ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №1(6), С.87-90
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК349.7
ЯДЕРНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПЕРВЫЙ ШАГ К КОДИФИКАЦИИ ЯДЕРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
© 2013 г. В.Т. Корниенко
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Поступила в редакцию 30.01.2013 г.
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью кодификации
ядерного законодательства России.
Ключевые слова: ядерное право, кодификация ядерного законодательства, ядерный кодекс
России.
Нет ни какого сомнения, что дальнейшее развитие современного общества не возможно без ядерной энергетики.
Вместе с тем, ядерная энергетика, будучи одной из самых «чистых» в смысле экологии при её безопасном использовании, влечет крайне негативные последствия для всего сущего в случае несоблюдения определенных правил.
Такие правила устанавливаются на законодательном уровне государствами, использующими ядерные технологии в своих энергетических системах.
Но поскольку возможный вред может проявиться в виде глобальных катастроф, таких, как Чернобыльская, или ряд других аварий на ядерных объектах ведущих стран мира, интерес к совершенствованию ядерного законодательства является международным.
Расценивая данную статью как некую дорожную карту в части дальнейшей кодификации ядерного законодательства России, уже сейчас необходимо отметить следующее.
Исторически сложилось так, что все международное сообщество разделено на несколько правовых семей, культивирующих различные подходы к конструированию внутреннего законодательства, в связи с чем одной из основных проблем современности в этой части является приведение вышеуказанных законодательных баз к одному «общему знаменателю», чем отчасти и занимается Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Россия здесь не является исключением, поскольку наше внутреннее ядерное законодательство достаточно не совершенно, а во многом и противоречиво^].
В этой связи, по нашему мнению, наступило время, когда промедление в выстраивании ядерного законодательства в единую комплексную отрасль права, может в дальнейшем иметь крайне отрицательные последствия.
В рамках рассматриваемой темы архиважной задачей является решение вопроса о наименовании уже очевидно сформировавшейся отрасли российского права, регулирующей различного рода правоотношения так или иначе связанные с обращением и использованиемрадиоактивных веществ, ядерных материалов и иных источников ионизирующего излучения, ядерной и радиационной безопасностью в
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
целом.
Определенную сложность при этом вызывает факт, в соответствии с которым относящиеся к данной тематике такие ключевые понятия как «атомный» и «ядерный» часто употребляются как синонимичные термины.
В рамках международного публичного права выделяется такая подотрасль, как международное атомное право. Очевидно, что в основу названия данной подотрасли легло такое понятие как «атомная энергия», и это, с одной стороны, вполне оправдано, так как в основном речь идет о её мирном использовании в целях электрификации и теплофикации, на флоте, в космосе и т.д. Кроме того, когда-то считалось, что атом неделим, да и основную массу атома составляет вес ядра.
Тем не менее, дефиниция «атомное право» не в полной мере отражает специфику объектов данных правоотношений, так как, речь здесь идет не об атомной энергии как таковой, а, прежде всего, о ядерных превращениях, в результате которых и выделяется внутренняя энергия атомных ядер. Кроме того, атом - наименьшая частица химического элемента, состоящая из положительно заряженного ядра, окруженного облаком отрицательно заряженных электронов. Все состоит из атомов или их сочетаний, но не каждое атомное ядро обладает способностью к проведению ядерной реакции. Именно особые свойства тяжелого ядра химического элемента определяют способность элемента к инициируемому нейтроном делению атомного ядра (при цепной ядерной реакции).
Таким образом, определение отрасли российского права как отрасли именно ядерного права будет более точно отражать сущность и специфику объектов правового регулирования, по поводу которых и возникают столь сложные правоотношения, связанные с использованием ядерной энергии.
Ядерное законодательство - комплексная отрасль российского законодательства, развивающаяся в тесной взаимосвязи с гражданским, трудовым, административным, бюджетным, налоговым и др. законодательствами.
Основной целью ядерного законодательства является создание такой юридической основы для осуществления деятельности, связанной с использованием ядерной энергии, которая бы надлежащим образом обеспечивала защиту, как отдельных граждан, так и всей экосистемы в целом.
Россия относится к романо-германской правовой семье, поэтому понимание права в Российской Федерации основывается на его нормативности, культивируется доминирование нормативного правового акта в системе источников права, деление системы права на частное и публичное, подразделение на отрасли права, кодификация законодательства.
По нашему глубокому убеждению кодификацию ядерного законодательства необходимо начинать с унификации терминологии понятийного аппарата.
В ядерном законодательстве Российской Федерации нами предлагается применять терминологию, сверстанную в глоссарий к Ядерному кодексу РФ, который будет опубликован позже, полностью соответствующую подходам МАГАТЭ в этом.
Следующим этапом является определение предмета и метода ядерного права, основных принципов формирования ядерного законодательства, его структуры, перечня первоочередных законов и иных подзаконных нормативных правовых актов, требующих скорейшего принятия.
Предмет правового регулирования ядерного права - это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с использованием ядерной энергии, как в мирных, так и в оборонных целях.
В ядерном праве применяются административно-правовой и гражданско-правовой методы правового регулирования. Причем, с установлением правового
ЯДЕРНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
89
государства и развитием институтов гражданского общества, гражданско-правовой метод имеет большие перспективы применения.
А.И. Иойрыш, Г.А. Новиков и О.А. Супатаева основными принципами ядерного права считают:
- комплексный подход к правовому регулированию отношений в сфере использования ядерной энергии;
- абсолютный приоритет защиты населения и окружающей среды при регулировании деятельности в области использования ядерной энергии;
- обеспечение ядерной и радиационной безопасности как важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации;
- обеспечение совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании ядерной энергии;
- соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, обеспечения ядерной безопасности и совместного уменьшения угрозы ядерного терроризма;
- гармонизация ядерного законодательства России с принципами и нормами международного атомного права (включая рекомендательные нормы международных организаций - МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ, МКРЗ и др.)[2].
Если быть более лаконичным, можно с уверенностью утверждать, что основополагающими принципами ядерного права являются принципы безопасности, ответственности, непрерывного контроля, сохранности, разрешения, устойчивого развития, компенсации и международного сотрудничества.
Источниками ядерного права являются:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Международные нормативно-правовые акты в области ядерной энергетики, ратифицированные Российской Федерацией;
3. Федеральные законы, содержащие нормы ядерного права;
4. Подзаконные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а так же гос. предприятий и учреждений, издаваемые в области ядерной энергетики в пределах их компетенции.
Базовыми законами, регулирующими использование ядерной энергии в России, являются федеральные законы:
- «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 года N 170-ФЗ;
- «О радиационной безопасности населения РФ» от 09.01.1996 года N З-ФЗ;
- «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3;
- «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3.
Однако, как отмечает А.М. Агапов, как готовые компоненты атомного права эти законы в их современном виде рассматриваться не могут, т.к. в этих законах отсутствует единство терминов и понятий для всех объектов их применения, а имеющиеся определения неоднозначны и иногда противоречат физическому смыслу и технической логике[1].
Определившись с терминологией, предметом, методом, основными принципами и базовыми законами можно переходить к упорядочению структуры ядерного законодательства России, начав в создания Ядерного кодекса Российской Федерации.
Ядерный кодекс Российской Федерации должен представлять собой логически выстроенную совокупность входящих в правовую систему РФ законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, а так же международных договоров РФ, комплексно регулирующих отношения в области использования ядерной энергии.
Структура Ядерного кодекса РФ предлагается следующая:
Вводные положения: название, преамбула, цели, сфера применения, глоссарий.
Регулирующий орган.
Регулирующая деятельность: уведомление, выдача разрешения, инспекции, санкции и штрафы. Радиационная защита. Радиационные источники.
Безопасность ядерных установок и снятие с эксплуатации. Аварийная готовность и реагирование. Добыча и переработка радиоактивных материалов. Перевозка радиоактивных материалов. Отработавшее топливо и радиоактивные отходы. Ответственность за ядерный ущерб и её покрытие. Гарантии.
Контроль за экспортом и импортом.
Физическая ядерная безопасность. Физическая защита и незаконный оборот.
Заключительные и переходные положения: вступление в силу, правопреемство, отмена.
что вышеуказанные предложения помогут законодателю ускорить работу по кодификации ядерного законодательства России.
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Раздел 8.
Раздел 9.
Раздел 10.
Раздел 11.
Раздел 12.
Раздел 13.
Раздел 14.
Раздел 15.
Надеемся,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапов, А.М. и др. Состояние и перспективы развития государственного управления использованием атомной энергии на основе методов административно-правового регулирования [Электронный ресурс] / А.М. Агапов, М.В. Михайлов, Г.А. Новиков // Безопасность ядерных технологий и окружающей среды. 18.05.2011. - Режим доступа: URL: http://www.atomic-energy.ru/articles/2011/05/18/22313 - 29.01.2013.
2. Иойрыш, А.И. и др. О концепции атомного права России [Электронный ресурс] / А.И. Иойрыш, Г.А. Новиков, О.А. Супатаева // Атомная стратегия. - 2004. - №11. Июнь. - Режим доступа: URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=75- 29.01.2013.
Nuclear code of the Russian Federation - the first step towards codification of the nuclear legislation of Russia
V.T. Kornienko
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360, e-mail: [email protected]
Abstract- This article discusses the issues associated with the need for the codification of the nuclear legislation of Russia.
Keywords: nuclear law, codification of nuclear legislation, nuclear code of Russia.