Научная статья на тему 'Якутская национальная танцевальная культура в ритме времени: на примере Государственного ансамбля танца Якутии'

Якутская национальная танцевальная культура в ритме времени: на примере Государственного ансамбля танца Якутии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТАНЦА ЯКУТИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ЭТНО ТАНЕЦ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / РЕПЕРТУАР / NATIONAL DANCE THEATRE OF YAKUTIA / NATIONAL DANCE / DANCING COLLECTIVE / ETHNO DANCE / MASTERY / REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылова В. К.

Рассматривается период становления якутского Национального театра танца с момента возникновения первого Государственного ансамбля танца Якутии. Анализируется общее направление творчества коллектива, его место и роль в национально-культурных процессах города, республики и в укреплении международных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутская национальная танцевальная культура в ритме времени: на примере Государственного ансамбля танца Якутии»

Крылова В.К. ©

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской

академии наук

ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РИТМЕ ВРЕМЕНИ: НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА ЯКУТИИ

Аннотация

Рассматривается период становления якутского Национального театра танца с момента возникновения первого Государственного ансамбля танца Якутии. Анализируется общее направление творчества коллектива, его место и роль в национально-культурных процессах города, республики и в укреплении международных связей.

Summary

The article considers the period of formation of the Yakut National Dance Theatre since the beginning of the first State Dance Ensemble of Yakutia. Analyzes the general direction of the band, its place and role in the national-cultural processes of the city, republic and the strengthening of international relations.

Ключевые слова: Национальный театр танца Якутии, национальный танец, танцевальный коллектив, этно танец, исполнительское мастерство, репертуар.

Keywords: National Dance Theatre of Yakutia, national dance, dancing collective, ethno dance, mastery, repertoire.

Свое место в театральной культуре Якутии Национальный театр танца занял сравнительно недавно - всего лет 30 с небольшим назад, если учесть, что история театров может исчисляться столетиями. Как это произошло на юбилеи театра вспоминал бывший директор Высшей школы музыки, а в то время заместитель министра культуры В.А.Босиков. В 1979 г. по его и инициативе тоже бывшего директора Государственной филармонии П.П.Пестрякова было принято правительственное решение о создании профессионального танцевального коллектива - Государственного ансамбля танца Якутии (ГАТЯ) при Государственной филармонии. Решение возникло не на пустом месте. Подобные танцевальные коллективы многие годы уже работали в Бурятии - «Байкал», Молдавии -«Жок», Узбекистане - «Бахор», Калмыкии - «Тюльпан» и другие. Желание иметь национальный танцевальный коллектив было вполне естественным.

Но сразу стал вопрос: кто будет танцевать и кто возглавит коллектив? В то время в Якутии еще не было специализированного учебного заведения. Функционировало только Культпросвет училище, которое на своем хореографическом отделении готовило специалистов для клубов и Домов культуры. Артисты балета Музыкального театра оперы и балета в основном заканчивали элитные учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Вот и было решено: собрать выпускников Якутского и других хореографических училищ и направить их на стажировку в Ленинград (Санкт-Петербург).

В числе первых посланцев были М.Петрова, Л.Ноговицына, Д.Зедгенидзева, Е.Алексеева, А.Афанасьев, С.Бессонова, О.Пак, С.Кирилина, Г.Горохова, Н.Герасимова, Е.Ноговицина, Л.Нестерова, А.Николаев, Л.Аммосова, О.Малышева, супруги Г.,В. Захаровы и А.,Д. Харлампьевы, Л.Амосова, Н.Антипин и др. Через год они и вошли в первый состав Государственного ансамбля танца Якутии (ГАТЯ) руководить, которым было поручено Геннадию Семеновичу Баишеву.

© Крылова В.К., 2013 г.

До того, как возглавить коллектив и стать его главным балетмейстером, Г.Баишев окончил Новосибирское хореографическое училище, где постигал тонкости классического танца у известных педагогов Н.Долгушина и С.Иванова. Здесь ему посчастливилось познакомиться с творческим процессом таких прославленных мастеров балета, как Юрий Григорович. Затем многие годы работал в Якутском Музыкальном театре оперы и балета, где добился значительных успехов. Стал одним из премьеров национального классического балета. На якутской сцене он создал незабываемые образы Альберта в «Жизели», Чурумчуку в одноименном балете, Хулигана в «Барышне и хулиган». Но стремление раздвинуть границы своего творческого потенциала заставило его вновь вернуться в учебную аудиторию. На сей раз - ГИТИС (РАТИ) им. А.В.Луначарского. Здесь наставниками Баишева были Т.С.Ткаченко (класс народного танца) и Л.М.Таланкина (балетмейстерское искусство). Там его и нашел бывший замминистра В.А.Босиков. После учебы, набравшись опыта, балетмейстер возглавил танцевальный коллектив. Начался период, когда ему представилась возможность воплотить свои замыслы в жизнь.

Предстояло соединить сценическую хореографию с народным танцевальным искусством, музыкально-танцевальным фольклором. Для профессионала это оказалось не столь сложным. Гораздо труднее было решить организационные и вопросы материально-технического характера. Вместе с руководством театра начинал с обустройства репетиционного зала. Тогда ансамбль находился при Филармонии, которая располагалась в Троицком кафедральном соборе, построенном еще в XVIII в. Помещение бывшей церкви явно не подходило для этих целей. Пришлось раздвигать стены небольших комнат, все перестраивать, ремонтировать. В стесненных условиях работали все - от артистов до работников мастерской. В такой обстановке о гримерках и думать было нечего. Тесные комнаты, частые разъезды, крутые церковные лестницы каждый месяц проверяли весь коллектив на прочность и преданность своему делу. Но время показало, что люди оказались сильнее.

Несмотря на неудобства через год Государственный ансамбль танца Якутии под руководством Г.Баишева представил свою программу на суд зрителей. В ее подготовке немаловажное значение имел тот факт, что основная часть танцев была подготовлена в процессе обучения при участии преподавателя Ленинградской творческой эстрадной мастерской, талантливого балетмейстера Александра Полубенцева. Большое место в программе занимали этнические танцы народов республики - якутов, эвенов, эвенков, долганов, юкагиров, чукчей, русских старожилов и других. Публика с восторгом принимала якутские танцы «Подснежники», «Праздник оленеводов», «Осуохай», «Ритмы тундры», «Якутяночка», «Танец священного орла», «Стерх», «Танцующий олень» и др. Также в репертуар были включены сюиты «Приглашение на ысыах», «Память», «Песнь жизни», эвенкийский «Сээдьэ» и юкагирский «Лондол» в свое время поставленный одним из первых якутских хореографов М.Жорницкой.

Праздничный, весь пронизанный светом, наполненный величавостью и нежностью танец «Подснежники» в хореографии А. Полубенцева навсегда остался в репертуаре танцевального коллектива. В танце настолько точно подчеркнут не только национальный колорит, но и якутская природа, что прошедшие десятилетия оказались не властны над ним. До сих пор он всегда включается в программу и всегда исполняется с огромным успехом под бурные овации зрителей. Тоже можно сказать и о танце «Якутяночка». Он один из первых и самых показываемых. На какие бы гастроли ни ездили артисты, «Якутяночка» всегда с ними. Этот танец, как и «Подснежники» был показан во многих странах мира. В 1989 году на сцене московского зала им. П.И.Чайковского с ним выступила солистка ансамбля Екатерина Алексеева. Потрясающая легкость, изящество движений актрисы, ее музыкальность покорили не только зрителей одного из главных отечественных залов, но и телезрителей всей страны, так как «концерт транслировался по Центральному телевидению» [1]. Этот факт не раз отмечала местная пресса.

Со временем коллектив значительно расширил круг исполняемых произведений, включив в репертуар бурятский танец «Цветок Байкала», монгольский «Вороной конь», перуанский «Павлин», индийский «Шива и Ума», испанский «Тореадор», японский «Самурай», греческий «Сиртаки», «Аргентинское танго» и др.

Несомненным лидером ансамбля стала Марианна Дмитриева. Один из поэтов «в свое время воскликнул: "Марианна - восторг и отчаянье!". И был прав: нельзя было не восхититься ее грацией, красотой и отточенностью движений. Когда она белоснежным стерхом выплывала из-за кулис или в стремительном прыжке вылетала прекрасной оленихой» [2], зал непременно аплодировал.

Будущая заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) пришла в ансамбль после окончания Восточно-Сибирского института культуры. И на протяжении двадцати с лишним лет «выводила на сцену таежных и сельских красавиц, "березок", "чаек" и прочих героинь Государственного ансамбля танца Якутии. А еще раньше - "снежинок" из танцевального кружка Якутского Дворца пионеров» [Там же]. Со своим ярким партнером Анатолием Антипиным и будущими коллегами она встретилась на стажировке - в тех же Ленинградских мастерских. Затем вместе они создали на сцене незабываемые образы во многих спектаклях. Солистка ансамбля была хороша как в сольных, так и коллективных танцах. Выступая на международном фольклорном конкурсе в Англии, она получила звание дипломанта именно в индивидуальном танце.

За два десятка лет много артистов ушло из ансамбля и так же много пришло в него. Но есть среди них «долгожители», которые начинали свою созидательную жизнь на сцене еще в Ленинградской творческой мастерской. И среди них Афанасий Афанасьев. Понимая, что жизнь солиста танца когда-то закончится, он предвосхитил судьбу и дополнительно окончил Московский государственный институт культуры по специальности хореограф-балетмейстер. Таким образом, работу в Национальном театре танца он стал сочетать с преподавательской. Как ранее, так и сейчас на сцене - зажигательная натура. Ведь танец -его любовь и мечта, его мысли, его чувства. Особо по душе - латиноамериканские. Не случайно за ним закрепилось прозвище «Мистер Ламбада». В начале 90-х годов этот танец начал входит в российскую танцевальную культуру. Афанасий стал одним из первых его пропагандистов в Якутии. Зажигательный, полный радости и веселья танец «Ламбада» соответствовал состоянию его души, поэтому он так удавался артисту. Тогда же вместе с партнершей, артисткой Якутского драматического театра Еленой Сергеевой он принял участие в чемпионате России по танцу «Ламбада», в котором состязалось триста пар. Якутяне заняли третье место. С тех пор его и стали называть «Мистер Ламбада».

Но в ансамбле Афанасий до сих пор не уступает лидерства. Поначалу, когда только пришел в него, был самым молодым. И, тем не менее, его способности позволяли ему солировать. Разнохарактерный, разножанровый артист способен менять облик в ритме танца. Ему одинаково подвластны, как наполненные силой и энергией роли якутских богатырей, так и элегантные, обаятельные образы в танцах «Подснежники», «Якутяночка», «Далбарай чыычаах». «В 1994/95 гг. с большим успехом прошли его сольные программы "Отражение любви" и "Преклоняюсь перед танцем"»[4]. Он одинаково увлекательно танцевал на малых -улусных сценах и больших - зарубежных в Японии, США, Канады, Франции. Не случайно ему было присвоено звание «Король танца».

В числе воспитанников Ленинградской творческой мастерской была и Светлана Бессонова. Ведущая солистка сыграла, станцевала на сцене чудные роли во многих представлениях. Незабываема её Добрая фея из спектакля «Волшебник Изумрудного города», Шарлотта из «Лолиты», Королева Марго из «Волшебной флейты», Солнце из «Кукол мастера Тяп-Ляп», Полицейский из экшен-рока «Дао», Небесная женщина из «Бохсуруйуу». Но «образ набоковской героини для нее наиболее притягателен» [5]. Шарлота, на ее взгляд, не та женщина, за которую ее воспринимают окружающие. Для Светланы Бессоновой Шарлота - «жертва любви» Свою героиню она так и трактовала. Исполнительница наделила ее более высокой, по сравнению с Лолитой, нравственностью.

Эту концепцию она отстояла при создании спектакля. С ней согласились. Правоту Бессоновой подтвердили позднее и зрители, которые всякий раз награждали актрису бурными аплодисментами.

За годы учебы в городе на Неве Светлана увлеклась джазом. И вот в конце 90-х годов она решила осуществить свою мечту - выступить с джазовой композицией. Балетмейстер Якутского театра оперы и балета М.Сайдыкулова создала для Светланы таковую. Джазовые ритмы, яркие костюмы, пластичность, легкость, с которой танцевала Бессонова, тепло воспринимались зрителями. Словом, танцовщица была неотразима. «Столь же изысканно и ярко выглядела она и в постанове Лиры Габышевой "Семь портретов якутских женщин" на музыку Валерия Шадрина» [Там же].

Большого мастерства в исполнении танцев народов мира достиг солист театра Дмитрий Артемьев. В 1987 г. он окончил Хабаровский институт культуры и с тех пор - а театре. Ни один спектакль не обходится без него. Со своей сольной программой он побывал во многих странах. Особым успехом его выступления пользовались в Швейцарии, во Франции, где он принимал участие в фестивале «Король искусства», проходившем в Ницце и Монте-Карло. Артист танцевал якутский «Торжественный танец», перуанский - «Павлин», калмыкский - «Чичирдык», испанский - «Торреодор», японский - «Самурай», бурятский -«Охотник и орел», монгольский - «Вороной конь», индийский - «Поклонение солнцу» и другие. В составе ансамбля «Сибирский сувенир» он показывал свое искусство на Международном фестивале в Турции и в английском Кливленде.

В огромном репертуаре артиста раскрывается своеобразная культура разных народов и национальностей. «Соприкасаясь с его искусством, зритель познает обычаи и традиции народов мира, получает эмоциональный и духовный подъем», - писал о нем композитор В.Шадрин. В этом немалая заслуга художественного руководителя и главного балетмейстера Геннадия Баишева. Все танцы для Д.Артемьева поставил он.

Действительно, танцы Д.Артемьева завораживают, очаровывают. Он появляется с первыми аккордами музыки - и вся сцена сразу преображается. За танцами видится, то стремительный бег оленей, то полет птиц, то неслышная кошачья поступь. То вместе с музыкой хлынут на сцену бурные потоки стремительного горной реки, как это представляется во время исполнения осетинского танца «Кабардинка», а торжество силы, испанской страсти и бесстрашия запечатлено им в испанском «Торреодоре». Внезапно грусть сменяется радостью и наоборот - радость - грустью. «Окунувшись в это действо с неземной, какой-то космической музыкой, колдовским рокотом барабанов, движением ног, забываешь обо всем на свете» [7]. Так или примерно так выражают свои чувства и зрители, и журналисты, побывавшие на концертах Артемьева.

Надо признать, что под очарование танцовщика невозможно не попасть. Ведь кроме безупречного владения мастерством танца и хореографии, хорошей физической формой и чувством ритма, Дмитрий прекрасно играет на якутском музыкальном инструменте - хомусе. Кроме того, в некоторых представлениях по ходу действия Артемьев исполняет тойук, читает якутские скороговорки Чабыргах, что особенно важно при постановке этнических спектаклей. Таким образом, на сцене рождается неповторимый синтез народного и классического искусства. Это и предает его танцам и ролям особый колорит.

Именно такое чудо произошло, когда артист воссоздавал первый в истории театра одноактный моно-спектакль «Севэки» по мотивам юкагирского фольклора на музыку В.Шадрина (постановка Ю.Федорова). Его главный герой мифический бог эвенков Севэки. Языком танца было показано, как хрупок и прекрасен мир созданный божеством маленького северного народа и, как необходимо беречь этот неповторимый мир.

«Айаным аартыга». Под таким названием был проведен один из концертов танцора, что в переводе с якутского может означать «трудная дорога жизни или вся жизнь - одна большая дорога». К заслуженному артисту Республика Саха (Якутия) Дмитрию Артемьеву, скорее всего, подойдет второе значение. Действительно, у него, как у любого артиста,

впрочем, как и у всего коллектива, вся творческая жизнь - одна большая и трудная, но счастливая дорога.

Начиная с 1981 г. эти дороги вели Государственным ансамблем танца Якутии в Канаду, Румынию, Германию, Монголию, где он первым из республиканских театральных коллективов представлял свое искусство на Международных выставках «ЭКСПО». Танцоры выступали в Польше, Венгрии, Швейцарии, США, Японии, Англии. Они объехали всю страну от Камчатки до Одессы. Представляя искусство народов Севера, ансамбль всегда привозил домой восторженные отзывы прессы. В частности, газета «Ла пресс» (Монреаль) подчеркивала: «...Давно мы не имели возможность любоваться подобной фольклорной группой!». Также хвалебные отзывы о репертуаре и исполнителях прозвучали на юбилейных мероприятиях Генеральной Ассамблеи Северного Форума в Санкт-Петербурге. В городе на Неве артисты провели девять концертов и все с аншлагом.

Не трудно понять, что за каждым таким отзывом стоит большой каждодневный труд всего коллектива, высокий профессионализм, его ответственность пред Республикой, перед прошлым и будущим своего народа. Кроме того, данная похвала это не только дань уважения артистам, признание мастерства всего коллектива Государственного ансамбля танца Якутии, но и факт сбережения, обновления им национальных культурных традиций. Все эти и другие факторы позволили коллективу с 1992 г. обрести статус Национального театра танца РС (Я). Но это уже другая страница его творческой жизни.

Литература

1. Аржакова-Иванова Н. Крылья танцовщика должны быть легкими //Эхо столицы. 1999. - 13 мая.

2. Федоров Ф. А дальше - стерхи в стиле модерн. //Якутия 1999, - 9 апреля.

3. Там же.

4. Бессонова С. Король танца // Юбилейная программа. 1995.

5. Федоров В. Точка отсчета //Якутия, - 1999. - 14 мая.

6. Там же.

7. Евсеева Т. Пока живу - танцую! //Якутия - 1995. - 15 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.