В.И. УГЛОВ V.I. UGLOV
ВОЙСКОВАЯ СТАЖИРОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ РККА ИМЕНИ ДЗЕРЖИНСКОГО В СОСТАВЕ ВОЙСК 1-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА
TROOP TRAINING OF RKKA ARTILLERY ACADEMY NAMED AFTER DZERZHINSKY TRAINEES CONSISTING OF 1ST BELORUSSIAN FRONT
r \
Сведения об авторе. Углов Валентин Иванович — заслуженный работник культуры РФ, полковник в отставке (Москва. E-mail: valentinuglov@yandex.ru).
Аннотация. В статье на основе документов архива музея Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого рассказывается о подготовке офицеров-артиллеристов в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; войсковая стажировка слушателей в Действующей армии; Артиллерийская академия РККА имени Дзержинского; Военная академия РВСН имени Петра Великого.
Information about author. Valentin Uglov — Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Colonel (ret.) (Moscow. E-mail: valentinuglov@yandex. ru).
Summary. On the base of documents of the archive of the museum of the Military Academy of the Strategic Missile Forces (SMF) named after Peter the Great the article highlights the training of artillery officers during the Great Patriotic War 1941—1945.
Keywords: Great Patriotic War 1941—1945; Attendee army training in field; RKKA Artillery Academy named after Dzerzhinsky; Military Academy of the Strategic Missile Forces (SMF) named after Peter the Great.
V___J
25 ноября 1820 года в Санкт-Петербурге были официально открыты офицерские классы Артиллерийского училища, правопреемницей которых и де-юре, и де-факто является ныне широко известная в стране и за рубежом Военная орденов Ленина, Октябрьской Революции и Суворова 1-й степени академия Ракетных войск стратегического назначения. В годы Великой Отечественной войны академия стала кузницей кадров высококвалифицированных офицеров-артиллеристов, используя самые современные методы и формы обучения, в т.ч. и стажировки в Действующей армии.
ЛАГОДАРЯ дальновидной политике руководства страны академия уже со второго семестра 1942/43 учебного года перешла на обучение по нормальным (командные факультеты — 3 года, инженерные — 4 года) учебным планам.
Народный комиссариат обороны СССР (НКО) своим приказом № 0389 от 24 июня 1943 года установил новые, повышенные требования к подготовке офицеров. Особое внимание командование артиллерии Красной армии уделяло подготовке командных кадров. В 1943 году был произведён набор сразу на все три курса. Наибольший набор был осуществлён на второй курс из имевших боевой опыт офицеров (с должностей командира дивизиона и им равных) общей численностью 104 человека.
Успехи Красной армии на всех фронтах позволили летом 1944 года (в конце июля — начале августа) осуществить передислокацию академии из Самарканда на место своей постоянной дислокации в Москву. Воодушевлённый победоносным наступлением Красной армии, завершавшей освобождение советской земли от немецко-фашистских захватчиков и начавшей освобождение стран Восточной и Юго-Восточной Европы, коллектив академии с огромной энергией принялся за работу.
В короткие сроки были возобновлены занятия на всех факультетах и курсах. С 14 августа 1944 года уже начался лагерный сбор с боевыми стрельбами на полигоне в Алабино. Организованно началась и успешно прошла производственная практика
слушателей инженерных факультетов. В период производственной практики некоторые группы слушателей участвовали в налаживании производства артиллерийской техники и боеприпасов на восстанавливавшихся заводах оборонной промышленности.
Начальник командного факультета генерал-майор B.C. Дьяконов своим распоряжением создал комиссию для выработки рекомендаций по совершенствованию учебного процесса и приведению его научного, методического и организационного обеспечения в соответствие с новыми педагогическими задачами.
Подготовленные комиссией рекомендации были рассмотрены 19 сентября 1944 года на расширенном научно-мето-
Б.И. УГЛОВ. Войсковая стажировка слушателей артиллерийской академии РККА... •
ы
ШТАБ
АРТИЛЛЕРИИ
/ ОНТА
Отдел
КОМАДДУЮПШУ АРТИШМЕЙ
^ • ♦-
194 Уг
___Ня ппновании директивы Начальника Штаба Артиллерии Красно!
Армии от 26 оениября .1944 года ---------- - --------------
для прохождения отажир* тиллерийокой ордена * описка.
Командующий артиллерией фронта ПРИКАЗАЛ:
1, В период отажиров^К слушателей попользовать как велосред-отвенных исполнителей на должностях, в соответствии о указанным в описке расчетом, где должность вакантная и в качестве дублеоа пои отсутствии вакантной должности.
2, Создать необходимые уоловия для приобретения практических навыков в боевой работе, командовании подразделениями назначенным на строевые должности и приобретение навыков в планировании огня артиллерии, для назначенных на штабные должности»
Боя работа должна проходить под тщательным контролем непосредственных начальников, максимально обогодая знания слушателей в ктике действия воех видов артиллерии в современной войне*
3, Да*_непоорв'дотвенного контроля за деягельндрты> ояуаат*-лей в Вашей армии
Юпустите тов
дах" современного б,оя.
4. Тов. Ц^№
жизни, питанием И оред<угв телей.
5» Срок стажировки до жировки слушатели будут Слушателей З-НИЮ
_ обеспечьте нормальными условиями
вами транспорта для поверки своих слуша-
1 ноября 1944 года. До, ообраны в распоряжение т. группы дост<*вжть Вашим транспортом в пункт обеспечив м&шины горючим в оба к овца*
эд от а слушателя дать боевую характеристику, выдав ее
ука-
тов.
О прибытии слушателей донеоти в Штаб артиллерии фронта. ДР1ДОЖШ2£: Список олушателей, назначенных для отажировки.
НАЧАЛЬНИК ШТАБА АРТЮШРр 1 БФ
ганлРАЛ-леатЕН^
к Г.
ГШ АНТ ¿РТВШРИИ НАДЫС£В )
Отпечатано б экз. Экз . К 1-5 - ¿ДР. Экз. К б - д е л о. 2.10.44 * £553 ТГ
Приказ командующего артиллерией 1-го Белорусского фронта
дическом совещании всех оперативно-тактических кафедр, а также кафедр стрельбы наземной артиллерии и зенитной артиллерии. Были приглашены и слушатели командных факультетов. На совещании, которое проводилось, кстати, по принятой тогда практике, после окончания учебного дня, был заслушан и обсуждён специальный доклад начальника штаба артиллерии Красной армии генерал-лейтенанта Ф.А. Сам-сонова на тему «Новое в организации и боевом применении артиллерии». Обсуждение началось в 19.00 и закончилось ровно в полночь.
Главный вывод совещания — о целесообразности проведения войсковой стажировки слушателей всего третьего курса в Действующей армии, тем более что к этому моменту срок обучения на командных факультетах был увеличен до 3 лет и 8 месяцев.
Были определены задачи и сформирован перечень вопросов программы войсковой стажировки:
«Задачи стажировки слушателей 1-го факультета Артиллерийской ордена Ленина академии Красной Армии имени Дзержинского
А. По кафедре тактики
Целевые установки:
1. Дать практику боевой работы на командных и штабных должностях в артиллерийских частях и соединениях;
2. Изучить опыт боевого применения артиллерии в современном бою (батарея, полк, артбригада, артдивизия);
3. Собрать под руководством преподавателей материалы по боевому использованию артиллерии в соответствии с нижеизложенными основными вопросами, рекомендованными кафедрой тактики для использования их в процессе преподавания.
Содержание вопросов:
1. Организация и обеспечение марша артиллерийской дивизии (корпуса) в район сосредоточения к месту прорыва;
2. Боевое распределение и группировка артиллерии в армии, в стрелковом корпусе, в стрелковой дивизии, в стрелковом полку; участие в них подраз-
делений, частей и соединения в целом артиллерийской дивизии;
3. Планирование артиллерийского наступления по периодам в стрелковом корпусе, в стрелковой дивизии, в группах ПП (артиллерийские группы поддержки пехоты. — Прим. авт.):
а) обоснование выделения отдельных орудий на прямую наводку,
б) организация подавления траншей (состав групп, средства, методы подавления),
в) порядок использования 82-мм, 120-мм, 160-мм миномётов (группировка, боевой порядок, задачи по периодам артнаступления, управление),
г) метод расчёта боеприпасов по периодам артнаступления и плотность огня в различных его видах (действительность уставных норм),
ж) организация разрушения проволочных заграждений и противотанковых рвов (средства и нормы расхода снарядов).
4. Распределение приданной и поддерживающей артиллерии, переподчинение артиллерии в процессе боя.
5. Использование аэрофото- и фоторазведки и фотодокументов в группах контрбатарейной и АР (артиллерия разрушения. — Прим. авт.), артиллерии БМ (большой мощности. — Прим. авт.).
6. Организация контрбатарейной борьбы ночью.
7. Формы и методы огневой маскировки артиллерии.
8. Боевые документы артиллерии (батарея, дивизион, группа, соединение).
Старший лейтенант A.M. Герасимов
Б. По кафедре стрельбы
Для стажирующихся на штабных должностях
1. Организация ориентирования орудий и приборов группы по буссоли и по небесному светилу.
2. Организация использования пристрелочных орудий.
3. Подготовка и техника управления огнём дивизиона и группы без топоосновы (с помощью планшета, построенного по разрывам).
4. Подготовка огня и управление им при огневом вале.
5. Организация и проведение стрельбы на задымление.
6. Техника управления огнём при большом насыщении артиллерии.
7. Вопросы централизованного расчёта поправок и учёта пристрелянных данных при подготовке установок в штабе дивизиона и группы.
8. Техника передачи команд при централизованном управлении огнём.
9. Организация и ведение подвижного заградительного огня.
Для стажирующихся на должностях командиров батарей
1. Стрельба на рикошетах.
2. Перенос огня от воздушного репера (вспомогательная точка, по которой ведётся пристрелка артиллерийских орудий с целью последующего переноса огня для поражения цели. — Прим. авт.).
3. Стрельба по аэростату.
4. Стрельба с помощью самолёта и аэростата.
5. Стрельба с секундомером.
Примечание: в задачи стажирующихся слушателей и командируемых преподавателей входит также помощь фронту в освоении сложных видов стрельбы.
Начальник 1 факультета
генерал-майор артиллерии (Дьяконов)
25 сентября 1944 г.»
Осенью 1944 года было принято решение организовать стажировку слушателей выпускного курса командного факультета наземной артиллерии в артиллерийских частях Действующей армии — на 1-м Белорусском фронте.
На крыльце родной академии после возвращения из войсковой стажировки в Действующей армии (в первом ряду пятый слева Е.М. Голубинский)
По указанию командующего артиллерией Красной армии главного маршала артиллерии H.H. Воронова были определены сроки стажировки — 1 октября (выезд из Москвы) — 5 ноября (возвращение в столицу).
Штабом артиллерии Красной армии было определено провести войсковую стажировку на 1-м Белорусском фронте. В это время 47, 65 и 70-я армии (А) фронта перешли к обороне на реках Нарев и Висла в районе Варшавы и севернее её. На этих участках шли ожесточённые бои по отражению контрударов противника, по удержанию и расширению захваченных в результате проведения Люблин-Брестской операции плацдармов на р. Висла и Западный Буг: 47 А (командующий — генерал-лейтенант Н.И. Гусев) — в предместьях Варшавы (крепость Прага); 70 А (генерал-полковник B.C. Попов) и 65 А (генерал-полковник П.И. Батов) — севернее Варшавы, Сероцкий плацдарм.
Именно эти три армии и были определены для стажировки слушателей. Для руководства и контроля стажировки слушателей были назначены преподаватели: полковники Е.М. Голубинский (старший команды), Р.И. Лейтен-дорф и A.B. Лепахин, инженер-полковник В.Д. Пызин, майор С.Л. Шур. Они, как и слушатели, должны были принимать непосредственное участие в боевых действиях на должностях в артиллерийских частях и штабах.
В соответствии со служебным стажем и званием слушателей они командованием факультета были распределены и предназначены для занятия на период стажировки в частях артиллерии тех или иных командных и штабных должностей. Это предназначение, утверждённое начальником штаба артиллерии Красной армии, и легло в основу при назначении слушателей на соответствующие должности в штабе артиллерии 1-го Белорусского фронта.
С большим вниманием отнёсся к организации и обеспечению предстоявшей стажировки командующий артиллерией фронта генерал-полковник артиллерии В.И. Казаков (окончивший в 1939 г. Курсы усовершенствова-
в.И. УГЛОВ. Войсковая стажировка слушателей артиллерийской академии РККА... •
21 ноября 1944 г.
ВОИСШ 1-ГО БВЛОРУССКОГО ФРОНТА * 370/Н
Действующая армия
ни захватчиками и проявленные при этом доОлесть
От шеям Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое отаение боевых заданий командования яа фронте борьбы о немецки-захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество,
НАГРАЖДАЮ: ОРШОИ "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПВИОИ СТЕШИ"
I. полковника лШАлИНА Александра Васильевича - исполняющего должность заместителя начальника итаба ¿6 Артиллерийской дивизии
орденом чизчвявшоц виаиы «горой степкни»
1. напитана ДйШ£НйО Александра Александровича - исполняющего должность помощника начальника итаба 7« Гвардейского гауоичного артиллерийского полка ¿6 артиллерийской дивизии Р1К.
2. Нзйорз СВВТлиСйШВА Бориса Арсеньевича - исполнящего должность помощника начальника атаоа /7 гаубичной артиллерийской орига ды г6 артиллерийской дивизии Рт.
орденок "красной звгады»
ского полка 26 артиллерийской дивизии П.П.
КОШЩУЩИЙ ВОЙСКАМИ ФРОНТА ЧЛЕНЫ ВОЕННОГО СОВЕТА:
11аршал?Советского Союза Генерал-лейтенант (ТЕЛЕГИН)
КОШДУЩИЙ АРТИЛЛЕРИЙ ФРОНТА 1>шерал_ТЛГер..
, СТРОЕВОГО ОТЕЛА . [олковник ^ гу/*
<
srilll тщш m im* ШОШ/ш
■ Ш Qmsttm Ш44 г.
i-f hmopjamMi iimt
letreesi
* щтщШшт щя mm шШ^тг * mpe»<s*m тгряяяя
шжьлшршт РН mm т^-**:
Слышны* шрттрвттЛ
- . ор^ад МИИ«| M>frl>«l
*»ЯЯ Д»в|ЭШЖ!3№1Ч>.
орд»»» Лекала - ищи
«ке» Шужъшыого. ■
Ожушатжя Ш9Гыжер*ШоШ орде«» i«llll |((|«Ш 8з*в«» ^мрюшокага (шоте;
S. йолтомемма ПЩШтЧ 1мн
ЗаШьА eajr*op«
üpe»ntmti врмииерв««! орде*« летя» вкаде«** жж мшержзшея ого.
ОУЗЦМШ Шхйтмрь Сяяшкпяп ernuuepelcia»» Л«*«»«»* ордена «емки тпжешы
*»ек» ¿¡№р*я»с*ого.
opsemm "&ШШ
^лув'тв** «ргм«« рявеав* - орде«« Дегиша **я«в«я« я*»** Д,8вршше*огс.
Я- SOtiUUi©i*3s«lB»!S opse«» Девам акяяемв «««*« ¿ЗврявшсдогО
дадаа» Левак* кжшввшя
а.. *«üteaa**»
Дэеиявс««^'• ' -
ДОШШШДОГО Й**о~ :xjm?HM9 шргжжлфЩШ хЬя vre»8<s>M<w эрдева *««■»'« «мм«»
сквяДОш иш»
Mi
Ig.
13. Ёшяитвяя.
СТтШМШ IpMtop** ZiprtOMt* '
содеяв ¿«««im «к«2«ао<я
Я^вННйР««* »oüczm* 7p кщт
. ("(OfSMl) ■ .
0СШЯ8:omi«* ,ж-?C
««CHI Дмйш&ш». ■
ордене Декм* <««•:. «кевя «зйщййског»
Чйем i -'s-nfro ?C ягт
Приказ о награждениях за выполнение боевого задания
ния командного состава при Артиллерийской академии имени Дзержинского). Начальник штаба артиллерии фронта генерал-лейтенант артиллерии Г.С. Надысев, бывший до войны преподавателем академии, лично составил предписание командующим артиллерией армий и командирам артиллерийских частей и соединений, в которых стажировались слушатели, и распределил по войскам преподавателей академии.
Так, Е.М. Голубинский был направлен в распоряжение командующего артиллерией 47 А для руководства работой слушателей в артиллерийских полках стрелковых дивизий в штабе 4-го артиллерийского корпуса прорыва (всего 9 слушателей).
A.B. Лепахин — в 26-ю и 18-ю артиллерийские дивизии (ад), артиллерийский полк стрелковой дивизии (сд) 65 А (всего 22 слушателя). Р.И. Лейтендорф — в 6 ад (всего 28 слушателей).
B.Д. Пызин — в 5 ад 70 А (всего 19 слушателей). С.Л. Шур — в 22 ад и 4-ю корпусную артиллерийскую бригаду 47 А (всего 26 слушателей).
Слушатели были назначены и стажировались на должностях (частично на вакантных, а большей частью дублёрами):
Начальник штаба артиллерийского корпуса прорыва (АКП) — 1.
Помощник начальника оперативного отдела штаба АКП — 1.
Начальник штаба артиллерийской дивизии прорыва — 1.
Помощник начальника оперативного отдела артиллерийской дивизии — 5.
Заместитель командира корпусной артиллерийской бригады — 1.
Заместитель командира гвардейской миномётной бригады (РС)-1.
Помощник начальника штаба артиллерийской бригады — 23.
Начальник штаба артиллерийского полка — 1.
Помощник начальника штаба артиллерийского полка — 55.
Командир артиллерийского дивизиона — 2.
Начальник штаба артиллерийского дивизиона — 2.
Командир батареи — 11.
9 октября слушатели на автомашинах под руководством преподавателей были направлены в места своих назначений. 10 октября армии, в которых стажировались слушатели, перешли в наступление. Перед ними на сильно укреплённых позициях оборонялись (прикрывали «ворота» в Германию) отборные немецко-фашистские войска (танковые дивизии СС «Мёртвая голова» и «Г. Геринг», а также пехотная дивизия «Восточная Пруссия» и др.).
После ожесточённых боёв оборона противника была прорвана, враг обескровлен и отброшен с большими для него
потерями. Междуречное пространство между р. Висла и р. Западный Буг от войск противника было очищено. Был значительно расширен плацдарм на правом берегу р. Западный Буг. Войска овладели большим количеством населённых пунктов, среди которых город и железнодорожная станция Яблонна-Лейонова. Посильный вклад в эти результаты внесли и представители Артиллерийской академии имени Дзержинского.
Слушатели и преподаватели, сознавая серьёзность и ответственность своей работы, отдавали ей все силы и знания. В течение тяжёлых боёв они оставались мужественными и храбрыми, что нашло отражение в боевых характеристиках стажёров.
В ходе многодневных боёв преподавателями и слушателями было выявлено большое количество вопросов по действиям артиллерии, которые требовали глубокого анализа с выработкой детальных рекомендаций по их решению. В качестве примера приведём лишь некоторые из них.
1. Борьба с миномётными средствами противника и особенно с его частями реактивной артиллерии (шестиствольные рельсовые миномётные системы, которые широко использовались противником). Организация, вооружение и большое
насыщение боевых порядков противника миномётными средствами свидетельствовали о том огромном значении, которое придавал противник миномётам всех видов. Ведение огня этими огневыми средствами с временных, как правило, позиций чрезвычайно усложняло борьбу с ними.
2. Противник широко использовал в качестве средств противотанковой обороны(ПТО) закопанные в лесистой местности танки и поэтому практически неуязвимые. Например, снаряды 76-мм пушек рикошетировали.
3. Применяемые немцами танки «Королевский тигр», «Тигр», «Пантера», САУ «Фердинанд» малоуязвимы для нашей противотанковой артиллерии.
4. Отечественные артиллерийские системы непосредственной поддержки пехоты (76-мм пушка и 122-мм гаубица) не имеют хороших тягачей. Автомобили «Студебеккер» и «Додж» громоздки и быстро уничтожаются противником. Нужны специальные тягачи для сопровождения пехоты.
За период стажировки преподаватели объехали почти все части, где воевали слушатели-стажёры: проверяли, помогали, делились опытом.
С другой стороны, преподаватели изучали боевой опыт, охотно делились своими знаниями по тактике артиллерии и стрельбе с офицерами-фронтовиками, с которыми во всех частях и соединениях был установлен полный контакт.
Слушателям, стажировавшимся на должностях командиров батарей (особенно), в приказном порядке указывалась необходимость внедрения среди штатных командиров более совершенных методов стрельбы.
Командиры всех артиллерийских частей и соединений, где стажировались слушатели, командующие армиями дали высокую оценку боевой работе слушателей и преподавателей, их знаниям.
К сожалению, не обошлось без потерь. Погиб на командном пункте помощник начальника штаба полка — стажёр старший лейтенант Александр Михайлович
Герасимов. Его похоронили с воинскими почестями на братском офицерском кладбище в г. Минск-Мозавецкий (Польша). A.M. Герасимов награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (посмертно). Были ранены старший лейтенант Н.С. Попельницкий и лейтенант А.К. Орлов.
По окончании стажировки преподаватели представили командирам своих соединений довольно подробные отчёты с выводами и рекомендациями. Особого интереса заслуживали рекомендации по контрбатарейной борьбе с реактивной артиллерией противника, по артиллерийскому обеспечению ввода в бой крупных подвижных сил. Все слушатели по возвращении в академию представили на кафедрах отчёты по стажировке. Руководитель стажировки Е.М. Голубинский представил начальнику факультета отчёт и доложил его на специальном совещании 5 декабря 1944 года.
Основные выводы по выполнению учебных задач, которые сделал руководитель стажировки, были следующими:
«1. За период стажировки слушатели и преподаватели расширили свой оперативно-тактический кругозор и обогатили свои знания в тактике действия всех видов артиллерии в современной войне.
2. Приобрели боевой опыт и ознакомились с боевой работой и бытом артиллерийских частей на фронте.
3. Слушатели показали весьма высокую теоретическую подготовку и знания по тактике и стрельбе. Сумев применить эти знания в боевой обстановке, слушатели и преподаватели принесли артиллерийским частям большую пользу.
4. За время стажировки собрали ценный материал по вопросам тактики и стрельбы артиллерии.
5. Стажировка слушателей подтвердила правильность разработки и глубокую усвояемость в стенах академии тактических и стрелковых вопросов.
6. Подобного вида стажировку надо признать очень полезной во всех отношениях. Пребывание на
фронте 103 офицеров — слушателей 3-го курса академии при пяти преподавателях в течение 20 дней непрерывных напряжённых боёв со специальным заданием собрать возможно больше материалов по боевому применению артиллерии — явление исключительное. Собран богатейший материал для дальнейшего совершенствования учебного процесса и научных исследований».
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 38 слушателей и 4 преподавателя были награждены боевыми орденами.
В числе тех, кто проходил боевую стажировку в 1944 году и впоследствии долгое время работал в альма-матер: генерал-майор артиллерии А.Г. Абакумов — один из основоположников теории оперативного искусства и тактики Ракетных войск стратегического назначения, полковник K.M. Кузнецов — старший преподаватель кафедры военного искусства; в Артиллерийской академии имени М.И. Калинина (г. Ленинград) — полковники A.M. Бумагин, К.Т. Власенко, Р.П. Козлов, П.В. Корзунов и др. В этой же группе находился лейтенант Г.А. Голованов — в последующем директор объединения «Апатит», Герой Социалистического Труда, доктор технических наук.
Возвращение академии в Москву благоприятно отразилось на всех сторонах её деятельности: улучшилась связь с фронтом, с центральными управлениями Наркомата обороны, а также с научными организациями и учреждениями. Профессорско-преподавательский состав академии пополнился вернувшимися в её стены из МГУ и других вузов Москвы крупными учёными, пришло и молодое пополнение. Улучшились материально-техническая база, снабжение академии новейшими образцами вооружения, военной техники, оборудованием, аппаратурой.
Всё это способствовало дальнейшему совершенствованию учебного процесса, повышению уровня подготовки командных артиллерийских кадров. ■