Научная статья на тему 'Ядро номинативного поля концепта «Напитки» в языковом сознании современных подростков: гендерный аспект'

Ядро номинативного поля концепта «Напитки» в языковом сознании современных подростков: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ «НАПИТКИ» / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА / НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА / ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / ЧАСТОТНОСТЬ / ГЕНДЕР / ПОДРОСТОК / АНКЕТИРОВАНИЕ / CONCEPT “DRINKS” / VERBALIZATION OF CONCEPT / NOMINATIVE FIELD OF CONCEPT / FIELD STRUCTURE OF CONCEPT / FREQUENCY / GENDER / TEENAGER / QUESTIONNAIRE SURVEY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морель Морель Д.А.

В статье на материале результатов анкетирования подростков (15 лет) рассматриваются гендерно общие и специфичные особенности вербализации и структурирования ядра концепта «Напитки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Морель Морель Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KERNEL OF THE NOMINATIVE FIELD OF THE CONCEPT “DRINKS” IN CONTEMPORARY TEENAGERS’ LINGUISTIC CONSCIOUSNESS: GENDER ASPECT

Common and specific gender peculiarities of verbalization and patterning of the concept “Drinks” kernel are considered in the present paper on the results of questionnaire survey of fifteen-year-old teenagers).

Текст научной работы на тему «Ядро номинативного поля концепта «Напитки» в языковом сознании современных подростков: гендерный аспект»

ядро номинативного поля КОНЦЕПТА «НАПИТКИ» В ЯЗЫКовоМ сознании современных подростков: гендерный АСПЕКТ

Д.А. МОРЕЛЬ МОРЕЛЬ

KERNEL OF THE NOMINATIVE FIELD OF THE CONCEPT “DRINKS” IN CONTEMPORARY TEENAGERS’ LINGUISTIC CONSCIOUSNESS: GENDER ASPECT

D.A. MOREL MOREL

В статье на материале результатов анкетирования подростков (15 лет) рассматриваются гендерно общие и специфичные особенности вербализации и структурирования ядра концепта «Напитки».

Ключевые слова: концепт «Напитки», вербализация концепта, номинативное поле концепта, полевая структура концепта, частотность, гендер, подросток, анкетирование.

Common and specific gender peculiarities of verbalization and patterning of the concept “Drinks” kernel are considered in the present paper on the results of questionnaire survey of fifteen-year-old teenagers).

Keywords: concept “Drinks”, verbalization of concept, nominative field of concept, field structure of concept, frequency, gender, teenager, questionnaire survey.

Настоящее исследование продолжает серию работ, посвященных особенностям вербализации концепта «Напитки» в различных языках.

Данный концепт, относящийся к базовому уровню «наивной» картины мира, уже неоднократно становился объектом изучения в современной отечественной лингвистике (Е.А. Крыжко, 1997; Л.А. Константинова, 1998; Ю.Д. Конычева, 2002; И.В. Пахомова, 2003; И.В. Чирич, 2004; Н.А. Козько, 2006; Л.В. Неудачина, 2007; С.И. Бахтина, 2008; Н.Г. Мордвинова, 2008; Е.Ю. Долгова, 2009 и др.) и интерес к нему не ослабевает. Во многом это обусловлено его спецификой: он является одним из лингвокультурных, аксиологических, эмоционально значимых ментальных образований, исследование которых максимально полно отвечает положениям антропоцентрической парадигмы современного научного знания. Кроме того, он одновременно сочетает универсальность, наднациональность и явную этнокультурную специфичность [1]. Еще одной отличительной чертой данного концепта является его диверсифицированность по степени стандартизации (см.: [4:46]) - он является неотъемлемым элементом любой индивидуальной / групповой / национальной картины мира.

Обращение к подростковой возрастной группе применительно к исследуемому концепту не случайно. С учетом непрерывно усиливающейся тенденции к алкоголизации российского общества и ее «омоложению» именно подростки попадают, особенно в силу своей возрастной психосоматической специфики, в группу наибольшего риска. Поэтому изучение их отношения к напиткам имеет высокую социальную значимость.

Кроме этого, в нашей работе мы делам акцент на гендерном аспекте исследования с целью выявления гендерно общих и специфичных особенностей репрезентации концепта «Напитки» в языковой картине мира подростков. Современная лингвистика уделяет все больше внимание гендерной проблематике (см., например: [1]), а обращение к рассматриваемой возрастной группе особенно интересно в онтогенетическом аспекте, поскольку в этот период наиболее активно происходит формирование гендерных стереотипов сознания.

Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Его объектом являются особенности репрезентации концепта «Напитки» в языковом сознании российских подростков, непосредственным предметом - ядро номинативного поля данного концепта. Материалом послужили данные анкетирования 20 пятнадцатилетних школьников г. Белгорода. Следует отметить, что настоящая работа является пилотным проектом, проведенным для отработки методики сбора, анализа и интерпретации данных, относящихся к языковой репрезентации концепта «Напитки» представителями различных половозрастных групп современного российского общества. Этим обусловлено небольшое количество опрошенных респондентов.

Испытуемым была представлена анкета с рядом вопросов, среди которых им предлагалось в течение пяти минут записать все названия напитков, которые они смогут вспомнить за это время, в той последовательности, в которой эти названия приходят им на ум.

Далее представлены результаты обработки полученных экспериментальных данных (орфография ответов респондентов сохранена).

1. Общие показатели

Число ассоциатов / реакций: 100 / 257 (отказов нет; 2,54 реакции на ассоциат).

Повторяющиеся / единичные ассоциаты: 52 / 48 (составляют 52% от общего количества ассоциатов; на повторяющиеся ассоциаты приходится 209 реакций или 81,3% от общего количества реакций)/

Наиболее частотные ассоциаты:

1) пиво, Фанта (Fanta) - по 10 реакций,

2) вино, водка, Спрайт (Sprite) - по 9 реакций,

3) Пепси (Pepsi, Pepsi Colla), сок (соки) - по 8 реакций.

Здесь необходимо отметить, что поскольку один и тот же респондент в своих ответах на разные вопросы анкеты мог использовать одновременно две формы: Кока-кола (Coca-cola) и Кола (Cola), то формально они рассматривались нами как разные ассоциаты. Рассмотренные же совокупно (5 и 7 реакций соответственно), они выходят на первое место по частотности.

2. Показатели по гендерным группам

Число ассоциатов / реакций:

- мальчики: 63 / 111 (отказов нет; 1,76 реакции на ассоциат);

- девочки: 72 / 146 (отказов нет; 2,03 реакции на ассоциат).

Повторяющиеся / единичные ассоциаты: у мальчиков: 23 / 40 (повторяющиеся ассоциаты составляют 36,5% от общего количества ассоциатов; на повторяющиеся ассоциаты приходится 64% от общего количества реакций); у девочек: 36 / 36 (50% и 75,3% соответственно).

Наиболее частотный ассоциат: у мальчиков - Фанта (Fanta) (7 реакций - 6,3% от общего количества реакций); у девочек - вино и пиво (по 6 реакций - по 4,1% от общего количества реакций)

Гендерно общие ассоциаты: 35. Из них 15 - повторяющиеся у мальчиков и девочек (Фанта (Fanta) (7 / 3) (число реакций у мальчиков и девочек соответственно), Спрайт (Sprite) (5 / 4), Кола (Cola) (5 / 2), пиво (4 / 6), водка (4 / 5), Пепси (Pepsi, Pepsi Colla) (4 / 4), сок (соки) (4 / 4), вино (3 / 6), молоко (3 / 3), мохито (махито) (2 / 4), чай (2 / 4), Кока-кола (Coca-Cola) (2 / 3), кофе (2 / 3), мартини (2 / 3), Липтон (Lipton) (2 / 2)), а 8 - единичные у мальчиков и девочек: (виски, коктейль (коктейли, коктели), молочный коктейль, отвертка, Рич (Rich), саке, Сакура, текила).

Гендерно специфичные ассоциаты

- у мальчиков: 28 (апсент (абсцент) (3), Колокольчик (3), Нести (Нэсти) (3), Red Bull (2), Айрен брю (Airn Bru) (2), Маунтин Дью (Mountain Due) (2), ром (2), Bud (1), Адреналин Раш (1), алкогольные напитки (1), Арсенальное (1), Горилла (1), йогурт (1), Клинское (1), Кровавая Мэри (1), ликер (1), Майский чай (1), Милкис

(1), настойка (1), Пикур (1), Приятель (1), рош (1), Русский стиль (1), самбука (1), самогон (1), Старопрамен (1), Туборг (1), чача (1));

- у девочек: 37 (лимонад (3), J7 (J Seven) (2), Да! (Да) (2), Добрый (сок добрый)

(2), какао (2), квас (2), кефир (2), кисель (2), лимонад «Курский» (курский лимонад) (2), Сочная долина (2), Card noir (1), Grinfild (1), Maxwell House (1), Nescafe (1), Red (1), айриш крем (1), Ахмад (1), Байкал (1), Бейлиз (1), Бонаква (1), газировка (1), Дана (1), Дон Периньён (1), Живчик (1), лимонад «Майская хрустальная» (1), лимонад «Саяны» (1), морс (1), Оболонь (1), Пина Колада (1), Привет (1), Принцесса нури (1), сок «Любимый» (1), сок свежевыжатый (1), Старый мельник (1), суп (1), холодный чай «Nestea» (1), Шеридан (1)).

Кластеризация ассоциатов по семантическим группам (для выделения когнитивных секторов [4:52] в структуре концепта)

По ответам мальчиков:

1. Безалкогольные напитки (24 ассоциата / 55 реакций)

1.1. Прохладительные напитки (18 / 44)

1.1.1. Г азированные напитки (10 / 31)

1.1.2. Негазированные напитки (8 / 13): 1.1.2.1. Соки (4 / 7); 1.1.2.2. Прочее (4 / 6)

1.2. Горячие напитки (4 / 7): 1.2.1. Чай (3 / 5); 1.2.2. Кофе (1 / 2)

1.3. Молочные напитки (2 / 4)

2. Алкогольные напитки (26 ассоциатов / 38 реакций): 2.1. Крепкие напитки (12 / 18); 2.2. Пиво (9 / 12); 2.3. Вино (3 / 6); 2.4. Прочее (2 / 2)

3. Коктейли и энергетические напитки (алкогольные и безалкогольные) (12 ассоциатов / 17 реакций): 3.1. Энергетики (7 / 11); 3.2. Коктейли (5 / 6).

Единичный ассоциат рош - вне классификации.

По ответам девочек:

1. Безалкогольные напитки (46 ассоциатов / 93 реакции)

1.1. Прохладительные напитки (34 / 71)

1.1.1. Г азированные напитки (15 / 33)

1.1.2. Негазированные напитки (19 / 38): 1.1.2.1. Соки (11 / 22); 1.1.2.2. Прочее (8 / 16)

1.2. Горячие напитки (10 / 17): 1.2.1. Чай (5 / 9); 1.2.2. Кофе (4 / 6); 1.2.3. Прочее (1 / 2)

1.3. Молочные напитки (2 / 5)

2. Алкогольные напитки (16 ассоциатов / 38 реакций): 2.1. Крепкие напитки (7 / 13); 2.2. Вино (4 / 14); 2.3. Пиво (4 / 10); 2.4. Прочее (1 / 1)

3. Коктейли и энергетические напитки (алкогольные и безалкогольные) (9 ассо-циатов / 14 реакций): 3.1. Коктейли (5 / 8); 3.2. Энергетики (4 / 6).

Единичный ассоциат суп - вне классификации.

Первый упомянутый напиток

У мальчиков: газированные напитки (кола (Кока-кола), Спрайт, Фанта) - 77,8%, алкогольные напитки и алкогольные коктейли (ром, Кровавая Мэри) - 22,2% (отметим здесь, что последние два ассоциата являются индивидуальными (две и одна реакция соответственно) и, в силу этого, в данном случае нерелевантны).

У девочек: газированные напитки (Пепси, Спрайт, кола) - 45,4%, соки-воды (сок, вода) - 27,3%, горячие напитки (чай, Maxwell House (последний - единичный ассоциат)) - 18,2%, алкогольные коктейли (мохито) - 9,1%.

Первые три упомянутых напитка

У мальчиков: газированные напитки (Фанта, кола (Кока-кола), Пепси, Спрайт, Миринда) - 66,7%, алкогольные напитки и алкогольные коктейли (ром, ликер, настойка, Кровавая Мэри, мохито, ягуар) - 22,2%, горячие напитки (чай, кофе) -7,4%, сок - 3,7%.

У девочек: газированные напитки (кола (Кока-кола), Пепси, Спрайт, лимонад) -36,5%, соки-воды (сок, «Я», J7, вода, Бонаква) - 33,3%, горячие напитки (чай, кофе, Maxwell House, Ахмад) - 15,1%, алкогольные напитки и алкогольные коктейли (водка, мохито, Пина Колада, Бейлиз) - 15,1%.

Итак, подведем итоги исследования:

1. Проведенный эксперимент позволил выявить набор языковых средств (цельно-, сложно- и раздельнооформленных единиц), формирующих ядро номинативного поля концепта «Напитки», специфичный для современных пятнадцатилетних подростков.

При этом выявлено, что полученный таким образом набор заметно отличается от результатов традиционного формирования ядра поля (ср. исследование концепта «Алкогольные напитки» [2]).

Во-первых, это обусловлено тем, что, как выяснилось, в языковой картине мира подростков концепт «Напитки» репрезентирован, преимущественно, конкретными торговыми марками, не фиксируемыми отечественными лексикографическими источниками.

Во-вторых, последние, в силу своей инертности, практически не фиксируют средства вербализации активно формирующихся в массовом сознании концептов «Коктейль» [там же] и «Энергетический напиток» (последний является, по сути, гипонимом первого, однако обнаруживает тенденцию к обособлению в сознании современной молодежи). Проведенный же эксперимент показал, что средства номинации данных концептов, фиксируемые в языковом сознании испытуемых, образуют третью по численности макрогруппу в составе ядра номинативного поля «Напитки».

В-третьих, отсутствие соответствующего практического опыта и недостаточная степень информированности подростков в силу их возраста обусловливают отсутствие в полученном наборе целого ряда лексических единиц, традиционно фиксируемых лексикографическими источниками.

2. Анализ установленного по результатам эксперимента ядра номинативного поля концепта «Напитки» позволил выявить структуру ядра последнего, характерную для картины мира подростков и включающую три макрогруппы: 1) безалкогольные напитки, 2) алкогольные напитки, 3) коктейли и энергетические напитки (как алкогольные, так и безалкогольные). Семантическая кластеризация ассоциатов позволят подразделить данные макрогруппы на 12 когнитивных секторов: 1) газированные напитки; соки; чай; холодный чай; молочные напитки; 2) крепкие алкогольные напитки; водка; ликеры и настойки; пиво; вино; 3) коктейли; энергетики.

Часть ассоциатов не соотносится ни с одним из данных секторов, более того, последние не покрывают все многообразие возможных структурных составляющих рассматриваемого концепта (см., например: [2]).

Структура ядра концепта в картинах мира исследуемых гендерных групп практически идентична и включает следующие когнитивные сектора: 1) газированные напитки; соки; кофе (как самостоятельный сектор может быть выделено только у девочек); чай; 2) крепкие алкогольные напитки; пиво; вино; 3) коктейли; энергетики.

Как показывают количественные данные, именно эти когнитивные сектора наиболее релевантны для подростковой картины мира.

Гендерные различия касаются удельного веса и рекуррентности (частотности языковых репрезентаций [3:148]) каждого сектора.

Распределение средств вербализации каждого когнитивного сектора по их частотности от ядра (внутреннее кольцо) к крайней периферии (наружное кольцо) представлено на рис. 1.

□ газированны е напитки □ соки

ц чаи ц ноф е

□ крепкие алкогольны е напитки □ пиво

□ вино □ коктеИли

ц энергетики цпрочие

Рис. 1. Ядро номинативного поля концепта «Напитки»: распределение частотности по

когнитивным секторам (слева - в ответах респондентов-мальчиков, справа - девочек)

3. Наиболее частотными среди гендерно общих ассоциатов являются 1) Кола + Кока-кола (4,67% от общего количества реакций), 2) Фанта и пиво (по 3,89%),

3) Спрайт, водка, вино (по 3,5%).

15 гендерно общих повторяющихся ассоциатов представляют все наиболее релевантные семантические группы обозначений напитков (и включают некоторые их дескрипторы):

Обращает на себя внимание следующий факт, относящийся к рассматриваемой группе ассоциатов. В ответах девочек обозначения различных алкогольных напитков суммарно более частотны, а газированных - менее частотны, чем в ответах мальчиков (с учетом общей диспропорции числа реакций мальчиков и девочек -1 : 1,3153).

Среди гендерно специфичных ассоциатов по совокупному числу реакций у мальчиков преобладают обозначения алкогольных напитков (крепких и пива - 16 ассо-циатов / 19 реакций). Далее с большим отставанием следуют группы обозначений

газированных напитков (4 / 8) и энергетиков (3 / 4); одним повторяющимся ассо-циатом представлены негазированные прохладительные напитки (Нести - 1 / 3), единичными ассоциатами - коктейли (алкогольные), горячие и молочные напитки. У девочек в данной группе ассоциатов не наблюдается четко выраженных доминант: газированные напитки представлены 8 ассоциатами / 11 реакциями, соки - 7 /

11, горячие напитки (кофе, чай, какао) - 7 / 8, алкогольные - 6 / 6, негазированные прохладительные - 5 / 7; коктейли (алкогольные), энергетики и молочные напитки представлены единичными ассоциатами.

4. Раскладки, полученные по первым упомянутым напиткам, в целом коррелируют с результатами кластеризации реакций по семантическим группам. Помимо этого, существенная часть обозначений напитков, приведенных респондентами в первую очередь, относится к наиболее частотным реакциям в обеих гендерных группах.

Любопытно отметить, что, несмотря на то, что обозначения алкогольных напитков представлены в числе первых упомянутых напитков, они не включают таких высокочастотных ассоциатов, как пиво и вино.

5. Алкогольные напитки (различной степени крепости) весьма широко представлены в языковом сознании подростков.

Так, у мальчиков соответствующая макрогруппа даже несколько опережает «безалкогольные напитки» по количеству репрезентирующих ее ассоциатов (26 vs. 24), значительно уступая, однако, последней по суммарному количеству реакций

и, соответственно, по повторяемости ассоциатов (38 vs. 55). Это дополнительно свидетельствует в пользу более прочного положения в структуре исследуемого концепта когнитивной составляющей «безалкогольные напитки».

У девочек, несмотря на выход репрезентантов макрогруппы «алкогольные напитки» в центр номинативного ядра (впрочем, данный феномен может являться статистическим отклонением из-за небольшого количества испытуемых), она с большим отставанием находится на втором месте по количественным показателям:

16 ассоциатов / 38 реакций (vs. 46 / 93 у обозначений безалкогольных напитков).

6. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для подростковой картины мира прототипом (см., например: [6:29]) концепта «Напитки» выступают прохладительные газированные напитки. Данный вывод вполне согласуется с результатами исследования французских ученых, аналогичного проведенному [5].

Литература

1. КирилинаА.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: МГЛУ, 1999. - 196 с.

2. Морель Морель Д.А. Особенности языковой концептуализации алкогольных напитков во французском, английском и русском языках // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр. - М.; Архангельск, 2009. - Вып. 4. - С. 271-279.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ; Восток - Запад, 2007. - 314 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. - 2-е изд. - Воронеж: Истоки, 2004. - 80 с.

5. Poitou J., Dubois D. Catégories sémantiques et cognitives. Une étude expérimentale en sémantique lexicale // Cahiers de lexicologie. - 1999. - N 74. - P. 5-27.

6. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization / E. Rosch, B. Lloyd (Eds.). - Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1978. - P. 27-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.