Научная статья на тему 'Ядерная проблематика в повестке международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона'

Ядерная проблематика в повестке международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
531
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНОЕ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / NUCLEAR NONPROLIFERATION / INTERNATIONAL ORGANISATIONS / REGIONAL SECURITY / ASIA-PACIFIC REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Торопчин Г.В.

В настоящей работе представлен обзор деятельности региональных организаций азиатско-тихоокеанского региона в сфере ядерного нераспространения и разоружения. В статье характеризуется работа в области ядерной безопасности региональных организаций под эгидой оон, в том числе вопросы сотрудничества в области мирного атома в рамках МаГатЭ. анализируется отношение к ядерной проблематике крупнейших интеграционных блоков атр, площадок для диалога и международных гражданских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUCLEAR AGENDA OF THE INTERNATIONAL ORGANISATIONS IN THE ASIA-PACIFIC REGION

The given article features a review of the activities of regional organisations in the Asia-Pacific region in the field of nuclear nonproliferation and disarmament. The article scrutinises cooperation in the area of nuclear security within regional organisations under the auspices of the UN, not excepting collaboration for peaceful use of nuclear energy within IAEA. Positions of major integration blocs in Asia Pacific, fora and international civil groups regarding nuclear issues are analysed as well.

Текст научной работы на тему «Ядерная проблематика в повестке международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона»

УДК 327

Г. В. Торопчин

кандидат исторических наук; доцент кафедры иностранных языков технических факультетов новосибирского государственного технического университета, кафедры мировой экономики, международных отношений и права новосибирского государственного университета экономики и управления; е-таН: glebtoropchin@mail.ru

В настоящей работе представлен обзор деятельности региональных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере ядерного нераспространения и разоружения. В статье характеризуется работа в области ядерной безопасности региональных организаций под эгидой ООН, в том числе вопросы сотрудничества в области мирного атома в рамках МАГАТЭ. Анализируется отношение к ядерной проблематике крупнейших интеграционных блоков АТР, площадок для диалога и международных гражданских объединений.

Ключевые слова: ядерное нераспространение; международные организации; региональная безопасность; Азиатско-Тихоокеанский регион.

G. V. Toropchin

PhD (History), Associate Professor at the Foreign Languages Department (Engineering Programmes), Novosibirsk State Technical University; e-mail: glebtoropchin@mail.ru

NUCLEAR AGENDA OF THE INTERNATIONAL ORGANISATIONS

The given article features a review of the activities of regional organisations in the Asia-Pacific region in the field of nuclear nonproliferation and disarmament. The article scrutinises cooperation in the area of nuclear security within regional organisations under the auspices of the UN, not excepting collaboration for peaceful use of nuclear energy within IAEA. Positions of major integration blocs in Asia Pacific, fora and international civil groups regarding nuclear issues are analysed as well.

Key words: nuclear nonproliferation; international organisations; regional security; Asia-Pacific region.

Вопросы, связанные с нераспространением ядерного оружия, имеют большое значение для обеспечения безопасности любого региона

ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОВЕСТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

IN THE ASIA-PACIFIC REGION

Введение

мира, включая Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно для этой части ойкумены, по свидетельству бывшего главы МИД РФ, председателя РСМД И. С. Иванова, характерна особая важность проблем, связанных с ядерной безопасностью [Иванов 2004].

Исследовательской задачей, решению которой посвящена настоящая работа, является выделение роли и значимости ядерной проблематики в повестке дня международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона, сравнение предлагаемых путей разрешения соответствующих вопросов. Что касается методологии исследования, кроме общенаучных методов, в статье используется компаративный анализ, а также элементы количественного контент-анализа документов организаций для поиска упоминаний ядерной тематики.

Можно выделить ряд причин, обусловливающих актуальность темы исследования. Во-первых, растущий спрос на электроэнергию на фоне стремительного экономического развития побуждает страны региона обращаться к атомной энергетике. В ряде государств АТР (в первую очередь имеются в виду КНР, Япония, Республика Корея) уже введены в промышленную эксплуатацию АЭС, при этом едва ли не половина всех атомных реакторов в мире, находящихся в стадии сооружения, строится именно в АТР (pris.iaea.0rg/PRIS/W0rldStatistics/U nderConstructionReactorsByRegion.aspx). Во-вторых, серьезным вызовом региональной стабильности является активизация Северной Кореей ядерной и ракетной программ, выражающаяся в многочисленных ракетных пусках (только за 2016 г. КНДР испытала 26 баллистических ракет) и регулярном проведении ядерных и, очевидно, термоядерных взрывов (два из которых состоялись в 2016 г. и один в 2017 г.) Также на региональную безопасность оказывает влияние наличие ядерного оружия у государств, не присоединившихся к Договору о нераспространении ядерного оружия, - Индии и Пакистана, что грозит нарушить хрупкий баланс стабильности в Южной Азии. Кроме того, на расклад сил в АТР влияет присутствие и официальных ядерных держав, а именно США, РФ и КНР. Продолжающийся двусторонний процесс разоружения РФ и США не исключает модернизации ядерных боеголовок и средств доставки обеих стран, не говоря уже о Китае, который наращивает свои ядерные арсеналы. В-третьих, пересмотр приоритетов американской политики администрацией Д. Трампа [Townshend 2017] вновь выводит на первый план вопрос о позитивных гарантиях

безопасности, предоставляемых США ряду стран региона. Прежде всего, речь идет о Японии и Южной Корее: в обеих странах в последнее время в рамках общественно-политических дискуссий ставится вопрос о целесообразности обретения ядерного оружия. В-четвертых, не следует забывать об исторической составляющей: на протяжении XX в. регион стал плацдармом для проведения ядерных испытаний рядом стран: США (например, Маршалловы острова), Великобританией (в частности, Западная Австралия), Францией (Французская Полинезия). Движение за мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе было исторически связано именно с антиядерным движением. В-пятых, регион охватывает ряд ЗСЯО (зон, свободных от ядерного оружия), среди которых ЗСЯО в южной части Тихого океана по Договору Раротонга 1985 г., ЗСЯО в Юго-Восточной Азии по Бангкокскому договору 1995 г., а также, отчасти, ЗСЯО в Латинской Америке и Карибском бассейне по Договору Тлателолко 1967 г. Наличие этих зон потребовало особого организационно-правового оформления, потому региональные организации взяли на себя ответственность за контроль над процессом имплементации договоров, учреждающих ЗСЯО.

В АТР насчитывается несколько десятков разнообразных международных организаций, и ядерная проблематика находится в центре внимания многих из них. Более того, в научной литературе многообразие инициатив в регионе метафорически описывается как «тарелка спагетти» [Стапран 2015]. Для Азиатско-Тихоокеанского региона характерна определенная (пусть и не столь заметная, как в случае с Европой) степень институционализации в сфере безопасности, что выражается во включении ядерной проблематики многочисленными региональными организациями различного толка в их повестку. Это относится как к международным организациям и интеграционным блокам, так и к площадкам для межгосударственного сотрудничества в рамках гражданского общества. Благодаря созданию специальных институтов и расширению сферы деятельности существующих вырабатываются международно-правовые нормы, что особенно важно для становления регионального режима ядерного нераспространения.

Обзор литературы

К сожалению, приходится констатировать, что в отечественной научной литературе проблема представлена лишь фрагментарно

и спорадически. Отдельные исследователи обращались к изучению ядерной проблематики в повестке дня организаций АТР, однако для большинства из них эта задача не представлялась первостепенной.

В целом, рассмотрение темы шло в рамках анализа роли компонента, связанного с безопасностью, в работе различных организаций региона. О. В. Лебедева отмечает, что становление Регионального форума АСЕАН происходило на фоне ядерных испытаний, проведенных КНР в 1995 г., против которых выступала, в частности, Япония [Лебедева 2013]. Ядерную проблематику в повестке АСЕАН отчасти рассматривала М. С. Зеленкова (Российский институт стратегических исследований), пришедшая к выводу о значительной роли США во включении ядерной программы Северной Кореи в фокус организации [Зеленкова 2017]. Проблематика безопасности в АТЭС изучалась Я. А. Фроловой [Фролова 2009], в работе которой северокорейская ядерная программа называется одним из региональных вызовов, с которым пытается справляться форум.

В зарубежных публикациях тема изучена несколько лучше. Так, можно выделить работы К. Бейкера и Д. Санторо, аналитиков исследовательской организации «Тихоокеанский форум» со штаб-квартирой в Гонолулу (США). В своих работах они рассматривают совокупность региональных организаций в ядерной сфере как важнейшую часть системы ядерного регулирования в АТР. Данная система состоит из физической ядерной безопасности, радиационной безопасности и ядерных гарантий. Исследователи отмечают, что с возрастанием актуальности проблем ядерной безопасности (связанной не только с нераспространением, но и с мирным атомом) государства всё активнее кооперируются при обсуждении ядерной тематики в различных региональных организациях [Baker, Santoro, 2014].

Многие представители Фонда Карнеги за международный мир в отделениях его в разных странах так или иначе затрагивали ядерную тематику на повестке дня региональных организаций в регионе. Так, Р. Фут отмечала интерес АРФ к обсуждению нераспространения ядерного оружия, в то же время оговаривая, что конкретные меры по сдерживанию северокорейской ракетно-ядерной программы не обсуждались [Foot 2011]. Автор связывала это с особенностями механизма принятия решений в рамках Форума, который затрудняет решение заявленной изначально задачи по разработке способов разрешения конфликтов.

Ш. Сквассони из Центра стратегических и международных исследований, исследуя ядерное регулирование в регионе [squassoni 2017], пришел к выводу, что именно АРФ может стать площадкой для сотрудничества в области ядерного нераспространения и разоружения, по меньшей мере, на уровне дискуссий. Известный специалист по ядерной проблематике в рамках АТР Р. Такур отмечал относительное единодушие АСЕАН, в частности, по вопросу о подписании ДЗЯО: девять из десяти членов высказались за подписание этого документа [Thakur 2017].

Таким образом, говоря о степени исследованности темы в литературе, следует признать, что внимание российских и зарубежных авторов было в основном рассеяно между различными организациями, при этом наибольшей изученностью характеризуются АСЕАН и его Региональный форум.

Международные организации под эгидой ООН

В первую очередь представляется необходимым рассмотреть деятельность организаций, действующих под эгидой ООН. Профильным с точки зрения ядерного нераспространения органом в АТР является Региональный центр Организации Объединенных Наций по вопросам мира и разоружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (англ. United Nations Regional centre for Peace and Disarmament in Asia and the Pacific, UNRcPD). Он был основан в 1987 г. Генеральной Ассамблеей ООН как Региональный центр Организации Объединенных Наций по вопросам мира и разоружения в Азии, а современное название носит с 1989 г. Штаб-квартира организации расположена в столице Непала Катманду, однако с мая 2015 г. по февраль 2017 г. в связи с землетрясениями в регионе она была временно перенесена в Бангкок (Таиланд). Мандат UNRcPD охватывает 43 государства. В документах ООН работа Регионального центра обозначается как «катмандуский процесс». Первый комитет ГА ООН регулярно готовит резолюции, посвященные работе организации.

В сферу деятельности данной площадки входит координация политик стран региона в отношении распространения ядерного оружия, организация международных конференций и семинаров по тематике в странах региона (местом их проведения являются в первую очередь Япония и Республика Корея). Данную функцию орган выполняет на

протяжении нескольких десятилетий. В 2001 г. Региональная конференция ООН по разоружению в Азиатско-Тихоокеанском регионе прошла в столице Новой Зеландии Веллингтоне, и одной из обсуждаемых идей была концепция безъядерного Южного полушария [Ayson 2001]. UNRCPD является одним из организаторов Конференций ООН по проблемам разоружения, ежегодно проводимых в Японии. Кроме того, Центр оказывает консультационную помощь и для других регионов, например, при учреждении зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии [ООН 2010]. Орган координировал составление общих заявлений (в виде рабочих документов) от стран региона в преддверии последней на данный момент Обзорной конференции ДНЯО 2015 г. (unrcpd.org/wmd/the-nuclear-non-proliferation-treaty/).

Организацией ООН, ответственной за мирное применение атомной энергии в глобальном масштабе, является МАГАТЭ. В рамках МАГАТЭ в 1972 г. было заключено межправительственное Региональное соглашение по сотрудничеству в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и подготовки в области ядерной физики и энергетики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (www. iaea.org/about/partnerships/regional/cooperative-agreements/regional-cooperative-agreement-for-research-development-and-training-related-to-nuclear-science-and-technology-for-asia-and-the-pacific-rca). На настоящий момент соглашение включает 21 государство, в его рамках проводится ряд международных проектов в различных отраслях (от ядерной медицины до сельского хозяйства).

В рамках МАГАТЭ действует Отдел технического сотрудничества, одним из структурных подразделений которого является Отделение Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди сфер его ответственности выделяются развитие, управление, мониторинг и пересмотр программы технического сотрудничества МАГАТЭ в странах Азии и Океании. Интересно отметить, что в рамках МАГАТЭ обсуждаются и вопросы, напрямую не касающиеся ядерного нераспространения, но в то же время весьма актуальные для стран региона, в основном, связанные с устойчивым развитием (например, изменение климата в АТР) (www. iaea.org/sites/default/files/gc61_handbook_ru.pdf). Таким образом, взаимодействие в рамках этого органа оказывается полезным для государств региона не только и не столько с точки зрения ядерного нераспространения и ядерной безопасности, но и в плане иных отраслей.

АТЭС

Несмотря на то, что изначально форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, объединяющий ныне 21 экономику АТР, задумывался в первую очередь как площадка для укрепления экономического сотрудничества в регионе, в XXI в. вопросы безопасности всё чаще включаются в повестку дня его саммитов [Фролова 2009]. Ядерная проблематика не является исключением.

В документы форума регулярно включаются призывы отказаться от ядерных вооружений, обращенные к Северной Корее. Еще в октябре 2002 г., до начала процедуры выхода КНДР из ДНЯО, главы государств АТЭС выступили с совместным заявлением, в котором подчеркнули, что успешное экономическое сотрудничество с Северной Кореей зависит от денуклеаризации Корейского полуострова (www. apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2002/2002_aelm/apec_ leadersstatement). После проведения КНДР первого ядерного испытания в 2006 г. лидеры стран АТЭС выступили с вербальной нотой для выражения обеспокоенности ситуацией на полуострове и побуждения КНДР к скорейшему началу переговорного процесса по проблеме [Associated Press 2006].

Такой столп международного ядерного режима, как мирное использование ядерной энергии, также не остается без внимания членов форума. В рамках АТЭС (как и ряда других организаций) разрабатываются рекомендации по налаживанию внутрирегионального сотрудничества по ядерной энергетике [Baker, santoro 2014]. В частности, этой проблематикой занимается рабочая группа по энергетике, работающая еще с 1990-х гг. Практическое сотрудничество проходит в рамках обмена опытом, при этом семинары проводятся представителями стран с развитой ядерной инфраструктурой (в частности, Республика Корея). Совместное заявление, увенчавшее встречу министров энергетики участников АТЭС 24 июля 2012 г. (Санкт-Петербург, Россия), содержало выражение приверженности ядерной энергетике, несмотря на события марта 2011 г. на АЭС «Фукусима-1» (www.apec. org/Meeting-Papers/Sectoral-Ministerial-Meetings/Energy/2012_energy. aspx). Мирная атомная энергетика рассматривалась в контексте диверсификации энергетических источников. Отдельно отмечалось сотрудничество экономик региона с МАГАТЭ в рамках Плана действий по ядерной безопасности.

В совместном заявлении по итогам встречи министров энергетики экономик АТЭС 13 октября 2015 г. (Себу, Филиппины) мирный атом назывался уже в числе источников энергии, способствующих переходу к низкоуглеродной экономике (www.apec.org/Meeting-Papers/ Sectoral-Ministerial-Meetings/Energy/2015_energy. aspx). Атомная энергетика в документе позиционировалась как средство обеспечения глобальной энергетической безопасности. В то же время именно к ядерной энергетике относилась оговорка «для заинтересованных участвующих экономик».

Наконец, на последнем на момент написания работы саммите, состоявшемся в Порт-Морсби, Папуа - Новая Гвинея, также была подчеркнута приверженность ядерной энергетике, при соблюдении норм ядерной безопасности (в том числе физической) (www.apec.org/ Meeting-Papers/Annual-Ministerial-Meetings/2018/2018_amm).

Отсутствие устава и иных подобных учредительных документов не мешает проанализировать место и роль ядерной проблематики в работе организации за счет контент-анализа итоговых деклараций организации. За последние 10 лет упоминания ядерной энергетики в этих документах относятся лишь к 2010 г. (Иокогама, Япония) (www. apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2010/2010_aelm) и 2015 г. (Манила, Филиппины) (www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2015/2015_aelm), причем оба раза контекст был связан с низкоуглеродной экономикой и необходимостью улучшения экологической ситуации. При этом годы принятия этих документов совпадают с годами проведения Обзорных конференций по ДНЯО.

Таким образом, в документах АТЭС представлены различные аспекты, имеющие отношение к ядерному фактору, от нераспространения и безопасности до мирного атома. Общий характер формулировок может отражать компромисс в отношении ядерной проблематики, достигнутый столь разнообразными игроками в рамках форума.

АСЕАН

Многопрофильный характер АСЕАН обусловил широкое внимание организации в том числе и к ядерной тематике. Во многом благодаря работе этой организации в 1995 г. странами - членами организации был подписан Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (или Бангкокский договор), вступивший

в силу в 1997 г., после ратификации девятью государствами. На настоящий момент все страны организации подписали и ратифицировали указанный документ (последней из таковых являются Филиппины, ратифицировавшие Договор в 2001 г.) В принятом в 2007 г. Уставе АСЕАН (в частности, в Приложении 1) среди действующих органов выделяется Комиссия по Зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии (www.asean.org/wp-content/uploads/2012/05/11.-October-2015-The-ASEAN-Charter-18th-Reprint-Amended-updated-on-05_-April-2016-IJP.pdf). Среди первоочередных задач, общих для стран АСЕАН на современном этапе, можно назвать обеспечение подписания и ратификации официальными ядерными государствами протоколов к Договору [Tong Zhao 2017].

Как и в случае с АТЭС, основными двумя аспектами ядерной проблематики являются нераспространение и безопасность, с одной стороны, и мирный атом, с другой. Тем не менее в отдельных документах затрагивались оба аспекта в их переплетении. В 2007 г. на Саммите АСЕАН было принято заявление, согласно которому государства -члены организации должны были поручить ответственным лицам обратить внимание на региональный режим ядерной безопасности, а в 2011 г. на встрече глав министерств энергетики стран АСЕАН была вновь подчеркнута необходимость поддержания высоких стандартов ядерной безопасности, в том числе физической [Baker, Santoro 2013].

В 2012 г. была учреждена Сеть надзорных ведомств в области атомной энергии стран АСЕАН (англ. ASEANTOM, ASEAN Network of Regulatory Bodies on Atomic Energy), представляющая собой площадку для обмена информацией и выработки мер по обеспечению физической ядерной безопасности (в том числе физической) и гарантий в сфере ядерного нераспространения. Кроме того, сфера деятельности ASEANTOM могла бы быть расширена до ядерной криминалистики [Baker, Santoro 2013]. Центром энергетики АСЕАН проводились совместные проекты по обмену знаниями и опытом, в частности, с Китаем и Канадой.

В 2017 г. под эгидой Центра энергетики АСЕАН было проведено исследование возможностей строительства собственной АЭС в регионе. Согласно выводам, такое может произойти к 2030 г. [Putra, Andrews-Speed 2018]. Тем не менее этому могут воспрепятствовать несколько важных пунктов (вопросы экономической целесообразности

и экологической устойчивости). Особую актуальность теме мирного атома в российских условиях придает факт стремления РФ (а именно ГК «Росатом») заинтересовать отдельные страны АСЕАН своими достижениями в области атомной энергетики.

Что касается военного компонента ядерного фактора, АСЕАН зачастую может выступать в роли медиатора. Так, в 2017 г. КНДР обращалась к АСЕАН с просьбой повлиять на США и предотвратить «ядерный холокост» в регионе [RT 2017].

С точки зрения д-ра Р. Такура, общность позиций стран объясняет единодушие, проявленное ими при голосовании за проект Договора о запрещении ядерного оружия 7 июля 2017 г. [Thakur 2017]. Тем не менее исключениями при этом стали Австралия, Южная Корея, Япония, а также ядерные державы региона. Все эти государства не участвовали в процедуре голосования. Единственной страной, воздержавшейся при этом, стал Сингапур, остальные члены АСЕАН договор поддержали.

Таким образом, ядерная проблематика рассматривается в документах АСЕАН более подробно, нежели в рамках АТЭС. Это может быть связано как с более давними традициями организации, так и с более узкой субрегиональной специализацией АСЕАН, несмотря на широкий круг рассматриваемых вопросов.

Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности

Ядерная проблематика в различных ее проявлениях оказывается затронутой и в расширенном формате АСЕАН. К основным целям деятельности Регионального форума АСЕАН, образованного в 1994 г., помимо прочих, относятся обеспечение координации политических стратегий стран-участниц в таких областях, как нераспространение ядерного оружия и контроль над вооружениями (Faust 2002). Региональный форум разработал собственный Рабочий план по нераспространению и разоружению в 2016 г. (aseanregionalforum. asean.org/files/library/PlanofActionandWorkPlans/ARFWorkPlanonNon-ProliferationandDisarmament(2016).pdf)

Члены АРФ пытаются использовать форум в качестве площадки для переговоров по северокорейской ядерной программе, в том числе и в шестистороннем формате [Wai Yee Lin, Yamao 2012]. Еще в 2006 г. в качестве решения северокорейской проблемы в рамках

АРФ предлагалось обсуждение создания безъядерной зоны на территории Корейского полуострова [ООН 2010]. Тем не менее имеются ограничения эффективности, связанные с консенсусным принципом принятия решений: несмотря на заявления в связи с ядерными испытаниями КНДР, в рамках АРФ не проводится широких дискуссий о разрешении проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Как отмечает Р. Фут (Фонд Карнеги), это непосредственно связано с участием самой КНДР в Региональном форуме АСЕАН [Foot 2011]. С точки зрения М. С. Зеленковой (РИСИ), включение северокорейской ядерной проблематики в повестку дня АСЕАН и АРФ происходит при активном содействии со стороны США, однако не без учета мнения Пекина [Зеленкова 2017].

В рамках АРФ проводятся различные мероприятия по ядерной проблематике, от экспертных заседаний до совещаний дипломатов, при этом инициаторами становятся в первую очередь сами страны АСЕАН [ООН 2016].

Помимо Регионального форума, АСЕАН расширяет рамки сотрудничества стран региона с глобальными организациями в сфере нераспространения: в 2017 г. был поставлен вопрос о расширении сферы деятельности Международного партнерства в области проверки ядерного разоружения (англ. International Partnership for Nuclear. Disarmament Verification, IPNDV) до Азиатско-Тихоокеанского региона [Squassoni 2017]. Таким образом, подобный принцип, схожий с форматом «outreach», позволяет рассматривать ядерную проблематику в более широком контексте.

Иные форматы

Саммит стран Восточной Азии. Учрежденный в декабре 2005 г., ежегодный саммит стран Восточной Азии также уделяет внимание вопросам безопасности. Расширение формата за счет приглашения лидеров РФ и США позволило поставить региональную повестку в глобальный контекст. США рассматривают ВАС в качестве площадки для обсуждения важнейших проблем региональной стабильности, в том числе и тематики, связанной с ядерным нераспространением. Что касается ядерного фактора, в документах саммита чаще всего упоминается северокорейская ядерная программа. В частности, в сентябре 2016 г., в ходе саммита во Вьентьяне, было принято Заявление по

нераспространению ядерного оружия [РИА Новости 2016], в котором подчеркивалась важность поддержания трех «столпов» режима нераспространения на локальном, региональном и глобальном уровнях. В ноябре 2018 г. в ходе саммита стран Восточной Азии в Сингапуре лидеры государств подписали Заявление по надежному и безопасному использованию, хранению и транспортировке ядерных и других радиоактивных материалов (static.kremlin.ru/media/events/files/en/mGt gTWcABQdBVSEcQi57ydqDWlCdNAZZ.pdf), в котором перечислялись практические меры по сотрудничеству в указанной области (в том числе для обеспечения физической ядерной безопасности, а также недопущения попадания ЯО в руки негосударственных игроков).

Форум Тихоокеанских островов. Одной из важных предпосылок для создания организации в 1971 г. стала антиядерная направленность Австралии, Новой Зеландии и ряда островных государств Океании на фоне интенсивного проведения Францией ядерных испытаний в регионе в 1960-1970-е гг. Эта особенность отражается на работе организации и в современности. Одним из важнейших достижений Форума (тогда еще носившего название Южно-Тихоокеанского) стали выработка и подписание 16 сентября 1995 г. Конвенции Вайгани, регулирующей перевозки ядерных и других радиоактивных отходов [Крылов 2017]. В 2013 г., в ходе очередной встречи главы государств Форума приняли коммюнике, в котором содержалось заявление о необходимости подписания и ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний всеми государствами [ООН 2016]. Уже в 2017-2018 гг. главы государств отмечали в коммюнике подписание ДЗЯО рядом государств (Палау, Вануату, Островами Кука), однако осторожно рекомендовав остальным странам оставить вопрос о присоединении к Договору на свое усмотрение (foreignminister.gov. au/releases/Pages/2018/mp_mr_180906a.aspx).

Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум. В документах ежегодных заседаний этой международной организации, основанной в 1993 г., также упоминается ядерная проблематика как в глобальном, так и в региональном масштабе. Еще в 1996 г., на ежегодной сессии в Ча-Аме (Таиланд), на фоне бессрочного продления ДНЯО и подготовки к подписанию ДВЗЯИ была принята резолюция «Об испытаниях ядерного оружия», в которой содержался призыв ко всем странам не проводить испытаний ЯО (www.appf.org.pe/meeting/four/res001.

htm). На XV сессии АТПФ (Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума), прошедшей в Москве в марте 2007 г., была высказана идея о необходимости укрепления режима нераспространения ядерного оружия [Миронов 2007], в частности, как можно более скорого вступления в силу Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Во многом эти заявления были связаны с развитием северокорейской ядерной программы (по которой на Форуме была принята отдельная резолюция, посвященная первому ядерному испытанию страны (council.gov.ru/en/activity/crosswork/dep/70/) а также нестабильностью на Ближнем Востоке. В январе 2016 г. на заседании в Ванкувере (Канада), была принята резолюция «О мире на Корейском полуострове» по инициативе Республики Корея, Канады и Японии, в которой подчеркивалась необходимость достижения ЗСЯО на Корейском полуострове, а действия КНДР (ядерные испытания и пуски баллистических ракет) назывались серьезными провокациями (www.appf.org.pe/meeting/Twenty-fifth/APPF25_Peace-on-the-Korean-Peninsula-FINAL.pdf). На встрече 2018 г. в Ханое (Вьетнам), после витка напряженности вокруг ядерной программы КНДР активно использовался термин «ядерная война» [Vietnam News 2018]. Интересно, что японский политик Б. Каиэда в рамках сессии Форума высказал предложение создания универсального соглашения по де-нуклеаризации АТР.

Дискуссии по ядерной тематике проходят не только в формате межправительственных организаций. Среди других возможностей для сотрудничества можно выделить гражданские инициативы, академические форумы.

Нельзя не упомянуть о влиянии, которое могут оказывать государства региона на формирование глобальной сети специалистов в области ядерного нераспространения. Международная комиссия по ядерному нераспространению и разоружению (англ. International Commission on Nuclear Non-Proliferation and Disarmament), учрежденная в 2007 г. по инициативе премьер-министров Австралии и Японии К. Радда и Я. Фукуда, была глобальной по составу участников. Тем не менее важно, что именно государства АТР выступили с предложением о ее создании. Организацию также принято неформально называть Комиссией Эванса-Кавагути, в честь возглавивших ее бывших министров иностранных дел Австралийского Союза и Японии.

Тем не менее существуют и другие организации, непосредственно вовлеченные в режим ядерного нераспространения в регионе. В ноябре 2012 г. был учрежден «Сеульский диалог по вопросам обороны» (англ. Seoul Defence Dialogue), имеющий потенциал стать площадкой для плодотворного обсуждения вопросов нераспространения [Буденкова 2015]. В рамках APLN объединены усилия ведущих политических и общественных деятелей 15 стран региона. Одна из основных целей этой структуры - содействие формированию общественного мнения, просвещение широких масс по вопросам ядерного нераспространения и разоружения. При этом деятельность APLN направлена на уничтожение ядерного оружия не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. В конце октября 2013 г. в Хошимине (Вьетнам) организация выпустила обращение, призывающее к всеобщему разоружению как в регионе, так и в мире [The Jakarta Post 2013].

В качестве примера гражданских инициатив можно привести такие международные неправительственные организации, как Движение за безъядерный и независимый Тихоокеанский регион (англ. Nuclear Free and Independent Pacific Movement), действующее с 1975 г., Тихоокеанскую кампанию за разоружение и безопасность (англ. Pacific Campaign for Disarmament and Security), с 2007 г. реорганизованную в Рабочую группу за мир в Тихоокеанском регионе (англ. Pacific Peace Working Group).

Проблема использования энергии атома в мирных целях также обсуждается рядом организаций. Сеть гарантий Азиатско-Тихоокеанского региона (англ. Asia-Pacific Safeguards Network, APLN), организованная в 2009 г., ставит своей целью обмен информацией и практическим опытом в области гарантий ядерного нераспространения. В составе Азиатско-Тихоокеанского совета сотрудничества по вопросам безопасности, основанного в 1993 г., есть Группа экспертов по ядерной энергетике, в задачи которой входит обсуждение и содействие использованию атомной энергии в мирных целях при соблюдении принципов безопасности и нераспространения. Специалисты организации регулярно выступают с докладами, проводя исследования касательно ядерного регулирования в АТР [Baker, Santoro 2013].

Следовательно, проблематика ядерного нераспространения оказывается затронутой и в рамках неправительственных организаций,

общественных объединений и экспертных сообществ, что обеспечивает более глубокое понимание соответствующих вопросов как элитами стран региона, так и широкой общественностью.

Выводы

Таким образом, было показано, что задача способствовать укреплению режима ядерного нераспространения прописана в программных решениях и документах региональных организаций АТР. Несмотря на то, что организации региона в большей степени нацелены на экономическое и социокультурное сотрудничество, а общий уровень развития региональных интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе несопоставим с европейским, вопросы безопасности, в том числе и связанные с ядерным компонентом, активно включаются в обсуждение в рамках международных организаций. Работа региональных международных организаций имеет большое значение для регионального режима ядерного нераспространения, зачастую переходя и на глобальный уровень. Анализ места проблем ядерного нераспространения в повестке дня региональных организаций помогает сделать вывод о важности ядерной безопасности для общей стабильности Азиатско-Тихоокеанского региона. Одним из долгосрочных эффектов институционализации, создания международных организаций и форумов является изменение отношения общественности стран региона к актуальности проблем ядерного нераспространения.

Разумеется, если говорить о механизме принятия решений и обязательности их исполнения, в большинстве случаев документы организаций носят рекомендательный, а не императивный характер, являясь по своей сути декларацией о намерениях. Однако примечателен уже сам факт вербализации проблем, связанных с ядерным фактором.

Катализатором для всё более активного рассмотрения вопросов ядерного нераспространения организациями АТР становится кризис на Корейском полуострове. При этом значение имеют как военно-политический аспект нераспространения, связанный прежде всего с ядерной и ракетной программами КНДР, так и проблематика мирного атома, вышедшая на первый план после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. Важно отметить, что обе проблемы создали непосредственные угрозы именно для стран региона из-за фактора

географической близости, отсюда стремление государств закрепить их решения документально на уровне региональных организаций.

Среди факторов, осложняющих взаимодействие, стоит отметить гетерогенность среды: в то время как для одних акторов чрезвычайно важными являются все три столпа международного режима ядерной безопасности (нераспространение, разоружение и мирный атом), для иных актуальность подобных аспектов оказывается достаточно низкой. Симптоматично, что инициаторами учреждения международных организаций в ядерной сфере являются Япония и Южная Корея. Это может быть связано с желанием этих государств более четко артикулировать проблематику, связанную с северокорейской ядерной программой.

В целом иерархия проблем безопасности в работе международных организаций в АТР детерминируется внешнеполитическими приоритетами региональных лидеров. Эта тенденция определяет место дискурса ядерного нераспространения в политической жизни Азиатско-Тихоокеанского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Буденкова А. В. Европейский союз и обеспечение безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63). Т. 2. С. 172-177. Зеленкова М. С. США смещают фокус внимания АСЕАН в сторону Корейского полуострова // Российский Институт Стратегических Исследований (РИСИ). 2017. URL : riss.ru/analitycs/40856/ (дата обращения: 10.01.2019).

Иванов И. С. Россия в современном мире. Ответы на вызовы XXI века: статьи и выступления. М. : Олма-Пресс, 2004. Крылов Э. Конвенция «маленьких островов» // Атомный эксперт. 2017. URL :

atomicexpert.com/page726529.html (дата обращения: 10.01.2019). Лебедева О. В. Дипломатия Японии в рамках АРФ: некоторые аспекты региональной безопасности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 12-21.

Миронов С. М. Азиатско-Тихоокеанский регион и мы // Известия. 2007. URL :

izvestia.ru/news/322302 (дата обращения: 10.01.2019). ООН. Ежегодник Организации Объединенных Наций по разоружению 2006. Т. 31. Нью-Йорк : Организация Объединенных Наций, 2010. URL : books. google.ru/books/isbn=9214420068 (дата обращения: 22.12.2019). ООН. Ежегодник Организации Объединенных Наций по разоружению 2013. Т. 38. Нью-Йорк : Организация Объединенных Наций, 2016. URL :

unoda-web.s3-accelerate.amazonaws.com/wp-content/uploads/assets/pub-lications/yearbook/ru/RU-YB-VOL-38-2013-part2.pdf (дата обращения: 22.12.2019).

РИА Новости. Восточноазиатский саммит: проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона // 2016. URL : ria.ru/20160908/1476436187.html (дата обращения: 10.01.2019).

Стапран Н. В. Основные форматы многостороннего взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Индекс безопасности. 2015. Т. 21. № 3 (114). С. 25-36.

Фролова А. Я. Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 4. С. 63-70.

Associated Press. Asia-Pacific on APEC calls on N. Korea to end nuclear initiative // 2006. URL : www.nbcnews.com/id/15804503/ns/world_news-asia_ pacific/t/apec-calls-n-korea-end-nuclear-initiative/#.Wek5v-0avQo (accessed 10 January 2019).

Ayson R. Management, Abolition, and Nullification: Nuclear Nonproliferation Strategies in the 21st Century. Nonproliferation Review. 2001. Vol. 8. P. 67-81. doi.org/10.1080/10736700108436864

Baker C., Santoro D. Institutionalizing Nuclear Governance in the Asia Pacific // CSCAP. 2013. URL : www.cscap.org/uploads/docs/ NEEGReports/2NEEGReptNov2013.pdf (accessed 10 January 2019).

Baker C. W., Santoro D. PacNet #85 - Building Nuclear Governance in the Asia Pacific: The Next Big Project // Pacific Forum. 2014. URL : www.pacforum. org/analysis/pacnet-85-building-nuclear-governance-asia-pacific-next-big-project (accessed 10 January 2019).

Faust D. A. Effektive Sicherheit: Analyse des Systems kollektiver Sicherheit der Vereinten Nationen und Entwurf eines alternativen Sicherheitssystems. Wiesbaden : Westdeutscher Verlag, 2002.

FootR. The Role of East Asian Regional Organizations in Regional Governance: Constraints and Contributions // Carnegie Endowment for International Peace. 2011. URL : carnegieendowment.org/2011/06/07/role-of-east-asian-regional-organizations-in-regional-governance-constraints-and-contributions-pub-44420#DPRK (accessed 10 January 2019).

Putra N. A., Andrews-Speed P. Prospects for Nuclear Power in ASEAN // The Diplomat. 2018. URL : thediplomat.com/2018/06/prospects-for-nuclear-pow-er-in-asean/ (accessed 10 January 2019).

RT. Pyongyang seeks ASEAN's help to avert 'nuclear holocaust' as Trump warns of 'major conflict' // 2017. URL : www.rt.com/news/386406-pyongyang-ase-an-letter-nuclear-holocaust/ (accessed 10 January 2019).

Squassoni S. ASEAN Regional Forum Workshops. // Center for Strategic and International Studies. 2017. URL : csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/ event/170307_CSCAP_NPD_Squassoni.pdf (accessed 10 January 2019).

Thakur R. Asia-Pacific and the UN Nuclear Weapon Prohibition Treaty. // Policy Forum. 2017. URL : www.policyforum.net/asia-pacific-un-nuclear-weapon-prohibition-treaty/ (accessed 10 January 2019).

The Jakarta Post. Asia Pacific: Region of nuclear weapons // 2013. URL : www. thejakartapost.com/news/2013/11/22/asia-pacific-region-nuclear-weapons. html (accessed 10 January 2019).

Tong Zhao. Nuclear Weapon States and the Southeast Asia Nuclear Weapon Free Zone // Carnegie-Tsinghua Center. Carnegie Endowment for International Peace. 2017. URL : carnegietsinghua.org/2017/02/10/nuclear-weapon-states-and-southeast-asia-nuclear-weapon-free-zone-pub-67965 (accessed 10 January 2019).

Townshend A. America first: US Asia policy under President Trump // United States Studies Centre. 2017. URL : www.ussc.edu.au/analysis/america-first-us-asia-policy-under-president-trump (accessed 10 January 2019).

Vietnam News. Threat of nuclear war dominates Asia-Pacific forum // 2018. URL : vietnamnews.vn/politics-laws/421526/threat-of-nuclear-war-dominates-asia-pacific-forum.html#5e4zOqOfQto8C2fK.97 (accessed 10 January 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wai Yee Lin, Yamao M. Enhancing Food Security by Cooperation among ASEAN Countries: A Review for Achieving Better Food Availability in the Region // Hiroshima University. 2012. URL : home.hiroshima-u.ac.jp/food0709/seika/ seika2012-4.pdf (accessed 10 January 2019).

REFERENCES

BudenkovaA. V. Evropejskij sojuz i obespechenie bezopasnosti v Aziatsko-Tiho-okeanskom regione // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 3 (63). T. 2. S. 172-177.

Zelenkova M. S. SShA smeshhajut fokus vnimanija ASEAN v storonu Korejskogo poluostrova // Rossijskij Institut Strategicheskih Issledovanij (RISI). 2017. URL : riss.ru/analitycs/40856/ (data obrashhenija: 10.01.2019).

Ivanov I. S. Rossija v sovremennom mire. Otvety na vyzovy XXI veka: stat'i i vystuplenija. M. : Olma-Press, 2004.

Krylov Je. Konvencija «malen'kih ostrovov» // Atomnyj jekspert. 2017. URL : atomicexpert.com/page726529.html (data obrashhenija: 10.01.2019).

Lebedeva O. V. Diplomatija Japonii v ramkah ARF: nekotorye aspekty regional'noj bezopasnosti // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013. № 4 (31). S. 12-21.

Mironov S. M. Aziatsko-Tihookeanskij region i my // Izvestija. 2007. URL : izvestia.ru/news/322302 (data obrashhenija: 10.01.2019).

OON. Ezhegodnik Organizacii Ob#edinennyh Nacij po razoruzheniju 2006. T. 31. N'ju-Jork : Organizacija Ob#edinennyh Nacij, 2010. URL : books.google.ru/ books/isbn=9214420068 (data obrashhenija: 22.12.2019).

OON. Ezhegodnik Organizacii Ob#edinennyh Nacij po razoruzheniju 2013. T. 38. N'ju-Jork : Organizacija Ob#edinennyh Nacij, 2016. URL : unoda-web.s3-accelerate.amazonaws.com/wp-content/uploads/assets/publications/yearbook/ ru/RU-YB-VOL-38-2013-part2.pdf (data obrashhenija: 22.12.2019).

RIA Novosti. Vostochnoaziatskij sammit: problemy Aziatsko-Tihookeanskogo regiona // 2016. URL : ria.ru/20160908/1476436187.html (data obrashhenija: 10.01.2019).

Stapran N. V. Osnovnye formaty mnogostoronnego vzaimodejstvija v Aziatsko-Tihookeanskom regione // Indeks bezopasnosti. 2015. T. 21. № 3 (114). S. 25-36.

Frolova A. Ja. Problemy bezopasnosti v Aziatsko-Tihookeanskom regione: rol' foruma ATJeS // Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2009. № 4. S. 63-70.

Associated Press. Asia-Pacific on APEC calls on N. Korea to end nuclear initiative // 2006. URL : www.nbcnews.com/id/15804503/ns/world_news-asia_ pacific/t/apec-calls-n-korea-end-nuclear-initiative/#.Wek5v-0avQo (accessed 10 January 2019).

Ayson R. Management, Abolition, and Nullification: Nuclear Nonproliferation Strategies in the 21st Century. Nonproliferation Review. 2001. Vol. 8. P. 67-81. doi.org/10.1080/10736700108436864

Baker C., Santoro D. Institutionalizing Nuclear Governance in the Asia Pacific // CSCAP. 2013. URL : www.cscap.org/uploads/docs/ NEEGReports/2NEEGReptNov2013.pdf (accessed 10 January 2019).

Baker C. W., Santoro D. PacNet #85 - Building Nuclear Governance in the Asia Pacific: The Next Big Project // Pacific Forum. 2014. URL : www.pacforum. org/analysis/pacnet-85-building-nuclear-governance-asia-pacific-next-big-project (accessed 10 January 2019).

Faust D. A. Effektive Sicherheit: Analyse des Systems kollektiver Sicherheit der Vereinten Nationen und Entwurf eines alternativen Sicherheitssystems. Wiesbaden : Westdeutscher Verlag, 2002.

FootR. The Role of East Asian Regional Organizations in Regional Governance: Constraints and Contributions // Carnegie Endowment for International Peace. 2011. URL : carnegieendowment.org/2011/06/07/role-of-east-asian-regional-organizations-in-regional-governance-constraints-and-contributions-pub-44420#DPRK (accessed 10 January 2019).

Putra N. A., Andrews-Speed P. Prospects for Nuclear Power in ASEAN // The Diplomat. 2018. URL : thediplomat.com/2018/06/prospects-for-nuclear-pow-er-in-asean/ (accessed 10 January 2019).

RT. Pyongyang seeks ASEAN's help to avert 'nuclear holocaust' as Trump warns of 'major conflict' // 2017. URL : www.rt.com/news/386406-pyongyang-ase-an-letter-nuclear-holocaust/ (accessed 10 January 2019).

Squassoni S. ASEAN Regional Forum Workshops. // Center for Strategic and International Studies. 2017. URL : csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/ event/170307_CSCAP_NPD_Squassoni.pdf (accessed 10 January 2019).

Thakur R. Asia-Pacific and the UN Nuclear Weapon Prohibition Treaty. // Policy Forum. 2017. URL : www.policyforum.net/asia-pacific-un-nuclear-weapon-prohibition-treaty/ (accessed 10 January 2019).

The Jakarta Post. Asia Pacific: Region of nuclear weapons // 2013. URL : www. thejakartapost.com/news/2013/11/22/asia-pacific-region-nuclear-weapons. html (accessed 10 January 2019).

Tong Zhao. Nuclear Weapon States and the Southeast Asia Nuclear Weapon Free Zone // Carnegie-Tsinghua Center. Carnegie Endowment for International Peace. 2017. URL : carnegietsinghua.org/2017/02/10/nuclear-weapon-states-and-southeast-asia-nuclear-weapon-free-zone-pub-67965 (accessed 10 January 2019).

Townshend A. America first: US Asia policy under President Trump // United States Studies Centre. 2017. URL : www.ussc.edu.au/analysis/america-first-us-asia-policy-under-president-trump (accessed 10 January 2019).

Vietnam News. Threat of nuclear war dominates Asia-Pacific forum // 2018. URL : vietnamnews.vn/politics-laws/421526/threat-of-nuclear-war-dominates-asia-pacific-forum.html#5e4zOqOfQto8C2fK.97 (accessed 10 January 2019).

Wai Yee Lin, Yamao M. Enhancing Food Security by Cooperation among ASEAN Countries: A Review for Achieving Better Food Availability in the Region // Hiroshima University. 2012. URL : home.hiroshima-u.ac.jp/food0709/seika/ seika2012-4.pdf (accessed 10 January 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.