Научная статья на тему 'Усиление экономических позиций Японии в Северо-Восточном Китае в период оккупации (30-е годы XX В. )'

Усиление экономических позиций Японии в Северо-Восточном Китае в период оккупации (30-е годы XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1179
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ / МАНЬЧЖУРИЯ / ЯПОНИЯ / CCCР / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОККУПАЦИЯ / ЮЖНО-МАНЬЧЖУРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / NORTH-EAST CHINA / MANCHURIA / JAPAN / USSR / THE WORLD WAR II / OCCUPATION / SOUTH MANCHURIA RAILWAY / ECONOMIC POSITIONS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова Галина Николаевна

Анализируется проблема усиления экономических позиций Японии в Северо-Восточном Китае в период оккупации в 30-е годы XX в. в промышленной, железнодорожной, банковской, торговой сферах с целью создания военно-промышленного плацдарма для вторжения в Китай и нападения на Советский Союз. Затрагивается вопрос пересмотра начала Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening Japan’s Economic Positions in Northeast China for a Period of Occupation (30-s of the 20th c.)

The paper analyzes the problem of strengthening of Japan’s economic positions in Northeast China for a 30-year occupation in industrial, railway, bank and trade spheres with the purpose of creation military-industrial base for intrusion in China and attack on the Soviet Union. The author raises the question of the beginning of the World War II to be reconsidered.

Текст научной работы на тему «Усиление экономических позиций Японии в Северо-Восточном Китае в период оккупации (30-е годы XX В. )»

УДК 9(510) :9(52) ББК 63.3(2)614-68

Г. Н. РОМАНОВА

Усиление экономических позиций Японии в Северо-Восточном Китае в период оккупации (30-е годы XX в.)

Анализируется проблема усиления экономических позиций Японии в Северо-Восточном Китае в период оккупации в 30-е годы XX в. в промышленной, железнодорожной, банковской, торговой сферах с целью создания военно-промышленного плацдарма для вторжения в Китай и нападения на Советский Союз. Затрагивается вопрос пересмотра начала Второй мировой войны.

Ключевые слова: Северо-Восточный Китай, Маньчжурия, Япония, СССР, Вторая мировая война, оккупация, Южно-Маньчжурская железная дорога, экономические позиции, инвестиции.

G. N. Romanova

Strengthening Japan's Economic Positions in Northeast China

for a Period of Occupation (30-s of the 20th c.)

The paper analyzes the problem of strengthening of Japan’s economic positions in Northeast China for a 30-year occupation in industrial, railway, bank and trade spheres with the purpose of creation military-industrial base for intrusion in China and attack on the Soviet Union. The author raises the question of the beginning of the World War II to be reconsidered.

Keywords: North-East China, Manchuria, Japan, USSR, the World War II, occupation, South Manchuria Railway, economic positions, investments.

До второй половины XX в. мир оставался евроцентрист-ким: западные страны продолжали диктовать свою волю и определять правила политической игры на международной арене. Подавляющему большинству остальных стран и народов была отведена лишь пассивная роль объектов политики великих держав.

Определение «Версальская система» в узком смысле слова включает не только проблемы, связанные с Парижскими договорами, но и переустройство

РОМАНОВА Галина Николаевна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела китаеведения Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

105

территорий государств, являвшихся их объектами. В действительности, это определение в сжатой форме синтезировало сложную, но однозначную реальность - оно представляло собой одну из бесчисленных попыток, но в крайней форме, адаптировать глобальные международные отношения к модели, принятой европейской дипломатией. Более широкое толкование самой концепции этой модели позволяет утверждать, что переход от кризиса к слому системы, конец status quo, крушение иллюзий, родившихся в Париже в 1919 г., начались за пределами Европы - на Дальнем Востоке.

Маньчжурский кризис, спровоцированный Японией, хотя и был далек от европейских противоречий, явился их отражением, по крайней мере, с того момента, когда в начале XX в. японская дипломатия связала свою судьбу с европейской внешней политикой. Этот кризис стал начальным этапом распада системы, так как основная парадигма развития кризиса открыто противоречила тому, что до 1932 г. пытались делать в Европе, где неустанно искали дипломатические решения всех споров. То, что произошло в Маньчжурии, было жизненно важно для сущности самой Версальской системы и затрагивало интересы многих ведущих держав, но геополитическая удаленность страны сделала ее легкой добычей Японии. Европейская модель захватнической войны была воспроизведена в самом худшем виде, оставив после себя Лигу Наций, призванную обеспечивать «коллективную безопасность».

Превращение Японии в великую державу на Тихом океане началось в последнем десятилетии XIX в. Участие в коалиции победителей во время Первой мировой войны содействовало ее дальнейшему усилению. В феврале 1932 г. Япония объявила регион независимым государством под названием Маньчжоу-го. В сентябре между Японией и Маньчжоу-го был подписан союзный договор, в котором подтверждалась зависимость Маньчжоу-го от Японии. Эти события оказали воздействие на и без того неустойчивую ситуацию в Китае и стали предвестником экспансионистских действий Японии [18, с. 171-177].

Страны, недовольные результатами Первой мировой войны, планировали реванш и дальнейшую борьбу за передел мира. В 1933 г. к власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, мечтавшем о мировом господстве. Еще раньше в Италии сложился фашистский режим Муссолини. Японские генералы тоже мечтали о новых территориальных захватах. В своих устремлениях державы стремились объединить усилия (ось Рим-Берлин-Токио). Быстро разрасталась угроза новой мировой войны [6, с. 9-10].

Что касается начала Второй мировой войны, то существуют две главные версии: европейская и китайская. Если для большинства европейцев кажется неоспоримым факт начала Второй мировой войны в результате вторжения нацистской Германии в Польшу в сентябре 1939 г., то китайская историография давно уже утверждает, что начало этой войны падает на 7 июля 1937 г. и связано с открытой агрессией Японии против Китая [9; 11, с. 90].

106

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

В отечественной историографии стали появляться объективные подходы к этой проблеме. Как отмечает Н. А. Нарочницкая, «давно назрела обстоятельная и свободная от идеологических клише оценка событий, происходивших в мире накануне войны, ставшей для нас Великой Отечественной. Историческая правда заключается в том, что к моменту нападения Гитлера на Польшу 1 сентября 1939 г., что и считается, не вполне обоснованно, датой начала Второй мировой войны, мировая война уже шла полным ходом и в Азии, и в Европе, и в Африке, где страны «оси» - Германия, Италия и Япония - уже в течение нескольких лет ультиматумами и вводом войск переделывали мир и границы, которые стали зыбкими как никогда в истории» [12, с. 5; 11, с. 91].

В Азиатско-Тихоокеанском регионе потенциальный очаг Второй мировой войны появился, когда японская армия в ночь с 18-го на 19-е сентября 1931 г. в результате захвата Северо-Восточного Китая (Маньчжурия) на большом протяжении вышла к дальневосточным сухопутным границам СССР и дружественной Советскому Союзу Монголии. Она также выдвинула свою армию к рубежам Внутреннего Китая. Создав в 1932 г. марионеточное государство Маньчжоу-го, превратив его в военно-стратегический плацдарм на континенте, Япония попыталась прощупать прочность советских и монгольских границ у оз. Хасан и на р. Халкин-Гол.

7 июля 1937 г. Япония, спровоцировав вооруженный инцидент у населенного пункта Лугоуцяо в 10 км от Пекина, начала «большую» войну в Китае, в Юго-Восточной Азии, на Тихом океане. Целью этой захватнической войны было порабощение китайского и других народов региона, использование их материальных и людских ресурсов для дальнейших территориальных захватов в Азии, а также для войны против СССР, США и Великобритании. Эти планы в имперских документах значились как «политика построения сферы совместного процветания Великой Восточной Азии» [11, с. 91-92].

К моменту японской оккупации Маньчжурия занимала важное место в системе экономики Китая. Так, в 1929 г. соотношение площадей, занимаемых главнейшими сельскохозяйственными культурами по всей Маньчжурии, выразилось следующими показателями (в проценте к общей посевной площади): бобы - 31%, пшеница - 8%, гаолян - 22%, просовые - 19%, кукуруза -9%. Бобовых с 1 га собиралось 1,4 т, пшеницы - 1 т, гаоляна - 1,7 т, кукурузы - 1,8 т. Что касается вывоза по железной дороге на экспорт, то в 1929 г. он достигал 3 млн т в год, что составляло 80% всего железнодорожного грузооборота Маньчжурии на экспорт. Из этого количества более 90% составляли хлебные грузы, в том числе масличные культуры (соевые бобы и их продукты) - 85%\ Посевные площади занимали 12,8 млн га (из 21,6 млн га пригодной для пахоты земли). Кустарная и фабричная промышленность выпускала высококачественный шелк, являвшийся важнейшей статьей китайского

1 Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 8002. Оп. 1. Д. 232. Л. 8, 11; Д. 225. Л. 2-3.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

107

экспорта. Скотоводство (около 15 млн голов крупного рогатого скота) значительный объем своей продукции поставляло на экспорт. Из Маньчжурии экспортировался строевой лес, рыбные ресурсы (десятки тонн рыбы и других морских продуктов), крупный рогатый скот [19, с. 123]. В целом по уровню развития промышленность Маньчжурии занимала второе место в Китае (после Шанхайского промышленного комплекса). Северо-Восток составлял свыше 11% территории Китая; на него приходилось около четверти всего экспорта сельскохозяйственной продукции, 60% производства соевых бобов, 40% железнодорожных линий, около 40% площади лесов [8, с. 114; 13, с. 141]. Население Маньчжурии в 1929 г. уже достигло 31 млн человек, из них в Ляонинской провинции - до 15 млн человек2 .

На оккупированной территории Маньчжурии японцы создали марионеточную «империю Маньчжоу-го» во главе с «императором» Пу И, намереваясь впоследствии воспользоваться им для реставрации маньчжурской династии в Китае. Японские политики планировали вторжение в Китай под предлогом «коммунистической угрозы» на Дальнем Востоке. Долгосрочные намерения японского империализма в Маньчжурии были связаны с оборудованием оккупированной страны как военно-стратегического плацдарма. Маньчжурия и Северный Китай должны были превратиться, по их замыслу, в базу подготовки войны как против Советского Союза, так и против США, Великобритании и других западных держав в соответствии с планом и замыслом военного союза фашистских агрессоров - Германии, Японии и Италии. Все мероприятия на территории Маньчжурии и Северного Китая подчинялись идее завоевания Азии и бассейна Тихого океана, установления японской модели «нового порядка». С этой целью в Маньчжурии стали осуществляться широкие проекты железнодорожного, аэро- и автотранспортного строительства, развития тяжелой металлургии, химической промышленности, оружейных заводов и других производств, связанных с нуждами войны. При этом как военный плацдарм, так и военно-промышленная база строились с участием капитала японских монополий и государства, за счет сырьевых и людских ресурсов Маньчжурии [2, с. 118; 7, с. 109; 15, с. 151].

Для Японии создание военно-промышленного капитала в Маньчжурии облегчалось тем, что еще до оккупации она имела там весьма прочные позиции. Именно в этом регионе Китая находилась большая часть японских капиталовложений в Китае, которые достигали здесь почти 1,5 млрд иен. В общей массе иностранного инвестированного капитала в Маньчжурию на Японию приходилось 95,6% [4, с. 61].

В масштабах всего Китая уже накануне захвата Маньчжурии (на начало 1931 г.), доля Японии составляла 35,1%, или 1 136,9 млн долл. США от общей суммы иностранных инвестиций (3 242,5 млн долл. США). Доля Англии составляла 36,7% (1 189,2 млн долл. США), Соединенных Штатов Америки -6,1%, Франции - 5,9%. Япония контролировала почти всю железнорудную

2

РГАЭ. Ф. 8002. Оп. 1. Д. 232. Л. 5; Д. 225. Л. 3.

108

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

и большую часть угольной промышленности Китая. В 1931 г. в ее руках находилось 40,5% текстильной промышленности, продукция которой продолжала занимать ведущее место в общем объеме промышленного производства Китая. Еще более прочными стали позиции Японии в Китае после захвата ею Южной, а затем и Северной Маньчжурии. Потеря Маньчжурии означала для Китая утрату: 79% производимого железа, 93% добычи нефти, 55% добычи золота, 23% выработки электроэнергии, 41% протяженности железнодорожных линий и 37% внешней торговли [14, с. 55; 17, с. 175; 20, с. 76]. По добыче основных видов сырья и производству металлов на долю данного региона приходилось, 45% всего добываемого в Китае каменного угля, 100% меди, 76% свинца и цинка, 100% алюминия, 100% магния, и т. д. Японские империалисты превратили Северо-Восточный Китай в экономическую базу для подготовки войны [13, с. 239].

К моменту японской экспансии в Маньчжурии из 6 280,5 км железной дороги - 29% приходилось на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), 18% - на Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД), 20% - на японокитайские железные дороги и 33% - на чисто китайские железные дороги. Япония приступила к широкому железнодорожному строительству, преследуя как экономические, так и стратегические задачи: за период оккупации ею было построено около 5 тыс. км, т. е. около 45% всей Маньчжурской железнодорожной сети3.

Экономика Маньчжурии контролировалась двумя концернами - «Компанией Южно-Маньчжурской железной дороги» («Мантэцу») и «Маньчжурской компанией тяжелой промышленности» («Мангё»). Акционером этих концернов было японское государство. Доля китайского национального капитала в эксплуатации ресурсов Маньчжурии не превышала 10% [5, с. 384]. Крупнейшая полугосударственная компания «Мантэцу» служила основным каналом проникновения японских капиталов в Маньчжурию. Кроме железных дорог и железнодорожных мастерских, эта компания владела угольными шахтами (Фушунь и Яньтай), железными рудниками, газовыми лесопильными заводами, доменными печами [4, с. 61].

Из всех маньчжурских железных дорог ЮМЖД получала наибольшую прибыль. С 1933 по 1937 г. прибыль от всех железных дорог Маньчжурии увеличилась с 79,4 до 118,5 тыс. иен, в том числе на ЮМЖД соответственно с 75,8 до 89,7 тыс. иен4. За 30 лет деятельности концерна его капитал увеличился в 4 раза, с 200 млн в 1906 г. до 800 млн иен в 1936 г. Прибыль концерна возросла с 2 млн в 1907 г. до 59 млн в 1930 г., 105 млн в 1939 г. и 144 млн иен в 1941 г.5

Основную часть железнодорожных доходов ЮМЖД составляли доходы от грузовых перевозок - 83% (70,9 млн иен) в 1931 г., которые к 1943 г. упали

3 РГАЭ. Ф. 8002. Оп. 1. Д. 15. Л. 57.

4 Там же. Д. 2538. Л. 38.

Там же. Д. 15. Л. 54-55; 6, с. 132.

5

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

109

до 44% (433,3 млн иен). Доходы от пассажирских перевозок, наоборот, увеличились с 11% (9,1 млн иен) в 1931 г. до 44% (435,7 млн иен) в 1944 г.6

В товарной структуре перевозок важную роль играли хлебные грузы, размеры которых с 1917-1921 по 1937-1940 гг. увеличились с 2,7 тыс. до 4,7 тыс. т., что составляло примерно 20% от общего количества перевозок. Транспортировка каменного угля составляла в 1940 г. 13,1 тыс. т. Вместе с хлебными грузами на перевозки каменного угля приходилось около 60% всех перевозок. Значительную часть грузооборота ЮМЖД перерабатывал порт Дальний (Дайрен)7.

С самого начала образования Маньчжоу-го перед японцами стояла одна из основных задач - овладение всеми видами транспорта по всей Северной Маньчжурии. Японцы создали так называемую «гужевую войну» с КВЖД за привлечение грузов. Они принуждали китайских крестьян буквально за гроши возить груз из Харбина и других районов в Чанчунь для отправки их на ЮМЖД, всеми способами воздействовали на грузоотправителей с тем, чтобы запретить отправку их грузов на КВЖД.

Между ЮМЖД и КВЖД происходила борьба за монополизацию судоходства на реке Сунгари. До 1931 г. речные грузы почти полностью переправлялись КВЖД, которая привлекала к перевозке грузов из Сунгарийской долины владельцев пароходов, барж и джонок Маньчжурского судоходного управления, Маньчжурской службы речного транспорта, и др. 9 февраля 1933 г. Концерн ЮМЖД «получил» от марионеточного правительства Маньчжоу-го мандат на управление всеми железными дорогами в Маньчжурии, а также и водными путями. С целью наведения порядка в судоходстве в 1933 г. был создан синдикат под названием «Харбинское объединенное судоходное товарищество». Базой для него явились суда и имущество, принадлежавшие различным пароходным организациям Северной Маньчжурии, начавшим свое существование после грабежа флотилии КВЖД по приказу правителя северо-восточных провинций Чжан Цзолиня.

Истиной целью создания синдиката являлась необходимость подготовки и использования водного транспорта для военных целей и в первую очередь войны против Советского Союза. «Харбинское объединенное судоходное товарищество» просуществовало до 1939 г., когда оно было полностью передано в ведение Южно-Маньчжурской железной дороги. За шесть лет своего существования «Товарищество» получило большие прибыли. Чистая прибыль в 1933 г. составила 2020 тыс. иен, или 59,1% от общего дохода, которая в последующем снижалась из года в год против 1933 г. В 1934 г. прибыль составила 37,8%, 1936 г. - 40,6%, в 1938 г. - 27%8.

Торговые связи Северо-Восточного Китая с Японией осуществлялись в основном через порт Дальний. В 1929 г. из 5 тыс. иностранных судов,

6 РГАЭ. Ф. 8002. Оп. 1. Д. 2538. Л. 11.

7 Там же. Д. 15. Л. 55.

Там же. Д. 27. Л. 139-143; 145, 162.

8

110

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

приходивших в порт, 65-70% являлись японскими. Число советских судов исчислялось единицами. Грузооборот Дальнего, не достигавший перед европейской войной и 2 млн т, к 1929 г. увеличился до 8,4 млн т, при этом 54-68% экспортируемых грузов приходился на Японию. Основными статьями экспорта были: каменный уголь, жмыхи бобовые, соевые бобы, железо, чугун и сталь, отруби, пшеница, гаолян.

Доля Японии в импорте Дальнего постоянно падала. Если в период 19121920 гг. она составляла от 51 до 63%, то в конце 20-х годов она была ниже 51%. Из Японии через Дальний ввозились овощи, фрукты, лес, хлопок, мешки, мануфактура, фарфоровые и фаянсовые изделия, цемент, сушеная и вяленая рыба, сахар, медицинские и химические препараты, железо и сталь, мука, хлопчатобумажная пряжа, табак, продукты питания, и т. д.9.

Импорт из США в 1929 г. составлял 11,5%, в 1930 г. - 10,5%. Падение японской доли ввоза произошло за счет увеличения доли импорта: из Гонконга с 2,5 до 6%, из Англии - с 1 до 3%, из Германии с 0 до 6% и из некоторых других стран [1, с. 311]. В 1938 г. в числе экспортных товаров из Маньчжурии на первом месте стояли хлебные грузы, составлявшие 70% экспорта и вывозившиеся в основном в Японию и Западную Европу10.

Для облегчения проникновения японского капитала в Маньчжоу-го на территории Северо-Востока было разрешено свободное обращение японской иены, а также введена новая денежная единица - гоби, курс которой был приравнен к иене. Несколько позднее, в феврале 1935 г. Япония заключила с Маньчжоу-го таможенное соглашение, по которому японские торговцы ставились в привилегированное положение не только по отношению к иностранцам, но даже и по отношению к подданным Маньчжоу-го [16, с. 149].

Основным соперником Японии на Дальнем Востоке на протяжении десятков лет выступали Соединенные Штаты Америки, претендовавшие на полное экономическое и политическое подчинение всего Китая. В 1931 г. правящие круги США уже были связаны с правительством Чан Кайши, становившимся их креатурой в борьбе за превращение Китая в объект исключительно американского господства. В качестве конкурента Японии в Китае выступала и Англия [10, с. 86 ].

К началу 1935 г. японо-американские и англо-японские противоречия на Дальнем Востоке приобрели острый характер на почве борьбы за рынки Восточной и Юго-Восточной Азии. К 1934 г. японские инвестиции в Китае выросли до 2 540 млн долл. США, или 53% от всех капиталовложений иностранных держав. Доля Англии снизилась до 24%. Что касается США, то их капиталовложения составляли 340 млн долл. США (7% от всех инвестиций) [3, с. 64].

Лига Наций с самого начала событий в Маньчжурии продемонстрировала свое нежелание применять санкции против агрессора в соответствии

9 РГАЭ. Ф. 8002. Оп. 1. Д. 26. Л. 15-16, 19-20, 21-22.

Там же. Д. 225. Л. 7-8.

10

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

111

со ст. 16 Устава Лиги Наций, несмотря на то, что японское вторжение в северовосточные провинции Китая представляло собой нарушение послевоенного режима мира на Дальнем Востоке, установленного капиталистическими государствами на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. (Вашингтонский договор девяти держав от 6.02.1922 г.) [3, с. 47].

Давление мировой общественности, возмущенной действиями японских захватчиков и требующей применения санкций, вынуждало державы предпринять какие-либо шаги. Одним из них было выступление американского президента Ф. Рузвельта 5 октября 1937 г., в которой он осудил японскую политику на Дальнем Востоке. Его выступление первоначально вызвало замешательство в Лиге Наций и встревожило японское правительство. Однако уже 6 октября на пресс-конференции в Белом доме было заявлено, что речь президента отнюдь не означает отход США от политики нейтралитета и не предполагает применения экономических санкций против Японии.

Последующее обсуждение китайского вопроса Лигой Наций показало, что, хотя Комитет двадцати трех признал действия Японии в Китае нарушением обязательств Токио по международным договорам, он не квалифицировал эти действия как агрессивные. Представители Китая и Советского Союза выступили с резкой критикой проекта, в котором не было упомянуто даже слово «агрессия» по отношении к Японии, хотя для этого имелись все основания [6, с. 373-374].

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что Япония в период оккупации Северо-Восточного Китая в 30-е годы усилила свои экономические позиции в регионе, стремясь превратить преимущественно аграрную окраину в свою военно-промышленную базу. Японские политики, создавали военно-стратегический плацдарм с целью вторжения в собственно Китай и нападения на советский Дальний Восток. С оккупацией Северо-Восточного Китая обострились противоречия между капиталистическими державами. Экспансионистские действия Японии в Северо-Восточном Китае являются основным фактором в наметившимся обосновании пересмотра в отечественной и китайской историографий начала Второй мировой войны.

Список литературы

1. Аварин В. Империализм в Маньчжурии. Т. 1: Этапы империалистической борьбы за Маньчжурию. М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. 304 с.

2. Аварин В. «Независимая» Маньчжурия. М.: Партиздат, 1934. 152 с.

3. Дубинский А. М. Освободительная миссия Советского Союза на Дальнем Востоке: Из истории международных отношений, национальноосвободительной борьбы народов Восточной и Юго-Восточной Азии в годы Второй мировой войны. М.: Мысль, 1966. 606 с.

4. Захарова Г. Ф. Политика Японии в Маньчжурии. 1932-1945 гг. М.: Наука, 1990. 260 с.

112

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

5. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Главная редакция восточной литературы, 1974. 537 с.

6. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / под ред. С. Л. Тихвинского. Т. 7: Китайская Республика (1912-1949) / под ред. Н. Л. Мамаева; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Наука, 2013. 863 с.

7. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн. 2: СевероВосточный Китай. 1917-1949 гг. / под ред. А. И. Крушанова. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1989. 350 с.

8. Ледовский А. М. Китайская политика США и советская дипломатия. 1942-1954. М.: Наука, 1985. 286 с.

9. Луань Цзинхэ. Война сопротивления Японии - важный фронт антифашистской мировой войны: доклад // Международная конференция, посвященная 65-летию Победы во Второй мировой войне. Москва, 2010. 8 апр.

10. Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн. 2. (1917-1945 гг.). М.: Мысль, 1973. 294 с.

11. Мясников В. С. Кастальский ключ китаеведа: в 7 т. Т. 7. Китайская рапсодия. М.: Наука, 2014. 636 с.

12. Нарочницкая Н. А. Партитура Второй мировой войны / Н. А. Нарочницкая [и др. ] // Кто и когда начал войну? М.: Вече, 2009. 416 с.

13. Новейшая история Китая. 1917-1970. М.: Мысль, 1972. 437 с.

14. Проблемы и противоречия индустриального развития КНР. М.: Мысль, 1974. 240 с.

15. Сапожников Б. Г. Китай в огне войны (1931-1950). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1977. 352 с.

16. Сладковский М. И. Китай и Япония. М.: Наука, 1974. 336 с.

17. Сладковский М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая. М.: Внешторгиздат, 1953. 304 с.

18. Эннио Ди Нольфо. История международных отношений (19181999 гг.) / пер. с итал. Г. М. Михайловой, Т. В. Павловой; под ред. М. М. Наринского. М.: Логос, 2003. 1306 с.

19. Японский милитаризм: Военно-историческое исследование /

под ред Е. М. Жукова. М., 1972. 376 с.

20. Remer C. F. Foreign investments in China // N.Y.: Macmillion Co. 1933. 708 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.