Научная статья на тему '«я поеду в отпуск домой. » (северяне в гостях у родственников)'

«я поеду в отпуск домой. » (северяне в гостях у родственников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРЯНЕ / ОТПУСК / МОБИЛЬНОСТЬ / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / СЕМЬЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ / NORTHERNERS / VACATION / MOBILITY / COMMUTATION / FAMILY / CONTACTS BETWEEN REGIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Змеева Ольга Васильевна

Представлены результаты исследования, которое проведено в городах Мурманской области. Материалом послужили устные и письменные интервью с семьями северян. Автор анализирует виды деятельности, которые осуществляются в отпуске и направлены на поддержание контактов с родственниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I GO HOME ON VOCATION.» (NORTHERNERS ARE GUESTS IN KINDRED)

In the article are represented results of research which have carried out in Murmansk region. Materials are oral and written interviews which have conducted with families of northerners. Author analyzes kinds of activity which are realized in on vacation and directed on the keep contacts with kindred.

Текст научной работы на тему ««я поеду в отпуск домой. » (северяне в гостях у родственников)»

Северо-американские финны в Советской Карелии 30-х годов. Устная история в Карелии: сб. науч. ст. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. Вып.11. 192 с.

Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. 1600 с. Такала И.Р. Финны в Карелии и в России: история возникновения и гибели диаспоры. - СПб.: Изд-во журнала «Нева», 2002. 172 с.

Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск: Кн. изд-во, 1972. 672 с.

Шашков В.Я. Репрессии против финнов и других спецпереселенцев // Наука и бизнес на Мурмане. - Мурманск: Кн. изд-во, 2003. № 3. С.46-53. (История и право).

Сведения об авторе

Бусырева Елена Владиславовна,

старший бухгалтер ИХТРЭМС Кольского научного центра РАН, соискатель ученой степени кандидата исторических наук в Центре гуманитарных проблем Баренц региона КНЦ РАН

Busyreva Elena Vladislavovna,

Accountant of the ICTREMRM KSC RAS, degree-seeking student of the Kola Science Centre RAS

УДК 316.334.55/.56

О.В.Змеева

«Я ПОЕДУ В ОТПУСК ДОМОЙ...» (СЕВЕРЯНЕ В ГОСТЯХ У РОДСТВЕННИКОВ)1 Аннотация

Представлены результаты исследования, которое проведено в городах Мурманской области. Материалом послужили устные и письменные интервью с семьями северян. Автор анализирует виды деятельности, которые осуществляются в отпуске и направлены на поддержание контактов с родственниками.

Ключевые слова:

северяне, отпуск, мобильность, маятниковая миграция, семья, межрегиональные контакты.

O.V.Zmeyeva «I GO HOME ON VOCATION.» (NORTHERNERS ARE GUESTS IN KINDRED)

Abstract

In the article are represented results of research which have carried out in Murmansk region. Materials are oral and written interviews which have conducted with families of northerners. Author analyzes kinds of activity which are realized in on vacation and directed on the keep contacts with kindred.

Key words:

northerners, vacation, mobility, commutation, family, contacts between regions.

1 Статья подготовлена при поддержке проекта «Семейно-родственные общности как агенты культурных иннноваций» (рук. И.А.Разумова) в рамках Программы

фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».

Долго мне без Севера тоскливо, Трудно жить без голубых озер, Но и не могу я без залива,

Там, где детство протекло мое.

А.Куделин

I. Семья и родственники: отпуск-необходимость

В настоящей статье речь пойдет о семейном отдыхе мурманчан. Жители малых городов Кольского Севера, как известно, либо сами являются переселенцами, либо на Север мигрировали их родители. Причиной тому молодость северных городов, население которых на протяжении всего XX в. не считалось осевшим и укоренившимся: «...более половины мигрантов в течение первых трех лет покидают Мурманскую область, “не пустив здесь свои корни”» [Социально-экономическое развитие ..., 1992: 156]. Вопросы «неукореннености» жителей Заполярья продолжают обсуждаться и в современных исследованиях [Михайлов, 2005; Разумова, Змеева, 2007; Измоденова, 2008].

Те, кто приехали первыми в новые города Кольского Севера, оказались в этом пространстве без поддержки семейно-родственной группы. В регионе выезда у мигрантов часто оставались близкие родственники, в первую очередь родители. Таким образом, у северян изначально была необходимость в периодическом возвращении на родину - свою или родителей. Они были вынуждены посещать покинутые ранее места, прежде всего, для поддержки контактов с родными (о сохранении связей с малой родиной см: [Разумова, Сулейманова, 2007]. Для некоторых жителей Крайнего Севера поездки к родственникам превратились в ежегодную потребность, и они используют свои отпуска для её реализации.

Считается, что в сравнении с жителями других, более южных регионов страны, северяне отличаются большей мобильностью. Одной из особенностей из миграционного поведения являются ежегодные выезды за пределы региона [Территориальная мобильность ..., 2005]. «Возможность периодических встреч в «родовом центре» компенсирует пространственное разъединение и для большой категории людей является достаточной формой поддержания родственных контактов. <...>. Расширенные родственные связи обеспечивают мобильность жителю Севера, а не прикрепленность к территории. Они способствуют формированию определенной модели миграционного поведения, включающей легкость, регулярность перемещений и относительно широкий охват пространства» [Разумова, 2006а: 144-145]. Такой же точки зрения придерживаются и сами северяне, оценивая мобильность своих родственников, которые проживают в других регионах страны:

Мы стараемся по возможности регулярно каждое лето навещать их (родственников. - О.З.) в Ярославле. Конечно, ждем и мы ответных визитов с их стороны, но пока они ни разу к нам не приезжали. В отличие от нас, наши родственники несколько «тяжелы на подъем (М., 1985 г.р.)2.

Дополнительным мотивом проведения отпуска вне региона является отсутствие на Севере видимого природно-климатического разнообразия, такого

2 Здесь и далее цитируются отрывки из интервью. При цитировании в скобках указываются пол, год рождения информанта.

как в более южных регионах. В результате, северяне выезжают за пределы области для того, чтобы почувствовать и увидеть «настоящее лето». Именно летний период наиболее удобен для проведения отпуска в южных регионах страны, но есть и такая часть северян, которые предпочитают выезжать с Севера в межсезонье - увидеть «настоящую весну» или «настоящую осень».

Парадоксальным оказывается следующее: жителей Крайнего Севера удивляют красоты Заполярья, они восхищаются ими, а также перспективами активного отдыха внутри региона, в то же время многие не мыслят реальное проведение отпуска (особенно, летнего) в Мурманской области. Такая ситуация связана с цикличностью жизни в северных регионах страны: «Для северян приемлемой была только такая компенсаторная форма организации годового цикла, которая позволяла переменить место и климат на «противоположные»: теплые, южные, отдаленные от Севера» [Разумова, 2006б: 12]. Кроме того, северяне предпочитают воспринимать «отдыхающего в Заполярье» как особую категорию людей. Они утверждают, что не каждый человек может отдыхать на Севере, что в заполярном регионе «надо уметь отдыхать» и быть человеком «определенного типа, склонного к активному и экстремальному отдыху» (М., 1982 г.р.).

Поездкам северян также способствуют неблагоприятные климатические условия Заполярья, особый дискомфорт вызывают контраст и резкие перемены летних температур: «У нас и в июне снег может идти», «Здесь и лета-то не бывает настоящего» и т.п. Выезд за пределы заполярного региона, таким образом, становится необходимостью, обусловленной сменой климатических зон. Основным мотивом в данном контексте становится восстановление здоровья. Недополучение необходимых элементов, связанных с поддержанием здорового состояния организма, представляет особенно актуальную проблему, когда речь идет о детях и подростках. Считается, что для растущего детского организма необходимо много витаминов и других элементов, чтобы поддержать естественные функции организма [см. публ.: Божкова, 2007]. По данным Роспотребнадзора в 2010 г., уровень заболеваемости в области среди детей до 14 лет, как и в предыдущие годы, оставался высоким и превысил средние показатели по стране [Медико-демографические показатели ..., 2011]. Очевидно, что отсутствие плановых летних выездов детей в другие, более благоприятные климатические условия приводит к негативным социальным последствиям: «Рост детской

инвалидности был обусловлен и экономическими факторами, а именно - резким падением реальных доходов на душу населения, ухудшением качества питания жителей области, прекращением выездов на юг с целью оздоровления детей» [Каспарьян и др., 2010: 70].

Еще в начале ХХ века для жителей районов Крайнего Севера были установлены дополнительные отпуска и льготы, которые сохранились и в настоящее время. Сегодня в статьях Трудового кодекса отражена информация о льготах для северян, которая касается: во-первых, оплаты стоимости проезда для жителей Крайнего Севера к месту отдыха и обратно (ст. 325) и, во-вторых, дополнительного отпуска россиянам, который начисляется за работу в условиях Крайнего Севера (ст. 116).

В советский период, кроме вышеперечисленных условий, в трудовом законодательстве были записаны условия реализации курортных путевок от организаций в санатории и пансионаты. Такая практика осуществлялась в качестве меры поощрения за трудовую деятельность [Зверев, 2004: 102]. Таким образом, северяне получали возможность выезда в курортные зоны страны. Особое

преимущество было у тех северян, чьи родственные контакты после переселения сохранялись, а родственники проживали в курортной зоне или, скажем, на пути следования к конечной точке отдыха. В итоге северянам не надо было специально ехать куда-либо для того, чтобы встретиться с родственниками. Отдыхая по путевке, они имели возможность постоянного общения с близкими или же «по пути» на курорт останавливались на непродолжительное время у родственников. Принципиально другая ситуация создалась у тех, чья родня не проживает в курортной зоне или на пути следования к распространенным местам отдыха. В этом случае отдыхающим приходилось выбирать между проведением своего отпуска на курорте и поездкой к родственникам. Нам известно немало эпизодов, когда северяне отказывались от курортных предложений и предпочитали поездку на родину и к родственникам. Таким

образом, они сталкивались с проблемой выбора места проведения отпуска,

„ / который дополнительно регламентирован временными ограничениями.

Современные россияне все чаще стараются освоить популярные российские и заграничные курорты: «Среди тех участников опроса, кто не отказался бы, при наличии такой возможности, отдохнуть в России вдали от дома, 45% выбрали бы курорт, 27% - экскурсионную поездку»3 [Вовк, 2006]. Как правило, северяне заранее

~ I

планируют свой отпуск, учитывая не только временные затраты на поездку, определяя место отдыха, но и пытаясь удовлетворить интересы всех членов семьи.

По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 г., более 92% жителей Мурманской области остаются горожанами [Численность ..., 2010]. При этом обратим внимание, что большинство горожан проживает в областном центре. Наши информанты в основном являются жителями малых и средних городов области. Это означает, что они, в отличие от жителей крупных городов, имеют больше возможностей для выезда за пределы города. В отличие от больших городов, которые обычно воспринимаются как источники стресса, малые и средние («провинциальные») города позволяют сохранить психологическое спокойствие. Однако в северных промышленных городах, несмотря на близость к природе и возможность отдыха вне урбанизированного пространства, существуют другие источники стресса, в частности, в моногородах центральной части Кольского полуострова - работа на горнодобывающих предприятиях, работа под землей и т.п. Недостаточно развита в малых городах, по мнению жителей, инфраструктура досуга. Для северян выезд из региона становится платой за труд в суровых условиях. Таким образом, отпускной отдых трудящихся в производственной сфере, в первую очередь, нацелен на восстановление основных функций организма, необходимых для дальнейшей работы.

Понятие «отпуск» употребляется, как правило, в значении временном и определяется через противопоставление «рабочему времени». Вместе с понятиями «досуг» и «отдых» оно включается в категорию «свободного», или «внерабочего времени» [Артемов, 1987; Орлов, 1989; Хрупин, 2007]. Исследователи нередко сужают понятие досуга, исключая из него «отпуск». Возможно, это связано с традицией изучения досуговых практик: а) жителей того или иного населенного пункта; б) разных социальных, возрастных или профессиональных групп [Анашкина, 2001; Седова, 2009; Букин, 2010]. Чтобы пояснить категории

3 Фонд «Общественное мнение». Приведены данные общероссийского опроса населения 18-19 июня 2005 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов).

«отдых» и «досуг», А.С.Орлов предложил использовать вместо термина «досуг» термин «рекреация»: «”Отдых” характеризует еще и то, что “досуг” обозначить не может: рекреационные результаты. И именно это, по нашему мнению, принципиально разводит два понятия и дает право отнести термин отдых к категориям социологии рекреации» [Орлов, 1995: 14].

Отпуск и отдых можно рассматривать не только в качестве противопоставления «работе», но и как разновидность социокультурной деятельности. Собираясь в отпуск, люди планируют его, уточняют детали, учитывают интересы членов семьи, разрабатывают сценарии поездки и т.д. Северяне попадают в другие социокультурные пространства, осваивают места с другим ритмом и образом жизни, в результате чего расширяются их представления о местных жителях, меняются культурные предпочтения, формируется особый жизненный стиль. В настоящей статье мы будем использовать понятие «отпуск» в самом широком смысле - как свободное времяпрепровождение и один из способов осуществления досуговых практик.

* * *

Объектом нашего исследования являются семьи северян, которые отдыхают у родственников за пределами Мурманской области (в России или странах СНГ). Семья была выбрана объектом исследования не случайно. Во-первых, она выступает как агент, формирующий модели отдыха и коммуникационное пространство для своих членов. Во-вторых, в семье легче происходит трансляция установившихся моделей поведения от одного поколения к другому. Наконец, в-третьих, именно в семейной группе реализуются ожидания, связанные с местом и временем проведения отдыха.

Материалом для анализа послужили устные и письменные интервью, а также случайные высказывания. Информантами стали постоянные жители городских и сельских поселений Кольского Севера. Количество обработанных текстов - 1094. Возраст информантов: от 18 до 85 лет.

Сразу обратим внимание, что большая часть текстов - это воспоминания северян. В содержании исследуемых текстов перемешиваются прошлое и настоящее, воспоминания о недавних поездках и отдыхе в детском или подростковом возрасте. Таким образом, ретроспекция имеет разную глубину. В данной статье речь пойдет о нескольких периодах, которые мы обозначим условно: 1980-е - начало 1990-х гг. - детство и подростковый период информантов 1970-1980-х годов рождения, 1970-е гг. - молодость информантов 1950-х годов рождения. В фокусе нашего внимания оказывается только семейный отдых у родственников, и мы рассматриваем их летний отпуск в регионах России и в странах СНГ. В настоящей статье не анализируется отдых у родственников внутри региона, а также другие виды отдыха, например на даче у родственников и т.п. Все эти аспекты требуют отдельного рассмотрения.

4 Записи в печатном и электронном форматах находятся в архиве сектора исторической и социальной антропологии ЦГП КНЦ РАН, личных архивах И. А.Разумовой, О.В.Змеевой.

II. В гостях у родни: отпуск-потребность

Поездка в отпуск для северян - это, прежде всего, выезд, нацеленный на «вырывание» своей семьи из пространства, в котором проходит большая часть обыденной жизни. Главный аргумент - желание уехать в места, где не будет «своих», не появятся знакомые лица. Излишне уточнять, что круг «своих» определяется по-разному. Исходя из этого формулируются те или иные принципы: не бывать на популярных среди россиян курортах (о заграничном отдыхе) или не выезжать в места, где отдыхают все северяне (российские курорты, на которых можно встретить своих знакомых). Очевидно, что для определенной группы отпускников важно на время попасть в иной социальный контекст, который, с одной стороны, принципиально отличается от домашнего, а с другой стороны, воссоздает его в другом сообществе. В этих условиях альтернативой курортному отдыху оказывается семейный отдых у родственников, который может быть реализован в населенных пунктах разного типа: в селах, деревнях или, наоборот, городах.

Причины, по которым северяне предпочитают выезд к родственникам, различны. Наиболее распространенными являются: возможность полноценного, спокойного отдыха; возвращение на родину; долг, обязанность (подробнее о мотивах см. [Змеева, 2010: 45-46]). Отпуск может быть либо полностью проведен у родственников, либо частично, когда северяне останавливаются у родни по пути в другие места отдыха. Таким образом, возможно совмещение разных типов отдыха - у родственников и на курорте. В любом случае, поддерживаются родственные связи жителей регионов. Контакты с родственниками закрепляются благодаря следующим факторам:

• поколенный - близкие родственники разных поколений сохраняют более устойчивые контакты. Так, связь бабушки - внуки оказывается крепче, чем отношения родных братьев и сестер, не говоря уже о членах их семей;

• воспитательно-развлекательный - данный фактор особенно актуален для подрастающего поколения. Отправляя детей на летние каникулы, родители освобождают себя на время от воспитательных функций и передают их своим родственникам (обычно родителям, родным братьям и сестрам);

• пространственный фактор связан с символизацией родственной общности через территорию, местность. Именно в отпусках северяне придерживаются способов сохранения традиционного семейного уклада, обучаются соответствующему поведению, совершают определенные ритуалы и т.д.

Далее мы рассмотрим лишь некоторые виды деятельности, которые осуществляются в отпуске и направлены на поддержание контактов с семейно-родственной группой. Нас интересует, что происходит в отпуске с разными социально-возрастными группами, каково содержание отпуска у представителей этих групп и что северяне считают настоящим отпуском.

* * *

Отдых у родственников позитивно оценивается не только с точки зрения качества родственных коммуникаций, но и через сравнение пространств и мест отдыха. Особенно активно и эмоционально обсуждается проведение отпуска в сельской местности. Многие отпускники убеждены в преимуществах жизни и отдыха в деревне. Как правило, преимущества касаются даров природы, которыми есть возможность пользоваться; положительные эмоции вызывает также свобода от работы или учебы (особенно у школьников):

Мы любим летом ходить в лес. Там находится удивительно красивый сосновый бор. В этом лесу мы собираем грибы - лисички, также ягоду - малину, чернику, землянику. Лес очень богат дарами природы. Собираем также на полях много лекарственных трав для себя. Рядом с селом находятся поля с пшеницей, кукурузой, подсолнечником (Ж, 1983 г.р.);

Я всегда вспоминаю лето, проведенное в деревне с огромным удовольствием (Ж, 1985 г.р.).

Мы с ней сядем где-нибудь в тенечке, я ела этот хлеб, а бабушка рассказывает мне разные истории. Тогда я не осознавала, какое это прекрасное время. Мне было просто очень хорошо, уютно. Эти ее рассказы представляли для меня что-то замечательное, самое интересное (Ж, 1984 г.р.).

Дети в данной связи заслуживают особого рассмотрения. Детский отдых проходит под знаком свободы, «всё-возможности» и иногда - вседозволенности. Детям в отпуске многое разрешено, они являются той категорией, для которой в летний период практически не существует правил, установленных взрослыми. Они сами планируют свой день, свое общение и т.д. Конечно, существует ряд организованных видов деятельности, в которых активное участие принимает подрастающее поколение: помощь по дому, огороду, забота о животных и т.п., но в том, что касается досуга, они обычно предоставлены сами себе. Собственно организованный и контролируемый взрослыми досуг нам встретился в описании лишь одного случая. Речь шла о концертах и творческих занятиях с детьми, которые проводились в вечернее время, а контроль осуществлялся с помощью внедрения системы дневниковых записей:

Мы заводили дневники (так школьниками мы еще не были, это нам казалось признаком взрослости и жутко нравилось), где расписывались поведения, посильные домашние задания, работа в огороде, участие в художественной самодеятельности (Ж, 1982 г.р.).

Неорганизованный отдых более разнообразен и даже в некоторых ситуациях выходит за рамки социальных норм (мелкое воровство, например). Самыми распространенными видами деятельности для детей являются купание в реке или другом водоеме, прогулки на свежем воздухе, гуляние до позднего времени суток, всевозможные игры, катание на велосипеде и т.п. Особым занятием для детей, отдыхающих в сельской местности, становится забота о домашних животных. Мурманчане, видимо, не так часто контактирующие с домашними животными, проявляют интерес к разнообразию живности в деревне, считают животных своими друзьями, ухаживают за ними, тем самым приобретая полезные навыки:

А ещё у моей бабушки и дедушки есть козы и их надо пасти, и когда приходит наша очередь пасти, я всегда с дедушкой ходила, помогала ему. В стаде было около восьмидесяти коз. Однажды мы с дедушкой пасли, и начался дождь, дедушка мне из сена сделал шалаш, а я взяла маленького козлёночка и мы с ним в этом шалаше спали (Ж, 1982 г.р.);

Мне очень нравилось ходить на ферму, которая почему-то называлась двор, и смотреть там на новорожденных телят, которые пахли молоком и всегда старались зажевать твою одежду (Ж, 1982 г.р.).

В воспоминаниях о детстве много места занимает тема общения со старшими родственниками. От них можно было получить знания, которые ретроспективно оцениваются очень высоко. Исключительную роль в трансляции семейной информации играют бабушки, которые являются знатоками истории рода и делятся знанием со своими внуками.

Дети нередко находятся дома у родственников больше времени, чем взрослые члены семьи. За ними приезжают, например бабушки, и забирают на летние каникулы, или же родители отправляют на все лето к родственникам, причем отвозить может один из родителей, а привозить другой - в зависимости от графика их отпусков. Таким образом, увеличивается период отдыха детей, они получают больше свободы, в том числе от родительского внимания.

* * *

В отпуске отдыхающие сталкиваются с различными ситуациями, требующими их непосредственного участия. Во-первых, жизнь в сельской местности требует физических усилий, поэтому летом приходится помогать родственникам. В этом случае северяне становятся своими в деревне, поскольку участвуют в строительных, уборочных, заготовительных работах. «”Гость” - состояние, промежуточное между домом и дорогой. Гостьба - еще не полная оседлость, человек пребывает в движении: ходит по домам, гуляет с друзьями, отмечая возвращение, и лишь постепенно включается в хозяйственные работы, тем самым теряя статус “гостя”» [Щепанская, 2003: 359].

Во-вторых, в отпуске происходят события, которые кардинально меняют жизненные планы отдыхающих. Одни информанты отмечают, что все важные решения, которые касаются изменения семейного или личного статуса, принимались именно в отпуске. Других именно в отпуске заставали важнейшие биографические события, связанные с семейным жизненным циклом. Происходят те самые «семейные совпадения», которые «признаются необъяснимыми, загадочными, удивительными и вместе с тем «интересными», то есть неординарными. Повторяться могут любые события и обстоятельства, но в основном они группируются вокруг узловых моментов индивидуального жизненного цикла» [Разумова, 2001: 43].

Когда бабушка была беременная мамой, она уже жила в Апатитах, и собралась в отпуск к своим родителям... Бабушка думала, что она успеет вернуться домой, но мама захотела увидеть свет чуть раньше срока, и бабушка родила ее в отпуске. А в прошлом году моя двоюродная сестра (Саша) также поехала в отпуск беременная и тоже не успела вернуться домой до родов - родила дочку в отпуске (Ж, 1954 г.р.).

Северяне иногда специально так планируют свой отпускной график, чтобы оказаться, например, на свадьбе или рождении у родственников. Вообще судьбоносные решения (например, решение о свадьбе) и знаменательные встречи (знакомство с будущим мужем) в отпуске - довольно распространенное явление. Ему находятся амбивалентные объяснения: человек, с одной стороны, ощущает большую ответственность за себя и других в поездках, с другой стороны, располагает большей свободой действий в период отдыха.

Приезд северян к родственникам не только служит способом поддержания связи друг с другом, но становится причиной сбора всей семьи. Обычно родственники собираются в одном доме (например, в родительском) и отмечают приезд гостей. Возникают и такие ситуации, когда братья и сестры специально договариваются о времени проведения отпуска и приезжают в одно место из разных регионов:

Мы часто собирались большой семьей (бабушка с дедушкой, все их внуки и правнуки), постоянно там было весело, и там я почему-то больше всего чувствовала свою привязанность к роду, к семье. Там жили и встречались те родственники, которые, как мне кажется, были наиболее дружны и дороги друг другу (Ж, 1986 г.р.).

Летом, когда у большинства родственников отпуска, близкие члены семьи стараются собраться вместе. У бабушки (маминой) в это время года съезжаются все дети (трое), со своими семействами (женой, мужем, детьми, внуком), стараются так выбраться в отпуск, чтобы увидеть родного брата или сестру, чтобы провести, прожить хоть несколько дней вместе, а главное - вместе с мамой и папой (как было раньше) (Ж, 1983 г.р.).

В отпуске у родственников северяне сталкиваются и с печальными событиями («Ехали в отпуск, а попали на похороны...»). Для тех, чей родиной не является Кольский Север, обязательными в каждый приезд являются поминальные мероприятия, в частности, посещения могил умерших родственников. «По возвращении на родину принято сходить поклониться родителям на могилки, возобновляя связь с ушедшими поколениями рода, а вместе с тем и с родной землей» [Щепанская, 2003: 368]. Нам стало известно несколько случаев, когда жители Заполярья ездят на родину предков только для того, чтобы посетить могилы родственников, поскольку живых в этой местности уже никого не осталось. Таким образом, поездка в отпуске на могилу родственников является ритуальной:

Была большая помощь, незабываемая и я старалась их тоже не забывать, бываю на могилках, хотя они за три тысячи километров (Ж, 1950 г.р.).

Некоторые даже считают, что они должны появляться на кладбище в определенные календарные сроки (например, во время религиозных праздников):

В деревне мы всегда поминаем родителей в так называемую Родительскую субботу. За день до субботы мы ходили с бабушкой на кладбище (естественно, если мы ездили в деревню), убирали могилки, бабушка рассказывала нам об этих людях, об истории их жизни, разбавляла свой рассказ смешными ситуациями, связанными с этими людьми (Ж, 1984 г.р.).

Отпуск у родственников может быть сопряжен с разочарованиями. Их источниками, как правило, являются неоправданные ожидания в отношении родственников, а также межпоколенные противоречия. Часто разочарования, особенно детские, вызваны несовпадением моделей поведения и отношения к окружающему миру городских и сельских жителей, местных и приезжих. Самые яркие примеры находим в детских воспоминаниях об отношении к животным в деревне. Для городского ребенка открытием становится тот факт, что домашние животные в сельской местности нередко выращиваются с целью их потенциального убийства. Городские жители несколько иначе воспринимают животных, приписывают им антропологические свойства и т.д. Детям важна «дружба с животными». Соответственно, если в присутствии ребенка происходит забой скота, что является нормой для сельского жителя, то для приезжих это может стать серьезной психологической травмой:

Но самое печальное для них (и также для меня в детстве) было, когда дедушке приходилось убивать какое-нибудь животное. Даже мне было очень неприятно заходить в сарай, в котором висели шкурки - иногда я даже плакала по этому поводу (Ж, 1986 г.р.).

В детстве наиболее тесно с животными я общался, приезжая на лето к тете Вале. У нее всегда было много домашних животных: куры, которые жили сами по себе, и я их не замечал. Свинья, которая была всегда новая, и поэтому дружить с ней я не мог (М, 1952 г.р.).

Дело в том, что наши самые близкие родственники живут в деревне и относятся к животным не как мы.

В связи с этим у меня с ними постоянно возникают ссоры (Ж, 1983 г.р.).

Еще одной остро переживаемой проблемой для тех, кто привык постоянно посещать одни и те же места, становятся их разрушение и утрата. К «разрушенным» местам относятся населенные пункты и окрестности, которые были уничтожены или снесены. Обстоятельствами могут выступать закрытие основного предприятия, экологическая катастрофа, уменьшение численности населения, результатом становится естественное исчезновение населенного пункта и т.д.:

Вскоре произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, и поэтому прабабушке пришлось переехать к моей бабушке... Мы каждый год приезжаем туда просто посмотреть, что там происходит, но прошло уже очень много лет, а там по-прежнему очень большой уровень радиации... Там очень красивые места, мы однажды пересекали нелегально зону, которая запрещена, и я еще с мамой и бабушкой гуляла по огромному, до сих пор цветущему прабабушкиному саду (Ж, 1983 г.р.).

К «потерянным» относятся места или заброшенные деревни, дорогу к которым информанты по каким-либо причинам забыли, или в которых они никогда не были и не могут попасть по причине незнания пути. Особенностью «потерянных мест» является сохранение в памяти каких-либо пространственных деталей. Причем воспоминания о них могут быть даже не своими, а принадлежащими родственникам, друзьям или даже малознакомым людям.

А бабушкиной могилы вовсе не видела. Но в памяти моей запечатлелось большое кладбище, до которого нужно было долго добираться через какой-то пионерский лагерь (Ж, 1984 г.р.).

Моей родной деревни больше не существует, там сейчас ничего не осталось. Я даже сейчас не смогу найти это место - все заросло, не осталось ориентиров (Ж, 1954 г.р.).

Вместо заключения

Итак, мы попытались рассмотреть несколько аспектов, которые характеризуют отпуск жителей Мурманской области. Как оказалось, в качестве «настоящих» и полноценных лучше всего запоминаются отпуска, проведенные: а) в детстве у бабушек; б) в летнее время; в) в сельской местности.

Мы выяснили, что в рассказах об отдыхе основную роль играют детские воспоминания. Представители старшего (родительского) поколения в основном подчеркивают необходимость проведения отпусков с семьей, поскольку именно в отпуске у родителей освобождается больше времени на занятия с детьми. Кроме того, северяне положительно оценивают в отпуске разнообразие совместных видов деятельности, которые направлены и непосредственно на отдых (плавание, игры), и на обучение молодежи (рыбная ловля, забота о животных и т.п.). Подобное совместное времяпровождение считается основой для функционирования семьи:

Единственное время, когда мы вместе завтракаем, обедаем и ужинаем -это летом, в отпуске, у бабушек. Тогда все вместе садимся за стол (Ж, 1982 г.р.).

А так я постоянно на работе. Больше всего времени проводим вместе в отпуске. Тогда я вожу дочек на рыбалку, в лес, на озеро, учу их чему-нибудь» (М, 1961 г.р.).

Семьи отпускников являются той социальной группой, которая объединяет родственную общность самим своим появлением. Именно вокруг приезжих объединяются родственники. Некоторые северяне предпочитают сужать родственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контакты и предпринимают ежегодные поездки исключительно в одно и то же место. Для них особое значение приобретают всевозможные трансформации, происходящие в месте проведения отпуска. Эта категория отдыхающих сосредоточена на одном способе проведения отпуска, они не выезжают за пределы своей деревни/села на протяжении всего отпускного периода. Другие, наоборот, вносят в ежегодный отдых разнообразие и устанавливают некоторую периодичность поездок к родственникам, добавляя выезды в курортные зоны страны и мира.

Таким образом, проведение отпуска в семейно-родственной среде за пределами региона, кроме функции релаксации, выполняет также следующие:

1. Коммуникация. Благодаря этой функции, сохраняется включение в родственную сеть. Реализуется она благодаря ежегодным (или с иной периодичностью) поездкам, а также выездам по необходимости, которые возникают в случаях, связанных с болезнью родственников или значимыми событиями семейного жизненного цикла.

2. Сохранение семейной памяти и трансляция семейного опыта.

3. Восстановление связей с родственниками. Данная функция реализуется, например, в случае потери каких-либо контактов с одной из сторон. Когда родители разводятся, дети часто перестают навещать родственников со стороны одного из родителей, но они могут восстановить утраченные связи и самостоятельно приступить к поискам, когда окажутся в другой возрастной группе.

4. Освоение новых «семейных пространств». Речь идет об обновлении знаний о людях и местах в пределах семейного круга, обретении и намеренном поиске нового знания о родственниках (живых или умерших) в государственных учреждениях и т.п.

В заключение подчеркнем, что отпуск является для северян важной формой социокультурной деятельности, выполнение которой приводит не только к осмыслению понятий «настоящая семья», «настоящий отдых», но и расширяет горизонт опыта в целом. По результатам нашего исследования выяснилось, что именно проведение отпуска с семьей способствует восприятию семьи ее членами в качестве цельной группы. В отпуске реализуются совместные планы, происходит передача опыта поколений, знакомство с другими, отличными от привычных видами деятельности и т.д. Таким образом, можно предположить, что изучение отпуска как одного из видов деятельности, связанного, с одной стороны, с высокой мобильностью жителей Крайнего Севера, а с другой стороны, с потребностью в социально-сетевой родственной поддержке, является одной из возможностей более глубокого исследования северного образа жизни.

Список литературы

Анашкина Г.П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 97-102.

Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. Новосибирск, 1987. 240 с.

Божкова Е. Кому из северян полезно отдыхать на юге // Комсомольская правда - Мурманск. 2007. № 131. 18 июля. ИКЬ: http://www.b-port.com/smi/ 3/2932/55725.Йт1

Букин В.П. Предпочтения и возможности молодежи российской провинции в сфере досуга // Социально-гуманитарные знания. М., 2010. № 1. С. 111-120.

Вовк Е. Где и как хотели бы отдыхать россияне // Социальная реальность. 2006. № 4. С. 84. ИКЬ: http://socrea1.fom.ru/fi1es/sr0604-084-084.pdf

Зверев В.К. Социальные представления и социкультурные практики курортного отдыха: дис. ... канд. социол. наук. Ростов, 2004. 135 с.

Змеева О.В. «По дороге в отпуск»: жители Кольского Севера в других регионах России // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования / отв. ред. В.П.Петров. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2010. Вып.1. С. 40-53.

Измоденова Н.Н. Стратегии миграционного поведения населения Мурманской области // Население Кольского Севера в период социальных трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / под ред. ВППетрова, И.А.Разумовой. Апатиты, 2008. С. 60-68.

Каспарьян Ж.Э. Проблема инвалидности населения: состояние и пути решения (на примере Мурманской области) / Ж.Э.Каспарьян, А.Н.Виноградов, А.Г.Олейник, В.П.Петров. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра

РАН, 2010. 146 с.

Медико-демографические показатели и санитарно-эпидемиологическая обстановка в Мурманской области в 2010 году. Мурманск, 2011. ИКЬ: http://www.murmanpotrebnadzor.ru/ fi1es/up1oads/At1as_2010.pdf

Михайлов Е.И. Развитие Европейского Севера России в XX веке: миграционный аспект // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде. Мурманск: Изд-во МГПУ, 2005. С. 17-26.

Орлов А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. 148 с.

Орлов Г.П. Свободное время: условия развития человека и мера

общественного богатства. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. 176 с.

Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 376 с.

Разумова И.А. Роль семьи в процессе адаптации человека на севере // Живущие на Севере: образы и реальность. сб.науч. ст. / науч. ред. П.В.Федоров. Мурманск: Изд-во МГПУ, 2006а. С. 141-148.

Разумова И.А. «Север» - категория времени // Северяне: Проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова. Апатиты: Изд. Кольского науч. центра РАН, 2006б. С. 5-14.

Разумова И.А., Змеева О.В. Город в Хибинах: «Культурная периферия» или «центр культуры» // Рябининские чтения: Материалы V Науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера / отв. ред. Т.Г.Иванова. Петрозаводск, 2007. С. 44-46.

Разумова И.А., Сулейманова О.А. Культурная память семьи как фактор локальной идентичности жителей Кольского Севера // Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века. Апатиты: Изд. Кольского науч. центра РАН, 2007. С. 69-79.

Седова Н.Н. Досуговая активность граждан // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 56-69.

Социально-экономическое развитие Мурманской области в переходный период: современное состояние и прогнозы / под ред. Г.П.Лузина. Апатиты: Изд. Кольского науч. центра РАН, 1992. 218 с.

Территориальная мобильность молодежи Мурманской области: отчет: «Миграционная мобильность городской молодежи Кольского Севера (по материалам локального исследования)» / Центр независимых социально-антропологических исследований г.Апатиты; МРМОО «Гуманистическое движение молодежи» (г.Мурманск). Апатиты, 2005.

Хрупин С.И. Культурный досуг: социальная сущность, ценностное содержание, технологии организации. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 102 с.

Численность городского и сельского населения Российской Федерации: Предварительные итоги Всероссийской переписи населения. URL: http://www.perepis-2010.ru/ results_of_the_census/pril2-1.xls

Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.

Сведения об авторе

Змеева Ольга Васильевна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Zmeyeva Olga Vasiliyevna,

Ph. D. (History) Researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS

УДК 394.3 (470.21)

М.Л.Нахшина ВОСПРИЯТИЕ ДОМАШНЕГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛА ПОСТОЯННЫМИ ЖИТЕЛЯМИ И ПРИЕЗЖАЮЩИМИ НА ЛЕТО1

Аннотация

Исследуется сезонность динамики сельского населения через призму взаимодействия жителей с окружающей застроенной средой. В частности, рассматриваются различия между отношениями к домашнему пространству постоянных жителей села Кузомень и тех, кто приезжает туда на лето. Предполагается, что приезжающие на лето имеют тенденцию воспринимать домашнее пространство в исторической ретроспективе и в связи с этим проявляют диахронное отношение к своим домам. В то же время постоянные жители, прожившие в селе большую часть своей жизни, более укоренены в настоящем и поэтому проявляют синхронное отношение к домашнему пространству.

Ключевые слова:

домашнее пространство, застроенная среда, село Кузомень, музеификация, синхронное и диахронное восприятие, пустое пространство.

1 Данная публикация является переработанной и сокращенной версией статьи «The perception of the built environment by permanent residents, seasonal in-migrants and casual incomers in the village of Kuzomen’», готовящейся к изданию в сборнике «Circumpolar Hearths: The Heart of Homes and Households».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.