Научная статья на тему 'Я. В. Cолдаткина. Национальное миросознание «Сталинской эпохи»: Советская культура и русская эпическая проза'

Я. В. Cолдаткина. Национальное миросознание «Сталинской эпохи»: Советская культура и русская эпическая проза Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Я. В. Cолдаткина. Национальное миросознание «Сталинской эпохи»: Советская культура и русская эпическая проза»

Я. В. Солдаткина

НАЦИОНАЛЬНОЕ МИРОСОЗНАНИЕ «СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ»: СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И РУССКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПРОЗА*

«Сталинскую эпоху» (1930-1950-е годы) в социокультурном смысле можно назвать временем той нормативной эстетики, которая была призвана создать идеологизированный образ советской действительности и советского строя. После периода революционных потрясений, приведших к краху всех привычных жизненных ценностей, молодое государство действительно нуждалось в выработке новых общественных и этических норм.

Писатели-соцреалисты, используя древние мифологические архетипы, создают «советский пантеон» героев, жертвующих собой во благо светлого будущего. При этом вся предшествующая отечественная культура, философия, религия отрицаются, их опыт вычеркивается из национального сознания. Тем самым общество лишается культурно-нравственных корней, сосредоточивая устремления и энергию на идее достижения будущего коммунистического «золотого века».

Подобные претензии официальной культуры порождают в обществе стремление к утверждению «вечных», общих гуманистических истин, базирующихся на краеугольных этических постулатах. Именно в сталинскую эпоху появляются литературные произ-

* Солдаткина Я.В. Национальное миросознание «сталинской эпохи»: советская культура и русская эпическая проза // Обсерватория культуры. - М., 2009. -№ 5. - С. 108-112.

Национальное миросознание

ведения гуманистического направления. Их авторы не славословят существующий строй и вождя, но выполняют значительную фило-софско-культурную задачу: художественными средствами описать тот космос, тот образ существования - «миф», который бы явился выражением изменившегося после революции самосознания нации, выработал бы определенную систему нравственных ценностей, способствующую преодолению раскола общества и гармоничному развитию этноса.

Для романов таких различных по творческой технике и социальным убеждениям авторов, как М. Шолохов, А. Платонов, Б. Пастернак, одинаково характерно стремление отразить развитие национального мировоззрения, претерпеваемые им трансформации. Авторы, захваченные мифологизацией художественного пространства, в то же время апеллирующие к национальным корням, к классическим нравственным ценностям, вступают в творческий диалог или конфронтацию с советской культурой. Они создают свой художественный миф, альтернативный официальному.

В эпической прозе ХХ в. мифологизация, мифопоэтика превращаются из средства вспомогательного, каковым они были в классическом русском романе XIX в., в существенный компонент художественной структуры произведения, поскольку глобальные процессы, формирующие миросознание нации, наиболее адекватным и показательным образом передаются именно с помощью мифологических тем и сюжетов, переосмысленных писателем. Русская эпическая проза, размышляя о путях эволюции национального миросознания, обращается к осевым для отечественной ментально-сти крестьянской патриархальной и христианской мировоззренческой традициям. Если для Шолохова и отчасти Платонова национальный миф - это миф прежде всего крестьянский, народный, то для Пастернака он включает в себя всю совокупность российского бытия, все грани общественного сознания. Эти писатели не могли не творить свой собственный «новый мир» хотя бы в рамках художественного текста. Они прежде всего подчеркивали необходимость отказа от насильственной переделки сознания, идею примирения с прошлым, актуализировали гуманистические общечеловеческие ценности.

В эпических произведениях 1930-1950-х годов авторы, исходя из исконных для нации представлений о высшей справедливо-

Я.В. Солдаткина

сти, о милосердии и нравственном возрождении, моделировали новый идеал, новый образ страны и этноса, стремление к которому помогло бы преодолеть послереволюционные сложности и двигаться вперед.

При этом русская эпическая проза, и опубликованная, и ходившая в списках, выполняла, помимо собственно художественной, еще и серьезную культурологическую функцию, сохраняя и передавая через поколения подвергаемые принудительному забвению традиции христианской и народной патриархальной культур.

Сосуществуя со «сталинской» эпохой, вступая с ней в диалог или же противопоставляя себя ей, авторы русских эпических романов не давали оскудеть отечественной национальной нравственной идее, своими творческими усилиями прививая национальному ми-росознанию высокий этический идеал.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.