— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-23 УДК 5.10.1
ЯКУТСКИЕ ОРНАМЕНТЫ: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
Абдрахманова А.К., Ефимова Л.С.
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Аннотация. В работе рассматриваются подходы к изучению якутских орнаментов. Подходы проанализированы на основе сравнительно-сопоставительных материалов этнографии, истории, искусствознания и краеведения. В исследовании якутских орнаментов актуальной представляется недостаточная разработанность подходов к их изучению, что является одной из нерешенных проблем на современном этапе. Исследователи долгое время искали пути освоения достоверного изучения орнаментов в современное время. Благодаря историческим записям и находкам мы сейчас узнаем множество подходов, применяемые в любые времена для изучения якутских орнаментов. В статье обоснованы общенаучные подходы к изучению якутских орнаментов, приведенный культурологическим подходом. Культурологический подход является универсальной методологией в современной науке, что дополняет изучение якутских орнаментов. Результаты исследования послужат для разработки методологической базы, а также углубят теоретическое изучение якутского орнамента.
Ключевые слова: якутский орнамент, народ саха, культура саха, научные подходы, культурологический подход
YAKUT ORNAMENTS: APPROACHES TO STUDY
Alina K. Abdrakhmanova, Lyudmila S. Efimova
Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov
Abstract. The paper discusses approaches to the study of Yakut ornaments. The approaches are analyzed on the basis of comparative materials from ethnography, history, art history and local history. In the study of Yakut ornaments, the insufficient development of approaches to their study seems relevant, which is one of the unresolved problems at the present stage. Researchers have long been looking for ways to develop a reliable study of ornaments from the historical period to modern times. Thanks to historical records and finds, we now know many approaches used at any time to study Yakut ornaments. The article substantiates approaches to the study of Yakut ornaments and provides a cultural approach, which is based on the theoretical basis of cultural studies. The cultural approach is a universal methodology in modern science, which complements the study of traditional ornaments. The results of the study will serve to develop a methodological framework, as well as deepen the theoretical study of Yakut ornament.
Keywords: Yakut ornament, Sakha people, Sakha culture, scientific approaches, cultural approach.
Введение. Современная культура имеет огромное наследие во всех сферах искусства. При изучении памятников архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства важно также не забывать об остальных областях художественного творчества. Речь идет об орнаменте, который выполняя роль украшения того или иного предмета, не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, так как орнамент имеет определенные семантические функции. Сам предмет, украшенный орнаментом, является произведением искусства. Еще в древности, когда люди начали создавать изображения и знаки на гладких каменных поверхностях, они хотели выразить свои чувства и поделиться с другими своими традициями, что привело к появлению знаковых орнаментов.
Н.Я. Марру обязан мыслью о том, что орнамент -представляет собой первоначально не что иное, как особого рода письмо. Есть теория о том, что разнообразие форм орнамента вызвано тем, что он развился из счетных знаков, появившихся в связи с привычкой охотника вести подсчет добытых им животных. Теория о происхождении древнейшего орнамента от счетных знаков не имеет убедительных аргументов. Первым вопросом, на который неизвестен ответ, является цель, по которой первобытный человек вел учет убитых им зверей. Неясно также, как и по какой причине счетные знаки перешли в орнамент.
Якутские орнаменты уже много лет находятся в поле зрения исследователей, которые использовали различные подходы. Исследование якутского орнамента длительное время ведется ис-
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
ториками, этнографами и искусствоведами. Несмотря на это, якутский орнамент остаётся сегодня не до конца изученным.
Актуальность исследования научных подходов к изучению якутских орнаментов заключается в том, что при рассмотрении каждого подхода анализируются способы познания не только якутских орнаментов, но и их предшественников.
Одна из проблем заключается в том, что выбор подхода может быть субъективным и зависеть от предпочтений самого исследователя. Это может привести к неравномерному использованию подходов и искажению получаемых выводов.
Другая проблема связана с трудностями сравнения и анализа результатов, полученных с помощью разных подходов.
Каждый подход имеет свои уникальные методы и понятия, которые могут усложнить их объединение. Важно уметь синтезировать результаты разных подходов для получения более полного понимания исследуемой проблемы. При исследовании орнамента любого народа, прежде всего, первым делом изучается его происхождение, рассматривая комплекс методологии. Орнамент хранит устойчивые элементы культуры народа. Изменение вида или технический прием орнаментации дает отражение на эволюции.
Наконец, ограничения доступа к источникам информации и ограниченность данных также могут представлять проблему при изучении научных подходов. Некоторые научные данные могут быть недоступны, что может затруднить использование определенных подходов или ограничить их область применения. В целом, изучение подходов требует критического осмысления и учета их преимуществ. Важно применять подходы с учетом специфики исследовательского вопроса, а также использовать комбинацию разных подходов для получения более полной картины исследуемой проблемы, в нашем случае якутских орнаментов.
Обсуждение. Одним из первых исследователей, который тщательно изучил якутский орнамент, стал М.М. Носов. Его первая классификация отражает первоначальные этапы изучения якутского орнамента.
М.М. Носов предложил первую систематизацию орнаментов по ряду признаков. Он различал пять видов якутского орнамента.
Первый вид - по хронологическому признаку: доисторической, исторической и современной эпохи.
Как мы считаем, орнамент доисторической эпохи — относится примерно к XI—XI11 вв., предшествующих письменным источникам и исследуется с использованием археологических и антропологических данных. В этом периоде времени формировались основные традиции и обычаи, которые оказали влияние на развитие якутской орнаментики.
Орнамент исторической эпохи — в течение этого времени орнамент у народа саха претерпел значительные трансформации под воздействием различных факторов, таких как контакты с другими народами и культурами. В этот период с Х1У—Х1Х вв. укреплялись религиозные, обрядовые и мифологические представления, развивались искусства и ремесло, которые играли ключевую роль в развитии якутского орнамента.
Орнамент современной эпохи — начиная с XX в. якутские художники, мастера и ремесленники активно развивают якутские изображения орнаментов, отражающие традиции и современность.
Второй вид орнамента определен по содержанию, теме и в трактовке у М.М. Носова разделен на религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный виды орнамента.
Религиозно-обрядовый вид орнамента является частью религиозной практики и обрядов, имеет связь с мифологией, религиозными церемониями и воплощает верования, значимые для культуры саха. Эти орнаменты могут использоваться для украшения священных мест, предметов культа или нарядов и атрибутов, используемых в религиозных обрядах.
Далее, общественно-социальный вид орнамента — отражает социокультурные аспекты общества. Он используется для выражения социального статуса, культурных обычаев, общественных традиций и идентичности. Этот вид орнамента играет важную роль в формировании групповой принадлежности и создании общественных связей.
Строительный вид орнамента — это декоративные элементы, используемые в строительстве для придания им национального вида оформления.
Общеутилитарный вид орнамента — относится к функциональным орнаментам, применяемым на предметах быта, мебели или других товарах, чтобы придать им декоративный вид, подчеркнуть их происхождение.
Третий вид орнаментов исследователь включал по объектам. В этот вид включены орнаменты предметов культа и общественного назначения.
Четвертый вид разделяется по материалу: бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.
Последний пятый вид — по способу выполнения: гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, плетение, покраска, вязанье и т.д. [4, с. 69—70].
Подход к изучению орнамента М.М. Носова отражает общественно-повседневную культуру жизни народа саха, которая показывает процесс развития орнамента по 5 критериям. В этих критериях показываются уклад жизни народа. В современных исследованиях данную классификацию используют для исторической мерки и ха-
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
рактеристики материальной культуры в области изучения якутских орнаментов.
Подход к изучению якутского орнамента по критериям можно назвать аспектным, используя принцип разностороннего изучения объектов. Данный подход отличается от других тем, что он изучает якутский орнамент не только по внешней структуре, но и по внутренней. Аспектный подход может быть использован в изучении орнаментов для анализа и понимания различных аспектов их создания, функций и значений.
Когда речь идет об орнаментах, аспектный подход может включать следующие аспекты:
Во-первых, исторический аспект: изучение исторического контекста орнамента, его эволюции и изменений в течение времени. Он может включать анализ стилистических и культурных влияний, которые оказывались на орнаменты.
Во-вторых, семиотический аспект: рассмотрение значений и знаков орнаментов. Орнаменты могут иметь семантические значения, и изучение этих аспектов позволяет лучше понять их знак и функцию.
В-третьих, дизайнерский аспект: анализ эстетических и композиционных аспектов орнамента. Это может включать изучение форм, линий, цветовых схем и других характеристик, которые составляют визуальное воздействие орнамента.
В-четвертых, социальный аспект: исследование функции и использования орнаментов в социальных контекстах, таких как ритуалы, церемонии, праздники и иные события. Орнаменты могут служить символами статуса, идентичности или принадлежности к определенной группе.
В-пятых, технический аспект: изучение процесса создания орнаментов, технических методов и материалов, которые использовались в их изготовлении. В этом аспекте можно изучать различные техники резьбы, росписи, вышивки, вязания и т.д., которые применялись при создании орнаментов. Использование аспектного подхода при изучении орнаментов позволяет увидеть и анализировать их многогранный характер, связи с контекстом и глубинные значения. Это помогает раскрыть историю и культуру орнамента с более полной перспективы.
Следующий подход обоснован посредством общего разделения, это отражается в исследованиях Уллы Йохансен. Этот подход исследователем был использован для общего обозначения орнамента — геометрический, растительный, спиралевидный, плоскостный. Мы можем сказать, что данное изучение представляет собой этнографический подход, сформированный от общего к частному. Этнографический подход в культурологии фокусируется на исследовании культуры в качестве комплексного собрания ценностей, знаний, обычаев и верований присущих народу саха.
Этнограф У. Йохансен рассмотрела и изучила множество якутских орнаментов:
Ромбы и прямоугольник — квадраты или ромбы естественным образом складываются из треугольного узора, если соединить два ряда треугольников, направленных углами в разные стороны.
Дуги — форма дуги может быть более пологой или более выпуклой, при этом основная линия орнамента на гончарном изделии или вышивке бисером отсутствует.
Единичные мотивы — к этой группе следует отнести редко встречающиеся основные мотивы, которые лишь в исключительных случаях комбинируются с другими мотивами и т.д. [2, с. 41—43]. По результатам исследования У. Йохансен было обнаружено, что знаки, изображающие небесные светила, такие как крест внутри квадрата, крест внутри круга и вихреобразные фигуры делятся на 17 видов изображения.
Вместе с конкретными якутскими орнаментами также встречаются мотивы, которые не являются однозначно определенными и не могут быть отнесены к конкретной категории, по крайней мере, до тех пор, пока их происхождение не будет исследовано и выяснено.
Некоторые мотивы орнамента могут быть неясными в своей принадлежности к конкретным видам, но некоторые исследователи, все же, включают их в одну из групп на основании сходства с другими узорами или местных названий. В случае, когда принадлежность мотива не определена, он может быть классифицирован как геометрический.
Историк А.И. Гоголев рассмотрел иной подход, который отражает временной промежуток проявления якутского орнамента. Мы относим это изучение к историческому подходу. А.И. Гоголев предлагает изучения якутских орнаментов по этапам этнической истории якутов с выделением основных историко-генетических слоев якутского орнамента.
По А.И. Гоголеву, в народной художественной культуре якутов выделяются четыре слоя орнаментов.
Первым он представляет автохтонный — простой геометрический узор — точки, прямые линии, валики, имитирующие кручёные шнуры и др.
Вторым слоем он считает ранний южнокочевнический — арочные, вариации мотивов «бараньи рога», равноконечный крест на концах с «бараньи рога», косые и прямые кресты, концентрические и циркульные круги, лира, треугольники.
Следующим слоем выявлен поздний южнокочевнический пласт — простые, парные спирали, розетки, Б-образные фигуры, растительные, гребенчатый, зигзагообразные и др.
Четвертым слоем он считал поздне-якутский — влияние орнаментального искусства русского народа (мы бы тут еще добавили влияние коренных народов Сибири и Севера) [1].
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Исторический подход изучения орнаментов А.И. Гоголева является одним из самых распространенных и используется при изучении якутского орнамента в настоящее время.
К современным исследователяи, которые изучили якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному подходу относится искусствовед Т.П. Тишина.
Она выделяет в структуре якутских орнаментов всего три основных групп:
1. Простые геометрические мотивы, которые включают: орнаменты из простых геометрических фигур (ромбов, кругов, треугольников, точек и т.д.).
2. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные); Геометризованные мотивы -условные изображения человеческой фигуры, птиц, коня, коровы, насекомых;
3.Растительный орнамент - представлен различными модификациями вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами, а также мотивом процветшей лиры и розетками с растительным заполнением [5].
Основные методологические подходы
Как указывает искусствовед Т.П. Тишина, в изучении якутского орнамента использовала комплексный подход, в основе которого лежит использование данных фольклора, археологии, этнографии, истории и художественной практики.
Также, помимо перечисленных подходов изучения якутского орнамента выделяется геокультурный подход. Данный подход применяет краевед Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус, который в течение тридцати с лишним лет, изучая свой край, зафиксировал более двух тысяч якутских орнаментов. Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус всего выделяет 17 видов классификаций из 476 изображений якутского орнамента. Мы разделили орнаменты Б.Ф. Неустроева - Мандар Уус по 3 классическим видам: геометрические, растительные и плоскостные. В книге Б.Ф. Неустроева -Мандар Уус «Узоры и орнаменты саха» сосчитали 237 геометрических орнаментов. Из растительного вида выделяются 139 орнаментов. Также 100 изображений плоскостных якутских орнаментов.
Результаты. Исходя выше изложенного, следует сделать вывод о том, что в изучении якутского орнамента применяются общенаучные подходы, которых используют и сейчас. Обобщение полученных данных представлено в таблице 1.
Таблица 1
по изучению якутского орнамента
Носов М.М. У. Иохансен Гоголев А. И. Тишина Т.П. Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус
Аспектный подход Этнографический подход Исторический подход Комплексный подход Геокультурный подход
По хронологическому признаку Геометрические орнаменты (основные мотивы и геометрические плоскостные) Автохтонный-простой геометрический узор (точки, прямые линии, валики и др.) Простые геометрические мотивы Орнамент в виде сети 69; Ломаные линии 48; Орнамент в виде косых линий 6; Линейный орнамент 5; Орнамент в виде завитков 34; Ребристый рисунок 75;
По содержанию, теме и трактовке Спиралевидные (непрерывные) орнаменты - - -
По объектам или орнаментировке Плоскостные орнаменты (лировидный мотив, бараньи рога и розетка) Ранний южнокочевнический (арочные, вариации мотивов «бараньи рога», косые и прямые кресты, круги, лира, треугольники) - Лировидный орнамент 18; Орнамент в виде нёба 9; Сердцеобразный узор 7; Орнамент в виде рогатого скота 22; Узор «бараньи рога» 20; Орнамент в виде муравья 7 Орнамент в виде солнца 17.
По материалу Растительные орнаменты Поздний южнокочевнический пласт (простые, парные спирали, розетки, растительные, гребенчатый, зигзагообразные и др.) Растительный орнамент Растительный узор 28; Орнамент в виде ягоды малины обрезков и ногтей 68; Орнамент в виде цветов 29; Орнамент в виде трав и листьев 14
По способу выполнения - Поздне-якутский (влияние орнаментального искусства русского и северного народа) Геометризованные мотивы -
Далее, мы предлагаем культурологический подход исследования якутских орнаментов, так как культурологический подход при изучении орнаментов представляет собой уникальный метод
исследования. Он позволит выявить универсальные закономерности, которые лежат в основе изучения. Данный подход исследует специфику орнамента как феномена, который форми-
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
руется в процессе взаимодействия культуры с окружающим миром, позволяет лучше понять культурные различия и сходства между народами.
Орнаменты перестают быть всего лишь декоративными элементами и становятся неотъемлемой частью культуры, искусства и традиций различных коллективов и народов.
Культурологический подход призван раскрыть семантические значения якутских орнаментов, которые в свою очередь отражают исторические, религиозные, мифологические и традиционные особенности. Понимание якутских орнаментов через культурологическую призму помогает всесторонне изучить эти символы.
Основные научные подходы, применяемые культурологами в исследованиях орнамента: системный, функциональный, исторический, герменевтический, компаративный, структурно-семиотический, феноменологический, контекстуальный и генетический.
К специфическим методам, применяемым культурологическим подходам, относятся: понимание, ценностная интерпретация, семиотический анализ, структурный и контекстуальный анализ, синхронистический метод, типологический метод.
Основные методы: описание, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, гипотеза, объяснение, идеализация, системный метод, интерпретация и диалектический метод [5].
С использованием данного подхода исследователи стараются выявить и проанализировать
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
идеи, ценности и представления, заложенные в орнаменты, а также они стремятся понять, как эти представления влияют на повседневную жизнь и культурные практики людей.
Изучение орнаментов с использованием культурологического подхода осуществляется при помощи различных методов, таких как анализ текстов, исторических источников, архивных материалов, а также путем проведения интервью с представителями определенного культурного сообщества. Это позволяет получить глубокое и всестороннее понимание орнаментов и их значения в контексте культуры.
Заключение. Таким образом, в ходе исследования были выявлены пять различных подходов: аспектный, этнографический, исторический, комплексный и геокультурный, которые были использованы для изучения якутских орнаментов. Подходы к изучению якутских орнаментов менялись в различные периоды времени. Как мы считаем, один из первых подходов является аспектный, который использовал в своей работе М.М. Носов. Далее идут более современные подходы изучения: этнографический, исторический, комплексный и географический.
Культурологический подход к изучению якутских орнаментов поможет взглянуть на объект не только в виде декора, но и как на важную составляющую культурного наследия и идентичности различных групп народов. Такой подход в науке рассматривает культуру как сложную семантическую систему. Это позволяет более полно понять культурное разнообразие якутских орнаментов.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Гоголев А.И. Якутская орнаментика и ее характерные особенности / А.И. Гоголев // Историческая этнография якутов. Якутск, 1980.
2. Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов: историко-этнографическое исследование. Якутск : Дани Алмас, 2008. 158 с.
3. Неустроев-Мандар Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ = Узоры и орнаменты саха: [альбом]. Якутск : Бичик, 2007. 287 с.
4. Носов М.М. О якутском народном орнаменте / М.М. Носов // Труды о-ва изучения ЯАССР. Якутск, 1936. С. 69-70.
5. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство / Т.П. Тишина // Наука и техника в Якутии. 2005. № 1 (8). С. 102-110.
References:
1. Gogolev A.I. Yakut ornamentation and its characteristic features / A.I. Gogolev // Historical ethnography of the Yakuts. Yakutsk, 1980.
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
2. Johansen U. Ornamental art of the Yakuts: historical and ethnographic research. Yakutsk : Dani Almas, 2008. 158 p.
3. Neustroev-Mandar B.F. Sakha oyuuta-bichige = Patterns and ornaments of Sakha: [album]. Yakutsk : Bichik, 2007. 287 p.
4. Nosov M.M. About the Yakut national ornament / M.M. Nosov // Proceedings of the Study Island of the YASSR. Yakutsk, 1936. P. 69-70.
5. Tishina T.P. Yakut ornamental art / T.P. Tishina // Science and technology in Yakutia. 2005. № 1(8). P. 102110.
Информация об авторах
Абдрахманова Алина Каныбековна
магистрант кафедры культурологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]
Ефимова Людмила Степановна
доктор филологических наук, заведующая кафедрой культурологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]
Alina K. Abdrakhmanova
Undergraduate Student of the Department of Cultural Studies, Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk [email protected]
Lyudmila S. Efimova
Doctor of Philology,
Head of the Department of Cultural Studies, Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk [email protected]