Научная статья на тему 'Inferno of Yalta: демонизация топоса Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года в англо-саксонском историческом опыте'

Inferno of Yalta: демонизация топоса Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года в англо-саксонском историческом опыте Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ялта-45 / хронотоп / топохрон / власть / эстетическая политика / Yalta-45 / chronоtope / topochrone / power / aesthetic politics

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шевченко О. К.

В статье рассматривается технология, которая приводит к формированию анекрсмитовского прагматического эстетического опыта. В качестве эмпирического материала взято формирование историографии англо-саксонского горизонта видения событий Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Основой теории выступает тезис об онтологической разнице восприятия «Ялтинского мира» в советско-российском эстетическом опыте и его англо-саксонском визави. При этом процедуры гармонизации субъективного опыта и исторических фактов проходит по двум взаимоисключающим векторам: демонизация «Ялты» на Западе и «ангелоизация» этого события в советско-российском сегменте. Делается вывод, о демонизации ялтинского топоса в англо-саксонской традиции через концепты, связанные с Аидом и Смертью. Хронос демонизируется посредством апелляции к серому безвременью советской псевдокультуры. Отдельно идет линейка типажей разнообразной демонической составляющей, присущей членам советской делегации от И. Сталина, до переводчика В. Павлова. Формулируются рекомендации по усилению отечественного прагматического эстетического опыта через форсирование создание исторических игровых фильмов и романов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Шевченко О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inferno of Yalta (demonization of the topos of the Crimean (Yalta) conference of 1945 in the anglo-saxon historical experience)

The article discusses the technology that leads to the formation of anecrismitic pragmatic aesthetic experience. The formation of the historiography of the Anglo-Saxon horizon of vision of the events of the Yalta Conference in February 1945 is taken as an empirical material. The theory is based on the thesis about the ontological difference in the perception of the “Yalta world” in the Soviet-Russian aesthetic experience and its Anglo-Saxon counterpart. At the same time, the procedures for harmonizing subjective experience and historical facts follow two mutually exclusive vectors: the demonization of “Yalta” in the West and the “angelization” of this event in the Soviet-Russian segment. The conclusion is made about the demonization of the Yalta topos in the Anglo-Saxon tradition through concepts related to Hades and death. Chronos is demonized by appealing to the gray timelessness of Soviet pseudo-culture. Separately, there is a line of types of a diverse demonic component inherent in the members of the Soviet delegation from and Stalin to the interpreter V. Pavlov. Recommendations are formulated to strengthen the domestic pragmatic aesthetic experience by forcing the creation of historical feature films and novels.

Текст научной работы на тему «Inferno of Yalta: демонизация топоса Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года в англо-саксонском историческом опыте»

УДК 130.2+141.2

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-3(4)-44-64

INFERNO OF YALTA: ДЕМОНИЗАЦИЯ ТОПОСА КРЫМСКОЙ (ЯЛТИНСКОЙ) КОНФЕРЕНЦИИ 1945 ГОДА В АНГЛО-САКСОНСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Олег Шевченко,

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Ялта, Россия)

Oleg Shevchenko,

V I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia)

ORCID. ■ 0000-0002-1362-2875 e-mail: [email protected]

Для цитирования статьи:

Шевченко, О. К. (2023). Inferno of Yalta: демонизация топоса Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года в англо-саксонском историческом опыте. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 3(4), 44-64. https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-3(4)-44-64

Аннотация: в статье рассматривается технология, которая приводит к

Сформированию анекрсмитовского прагматического эстетического опыта. В качестве эмпирического материала взято формирование историографии англо-саксонского горизонта видения событий Ялтинской конференции в

феврале 1945 года. Основой теории выступает тезис об онтологической разнице восприятия «Ялтинского мира» в советско-российском эстетическом опыте и его англо-саксонском визави. При этом процедуры гармонизации субъективного опыта и исторических фактов проходит по двум взаимоисключающим векторам: демонизация «Ялты» на Западе и «ангелоизация» этого события в советско-российском сегменте. Делается вывод, о демонизации ялтинского топоса в англо-саксонской традиции через концепты, связанные с Аидом и Смертью. Хронос демонизируется посредством апелляции к серому безвременью советской псевдокультуры. Отдельно идет линейка типажей разнообразной демонической составляющей, присущей членам советской делегации от И. Сталина, до переводчика В. Павлова. Формулируются рекомендации по усилению отечественного прагматического эстетического опыта через форсирование создание исторических игровых фильмов и романов.

Ключевые слова: Ялта-45, хронотоп, топохрон, власть, эстетическая политика.

Введение

Крымская конференция, прошедшая в феврале 1945 года (альтернативные названия: «Ялта-45», «Ялтинская конференция 1945 года») дала название определенной системе мироустройства: ялтинской системе международных отношений [Загородний & Кириллов 2021]. Однако, как мы уже не раз писали, эта система бинарная по своей сути и представляет диалектическую бинарную оппозицию, в которой англо-саксонский горизонт исторической событийности тотально отличен от советско-российского [Шевченко 2021; Шевченко 2023]. Англо-саксонская модель относит «современность» в конструировании политического континуума к Вестфалю-1648 [Trent & Schnurr 2018: 22], а события «Ялты» - это трагическое искажение нормальной, естественной современности, которая непрерывна с 1648 года до наших дней. Тогда как для советско-российского восприятия единства исторического времени и политического места (хронотопа власти)

¡3

«современность» - это именно 1945 год, «Ялтинский мир», ялтинское мироустройство. Это доказывает как регулярное апеллирование к «Ялте-45» у действующих отечественных политиков при освещении текущих проблем международных отношений [Путин 2005; Путин 2015; Путин 2020], так и попытки проецировать «Ялтинский мир» на будущее в формате «Ялты-2» [Теория и стратегия 2020].

Фото 1. Ливадийский дворец. Советская почтовая открытка 1954 г.

Изображение размещено в свободном доступе на платформе: clck.ru/34vN3Q_

Соответственно столкновению двух онтологических подложек одного и того же исторического события принципиально отлична и эстетика политического действа, представленной бинарной оппозиции. Отечественные авторы апеллируют к эстетическим категориям возвышенного, прекрасного как фактурного

воплощения справедливости, равенства, порядочности. Если обратится к топосу Ялтинской конференции, то это будет подчеркивание солнечной погоды, роскошной субтропической растительности Ялты, расставление акцентов на белоснежном Ливадийском дворце и т.п. Особенно ярка в этом отношении мемуарная литература.

На ином, англо-саксонском полюсе соответственно располагаются иные эстетические категории: низменное, безобразное, как фактурное воплощение лжи, лицемерия, азиатского деспотизма. В рамках топоса это отвратительная погода, ужасное море, антисанитарные условия размещения делегаций, серость и унылость торжественных мероприятий. Причем в англо-саксонской традиции крайне развиты мотивы религиозно-мифологического характера, связанные с призраками, метафорами преисподней и т.д. На чем мы и остановимся подробнее. Сейчас же отметим лишь тот факт, что любая попытка провести критику «Ялты-45» неизбежно обращается к «демоническому» арсеналу англосаксов, а любая попытка апологизировать «Ялту-45» с такой же неизбежностью соприкасается с «ангельскими» настроениями советско-российской стороны бинарной оппозиции. И этническая принадлежность автора не имеет существенной роли. Русский автор - критик «Ялтинского мира»: раскручивает кровавые рулады жертв инфернального топоса Ялты [Толстой 1996], а стопроцентный американец, защищая ялтинские решения, обращается к хорошей

^ погоде [Рузвельт 1947: 238].

История проблемы и методология исследования

Красочные эпитеты, яркие метафоры и вообще весь аппарат эстетического - неизбежные спутники истории как науки. Сам факт рождения истории из недр литературы, постоянное напряжение между «цибо^» и «Лоуо^» в исторических исследованиях начиная с Геродота делают эстетизацию исторических событий неустранимым фактом исторической науки. Если же обратится к онтологии очерченного факта, то нам придётся заявить о прочной внутренней когерентности, синергии и каузальности эстетического с собственно историческим. Об этом с большой силой заявлял Франклин Анкерсмит. В своей развёрнутой аргументации он использует два понятия: «гармония» и «впечатление», поясняя, что лишь при гармонии между фактами прошлого и субъективным опытом возможно восприятие прошлого [Анкерсмит 2007: 356].

Впечатление - это могущественная аксиома, которая рождается в готовом виде, когда историк соприкасается с прошлым. Очевидно, что наиболее эффективные впечатления формируются при перенапряжении эмоциональной составляющей историка-ученого или вообще любого субъекта, соприкасающегося с историей как реальностью.

Также очевидно, что гармония есть источник формирования эмоционально-мифической константы, которая ограничивает любые иные возможности восприятия, чем те, которые сформулированы в ее запечатленном виде. Знаменитое пушкинское: «Его усы белее снега, / А на твоих засохла кровь!..» в [Пушкин, без даты] однозначно припечатывает мерзавца Мазепу,

как носителя вампироподобного облика. Это отсылка к мифам о вурдалаках, это гармония предателей рода человеческого, живущих за счет крови своих жертв и предателя православного царя, жирующего за счет своих бывших товарищей по вере и оружию. Это гармония, которая настраивает на вполне определенный спектр впечатлений, которые и являются стартовым полем для любого научного исторического исследования, возводимого на данной ветке эстетической истории. Происходит гармонизация субъективного опыта («Ну вот, же! Мазепа - монстр! Те, кто думают иначе и сами монстры!») и самого события (предательство, клятвопреступление, служба иноземному захватчику).

В описанном процессе (живом, творческом, эмоциональном, далеком от схем и формальной рациональности) Анкерсмит подчеркивает факт сопротивления связки «гармония-впечатление» (он называет его ПЭО - Прагматический Эстетический Опыт) [Анкерсмит 2007: 358] любым интерпретациям. При этом, по его убеждению, любая теория, сталкиваясь с ПЭО, терпит сокрушительное поражение [Анкерсмит 2007: 359].

Так все усилия изменить статус Мазепы в качестве Иуды, несмотря на мощнейшие усилия, предпринятые Украиной на самом высоком государственном уровне (и даже в рамках идеологической диверсии посредством проникновения в авторитетную серию ЖЗЛ), на данный момент потерпели полное фиаско.

Рис. 2. Карикатура на украинский денежный знак «Десять гривен».

Изображение размещено в свободном доступе на платформе: clck.ru/34vN2k

Как видно, пример с героизацией и мифологизацией Мазепы еще более усиливает эстетическую подложку реальности, формируя и продвигая такую ситуацию, когда нечто, свершившееся в далеком прошлом, не является предметом «чистой» исторической науки, а служит элементом конструирования политического тела в настоящем или используется в качестве создания образа будущего. Например, спор гиксосов и египтян в XVШ-XVI веках до н.э. никак не влияет на конструирование нашего настоящего или будущего. Спор арабов, например, с потомками египетских христиан - коптами - строго локален и не носит общепланетарного характера. Тогда как, например, столкновение «Мазепы Героя» и «Мазепы Иуды» уже вышел из локальных границ восточно-европейского топоса и приобретает статус существенного мировоззренческого маркера на просторах всего евразийского топоса.

О

Рис. 3. Титульный лист книги Татьяны Таировой-Яковлевой «Мазепа», изданной в 2007 г. в серии ЖЗЛ 4 [Таирова-Яковлева 2007].

В таком случае можно утверждать, что эстетическое, а именно метафора, представляет собой «не просто украшение или

4 Автор - профессор кафедры истории СНГ и директор Центра по изучению истории Украины. Была награждена орденом Княгини Ольги III степени. Награду вручал лично президент Украины Виктор Ющенко. В 2007 году ей было присвоено почетное звание «Берегиня Украинского казачества» за подготовку и издание книги «Мазепа». Книга получила положительные отклики известного русофоба Ореста Субтельного. Т. Таирова-Яковлева - яростный критик СВО, публично дискредитирующий российскую армию и активно проецирующий западные мифологемы об истории Украины в российском научно-образовательном пространстве. В настоящий момент уволена из Ц^ СПбГУ.

дидактический инструмент: само убеждение, приносимое аргументацией, зависит от явного или неявного принятия используемой метафоры. Если метафора устраняется, аргументация политического философа вырождается в бессмысленный хаос. Метафора — это сердце, перекачивающее кровь политической философии» [Анкерсмит 2007: 298].

Как раз такой историко-политической реальностью и выступает «Ялта-45».

Одна из первых попыток демонизации «Ялты-45»

Одна из первых попыток демонизировать «Ялту-45» появилась уже в марте 1945 года. В одном из самых читаемых англоязычных журналов «Time» выходит публикация под названием «The Ghosts on the Roof» [Chambers 1945] («Призраки на крыше»). Приведем несколько выдержек из нее:

«С мягкостью летучих мышей семь призраков расположились на плоской крыше Ливадийского дворца в Ялте. Они обнаружили там статную, скорчившуюся женскую фигуру, взгляд которой был прикован к одному из отверстий в крыше. <...>

"Мадам", сказал первый призрак, являющийся властной женщиной с пулевым отверстием в голове, "что вы делаете на нашей крыше?"

Клио, Муза истории (ибо это была она), посмотрела вверх, приложив палец к губам. "ТСС!" - сказала она, -"Конференция "Большой тройки" как раз заканчивается там, внизу. Учитывая правила безопасности, цензуру и секретность, единственный способ что-либо узнать в эти дни - это подсмотреть. Л кто вы?" - спросила она, слегка прищурившись (история иногда бывает немного близорукой). "Я где-то вас раньше видела".

"Мадам", - сказал призрак мужского пола, поднимаясь на цыпочки, чтобы говорить через плечо своей жены (у него также было пулевое отверстие во лбу), - "Я -Николай II, император и самодержец Всея Руси, царь Москвы, Киева, Новгорода, Казани, Астрахани, Польши, Сибири и Грузии, великий князь Смоленский, литовский, Подольский и Финляндский, принц Эстонии, Ливонии и Белостока, лорд Пскова, Рязани, Ярославля, Витебска и Всей Области Севера, Господи. <...>"

"Николас, как приятно видеть тебя сноваГ -воскликнула История."Где ты был? И царица Аликс! Ваши четыре очаровательные дочери, я полагаю... но эти пулевые отверстия их уродуют. И маленький страдающий гемофилией царевич Алексей! Ах, да, я понимаю -обреченные на определенный срок бродить по ночам... Что привело тебя сюда?"

"Это, мадам, - сказал императорский призрак, - для

меня не чужое место. Это наше бывшее поместье Ливадия. <. >

"Не увиливай, Ники", - закричала она. "Он так и не смог перейти к сути. Он пытается скрыть тот факт, что хотел подслушать конференцию "Большой тройки".

Он не любит признаваться в этом перед цесаревичем, - добавила она театральным шепотом, - но Его Императорское величество просто очарован Сталиным. <...>

"Да, да, о да", - нетерпеливо сказал Царь, отодвигая локтем призрак своей жены с дороги.

"Какая государственная мудрость! Какое видение! Какая сила! Мы не знали ничего подобного с тех пор, как мой предок, Петр Великий, пробил окно в Европу, захватив прибалтийские государства в 18 веке. Сталин снова сделал Россию великой!" <...>» [Chambers 1945].

Дальше Клио вместе с призраком императрицы иронизируют над призраком императора Николая, полностью одобрявшего итоги Ялтинской конференции.

Рис. 4. «Лидеры божественного уровня, играющие в «маджонг богов». Комикс ЫиАотто Naki Ка1клки. Изображение размещено в свободном доступе на платформе: clck.ru/34vMzi

Примечательно обращение к призраку, мистический налет, подчеркивание кровавых отверстий в головах убиенных княжон, далее идет ряд пассажей, связанных с кровотечениями царевича Алексея и регулярный возврат к итогам Ялтинской конференции. Все это создает довольно омерзительные эмоции, которые умело увязываются авторами непосредственно с «Ялтой-45». А демонизм ^ происходящего лишь значительно усиливает темы призраков и ш смерти. Любопытно, что тема духов помимо англо-саксонского

мира ярко представлена в Японии, где Большая Тройка стала центральной темой ряда популярнейших комиксов. А лидеры, собравшиеся в Ялте, представлены в качестве могучих духов, играющих в азартную японскую игру, ставка которой - власть над планетой Земля.

Inferno «Ялтинского топоса»

Участники конференции довольно часто проводили прямые ассоциации Ялты и ее окрестностей с адом, выстраивали цепочки ассоциации со смертью. Причем объектом их эмоционального всплеска выступали, казалось бы, вполне нейтральные локации: горная дорога, море, церковь в Ялте и т.п. Причем никакой иронии, над страхом смерти, как свойства культуры [Некита & Шустов 2021] здесь нет и в помине.

Символика античного безвременья и реки забвения буквально сквозит в строках современной исследовательницы, активно развивающей идеи мемуаров Сары Черчилль: «Время в Крыму остановилось. Это было место, пойманное в ловушку многовековой цикличной смены войны и мира, где всякий прогресс выглядел ускользающим миражом» [Сара Черчилль. Цит. по: Кац 2023: 285]. В основе этой современной интерпретации лежат письма Сары Черчилль, где она описывает, судя по всему, собор Александра Невского как уголок света и тепла в сером холодном безвременье ялтинской набережной [Сара Черчилль. Цит. по: Кац 2023: 285].

Ш 1Л

Фото 5. Сара Черчилль со своим отцом у входа в Ливадийский дворец. Февраль 1945 г. Изображение размещено в свободном доступе на платформе: clck.ru/34vMya

Ч> Фото 6. Собор святого Александра Невского, который вероятно посетила Сара Черчилль в феврале ш 1945 года. Изображение размещено в свободном доступе на платформе: clck.ru/34vMxa

Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 2023, 3 (4), 44-64. ------

Ощущения метафизики зла вызывает даже живописная дорога из Алупки в Ливадию, проезжая которую сопровождающая отца Сара Черчилль, была ослеплена до боли яркими солнечными бликами морской глади, на что ее отец - премьер-министр Великобритании заметил: «Лазурны берега Аида» [Кац 2023: 224].

Фото 7. Участок дороги из Алупки в Ливадию. Изображение размещено в свободном доступе на платформе: clck.ru/34vN5e

Фото 8. ЗиС 110. Изображение размещено в свободном доступе на платформе: https://modelist-konstruktor.eom/img/7946/1.ipg

Даже лимузины советского производства, которые частично участвовали в перевозке высоких гостей по Крыму, вызывают у современных исследователей прямые ассоциации с катафалками [Кац 2023: 77].

Горы вокруг Ялты - гнетущие и зловещие; красоты черноморского побережья - зловещие. Это впечатление мастерски воспроизводит и цитируемый нами американский автор, создающий поистине инфернальный фон Ялтинской встречи: «Вероятно, источником липко-осязаемого беспокойства, которое теперь <.. > охватило и Сару, было само Чёрное море, вернее,

m

пагубные для всего живого сернистые эманации, шедшие с заиленного тёмного дна и наполнявшие собою воздух над усеянной не менее смертоносными минами акваторией» [Кац 2023: 125].

Еще один момент касается такой простой, казалось бы, вещи, как отъезд иностранных делегаций из Ялты. Но и тут Сталин проявляет свое демоническое нутро он «просто исчез, как джин, будто его и не было» [Кац 2023: 305].

Таким образом, наглядно видно, что в контексте мемуаров, журнальных статей, а также исторических трудов известные политики вполне в стиле инфернальной стратегии обозначают «Ялту» через концепты призраков, крови, тьмы и зла [President Discusses Freedom and Democracy in Latvia 2005].

Выводы

Инфернальность «Ялты» - естественный горизонт восприятия Ялтинской конференции в англо-саксонском хронотопе. Ведь она, фактически вводя в мировую политику СССР-Россию, впервые создала прецендент введения евразийской державы в конструкцию миропорядка. Причем роль этой державы во многом была определяющей. Принцип равноправия Евроатлантического ядра и евразийского был ключевым в построении «Ялтинского мира». Это существенный отход от абсолютно правильной, с точки зрения англосаксов, Вестфальской системы. Вернее даже не отход, а комико-трагический эксперимент, скатывающийся в своих деталях к фарсу и демоническому омерзению, олицетворением

№ 1П

которых являются «азиаты» и «сексуальные маньяки» И. Сталин, Л. Берия, которых обслуживают «кровавые маньяки» вроде

A. Вышинского или желчно-брюзгливые переводчики вроде

B. Павлова. Такими эпитетами и метафорами буквально усеяны страницы англо-американских исторических текстов о «Ялте-45».

В нашу научно-образовательную среду инфернальный топохрон (ялтинский топос Аида, погруженный в серое безвременье советского хроноса) активно проникает: через молодежную субкультуру (аниме), увлекательные исторические книги (не раз цитировавшая нами книга Кэтрин Кац) или «мягко» растворяется в нашей науке посредством изыскано-утонченной аналитики [Плохм 2019]. Противопоставить этому можно только такую же яркую опоэтизированную метафору, созданную в русле нашего хронотопа, однако, к сожалению, продуктов такого стиля автор настоящей статьи, увы, не находит. Формальные научные статьи, сложные разработки архивов в рамках одного или нескольких вопросов Ялтинской конференции - не смогут поддержать наш, отечественный исторический опыт, заявить о нашем Прагматическом Эстетическом Опыте «Ялтинского мира» в поэтике возвышенного, прекрасного и светлого. Для этого оптимальным будет форсированное создание качественных игровых художественных фильмов и динамичных детективных романов о «Ялте-45».

Литература

^^ Анкерсмит, Ф. (2007). Возвышенный исторический опыт Москва: Европа.

__^^^^^ ш

Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 2023, 3 (4), 44-64.

Анкерсмит, Ф. (2014). Эстетическая политика: политическая философия по ту сторону факта и ценности. Москва: Высшая школа экономики.

Загородний, В. В., & Кирилов, А. С. (2021). Ялтинская система как становление биполярного мира. Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки, 17, 123-133.

Кац, К. (2023). Дочери Ялты. Черчилли, Рузвельты и Гарриманы.■ история любви и войны. Москва: АСТ.

Некита, А. Г., & Шустов, А. С. (2021). Ирония над страхом смерти: образы клоунов в американских фильмах ужасов. Человек. Культура. Образование, 1(39), 117-135.

Плохм, С. М. (2019). Ялта. Ц1на миру. Харюв: Книжковий клуб «Клуб Омейного Дозвтля».

Путин, В. В. (2005). Уроки победы над нацизмом: через осмысление прошлого -к совместному строительству безопасного гуманного будущего. Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22949 (дата

обращения: 22.06.2023).

Путин, В. В. (2015). Выступление на пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Официальный сайт Президента России. Режим доступа:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385 (дата обращения: 22.06.2023).

Путин, В. В. (2020). 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим. Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/63527 (дата обращения: 22.06.2023).

Пушкин, А. С. (без даты). Полтава. Культура.РФ. Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/5079/poltava (дата обращения: 22.06.2023).

Рузвельт, Э. (1947). Его глазами Москва: Гос. изд-во иностр. лит.

Таирова-Яковлева, Т. (2007). Мазепа. Москва: Молодая гвардия.

Теория и стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций (Ялтинского мира -2): в 2 томах. (2020). Москва: Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева.

Толстой, Н. Д. (1996). Жертвы Ялты. Москва: Русский путь.

Шевченко, О. К. (2021). «Ялтинский мир» как хронотоп власти: истоки и перспективы бытования [Кандидатская диссертация]. Казань.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шевченко, О. К. (2023). Yalta-45: шок-контент в смеховом хронотопе Ялтинского мира. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 1{2), 140-166.

Chambers, W. (1945, March 5). The Ghosts on the Roof. Time. Available at: https://whittakerchambers.org/2013/06/23/revisiting-the-ghosts-on-the-roof/ (accessed: 14.03.2023).

4>

President Discusses Freedom and Democracy in Latvia For Immediate Release Office of the Press Secretary (2005, May 7). The White House. Available at: clck.ru/35HRW3 (accessed: 14.06.2023). Trent, J., & Schnurr, L. (2018). A United Nations Renaissance: What the UN is, and what it could be. Opladen: Verlag Barbara Budrich. https://doi.org/10.3224/84740711

Информация об авторе

Шевченко Олег Константинович - доктор философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского» (Россия, 298635, Республика Крым, Ялта, ул. Севастопольская, 2-А), ORCID: 0000-0002-1362-2875, [email protected]

INFERNO OF YALTA (DEMONIZATION OF THE TOPOS OF THE CRIMEAN (YALTA) CONFERENCE OF 1945 IN THE ANGLO-SAXON HISTORICAL EXPERIENCE)

Oleg Shevchenko

Abstract: the article discusses the technology that leads to the formation of anecrismitic pragmatic aesthetic experience. The formation of the historiography of the Anglo-Saxon horizon of vision of the events of the Yalta Conference in February 1945 is taken as an empirical material. The theory is based on the thesis about the ontological difference in the perception of the "Yalta world" in the Soviet-Russian aesthetic experience and its Anglo-Saxon counterpart. At the same time, the procedures for harmonizing subjective experience and historical facts follow two mutually exclusive vectors: the demonization of "Yalta" in the West and the "angelization" of this event in the Soviet-Russian segment. The conclusion is made about the demonization of the Yalta topos in the Anglo-Saxon tradition through concepts related to Hades and death. Chronos is demonized by appealing to the gray timelessness of Soviet pseudo-culture. Separately, there is a line of types of a diverse demonic component inherent in the members of the Soviet delegation from and Stalin to the interpreter V. Pavlov. Recommendations are formulated to strengthen the domestic pragmatic aesthetic experience by forcing the creation of historical feature films and novels.

Keywords: Yalta-45, chronotope, topochrone, power, aesthetic politics.

References

Ankersmith, F. (2007). Vozvyshennyj istoricheskij opyt [Increased historical

experience]. Moscow: Europe Publ. (In Russ). Ankersmith, F. (2014). Jesteticheskajapolitika:politicheskaja filosofijapo tu storonu ^^ fakta i cennosti [Aesthetic politics: political philosophy on the other side of

fact and value]. Moscow: Higher School of Economics Publ. (In Russ).

К)

ю

Chambers, W. (1945, March 5). The Ghosts on the Roof. Time. Available at: https://whittakerchambers.org/2013/06/23/revisiting-the-ghosts-on-the-roof/ (accessed: 14.03.2023).

Katz, K. (2023). Docheri iaity. Cherchilii, Ruzve'ty i Garrrimany: istoriia liubvi i voiny. [The daughters of Yalta. Churchill, Roosevelt and Harriman: the Story of Love and War]. Moscow: AST Publ. (In Russ).

Nekita, A. G., & Shustov, A. S. (2021). Ironija nad strahom smerti: obrazy klounov v amerikanskih fil'mah uzhasov [Irony over the fear of death: Images of clowns in American horror films.]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 7(39), 117-135. (In Russ).

Plohy, S. M. (2019). Jalta. Cina miru. [Yalta. The price of peace]. Kharkiv: Book Club "Family Leisure Club" Publ. (in Ukrainian).

President Discusses Freedom and Democracy in Latvia For Immediate Release Office of the Press Secretary (2005, May 7). The White House. Available at: clck.ru/35HRW3 (accessed: 14.06.2023).

Pushkin, A. S. (n.d.). Poltava [Poltava]. Kul'tura.RF [Culture.RF]. Available at: https://www.culture.ru/poems/5079/poltava (accessed: 22.06. 2023). (In Russ).

Putin, V. V. (2005). Uroki pobedy nad nacizmom: cherez osmyslenie proshlogo - k sovmestnomu stroitel'stvu bezopasnogo gumannogo budushhego. [Lessons of the victory over Nazism: through understanding the past -towards the joint construction of a safe and humane future]. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. [The official website of the President of Russia.]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22949 (accessed: 29.12.2022). (In Russ).

Putin, V. V. (2015). Vystuplenie na plenarnom zasedanii jubilejnoj, 70-j sessii General'noj Assamblei OON v N'ju-Jorke [Speech at the plenary session of the 70th anniversary session of the UN General Assembly in New York]. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. [The official website of the President of Russia.]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385 (accessed: 29.12.2022). (In Russ).

Putin, V. V. (2020). 75 let Velikoj Pobedy: obshhaja otvetstvennost' pered istoriej i budushhim [75 years of the Great Victory: shared responsibility to history and the future.]. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii [The official website of the President of Russia]. Available at:

http://kremlin.ru/events/president/news/63527 (accessed: 29.12.2022). (In Russ).

Roosevelt, U. (1947). Ego glazami [His eyes]. Moscow: State University. foreign publishing house. lit. (In Russ).

Shevchenko, O. K. (2021). «Jaltinskij mir» kak hronotop vlasti: istoki i perspektivy bytovanija[Kandidatskaia dissertatsiia]. ["The Yalta World" as a chronotope of power: the origins and prospects of existence [Candidate Dissertation]. Kazan. (In Russ).

Shevchenko, O. K. (2023). Yalta-45: shok-kontent v smehovom hronotope Jaltinskogo mira [Yalta-45: shock content in the laughter chronotope of the Yalta world]. industrii vpechatlenj. Tehnologii sociokui'turnyh issledovanij

(EISCRT) [Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT)], 7(2), 140-166. (In Russ).

Tairova-Iakovleva, T. (2007). Mazepa [Mazepa]. Moscow: The Young Guard Publ. (In Russ).

Teorija i strategija stanovlenija ustojchivogo mnogopoljarnogo miroustrojstva na baze partnerstva civilizacij (Jaltinskogo mira - 2).: v 2 tomakh [Theory and strategy of the formation of a stable multipolar peace structure based on the partnership of civilizations (Yalta World - 2): in 2 volumes] (2020). Moscow: International Institute of Pitirim Sorokin-Nikolai Kondratiev Publ. (In Russ).

Tolstoy, N. D. (1996). Zhertvy Ialty [Victims of Yalta]. Moscow: Russian way Publ. (In Russ).

Trent, J., & Schnurr, L. (2018). A United Nations Renaissance: What the UN is, and what it could be. Opladen: Verlag Barbara Budrich Publ. https://doi.org/10.3224/84740711

Zagorodny, V. V., & Kirillov, A. S. (2021). Jaltinskaja sistema kak stanovlenie bipoljarnogo mira [The Yalta system as the formation of a bipolar world]. Vestnik Donbasskoj juridicheskoj akademii. Juridicheskie nauki [Bulletin of the Donbass Law Academy. Legal sciences], 17, 123-133. (In Russ).

Author's information

Shevchenko Oleg Konstantinovich - Doctor of Philosophy, Associate Professor of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University (2, Sevastopolskaya St., Yalta, Republic of Crimea, 298635, Russia), ORCID: 0000-0002-1362-2875, [email protected]

For citation:

Shevchenko, O. K. (2023). Inferno of Yalta (demonization of the topos of the Crimean (Yalta) conference of 1945 in the anglo-saxon historical experience). Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 3(4), 44-64. (In Russian). https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-3(4)-44-64

4 4>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.