а-с = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Антон СЫРОМЯТИН
ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА ФРАНЦИИ: СДЕРЖИВАНИЕ СЛАБЫМ СИЛЬНОГО
Становление Франции как ядерной державы обычно связывают с президентством генерала де Голля (1958-1969). Действительно, ни один из политических лидеров времён Четвёртой и Пятой республик не был столь ярым и последовательным сторонником обретения Францией собственного ядерного щита. Именно при Шарле де Голле Франция провела первое испытание ядерного оружия. Однако его история берёт свое начало ещё в 90-х годах XIX века, когда французом Антуаном Анри Беккерелем (1852-1908) при опыте с солями урана был открыт феномен естественной радиоактивности, за что в 1903 году он был удостоен Нобелевской премии по физике. Открытие Беккереля вскоре было дополнено опытами Пьера Кюри (1859-1906) и Марии Складовской-Кюри (18671934), открывших неизвестные ранее радиоактивные элементы - полоний и радий, установивших радиоактивность тория и сделавших большой вклад в изучение явления радиоактивности1.
В 1935 году Нобелевскую премию получили уже Ирэн Жолио-Кюри (18971956) и её муж Фредерик Жолио-Кюри (1900-1958) за открытие искусственной радиоактивности. В конце 1930-х годов сначала итальянец Энрико Ферми, а затем и другие известные учёные, в том числе и И. Жолио-Кюри, а также немецкие учёные Отто Ган и Фритц Штрасман добились деления урана-235. Основываясь на полученных результатах, Ф. Жолио-Кюри одним из первых пришёл к
1 Мария Кюри была дважды удостоена Нобелевской премии (в 1903 г. - по физике, вместе с мужем Пьером Кюри и Анри Беккерелем за исследования в области радиоактивности; в 1911 г. - по химии за открытие радия и полония).
© Сыромятин Антон Валерьевич -
выпускник факультета мировой политики Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН).
выводу о возможности цепной реакции и приступил к проектированию ядерного реактора на тяжёлой воде.
В течение Второй мировой войны работы по ядерной проблематике во Франции практически не велись, так как её национальная территория была оккупирована немецкими войсками. С большим трудом Ф. Жолио-Кюри и его сотрудники сохранили запасы тяжёлой воды и техническую документацию, вывезя их в Великобританию. По окончании войны, встав во главе созданного в 1945 году по решению возглавлявшего временное правительство де Голля Комиссариата по атомной энергии Франции (Comissariat à l'énergie atomique), Ф. Жолио-Кюри вновь занялся работами по созданию ядерного реактора. И уже в 1948 году реактор был запущен. При непосредственном участии Ф. Жолио-Кюри в это же время был запущен и циклотрон. Основной задачей комиссариата являлись научные исследования с целью использования ядерной энергии в науке, промышленности и для нужд обеспечения национальной обороны. Несмотря на жёсткую позицию самого Ф. Жолио-Кюри, который был категорически против создания ядерного оружия, с 1952 года, с принятием закона, разрешавшего наработку оружейного плутония на реакторе-размножителе "Феникс" (Phoenix), расположенном в местечке Маркуль, Франция взяла курс на создание ядерных ударных сил1.
Подоплёку этого решения можно найти и в многовековой истории Франции как великой державы, в том числе колониальной, и в той экономически трудной и политически нестабильной ситуации, в которой оказалась Франция по окончании Второй мировой войны, и, конечно же, в балансе сил на международной арене, сложившемся в ту историческую эпоху. В частности, де Голль отмечал в своих мемуарах, что Франция может и должна проводить собственную политику как в Европе, так и во всём мире. Оказавшись по одну сторону "железного занавеса" с США, Франция не хотела слепо следовать за ними в экономических и политических вопросах, равно как и в военных. Наибольшее своё отражение эти устремления нашли во внешней политике де Голля, видевшего своей главной целью обеспечение национальной независимости Франции. А независимость, по мнению де Голля, требовала наличия современных средств сдерживания, то есть как тактического. так и стратегического ядерного оружия. "Невозможно представить себе независимой страну, не обладающую ядерным оружием, - заявил в одной из своих речей генерал де Голль, - поскольку она вынуждена полагаться на другие государства в вопросах обеспечения собственной безопасности, а значит, зависит от них политически"2.
Изначально жёсткая позиция Франции в отношении рассматривавшейся как форпост США в Европе Великобритании по вопросу создания общеевропейских экономических и политических институтов и выход Франции в 1966 году из военной организации НАТО показали, что Франция, несопоставимая по своей экономической, демографической, политической и военной мощи с СССР и
1 См.: Nuklear. Encyclopédie de la dissuasion, CDrom sous la supervision éditoriale de Hubert Verdine, Microfolie's, Paris, 1996.
2 см. URL: http://www.de-gaulle-edu.net/approfondir/textes/indep_nat.htm
США, тем не менее претендовала на особое место в биполярной системе международных отношений.
Против кого было направлено создававшееся ядерное оружие? Конечно, это была попытка создать дополнительные "отрицательные стимулы" для интервенции СССР в Западную Европу. Но гораздо больший эффект имело это событие для Франции в политическом плане, что особо подчёркивал де Голль, ибо оно означало прорыв до статуса если и не сверхдержавы, то уж, конечно, державы - актора международных отношений, с которым нельзя было не считаться. И тем более значимым было это событие, поскольку Франция стала четвёртой ядерной державой после США (1945 г.), СССР (1949 г.) и Великобритании (1953 г.). Стоит отметить, что если Великобритания получала техническую поддержку со стороны США, то Франция, напротив, разработала, испытала и приняла на вооружение ядерное оружие без существенной поддержки других государств. В условиях такого малого количества ядерных держав это было похоже на "взрыв" в международных отношениях.
Становление Франции как ядерной державы
Обсуждение вопросов, связанных с испытанием ядерного оружия, особенно активизировалось в середине 1950-х годов после поражения французских войск во Вьетнаме. Начиная с 1954 года в правительстве обсуждалась программа исследования проблем создания ядерного оружия, но крах правительства Мендес Франса и общая политическая нестабильность Четвёртой республики во второй половине 1950-х годов не позволили в полной мере развить эту программу. Тем не менее начиная с 1955 года в военный бюджет всё же стали закладываться расходы на создание ядерного оружия. В 1956 году была создана рабочая группа по подготовке специальных испытаний (Groupe d'études des expérimentations spéciales), а год спустя - межведомственная рабочая группа по проведению ядерных испытаний. В их задачи входила подготовка доклада правительству о способности и готовности Франции провести испытание ядерного оружия, а также разработка необходимых для его проведения мер. Как отмечает Пьер Мессмер, занимавший пост министра армий при де Голле и фактически руководивший всеми программами, так или иначе связанными с ядерным оружием, вышеперечисленные начинания не получили полноценного развития в 1950-е годы, поскольку сменявшие друг друга руководители Четвёртой республики опасались вызвать бурю критики и негодования как со стороны собственного населения, так и со стороны партнёров и союзников1.
Лишь в 1958 году за несколько дней до падения Четвёртой республики председатель Совета министров Феликс Гайар принимает решение о проведении в 1960 году ядерного испытания, на основе которого начинается уже прак-
1 см. Messmer P. La dissuasion nucléaire française : genèse et actualité. - URL: www.asmp.fr/fiches_academiciens/ textacad/messmer/nucleaire.pdf
тическая подготовка полигона для осуществления взрыва в оазисе Регган в пустыне Сахара. Придя к власти, де Голль, считавший, как уже отмечалось выше, ядерное оружие залогом безопасности и независимости Франции, не колеблясь поддерживает решение Гайара и продолжает финансирование подготовки к проведению испытания.
Первая французская атомная бомба была взорвана 13 февраля 1960 года. Через месяц после испытаний французское правительство объявило, что мощность заряда составляла от 60 до 70 Кт. Этот взрыв, получивший название "Синий тушканчик" (Gerboise bleue), был произведён в атмосфере. Впоследствии Франция проводила и подземные испытания атомного оружия; в частности, 13 подземных взрывов за период с 1961 по 1966 год было произведено на полигоне, расположенном в местечке Ин Экер в горном массиве Тан Афелла на юге Алжира. Но уже в 1962 году, после заключения Эвианских соглашений по Алжиру, стала очевидной необходимость создания нового полигона, на котором можно было бы проводить сверхмощные испытания находившегося в стадии разработки термоядерного оружия. Таким полигоном на десятилетия, вплоть до последнего взрыва 27 января 1996 года, стали для Франции живописнейшие атоллы Муруроа и Фан-гатауфа, расположенные в архипелаге Туамоту в южной части Тихого океана. По оценочным данным, за период с 1945 по 1995 год, то есть за 50 лет, прошедших после Второй мировой войны, Франция произвела 210 ядерных взрывов, что, безусловно, меньше, чем 715 ядерных испытаний, проведённых Советским Союзом, и 1051 - осуществлённых США. Однако это примерно в четыре раза больше, чем аналогичный показатель у Великобритании и Китая1 .
Элементы первой, военно-воздушной составляющей ядерных сил Франции, были приняты на вооружение в 1964 году. Позже, в 1971 году, были поставлены на боевое дежурство ракеты наземного базирования. А год спустя, в 1972-м вошёл в строй заложенный ещё в 1958 году первый атомный ракетоносец типа "Редутабль" (redoubtable (фр.) - устрашающий, грозный). Таким образом, уже к началу 1970-х годов прошлого века Франция располагала классической ядерной триадой. В 1972 же году был принят первый стратегический документ, определивший приоритеты и цели национальной оборонной политики Франции, а также средства и пути достижения этих целей, - "Белая книга по вопросам обороны" (Livre Blanc sur la Defence).
Без существенных трансформаций ядерные силы Франции просуществовали до конца 1980 - начала 1990-х годов, когда ядерная триада претерпела целый ряд изменений, которые представляют собой значительный односторонний вклад Франции в общемировые процессы разоружения и нераспространения. Этот период стал переломным в истории развития и формирования ядерных сил Франции. В 1991-1992 годах французы достигли исторического потолка в 538
1 cм. Les essais nucléaires français, sous la direction de Yves LE BAUT. - Bruylant, Bruxelles, 1996.
ядерных боезарядов, после чего началось неуклонное снижение количественных показателей их ядерного арсенала1.
Ещё в 1989 году правительством Франции было принято решение о значительном сокращении стоящих на дежурстве мобильных стратегических ракет класса "земля-земля" типа "Адэс" (Hadès)2, а позднее, в 1992 году, о полном демонтаже не только этих ракет, но и мобильных стратегических ракет предыдущего поколения типа "Плутон" (Pluton)3. Демонтаж ракет "Плутон" был закончен в 1993 году с большим опережением намеченного графика, тогда как демонтаж ракет типа "Адэс" был завершён к марту 1998 года. По завершении этих работ во Франции терминологически исчезло разделение понятий тактического и стратегического ядерного оружия. Кроме того, в 1991 году была прекращена программа разработки ракеты класса "земля-земля" нового поколения S45. А в 1996 году были сняты с боевого дежурства и демонтированы все 18 стратегических ракет наземного базирования типа S3D, развёрнутые на полигоне, находящемся на юго-востоке Франции в департаменте Воклюз на плато Альбион. Что особенно важно и в целом не присуще процессу ядерного разоружения, Франция - единственная среди ядерных держав - закрыла центр ядерных исследований, мощности по обогащению урана и ликвидировала мощности и испытательные лаборатории на атоллах Муруроа и Фангатауфа4,.
Тот факт, что все эти изменения произошли именно в 90-х годах ХХ века, не случаен. В 1991 году распался Советский Союз, на протяжении всей "холодной войны" воспринимавшийся как военная угроза национальной безопасности Франции. Политика сдерживания строилась по модели "сдерживания слабым сильного", согласно которой даже минимальная угроза нанесения удара с применением ядерного оружия удерживает от нападения потенциального противника, обладающего значительным превосходством в ядерной сфере. Распад СССР привёл к необходимости радикального пересмотра ядерной политики.
1 cм. Table of global nuclear stockpiles, 1945-2002, Natural Resources Defense Council Nuclear Data, URL: http://www.nrdc.org/nuclear/nudb/datab19.asp
2 Программа "Адэс" была начата в 1977 году; ракеты этого типа, обладая дальностью полёта 350 км, могли нести одну боеголовку мощностью 15, 25 или 80 Кт; всего к началу 1990-х годов было развёрнуто 90 ракет "Адэс" на 45 пусковых установках, но по решению Франсуа Миттерана их количество должно было сократиться до 30 на 15 пусковых установках.
3 Ракеты типа "Плутон" были развернуты в 1974 году как ракеты театра военных действий, то есть как тактическое оружие. При дальности полёта 120 км они способны нести по одной боеголовке мощностью 15 или 25 Кт.
4 Мощности и испытательные лаборатории на полигонах в оазисе Регган и горном массиве Тан Афелла были ликвидированы ещё в 60-х годах, уже в 1967 году "полностью очищенные" территории этих полигонов были переданы Алжиру.
См. Толкачёв В. Военная политика Франции на рубеже веков//Зарубежное военное обозрение, № 9, 2003; Tertrais B. La dissuasion nucléaire française après la guerre froide: continuité, ruptures, interrogations, URL: http://www.u-paris2.fr/afri-ct/afri/2000/tertrais_b.htm; Table of French Nuclear Forces, 2002, Natural Resources Defence Council Nuclear Data, URL: http://www.nrdc.org/nuclear/nudb/datab16.asp
Направление этого пересмотра было обусловлено несколькими факторами. Одновременно с исчезновением опасности со стороны Советского Союза более очевидной стала угроза распространения ядерного оружия. С момента испытания своего собственного ядерного заряда в 1960 году до начала 1990-х годов Франция последовательно отказывалась от участия в переговорах о контроле над ядерными вооружениями, апеллируя к гигантской диспропорции в количественных и качественных характеристиках вооружений самой Франции и вооружений двух ядерных сверхдержав - СССР и США. Но с изменением стратегического контекста обновились и подходы к политике контроля над вооружениями. В 1991 году Ф. Миттеран заявил о присоединении Франции к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), членом которого Франция до этого времени не являлась, несмотря на то что участники договора признавали её в качестве ядерной державы.
Ввиду несопоставимо меньших, по сравнению со сверхдержавами, финансовых ресурсов Франции, она фактически не участвовала в гонке ядерных вооружений. А во второй половине 1990-х годов в связи с бурным развитием компьютерных технологий стало возможным полностью отказаться от реальной работы с ядерными материалами. Ещё в 1992 году Франция ввела мораторий на ядерные испытания. Однако неустойчивость системы международных отношений в этот период вывела в разряд угроз для национальной безопасности Франции нестабильные режимы в близлежащих странах, терроризм, непрекращающийся конфликт на Ближнем Востоке. Всё это подтолкнуло Францию пойти на проведение в нарушение моратория серии ядерных испытаний в 1995-1996 годах на атоллах Муруроа и Фангатауфа с целью, как её обозначил президент Франции Жак Ширак, обеспечить надёжность, эффективность и безопасность ядерного арсенала. Все вышеописанные мероприятия были направлены на то, чтобы определить новую роль ядерного оружия в соответствии с реалиями изменившегося мира.
Лишившись в результате описанных преобразований одной из составляющих ядерной триады, Франция превратила её в диаду, характеризующуюся мобильностью, универсальностью и, не в последнюю очередь, надёжностью. Эти факторы играют большую роль, особенно ввиду незначительного, по сравнению с Россией и США, количества ядерных боезарядов - 348. Интерес представляет и распределение ядерных боезарядов между компонентами диады следующим образом: 288 приходится на военно-морскую составляющую, 60 - на военно-воздушную1.
Военно-морская составляющая ядерной диады Франции претерпевала и претерпевает до сих пор серьёзные технологические изменения. Безусловно, они затронули и военно-воздушную составляющую, но именно в военно-морской оказались наиболее масштабны. В строю, по состоянию на 1 апреля 2004 года, находились 2 атомных ракетоносца - "Л'Инфлексибль" и "Ле Темерер" (inflexible (фр.) - непреклонный; téméraire (фр.) - отважный), один стоял на плановом ре-
1 По данным Centre de Documentation et de Recherche sur la Paix et les Conflits на 1 апреля 2004 г.
монте - "Триомфан" (triomphant (фр.) - победоносный), в ноябре 2004 года была принята на вооружение атомная подводная лодка (АПЛ) "Ле Вижилан" (vigilant (фр.) - недремлющий, всевидящий), а к 2010 году планируется введение в строй ещё одной АПЛ "Ле Террибль" (terrible (фр.) - ужасный). При этом АПЛ "Л'Инфлексибль", "Ле Темерер", "Триомфан" и "Ле Вижилан" вооружены 16 ракетами типа M-45, несущими по шесть боеголовок мощностью 150 Кт каждая, при дальности полёта 6 000 км. А "Ле Террибль", как предполагается, будет вооружена 16 ракетами нового поколения типа М-51, несущими по шесть боеголовок, не объявленной пока мощности, при дальности полёта от 8 до 10 тыс. км.
Военно-воздушная составляющая ядерной диады Франции представляет собой три эскадрона (60 самолётов) Мираж 2000N, на которые в сумме приходится 50 ракет с ядерными боеголовками, мощностью 300 Кт каждая, при дальности полёта 2 750 км.; и две флотилии (24 самолёта) Супер-Этендар, на которые в сумме приходится 10 ракет с ядерными боеголовками, мощностью 300 Кт каждая, при дальности полёта 650 км \
При таком ядерном арсенале во Франции, естественно, не утихают политические дискуссии вокруг целого ряда проблем, касающихся в том числе возможности применения ядерного оружия. Основой для подобных дискуссий является второй по счёту официальный доктринальный документ, посвящён-ный национальной обороне - "Белая книга по вопросам обороны" (Livre Blanc sur la Défence), увидевшая свет в 1994 году.
Определение угроз
На современном этапе впервые за свою многовековую историю Франция не имеет прямой военной угрозы своим границам. Но у этого есть и оборотная сторона - появление новых рисков и угроз при сохранении некоторых ныне существующих, в том числе экономического и социо-культурного характера.
В целом, с точки зрения правительства Франции, мир сегодня характеризуется обстановкой нестабильности, ставшей следствием, во-первых, ощущения некоей дезориентированности после распада СССР, а во-вторых, растущей дифференциации общества всех континентов на бедных и богатых. К тому же существует проблема увеличения населения земли: по прогнозам, к 2015 году оно должно достигнуть уровня 7,7 млрд человек. При этом лишь 13% будут жить в развитых странах. Демографические проблемы в развивающихся странах повлекут за собой экономические - резкое уменьшение доходов, увеличение безработицы и прочие. Помимо этого существует множество очагов региональной нестабильности, включая Восточную Европу, в том числе Россию и Кавказ.
1 См. Etat des forces nucléaires françaises au 1er avril 2004, Observatoire des armes nucléaires françaises, Centre de Documentation et de Recherche sur la Paix et les Conflits, URL: http://www.obsarm.org/obsnuc/puissances-mondiales/france-forces.html
Не меньшей угрозой является и распространение оружия массового уничтожения в таких его формах, как, с одной стороны, распространение какой-либо страной или отдельным предприятием технологий, оборудования, сырья и знаний, необходимых для производства ядерного, биологического, бактериологического, химического оружия и баллистических ракет как наиболее деструктивного по всему спектру поражающих эффектов из средств доставки, а с другой стороны, чаще всего тайные попытки какого-либо государства приобрести всё вышеперечисленное.
В документе широко используется понятие "невоенной угрозы", под которой подразумеваются такие угрозы жизненно важным интересам страны, как преступная деятельность и терроризм. Франция, как демократическое государство, несомненно, подвержена такого рода рискам в гораздо большей степени, чем страны с авторитарными и тоталитарными режимами. В качестве угрозы воспринимается и тесно связанный с терроризмом, зачастую являющийся его питательной средой, религиозный и националистический экстремизм. К невоенным угрозам относится также и распространение наркотиков, подрывающее здоровье нации.
Все эти угрозы воспринимаются через призму глобализации мировых финансовых, информационных потоков, которая имеет как отрицательные стороны - быстрое развитие событий в масштабах всего мира, так и положительные - расширенные возможности урегулирования конфликтов, апелляции к мировому сообществу.
Определение интересов
Интересы государства делятся, согласно доктрине, на жизненно важные, стратегические и присущие положению, которое страна занимает в мировом сообществе.
Главным и несомненным жизненно важным интересом Франции является обеспечение её выживания любыми средствами, защита нации от каких бы то ни было угроз. Не менее значимым интересом является территориальная целостность и соблюдение суверенитета страны, включая не только материковую Францию, но и её заморские департаменты.
К стратегическим же интересам Франции относятся поддержание мира и стабильности на территории Европы и регионов, которые непосредственно прилегают к ней с востока и юга, - в странах средиземноморского бассейна, особенно на Ближнем Востоке; обеспечение в этом регионе устойчивого экономического роста, высокой экономической активности; снижение национальной энергетической зависимости Франции от нефте- и газо-экспортирующих стран Востока.
Последняя из перечисленных групп интересов включает обязанности Франции как постоянного члена Совета Безопасности ООН по поддержанию мира во всём мире, соблюдению норм международного права и распространению демократических ценностей.
Границы этих групп интересов на первый взгляд прозрачны и мягки. Это не случайно. Правительство Франции стремится за счёт такого подхода лишить потенциальных противников возможности рассчитать "необходимый" неприемлемый ущерб.
В целом, жизненно важные интересы Франции во многом схожи с интересами других европейских стран, поэтому важным элементом оборонной политики Франции является попытка создания общеевропейской системы обороны, включающей ядерные силы не только Франции, но и Великобритании как неотъемлемые составные части.
Модель сдерживания слабым сильного
Ядром оборонной, в том числе ядерной, доктрины Франции является понятие "сдерживания". Сдерживание, в самом общем смысле определяется как предотвращение агрессии путём угрозы применения силы. Французская доктрина сдерживания основывается на осознании потенциальным противником неприемлемости возможного ущерба, который будет нанесён ему с использованием ядерного оружия в случае агрессии, направленной против Франции. В первом доктринальном документе по вопросам обороны от 1972 года обычные и ядерные вооружения были вплетены в общий сценарий применения силы в рамках сдерживания. В 1994 году было признано, что неядерное сдерживание не может заменить ядерного. Сегодня именно ядерное оружие призвано гарантировать жизнеспособность самой доктрины сдерживания, обычным же вооружениям отводится практическая роль, что, конечно, ставит их в центр оборонной доктрины. Однако это происходит из понимания невозможности и гибельности применения ядерного оружия. В качестве же политического инструмента сдерживания ядерное оружие превосходит обычные вооружения на несколько порядков. Грань между применением и угрозой применения ядерного оружия очень тонка, и именно на этой грани строится доктрина сдерживания. В конечном счёте цель сдерживания состоит в предотвращении войны любыми способами, а никак не в её развязывании.
Первоначально ядерное сдерживание было направлено непосредственно против СССР и стран-участниц Варшавского договора, то есть внутрь евразийского континента. После окончания "холодной войны" военная угроза с востока сошла на нет, превратившись в "риски нестабильности". Вместе с тем на рубеже веков особенно актуальными стали проблемы распространения ядерного оружия и терроризма. Поскольку вектор развития этого процесса лежит вне европейской части евразийского континента, то и вектор применения ядерного сдерживания выходит за границы Европы.
Франция подписала и ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия, протоколы к договорам Тлателолко, Раротонга и Пелиндаба1, и соответственно приняла на себя обязательства по разоружению и нераспространению. И
1 Договоры Тлателолко (1967 г.), Раротонга (1985 г.) и Пелиндаба (1996 г.) представляют собой соглашения о создании на территории Латинской Америки и Карибского бассейна (включая Кубу), южной части Тихого океана и Африки соответственно зон, свободных от ядерного оружия.
действительно, на протяжении 90-х годов прошлого века ядерные силы Франции сокращались. Однако, это вполне укладывается в доктрину ядерного сдерживания, ведь ещё одним важным принципом этой доктрины является принцип достаточности. Это означает, что у Франции должно быть достаточно сил, чтобы в ответ на агрессию любого противника нанести ему неприемлемый ущерб.
Разоружаться же Франция согласна только при трёх следующих условиях, сформулированных Франсуа Миттераном: нивелирование количественных и качественных различий арсеналов ядерных держав, выравнивание диспропорций в обычных и химических вооружениях и полное прекращение гонки вооружений в сферах противоракетной, противолодочной и других видов обороны1.
Французская доктрина сдерживания предполагает шесть основных видов конфликтов и соответственное количество вариантов развития событий, три из которых предусматривают использование ядерного оружия:
1. Региональный конфликт, не подвергающий опасности жизненно важные интересы Франции. Регион определяется как Европа, страны Средиземноморья и Ближний Восток, хотя оговаривается, что никакие другие регионы в принципе не исключаются. В таком случае будут применяться обычные силы, соразмерные силам противника.
2. Региональный конфликт, который может поставить под угрозу жизненно важные интересы Франции. Под таким конфликтом подразумевается конфликт в пределах последующих 20 лет с участием ядерной державы, эскалация которого может поставить жизненно важные интересы Франции под угрозу. В задачу мирового сообщества входит не допустить подобного развития событий. В этом случае ядерное оружие играет большую роль, но лишь как невоенный инструмент, как средство чисто политического сдерживания возможных атак с применением ядерного оружия, ядерного шантажа, воздушных нападений.
3. Конфликт, который ставит под угрозу целостность государства, за счёт заморских департаментов Франции, находящихся, как и вся остальная национальная территория, под "зонтом" ядерного сдерживания. Для восстановления государственного суверенитета будут использованы все доступные средства.
4. Интервенция со стороны Франции, в одиночку или совместно с другими странами, на территорию других независимых государств с целью остановить медленно протекающий конфликт.
5. Операция во имя мира и международного права. Подобная активность Франции направляется по каналам официальных международных организаций.
6. Противостояние массированной угрозе на территории Европы в лице технически высокоразвитого противника, способного нанести удар как ядерными, так и высокотехнологичными обычными вооружениями. Конечно, такой сценарий развития событий очень маловероятен. Но, по мнению французских экспертов, авторов доктрины, полностью исключить его нельзя.
1 См. Tertrais B. La dissuasion nucléaire française après la guerre froide: continuité, ruptures, interrogations, URL: http://www.u-paris2.fr/afri-ct/afri/2000/tertrais_b.htm
В Белой книге признаётся, однако, что в чистом виде подобные операции редко встречаются в реальной политике, а чаще всего работает некий смешанный план или же несколько планов параллельно.
Итак, ядерная доктрина Франции заключалась и заключается в сдерживании слабым сильного. Но такой подход к национальной обороне был функционален во времена "холодной войны". С появлением же новых рисков и угроз в сфере международной безопасности необходимы изменения. Если во времена биполярного мира проблем с определением противника, на которого следовало направить всю мощь ядерного сдерживания, не возникало, то как выделить его в условиях, когда противником может быть не государство, а террористическая сеть, разбросанная по всему миру?!
Сегодня во Франции ни одна из политических партий, за исключением выступающих против использования ядерной энергии в любом виде "зелёных", не подвергает сомнению необходимость обладания ядерным оружием, так как только оно может гарантировать её безопасность и независимость в условиях существования государств, не охваченных режимом нераспространения. Такие государства воспринимаются как потенциальная угроза, в том числе ядерная.
В 90-е годы ХХ века во Франции было три большие дискуссии, затрагивавших вопросы ядерного оружия. В 1993-1995 годах активно обсуждался вопрос технического совершенствования ядерного оружия, а также необходимость возобновления испытаний. В 1995-1996 годах с появлением понятия "согласованное" сдерживание, с развитием понимания необходимости подтвердить экономическое и политическое единство Европейского Союза путём формирования общей оборонной политики, эти диспуты приобрели международный характер. Это означает необходимость не только совместного планирования, но самое главное - наличия общих жизненно важных интересов. Одним из приоритетов ядерной доктрины Франции является построение общеевропейской системы безопасности на базе французского и британского ядерных арсеналов. В 1997 году дискуссии в основном разворачивались вокруг одобрения или неодобрения соглашения между Францией и Германией по фундаментальным вопросам безопасности в Европе. При этом особенно активно против подобных инициатив, выдвигаемых правительством, выступал оппозиционный Национальный фронт (Front National) Жана-Мари ле Пена. В частности, в программе Национального фронта отмечается, что политика последних лет приносит в жертву национальную безопасность страны, обеспечение которой является одной из важнейших функций государства.
Тем не менее во Франции в целом сложился "национальный консенсус" по следующим пунктам:
1) Ядерное оружие необходимо и незаменимо.
2) Ядерное оружие нужно развивать или хотя бы поддерживать на существующем уровне.
3) Ядерное оружие должно стать частью общеевропейской системы безопасности1.
Французская доктрина ядерного сдерживания после окончания "холодной войны" не направлена против какого-либо конкретного государства, о чём неоднократно заявлял Жак Ширак, акцентируя внимание на том, что Франция не воспринимает ядерное оружие как оружие ведения войны. Так, во время визита на базу атомных ракетоносцев в Иль Лонг 19 января 2006 года он подтвердил, что "ядерное сдерживание представляет собой основу независимости и безопасности Франции". Ширак особо отметил, что ради обеспечения жизненно важных интересов страны руководящая элита должна, во-первых, стремиться предотвратить возможные риски, связанные в основном с террористической деятельностью как отдельных лиц, так и целых государств, и, во-вторых, быть готовой применить силу в случае необходимости. По его мнению, основой политики, учитывающей эти факторы, и является ядерный арсенал Французской Республики. При этом базовые элементы политики ядерного сдерживания, по словам г-на Ширака, не изменились - руководство Франции по-прежнему рассматривает ядерное оружие в качестве инструмента влияния2.
В научных кругах появилась концепция сдерживания "слабым сумасшедшего", согласно которой поведение агрессора ("сумасшедшего") непредсказуемо до такой степени, что нельзя заранее определить, какой тип оружия будет необходим, в отличие от сдерживания слабым сильного, при котором действия потенциального агрессора более или менее предсказуемы3.
На рубеже веков появление не только отдельных групп, но и целых государств, прибегающих к террористическим методам борьбы и располагающих даже небольшим количеством ОМУ, представляет важнейшую угрозу международной безопасности и стабильности мировой системы в целом. В этих условиях Франция стремится сохранить и модернизировать свой ядерный потенциал, адаптируя его к реалиям неспокойного мира в XXI веке.
1 Ibid.
2 См. Allocution de M. Jacques Chirac, Président de la République, lors de sa visite aux forces aériennes, océaniques et stratégiques, URL:
http://www.defense.gouv.fr/sites/defense/enjeux_defense/politique_de_defense/hautes_autorit es/discours_de_m._chirac_a_landivisau_le_190106?_&ispopup=1
3 См.: Dumoulin A. L'inexorable révision de la doctrine nucléaire française, Groupe de recherche et d'information sur la paix et la sécurité, URL: http://www.grip.org/bdg/g1621.html