Научная статья на тему 'Советская публицистика и научно-популярная литература как источник инспирации контркультуры в западной Сибири'

Советская публицистика и научно-популярная литература как источник инспирации контркультуры в западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"СИБИРСКИЙ ПАНК" / МИРОСЛАВ НЕМИРОВ / MIROSLAV NEMIROV / "КРИЗИС БЕЗОБРАЗИЯ" / КОНТРКУЛЬТУРА / COUNTERCULTURE / АВАНГАРД / AVANT-GARDE / РОК-МУЗЫКА / ROCK MUSIC / АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / CONTEMPORARY ART / SIBERIAN PUNK / "CRISIS OF DISGRACE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Аркадий Вячеславович

В статье исследуется вопрос получения информации об актуальном искусстве представителями советской молодежи Западной Сибири, которые впоследствии стали активными участниками контркультуры 1980-1990-х годов. Автор ставит задачу проследить генезис радикальных идей по переустройству общества, подробно рассматривает такие аспекты темы, как источники сведений о контркультуре, в том числе иностранные и отечественные СМИ, научно-популярные издания, слухи. В процессе исследования были проведены опрос и интервьюирование непосредственных участников движения «сибирский панк», а также использовались экспертные оценки. Выдвигается гипотеза о том, что присутствие в советской печати информации о контркультуре показывает, в целом, сочувственное к ней отношение. Выросшая благодаря энтузиастам среди журналистов и ученых оперативность поступления информации в 1970-1980-х годах позволила молодежи в СССР следить за происходящим в контркультурной среде на Западе. Повторяя модные стереотипы, молодые люди в Советском Союзе чувствовали себя частью актуальных художественных процессов. Несмотря на вторичность образцов отечественной контркультуры, для нашей страны это было авангардным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET POLITICAL JOURNALISM AND POPULAR SCIENCE LITERATURE AS A SOURCE OF INSPIRATION OF THE WEST SIBERIAN COUNTERCULTURE

The article examines the issue of obtaining information about contemporary art by representatives of Soviet youth who later became active participants in the West Siberian counterculture of the 1980s and 1990s. The author sets a task to trace the genesis of radical ideas for the reorganization of society, examines in detail such aspects of the topic as sources of information on the counterculture, including foreign and domestic media, popular science publications, rumors and conjectures. In the course of the study, the author conducted surveys and interviews of the direct participants of the Siberian punk movement and also used the expert assessments. The author puts forward the hypothesis that the presence of information on the counterculture in the Soviet press shows a sympathetic attitude towards it in general. Growing immediacy of information in the 1970s and 1980s thanks to the enthusiasts among journalists and scientists, allowed young people in the USSR to monitor what was happening in the countercultural environment in the West. One of the main conclusions of the study is that, replicating fashionable stereotypes, young people in the Soviet Union felt themselves as a part of the actual artistic processes. Despite unoriginal nature of the national counterculture samples, it was an avant-garde phenomenon for our country.

Текст научной работы на тему «Советская публицистика и научно-популярная литература как источник инспирации контркультуры в западной Сибири»

АНАЛИТИКА ИСКУССТВА

Б01: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-170-180 УДК 316.723-053.6

СОВЕТСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

КАК ИСТОЧНИК ИНСПИРАЦИИ КОНТРКУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Кузнецов Аркадий Вячеславович,

соискатель кафедры философии, старший преподаватель кафедры журналистики Тюменского государственного университета, Россия, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6 [email protected]

Аннотация

В статье исследуется вопрос получения информации об актуальном искусстве представителями советской молодежи Западной Сибири, которые впоследствии стали активными участниками контркультуры 1980—1990-х годов. Автор ставит задачу проследить генезис радикальных идей по переустройству общества и подробно рассматривает такие аспекты темы, как источники сведений о контркультуре, в том числе иностранные и отечественные СМИ, научно-популярные издания, слухи. В процессе исследования были проведены опрос и интервьюирование непосредственных участников движения «сибирский панк», а также использовались экспертные оценки. Выдвигается гипотеза о том, что присутствие в советской печати информации о контркультуре показывает в целом сочувственное к ней отношение. Выросшая благодаря энтузиастам среди журналистов и ученых оперативность поступления информации в 1970-1980-х годах позволила молодежи в СССР следить за происходящим в контркультурной среде на Западе. Повторяя модные стереотипы, молодые люди в Советском Союзе чувствовали себя частью актуальных художественных процессов. Несмотря на вторичность образцов отечественной контркультуры, для нашей страны это было авангардным явлением.

Ключевые слова: сибирский панк, Мирослав Немиров, «Кризис безобразия», контркультура, авангард, рок-музыка, актуальное искусство.

Библиографическое описание для цитирования:

Кузнецов А.В. Советская публицистика и научно-популярная литература как источник инспирации контркультуры в Западной Сибири // Идеи и идеалы. — 2018. — № 2, т. 2. - С. 170-180. - 10.17212/2075-0862-2018-2.2-170-180.

В контексте данной статьи контркультура рассматривается как движение неформальной молодежи, объединяющейся под радикальными лозунгами общественного переустройства. Это движение начало формироваться в 1960—1970-х годах в США и Западной Европе как проявление творческой активности молодежи, а позднее возникло и в Советском Союзе. Частью контркультурного процесса является зародившееся в середине 1980-х годов в Западной Сибири рок-движение, получившее название сибирского панка, которое начало складываться в Новосибирске, Омске и Тюмени. Самыми яркими представителями этого движения стали группы «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию», «БОМЖ», «Путти», «Промышленная архитектура», «Чернозем», «Кооператив Ништяк», «Культурная революция», авторы-исполнители Яна Дягилева («Янка»), Вадим Кузьмин («Черный Лукич»), Олег Судаков («Манагер»), поэты Мирослав Немиров, Константин Рябинов, философы Владимир Богомяков, Игорь Рагулин и другие авторы. Гуманитарный характер и причастность к глобальному социокультурному контексту позволяет называть это движение западносибирской контркультурой 1980—1990-х годов.

Одним из источников знаний о контркультуре для молодежи, которая впоследствии сформировала ядро движения «сибирский панк», были издававшиеся в Советском Союзе книги о современной западной культуре. Неверно, что «железный занавес» наглухо перекрывал культурную информацию с Запада. Кроме источников, поступавших непосредственно из заграницы (вещание на русском языке радиостанций «Голос Америки» и «Свободная Европа», книги и журналы на иностранных языках, пластинки, аудио- и видеокассеты), информация о явлениях современной культуры Запада черпалась из книг и статей отечественных авторов. Естественно, что она была соответствующим образом идеологически обработана, многие тенденции были своеобразно или даже превратно интерпретированы. Тем не менее глубоко интересовавшиеся этой темой молодые люди могли получить достаточно объективную картину того, что происходило на Западе в молодежной культуре, важной частью которой в 1960—1980-е годы была контркультура. В начале 2000-х годов один из основателей западносибирской контркультуры поэт Мирослав Немиров провел по этой теме дискуссию с участниками и поклонниками движения «сибирский панк» в своем «Живом журнале» [23], а позднее использовал фрагменты дискуссии в своей публикации на сайте гшз. ги («Русский журнал»). Основываясь на этих материалах, можно сделать определенные выводы относительно того, как формировалось мировоззрение участников контркультурного движения в Западной Сибири. О литературе подобного рода Мирослав Немиров иронично пишет: «...всякие "Молодёжь Америки против империализма", или "Критика

научный аналитика искусства журнал................................................................................................................................................

буржуазного фрейдомарксистского извращения теории революционной борьбы"... очень сильно изучали, да» [12].

Среди первых советских изданий, рассказывающих о западной культуре, была книга «Кризис безобразия» [8], название которой стало нарицательным. Позднее оно употреблялось как пример искаженного идеологией восприятия современных тенденций в искусстве и пропагандистского подхода к явлениям культуры. Тем не менее в этой книге советский читатель мог впервые прочесть о существовании поп-арта — течения, близко сопряженного с контркультурой. В ней также упоминались культовые для западной молодежи 1960-х годов Энди Уорхол и Нико. Кроме того, авторы «Кризиса безобразия» ссылаются на книги критиков техногенной цивилизации Жака Элюля «Техническое общество» и Герберта Маркузе «Одномерный человек», избегая при этом примитивных оценок. Следует отметить, что обширное цитирование западных источников противоречило советским идеологическим клише, что позволяет заподозрить авторов в «двоемыслии» или симпатии к западной культуре.

В числе источников информации о контркультуре называют даже журнал «Крокодил», часто высмеивавший западную музыку и молодежную моду. Фотограф Лев Гончаров, один из главных историографов сибирского панка, вспоминает статью в «Крокодиле» № 6 за 1973 год об одном из главных антиподов «буржуазного мира» — Мике Джаггере. Правда, автор статьи Марк Виленский критиковал его и других представителей западной контркультуры [2]. Однако для его поклонников в Советском Союзе содержание статьи было не главным: «.у нее [статьи — А.К.] было одно неоспоримое достоинство: она была с фотографией Мика Джаггера! Люди моего поколения знают, какая в те времена это была редкость: не двадцать пятая копия, а настоящая фотка, да еще цветная!» [5].

Многие из участников сибирского панка позднее утверждали, что заявления о тотальном запрете в СССР информации о контркультуре Запада являются несправедливыми или преувеличенными. Для тех, кто хотел получать новости об актуальных тенденциях в музыке и искусстве, сохранялись, пусть и ограниченные, каналы их доставки. Среди них называют газету английских коммунистов «Morning Star» [22], которая свободно продавалась в Советском Союзе, а также уже не существующую ныне газету коммунистической партии США «Daily Worker» [19], французскую коммунистическую газету «L'Humanité» [20] и другие издания. Важно, что из этих источников можно было почерпнуть самую свежую информацию о контркультурных событиях. Среди них участники опроса вспоминают турне Pink Floyd, о котором был опубликован фоторепортаж в еженедельном приложении L'Humanité Dimanche, некрологи на рок-звезд Кейта Муна, Сида Вишеза и другие публикации. Важным источником сведений о музы-

кальных новинках была реклама о распродаже дисков, публиковавшаяся в этих изданиях.

По воспоминаниям участников контркультурного движения, материалы на интересующую их тему можно было найти и в советских журналах: «Лет в 15 я обнаружил на даче полную подшивку "За рубежом" [4] за 20 лет. Так вот в конце 60-х там запросто попадались рецензии на альбомы того же Дилана ("Нэшвилл Скайлайнз" — на страницу!), статьи про Уор-холла с фото Вельветов и т. д. Дневник Че Гевары там, кстати, тоже был, несколько номеров с продолжением» [12]. Особое место в ряду этих изданий занимает журнал «Ровесник» [13], где с 1975 года начал публиковаться Артем Троицкий — активный пропагандист наиболее радикальных течений в рок-музыке, в частности панк-рока.

В западных СМИ левой направленности рок-музыканты представлялись как борцы с буржуазной идеологией, близкие по убеждениям к социалистическим взглядам. Следом за ними подобную риторику подхватывали и издания в СССР. Это было одним из парадоксов советской власти. С одной стороны, сама музыка запрещалась, называлась искусством «разложения» или «загнивающего капитализма», ее практически нельзя было услышать по радио или ТВ. Очень редко издавались пластинки отдельных исполнителей, причем через несколько лет после их выхода на Западе. С другой стороны, некоторые публикации о рок-музыке в молодежных журналах представляли рок-музыкантов в героическом свете, отличались восторженным тоном. В качестве примера можно привести выдержку из статьи английского журналиста Пола Рэмбли из New musical express, которую опубликовал журнал «Ровесник» № 3 за 1982 год: «В идеале рок-музыка всегда виделась музыкой протеста, бунта, музыкой, отражающей и питающей идеи недовольства действительностью. И такое идеальное представление о рок-музыке сохранилось. И одним из символов такого отношения к ней стал ансамбль "Клэш"» [15].

Кроме периодической печати, о контркультуре рассказывали и научно-популярные книги. Одной из первых таких книг (и одной из самых популярных среди создателей и поклонников сибирского панка) называют «Философию и искусство модернизма» И.С. Куликовой [7]. Пользователь «Живого журнала» astroboyz [18] в комментарии к дискуссии Мирослава Немирова называет эту книгу «обязательной для каждого 15-летнего революционера», добавляя, что она «открывала новый мир — Лихтенштейн, Маркузе...». Важным качеством были иллюстрации, за которую книга особенно ценилась, ведь это давало редкую для советской молодежи возможность не только прочесть о контркультуре, но воочию увидеть ее лидеров и приверженцев на Западе, познакомиться с произведениями авангардного искусства.

научный аналитика искусства журнал................................................................................................................................................

В этом же 1974 году вышла книга старшего научного сотрудника Института философии АН СССР А.В. Кукаркина «По ту сторону расцвета» [6]. Пользователь «Живого журнала» Иван Лабазов [21] пишет: «В 1974 в СССР издана роскошная, просто фантастическая по тем временам книга, обладание которой было признаком интеллектуальной про-двинутости и вопросом престижа у части советской молодежи 70-х... Спасибо тов. Кукаркину и тов. Яковлеву за этот увесистый томик — коллаж из фото и многостраничных текстов-цитат (от Маринетти до Маклюэна и Тоффлера), которые, как было сказано в аннотации, "в совокупности создают широкую панораму современного состояния различных областей духовной жизни капиталистического мира, протекающей под сенью монополий"» [12].

Мирослав Немиров сообщает, что тюменским поклонникам контркультуры эта книга тоже была известна, но называет ее «не лучшей» и приводит в противовес труды Ю.Н. Давыдова: «В середине 1980-х сочинения этого автора чрезвычайно активно читались роколюбивой молодежью СССР вообще и города Тюмени в частности» [12]. В полемике, открытой в его «Живом журнале», это сообщение вызвало бурную и ожидаемую реакцию. Приведем лишь один комментарий Ивана Лабазова: «Вы Ю.Н. Давыдова читали? Респект! "Социальная философия Франкфуртской школы" (1975), "Социология контркультуры. Инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь" (1980) — любимые книги были!» [12].

Интересно, что книга Ю.Н. Давыдова «Социология контркультуры» [3] из фондов библиотеки Тюменского государственного университета имеет пометки, сохранившиеся с 1980-х годов. В библиотечной карточке указана студентка филологического факультета Марина Горскина, близко дружившая с участниками университетского рок-клуба Игорем Плотниковым и Евгением Кузнецовым. Эти пометки служат косвенным подтверждением того, что книга была известна среди неформальной молодежи в Тюмени и пользовалась популярностью. Из пропагандистской и научно-популярной литературы, которая в Советском Союзе описывала (или скорее «обличала») контркультуру, работы Ю.Н. Давыдова Мирослав Немиров называет «лучшими», добавляя: «.он всячески контркультуру обличал, как я сейчас понимаю, с тайных христианских позиций, но цитат приводил много и обширных. И всякую хронику и фактологию» [12].

Более внимательное изучение этой книги и биографий ее авторов позволяет сделать вывод о том, что христианские позиции были скорее присущи соавтору Ю.Н. Давыдова Ирине Роднянской, которая была автором первой главы «История контркультуры в зеркале американской социологии». Известно, что И.Б. Роднянская крестилась еще в 1963 году и говорила: «Мое поколение отчасти принимало христианство из отвращения к

коммунистической идеологии» [14]. Более того, по ряду ее высказываний из этой главы «Социологии контркультуры» можно заметить даже симпатию к христианским направлениям в контркультуре: «Не следует . видеть в религиозных побуждениях лишь эпифеномен,. рационализацию попыток избежать социальной маргинальности» [3, с. 88]. Следует также отметить, что именно в первой главе книги находилось наибольшее количество цитат из западных источников.

Однако влияние научно-популярной литературы на формирование контркультурного движения в Западной Сибири не стоит переоценивать. Хотя Мирослав Немиров пишет о том, что книгу Ю.Н. Давыдова он «читал, конспектировал, выписывал оттуда всякие премудрости, конспекты распечатывал на машинке в пяти экземплярах и распространял среди знакомых», но в основном это делалось из-за невозможности получать информацию о западной контркультуре другим путем. Далее он перечисляет иностранных авторов, за цитирование которых так ценился в продвинутых молодежных кругах СССР Ю.Н. Давыдов: Тимоти Лири, Кен Кизи, Том Вулф, Чарльз Рейч, Вильгельм Райх, Герберт Маркузе, Джерри Рубин и Теодор Роззак [12].

Среди доступных в Советском Союзе западных авторов, которые активно изучались сибирскими поклонниками контркультуры, называют Нормана Мейлера [10] и Элвина Тоффлера [16]. Отдельно следует назвать книгу «Две культуры» [1] американского публициста Филиппа Боноски — журналиста левых взглядов, который был свидетелем произошедшего в США 1960-х годов контркультурного взрыва и описывал эти события.

Книги отечественных исследователей контркультуры, появившиеся в 1980-х годах, уже не вызывали такого пиетета: возможностей для получения информации становится значительно больше прежде всего за счет появления музыкального самиздата. Архаичной даже для своего времени выглядела книга Ксении Мяло «Под знаменем бунта» [11], которую в дискуссии с Мирославом Немировым также называют, но уже не восхищаются ею. Исключением для изданий этого времени может быть названа книга «Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии» [17], которую участники контркультурного движения Западной Сибири оценивали достаточно высоко. О ней вспоминает один из видных деятелей сибирского панка Юрий Шаповалов, впрочем, оговариваясь, что в этой книге его интересовала только информация о Дэвиде Боуи и Лу Риде. Также среди советских книг о западной культуре того времени упоминается работа Н.Я. Малахова «Модернизм. Критический очерк» [9].

Изучение идейных источников западносибирской контркультуры 1980—1990-х годов позволяет сделать следующие выводы. Присутствие в советской публицистике и научно-популярной литературе информации

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

об этом явлении показывает, что, несмотря на идеологические расхождения, к контркультуре в СССР относились в целом сочувственно. Ее анализ проводился на высоком интеллектуальном уровне, в том числе учеными Института философии Академии наук СССР. Важно подчеркнуть оперативность поступления информации о контркультурных событиях: в 1970— 1980-х годах у советской молодежи появилась возможность следить за происходящим в контркультурной среде на Западе благодаря энтузиастам среди журналистов и ученых. Контркультура вызывала симпатии творческой молодежи, в том числе из-за ее простоты и возможности копирования ее приемов. Повторяя модные стереотипы, молодые люди в Советском Союзе чувствовали себя частью актуальных художественных процессов.

Кроме того, если в развитии технологий СССР отставал от западных стран, то в идейном смысле благодаря популярности в XX веке социалистических идей страна пыталась реализовать авангардный проект. При этом из-за декларируемой самодостаточности и, как следствие, закрытости от внешних источников информации страна отставала от всех суб- и контркультурных явлений как минимум на десятилетие. Но это отставание не являлось фатальным, ведь в противном случае феномен сибирского панка не смог бы состояться. Можно сказать, что создатели западносибирской контркультуры 1980—1990-х годов были во многом вторичны по отношению к западной культуре. Они шли «по следам» тех авторов, о которых случайно удавалось что-то узнать из нередко одиозных публикаций, но для нашей страны это явление было авангардным.

1. Боноски Ф. Две культуры. — М.: Прогресс, 1978. — 434 с.

2. Виленский М. Куда катятся камни // Крокодил. — 1973. — № 6 (2052). —

3. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. — М.: Наука, 1980. — 264 с.

4. За рубежом [Электронный ресурс]: журнал: web-сайт. — URL: https://www. zarubejom.ru (дата обращения: 30.05.2018).

5. Кох А. Мик Джаггер: вечный губошлеп [Электронный ресурс] // Медведь: мужской журнал. — 2007. — № 114. — URL: http://www.medved-magazine.ru/articles/ Mick_Jagger_vechniy_guboshliop.442.html (дата обращения: 30.05.2018).

6. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. — М.: Политиздат, 1974. — 558 с.

7. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. — М.: Политиздат, 1974. - 160 с.

8. Лифшиц М, Рейнгардт Л. Кризис безобразия: от кубизма к поп-арт. — М.: Искусство, 1968.

Литература

С. 12—13.

9. Малахов НЯ. Модернизм: критический очерк. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 152 с.

10. Мейлер Н. Нагие и мертвые. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 256 с. — (Приложение к журналу «Сельская молодёжь»: т. 5).

11. Мяло К.Г. Под знаменем бунта. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 285 с.

12. Немиров М. Все о поэзии 173. Давыдов Юрий Николаевич [Электронный ресурс] // Русский журнал. — 2006. — 31 мая. — URL: http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/Vse-o-poezii-173 (дата обращения: 30.05.2018).

13. Ровесник [Электронный ресурс]: журнал: web-сайт. — URL: http://www. rovesnik.ru/dom/rovesnik.asp (дата обращения: 30.05.2018).

14. Роднянская И. Мы шли от неверия к вере [Электронный ресурс] // Леха-им: электронный журнал. — 2007. — № 10 (186). — URL: http://www.lechaim.ru/ ARHIV/186/4x4.htm (дата обращения: 30.05.2018).

15. Рэмбели П. Столкновение «Клэш» [Электронный ресурс] // Ровесник. — 1982. — № 3. — URL: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5780 (дата обращения: 31.05.2018).

16. Тоффлер Э. Столкновение с будущим // Иностранная литература. — 1972. — № 3. - С. 132-136.

17. Чередниченко Т.В. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии: монография. — М.: Музыка, 1985. — 191 с.

18. Astroboyz [Электронный ресурс] // liveJournal. — URL: https://astroboyz. livejournal.com/ (дата обращения: 31.05.2018).

19. Daily worker: American newspaper [Electronic resource] // Encyclopœ-dia Britannica. — URL: https://www.britannica.com/topic/Daily-Worker (accessed: 31.05.2018).

20. L'Humanité [Electronic resource]: website. — URL: https://www.humanite.fr (accessed: 31.05.2018).

21. Labazov (Лабазов И.) [Электронный ресурс] // liveJournal. — URL: https:// labazov.livejournal.com (дата обращения: 31.05.2018).

22. Мorning Star [Electronic resource]: website. — URL: http://www.morning-staronline.co.uk (accessed: 31.05.2018).

23. Nemiroff (Немиров М.) [Электронный ресурс] // liveJournal. — URL: https://nemiroff.livejournal.com (дата обращения: 31.05.2018).

Статья поступила в редакцию 18.11.2017 г. Статья прошла рецензирование 23.12.2017 г.

SCIENTIFIC ART ANALYTICS JOURNAL...............................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-170-180

SOVIET POLITICAL JOURNALISM AND POPULAR SCIENCE LITERATURE AS A SOURCE OF INSPIRATION OF THE WEST SIBERIAN COUNTERCULTURE

Kuznetsov Arkadiy,

Senior lecturer, Department of journalism, University of Tyumen,

6, Volodarskogo st., Tyumen, 625003, Russian Federation [email protected]

Abstract

The article examines the issue of obtaining information about contemporary art by representatives of Soviet youth who later became active participants in the West Siberian counterculture of the 1980s and 1990s. The author sets a task to trace the genesis of radical ideas for the reorganization of society, examines in detail such aspects of the topic as sources of information on the counterculture, including foreign and domestic media, popular science publications, rumors and conjectures. In the course of the study, the author conducted surveys and interviews of the direct participants of the Siberian punk movement and also used the expert assessments. The author puts forward the hypothesis that the presence of information on the counterculture in the Soviet press shows a sympathetic attitude towards it in general. Growing immediacy of information in the 1970s and 1980s thanks to the enthusiasts among journalists and scientists, allowed young people in the USSR to monitor what was happening in the countercultural environment in the West. One of the main conclusions of the study is that, replicating fashionable stereotypes, young people in the Soviet Union felt themselves as a part of the actual artistic processes. Despite unoriginal nature of the national counterculture samples, it was an avant-garde phenomenon for our country.

Keywords: Siberian punk, Miroslav Nemirov, "Crisis of Disgrace", counterculture, avant-garde, rock music, contemporary art.

Bibliographic description for citation:

Kuznetsov A. Soviet political journalism and popular science literature as a source of inspiration of the West Siberian counterculture. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2018, no. 2, vol. 2, pp. 170-180. doi: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-170-180.

References

1. Bonosky F. Dve kul'tury [Two cultures]. Moscow, Progress Publ., 1978. 434 p. (In Russian).

2. Vilenskii M. Kuda katyatsya kamni [Where rocks roll]. Krokodil — Crocodile, 1973, no. 6 (2052), pp. 12-13.

3. Davydov Yu.N. Sotsiologiya kontrkul'tury: infantilizm kak tip mirovospriyatiya i sotsial'naya bolezn' [Sociology of counterculture: infantilism as a type of worldview and social illness]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 264 p.

4. Za rubezhom: journal: website. Available at: https://www.zarubejom.ru (accessed 30.05.2018).

5. Kokh A. Mik Dzhagger: vechnyi guboshlep [Mick Jager: the eternal crooks]. Medved' — Bear magazine, 2007, no. 114. Available at: http://www.medved-magazine.ru/ articles/Mick_Jagger_vechniy_guboshliop.442.html (accessed 30.05.2018).

6. Kukarkin A.V Po tu storonu rastsveta. Burzhuaznoe obshchestvo: kul'tura i ideologiya [Beyond the dawn. Bourgeois society: culture and ideology]. Moscow, Politizdat Publ., 1974. 558 p.

7. Kulikova I.S. Filosofiya i iskusstvo modernizma [Philosophy and art of modernism]. Moscow, Politizdat Publ., 1974. 160 p.

8. Lifshits M., Reingardt L. Krizis bezobraziya: ot kubizma kpop-art [Crisis of disgrace: from cubism to pop art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1968.

9. Malakhov N.Ya. Modernizm: kriticheskii ocherk [Modernism. Critical essay]. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1986. 152 p.

10. Mailer N. Nagie i mertvye [The naked and the dead]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1971. 256 p. (In Russian).

11. Myalo K.G. Pod znamenem bunta [Under the banner of the riot]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1985. 285 p.

12. Nemirov M. Vse o poezii 173. Davydov Yurii Nikolaevich [All about poetry 173. Yury Nikolaevich Davydov]. Russkii zhurnal — Russian Journal, 2006, 31 May. Available at: http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/Vse-o-poezii-173 (accessed 30.05.2018).

13. Rovesnik: journal: website. Available at: http://www.rovesnik.ru/dom/rovesnik. asp (accessed 30.05.2018).

14. Rodnyanskaya I. My shli ot neveriya k vere [We walked from unbelief to faith]. Lekhaim, 2007, no. 10 (186). Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/186/4x4. htm (accessed 30.05.2018).

15. Rembeli P. Stolknovenie "Klesh" [Collision Clash]. Rovesnik, 1982, no. 3. (In Russian). Available at: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5780 (accessed 31.05.2018).

16. Toffler A. Stolknovenie s budushchim [Future shock]. Inostrannaya literatura, 1972, no. 3, pp. 132—136. (In Russian).

17. Cherednichenko T.V Muzykal'nyi avangard i _pop-muzyka v sisteme burzhuaznoi ideolo-gii [Musical avant-garde and pop music in the system of bourgeois ideology]. Moscow, Muzyka Publ., 1985. 191 p.

18. Astroboyz. liveJournal. (In Russian). Available at: https://astroboyz.livejournal. com/ (accessed 31.05.2018).

19. Daily worker: American newspaper. Encyclopedia Britannica. Available at: https:// www.britannica.com/topic/Daily-Worker (accessed 31.05.2018).

20. L'Humanité: website. Available at: https://www.humanite.fr (accessed 31.05.2018).

ylf\ SCIENTIFIC ARTANALYTICS iZfy JOURNAL..............................................................................................................................................

21. labazov (Labazov I). LiveJournal. (In Russian). Available at: https://labazov.live-journal.com (accessed 31.05.2018).

22. Morning Star: website. Available at: http://www.morningstaronline.co.uk (accessed 31.05.2018).

23. Nemiroff (Nemirov M.). LiveJournal. (In Russian). Available at: https://nemi-roff.livejournal.com (accessed 31.05.2018).

The article was received on 18.11.2017. The article was reviewed on 23.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.