Научная статья на тему 'Развитие принципов международного ядерного права на современном этапе в контексте общих принципов международного права'

Развитие принципов международного ядерного права на современном этапе в контексте общих принципов международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ЯДЕРНОЕ ПРАВО / ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / УСТАВ ООН / МАГАТЭ / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW / NUCLEAR LAW / DERIVED PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW / UNITED NATIONS CHARTER / IAEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина А.А.

Статья посвящена принципам международного ядерного права, выделенным в настоящее время. Автор рассматривает вопрос с точки зрения развития принципов международного права как основы для принципов любой отрасли права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ACTUAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL NUCLEAR LAW IN THE CONTEXT OF GENERAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW

The article deals with the international principles of nuclear law specified today. The author analyzes the evolution of international principles as the basis for developing principles of any branch of law.

Текст научной работы на тему «Развитие принципов международного ядерного права на современном этапе в контексте общих принципов международного права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.5 А. А. Бородина

аспирант каф. уголовно-правовых дисциплин

юридического факультета МГЛУ; e-maiL: borodina.anna@gmaiL.com

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Статья посвящена принципам международного ядерного права, выделенным в настоящее время. Автор рассматривает вопрос с точки зрения развития принципов международного права как основы для принципов любой отрасли права.

Ключевые слова: принципы международного права; ядерное право; производные от принципов международного права; Устав ООН; МАГАТЭ.

A. A. Borodina

Ph.D graduate (Law), Department of Criminal Law Disciplines (Law), Law Faculty, MSLU; e-mail: borodina.anna@gmail.com

DEVELOPMENT OF ACTUAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL NUCLEAR LAW IN THE CONTEXT OF GENERAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW

The article deals with the international principles of nuclear law specified today. The author anaLyzes the evoLution of internationaL principLes as the basis for developing principles of any branch of law.

Key words: principles of international law; nuclear law; derived principles of international law; United Nations Charter; IAEA.

Развитие общественных отношений цивилизованным путем и существование современного общества возможно исключительно в условиях надлежащего правового регулирования поведения субъектов права. Регулирование поведения субъектов права на международном уровне свидетельствует о высоком уровне общей правовой культуры общества, добросовестности субъектов права и осознании

субъектами права возможности развития и прогресса при условии коллективного следования принятым и подлежащим исполнению правовым нормам.

Примером правового регулирования общественных отношений на международном уровне является правовое регулирование в области ядерной энергетики. С учетом текущего состояния названной области роль правового регулирования на уровне международного публичного права неуклонно повышается. Риски оборота радиоактивных материалов в мирных целях возникают с момента выделения радиоактивных материалов и прекращаются с момента распада последнего радиоактивного элемента. Интерес к совершенствованию ядерного законодательства на международном уровне основан на рисках причинения вреда, включая катастрофы глобального масштаба (Чернобыль, Фокусима) и аварии на ядерных объектах [Иойрыш, Новиков, Супатаева 2004, с. 82]. В настоящее время риски оборота радиоактивных материалов в целях, не имеющие статус мирных, являются очевидными, актуальными и подлежат минимизации всеми возможными путями и средствами. Правовое регулирование и управление рисками на международном уровне считается наиболее верным, правильным и надлежащим способом обеспечения стабильности и мирового благополучия, успешного развития рынка ядерной энергии для всеобщего блага. В настоящее время основными источниками международного ядерного права являются нормы крупнейшей международной организации МАГАТЭ и договоры между государствами.

Разработка и последующая имплементация норм международного ядерного права основаны на принципах специального права и невозможны без анализа, сравнения, учета значения основных принципов международного права.

Принципы международного права закреплены в Уставе ООН, декларации ООН о принципах международного права, заключительном акте СБСЕ и иных региональных документах. Перечень официально признанных принципов закрыт, при этом общепризнанной точкой зрения является факт дополнения существующих принципов новыми с учетом развития общественных отношений [Буртовой, Екимов 2016, с. 346].

На основе принципов международного права развиваются отрасли международного права, одной из которых выступает ядерное

право [Богоненко 2013, с. 149, 155]. Знание и понимание принципов ядерного права необходимо любому специалисту в области права для обеспечения ведения хозяйственной деятельности участника оборота ядерных материалов с минимальными рисками в рамках действующего законодательства.

Сказанное выше подтверждается докладами и выступлениями на Конгрессе Международной ассоциации по законодательству в области ядерной энергетики, состоявшемся в Буэнос-Айресе в 2014 г. По мнению участников конгресса, значение правового регулирования стремительно развивающихся общественных отношений в области ядерной энергетики на международном уровне бесспорно. Каждым выступлением роль и статус МАГАТЭ, а следовательно, значение международного публичного права для правового регулирования были отмечены отдельно.

Осуществление правового регулирования на международном уровне в области ядерной энергетики в странах Европы на основе общей для стран Европейского союза (ЕС) стратегии развития ядерной энергетики на период до 2020 г. является еще одним доказательством необходимости и эффективности регулирования общественных отношений, возникающих в области мирного использования атомной энергии на международном уровне. Одно из направлений деятельности Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) заключается в правовом регулировании взаимодействия субъектов сделок, что свидетельствует об ответственном отношении членов Европейского союза к вопросу регулирования ядерной энергетики.

Рецепция принципов международного ядерного права осуществляется национальными правовыми системами. Развитие национального ядерного права происходит под влиянием международного ядерного права. Так, крупнейшие ученые Российской Федерации в области ядерного права А. И. Иойрыш, Г. А. Новиков и О. А. Супатаева считают возможным деление принципов ядерного права на общие и специальные. К общим принципам относятся принципы законности, социальной справедливости и свободы, равенства перед законом и иные. Специальными принципами (специфичными для отрасли ядерного права) являются приоритет защиты населения и окружающей среды, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, комплексный подход к правовому регулированию, соблюдение международных

обязательств, исключение возникновения угрозы терроризма [Иой-рыш, Новиков, Супатаева 2004].

Начало формирования ядерного права как самостоятельной отрасли возможно отнести к периоду 1956 г., когда был подготовлен и принят Устав МАГАТЭ. Принципы ядерного права сформулированы в различных источниках. Одним из наиболее признанных и широко используемых в настоящее время источников права является Справочник по ядерному праву МАГАТЭ [Устав ...].

Согласно классификации МАГАТЭ возможно выделить следующие принципы ядерного права: безопасности, сохранности, ответственности, разрешения, непрерывного контроля, компенсации, устойчивого развития, соблюдения международных обязательств, независимости, транспарентности, международного сотрудничества [Стойбер, Бер, Пельцер, Тонхаузер 2006, с. 6].

Принцип безопасности является основополагающим началом использования ядерной энергии именно в мирных целях, исключающих причинение вреда любой природы. Учитывая особенности ядерных материалов и применяемых технологий, наличие постоянных рисков причинения вреда физическим лицам, окружающей среде, риски недобросовестного использования ядерных материалов в военных целях, включая терроризм, вопросы безопасности и безопасного оборота названных материалов становятся первостепенными. Названный принцип допускает использование ядерных материалов и технологий только при условии принятия всех возможных мер, исключающих возникновение аварийных ситуаций. Директор юридического департамента МАГАТЭ Перри Линн Джонсон в 2014 г. констатировал факт огромного влияния аварии на Фокусиме и ее последствий на развитие международного ядерного права. Вопросы безопасной эксплуатации ядерных установок и охраны окружающей среды, исключение причинения вреда являются одними из наиболее важных. Отдельное внимание, согласно мнению МАГАТЭ, следует обратить на ряд стран, которые имеют намерение развивать ядерную энергетику (Польша, Вьетнам, Египет, Уругвай). Применение норм международного права при решении названных вопросов является наиболее цивилизованным подходом и полностью отвечает интересам всеобщей безопасности. План МАГАТЭ по обеспечению ядерной безопасности и Конвенция по ядерной безопасности (Вена, 17 июня 1994 г.) являются

одними из основных источников международного права в области ядерной энергетики в части безопасности. Участниками Конвенции являются более чем 75 государств и международная организация Евратом. Пересмотр Конвенции, дополнения, изменения ряда положений свидетельствуют об эффективном регулировании общественных отношений названным документом, добросовестным отношением стран-участников к своим обязанностям, высоком уровне правовой культуры и правосознания [Johnson 2014, с. 13].

Принцип безопасности является производным таких принципов международного права, как добросовестного выполнения обязательств, частично производным принципа неприменения силы и разрешения международных споров путем, исключающим возникновение угрозы миру и безопасности. Принцип добросовестного выполнения обязательств наделяет участников международных отношений обязанностями сотрудничать независимо от имеющихся различий в целях поддержания мира, безопасности, содействия международному прогрессу и общему благосостоянию. Принцип воздержания в международных отношениях от угрозы применения силы любым образом исключает ее применение для достижения любых целей, несовместимых с целями ООН. Принцип же безопасности ядерного права с учетом особенностей отрасли ядерной энергетики, основываясь на основных принципах международного права, наделяет участников правоотношений правом ведения хозяйственной деятельности в условиях, исключающих причинение вреда любой природы, обеспечивающих безопасность на всех уровнях интеграции. Злоупотребление правом, оказание давления на участников правоотношений при любых обстоятельствах, использование ядерной энергии в целях, угрожающих миру и безопасности, исключено. В названном случае возможно говорить не только о преемственности, но и развитии принципов международного права с учетом развития общественных отношений и возникающих рисках в области ядерного права.

Существующие в настоящее время риски использования ядерных материалов, напряжение в политической сфере периода ХХ столетия являются причиной выделения второго по значению принципа международного ядерного права принципа сохранности. Принцип сохранности закрепляет обязанность субъектов хозяйственной деятельности контролировать оборот любых источников ядерного

излучения и исключить их использование в военных или иных, сопряженных с возникновением значительных рисков, целях. Необходимо контролировать в полном объеме все процессы как силами государств-участников, так и силами представителей международных организаций, оказывая им необходимое содействие при проведении контроля и осуществлении инспектирования ядерных объектов. Названный принцип сочетается с принципом ответственности, безопасности, транспарентности, международного сотрудничества и является производным таких принципов международного права, как сотрудничество государств и добросовестного выполнения обязательств. Принцип сохранности ядерного права, основываясь изначально на добросовестности сторон международных правоотношений, наделяет стороны дополнительными обязанностями с учетом особенностей ведения деятельности в области ядерной энергетики. Принцип сохранности может быть отнесен к основополагающим принципам международного ядерного права в силу возникающих рисков при использовании и обороте радиоактивных материалов. Зона рисков охватывает не только территорию государства, использующего радиоактивные материалы, но и сопредельные государства. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС и катастрофы в Фокусиме подтверждают это [Johnson 2014, с. 17].

Участие значительного числа субъектов хозяйственной деятельности в развитии ядерной энергетики и наличие существенных рисков ведения хозяйственной деятельности достаточно остро поставило вопрос о несении ответственности и возмещении ущерба в случае возникновения аварийных ситуаций и / или причинения вреда по иным основаниям. Принцип ответственности в международном ядерном праве наделяет субъектов права обязанностью нести ответственность за любые последствия оборота ядерных ресурсов, вести хозяйственную деятельность разумно, предусматривая возможные негативные последствия заблаговременно. По мнению главы юридического департамента Агентства по ядерной энергетике при ОЭСР Стефана Бернса, роль и значение всеобщего режима ответственности по факту аварий на ядерных объектах очевидна. Основанием несения названой ответственности являются негативные последствия и число пострадавших не только на территории страны, в которой произошла авария, но и за ее пределами. Всеобщая глобализация и гармонизация

режима ответственности выгодна не только для пострадавших, но и для всех участников рынка в области ядерной энергетики [Burns, Vasquez-Maignan 2014, с. 644]. Принцип ответственности является производным принципа добросовестного выполнения обязательств, закрепленного в Уставе ООН и принятой позже Декларации. Если основной принцип международного права наделяет участников правоотношений обязанностями выполнять обязательства в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права, принцип ответственности международного ядерного права не только наделяет участников правоотношений в области ядерной энергетики вышеназванными обязанностями: с учетом значительных рисков ведения хозяйственной деятельности на основе общих принципов международного права у субъектов международных отношений возникают дополнительные обязанности по предупреждению и минимизации рисков активности в области ядерной энергетики. Выделение названного принципа как отдельного принципа международного ядерного права является примером развития одного из основополагающих принципов международного права и адаптации к современным общественным отношениям области ядерного права. Как и принципы международного права в целом, вышеуказанный принцип свидетельствует о высоком уровне развития правосознания современного общества, когда каждый субъект международного права изначально понимает и признает бремя ответственности, которое принадлежит тому лицу, которое имеет намерение и использует источники радиоактивной энергии.

Общепринятой точкой зрения, основанной на здравом смысле, является допущение ведения любой деятельности в рамках действующего законодательства, за исключением прямо запрещенной законом. Существенные риски оборота радиоактивных материалов, названные выше, привели к осознанию субъектами международного права необходимости осуществления полного и всестороннего контроля странами-участниками правоотношений деятельности хозяйствующих субъектов. Наиболее действенным механизмом контроля является выдача хозяйствующим субъектам лицензий или аналогичных разрешений. Одним из принципов международного ядерного права является принцип разрешения, исключающий ведение хозяйственной деятельности до получения соответствующих разрешений страны

территории ведения деятельности. Названный принцип частично соотносится с принципами ответственности, непрерывного контроля, транспарентности в ядерном праве и является производным принципа добросовестного выполнения обязательств, прямо закрепленного в международном праве. По аналогии с рассмотренным выше принципом ответственности принцип разрешения также является свидетельством эволюции основополагающего принципа международного права с учетом развития общественных отношений.

Выдача специального разрешения для ведения хозяйственной деятельности в области ядерной энергетики не минимизирует возникающие риски в полном объеме. Постоянный и непрерывный контроль, в том числе на международном уровне, соблюдения и применения всех норм, регламентов и правил обязателен и необходим. Принцип непрерывного контроля определяет условия для развития и оборота любых направлений в области ядерной энергетики под контролем как страны территории места ведения хозяйственной деятельности, так и прямого или косвенного контроля международных профильных организаций. Названный принцип сочетается с принципом ответственности, транспарентности, принципом разрешения и является производным принципа международного права - добросовестного выполнения обязательств.

Участники правоотношений должны осознанно и добросовестно выполнять обязательства в соответствии с нормами и принципами международного права [Глоба 2010]. Принципы разрешения и постоянного контроля возникли в ядерном праве на основе общих принципов международного права, с учетом де-факто высокой степени опасности ведения хозяйственной деятельности в области ядерной энергетики. Названные принципы международного ядерного права не только закрепляют общие обязанности субъектов международных правоотношений, возникшие на основе общих принципов международного права, но отражают специфику отрасли.

Использование ядерных технологий и материалов сопряжено со значительными рисками причинения вреда здоровью человека, животному миру, природе, окружающей среде. Принятие всех возможных мер по минимизации рисков не приводит к исключению их возникновения. Законодательство предусматривает безусловную обязанность возмещения вреда в результате инцидентов любой природы

в пользу пострадавшей стороны. Принцип компенсации является легитимным основанием для компенсации пострадавшей стороне вреда, причиненного в результате ненадлежащего ведения хозяйственной деятельности субъектами права в области ядерной энергетики. Принцип сочетается с принципами безопасности, ответственности, соблюдения международных обязательств, международного сотрудничества и является производным неоднократно названного выше принципа добросовестного выполнения обязательств и принципа, закрепляющего обязанность взаимного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН. Основанный на общих принципах международного права, наделяющих субъекты правоотношений обязанностями добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, в том числе в процессе сотрудничества для содействия мировой экономической стабильности в целях поддержания мира и безопасности, принцип компенсации наделяет субъекты правоотношений дополнительными обязанностями по возмещению вреда по факту его причинения вне зависимости от статуса пострадавшего и несения дополнительной ответственности добросовестной стороной-участником международного сотрудничества в силу особенностей международного сотрудничества, именно, в области ядерной энергетики.

Существование любого общества возможно в условиях благоприятной экологической среды. Негативные последствия аварий в области ядерной энергетики ощутимы, значительны и продолжаются длительный период времени. Принцип устойчивого развития наделяет субъектов права обязанностью принимать все возможные меры для ведения хозяйственной деятельности с минимальными рисками причинения вреда окружающей среде, использовать все возможные средства для предотвращения негативных последствий ведения хозяйственной деятельности в будущем. Принцип сочетается с принципом безопасности, ответственности, транспарентности и является производным принципа международного права добросовестного выполнения государствами принятых обязательств. В отличие от общего принципа международного права, предметом которого является добросовестное выполнение обязательств субъектами международно-правовых отношений, принцип устойчивого развития наделяет субъектов международных отношений не только обязанностями добросовестно выполнять принятые обязательства, но и в рамках

добросовестного выполнения обязательств заранее учитывать и минимизировать риски ведения хозяйственной деятельности в области ядерной энергетики. Активность участников отрасли ядерного права сопряжена с рисками причинения вреда сопредельным государствам. Принцип соблюдения международных обязательств закрепляет безусловную обязанность субъектов международного права вести хозяйственную деятельность при условии выполнения всех существующих международных обязательств, ведения деятельности в условиях, исключающих причинение вреда любой природы территории любого государства. Признание национальным законодательством исполнительной силы международных норм права является основанием непосредственно применять нормы международного права при ведении хозяйственной деятельности в области ядерной энергетики. Принцип соблюдения международных обязательств сочетается с такими принципами ядерного права, как принцип безопасности, ответственности, международного сотрудничества и является производным международного принципа добросовестного выполнения обязательств, принципа взаимного сотрудничества. Названный принцип международного ядерного права является производным двух общих принципов международного права, возник на основе указанных общих принципов и отражает специфику отрасли права, регулирование которой на национальном уровне не будет эффективным в полном объеме.

Создание органов, регулирующих деятельность субъектов права в области ядерной энергетики на территории каждой отдельно взятой страны, необходимо. Вмешательство в деятельность названных органов, оказание любого давления недопустимо [Burns, Vasquez-Maignan 2014, с. 634]. Принцип независимости исключает вмешательство в деятельность регулирующих органов субъектов хозяйственной деятельности. Он сочетается с принципом ответственности, соблюдения международных обязательств, транспарентности и является производным принципа международного права добросовестного выполнения принятых обязательств государствами-членами организации ООН. Независимый контроль и надзор за любой деятельностью хозяйствующего субъекта имеет цель выявить и пресечь недобросовестное отношение к выполнению принадлежащих субъекту обязательств. Выделение принципа международного права, в силу которого исключена зависимости контролирующих органов от любых иных структур

и органов управления любого уровня, является условием, в силу которого факты недобросовестного выполнения обязательств скрыть не удастся. Возможно говорить о развитии и частичной трансформации общего принципа международного права с учетом специфики общества и рисков ведения хозяйственной деятельности. Следование названному принципу является подтверждением высокого уровня правового и нравственного развития участников правоотношений в области международного ядерного права.

Любые ядерные технологии, развивавшиеся после завершения Второй мировой войны, относились к категории секретных и тщательно охранялись государством. Использование ядерной энергии в мирных целях исключает необходимость сокрытия результатов исследований и научных достижений странами-участниками. Принцип транспарентности определяет условия для ведения хозяйственной деятельности субъектами в информационном поле, исключающим сокрытие информации, связанной с оборотом ядерной энергии, включая информацию о негативных последствиях оборота.

По мнению Аноески Бийоз, Тиин Кортман и Каролины Вервайс, значение принципа транспарентности возросло после аварии на Фоку-симе. Их доклад на конгрессе в Буэнос-Айросе был посвящен не только необходимым новациям и дополнениям к существующим положениям, но и обозначил одну из наиболее острых проблем принципа транспарентности - отсутствие четких критериев и определенных пределов, в которых подлежит обязательному раскрытию информация, касающаяся оборота радиоактивных материалов. Авторы отдельно отмечают роль и значение наиболее полного информирования всех участников рынка оборота радиоактивных материалов как условия для принятия правильных решений по вопросам ведения деятельности с минимальными рисками [Виуге, КоЛтап, Уетуз 2014, с. 157, 178].

Принцип транспарентности сочетается с принципами ответственности, международного сотрудничества, выполнения международных обязательств, безопасности и является производным принципа добросовестного выполнения обязательств. Здесь возможно говорить о рецепции общего принципа международного права и адаптации с учетом специфики правоотношений отрасли.

Эффективное развитие ядерной энергетики на территории изолированного государства затруднительно или даже невозможно в силу

причин экономического характера. Международное сотрудничество в названной области является залогом устойчивого и продуктивного развития отрасли, достижения максимального результата и решения поставленных задач, актуальных для всего человечества. Принцип международного сотрудничества создает условия для устойчивого развития отрасли на основе взаимодействия всех субъектов права, объединения их усилий и достижений. Принцип частично соответствует принципу транспарентности, выполнения международных обязательств, безопасности и является производным принципов добросовестного выполнения обязательств и взаимного сотрудничества.

Признавая роль общих принципов международного права как родового понятия и основы для возникновения и развития международных принципов иных отраслей права, включая ядерное, следует отдельно обратить внимание как на совместное влияние принципов на развитие правового регулирования общественных отношений, так и взаимное влияние двух названных групп, вне зависимости от иерархии. Изучение названных международных принципов необходимо для понимания сложившейся системы правового регулирования общественных отношений, выявления пробелов в праве, а также изменений в сложившейся системе, создания условий для прогноза изменений будущего периода.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о базовом значении трех общих принципов международного права для системы правового регулирования ядерной энергетики: принципа безопасности и исключения применения силы или ее угрозы, принципа добросовестного выполнения обязательств субъектами международных правоотношений и принципа международного сотрудничества. В настоящее время пределы правового регулирования общественных отношений в части ядерной энергетики определяются и ограничены значительными рисками ведения хозяйственной деятельности, необходимостью организации сотрудничества участников оборота радиоактивных материалов и общего доступа к любой информации, относящейся к обороту радиоактивных материалов. Иные аспекты общественных отношений в области ядерной энергетики не урегулированы или урегулированы недостаточно, или не в полном объеме. Выявленные факты свидетельствуют о становлении правового регулирования отрасли международного ядерного права. Интенсивное развитие общественных

отношений в области ядерной энергетики значительно опережает развитие системы международного правового регулирования. Различные подходы к конструированию систем национального права создают риски в части правового регулирования ядерной энергетики для всего мирового сообщества. Приведение национальных систем права в части ядерной энергетики полностью или в большей части к единому международному стандарту является одной из целей деятельности МАГАТЭ [Корниенко 2014, с. 82]. Именно международное право является залогом надлежащего полного регулирования общественных отношений, а значит, мира и стабильности, благополучного существования общества в целом и каждого из его членов - рядовых граждан, в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богоненко B. A. Система атомного права республики Беларусь: структура и теоретико-правовые основания // Вестник Полоцкого государственного университета. 2013. № 13. С. 149-155. Буртовой M. Ю., Екимов И. П. Принципы международно-правового регулирования международных отношений в сфере использования атомной энергии // Материалы VII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 15 января 2016 г. Чебоксары : ЦНС Интерактив плюс, 2016. № 1 (7). С. 346-347. URL : www.interactiv-plus.ru Глоба Н. С. Некоторые проблемы организации системы международной энергетической безопасности в рамках ВТО и региональных интеграционных объединений // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. С. 35-42. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 594. Сер. Юридические науки.) Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. URL : www.un.org.ru.documents Документ ОНН. Устав МАГАТЭ. URL : www.un.org.ru.documents Документ ОНН. Устав ООН. URL : www.un.org.ru

Иойрыш А. И., Новиков Г. А., Супатаева О. А. О концепции атомного права России // Информационный бюллетень «Ядерная и радиационная безопасность России». 2004. Вып. 2. URL : www.proatom.ru Стойбер К., Бер А., Пельцер Н., Тонхаузер В. Справочник по ядерному праву.

Вена, 2006. 213 с. URL : www-pub.iaea.org Корниенко В. Т. Введение в ядерное право Российской Федерации // Глобальная ядерная безопасность. 2014. № 1 (10). С. 82-86.

Устав международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). URL :

www.un.org/ru/documents/bylaws/iaea_statute.pdf Buijze A., Kortman T., Verwijs C. Transparency and nuclear law: an instrumental perspective // Nuclear Law in Progress. INLA Congress. Buenos Aires, 2014. Р. 157-182.

European commission. URL : www.ec.europa.eu.

Nuclear Law in Progress. INLA Congress. Buenos Aires, 2014. 822 р.

Johnson P. L. Opening address: developments in nuclear law // Nuclear Law in

Progress. INLA Congress. Buenos Aires, 2014. Р. 13-28. Burns S. G., Vasquez-Maignan X. Progress towards a global nuclear liability regime // Nuclear Law in Progress. INLA Congress. Buenos Aires, 2014. Р. 633-652.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.