Научная статья на тему 'ШТУРМ КЁНИГСБЕРГСКОГО ФОРТА № 5'

ШТУРМ КЁНИГСБЕРГСКОГО ФОРТА № 5 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШТУРМ КЁНИГСБЕРГСКОГО ФОРТА № 5»

в

я

фронтовой альбом «военно-исторического журнала»

ОСЛЕ окончания Ленинградского артиллерийского училища, эвакуированного в начале войны на Урал, я в составе 43-й армии (командующий с мая 1944-го по май 1945 года Герой Советского Союза генерал-лейтенант А. П. Белобородов) прошел дорогами войны от Витебска до польского Гданьска (в то время Данциг). Сорок третья армия, сформированная в июле 1941 года в резерве Ставки ВГК, участвовала в Смоленском сражении 1941 года, в Московской битве 1941 — 1942 гг., затем в Смоленской, Белорусской и Прибалтийской наступательных операциях, в блокировании группировки противника на Курляндском полуострове, во взятии Кё-нигсберга. Я служил в разведывательном артиллерийском дивизионе (РАД) 37-й артиллерийской бригады и занимался артиллерийской инструментальной разведкой (АИР). Так как орудия бригады могли вести огонь на расстояние до 22 км, то эффективность его во многом зависела от нашей работы. Как вспоминал впоследствии А.П. Бе-лобородов, «необходимая для стрельбы по невидимым целям артиллерийская инструментальная разведка была у нас на высоте. Кстати сказать, подобными подразделениями враг не располагал».

Действуя в составе топографической разведки, наш взвод выполнял топогеодезическое обеспечение всех органов и постов АИР, наблюдательных пунктов и огневых позиций бригады. От качества и быстроты нашей работы во многом зависели результаты поражения целей противника, так что нередко приходилось работать с теодолитом на виду у врага, а при необходимости производить промеры и через минные поля. В общем, война есть война.

24 февраля 1945 года наш фронт — 1-й При-

Форт № 5

На задании. ^ Перед штурмом форта № 5

балтийский был реорганизован в Земландскую группу войск, включенную в состав 3-го Белорусского фронта. В его состав вошла и наша 43-я армия. 6 апреля началась Кёнигсбергская операция как часть Восточно-Прусской стратегической операции. Надо сказать, что Кёнигсберг как крепость оказался крепким орешком. Немецко-фашистское командование подготовило его к длительному сопротивлению в условиях полной изоляции. В Кё-нигсберге имелись подземные заводы, арсеналы и склады. Хотя внешний оборонительный пояс был преодолен нашими войсками еще в январе, оставались три полосы, включая старые форты, приспособленные к обороне крепкие старые здания, баррикады, доты, минированные участки. В центре города находилась цитадель, рассчитанная на гарнизон в несколько тысяч человек. Кёнигс-берг обороняли 4 пехотные дивизии, несколько отдельных полков и батальонов фольксштурма (всего около 130 тыс. человек, около 4000 орудий и минометов, 108 танков и штурмовых орудий, 170 самолетов).

Часть личного состава взвода топографов.

Сидят слева направо: Ивлев, Дмитриев, Василенко, командиры отделений Андреев и Калмыков. Стоят: Е. Петров, Савельев, Хабаров и Н. Петров

Перед началом штурма четыре дня работала артиллерия, в том числе и наша бригада, разрушая долговременные оборонительные сооружения противника. Штурм начался 6 апреля. Части 43-й армии первыми ворвались в город. Однако фашисты продолжали сопротивляться. Утром 9 апреля войска 43-й армии сорвали попытки отдельных частей гарнизона прорваться на запад. Не удался и встречный удар на Кё-нигсберг частей 5-й танковой дивизии противника с Земландско-го полуострова.

Непосредственно в 5-километровой полосе нашего наступления находились форты № 5 «Шарлоттенбург», 5 А, 6 и 7. Они несколько отличались друг от друга по занимаемой площади, но их боевые характеристики имели много общего. Обычная форма такого сооружения — пятиугольник площадью 7—10 га

Г ПЩ^Г №

с тремя подземными этажами, стены и верхние перекрытия — кирпичные двухметровой толщины, а сверху еще метровый слой бетона. Все это венчает земляная «подушка», густо поросшая деревьями и кустарником. К тому же, каждый форт окружал высокий вал, бетонированные откосы которого спускались в заполненный водой ров шириной от 15 до 30 м.

Накануне штурма нас расположили в лесу. До переднего края было около 3 км. Неподалеку на поле устанавливали реактивные снаряды особой мощности — М-30 и М-31, которые солдаты называли «Иван-болванами». Роль пусковых установок для них выполняли упаковочные ящики с металлически-

24

2006 № 4 ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

И.И. Краюшкин

Восточная Пруссия. Апрель 1945 года

Командующий артиллерией 43-й армии генерал-майор артиллерии М.А. Джабиев Е.В.Щеглов (крайний слева) и

командование 37-й артиллирийской бригады во время торжественного прохождения личного состава части

ми направляющими внутри. Правда, говорили, что уже имелась для этих снарядов специальная боевая машина БМ-31-12, но у нас продолжали применять старую конструкцию. Здесь же стояла и батарея из двух 280-мм орудий, которая четвертый день вела огонь на разрушение форта № 5. Выпущенный под крутым углом снаряд был хорошо виден в полете до самой верхней точки траектории. Затем он переворачивался острым концом вниз и начинал падение с огромной высоты, чтобы потом проломить покрытие и разорваться внутри форта. Однако на деле все было не совсем так, в чем я сам позже убедился.

В небе то и дело слышался гул тяжелых бомбардировщиков, они бомбили королевский замок, железнодорожный узел, морской порт, форты. Доставалось, конечно, и жилым кварталам.

Утром 6 апреля началась артиллерийская

подготовка. Одновременно загрохотали 1100 стволов, в небо взлетела туча тяжелых реактивных снарядов, как на параде, в четком строю в сторону Кёнигсберга проплыл полк бомбардировщиков. В полдень вслед за огневым валом пошла в атаку пехота. Артиллерия перенесла огонь в глубину, и одна за другой стали проноситься эскадрильи штурмовиков. Звуки сражения слились в один непрерывный гул. Это был настоящий ад.

В разгар атаки по прорыву оборонительной полосы противника на северо-западной окраине Кёнигсберга и при штурме форта № 5 6 апреля 1945 года героем стал комсомолец младший лейтенант Мирза Агамурад Джабиев, командир взвода 806-го стрелкового полка 235-й стрелковой дивизии 43-й армии. Взвод Джа-биева прорвался через тыловые ворота на территорию форта № 5 и укрепил над ним красный советский флаг. Джабиев в этом бою

лично взял в плен 13 гитлеровцев. Был ранен, но не покинул поля боя. За проявленную доблесть 19 апреля 1945 года Джабиеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Насколько мне известно, после войны капитан Джа-биев уволился в запас. Работал он директором совхоза в Астаринском районе Азербайджана. Умер в феврале 1978 года. В Астаре был установлен бюст Героя.

На командном пункте, увидев красный флаг на форту, решили, что он взят. Взводу АИР тут же была поставлена задача определить эффективность поражения форта артиллерией, измерить все его элементы, сфотографировать общий вид и дать описание. В общем, обычная работа. Прибыв на место, я обратил внимание на лежащих редкой цепью бойцов. Кто-то из них кричит: «Куда вы идете? Там же немцы!» Вот тебе и на: форт же взят?! Оказалось, что хотя и взят, но не полностью: в казематах еще находились немцы. Так что выполнить поставленную задачу мы смогли лишь на следующий день. Запомнилась такая деталь: в одном из казарменных помещений, ближе к наружной стене, воткнувшись в пол стоял наш 280-мм неразорвавшийся снаряд. Оказалось, что взрыватели снарядов, применявшихся для обстрела фортов, имели очень корот-

Колонна пленных немцев

_ В

К

кое время замедления и при встрече с преградой они срабатывали преждевременно. Взрыватель этого снаряда отказал, и только он один пробил верхнее покрытие форта, но и тут не разорвался. Позже наши саперы подорвали снаряд на месте, отчего в стене до сих пор зияет огромный провал. Еще одна интересная деталь: насколько я тогда понял, никаких орудий и минометов у немцев здесь не было и никаких особых бетонных укреплений во дворе тоже не имелось. Форт оборонялся установленными по периметру пулеметами, однако из-за низкого расположения амбразур они прицельно могли обстреливать лишь водную поверхность рва. Чтобы поражать противника на ближних подступах, на поверхности форта, очевидно, незадолго до штурма, было установлено корабельное орудие небольшого калибра с круговым обстрелом. Оно не имело никакого укрытия и даже обычного орудийного щита. Было видно, что огня из него не вели.

В ходе Кёнигсбергской операции было уничтожено около 42 тыс. вражеских солдат и офицеров, взято в плен почти 92 тыс. человек, в том числе 1800 офицеров и 4 генерала во главе с комендантом крепости генералом О. Лашем, захвачено 2023 орудия, 1652 миномета и 128 самолетов. 98 частей и соединений Красной армии получили почетное наименование «Кёнигсберг-ские»; около 200 воинов удостоены звания Героя Советского Союза.

В конце апреля мы покинули Кёнигсберг. В городе еще дымили последние кварталы, из руин торчали остроконечные кирхи и искореженные башни старинных замков. Чудом уцелели только некоторые улочки с богатыми особняками. Теперь одна из них носит имя прославленного русского полководца М.И. Кутузова.

И.И. КРАЮШКИН

4 ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 4 2006

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.