Научная статья на тему '«я сама не разгадала себя»: эпистолярное наследие Черубины де Габриак'

«я сама не разгадала себя»: эпистолярное наследие Черубины де Габриак Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я сама не разгадала себя»: эпистолярное наследие Черубины де Габриак»

№ 5 (43), 2011

"Культурная жизнь Юга России" ^

А. Н. ЕРЕМЕЕВА

«Я САМА НЕ РАЗГАДАЛА СЕБЯ»: ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕРУБИНЫ ДЕ ГАБРИАК

Черубина де Габриак. Из мира уйти неразгаданной: Жизнеописание; Письма 1908-1928 годов; Письма Б. А. Лемана к М. А. Волошину / сост., подгот. текстов, примеч. В. П. Купченко и Р. П. Хрулевой. Феодосия; М., 2009. 240 с. (ил.) Сер.: Образы былого. Вып. 13.

Имя поэтессы Елизаветы Ивановны Дмитриевой (1887, Санкт-Петербург - 1928, Ташкент), в замужестве Васильевой, скрывавшейся под псевдонимом Черубина де Габриак, в последние четверть века постепенно возвращается в историю русской поэзии. Опубликованы ее стихи, воссозданы основные вехи творческой биографии. Благодаря воспоминаниям М. Цветаевой, М. Волошина, И. Эренбурга, С. Маршака в представлении читателей сложился образ поэтессы. Его контуры таковы: прихрамывающая женщина с неброской внешностью, героиня одной из самых необычных мистификаций в российской литературной жизни начала ХХ века, причина дуэли М. Волошина и Н. Гумилева, сторонница антропософии, одна из основателей Театра для детей в Краснодаре.

Жизнь и творчество Черубины де Габриак тесно связаны с ее духовным наставником и литературным кумиром М. Волошиным: неслучайно один из составителей рецензируемой книги -В. Купченко (1938-2004) - биограф и самый авторитетный исследователь творческого наследия Максимилиана Волошина.

Перед нами наиболее полное издание сохранившихся писем поэтессы. «Из мира я должна уйти неразгаданной», «я сама не разгадала себя», -полагала она и просила своих корреспондентов ее послания уничтожать. Как отмечают составители, из представленных в книге 183 писем 132 печатаются впервые. Опубликованы также собственноручное «Curriculum Vitae» (жизнеописание) поэтессы, несколько писем ее мужа В. Васильева М. Волошину, М. Волошина - Е. Васильевой, а также адресованные Максимилиану Волошину письма поэта, критика, востоковеда, одного из теоретиков антропософии Б. Лемана (псевдоним -Дикс). В приложении приведены стихотворные посвящения Черубине, принадлежащие перу М. Волошина, Н. Гумилева, С. Маковского и др.

Большинство писем Черубины де Габриак написано М. Волошину. Среди других адресатов дореволюционного периода - А. М. Петрова (феодосийский педагог, близкий друг М. Волошина и художника К. Богаевского). С 1921 по 1928 год происходил постоянный обмен письмами с жившим в Новороссийске Е. Архипповым - библиографом, педагогом, критиком, собирателем стихов Черубины. На основе этой переписки Архиппов составил «автобиографию» поэтессы.

Численно преобладают письма Е. Васильевой из Петербурга-Петрограда-Ленинграда (1908-1917,

1922-1927 гг.). Послания 1919-1922 годов написаны в Екатеринодаре-Краснодаре, где поэтесса, как и многие представители художественной интеллигенции, в том числе упомянутый выше Б. Леман, жила в революционные годы. Письма 1927-1928 годов отправлены из Ташкента, куда Е. Васильеву сослали за приверженность антропософии.

Скажем вкратце о письмах из кубанской столицы. В годы Гражданской войны Е. Васильева, работавшая машинисткой в деникинском Осведомительном агентстве (Осваг), стихи свои публично не представляла, ни в какие литературные объединения не входила. Даже в письмах М. Волошину - ни слова о собственной жизни и творчестве, только тревога по поводу прерванного революцией диалога с «милым Максом».

Летом 1919 года Черубина встретилась с Волошиным в Екатеринодаре, где поэт спасал и, в итоге, спас от деникинской тюрьмы известного ученого, будущего первого ректора Кубанского университета Н. А. Маркса. Встреча эта подарила Черубине второе дыхание: «Понемногу начинаю обретать себя. Очень понемногу <...> Ты мне много дал нашей новой встречей», - читаем в письме от 27.08 (9.09) 1919.

Письма М. Волошину и Е. Архиппову начала 1920-х годов более информативны относительно профессиональной и творческой деятельности, духовной жизни. В них частично воссозданы отдельные события биографии поэтессы и ее мужа (в том числе кратковременный арест по причине дворянского происхождения), совместная с Маршаком работа в Театре для детей, «подработки» в переплетной артели, занятия антропософией. Попутно даны тексты новых стихов, характеристики отдельных участников литературной жизни Ека-теринодара-Краснодара.

Друг Е. Васильевой Б. Леман, преподаватель Кубанского университета и сотрудник Театра для детей, активно контактировал с местной интеллигенцией, в частности, с директором художественного музея, профессором Р. К. Войциком. Контакты эти не прекратились и после отъезда Б. Лемана в северную столицу. В его переписке 1925-1926 годов с М. Волошиным можно найти объяснение тому, как в фондах краснодарского музея оказались волошинские акварели.

В качестве источника сведений о поэтессе и ее окружении эта книга из серии «Образы былого» будет интересна литературоведам, историкам, культурологам и всем интересующимся эпохой «серебряного века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.