Научная статья на тему '"я помню, я горжусь" - сохранение культурно-исторической памяти о войне в обыденном мире'

"я помню, я горжусь" - сохранение культурно-исторической памяти о войне в обыденном мире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2798
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ПОДВИГ / ЗАЩИТНИКИ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Имамутдинова Флюра Ришатовна

Статья посвящена вопросам сохранения культурно-исторической памяти Великой Отечественной войны в период попыток искажения истории, подрыва морально-духовной основы молодежи. В статье рассматривается определение исторической памяти и ее содержание. Память о Великой Отечественной войне является важнейшей частью исторической памяти российского народа. Задача всех поколений российских граждан, задача Российского государства сохранить историческую память о Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"я помню, я горжусь" - сохранение культурно-исторической памяти о войне в обыденном мире»

УДК 93

Ф. Р. ИМАМУТДИНОВА, заведующий кафедрой иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент (г. Уфа)

F. R. IMAMUTDINOVA, the head of the Department of Foreign and Russian Languages of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Philology, assistant professor (Ufa)

«Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ» - СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ОБЫДЕННОМ МИРЕ

Давайте, люди, никогда Об этом не забудем... »

"I REMEMBER, I'M PROUD" - THE PRESERVATION OF CULTURAL AND HISTORICAL MEMORY OF THE WAR IN THE ORDINARY WORLD

^ «Прошла война, прошла страда,

"Т> Но боль взывает к людям:

<ч а а

и и

а, А. Твардовский

¡^ Аннотация. Статья посвящена вопросам сохранения культурно-исторической

¡¡э памяти Великой Отечественной войны в период попыток искажения истории, подры-

| ва морально-духовной основы молодежи. В статье рассматривается определение ис-

Ц торической памяти и ее содержание. Память о Великой Отечественной войне явля-

| ется важнейшей частью исторической памяти российского народа. Задача всех поко-

ag лений российских граждан, задача Российского государства - сохранить историче-

ф скую память о Великой Отечественной войне.

§ Ключевые слова и словосочетания: Великая Отечественная война, культурно-

| историческая память, содержание исторической памяти, подвиг, защитники Брестской крепости.

а |

0 Annotation. The article is devoted to the problems of keeping cultural and historical | memory of the Great Patriotic War during the attempts to misrepresent history, undermining ;s moral and spiritual bases of young people. It deals with the definition of historical memory

and its essence. The memory of the Great Patriotic War is the main part of historical memory of the Russian people. The main task of all generations of Russian citizens and the Russian

g government is to keep historical memory of Great Patriotic War.

1

«5

Key words and phrases: the Great Patriotic War, cultural and historical memory, essence of historical memory, national deed, Brest Fortress defenders.

Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом гражданской идентичности. Будущее и прошлое общества видится совершенно по-разному в свете разных политических взглядов и личных оценок. Под сомнением оказалась и система ценностей, складывавшаяся на протяжении веков. Особенно сложным оказалось положение подрастающего поколения, которое не получило должных нравственных ориентиров.

По мнению С. Ю. Ивановой, «идентификационный кризис обладает мощными деструктивными потенциями, и наиболее значимой опасностью является примитивизация нового объекта тождества, которая выражается в разрушении единого образа Отечества» [3, с. 24].

На фоне всех этих явлений в широких слоях российского общества идет поиск таких ориентиров - событий, явлений, имен нашей истории, которые воспринимались бы как доказательства состоятельности России и уверенности в ее успехе в будущем.

Великая Отечественная война 19411945 гг. - единственное крупнейшее событие истории России XX века, воспринимаемое как особое явление всеми гражданами, независимо от их политических взглядов, социального статуса. Это понятно, ведь война вошла почти в каждый дом советского народа. Прошли десятилетия, но она остается важнейшей частью исторической памяти народа. Как сказал писатель Л. Леонов, « ... по таинственной вертикали связи со своими самыми отдаленными, давно растворившимися в земле родичами, положившими начало нашей с вами Отчизне». Этот феномен войны необходимо использовать в воспитании и фор-

мировании активной гражданской позиции молодежи.

В 2015 году Россия и весь мир празднует 70 лет со дня Победы в борьбе с фашизмом - победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

А что общество XXI века знает о Второй мировой, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения? К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко не многие.

Сегодня Россия подвергается воздействию разрабатываемых на Западе концепций глобализации, что порождает целый ряд попыток переписать и исказить историю, в том числе и Великой Отечественной войны. «Историческое полотно - не дешевая репродукция, которую можно халтурно подретушировать, по желанию заказчика, убрать то, что не нравится, или изменить тон, добавив светлых или темных красок. К сожалению, с подобными примерами перелицовки прошлого нередко приходится сталкиваться в наши дни. Мы видим попытки переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры. В некоторых странах пошли еще дальше - героизируют нацистских пособников, ставят в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов» [1, с. 5]. Смысл этих фальсификаций очевиден: если в России нет героических личностей и ярких страниц прошлого, то она не может рассчитывать на достойное место в будущем. В результате подрывается морально-духовная основа общества, прежде всего молодежи.

Нельзя допускать искажения истории, и особенно истории Великой Отечественной войны. Нельзя оскорблять память павших. Мы должны помнить их подвиг. Память - это та единственная благодарность, которую можем им выразить. Прошлое нашей страны, каким

<ч а а

о

о $

о «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

0 «

1 £

а «

S

О?

<ч а а

и и

8' а

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

0 «

и

и £

а «

1

«5

бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Задача всех поколений российских граждан, задача Российского государства - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне.

Под исторической памятью понимается обобщенный коллективный опыт социальной группы или общества в целом, который формируется в процессе развития представлений человека о мире, является актуальным для ныне живущего поколения и хранится при помощи системы средств массовой информации и особых социальных институтов, для актуализации и последующего использования накопленного исторического опыта. Объектом отражения исторической памяти является прошлое во всем многообразии его проявлений в духовной и материальной сферах жизни общества через связь поколений [6, с. 62].

Историческая память, по мнению Ж. Т. Тощенко, определенным образом «сфокусированное сознание», в котором информация о прошлом концентрируется и приобретает актуальность, благодаря ее тесной связи с настоящим и бу-дущим[5, с. 79]. Историческая память, по сути, является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей в настоящем или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. «Содержание исторической памяти представляет собой относительно устойчивую совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, характерных как для общества в целом, так и для отдельных людей, различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных

групп» [6, с. 63]. Начиная с первых дней существования человека, прошлое постоянно окружает его в повседневной культуре, находя свое отражение в межличностных отношениях, во взаимодействии социальных групп, в общественном строе; в обрядах, обычаях, традициях, интегрирующих социальный опыт; в фольклоре, произведениях литературы и искусства, способствующих пониманию прошлого через художественные образы и т. п. Благодаря подобной связи между поколениями образуется целостная история человечества. Отражение этой связи и представляет собой историческую память. В культуре любого народа происходит постепенное накопление образов, наследование живых форм культуры. И это не что иное, как результат работы исторической памяти.

Для понимания исторической памяти необходимо иметь в виду ее двойственное содержание.

Это, во-первых, память, которая является «живой», то есть непосредственная память народа. Историческая память - часть общественного сознания, а потому она не только персонифицирована, но и социальна. И хранителем ее выступает социальное общество: семья, нации, государство, отдельный член общества. Историческая память является одной из основ национального самосознания и выражается в знании народом своей истории и своих героев, в верном восприятии прошлого своей страны.

Каждый второй из ныне живущих россиян знает о Великой Отечественной войне из свидетельств ее участников -своих близких, из оставшихся от них писем, историй с фактами и событиями о войне, а также то, как она происходила, включая документы, фотографии, вещи, которые более действенно доносят до народа всю красочность, конкретику и многообразие. Подлинная историческая память не может существовать

60

без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, не зная историю своей страны, родословную своей семьи, историю своего города, села, края.

Во-вторых, это память, полученная населением из исторической литературы, телевизионных передач, кинофильмов и т. д., где факты, процессы и события более систематизированы и обобщены. Память о Великой Отечественной войне является наиболее устойчивым элементом исторической памяти российского населения.

Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего.

О героях и мужестве советских воинов мы узнаем из художественных и документальных фильмов, произведений советских и российских писателей, поэтов. Героизм советских воинов запечатлен в памятниках, мемориалах, необозримом множестве публикаций, в фильмах и произведениях изобразительного искусства. К числу наиболее известных советских символов Второй мировой войны относятся, например, картина П. А. Кривоногова «Защитники Брестской крепости», изображающая сделанную в 1941-ом надпись на стене Брестской крепости «Умрем, но из крепости не уйдем», ставшая известной в многочисленных репродукциях; плакат «Родина - мать», созданный И. М. То-

идзе в том же 1941 году. Такие художественные фильмы о ВОВ, как «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «В списках не значился» - это настоящая память о тех, чьи жизни унесла война.

Фильм А. Котта «Брестская крепость» - настоящий памятник защитникам Брестской крепости. «Я умираю, но не сдаюсь», - эти слова одного из защитников Брестской крепости, оставленные на стене одного из казематов крепости, являются главной идеей картины. Под непрекращающимся свинцовым дождем и несмолкающим грохотом орудий многонациональный гарнизон защитников крепости стоял насмерть, сдерживая натиск превосходящих сил фашистов. Действительно, история защиты Брестской крепости - подвиг, золотой нитью вписанный в историю Великой Отечественной войны.

«Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа» [7]. Показательно, что ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости, не досталось немцам.

Достоинство этого художественного фильма в том, что он создавался на документальной основе, по книге С. С. Смирнова «Брестская крепость». Эта книга - итог многолетней деятельности писателя, решившего воссоздать невероятный подвиг людей, который долго оставался неизвестным. За книгу «Брестская крепость» С. С. Смирнов в 1965 году был удостоен Ленинской премии. Награжден орденом Ленина. С. Смирнов писал: «О вас, о вашей трагической и славной борьбе еще напишут повести и романы, поэмы и исторические исследования, создадут пьесы и кинофильмы. Пусть это сделают другие.

^

<ч а а

и и

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

0 «

и

1 £

а «

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<ч а а

и и

ч

и а; а

0 «

и »

1

г

г к

и *

к Ж

I

Быть может, собранный мной материал поможет авторам этих будущих произведений» [4, с. 5].

Это есть наша история и наша память. Сегодня «Брестская крепость-герой» - крупнейший на постсоветском пространстве памятник мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны. Невозможно передать реальные ощущения и видение самих воевавших в ту ужасную, кровопролитную пору, и всех тех, кто отдал свою жизнь ради спасения Родины. Мы говорим слова благодарности тем героям, благодаря которым мы сейчас просто живем. Память о них должна жить вечно!

Отвагой, бесстрашием, упорством и многими другими мужественными качествами людей, защищавших свою Родину, можно только восхищаться, гордиться. Эти люди - национальные герои. Забыть подвиги каждого воевавшего - преступление.

Именно фильмы, подобные «Брестской крепости», снова и снова возвращают внимание зрителей к тому факту, что наша свобода, наш образ жизни и все то, что мы имеем сейчас, есть бла-

годаря героическим подвигам советских воинов, их смелости, отваге и любви к своей Родине. И это не должно забывать молодое поколение, которое, казалось бы, живет своей отдельной жизнью, навязанной западными канонами.

Поколение XXI века должно понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Эта была великая война.

Человеку, вступившему в III тысячелетие, Великая Отечественная война своим духовным наследием открывает основные жизненные ценности и ориентиры. Это, прежде всего, патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные и юридические обязательства перед обществом, идея служения Отечеству. В их признании заключается преемственность в развитии российского общества, источник формирования гражданской идентичности и патриотизма.

Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков неизвестной войной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В. В. Об уроках Второй мировой войны // Преподавание истории и общест-вознания в школе. - 2009. - № 10.

2. Дмитриева М. Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества. - М., 2005. - С. 20.

3. Иванова С. Ю. Современный российский патриотизм. - Ростов-на-Д., 2008.

4. Смирнов С. С. Брестская крепость. М., 2010.

5. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память // Парадоксальный человек. - М., 2001.

6. Тавокин Е. П. К вопросу об исторической памяти о Великой отечественной войне // Социологические исследования. - 2010. - № 5. - С. 63.

7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года о присвоении Брестской крепости звания «Крепости-Героя» и вручении ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

© Имамутдинова Ф. Р.

:: :: ::

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.