Научная статья на тему '«Я УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ! ПРОЩАЙ, РОДИНА...». 50 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ»'

«Я УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ! ПРОЩАЙ, РОДИНА...». 50 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

50 лет со дня открытия Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I AM DYING, BUT I WILL NOT SURRENDER! FAREWELL, MY COUNTRY....» FIFTY YEARS SINCE THE OPENING OF THE HEROIC BREST FORTRESS MEMORIAL COMPLEX

Fifty years since the opening of the Heroic Brest Fortress Memorial Complex.

Текст научной работы на тему ««Я УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ! ПРОЩАЙ, РОДИНА...». 50 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ»»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

«Я УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ! ПРОЩАЙ, РОДИНА...»

50 лет со дня открытия мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»

Брестская крепость была основана во времена правления Екатерины Великой на берегу Западного Буга, в черте города Брест-Литовска.

Строительство укреплённой цитадели затянулось и было завершено лишь в середине Х1Х века, при императоре Николае I. К началу ХХ века крепость считалась одним из наиболее укреплённых оборонных пунктов не только России, но и всей Европы.

Предвидя неизбежность военного столкновения с Германией, советское руководство позаботилось о всемерном укреплении западных рубежей страны.

По состоянию на 22 июня 1941 года в Брестской крепости располагались подразделения 17-го Краснознамённого Брестского пограничного отряда, несколько подразделений 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД, восемь стрелковых и один разведывательный батальоны, два артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных

частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии РККА, 33-го отдельного инженерного полка, штабы частей, всего не менее 7000 человек, не считая членов 300 семей советских военнослужащих.

Штурм крепости, г. Бреста и захват мостов через Западный Буг и Мухавец были поручены 45-й пехотной дивизии вермахта (около 15 тыс. человек) с частями усиления.

Кроме дивизионной артиллерии 45-й пехотной дивизии вермахта для артиллерийской подготовки были привлечены девять лёгких и три тяжёлые батареи, батарея артиллерии большой мощности (две сверхтяжёлые 600-мм самоходные мортиры «Карл») и дивизион 210-мм мортир (21 cm Mörser 16). Кроме того, командующий 12-м армейским корпусом в течение первых пяти минут артподготовки сосредоточил по крепости огонь двух дивизионов таких же мортир 34-й и 31-й пехотных дивизий. Суммарный планируемый расход артбоеприпасов составил свыше 7000 выстрелов калибром от 105 мм и выше.

Внешний фасад Холмских ворот Брестской крепости

22 июня в 4.00 немецкая артиллерия начала массированный артиллерийский обстрел восточной окраины г. Бреста, а в 4.15 огонь был перенесён на крепость и Северный городок. В результате были уничтожены склады, повреждён водопровод, прервана связь, нанесён серьёзный урон гарнизону. Начался штурм Волынского, Кобринского и Тереспольского укреплений крепости. Непосредственно на крепость наступали до 1500 человек пехоты. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов.

К полудню положение стабилизировалось. Немцы смогли закрепиться лишь на отдельных участках цитадели, включая господствующее над крепостью здание клуба (бывшая церковь Святого Николая), столовую командного состава и участок казармы у Брестских ворот, на Тереспольском, на части Волынского и западе Кобринского укреплений.

К 7.00 22 июня основные части покинули крепость и город Брест, однако множеству советских военнослужащих так и не удалось выбраться из крепости. Именно они и продолжали сражаться в ней.

К 9 ч утра крепость была окружена.

В ночь на 23 июня, отведя войска на внешние валы крепости, немцы начали артобстрел, в перерывах предлагая гарнизону сдаться. В восточной части цитадели защитникам крепости удалось, выбив немцев из примыкающего к Брестским воротам участка кольцевой казармы, объединить два наиболее мощных из остававшихся на цитадели очагов сопротивления — боевую группу 455-го стрелкового полка, возглавляемую лейтенантом А.А. Виноградовым и капитаном И.Н. Зубачёвым, и боевую группу так называемого Дома офицеров — подразделениями, сосредоточенными здесь для намечаемой попытки прорыва, руководили полковой комиссар Е.М. Фомин, старший лейтенант Н.Ф. Щербаков и лейтенант А.К. Шугуров.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ • № 9 - 2021

117

К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости за исключением участка кольцевой казармы («Дом офицеров») возле Брестских (Трёхарочных) ворот цитадели, казематов в земляном валу на противоположном берегу Мухавца («пункт 145») и расположенного на Кобринском укреплении так называемого Восточного форта, его обороной, состоявшей из 400 бойцов и командиров Красной армии, командовал майор П.М. Гаврилов.

Продолжавшиеся попытки прорывов из цитадели к успеху не привели.

В подвалах казарм у Тереспольских ворот группа А.Е. Потапова и присоединившиеся к ней пограничники А.М. Кижеватова до 29 июня продолжали вести бои. 29 июня они предприняли отчаянную попытку прорыва на юг, в сторону Западного острова, с тем чтобы потом повернуть к востоку. В ходе прорыва большинство его участников погибли или были захвачены в плен.

После сброса немцами двадцати двух 500-килограммовых бомб и авиабомбы весом в 1800 кг пал Восточный форт. Однако окончательно зачистить его немцам удалось лишь 30 июня.

Оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы, собиравшиеся в группы и организовывавшие активное сопротивление, либо пытавшиеся прорваться из крепости и уйти к партизанам в Беловежскую пущу (многим это удалось). Майор П.М. Гаврилов был пленён раненым в числе последних — 23 июля 1941 года, на 32-й день после

начала войны. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/У11-41». Сопротивление одиночных советских военнослужащих в казематах крепости продолжалось вплоть до августа 1941 года, перед посещением крепости А. Гитлером и Б. Муссолини. Для устранения последних очагов сопротивления германское верховное командование отдало приказ затопить подвалы крепости водой из р. Западный Буг.

Суммарные потери немцев (ранеными, убитыми, пропавшими без вести) в Брестской крепости составили 1197 человек.

Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 года под Орлом. В конце 1940-х годов в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные на слухах.

Заслуга восстановления памяти о героях крепости во многом принадлежит писателю и историку С.С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К.М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был популяризован С.С. Смирновым в книге «Брестская крепость» (1957, расширенное издание 1964, Ленинская премия 1965). После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом Победы.

8 мая 1965 года Брестской крепости было присвоено звание крепости-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 25 сентября 1971 года крепость стала мемориальным комплексом.

Защитники Брестской крепости

Художник П.А. Кривоногов, 1951 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.