ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
(на примере Республики Саха (Якутия))
А.С. ФИЛИППОВ, А.А. СЕРГИН, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммосова»,
Институт физической культуры и спорта, г. Якутск
Аннотация
Якутские национальные игры представляют своебразный жанр народного творчества, раскрывают национальную культуру и быт якутского народа в общей системе физического развития человека, физического воспитания ребенка.
Ключевые слова: координационные способности, младший школьный возраст, якутские национальные игры.
Abstract
The yakut national games represent a original genre of national creativity, open national culture and a life of the yakut people in the general system of physical development of the person, physical training of the child.
Key words: coordination abilities, younger school age, yakut national games.
Актуальность
Особое внимание для младших школьников уделяется развитию координационных способностей - у детей происходит быстрый рост, изменение двигательной активности. Координационная способность достигает высокого результата именно в этом возрасте. В.И. Лях соотносит координационные способности со свойствами личности, определяющими готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательными действиями. По его мнению, координационные способности в большей мере, чем другие физические качества, обусловлены центрально-нервными влияниями и в меньшей - морфологическими и биохимическими, поэтому координационные способности нередко идентифицируются с ловкостью. Особое место в решении проблем координационных способностей играет использование разнообразных средств и методов их развития. Поскольку существует множество координационных способностей человека, постольку можно выделить огромное количество физических упражнений на координацию движений, другими словами, определенную систему упражнений, наиболее полно отвечающих задаче формирования фундаментальных и специальных координационных способностей в период их ускоренного (сенситивного) развития [1].
Якутские национальные игры представляют своебраз-ный жанр народного творчества, раскрывают национальную культуру и быт якутского народа. В общей системе физического развития человека физическое воспитание ребенка занимает очень важное место. Именно в дошкольном, в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств [2].
Цель исследования: Использование якутских национальных игр для формирование специальных координа-
ционных способностей на уроках физической культуры у младших школьников.
Задачи исследования
1. Исследование уровня специальных координационных способностей детей, проживающих в Республике Саха (Якутия).
2. Использование якутских национальных игр на уроках физической культуры.
3. Обоснование эффективности якутских национальных игр на уроках физической культуры.
Методы исследования
1. Теоретический анализ литературных источников.
2. Контрольные тесты для определения специальных координационных способностей.
3. Математико-статистическая обработка полученных результатов.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа, в период с 2010 по 2013 г.
На первом этапе. Включали анализ и обобщение научно-методической литературы и предусматривали теоретическое обоснование проблемы, конкретизацию основных положений работы, поиск эффективных средств и методов организации и проведения экспериментального исследования.
На втором этапе. Провели исследование у детей, проживающих в различных районах в Республике Саха (Якутия). В исследовании уровня координационных способностей участвовали 160 детей из 4 школ, с 8-9 лет.
На третьем этапе. Организовали педагогический эксперимент, который проводился 6 месяцев (с декабря по май) на базе Амгинской средней школы № 1 Республики Саха (Якутия).
ФНЦ ВНИИФК
Для его осуществления образованы 2 экспериментальные группы: мальчики (п = 15), девочки (п = 10) и 2 контрольные группы: мальчики (п = 15), девочки (п = 10).
Сравниваемые группы были одного календарного возраста и относительно однородными по уровню координационных способностей (основная медицинская группа). В начале и в конце проводились контрольные тесты. В дальнейшем произвели математическую обработку собранного фактического материала, его обобщение и интерпретацию.
Для решения поставленных задач нами были проведены предварительные исследование по определению уровня координационных способностей у школьников 3 класса (8-9 лет) и их оценка, экспериментальная проверка выбранных средств и методов координационной направленности. При определении уровня координационных способностей были исследованы 158 детей-школьников в возрасте 8-9 лет.
Для определения уровня координационных способностей был использован блок специализированных тестов, которые являются информативными и обладают достаточной надежностью: динамическое равновесие (способ-
ность к удержанию равновесия в движении); способность к ориентировке в пространстве (бег к пронумерованным медицинболам); быстроту двигательной реакции (падение палки - реакция); способность к согласованию (3 кувырка вперед-вперед на время); способность к воспроизведению ритма (воспроизведение темпа бега на месте). Обработка полученных результатов проводилась статистическими методами по общепринятой методике.
Оценка результатов исследования проводилась путем сравнения данных тестирования с данными, имеющимися в научно-методической литературе, а также путем сопоставления показателей со средней величиной, полученной путем распределение результатов на уровни. К среднему уровню относились результаты, входящие в пределы границ х±0,5а, где х - средняя арифметическая величина данного ряда, а - среднее квадратическое отклонение.
Полученные данные относились к четырем уровням: высокому, выше среднего, среднему и ниже среднего (табл. 1). Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента.
Таблица 1
Уровни координационных способностей у школьников 8-9 лет (п = 158)
Показатель КС Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
Динамическое равновесие 25% 30% 45% 40% 15% 20% 15% 10%
Способность к согласованию 20% 25% 35% 35% 20% 20% 25% 25%
Способность к воспроизведению ритма 40% 30% 30% 26% 15% 24% 15% 20%
Способность к ориентировке в пространстве 37% 36% 40% 39% 13% 15% 10% 10%
Быстрота двигательной реакции 30% 30% 37% 34% 20% 21% 13% 14%
Основываясь на рекомендациях ряда исследователей, результатах предварительного эксперимента и исходя из задач исследования, в состав средств для развития
координационных способностей мы включили следующие якутские национальные игры (табл. 2).
Таблица 2
Якутские национальные игры
№ п/п Показатель КС 1-й этап 2-й этап 3-й этап
развивающие поддерживающие восстановительные
1. Динамическое равновесие Пятнашка (Атах тэпсиитэ) Кто сможет встать (Ким кыайан турарый) Поднятие тощей коровы (Котох ынаы туруоруу)
2. Способность к ориентировке в пространстве Прыжки по кочкам (Дулалаах сиринэн ) Упражнение в равновесии (Халбас хара атын миинии) Игра лунки (Онхой оонньуута)
3. Быстрота двигательной реакции Скрестные прыжки (Кэриэс тэбии) Передвижение на спине (Сыалыьардыы) Скачки (Ат буолан сырсыы)
Окончание табл. 2
№ п/п Показатель КС 1-й этап 2-й этап 3-й этап
развивающие поддерживающие восстановительные
4. Способность к согласованию Прыжок через соломинку (Хорон оту урдунэн ыстаныы) Петушиный бой (Ыт буутун охсуьуу) Бой быков (Оустар харсыьыылара)
5. Способность к воспроизведению ритма Гонки со связанными ногами (Кыаьылаьыы) Волк и жеребята (Боро уонна кулуннар) Сокол и лиса (Мохсоол уонна саьыл)
Основным положением в методике является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям и создание более сложных форм координаций движений.
Метод стандартно повторного упражнения использовался нами для развития координационных способностей у детей при разучивании новых игр и совершенствовании изученных, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми
можно лишь после ряда повторений в относительно стандартных условиях.
По времени и направленности тренирующие воздействия были разделены на три этапа: 1-й этап - развивающий; 2-й этап - поддерживающий; 3-й этап - восстановительный, продолжительность каждого показателя координационных способностей и этапы выполняются 3 недели, 6 занятий (см. рисунок).
Урок физической культуры
1-й этап Развивающий Подготовительная часть 15 мин
2-й этап Поддерживающий Основная часть 20 мин
3-й этап Восстановительный Заключительная часть 10 мин
Состав уроков физической культуры
Продолжительность экспериментальной программы составляет 4 месяца и направлена на развитие специальных координационных способностей детей 8-9 лет.
Соотношение нагрузок развивающего, поддерживающего и восстановительного характера на уроках физической культуры соответственно равно 33,4; 44,5; 22,2%.
1-й этап составляет 33,4% от общего объема урока физической культуры, к нему относятся развивающие игры, направленные на каждый показатель координационных способностей.
Результаты
2-й этап составляет 44,4% после подготовительной части урока основной программы «физическая культура». 2-й этап выполняет поддерживающие упражнения, которые закрепляют и совершенствуют каждый показатель координационных способностей.
3-й этап - 22,2%.
Исходя из вышеизложенного, мы имеем основания считать, что данная программа имеет характер оздоровительной тренировки и может использоваться в каждом регионе нашей страны (табл. 3).
Таблица 3
исследования
Показатель КС До эксперим. После эксперим. В ед. В %
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
Динамическое равновесие 9,8 с 7,3 с 7,6 с 6 с 2,2 1,3 22,4 17,8
Способность к ориентировке в пространстве 12,4 с 11,2 с 11,3 с 9,2 с 1,1 2 8,8 16,1
Быстрота двигательной реакции 10,4 см 20,6 см 20,5 см 40,2 см 10,1 10,6 97 51,4
Способность к согласованию 8,5 с 6,1 сек 6,7 с 4,4 с 1,8 1,7 21,1 29,5
Способность к воспроизведению ритма 2,3 с 1,8 сек 1,2 с 0,20 с 1,1 1,6 47,8 88,8
Выводы
1. Уровни развития координационных способностей детей характеризуются недостаточным развитием по следующим показателям: динамическое равновесие, способность к согласованию движений, быстрота двигательной реакции, способность к ориентированию в пространстве.
2. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития координационных способностей; наиболее эффективными средствами на сегодняшний день являются подвижные игры. Мы в своей работе включили
якутские национальные игры, которые дают наилучший результат, - развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
3. Применение на уроках физической культуры для учащихся младших классов якутских национальных игр позволило расширить их двигательный кругозор за счет большого количества разнообразных по координационной структуре естественных движений и дало возможность получить необходимую физическую нагрузку.
Литература
1. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - 11. -С.16-23.
2. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Н.К. Шамаев; под ред. Д.А. Данилова. - М.: Academia, 2000. - 208 с.
References
1. Lyakh V.I. Coordination and motive improvement in physical training and sports: history, theory, pilot studies / V.I. Lyakh // Theory and practice of physical culture. -1995. - 11. - P. 16-23.
2. Shamayev N.K. Moral development of school students in the course of traditional physical training / N.K. Shamayev; under D.A. Danilov's edition. - M.: Academia, 2000. - 208 p.