили, что Маньчжурии было суждено стать «ареной международных амбиций»1. Почему же Япония так стремилась завладеть Маньчжурией, а впоследствии и всей Восточной и Внутренней Азией?
Маньчжурия — «первая линия обороны Японии»
Маньчжурия занимала три северо восточные провинции на терри тории нынешнего Китая: Хэйлунцзян (столица — Харбин), Цзилин (столица — Чанчунь) и Ляонин (столица — Шэньян). Соседями Маньчжурии являлись СССР (Дальневосточный край и Восточно -Сибирская обл.), провинции Китая Жэхэ и Чжили (Хобэй), Корея и Монголия. Морская граница Маньчжурии была равна 1 570 км и про -ходила по берегам Корейского и Ляодунского заливов Желтого моря2. По данным В.Я. Аварина, площадь Маньчжурии составляла 1 200 тыс. кв. км, превышая, таким образом, площадь Японии почти в 4 раза3.
Говоря об этом регионе, Япония часто применяет термин «Маньчжурия - Монголия» (Ман - Мо). Он относится к Маньчжурии и Внутренней Монголии, а порой и к Внешней Монголии (Монголия); соответственно, речь идет об огромной области Внутренней Азии, площадь которой измеряется несколькими мил лионами кв. км. Кроме того, в японской историографии существует еще один термин — «маньчжурско - корейский вопрос» (Манкан мондай), что означает, что Маньчжурия и Корейский полуостров считаются единой и неделимой территорией4.
Во внешнеполитическом аспекте Маньчжурия (а вместе с ней и Монголия) представляла собой регион, где скрещивались интересы Японии, СССР и Китая. Для СССР регион Маньчжурии - Монголии был необходим для осуществления политических планов и поддержания порядка в Сибири. Для Китая безопасность в этой области явля лась гарантией его собственного суверенитета, а также она становилась возможным местом переселения для возрастающего населения5.
Для Японии Маньчжурия являлась «первой линией обо -
1 Etherton P.T., Tiltman H.H. Manchuria, the Cockpit of Asia. - N.Y : Frederick A. Stokes Company, 1932, р. IX.
2 Аварин В.Я. Независимая Маньчжурия. — М.: Партиздат, 1934, с. 6.
3 Там же.
4 Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX в. — ИМБиТ СО РАН, 2002, с. 10.
5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 495, оп. 127, д. 183, л. 63.
ДОСОВИЦКАЯ
Вера
Валерьевна —
аспирант
Института
востоковедения РАН
Tokyo4vera4ever@
gmail.com
роны», а также «плацдармом Японии на континенте»1. В экономическом отноше -нии Маньчжурия развивалась именно как ресурсная база2. «Маньчжурия является источником сырья, продуктов, расту -щим рынком для сбыта японского экс -порта, а также ценным объектом инве -стирования и перспективным местом для переселения возрастающего населения3. Известный исследователь Маньчжурии -Монголии XX в. Оуэн Латтимор назы -вал Маньчжурию «Фландрией и Эльзас -Лотарингией» Дальнего Востока4. В свою очередь, Япония не раз настаивала на том, что регион Маньчжурии Монголии является экономически и географически самым подходящим Японии как постав -щик недостающих продуктов и промыш ленного сырья5.
Таким образом, стратегическая и эко -номическая роль Маньчжурии была настолько огромной, что ее часто назы вали жизненно необходимым регио ном для Японии, или иначе — «дорогой жизни»6. Как же начинались и развива -лись японо маньчжурские отношения с середины XIX в.?
Маньчжурия и Япония:
начало отношений
В середине XIX в. Маньчжурия осущест -вляла большие поставки соевых бобов, соевого жмыха и соевого масла в Японию. Из соевых бобов получали соевый соус, молоко, сыры, шоколад, печенье, мыло, глицерин, краски, резину, взрывчатые вещества, водонепроницаемые матери алы, лекарства. Соевые бобы были всегда широко распространены в восточных культурах. Европейцы же узнали о сое -вых бобах только в начале XX в. Одними из первых, кто познакомил европейцев с соевыми бобами, были японцы. В 1908 г.
1 Stewart J.R. Manchuria as Japan's Economic Life - Line // Far Eastern Survey Coverage, 1935, vol. 4, № 23, р. 182.
2 Culver M.S. Manchuria: Japan's Supply Base // Far Eastern Survey Coverage, 1945, vol. 14, № 12, р. 1б0.
3 Stewart J.R. Manchuria as Japan's Economic Life - Line // Far Eastern Survey Coverage, 1935, vol. 4, № 23, р. 182.
4 Lattimore O. Manchuria, Cradle of Conflict. — N.Y : The Macmillan Company, 1932, р. 290.
5 РГАСПИ, ф. 495, оп. 127, д. 183, л. 11б.
6 «Дорогой жизни» Маньчжурию называл
Мацуока Есукэ, министр иностранных дел в
1940-41 гг., президент ЮМЖД в 1935-1939 гг.
компания «Мй^ш&Сс»> впервые поставила 100 т соевых бобов в Великобританию.
Маньчжурию также считали житни -цей Китая. Торговля велась через порт Ньючванг7 и являлась главным аспек -том экономических интересов Японии в Маньчжурии8. В то время характер торговли был по большей части односторонний, но весной 1891 г. «Ниппон Юсэн Кайся»9 начала регулярную ежемесячную тор говлю между с Маньчжурией. Эта торговля процветала вплоть до начала китайско-японской войны в августе 1894 г.10
После окончания войны соевый жмых стали использовать как удобрение для рисовых полей, больше половины хлопка -сырца из Маньчжурии поставлялось в Японию, практически весь рис, а также ископаемые (уголь, железо) отправлялись в Корею и Японию. Можно даже сказать, что в лице Маньчжурии Япония нашла «второй Рур»11.
Главными возделываемыми культурами в Маньчжурии являлись соевые бобы, маис, просо, сорго (гаолян)12 и пшеница.
Еще в 1899 г. некоторые европейцы, например английский консул в Ньючван ге, а позже торговый атташе в Пекине Александр Хейс называли их «богатством Маньчжурии»13.
Как известно, Маньчжурия входила в состав Цинской империи. В ходе японо -китайской войны 1894—1895 гг. часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору была возвра щена Китаю. В конце XIX в. произошло ослабление власти цинского правитель ства, и постепенно Маньчжурия вошла в сферу русских политических и коммерче ских интересов. В 1896 г. по кратчайшему
7 Ньючванг — порт в Южной Маньчжурии, совр. Ньючжуан, он же Инкоу. Был открыт англичанами в середине XIX в.
8 Spinks Ch.N. Origin of Japanese Interests in Manchuria // The Far Eastern Quarterly, 1943, vol. 2, № 3, р. 261.
9 Ниппон юсэн кайся (с 1893 г. — Ниппон юсэн кабусики гайся) — крупнейшая судоходная компания Японии, существует с 1885 г. в настоящее время действует под торговой маркой NYK Line.
10 Spinks Ch.N. Op. cit., p. 262.
11 Young C.W. Sino -Japanese Interests and Issues in Manchuria // Pacific Affairs, 1928, vol. 1, № 7, p. 9.
12 Сорго — травянистое растение семейства зла ковых. Яровая культура. Зерно сорго перерабатывают на крупу, муку и крахмал, из соломы изготов ляют плетеные изделия, бумагу, веники.
13 Kinnosuke A. Manchuria: A Survey. — N.Y : R.M. McBride & Company, 1925, p. 159.
во Владивосток маршруту через Xарбин была построена Китайско восточная железная дорога (КВЖД). В 1898 г. по Русско- китайской конвенции Россия арендовала у Китая Ляодунский полуо -стров с прилегающими островами, укре -пила Порт-Артур и построила коммерче -ский порт Дальний, которые соединялись железной дорогой с восточно китайской линией на Владивосток.
Используя в качестве повода Боксерское восстание, царская Россия в 1900 г. почти полностью захватила Маньчжурию, а с июня 1900 по март 1902 г. безраздельно владела ею1. Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска из Маньчжурии и Кореи в нарушение союз нического договора повлекли за собой Русско - японскую войну 1904—1905 гг. В результате победы Японии Ляодунский полуостров с Квантунской областью и русская железная дорога от Чаньчуня до Порт -Артура (около 735 км) отошли Японии, а маньчжурская проблема при обрела иной политический и экономиче ский аспект.
Дело в том, что узловой проблемой стала проблема Южно - Маньчжурской желез -ной дороги (ЮМЖД). И если до войны эта дорога служила объединяющим звеном русско цинского антияпонского союза, то с заключением Портсмутского договора в
1905 г. данный союз потерял смысл2.
Южно- Маньчжурская железная
дорога — магистраль в Маньчжурии от Xарбина до Порт -Артура длиной 1 022 км — являлась южной частью КВЖД (Китайско Восточной железной дороги). Строительство этой линии велось на основании Русско-китайской конвенции 1898 г. для установления железнодо рожного сообщения между Транссибом и Квантунской областью и портами Дальним и Порт Артуром.
Безусловно, главной мерой по эконо -мическому и политическому укреплению Японии в Маньчжурии стало создание в
1906 г. Южно - Маньчжурской железнодо -рожной компании (Мантэцу)3.
1 Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX в. - М. : ИМБиТ СО РАН, 2002, с. 11.
2 Там же, с. 14.
3 Мантэцу (Минами мансю тэцудо кабусики гайся) — Южно- Маньчжурская железнодорожная компания.
Штаб - квартира компании находилась в Дайрене (Дальнем). И хотя вся ЮМЖД, как и вся КВЖД, была построена с рус ской колеей (1 524 мм), во время Русско японской войны японцы перешили ее на японскую (1 067 мм) для удобства исполь зования на ней японского подвижного состава. А после войны дорога была пере ведена на стандартную колею (1 435 мм), чтобы сделать возможным ее соединение с другими железными дорогами Китая. Капитализация ЮМЖД в 1906 г. составила 200 млн иен, половину из которых выде лило японское правительство. В 1920 г. она составила 440 млн иен (220 млн долл.)4, в 1933 — 800 млн иен при прежнем соот -ношении государственного и частного капитала5. Первым президентом Мантэцу был назначен губернатор Тайваня Гото Симпэй6. Он считал, что Мантэцу является одним из основных средств укрепления японского влияния в Китае и выступал за создание в Южной Маньчжурии эконо мического, торгового и культурного плац дарма Японии с использованием ЮМЖД.
После окончания Первой мировой войны европейские державы поте ряли свои позиции в Восточной Азии. А Япония же осознала, что пришло время для поствоенного экономического под чинения азиатского пространства. Все эти события еще больше укрепили японское военное господство на Корейском полу острове и Тайване, создали исключи тельно благоприятные предпосылки для усиления экономического проникнове ния в Южную Маньчжурию.
В 1916 г. Япония и Россия подписали русско японское соглашение, в котором был проведен раздел сфер влияния двух государств в Китае, Корее, Маньчжурии и Монголии.
Таким образом, в 1916 г. в сферу влияния России попали Северная Маньчжурия, Внешняя Монголия и западная часть Внутренней Монголии, в сферу влия -ния Японии — Южная Маньчжурия, Корейский полуостров и восточная часть Внутренней Монголии.
4 Kmnosuke А. Ор. ей., р. 114.
5 Молодяков В.Э. Россия и Япония: рельсы гудят. Железнодорожный узел российско-японских отношений (1891 — 1945). — М. : Астрель, 2006, с. 355.
6 Гото Симпэй (1857—1929) — японский государственный и политический деятель, губернатор Тайваня, первый президент Южно - Маньчжурской железнодорожной компании, мэр Токио.