Научная статья на тему 'Напитки в картине мира российских подростков'

Напитки в картине мира российских подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морель Морель Д.А., Кузнецова Л. Б., Русалева Д. В.

В статье на материале результатов анкетирования подростков (15 лет) рассматриваются особенности вербализации и структурирования ядра концепта «Напитки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Морель Морель Д.А., Кузнецова Л. Б., Русалева Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of verbalization and patterning of the concept Drinks kernel are considered in the present paper on the results of questionnaire survey of fifteen-year-old teenagers.

Текст научной работы на тему «Напитки в картине мира российских подростков»

Мифосимволические дескрипторы и дескрипторы семиотически-креативного характера/дескрипторы - локусы объединены системой мотивов - структурно-семантических единиц, наделенных способностью взаимодействовать друг с другом, вступать в различные комбинации, продуцировать ассоциации. В нашем случае мы говорим об архетипических мотивах, где архетип как универсальный символ задает определенный способ видения, восприятия, интерпретации мира.

К архетипическим мотивам, актуализирующих мифологему Пути, можно отнести мотивы солнца, неба, земли, воды, т.е. то, что соотносится с мотивами, связанными с описаниями природы и характеризующие место человека в пространстве природы.

Таким образом, Путь, конституируемый объектами (как топографическими, так и сакральными), отмечающими разные участки Пути, и нередко в целом соотнесённый с определёнными временными координатами, выступает как один из важнейших пространственно-временных классификаторов в туристическом нарративе.

Наличие общего источника (мифологического мироощущения), следы которого присутствуют и образе Пути, и в модели человеческого поведения, позволяют трактовать поведенческую модель в туристическом нарративе как трансформацию мифологемы Пути.

Литература

1. Вишницкая Ю.В. Мифологемы Александра Блока в русском этнокультурном пространстве: дис. ... канд. филол. наук. Киев. 2003. 178с.

2. Сботова С.В. Рефлексия темы путешествия (пути) в художественно-философской мысли Западной Европы и России XVIII - XX вв.: автореф. дис. ... канд. культурологии. Саранск. 2005. 23с.

3. Топоров, В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227 - 284.

НАПИТКИ В КАРТИНЕ МИРА РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ

Морель Морель Д.А., канд. филол. наук Кузнецова Л.Б., канд. психол. наук, доцент Русалева Д.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород, Россия

В статье на материале результатов анкетирования подростков (15 лет) рассматриваются особенности вербализации и структурирования ядра концепта «Напитки».

Peculiarities of verbalization and patterning of the concept "Drinks " kernel are considered in the present paper on the results of questionnaire survey of fifteen-year-old teenagers.

Концепт «Напитки», относящийся к базовому уровню «наивной» картины мира, уже неоднократно становился объектом изучения в современной отечественной лингвистике (Л.А. Константинова (1998), Н.А. Козько (2006), Е.Ю. Долгова (2009) и др.), и интерес к нему не ослабевает, поскольку он сочетает универсальность, наднациональность и явную этнокультурную специфичность, будучи одним из социально значимых элементов национальной культуры и (само)идентификации [1; 2].

Обращение к подростковой возрастной группе применительно к исследуемому концепту не случайно. С учетом непрерывно усиливающейся тенденции к алкоголизации российского общества и ее «омоложению» именно подростки попадают, особенно в силу своей возрастной психосоматической специфики, в группу наибольшего риска. Поэтому изучение их отношения к напиткам имеет высокую социальную значимость. Вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Его объектом является концепт «Напитки», непосредственным предметом -особенности репрезентации данного концепта в языковом сознании российских подростков. Материалом послужили данные анкетирования девятиклассников г. Белгорода (две группы по 25 человек).

Целью исследования было выявление особенностей содержания и структурирования концепта «Напитки», присущих подростковому возрасту, что предполагало построение ассоциативного поля на стимул «напитки» (свободный ассоциативный эксперимент), построение системы обозначений напитков (открытое анкетирование), выявление релевантных для языкового сознания испытуемых групп напитков (метод свободной классификации). В качестве дополнительной задачи исследование предполагало выявление прототипичных / национально специфичных напитков.

1. Рассмотрим особенности выявленного ассоциативного поля.

Число ассоциатов / реакций. Группа А: 72 / 178 (отказов нет; 2,47 реакции на ассоциат). Группа Б: 78 / 142 (отказов нет; 1,82).

Повторяющиеся / единичные ассоциаты. Группа А: 27 / 45 (повторяющиеся ассоциаты составляют 37,5% от общего количества ассоциатов; на них приходится 74,7% от общего количества реакций). Группа Б: 29 / 49 (37,2% и 65,5% соответственно).

Наиболее частотные ассоциаты. Группа А: сок(и) (17 реакций), лимонад(ы) (13), вода (11); у мальчиков: лимонад(ы) (6), соки, пиво, молоко (по 4); у девочек: сок(и) (13), вода, трубочка(-и) (по 8). Группа Б: чай (10), сок(и), кофе (по 8); у мальчиков: сок (4), у девочек: чай (8), кофе (6).

Первая ассоциация. Группа А: сок (9 реакций; преимущественно в ответах девочек, в ответах мальчиков доминанта отсутствует). Группа Б: сок(и), Кока-кола (по 4 реакции; преимущественно в ответах девочек, в ответах мальчиков доминанта отсутствует).

Семантическая кластеризация поля

Группа А. На долю наименований напитков приходится существенная часть построенного ассоциативного поля: 31 ассоциат / 118 реакций (43% и 66% соответственно); еще 10 единичных ассоциатов (преимущественно в ответах девочек) представляют собой определения классов (алкогольные, спиртные, газированные, молочный) или свойств (утоляет жажду, сладкий, фруктовый, не алкоголь) напитков.

Доля репрезентантов алкогольных напитков в построенном ассоциативном поле сравнительно невелика (11 / 30), большую их часть составляют обозначения крепких спиртных напитков; однако наиболее частотный ассоциат - пиво (7 реакций). Среди репрезентантов безалкогольных напитков выделяются группы обозначений горячих (5 / 18), сладких газированных (4 / 16) и молочных (4 / 8) напитков.

Прочие ассоциаты могут быть сгруппированы в следующие слоты, прямо или косвенно соотносящиеся с исследуемым концептом: «емкость (для напитков)» (стакан, (стеклянная) бутылка, бокал - 7 / 13), «атрибуты сервировки напитков» (трубочка, зонтик (для коктейля), лед - 4 / 12), «съестное» (сахар, апельсин, пицца - 6 / 8), «места приобретения / потребления напитков» (клуб, бар, кафе, магазин - 4 / 5), «досуг» (вечеринка, танцы, веселье), «атрибуты досуга» (диско-шар, украшения, фейерверки).

Группа Б. На долю наименований напитков приходится существенная часть построенного ассоциативного поля: 38 ассоциатов / 95 реакций (49% и 67% соответственно); еще 9 ассоциатов (главным образом единичных - 11 реакций; преимущественно в ответах девочек) представляют собой определения классов (алкогольные, безалкогольные, газированные и негазированные, слабоалкогольные, энергетические) или свойств (горячащий, опьяняющие, охлаждающие, прохлаждающий) напитков.

Доля репрезентантов алкогольных напитков в построенном ассоциативном поле сравнительно невелика (10 / 14). Среди репрезентантов безалкогольных напитков выделяются группы обозначений сладких газированных (8 / 23) и горячих (6 / 25) напитков. Также может быть выделена небольшая группа наименований коктейлей и энергетиков (6 / 9).

Прочие ассоциаты могут быть сгруппированы в следующие кластеры: «психофизиологические состояния (и связанные с ними действия)» (утоление жажды, жажда, желание сходить в туалет, искажение мира, отключение мозга, пить - 10 / 11), «атрибуты сервировки напитков» (лед, трубочка, стакан(ы) - 3 / 7), «съестное» (сахар, пенка, апельсин, ананас, яблоко), «вкус» (вкусы, вкусно, разнообразие выбора вкусов, разные вкусы), «места приобретения напитков» (магазин, отдел в магазине).

2. Перейдем к рассмотрению особенностей выявленной системы обозначений напитков, релевантной для языкового сознания респондентов.

Число ассоциатов / реакций. Группа А: 81 / 343 (отказов нет; 4,23 реакции на ассоциат). Группа Б: 100 / 257 (отказов нет; 2,54).

Повторяющиеся / единичные ассоциаты. Группа А: 43 / 38 (повторяющиеся ассоциаты составляют 53% от общего количества ассоциатов; на них приходится 88,9% от общего количества реакций). Группа Б: 52 / 48 (52% и 81,3% соответственно).

Наиболее частотные ассоциаты. Группа А: сок(и), чай (по 22 реакции), молоко (21), кофе (18). Группа Б: Кока-кола + Кола (5 + 7), пиво, Фанта (по 10), вино, водка, Спрайт (по 9), сок(и), Пепси (по 8).

Семантическая кластеризация

Полученные в обеих группах испытуемых ответы могут быть подразделены на три больших кластера (указан процент ассоциатов / реакций):

Группа А Группа Б

Безалкогольные 59,3 / 65,9 52 / 57,6

Алкогольные 25,9 / 24,2 32 / 29,6

Коктейли и энергетики 14,8 / 9,9 14 / 12,1

Наиболее представительными в количественном плане являются следующие группы обозначений (по кластерам):

Группа А: 1) «сладкие газированные напитки» (9 / 40; доминанта - лимонад(ы) (13 реакций)), «горячие напитки» (6 / 50; доминанты - чай, кофе), «молочные напитки» (6 / 45; доминанты - молоко, кефир), «соки» (11 / 36), «вода» (6 / 24), «прочие прохладительные напитки» (8 / 29); 2) «крепкие спиртные напитки» (11 / 34; доминанта -водка (14)), «пиво» (4 / 20), «вино» (3 / 25); 3) «коктейли» (6 / 22), «энергетики» (6 / 12).

Группа Б: 1) «сладкие газированные напитки» (18 / 64; доминанты - Кока-кола + Кола, Фанта), «соки» (11 / 29), «прочие прохладительные напитки» (9 / 22), «горячие напитки» (11 / 24), «молочные напитки» (3 / 9); 2) «крепкие спиртные напитки» (15 / 31; доминанта - водка (10 реакций)), «пиво» (11 / 22), «вино» (4 / 20); 3) «коктейли» (6 / 14), «энергетики» (8 / 17; наиболее частотный ассоциат - мохито (6)).

Первый упомянутый напиток

Группа А: доминанта - сок (32% ответов); также представлены следующие группы напитков: сладкие газированные (28%), энергетические (12%), молочные, горячие, вода (по 8%), алкогольные (4%).

Группа Б: индивидуальная доминанта отсутствует, наиболее частотные ассоциаты - Спрайт и Кока-кола + Кола (по 20%); доминирующее положение занимают названия сладких газированных напитков (60%), также представлены группы: вода, коктейли, горячие напитки (по 8%), соки, алкогольные напитки (по 4%).

3. Для определения групп напитков, релевантных для языкового сознания, а также для выявления особенностей классифицирующей деятельности мышления испытуемым было предложено разбить составленный ими перечень напитков на группы и озаглавить их.

Группа А: 84% респондентов выделили группу «алкогольные» (спиртные) напитки, 60% - «молочные», 40% - «горячие», 32% - «безалкогольные» и «газированные», 28% - «соки», 24% - «полезные», 20% - «вода», 12% - «домашние», «вредные», 8% - «энергетические», «холодные» и «повседневные», 4% - «любимые», «натуральные» и «сладкие».

Группа Б: ответы изобилуют сугубо субъективными подходами к классификации напитков ( «дорого и невкусно - приемлемо и вкусно», «вредные красители, но очень вкусные - пародия на чай - энергетические» и т.п.). 60% респондентов выделили группу «алкогольные» (спиртные) напитки, 48% - «газированные», 36% - «безалкогольные», 24% - «соки», 20% - «энергетические», 16% - «полезные», 8% - «негазированные», «горячие» и «вредные». Остальные группы имеют индивидуальный характер.

4. Для выявления прототипичных / национально специфичных напитков респондентам группы А были предложены следующие вопросы:

1 ) «какой, по Вашему мнению, самый распространенный напиток среди молодежи, Ваших сверстников?» (ответы: пиво - 68%, коктейль, Кока-кола - по 12%, чай, энергетики - по 4%);

2) «какой напиток, на Ваш взгляд, чаще употребляется в...?»: а) России: водка - 68%, чай - 12%, коктейль - 8%, пиво, коньяк, Кока-кола - по 4%; б) Германии: пиво -80%, шнапс, вино, коньяк, Пепси, кефир - по 4%; в) Англии: чай - 80%, Кока-кола -8%; виски, шейк, кефир - по 4%.

Респондентам группы Б были предложены следующие вопросы:

1) «Какой напиток Вы считаете наиболее типичным для России?» (ответы: водка упоминается 44% опрошенных, квас - 32%, пиво - 24%; реакции чай, Кока-кола, Спрайт, Нестле, Ягуар - единичные);

2) «Какой напиток, на Ваш взгляд, лучше всего отражает особенности характера и культуры нашего народа?» (ответы: водка приводится 48% опрошенных, квас -24%, пиво, чай - 16%, молоко, компот - 8%; реакции кефир, томатный сок, кисель, Ягуар, Колокольчик - единичные).

Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам.

1. Ассоциативное поле концепта «Напитки» включает обозначения напитков и реакции, прямо или опосредованно с ними связанные. По совокупности показателей репрезентанты безалкогольных напитков занимают в поле существенно более прочную позицию, нежели алкогольных.

2. Система обозначений напитков в ответах респондентов обеих групп может быть подразделена на три больших кластера (в порядке убывания): безалкогольные напитки, алкогольные напитки, коктейли и энергетические напитки (как алкогольные, так и безалкогольные).

В целом для языкового сознания опрошенных наиболее релевантными являются обозначения безалкогольных напитков, образующие ядро системы обозначений напитков и широко представленные на всем протяжении ее периферии. Наименования алкогольных напитков тяготеют к ближней (за счет высокочастотных дескрипторов (водка, пиво, вино) и крайней (за счет обилия единичных реакций) периферии. 190

3. Согласно результатам анализа наиболее релевантными для языкового сознания испытуемых являются следующие структурные группировки напитков: «сладкие газированные», «горячие», «молочные», «соки», «крепкие спиртные», «пиво», «вино», «коктейли» и «энергетики».

Результаты эксперимента со свободной классификацией обнаруживают несколько отличный расклад. Общими для представителей обеих групп испытуемых оказались «алкогольные» - «безалкогольные», «газированные», «соки», «полезные» -«вредные», «энергетические», «горячие». Следует отметить, что для данного возраста слишком мало количество категориальных классификаций и велико число классификаций, основывающихся на наглядно-действенной ситуации («утренние», «повседневные», «с красителями», «домашние») и субъективных личностных оценках («вкусно -невкусно», «любимые») (ср.: [3: 81-84]). В большинстве своем составленные классификации имеют несистематический характер.

4. Картина выявленных культурных стереотипов в отношении напитков имеет весьма предсказуемый характер. В глазах большинства опрошенных прототипичным и, одновременно, национально специфичным напитком является водка. Наиболее культурно релевантными напитками Германии и Англии ожидаемо названы пиво и чай соответственно. Опасную тенденцию демонстрирует стереотипное отношение к пиву как к элементу возрастной (само)идентификации.

5. Итак, на первом месте в подростковой картине мира находятся напитки каждодневного потребления: сладкие газированные напитки и соки. Однако прослеживается явное усиление позиций пива в картине мира современной молодежи. Информация о прочих алкогольных напитках имеет преимущественно теоретический характер, в силу чего они занимают в картине мира подростков второстепенное место. Однако, разрыв не столь глубок, как этого следовало бы ожидать, основываясь на анализе практического опыта данной возрастной группы. Необходимо также отметить наличие определенного сходства в организации и наполнении системы обозначений напитков у российских и немецких подростков [4].

Литература

1. Традиционная пища как выражение этнического самосознания / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. - М.: Наука, 2001. - 289 с.

2. Морель Морель, Д. А. Особенности языковой концептуализации алкогольных напитков во французском, английском и русском языках // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр. - М. - Архангельск, 2009. - Вып. 4. - С. 271-279.

3. Лурия, А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.

4. Poitou, J. Catégories sémantiques et cognitives. Une étude expérimentale en sémantique lexicale / J. Poitou, D. Dubois // Cahiers de lexicologie. - 1999. - N 74. - P. 527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.