«Я верю, будет чугуна и РЭПов на душу населения вполне!»*
Н. А.Зорин
НИИ клинико-экономической экспертизы и фармакоэкономики (НИИ КЭЭФ) Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, Россия
Рассматривается одна из статей проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой предусматриваются меры по ограничению контактов Фарминдустрии с медицинскими работниками.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральный закон, Фарминдустрия, медицинские представители, медицинские работники, ограничения в проФессиональной деятельности.
82
о.
О ш
-О
ш
I
ш
О
0
1 X
ш
0
1
а ш
Речь пойдет об одной из статей проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Приводим ее текст.1
Статья 70. Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности 1. Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:
1) принимать подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, договорам о педагогической и (или) научной деятельности медицинского работника), оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством и/или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их законных представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций) (далее соответственно — компания, представитель компании);
2) заключать соглашения с компанией (представителем компании) о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением соглашений о проведении
* Полная версия статьи — http://www.osdm.msk.ru/publ/Zorin-REP_2011.pdf.
1 Статья написана и принята к публикации до принятия Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Текст статьи приведен в соответствии с проектом закона, представленного для публичного обсуждения.
клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
3) получать от компании (представителя компании) образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам;
4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену;
5) осуществлять прием представителей компаний, а также иных лиц по вопросам обращения лекарственных средств, медицинских изделий в рабочее время (за исключением приема работников компаний лицами из административного персонала, уполномоченными для этого руководителем медицинской организации);
6) осуществлять выписку лекарственных препаратов, медицинских изделий на бланках, снабженных информацией рекламного характера, а также на бланках с заранее впечатанным наименованием лекарственного препарата, медицинских изделий;
7) использовать на территории медицинской организации предметы, имеющие логотип компании или торговое наименование лекарственного препарата, медицинского изделия;
8) принимать участие в любых мероприятиях, финансирование которых осуществляется одной компанией (за исключением мероприятий, проводимых в рамках клинического исследования лекарственного препарата, клинического испытания медицинских изделий).
2. Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:
1) принимать подарки, денежные средства, оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных ме-
роприятиях, проводимых за счет средств компании (представителя компании);
2) получать от компаний (представителей компаний) образцы лекарственных средств, медицинских изделий для вручения населению;
3) заключать соглашения в письменной или устной форме с компанией (представителем компании) о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
4) предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию об имеющихся в наличии лекарственных препаратах, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделиях, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену;
5) в случае если медицинскому или фармацевтическому работнику поступает предложение от представителя компании о совершении действий, перечисленных в частях 1 и 2 настоящей статьи, указанный работник информирует о данном факте руководителя организации, который в срок, не превышающий одного дня, письменно уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
6) лица, которым стало известно о несоблюдении медицинским или фармацевтическим работником, руководителем организации, оказывающей медицинскую помощь, или аптечной организации ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, обязаны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
7) за нарушения требований настоящей статьи медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и аптечных организаций, а также компании (представители компаний) несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
8) компаниям (представителям компаний) запрещается предлагать медицинским и фармацевтическим работникам, руководителям медицинских организаций и аптечных организаций совершать действия, в отношении которых частями 1 и 2 настоящей статьи установлены ограничения.
Минздравсоцразвития России рассматривает возможность запрета врачам, фармацевтам и медпред-ставителям (МП; жаргонное РЭП от гергеве^айуев) фармкомпаний (ФК) общаться друг с другом, участвовать в конференциях и пр.
Тотчас подозрительно единодушно отреагировало заинтересованное профессиональное сообщество. Интернет наполнился откликами, в основном осуждающими проект Минздравсоцразвития (на запрос по теме отыскивается более миллиона ссылок, и, что
интересно, при беглом взгляде не удалось найти поддерживающих политику министерства)1.
Так, например, в интернет-издании «Российская газета», спецвыпуск «Фармацевтика» № 5478 (102) от 16.05.2011, 00:40, были опубликованы сразу два «авторитетных отзыва» от заинтересованных (О. С. Медведев2 [2]) и «незаинтересованных» лиц (В. Б. Пастухов3, [3]), а также ряд выступлений и статей других лиц, в той или иной мере причастных к проблеме [4-6].
ЗА БЕДНОГО РЭПА ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Почти во всех интернет-публикациях как под копирку приводится ряд стереотипных утверждений (со ссылками на соцопросы, «зарубежный опыт» и пр.) в пользу общения МП с врачами. Поражает их апокалиптическая окраска и то, что все они совершенно мифологического свойства. После их прочтения возникает чувство, что МП прямо «Ум, Честь и Совесть нашей эпохи», «носители истинного знания» и т. п., и без них заглохнет наша медицина. Как пишет В. Б. Пастухов: «...как это ни парадоксально, самые печальные последствия для медицины и пациентов наступили бы в том случае, если бы утопия вдруг воплотилась в жизнь, и российское медицинское сообщество действительно удалось бы отсечь от фармацевтического бизнеса. Это было бы равнозначно попытке повернуть прогресс медицины вспять» (Здесь и далее по всему тексту, если не указано другое, выделено мною. Н. А. Зорин). И продолжает: «Недаром абсолютно все исследования показывают, что контакты с медицинскими представителями являются для врачей важнейшим источником информации о новых методах лечения. Плохо это или хорошо — судить поздно. Это свершившийся факт, с которым надо считаться». Непонятно, а почему поздно? И как «надо считаться», сохранением status quo? Источниками какой именно информации они являются?
Ему вторит уважаемый профессор О. С. Медведев: «Установление надежной и адекватной прямой и обратной связи фармацевтических компаний с врачами является в развитых странах неотъемлемой частью сферы обращения лекарственных средств и приносит пользу обеим сторонам». То есть мы, конечно, неразвитая страна (хотя у нас все это тоже существует к обоюдному удовольствию). И еще: «...никто (вдумайтесь — никто! даже зав. кафедрой
1 Сразу скажу, что политику Минздравсоцразвития тоже не поддерживаю, но очень понимаю (однако мои аргументы будут иными, нежели у апологетов деятельности ФК).
2 Зав. кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.
3 Адвокат, научный директор Института права и публичной поли-
83
ш
>
н
>
84
о.
О ш
-О
ш
I
ш
О
0
1 X
ш
0
1
а ш
фармакологии... Н. А. Зорин) кроме медпредставите-лей фармкомпаний не располагает более подробной и актуальной информацией о новых разработках и препаратах», — цитируют выступления О. С. Медведева уже на другом сайте [7].
О том же говорили еще год назад на своем круглом столе эксперты фармрынка: «Ограничение доступа медицинских представителей на территорию медучреждений», — по мнению И. И. Вайнштока4, — «поставит под удар обучение медицинского персонала». <....>. «Медицинские представители, как правило, являются врачами, и врачами высококвалифицированными» <....>. «Лишившись общения с медпредстави-телями, врачи будут меньше знать о возможных осложнениях от применения лекарств» [8]. Бедные врачи! Навязчиво повторяется обращение к зарубежному опыту. Там тоже «боролись с фармкомпания-ми», и «результатом таких нововведений явилось очень быстрое снижение качества медицинской помощи», — пишет уважаемый зав. кафедрой [2]. Можно только позавидовать газетным и интернет-публикациям, где авторы могут высказываться о чем угодно без ссылок на первоисточники. Авторы дружно сетуют на то, что снова мы, дескать, отстали от Европы, где РЭПов на душу врача в разы больше!5
Мне при этом невольно вспоминается высказывание героя известного фильма: «У киднепинга большое будущее. Мы здесь в Польше как всегда отстаем от Запада»...
Попробуем прокомментировать:
В медпредставители ФК у нас берут только молодых врачей, желательно с опытом работы 2—3 года. Достаточно посмотреть объявления о вакансиях (в ряде стран ими могут быть и не врачи, и не фармацевты, потому что в этой профессии быть врачом не обязательно! И даже вредно). Уже поэтому они не могут быть высококвалифицированными. Мой многолетний личный опыт общения с сотрудниками ФК показывает, что не только РЭПы, но и продакт-менеджеры и даже более «высокосидящие» сотрудники ФК нередко плохо знают даже СВОЙ собственный препарат с научной точки зрения, потому что ФК обычно занимается только «маркетинговым муштрованием» своих медпредставителей, так как конечная цель их
4 Генеральный директор научно-производственной компании ЗАО «Партнер».
5 Дословное повторение цитаты о количестве РЭПов на душу
врача было одновременно вброшено в Интернет еще в ноябре прошлого года. В Googlе отыскивается примерно 66 ссылок. Так, например, эта цитата, хронологически появившиеся в сети сначала (29.11.2010 12:32) на [http://www.remedium.ru/news/ detail.php?ID=40716], на следующий день (30.11.2010) повторяется на [http://aquareus.livejournal.com/601824.html] и на [http://www. rosapteki.ru/news/detail.php?ГО=40782], а через полгода (16.05.2011) на [http://www.rg.ru/2011/05/16/medicina.html], конечно же, без ссылки на первоисточник.
существования в этом мире — увеличение объема продаж. В результате их деятельность мало отличается от «Тайдом стирать — детей не ругать», разве что имеет медицинский уклон: «Кто позаботится о моей печени?», и, когда дело приходится иметь с медработниками, разбавлена научной и наукообразной лексикой. Эти знания они и несут через всю карьеру: от РЭПов по социальной лестнице вверх. Несут, зарабатывая неврозы, становясь все более циничными от несовпадения миссионерской роли своей прошлой профессии с тем, чем им приходится заниматься на самом деле. Никто в подавляющем большинстве компаний, к сожалению, как правило, не озабочен их научным образованием, и в этом смысле их можно только пожалеть. Могу с уверенностью сказать, что в России фрагменты научных представлений (и иногда стремление их поддерживать) у некоторых сотрудников ФК в большей степени сохраняются благодаря остаткам институтских знаний, нежели за счет бесконечных тренингов в компании, где они, взявшись за руки, водят хороводы вокруг фуршетных столов, осваивая приемы «выработки доверия у клиентов» и т. п. навыки продвижения своей продукции, заимствованные в другой культуре, и от того так карикатурно выглядящие здесь. Перебегая за прибавкой жалования из компании в компанию, они приобретают, конечно, некое представление о том, что на свете есть и другие «хорошие лекарства», но вынуждены еще раз ломать себя, так как там им уже предстоит хвалить бывших конкурентов. Так повышается их квалификация. Те немногие, кто в силу тех или иных причин хорошо осведомлен о «своих» препаратах, знает только их, притом очень узко и, чаще всего, только с положительной стороны. РЭПы в лучшем случае расскажут нам об осложнениях, которые вызывают лекарства конкурентов, но никогда — о «своих». И если у препарата еще нет конкурентов, то врач вообще никогда не узнает о его побочных действиях.
В ФК происходит искусственная социальная селекция определенного типа людей в профессию — целеустремленный циник, нацеленный исключительно на торговлю.
Посмотрим на свежий пример вакансии медпред-ставителя ФК в России. Этот текст, написанный на «смеси английского с нижегородским», представляет собой «фильтр социального отбора» и отличается предельной ясностью в изложении истинного предназначения данной профессии, разоблачая мифологические представления процитированных выше спасителей российской медицины [8]6.
6 Чтобы не возникало ощущения избирательной критики, здесь мною приводятся все позиции вакансии. Выделения в текстах приводимых вакансий, если не отмечено специально, сделаны мною. Н. З.
Вакансия: Медицинский представитель (безрецептурные препараты)
Город: Москва
Основные обязанности:
Осуществлять ежедневные визиты в медицинские учреждения с целью информирования врачей и других медицинских специалистов о продвигаемых препаратах, выполнять норму визитов.
Сегментировать клиентскую базу и планировать свою активность согласно категориям врачей.
Полностью владеть знаниями по медицинской проблеме и позиционированию каждого препарата.
Продвигать препараты у целевой аудитории врачей согласно маркетинговой стратегии.
Полноценно использовать промоматериалы и статьи.
Организовывать и активно участвовать в круглых столах, презентациях по продвигаемым препаратам.
Участвовать в выставках, конференциях и других специальных мероприятиях, организуемых местными органами здравоохранения с целью дальнейшего развития продаж.
Взаимодействовать с лидерами мнений (opinion leaders) по подготовке научных симпозиумов или публикаций по продвигаемым препаратам, обеспечивать включение продвигаемых препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), региональную льготу (РЛО), формуляры и др. с целью дальнейшего развития продаж.
Сотрудничать с местными представителями, ответственными за формирование тендерных заявок, с целью обеспечения включения продвигаемых препаратов в региональные тендеры и бюджетные закупки.
Активно участвовать в постмаркетинговых исследованиях.
Регулярно взаимодействовать с пациентскими ассоциациями и школами для пациентов с целью повышения известности продвигаемых препаратов.
На регулярной основе собирать, анализировать и предоставлять региональному менеджеру и менеджеру по продукту информацию о рыночной ситуации на вверенной территории.
Вносить, обновлять данные о ежедневной активности в ETMS систему на регулярной основе в соответствии с разработанными критериями сегментации и маркетинга целевой аудитории.
Осуществлять перспективное планирование своей деятельности, согласовывать планы деятельности и предоставлять регулярные отчеты по продажам/прогнозам продаж вышестоящему менеджеру, выполнять их в соответствии с определенными сроками.
Регулярно готовить и подтверждать планы продаж/отчеты по промотируемым препаратам у вышестоящего руководителя.
Требования к кандидату:
Высшее образование в области медицины/фармацевтики. Опыт работы медицинским представителем, опыт тендерных продаж является преимуществом, но не обязателен, знание MS Office. Нацеленность на результат, умение эффективно устанавливать и поддерживать отношения с клиентами, ответственность, готовность учиться, умение работать в команде. Владение английским языком является преимуществом.
Ш
>
*
н
>
Еще пример:
Вакансия: Медицинский представитель (безрецептурные препараты)
Город: Москва
Основные обязанности:
Осуществлять ежедневные визиты в медицинские учреждения с целью информирования врачей и других медицинских специалистов о продвигаемых препаратах, выполнять норму визитов.
Сегментировать клиентскую базу и планировать свою активность согласно категориям врачей.
Полностью владеть знаниями по медицинской проблеме и позиционированию каждого препарата.
Продвигать препараты у целевой аудитории врачей согласно маркетинговой стратегии.
Полноценно использовать промоматериалы и статьи.
Организовывать и активно участвовать в круглых столах, презентациях по продвигаемым препаратам.
Участвовать в выставках, конференциях и других специальных мероприятиях, организуемых местными органами здравоохранения с целью дальнейшего развития продаж.
Взаимодействовать с лидерами мнений (opinion leaders) по подготовке научных симпозиумов или публикаций по продвигаемым препаратам, обеспечивать включение продвигаемых препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), региональную льготу (РЛО), формуляры и др. с целью дальнейшего развития продаж.
Сотрудничать с местными представителями, ответственными за формирование тендерных заявок, с целью обеспечения включения продвигаемых препаратов в региональные тендеры и бюджетные закупки.
Активно участвовать в постмаркетинговых исследованиях.
85
86
Регулярно взаимодействовать с пациентскими ассоциациями и школами для пациентов с целью повышения известности продвигаемых препаратов.
На регулярной основе собирать, анализировать и предоставлять региональному менеджеру и менеджеру по продукту информацию о рыночной ситуации на вверенной территории.
Вносить, обновлять данные о ежедневной активности в ETMS систему на регулярной основе в соответствии с разработанными критериями сегментации и маркетинга целевой аудитории.
Осуществлять перспективное планирование своей деятельности, согласовывать планы деятельности и предоставлять регулярные отчеты по продажам/прогнозам продаж вышестоящему менеджеру, выполнять их в соответствии с определенными сроками.
Регулярно готовить и подтверждать планы продаж/отчеты по промотируемым препаратам у вышестоящего руководителя.
Требования к кандидату:
Высшее образование в области медицины/фармацевтики. Опыт работы медицинским представителем, опыт тендерных продаж является преимуществом, но не обязателен, знание MS Office. Нацеленность на результат, умение эффективно устанавливать и поддерживать отношения с клиентами, ответственность, готовность учиться, умение работать в команде. Владение английским языком является преимуществом.
А вот английский вариант вакансии [9]:
Позиция: Стажер или опытный медицинский торговый представитель, Манчестер.
<....> Возможность для медицинских торговых представителей стать частью хорошо организованной, крайне успешной команды продавцов7. (An opportunity for exceptional Medical Sales Representatives to be part of a well established, highly successful sales team).
I
ш
О
0
1 X Ш
0
1
ш
Здесь уже никто не делает секрета из деятельности компании. Медицинский торговый представитель. В России определение «торговый» обычно стыдливо не употребляют, видимо, оттого, что со времен СССР это слово отдает уголовным кодексом.
Вот еще пример того, какие критерии предъявляют к торговым медицинским представителям [10]:
— Незаконченное высшее/высшее в любой области (!Н. З.) (Candidate must possess at least a Bachelor 's/College Degree in any field).
7 Можно, конечно, перевести «красиво»: ...команды по продажам..
но по-русски — точнее.
СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ ТОРГОВАТЬ и СТРЕМЛЕНИЕ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА (выделено в объявлении! — Has the PASSION FOR SELLING and the DRIVE TO SUCCEED).
Таким образом, «просветительская» деятельность фармбизнеса является побочным (и, простите за тавтологию, крайне однобоким) продуктом их основной деятельности — торговли. Понятно, чтобы «продвигать» что-то, надо иметь минимальные знания о предмете (в рамках «незаконченного высшего образования по любой специальности»), чтобы затем передать их врачу и спасти российское (и заодно английское) здравоохранение.
ВРАЧИ
Чтобы у читателя не возникло ложного представления, что «плохие РЭПы обучают хороших врачей», я тороплюсь оговориться: к сожалению, я не испытываю никаких иллюзий по поводу наших докторов. Не удивительно, что многие из них получают «квалификацию» у РЭПов, а не в медицинских институтах, где вместо доказательной медицины, преподаваемой до сих пор в единичных вузах, им с удовольствием и едва ли не обязательно предлагают изучать «медицину народную». Скоро сформируем свое поколение «босоногих врачей». Именно в силу такого «повышения квалификации» значительная часть врачей черпает прописи лекарств из «поваренных книг», предоставляемых им фарминдустрией.
РЭПы — лишь «черная кость» фарминдустрии, простые исполнители чужих намерений, которых, держа в «просвещенном неведении», нередко используют вслепую (с этой точки зрения на такие должности лучше брать не врачей).
ЧТО ПРЕДСКАЗЫВАЮТ?
Все комментаторы (и здесь я с ними) единодушны в том, что, несмотря на запрет 1) взятки брали и берут (только ставки возрастут) и 2) запреты обойдут (почти стихи!). И уже обходят! Достаточно заглянуть на форумы РЭПов и в России и, например, в Украине, где ситуация аналогична. Там ядовито комментируют грядущий и кое-где уже досрочно введенный запрет (чиновники торопятся выслужиться), называют размеры взяток и способы этот запрет обойти: «...но — как проходили в больницу, так и проходим» (сохранена орфография оригинала). «.... Раньше для посещений онкодиспансера откаты доходили до 4 тыс. у. е. главному, заплатил, получи билет на год работы, сейчас вроде утихомирились, периодически зав. отделением пытается снять деньжат для посещения ЛПУ, но спортивный костюм, туфли и барсетка с перьями превращают вас явно не в РЭПа, самое главное подъехать на тонированной девятке 90 года выпуска» [11]. «Последний вариант конспирации — под видом
пациентки; доктор, кстати, сам предложил такой вариант общения». <....>. «Интересно, а как это они так просто откажутся от своей «кормушки»» <...>. «Перевожу (запрет. Н. З.) на понятный язык: «РЭПы! Все с подарками ко мне!!! Главврач»; и ответ: «Да, но учитывая наличие такого указа в ЛПУ стоимость подарков должна как минимум удвоиться!» [12].
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ?
0. С. Медведев:
1. Подготовить и принять «Кодекс этического продвижения лекарственных препаратов».
2. Подготовить и утвердить комплект учебных и методических материалов для обучения медицинского представителя основным профессиональным компетенциям правового и этического аспектов продвижения лекарственных препаратов.
3. Разработать порядок и условия аттестации (? Н. А. Зорин) медицинского представителя по специализации «Этические и правовые принципы продвижения лекарственных препаратов». Целью введения такого порядка является предупреждение нарушений в сфере продвижения лекарственных препаратов и максимизации положительного воздействия на качество медицинской помощи. Можно ожидать, что такие меры приведут и к уменьшению затрат на продвижение лекарственных препаратов, следствием чего может стать более благоприятная для потребителя цена препарата8. Автор надеется, что высказанные в настоящей статье рассуждения и предложения найдут отклик среди заинтересованных участников сферы продвижения лекарственных средств и принесут пользу всем, кто неравнодушен к качеству медпомощи населению страны.
В. Б. Пастухов:
«... нужны четкие стандарты поведения; критерии, позволяющие отличить добросовестную практику от недобросовестной; механизмы контроля и профессиональные арбитры, одинаково авторитетные для медицинского сообщества и фармацевтического бизнеса. Все это нужно создавать в сотрудничестве с медицинскими ассоциациями и объединениями производителей лекарственных средств, формализовать в качестве этических кодексов поведения профессиональных сообществ и закреплять решениями Минздравсоцразвития и других заинтересованных ведомств».
Мы уже имеем совершенно неэффективную систему «повышения квалификации» врачей (говорю это как человек, уже заканчивающий свой профессиональный путь и прошедший через все возможные «усовершенствования»), так теперь предлагается создать еще од-
8 Имеется в виду то, что коррупционные суммы заложены в цену медицинских изделий.
ну коррупционогенную зону — этическую и правовую подготовку РЭПов путем «обучения ... основным ... компетенциям... аспектов продвижения» (!). (Как говорил сатирик: «Но об этом можно только мечтать!»). Конечно же, цены на лекарства после такой подготовки ну прямо резко-резко упадут.
«Этика продвижения» — это что-то сродни «этичному хакерству» (термин, недавно появившийся в Интернете). Да о какой, собственно, специальной «этике по продвижению...» может идти речь? Что замалчивать недостатки медицинских изделий и давать взятки врачам нехорошо, нельзя? А что, для этого нужна «специальная программа»? Для этого что, недостаточно «Клятвы Гиппократа» или, на худой конец, общечеловеческих библейских заповедей, которые всем хорошо известны, а нынче еще и преподаются на кафедрах биоэтики — бывших кафедрах марксисткой философии, где вместо последней будущие молодые медпредставители сдают экзамены? А философия и в рамках нее философия и методология науки им, как и их будущим клиентам-коллегам, не повредила бы. Они, может быть, перестали ли бы, как большинство нынешних врачей, путать медицинские классификации с Природой и поняли бы, как ФК, с которыми они связали свою жизнь, прежде чем продать «в нагрузку» препарат, придумывают и продают сначала новые болезни («социальная фобия», «эректильная дисфункция» и т. п.), активно вмешиваясь в создание «научных» классификаций [13].
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?
Если государство не хочет учить своих врачей в институте как самим добывать знания из специальной литературы (а это почти нигде не преподается), не способно организовать их качественное непрерывное обучение и не желает тратить деньги на повышение их квалификации, оно само толкает их в объятья фарминдустрии или парамедицины (последнее — еще один предмет для дискуссии). Поэтому неудивительно, что по данным социологов «большинство врачей против» обсуждаемого здесь запрета [5, 14] (ФК буквально «кормят» их, отправляют на международные конгрессы и т. п.), и, к сожалению, за это сегодня им надо сказать большое спасибо! Российское здравоох-ранение9 сегодня еще держится на плаву, в том числе благодаря именно такой деятельности ФК. Вероятно, это имплицитно имели в виду те, кого я сегодня критикую. Ну а кто платит, тот и заказывает музыку.
О контактах врачей с РЭПами и о деятельности Минздравсоцразвития уже сказано в тексте. Суммируя, повторю главное: пусть РЭПы занимаются своим делом. Для борьбы с коррупцией есть другие ведомства. Будущих и существующих врачей надоб-
9 Это сугубо личное мнение автора.
87
88
но учить основам методологии науки и доказательной медицине, основам чтения и написания медицинских статей и т. п., чтобы они сами умели ориентироваться в проблеме и сами решали, как, когда и с кем им общаться или не общаться. А чтобы у них не возникало ненужных соблазнов, должно обеспечить им самоуважение (возможности жизни по эту сторону черты бедности, поездок на международные конгрессы, профессиональной деятельности «вне подозрений» и т. д., и т. п.). Сложно? Да, в настоящей ситуации, наверное, просто невозможно. Поэтому сначала нужно будет решить куда более сложные проблемы. Нам нужно гражданское общество, где врачебная ассоциация обладала бы реальным правом изгнать из своих рядов продажных и недобросовестных коллег, лишив их возможности практиковать10. Общество, где не министерства, а профессиональное сообщество само решало бы свои проблемы. Тогда, возможно, удастся освободить врача от «презумпции вины», которую он несет с 1917 г., избавив его от унизительной необходимости заверять свои заключения, рецепты и т. п. у десяти вышестоящих начальников — держателей «специальных печатей» и т. д., и т. п. Может быть, тогда смогут начаться желанные перемены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». http://www.minzdxavsoc.ru/ docs/mzsr/projects/530 от 19.10.2011.
10 Сегодня чтобы лишиться практики, врачу надо с громким скандалом «отправить на тот свет» хотя бы парочку пациентов...
2. Медведев О. С. Кто стучится в дверь врача? Деятельность медицинских представителей нуждается в регулировании, но не запрете. http://www.rg.ru/2011/05/16/medicina.html.
3. Пастухов В. Б. Гильотина от головной боли. Побочный эффект запрета на посещение врачей медицинскими представителями может оказаться негативным. http://www.rg.ru/2011/05/16/ golova.html.
4. Так ли «противопоказаны» медицинские представители врачебному сообществу? http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID= 40716.
5. Медицинские представители — не гоблины-коробейники. http://aquareus.livejournal.com/601824.html.
6. Основная функция медпредставителя — образовательная. http://www.rosapteki.ru/news/detail.php?ID=40782.
7. Эксперты против ограничения общения врачей и медпредста-вителей. http://www.pharmvestnik.ru/text/22059.html.
8. http://www.pharmpersonal.ru/view_vacancy. html?id=3185.
9. http://www.pharmafield.co.uk/jobs/4851/trainee-or-experienced-medical-sales-representativ.
10. http://www.kupoon.com/vacancy-of-medical-representative-in-makati-city-philippines-at-meyerf/.
11. http://medpred.co.ua/forum/topic_976/2.
12. http://medpred.ru/forum/index.php?action=printpage;topic=557.0.
13. Drug Companies & Doctors: A Story of Corruption. http://www. omsj.org/issues/drug-companies-doctors.
14. Российские врачи не приветствуют идею ограничения на визиты медицинских представителей. http://www.gfk.ru/Go/ View?id=1053.
Сведения об авторе:
Зорин Никита Александрович
зав. лабораторией доказательной медицины НИИ КЭЭФ РНИМУ
им. Н. И. Пирогова, г. Москва, Россия, канд. мед. наук
Адрес для переписки:
119435, г. Москва, ул. Россолимо, д. 14
Телефон: +7 (499) 245-38-07
E-mail: [email protected]
DEBATE CLUB
CL
О LO -О
m
i
ш
«I Believe there will be quite enough Cast Iron per Capita, and MedReps as well.....1
N. A. Zorin
^ The article addresses measures to restrict contact between pharmaceutical industry representatives and medical personnel described in the draft S Federal Law «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation».
CD
KEYWORDS: federal law, pharmaceutical industry, medical representatives, medical personnel, limitations in professional activity.
0
1
ш
1 It's a modified phrase from the popular Soviet-time song by Yu. Aleshkovsky «I believe there will be quite enough cast iron and steel per capita...».