Научная статья на тему 'Ялтинская встреча в призме официальной кинохроники: фильм «Крымская конференция» Сергея Герасимова'

Ялтинская встреча в призме официальной кинохроники: фильм «Крымская конференция» Сергея Герасимова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
Ялтинская / Крымская конференция / Сталин / Рузвельт / Черчиль / Герасимов / кинохроника / внешняя политика СССР Заявление о журнале открытого доступа / вставить / Crimean (Yalta) Conference / Stalin / Roosevelt / Churchill / Gerasimov / newsreel / the USSR’s foreign policy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Караваев Д. Л.

Статья посвящена изучению одной из важнейших вех документального и хроникального кино периода Второй мировой войны — документальному фильму о Ялтинской (Крымской) конференции глав государств — участников антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. Руководителем съемок этого фильма был назначен известный режиссер, лауреат Сталинской премии Сергей Герасимов. Для съемок конференции в Крым вместе с Герасимовым отправилась большая команда документалистов, в том числе режиссер Илья Копалин и операторы И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, Н. Петросов, А. Хавчин, Р. Халушаков. Герасимов воспринимал работу над этим фильмом как важный этап в своей профессиональной карьере и одновременно стремился вывести из-под удара советских документалистов, которые, по мнению партийного руководства, недостаточно убедительно и оперативно отображали события на фронтах. Автор сопоставляет фильм с различными официальными документами конференции, обращается к широкому кругу исторических исследований. Он стремится выявить, как включение тех или иных эпизодов в финальный монтаж отражало исторические и политические тенденции накануне холодной войны. Богатый прием для делегаций в сочетании с дворцовым ансамблем Крыма, изначально предназначенным для проживания царственных особ, — все это должно было произвести (и произвело) эффект «царского приема» и недвусмысленно дало понять, что в своих внешнеполитических акциях сталинское государство является полноценным преемником им же похороненной Российской империи. Вполне понятно, что в официозном, идеологически регламентированном фильме Герасимова все это не нашло явного отражения. Но сверхзадачу и итог Ялтинской встречи фильм отобразил вполне адекватно: в Ялте триумвират союзных держав, в котором СССР принадлежит ведущая роль, подписывает смертный приговор гитлеровской Германии и обозначает абрис послевоенного мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Караваев Д. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Yalta Conference through the Prism of the Official Newsreel: Sergei Gerasimov’s Documentary Krymskaya Konferentsia (Crimean Conference)

The article studies one of the most important milestones in documentary and chronicle film during World War II — a documentary about the Crimean (Yalta) Conference of the leaders of the three powers, allies in the Anti-Hitler coalition, held in February 1945. Sergei Gerasimov, a well-known director and winner of the Stalin Prize, was appointed director of the shooting of this film. Together with Gerasimov, a large team of documentary filmmakers, including director Ilya Kopalin and cameramen I. Belyakov, V. Dobronitsky, A. Krichevsky, N. Petrosov, A. Khavchin and R. Khalushakov, went to Crimea to film the conference. Gerasimov perceived his work on this film as an important stage in his professional career and, at the same time, he sought to keep out of harm’s way the Soviet documentary makers, who, according to the party leaders, did not capture events on the fronts convincingly and promptly enough. The author compares the film with various official documents of the conference, using wide-ranging historical research. He seeks to reveal how the inclusion of certain episodes in the final cut reflected the historical and political trends shortly before the Cold War. A lavish reception for the delegations in combination with the gorgeous Crimean palace, originally intended to be a tsar’s residence — this was supposed to produce (and did produce) the effect of a “royal reception” and made it clear that in its foreign policy actions, the Stalinist state was the full-fledged successor to the buried Russian Empire. Understandably, Gerasimov’s official, ideologically regulated film did not reflect all this explicitly. However, the film showed the super objective and the outcome of the Yalta Conference quite adequately: in Yalta, the triumvirate of the allied powers, in which the USSR played the leading role, signed a death sentence to Hitler’s Germany and outlined the post-war world order.

Текст научной работы на тему «Ялтинская встреча в призме официальной кинохроники: фильм «Крымская конференция» Сергея Герасимова»

FILM STUDIES & VISUAL STUDIES | Экранные искусства и визуальные исследования

УДК: 778.5.01.041+778.5.04.071 DOI: 10.24412/2618-9313-2023-223-6-11

Ялтинская встреча в призме официальной кинохроники: фильм «Крымская конференция» Сергея Герасимова

Караваев Д. Л.

Для цитирования

Караваев Д. Л. Ялтинская встреча в призме официальной кинохроники: фильм «Крымская конференция» Сергея Герасимова // Телекинет. 2023. N2(23). С. 6-11.

Сведения об авторе

Дмитрий Львович Караваев, кандидат искусствоведения, директор НИЦКиЭИ, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), Москва, Россия ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0002-5963-6906 dkaravaev53@mail.ru

Аффилиация

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, ВГИК, 129226, Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3.

Аннотация

Статья посвящена изучению одной из важнейших вех документального и хроникального кино периода Второй мировой войны — документальному фильму о Ялтинской (Крымской) конференции глав государств — участников антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. Руководителем съемок этого фильма был назначен известный режиссер, лауреат Сталинской премии Сергей Герасимов. Для съемок конференции в Крым вместе с Герасимовым отправилась большая команда документалистов, в том числе режиссер Илья Копалин и операторы И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, Н. Петросов, А. Хавчин, Р. Халушаков. Герасимов воспринимал работу над этим фильмом как важный этап в своей профессиональной карьере и одновременно стремился вывести из-под удара советских документалистов, которые, по мнению партийного руководства, недостаточно убедительно и оперативно отображали события на фронтах. Автор сопоставляет фильм с различными официальными документами конференции, обращается к широкому кругу исторических исследований. Он стремится выявить, как включение тех или иных эпизодов в финальный монтаж отражало исторические и политические тенденции накануне холодной войны. Богатый прием для делегаций в сочетании с дворцовым ансамблем Крыма, изначально предназначенным для проживания царственных особ,—все это должно было произвести (и произвело) эффект «царского приема» и недвусмысленно дало понять, что в своих внешнеполитических акциях сталинское государство является полноценным преемником им же похороненной Российской империи. Вполне понятно, что в официозном, идеологически регламентированном фильме Герасимова все это не нашло явного отражения. Но сверхзадачу и итог Ялтинской встречи фильм отобразил вполне адекватно: в Ялте триумвират союзных держав, в котором СССР принадлежит ведущая роль, подписывает смертный приговор гитлеровской Германии и обозначает абрис послевоенного мироустройства.

Ключевые слова

Ялтинская, Крымская конференция, Сталин, Рузвельт, Черчиль, Герасимов, кинохроника, внешняя политика СССР

Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.

The Yalta Conference through the Prism of the Official Newsreel: Sergei Gerasimov's Documentary Krymskaya Konferentsia (Crimean Conference)

Karavaev, D. L.

TELEKINET ISSN 2618-9313

For Citation

Karavaev, D. L. The Yalta Conference through the Prism of the Official Newsreel: Sergei Gerasimov's Documentary Krymskaya Konferentsia (Crimean Conference). Telekinet, 2023, no. 2(23), p. 6-11.

About the Contributor

Dmitrij Karavaev, Candidate of Science, Director of the Film Education and Film Arts Research Centre, Gerasimov University of Cinematography (VGIK), Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5963-6906 nina.kochelyaeva@gmail.com

Affiliation

Gerasimov University of Cinematography (VGIK), 3, Wilhelm Peak str., Russia, Moscow, 129226.

Abstract

The article studies one of the most important milestones in documentary and chronicle film during World War II — a documentary about the Crimean (Yalta) Conference of the leaders of the three powers, allies in the Anti-Hitler coalition, held in February 1945. Sergei Gerasimov, a well-known director and winner of the Stalin Prize, was appointed director of the shooting of this film. Together with Gerasimov, a large team of documentary filmmakers, including director Ilya Kopalin and cameramen I. Belyakov, V. Dobronitsky, A. Krichevsky, N. Petrosov, A. Khavchin and R. Khalushakov, went to Crimea to film the conference. Gerasimov perceived his work on this film as an important stage in his professional career and, at the same time, he sought to keep out of harm's way the Soviet documentary makers, who, according to the party leaders, did not capture events on the fronts convincingly and promptly enough. The author compares the film with various official documents of the conference, using wide-ranging historical research. He seeks to reveal how the inclusion of certain episodes in the final cut reflected the historical and political trends shortly before the Cold War. A lavish reception for the delegations in combination with the gorgeous Crimean palace, originally intended to be a tsar's residence — this was supposed to produce (and did produce) the effect of a "royal reception" and made it clear that in its foreign policy actions, the Stalinist state was the full-fledged successor to the buried Russian Empire. Understandably, Gerasimov's official, ideologically regulated film did not reflect all this explicitly. However, the film showed the super objective and the outcome of the Yalta Conference quite adequately: in Yalta, the triumvirate of the allied powers, in which the USSR played the leading role, signed a death sentence to Hitler's Germany and outlined the post-war world order.

Keywords

Crimean (Yalta) Conference, Stalin, Roosevelt, Churchill, Gerasimov, newsreel, the USSR's foreign policy

Одна из важнейших вех в истории кинематографического Крыма — съемка документального фильма о Ялтинской конференции глав государств—участников антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. Руководителем съемок этого фильма был назначен известный режиссер, лауреат Сталинской премии С. Герасимов. В 1944 г. он возглавил Центральную студию кинохроники, реформированную по постановлению ЦК ВКП(б) и переименованную с мая 1944 г. в Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ). Провести на высоком уровне съемки фильма о важнейшем событии международной политической жизни было для Герасимова делом чести и ответом на довольно жесткую критику в адрес документалистов, недостаточно убедительно и оперативно (по мнению партийного руководства) отображавших события на фронтах Великой Отечественной войны. Для съемок Ялтинской конференции в Крым вместе с Герасимовым отправилась большая команда документалистов, в том числе режиссер И. Копалин и операторы И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, Н. Петросов, А. Хавчин, Р. Халушаков. Локация

Как свидетельствуют историки, Ялта [Боратынский, с. 281-319; Исраэлян, с. 477-516] — как место проведения конференции — была предложена советником президента Рузвельта Г. Гопкинсом. До этого по инициативе советской стороны союзникам предлагалось провести встречу в Москве1, но из-за плохого состояния здоровья президента Рузвельта его пребывание в осенней или зимней Москве было расценено как неприемлемое2. Мягкий климат Крыма обеспечивал комфортное пребывание участников конференции даже зимой. Вполне естественно, что для работы съемочной группы это также было положительным обстоятельством. Природная среда в окрестностях Ялты (море, субтропическая растительность), впечатляющие памятники дворцовой архитектуры (Ливадийский, Юсуповский, Воронцовский дворцы) позволяли создать эффектный фон для съемок непосредственной процедуры конференции и ее участников.

1 Встречу в Москве предлагалось провести в октябре 1944 г. В качестве альтернативы Рузвельт предлагал местом проведения конференции Шотландию, Кипр, Мальту, Александрию, Иерусалим или даже Рим. [Великая Отечественная война, с. 452]. — Здесь и далее прим. авт.

2 Дискуссии о выборе места конференции, в том числе в зарубежной прессе освещены см., например, [Ерусалимский, с. 3-5].

Другое дело, что съемка на черно-белую пленку (и порой при пасмурной погоде), в значительной степени дезавуировала эти природные и архитектурные красоты. Впрочем, стремление к внешней «красивости» кадра едва ли могло приниматься в расчет даже в неформальных обсуждениях кинематографистов, главной задачей для них было адекватно отобразить на экране исторический масштаб ялтинской встречи и роль (статус, функцию, предназначение) каждого из ее участников. Большой начальный эпизод фильма (прилет Ф. Рузвельта и У Черчилля и их сопровождающих лиц) надо было отснять на

аэродроме в Саках. Летное поле военного аэродрома, где проходил официальный ритуал встречи делегапций, не предполагало каких-либо нестандартных подходов для съемки. Гораздо больший потенциал для творческих решений предлагала дорога от аэродрома до Ялты: по времени она должна была занять около 8 часов, по пути следования были запланированы остановки для трапезы и отдыха высоких гостей. Но, как можно предположить, разрешения на съемки этих эпизодов (в частности, остановки в Симферополе) группа Герасимова не получила, поэтому следующей по хронологии локацией после аэродрома стал ялтинский дворцовый комплекс. Основным местом съемок заседаний конференции и резиденцией Рузвельта был Ливадийский дворец, соответственно, его интерьеры (включая личный кабинет президента США) и фасад с колоннами неоднократно фигурируют в кадре. Черчилля и сопровождающих его лиц размещают в Воронцовском дворце, его мы тоже видим не один раз (при этом съемок в интерьерах нет). Для советской делегации отводится Юсуповский дворец (там — резиденция Сталина и Молотова). Как ни странно, интерьеры резиденции советских руководителей местом киносъемок так и не становятся. Герои

Сообразно общей политической ситуации в начале 1945 г. и конкретным обстоятельствам проведения Ялтинской конференции ее главным действующим лицом, безусловно, был Сталин. Он — верховный главнокомандующий армии, которая уже перешагнула границы нацистского Рейха, и он же, как хозяин конференции — на своей, советской территории, принимает глав стран-союзников. По логике это должно было найти акцентированное отражение в фильме. Но не нашло. Впервые мы видим Сталина на 4-й минуте фильма, когда он, В. М. Молотов и представители высшего командования Красной армии стоят возле Юсуповского дворца. «В Крым для участия в конференции прибыли: председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Иосиф Виссарионович Сталин...» — торжественно сообщает диктор. Но следующее появление Сталина в кадре — только на 21-й минуте, когда 4 февраля в 17.00 он прибывает на открытие конференции в Ливадийский дворец. В зале заседаний, проходя к столу, он приветственно поднимает руку и улыбается присутствующим. В его позах и движениях нет никакого нарочитого, наигранного величия. Наверняка, он четко осознавал, что его статус «геополитического гроссмейстера», фактически поставившего мат Гитлеру, понятен союзникам и без напыщенных поз. Не исключено, что соответствующее указание («соблюдать деликатность в показе Верховного») получили и руководители съемок. В итоге из советских руководителей мы чаще видим в кадре Молотова — который встречает и провожает делегации на аэродроме, присутствует вместе со Сталиным на переговорах и участвует в совещаниях министров иностранных дел.

В числе известных государственных и военных деятелей, показанных в кадре — заместители комиссара иностранных дел СССР А. Я. Вышинский и И. М. Майский, посол СССР в США А. А. Громыко, Нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов, маршал авиации С. А. Худяков, зам. начальника Генерального штаба генерал А. И. Антонов.

Рузвельт представлен в фильме с немалым пиететом и, если позволено так сказать, с сочувствием. Когда мы впервые видим его в кадре — он сидит в открытом автомобиле (военный «Виллис») и приветствует встречающих его советских ответственных лиц (Молотова, Вышинского и т. д.). По трапу самолета его выносили в инвалидной коляске, что в фильм не могло войти по политическим соображениям. Лицо Рузвельта бесстрастно, чтобы не сказать — анемично. Это хорошо заметно во время исполнения государственного гимна США, который Рузвельт слушает с видимым психологическим напряжением, приложив руку со снятой шляпой к груди. Вместе с тем, один из членов советской делегации, заместитель народного комиссара иностранных дел И. М. Майский писал: «Немалую роль в поддержании духа сотрудничества за столом конференции играл лично Рузвельт, с большим искусством выполнявший функции председателя. Он был спокоен, выдержан, остроумен и с полуслова улавливал мысль оратора» [Великая, с. 463].

Черчилль, в отличие от Рузвельта, выглядит энергичным и оживленным. Эта «живость» носит почти комический характер. Он часто держит во рту огромную («восьмидюймовую») сигару и постоянно улыбается (ср. [История, с. 1]). На первое заседание конференции и фотокиносъемку он приходит не в обычной своей форменной фуражке, а в меховой шапке (по-видимому, подаренной ему здесь же, в Крыму) (ср. фото, вклейка [Печатнов]).

ТЕЬЕКШЕТ ISSN 2618-9313

Есть в фильме и еще один малозаметный, но значимый герой — водитель рузвельтовского «Виллиса» Ф. Ходаков (в реальности — лейтенант НКВД), невозмутимый молчаливый человек в большой кепке и черном пальто. В кадре он почти всегда рядом с президентом, а за кадром остался эпизод, когда Рузвельт

и

во время поездки по крымскому серпантину, едва не упал из-за плохо замкнутой § ограничительной рамки, и, если бы не подхвативший его Ходаков, наверняка § получил бы серьезную травму (или даже погиб). а

И Рузвельта, и Черчилля сопровождают дочери — Э. Рузвельт-Холстед и С. Оливер. Первую мы видим сидящей в автомобиле позади президента Э во время его прогулки по Ливадийскому парку, вторую — во время прилета * и отлета Черчилля. Сюжетная канва

3 февраля — прилет Рузвельта и Черчилля. Черчилль прилетает первым, но в фильме очередность прилетов намеренно не соблюдена, и зритель видит, что первым в Крым прибывает более важный для Сталина союзник — президент США. Несколько коротких общих планов показывают, как автомобильный кортеж начинает движение по дороге из Сак в Ялту (хотя, как мы указывали выше, дорога заняла около 8 часов). На обочине дороги, через каждые двести метров, расставлены красноармейцы с винтовками—что вызвало немалое удивление союзников: они считали нереальным снять с фронта столько бойцов в разгар наступления.

4 февраля, 17.00 — открытие конференции (в дикторском тексте почему-то названо другое время — «четыре часа дня»). Ранее в тот же день Сталин имел переговоры с Черчиллем в Воронцовском дворце и Рузвельтом — в Ливадийском, но в фильме это не отражено. «В кулуарах перед началом совещания»,—комментирует диктор, а в кадре мы видим прибывающих членов делегаций, организаторов конференции, группу советских военных.

Достаточно подробно показывается начальное заседание конференции. Даются средние планы Черчилля, Рузвельта, Сталина. За этим эпизодом следует весьма важный, по замыслу и подтексту, эпизод совещания группы высокопоставленных советских военных во главе с заместителем начальника Генерального штаба генералом Антоновым. Подтекст простой: переговоры с союзниками на конференции не могут как-то повлиять на ход победоносного наступления Красной армии. Непродолжительный эпизод фильма посвящен совещаниям министров иностранных дел и их советников. Мы становимся свидетелями прогулки членов английской делегации по аллеям Воронцовского дворца1. Президент Рузвельт с дочерью совершает прогулку в автомобиле по дворцовому парку.

9 февраля на веранде Ливадийского дворца происходит фотокиносъемка глав делегаций, которую снимает и группа Герасимова. Сталин во время фотосъемки так же умеренно-дружелюбен, как и во время заседаний. Известно, что он уступил место в центре Рузвельту, а сам сел по левую руку от американского президента, хотя изначально ему было предложено сесть в центре. Здесь мы видим крупные планы Сталина — равно как и двух других руководителей «большой тройки».

11 февраля — подписание итоговых документов. «В день закрытия конференции министры иностранных дел встретились для подписания ряда документов» — сообщает диктор, и мы видим Молотова, Стеттиниуса и Идена, подписывающих документы. Однако кадров подписания Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем самого главного итогового документа — «Коммюнике о конференции руководителей трех союзных держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму» [Конференция; Крымская], о чем нам перед этим сообщает диктор, в фильме почему-то нет.

12 февраля — отлет Рузвельта. Перед отлетом Рузвельту представляют молодых офицеров Красной армии из роты почетного караула — это еще один жест, демонстрирующий взаимное расположение советской и американской стороны.

14 февраля — отлет Черчилля. Перед отлетом Черчилль выступает с кратким прощальным словом, в котором высоко оценивает результаты прошедшей конференции и отдает должное Красной армии, внесшей решающий вклад в разгром гитлеровского Рейха («в авангарде этой борьбы советские армии покрыли себя неувядаемой славой»). Особую благодарность Черчилль выражает руководителю СССР — «маршалу Сталину». Уточним, что Черчилль улетает из Крыма на два дня позднее Рузвельта. Дело в том, что советская стороны устраивает для британского премьера поездку в Севастополь, где он посещает памятные места, связанные с Крымской войной 1853-1856 гг., однако кинокадры, отснятые во время этой поездки, в фильм не вошли. Изобразительно-звуковое решение

Эпизод прилета делегаций в Крым, когда на оркестровое исполнение бравурно-торжественной симфонической музыки накладывается рокот моторов приземляющихся самолетов, определенно производит впечатление неодолимой мощной силы — лидеры крупнейших мировых держав собираются вместе уже фактически в статусе победителей нацистской Германии. В эпизоде открытия конференции обращает на себя внимание то, что съемка проходит при явно недостаточном освещении. Иногда создается впечатление, что осветительных приборов нет вообще. Интересной режиссерской находкой выглядит кадр гардероба — где на вешалках висит шинель Сталина, военный реглан Черчилля и верхняя одежда других участников заседания. Кадры заседаний конференции, равно как и весь другой видеоряд, отснятый в Крыму, сопровождаются наложенным дикторским текстом и музыкальным сопровождением (симфоническая музыка и военные марши). Синхронная запись звука применяется лишь дважды. В первый раз синхронный звук используется в церемонии отдачи рапорта начальника почетного караула на аэродроме при встрече Рузвельта. Второе использование синхрона — запись уже упомянутого выше прощального заявления Черчилля перед отлетом из Крыма. Такое выборочное использование синхронной записи звука объясняется, скорее всего, жесткими требованиями органов госбезопасности, обеспечивавших режим секретности: звукозаписывающую аппаратуру не разрешили устанавливать в зале заседаний, и единственным местом, где кинематографисты смогли сделать синхронную запись звука, был аэродром в Саках.

В цитировавшемся выше выступлении перед отлетом из Крыма Черчилль выражает особую благодарность советской стороне и лично Сталину за оказанный прием. И действительно, было за что благодарить: обеды и ужины, которые ежедневно

1 Как известно из воспоминаний участников конференции, качество советской звукозаписывающей аппаратуры позволяло фиксировать даже разговоры во время этой прогулки.

устраивались для делегаций, поражали обилием яств и напитков. В сочетании с дворцовым ансамблем Крыма, изначально предназначенным для проживания царственных особ, это должно было произвести (и произвело) эффект «царского приема» и недвусмысленно дало понять, что в своих внешнеполитических акциях сталинское государство является полноценным преемником им же похороненной Российской империи. Вполне понятно, что в официозном, идеологически-регламентированном фильме Герасимова это не нашло явного отражения1. Но сверхзадачу и итог Ялтинской встречи фильм отобразил вполне адекватно: в Ялте триумвират союзных держав, в котором СССР принадлежит ведущая роль, подписывает смертный приговор гитлеровской Германии и обозначает абрис послевоенного мироустройства. Благодаря судьбоносной встрече трех лидеров антигитлеровской коалиции Ялта вошла в политическую историю мира, а благодаря фильму «Крымская конференция» — в историю отечественного кинематографа.

Литература

Боратынский — Боратынский С. Дипломатия периода Второй мировой войны: международные конференции, 1941-1945 гг. М.: Иностранная литература, 1959. 354 с.

Великая Отечественная война — Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Внешняя политика и дипломатия Советского Союза в годы войны. М.: Кучково поле, 2014. Т. 8. 864 с.

Ерусалимский—Ерусалимский А. С. Крымская конференция: стенограмма публичной лекции профессора А. С. Ерусалимского, прочитанной 12 марта 1945 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве / Лекционное бюро при Комитете по делам Высшей школы при СНК СССР. М., 1945. 25 с. — Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. URL: https://www. prlib.ru/item/1285424 (дата обращения: 10.06.2023)

Исраэлян — Исраэлян В. Л. Антигитлеровская коалиция. 1941-1945. М.: Международные отношения, 1964. 608 с. История — История Крымской (Ялтинской) конференции [Ф.2. Оп.23. Ед. хр. 1. Фотоснимки работы Крымской конференции трех держав: СССР, Великобритания и США. 1945 г.].—Январь — февраль 1945. фотографии, текст, карты, схемы, планы, таблицы. 198 л. — Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. URL: https://www.prlib.ru/item/1288123 (дата обращения: 10.06.2023)

Конференция — Конференция руководителей трех союзных держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму: [сборник материалов]. [М.]: ОГИЗ, Госполитиздат, 1945. 19 с.—Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. URL: https://www.prlib.ru/item/420958 (дата обращения: 10.06.2023)

Печатнов — Печатнов В. О. Сталин, Рузвельт, Трумэн: СССР и США в 1940-х гг.: документ. Очерки М.: Терра-Кн. клуб, 2006. 749 с.

Сборник — Сборник документов Московской, Тегеранской, Крымской, Берлинской конференций и Европейской консультативной комиссии 1943-1945 гг. / Министерство иностранных дел России, составлен 3-м Европейским отделом МИД СССР. М., 1946. 102 с.— Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. URL: https://www.prlib.ru/item/1285426 (дата обращения: 10.06.2023)

Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). М.: Издательство политической литературы, 1984. Т. 4. 301 с.—Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. URL: https://www.prlib.ru/item/450784 (дата обращения: 10.06.2023)

References

Boratynskij — Boratynskij, S. Diplomatiyaperioda Vtoroj mirovoj vojny: mezhdunarodnye konferencii, 1941-1945 gg [Diplomacy of the World War II period: International conferences, 1941-1945], Moscow, Inostrannaya literatura, 1959, 354 p. (in Russian) Velikaya Otechestvennaya vojna — Velikaya Otechestvennaya vojna 1941-1945 godov. Vneshnyaya politika i diplomatiya Sovetsk-ogo Soyuza vgody vojny [the Great Patriotic War of 1941-1945. Foreign policy and diplomacy of the Soviet Union during the war], Moscow, Kuchkovo pole, 2014, tom. 8, 864 p. (in Russian)

Erusalimskij — Erusalimskij, A. S. Krymskaya konferenciya: stenogrammapublichnoj lekciiprofessora A. S. Erusalimskogo, prochi-tannoj 12 marta 1945 goda v Kolonnom zale Doma Soyuzov v Moskve /Lekcionnoe byuro pri Komitete po delam Vysshej shkoly pri SNK SSSR [Crimean Conference: transcript of a public lecture by Professor A. S. Yerkalimsky, delivered on March 12, 1945 in the Hall of Columns of the House of Unions in Moscow / Lecture Bureau at the Committee for Higher School Affairs at the SNK of the USSR], Moscow, 1945, 25 p.—Rezhim dostupa: internet-portal Prezidentskoj biblioteki.URL: https://www.prlib.ru/item/1285424 (data obrashcheniya: 10.06.2023) (in Russian)

Israelyan — Israelyan, V. L. Antigitlerovskaya koaliciya. 1941-1945 [Anti-Hitler Coalition. 1941-1945], Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1964, 608 p. (in Russian)

Istoriya—Istoriya Krymskoj (Yaltinskoj) konferencii [F.2. Op.23. Ed. hr. 1. Fotosnimki raboty Krymskoj konferencii trekh derzhav: SSSR, Velikobritaniya i SSHA. 1945 g.].—Yanvar' — fevral' 1945. fotografii, tekst, karty, skhemy, plany, tablicy. 198 listov [The history of the Crimean (Yalta) Conference].—Rezhim dostupa: internet-portal Prezidentskoj biblioteki. URL: https://www.prlib.ru/ item/1288123 (data obrashcheniya: 10.06.2023) (in Russian)

Konferenciya — Konferenciya rukovoditelej trekh soyuznyh derzhav — Sovetskogo Soyuza, Soedinennyh Shtatov Ameriki i Veliko-britanii v Krymu: [sbornik materialov] [Conference of the leaders of the three Allied powers—the Soviet Union, the United States of America and Great Britain in the Crimea: collection of materials]. [Moscow], OGIZ, Gospolitizdat, 1945, 19 p.—Rezhim dostupa: internet-portal Prezidentskoj biblioteki. URL: https://www.prlib.ru/item/420958 (data obrashcheniya: 10.06.2023) (in Russian) Pechatnov — Pechatnov, V O. Stalin, Ruzvel't, Trumen: SSSR i SShA v 1940-h gg.: dokument. Ocherki [Stalin, Roosevelt, Truman:

1 «Хлебосольство» Сталина в Ялте стало главной темой документального фильма «Меню сорок пятого года» (2012), реж. Б. Караджев.

TELEKINET ISSN 2618-9313

the USSR and the USA in the 1940s: a document. Essays], Moscow, Terra-Kn. klub, 2006, 749 p. (in Russian) Sbornik — Sbornik dokumentov Moskovskoj, Tegeranskoj, Krymskoj, Berlinskoj konferencij i Evropejskoj konsul 'tativnoj komissii 1943-1945 gg. / Ministerstvo inostrannyh del Rossii, sostavlen 3-m Evropejskim otdelom MID SSSR [A collection of documents of the Moscow, Tehran, Crimean, Berlin conferences and the European Advisory Commission 1943-1945], Moscow, 1946, 102 p.— Rezhim dostupa: internet-portal Prezidentskoj biblioteki. URL: https://www.prlib.ru/item/1285426 (data obrashcheniya: 10.06.2023) (in Russian)

Krymskaya konferenciya rukovoditelej trekh soyuznyh derzhav—SSSR, SSHA i Velikobritanii (4-11 fevralya 1945 g.) [Crimean Conference of the Leaders of the Three Allied Powers — USSR, USA and Great Britain (February 4-11, 1945)], Moscow, Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1984, tom 4, 301 p.—Rezhim dostupa: internet-portal Prezidentskoj biblioteki. URL: https://www.prlib.ru/ item/450784 (data obrashcheniya: 10.06.2023) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.