2. Голдман В. Не хлебом единым: продовольствие, рабочие и государство // СССР во Второй мировой войне / под ред. О. Будницкого (отв. ред. и сост.) и Л. Новиковой. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 221-248.
3. Дневник А.И. Чайкина. Продолжение № 7 после 17 августа 1945 г. // ГАПК. Ф. Р-944. Оп. 1. Д. 19. 70 л.
4. Лейбович О.Л. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. М., 2008. 296 с.
5. Лейбович О.Л. Дом о трех этажах, или Как изучать повседневность поздней сталинской эпохи // Астафьевские чтения. Пермь, 2009. С. 250-264.
6. Письма Е.М. Шальникова жене // ПермГАСПИ. Ф. 1052. Оп. 1. Д. 20. 81 л.
7. Протоколы партийных собраний первичной организации драмтеатра, г. Кизел (1953) // ПермГАСПИ. Ф. 1301. Оп. 1. Д. 10. 61 л.
8. Протоколы партийных собраний первичной парторганизации драмтеатра, 1953 // ПермГАСПИ. Ф. 3286. Оп. 1. Д. 6. 39 л.
9. Протоколы партийных собраний Пермского драматического театра // ПермГАСПИ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3378. 96 л.
10. Протоколы партийных собраний Пермского драматического театра // ПермГАСПИ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3390. 50 л.
УДК 94(47).084.9
Фадеева Анастасия Сергеевна
студентка III курса историко-политологического факультета
Пермский государственный национальный исследовательский университет Пермь, Россия, e-mail: fdvnsts@gmail. com
«Я НЕ ВСТРЕЧАЛ НИ ОДНОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БЫ ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ КОММУНИЗМА». ЖУРНАЛ «РОВЕСНИК» КАК ИНСТРУМЕНТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Anastasia S. Fadeeva
Third-year Student of the Faculty of History and Politology
Perm State National Research University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
«I HAVE NEVER MET A MAN, WHO CRITICIZED COMMUNISM». YOUTH MAGAZINE "ROVESNIK" AS AN INSTRUMENT OF IDEOLOGICAL EDUCATION
Аннотация. Статья посвящена анализу конструирования образа Запада на страницах молодежного журнала «Ровесник». Либерализация политического режима эпохи «оттепели» позволила мировоззрению советского человека меняться, что вызвало увеличение интереса молодежи к политике и дальнейшей критике последней. В связи с этим интересным представляется то, как коммунистическая партия представляла возможным искоренение «нездоровых настроений» среди молодого поколения через каналы средств массовой информации.
© Фадеева А.С., 2018
Ключевые слова: советская молодежь, эпоха «оттепели», советская периодика, журнал «Ровесник», противостояние Западу, идеологическое воспитание.
Abstract. Article is devoted to the analysis of designing of an image of the West on pages of the youth magazine "Rovesnik". Liberalization of a politics of an era of "thaw" has allowed worldview of the Soviet person to change that has caused increase in interest of youth in policy and further criticism of it. Conclusions are drawn abouthow the Communist Party represented possible eradication of opposite moods among the youth via channels of mass media.
Key words: soviet youth, "thaw period", soviet press, magazine "Rovesnik", confrontation to West, ideological education.
Молодежь была в центре внимания Коммунистической партии с самого возникновения СССР. Молодые люди принимали активное участие в жизни государства и становлении нового политического строя, выполнении планов пятилеток и т.д. На молодое поколение возлагались разные задачи, поскольку оно должно было стать поколением «первых строителей коммунистического общества» [5, с. 308]. Молодежь понималась Коммунистической партией как строитель и преемник происходящих перемен, считалось, что она «обладала ключом к светлому будущему» [16, p. 9]. В эпоху «оттепели» ЦК КПСС столкнулся с нарастающими изменениями мировоззрения молодых людей, причиной чему стал приоткрытый «железный занавес» и либерализация политического режима. В контексте общего изменения советского сознания и формирования инакомыслия молодежь все больше интересовалась политикой и явлениями, происходившими на территориях «социалистического лагеря». Социологические исследования, описанные социологом Б.А. Грушиным, содержат информацию о «рождении в массовом, преимущественно молодежном, сознании совершенно новой ценности — свободной деятельности, осуществляемой свободными субъектами и характеризующейся высокой эффективностью. Правда, отчетливо присутствующие в текстах анкет эти элементы нового взгляда на вещи явно не осознавались еще в качестве таковых самими респондентами...» [1, с. 852 -859].
Противоречивые явления в мировоззрении молодежи считались нежелательными, «нездоровыми» и даже вредными для советского общества.
Массовое недовольство молодежи подавлением советскими войсками восстаний в Венгрии и Польше, появление антиправительственных настроений
вынудило ЦК партии усилить идеологическую и воспитательную работу среди городской молодежи [4, с. 76]. В одном из документов прямо говорилось: «Центральный Комитет считает, что нездоровые настроения среди некоторой части студенческой молодежи во многом объясняются запущенностью нашей политической работы в вузах, серьезными недостатками в работе вузовских партийных и комсомольских организаций. Необходимо всемерно улучшать идейное воспитание студентов, глубоко разъяснять им политику нашей партии, прививать студенческой молодежи нетерпимое отношение к проявлениям буржуазной идеологии. Что же касается всякого рода антисоветских и враждебных вылазок, то их надо решительно пресекать» [2, с. 399]. Итогом стало решение перейти к политике «закручивания гаек» и усиления борьбы за сознание молодежи. В связи с этим интересным представляется то, как Коммунистическая партия планировала искоренять «нездоровые настроения» среди молодого поколения и противостоять формированию «неправильного» образа западных стран. Государственное руководство стремилось не допускать многостороннего распространения информации о Западе и держать монополию на создание образа капиталистического мира [4, с. 79].
Надежным инструментом насаждения коммунистической идеологии виделись средства массовой информации, и для ЦК КПСС представлялось необходимым, чтобы «в своей деятельности советская печать и радио неуклонно руководствовались политикой партии, стояли на страже интересов Советского государства и народа, постоянно разоблачали реакционную, антинародную сущность буржуазной идеологии и лживые измышления буржуазной пропаганды» [2, с. 398]. В этом контексте одним из таких государственных каналов распространения информации о жизни за пределами советского государства стал ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Ровесник».
Журнал «Ровесник» был учрежден в 1962 г. и выходил под эгидой
ВЛКСМ как института молодежной социализации и идеологического
воспитания, что накладывало на него с самого начало миссию трансляции
официального воспитательного дискурса. В период, выбранный для исследования, журнал выпускался периодичностью раз в месяц, и тираж составлял на момент создания (1962 г.) 46 200 экз., к концу 1960-х гг. он вырос более чем в десять раз и составил 460 000 экз.
Согласно официальной концепции, журнал освещал вопросы внешнеполитической деятельности Советского государства, ВЛКСМ, жизни молодежи за рубежом. Там печатаются очерки, статьи о труде и борьбе молодежи мира, а также рассказы, стихи, песни прогрессивных зарубежных авторов. Анализ номеров журнала за 1962-1968 гг. позволил выявить из всего спектра тем наиболее часто встречающиеся сюжеты. Журнал строится на явных противопоставлениях «свой - чужой». Среди таких дихотомий часто встречающейся являлось сравнение повседневной жизни США/Англии и СССР. Другими популярными антагонистическими парами были сюжеты с противопоставлением религии и атеизма или советского и западного образов жизни.
Журнал со страниц первого номера ставит целью нового издания помочь советской молодежи в ее жизненном путешествии и среди различных дорог развития «выбрать лучшую из них — самую прямую и самую интересную» [6, с. 2]. Одним из инструментов антикапиталистической пропаганды было указывание на «нездоровый» образ жизни западного мира. На первые страницы номеров зачастую выводятся материалы, посвященные критике капиталистического общества, которые подаются через нарративы о нравах, массовой культуре или идеологической войне со стороны Запада. Также одни из первых полос занимают материалы о жизни молодежи из стран социалистического лагеря. Особое место занимает описание молодежных движений, интересным представляется то, как идеологическая борьба показана на примере деятельности коммунистических группировок в капиталистических странах.
Образ молодежи в журнале складывается на впечатлениях о пребывании в СССР иностранных студентов или на противопоставлении, например, с
американской молодежью. Показательным с этой точки зрения будет статья «Какая советская молодежь?» [3], в которой автор пишет о своем впечатлении от участия молодежи в «поднятии» города Братска Иркутской области. Утверждается, что такая молодежь, как в Союзе, — ключ к будущему, светлому и культурному: «Я не встречал ни одного молодого человека, который бы выступал против коммунизма или против генеральной линии. Перед партийными и молодежными организациями появляются проблемы, в какой мере поощрять интерес к западным явлениям, как дифференцировать вредные влияния империализма от подлинной народной культуры... Молодежь нуждается в том, чтобы ей помогли оценить хорошее и плохое в западной культуре» [11, с. 7]. С его точки зрения, советская молодежь обладает жаждой знаний и энергичностью молодых рабочих. Этот сюжет иллюстрирует тот факт, что официальный дискурс старался избегать темы инакомыслия в публичном пространстве. Сам предмет и возможность возникновения отхода от коммунистических идеалов замалчивались. Тема работающей молодежи показана в статье о встрече советской молодежи с американской [11, с. 9-10]. В этом случае упоминание достижений строится на противопоставлении положения рабочих-шахтеров в СССР и США. Однако журнал не пишет напрямую о достоинствах советской молодежи, зачастую это читается между строк, как, впрочем, и об общегосударственных достижених. В статье описывается, как прошла встреча и советские молодые люди рассказывали об усердной работе в шахтах. Рассказ апеллирует к нестабильной экономической обстановке в США и к игнорированию американским правительством вопроса безработицы, который часто обсуждается в журнале. В то же время в СССР дела обстоят по-другому: государство заботится о рабочих местах и условиях труда, потому что все должны работать на благо Союза. Эти достижения позволяют бригаде рассказчика выполнять пятилетки раньше срока.
Другими важными достижениями СССР, показанными на страницах журнала, являются решенный «женский вопрос» и тема освоения космоса, которые в какой-то степени отличали Союз от западных стран. Так как формат
114
журнала не позволял напрямую говорить о положительных сторонах советской системы, в материалах они совмещались с критикой капиталистического общества. В Советском Союзе бытовало мнение, что «женский вопрос» решен и женщины участвуют в политической жизни страны. Изначально «извлечение» женщины из патриархальной семьи являлось инструментом для противопоставления советской политики буржуазной. Особое внимание женщинам и девушкам уделялось в мартовских номерах. Например, в таком номере за 1963 г. говорится не только о равноправии мужчин и женщин в СССР, но и о стабильном институте семьи [9, с. 1-6]. В этом и подобных материалах критикуется положение женщин в США, в основном в отношении работы, где на общую долю инженеров приходится лишь 1 % женщин, в то время как в СССР «каждый третий инженер — женщина» [14, с. 5-6]. Также упоминается капиталистическая эксплуатация женского труда: «Продолжительность рабочего дня девушек и женщин во многих странах выходит за рамки обычных 8 часов. Текстильщицы Японии работают по 12 часов, Ирана — от 10 до 16 часов» [9, с. 4]. Задача любого коммунистического общества — бороться со всеми видами угнетения и дискриминации, поэтому «повсюду женщины ведут напряженную борьбу за свои права, в этой борьбе их поддерживают все прогрессивные организации. Коммунистические партии в капиталистических странах последовательно выступают за осуществление записанных в конституциях гарантий равноправия мужчин и женщин... Бессовестная эксплуатация женского труда, попирание прав и человеческого достоинства женщин вызывают возмущение всех честных людей в капиталистических странах» [9, с. 5]. Являясь часто встречающейся темой в журнале, «женский вопрос» представляется любопытной темой противопоставления Запада и СССР. В апрельском номере за 1965 г. критикуется потребительская объективация женщин в США [12, с. 5]. Западное общество потребления обусловливает девушек не обращать внимание на труд, характерное для коммунистической доктрины. Они должны заниматься своей внешностью, и все, что их интересует, — удачное замужество [13, с. 6].
115
Второе важное достижение СССР рубежа 1950-х и 1960-х гг. — это начало освоения космоса. Журнал вновь говорит об этом через призму западного мнения. Редакцией было отмечено увеличение корреспонденции, что приходят «сотни писем с просьбами рассказать о Советской стране, прислать литературу, фильмы, помочь приехать в СССР, поступить на учебу, принять делегации» [7, с. 14]. В связи с этим появился материал студентов из ФРГ, которые указывают на их низкое материальное положение, в то время как «человек летает в космосе, а мы сидим в конюшне» [11, с. 6]. То, что такой текст поместили в журнал, указывает на веру в превосходство советской экономики и финансовой системы распределения.
Журнал, рассказывая о жизни молодежи за границей, зачастую апеллирует к студенчеству. Основная тема сравнения - это материальное и экономическое положение, выраженное в стипендиях и оплате обучения. В данном случае делается акцент на то, что в СССР образование бесплатное, которое капиталистический мир не может себе позволить. «Для американского университета, как, впрочем, и для Америки вообще, характерна одна любопытная черта. Изыскивая возможность подработать, студент часто не может попытаться сократить свой обычные расходы, экономить хотя бы за счет неучастия в вечеринках или отказа от лыжных прогулок. Заботы чисто материального порядка усугубляются соображениями престижа. Студент не может не прийти в субботу на стадион — принято ходить. Он устраивает вечеринку раз или два в месяц в соответствии с модной «двухпартийной системой» (английское слово «party» переводится не только как «партия», но и как «вечеринка»): приглашен на «party» о— ответь тем же» [7, с. 7]. Также высказывается мнение о неравноправии абитуриентов в Великобритании и неспособности поступить в университет без наличия достаточных средств. Денег у молодежи не хватает не только на обучение. «В Англии, к сожалению, далеко не каждый может себе позволить истратить несколько шиллингов на посещение кафе» [11, с. 12].
Разоблачение буржуазного общества зачастую происходит через противопоставление массовых культур и нравов. «Советская молодежь ведет себя очень скромно, культурно. В наших же кафе объятия, поцелуи —обычное и не очень приятное явление, ибо, как у вас говорят, "скромность украшает человека", ведь так?» [11, с. 12]. Образ западной культуры изображается в противовес утилитарной советской, и приводится статистика ее негативного влияния на молодежь. Главным продуктом массовой культуры в капиталистическом мире в 1960-х гг. была популярная музыка и набирающие популярность комиксы и фильмы. Музыка и «популярные идолы» в понимании редакции журнала являются инструментом капиталистов для экономической эксплуатации молодежи, благодаря которой они теряют политическую культуру: «Крупная буржуазия и ее идеологи пропагандируют теорию, согласно которой наша эпоха якобы проходит под знаком "конфликта поколений" борьбы между новым и старым поколениями. Цель этого — отвлечь молодых людей от борьбы против монополий» [15, с. 8-9]. Сложившееся мнение о том, что советская система ценностей не могла себе позволить «конфликта поколений» указывало на преемственность поколений, обусловленную политической культурой.
Советская культура противопоставляется западной буржуазной через критику абстракционизма во всех его проявлениях, от живописи до музыки. Это происходит через различные эпитеты, например, «растоптанная мелодия» [10, с. 18]. Партийная критика абстракционизма началась с 1962 г., после посещения Н.С. Хрущевым выставки студии «Новая реальность». Вследствие чего началась открытая кампания против «современного искусства». Резкая критика со стороны партии заставила художников уйти в подполье. В журнале описываются множественные посещения подобных выставок, на одном из которых авторы статьи «деликатно молчали. Только поляк Франек из Лодзи тихо произнес: — Жалко бумагу» [8, с. 20]. Отрицательное мнение Н.С. Хрущева о западной музыке, и в частности танцах, таких как твист, также
сказалось на контенте журнала. Один из материалов «Божественная твистопляска» сравнивает твист с чуждой советскому человеку религией, говоря, что он создан Богом. В то же время многочисленные фотографии на страницах с танцующими людьми сопровождаются подписями с явными негативными коннотациями, такими как «корчащиеся», «жертвы твиста» [8, с. 22-23]. Следовательно, журнал публиковал материалы о массовой культуре в специфике, диктованной официальными институтами.
В ходе анализа журнала «Ровесник» через призму коммунистической идеологии была проанализирована специфика контента. Журнал выпускался с целью знакомства советской молодежи с культурой стран социалистического блока и Запада. Был проведен анализ текста на основные тематики контента. Основной тематикой были выделены мотивы критики капиталистического Запада, освещения достижений социалистического мира. Большое внимание уделяется вопросам противоборства двух мировых систем. Основной нарратив строится на противопоставлении СССР и западных стран. Немаловажным сюжетом в номерах журнала являются материалы о странах социалистического лагеря, на примере которых представляется коммунистическая идеология. Нарратив строится на примерах кубинского опыта. Думается, что это обусловлено особыми отношениями между странами. Как известно, Куба во время «холодной войны» была единственным союзником СССР в западном полушарии. Социалистическая борьба представляется здесь как борьба против капитализма, а не как борьба за идеалы или идеи, что является закономерной задачей в условиях идеологической войны двух систем.
Условия холодной войны обусловливают политическую культуру и журнала, и молодежи в целом. Журнал «Ровесник» в этом случае являлся инструментом конструирования представлений молодежи о капиталистическом империализме, потому что был одним из немногочисленных источников информации о Западе. Для материалов издания характерно внедрение в этот конструкт представлений о неспособности капиталистических стран достичь
успехов как в социалистических. Такими достижениями назывались как общегосударственные, так и конкретно молодежные и направленные на молодежь. СССР обеспечивал молодое поколение право на труд, отдых и бесплатное образование. Была введена оплата труда наравне со взрослыми людьми, введен сокращенный рабочий день для подростков. Государство обеспечивало студенческую молодежь общежитиями и стипендиями.
Советские периодические издания не имели целью следовать интересам аудитории. Они скорее конструировали представление в соответствии с государственной линией идеологии, на которую влияли официальная идеология, государственные институты и ЦК КПСС. Тем не менее журнал «Ровесник» был для молодежи способом узнать о жизни за рубежом, хоть и из материалов с большой долей критики.
Список литературы
1. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 1). М., 2003. 624 с.
2. Доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС: Документы. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 912 с.
3. Какая советская молодежь? // Ровесник. 1964 г. №4. С. 4-5.
4. Конохова А.С. Формирование мировоззрения советской молодежи, 1953-1964 гг. (на материалах Ленинград и Ленинградской области): дис. ... канд. ист. наук. СПб, 2015. 227 с.
5. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. // Полное собрание сочинений. Т. 41. М.: Издательство политической литературы, 1981. С. 301-318.
6. Ровесник. 1962. № 1.
7. Ровесник. 1963. № 1.
8. Ровесник. 1963. № 2.
9. Ровесник. 1963. № 3.
10. Ровесник. 1963. № 11.
11. Ровесник. 1964. № 2.
12. Ровесник. 1965. № 4.
13. Ровесник. 1965. № 6.
14. Ровесник. 1967. № 3.
15. Ровесник. 1967. № 5.
16. Furst J. Stalin's Last Generation. Soviet Post-War Youth and the Emergence of Mature Socialism. Oxford: Oxford University Press, 2010. 406 p.
119