УДК 008.(091)
О. В. Чибис ова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБ- И КОНТРКУЛЬТУРЫ
В данной статье автор делает попытку выяснить, что представляют собой современные молодежные субкультуры и контркультуры, как трактуются данные термины с точки зрения современности. Для этого исследуются труды отечественных и зарубежных ученых, изданные за последние десять лет. Делается вывод о тождественности понятий «субкультура» и «контркультура» и возможности использования вместо них более широкого термина «молодежная культура».
Ключевые слова: контркультура, субкультура, панки, хиппи, хипстеры.
O.V. Chibisova
YOUTH SUB- AND COUNTERCULTURES
In the given article the author attempts to find out, what current subcultures and countercultures represent, how these terms are interpreted from the modern point of view. To achieve this aim the author uses the researchers of domestic and foreign scientists which were published during the last decade. The conclusion is made that at present the notions «counterculture» and «subculture» are identical, that’s why it is possible to use a wider term «youth culture» instead of them.
Key words: counterculture, subculture, punks, hippy, hipsters.
Молодежь - это часть общества, определяющая будущее, поэтому изучению данной группы посвящено множество исследований. Из существующих подходов к изучению молодежи остановимся на культорогическом, рассматривающем молодежь как носителей специфического образа и стиля жизни, мироощущения и мировоззрения, системы ценностей, установок и норм поведения. По словам С.П. Мамонтова, «молодежная неформальная культура, которая отнюдь не сводится к префиксам контр- и суб-, существовала во все времена и у всех народов, как существовали вечно определенные интеллектуальные и психологические потенции определенного возраста» [3]. Соглашаясь с данной позицией в целом, все же рассмотрим, как трактуются в научной литературе понятия «субкультура» и «контркультура».
Термин «контркультура» был предложен американским социологом Т. Роззаком в труде «Становление контркультуры», обобщающем результаты исследования молодежных движений 1960-х гг. и определяющем контркультуру как упорядоченное, идеологически целостное мировосприятие, совокупность ценностных установок, обусловливающих нетрадиционный стиль поведения и образа жизни. В том же контексте использовалось и понятие «субкультура». Как пишет Т.Б. Щепанская, изначально «на первый план выступает приставка “sub-” (т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры», в то время как понятие «контркультура» определяет «идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой»
[5]. Отсюда вытекает, что существует два различных вида молодежных культур - находящий-
ся в согласии с доминирующей культурой (субкультура) и противостоящий ей (контркультура).
Однако в соответствии с дефиницией А.И. Кравченко субкультура - «это часть общественной культуры, в отдельных аспектах отличающаяся, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры», а «субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями» является контркультурой [1]. Таким образом, контркультура - это не отдельный самостоятельный вид молодежной культуры, а подвид субкультуры. Но тогда следует иметь в виду, что подвид показывает реальное строение вида, своего более общего уровня; между ними не должно быть противопоставления по понятию, какое мы наблюдаем в данном случае.
Обратимся к исследованиям зарубежных ученых, в которых отношение молодежной субкультуры к доминирующей чаще всего описывается термином «сопротивление». Дж. Патрик Вильямс предложил три измерения сопротивления субкультур: пассивный - активный, микро -макро, открытый - скрытый континуумы, но при этом добавил, что любое протестное поведение может быть одновременно проанализировано через все эти парные содержательные категории. Так, девочка, считающая себя панком, оказывает пассивное сопротивление, когда слушает панк-рок, вникание же в текст песен может побудить ее участвовать в более активных формах протеста. Она может спрятать от родителей свою коллекцию компакт-дисков (скрытное поведение), но гордо продемонстрировать ее своим ровесникам (открытый вызов). Она может раскритиковать кого-либо в своем дневнике (микроуровень)
или принять участие в демонстрации против социальной несправедливости с тысячей других людей (макроуровень). Другими словами, даже один член субкультуры может участвовать в различных типах протестов, каждый из которых имеет свои собственные последствия [9, 30].
На основании этого делаем вывод, что молодежная культура постоянно в какой-либо из форм оказывает сопротивление доминирующей культуре общества. Но как тогда определить, является ли оно субкультурным (отличающимся в отдельных аспектах) или контркультурным (находящимся в конфликте с господствующими ценностями), и где проходит демаркационная линия?
Можно предположить, что противопоставление субкультуры и контркультуры базируется не на наличии или отсутствии протеста, а на его уровне и масштабности: то есть контркультура -это протест на институциональном уровне общества (макроуровень), субкультура - социальнопсихологический протест (микроуровень, на котором сопротивление представлено как сознательный выбор человека, и его поведение является закономерным следствием сделанного выбора). Но противопоставление существующим социальным порядкам и власти существует на обоих уровнях, и при определенных обстоятельствах протест на микроуровне способен вызвать положительный резонанс, формируя социальную компетентность остальных членов субкультуры, которая потом сыграет свою роль на макроуровне.
Попробуем подкрепить теоретические умозаключения эмпирическими примерами, для чего вернемся к уже упомянутым панкам, точнее к современной американской панк-рок-группе Rise Against. Если в исследованиях Дж. Вильямса панки названы «субкультурой», то сама группа считает себя «контркультурой», о чем свидетельствует название ее третьего студийного альбома «Siren Song of the Counter Culture» (Песнь сирены контркультуры). Одна из песен в этом альбоме «State Of The Union» (Положение Союза) своим названием дословно повторяет название ежегодного доклада о политической и экономической ситуации в стране, представляемого президентом США конгрессу. Вот перевод текста песни-послания на русский язык: «Если мы флагман мира и процветания, то мы черпаем воду и вот-вот, к чертовой матери, потонем / Но никто этого не замечает, даже не моргнул / Команда бросила пассажиров умирать на дне моря / Веди счет в обратном направлении (равенство - это приглашение, которое мы больше не посылаем никому), цель найдена, спускай курок, со временем ты обеспечишь себе местечко в аду / Президент обращается, читает: «война», «оборванный»,
«страна», «беспорядок», слова «власть»,
«смерть» и «искаженная информация» передаются открытым текстом и читаются между строк / Виновен, вот что напишут на наших могилах, ни дат, ни семьи, мы ничего не сделали, чтобы остановить убийство людей, таких же точно, как и мы». Данная песня - открытый вызов существующим социальным порядкам на институциональном уровне общества, следовательно, она контркультурна. С другой стороны, альбом «Siren Song of the Counter Culture» был выпущен в 2005 г. на лейбле «Geffen Records», принадлежащем Universal Music Group (одной из четырех компаний, контролирующих около 70% мирового музыкального рынка и около 85% музыкального рынка США), следовательно, песня - часть доминирующей культуры страны и даже глобальной культуры, т.е. мейнстрима. Тогда «разрушающей всякую культуру вообще, противостоящей культуре как таковой» становится не контркультура панков, а сама доминирующая культура.
Рассмотрим другой случай: классический
пример контркультуры - движение «хиппи», распространившееся в 60-70 гг. XX в. по всем континентам. Оно было бунтом против послевоенной ядерной и технотронной действительности, угрожавшей новыми катаклизмами во имя чуждых «свободному» человеку идеологических и бытовых стереотипов. Главным объектом критики хиппи выступало постиндустриальное «общество потребления» в целом с его повседневными стандартами и стереотипами, культом мещанского «счастья», накопительства, «жизненного успеха» и нравственной закомплексованностью, в частности.
Собирательный образ хиппи включает в себя следующие особенности: длинные волосы (связь с природой, свобода и феминизация культуры), недорогая одежда ярких цветов (отказ от материальных ценностей и непосредственность восприятия мира), этнические украшения (отказ от рас, стереотипов и ограничений), многочисленные религиозные атрибуты и украшения (синтез всех духовных путей, солидарность и единство), фасон клеш (свобода). Хиппи отличались шокирующими обывателя манерами, культом иррационального поведения, склонностью к массовым «тусовкам» нередко с применением наркотиков, организацией разного рода «коллективных семей» с беспорядочными половыми связями и т. д.
За эти разрушительные для общества и самих хиппи элементы - «сексуальную революцию», наркотики и отклонение от моральных правил и ценностей, которые человечество вырабатывало в течение многих столетий - хиппи и были названы контркультурой. Но, с точки зрения со-
временности, был признан сильный гуманистический и демократический потенциал данной контркультуры, объявившей человека самой высокой ценностью мира, а любовь к нему - главным принципом всей жизни. Одним из ведущих критиков контркультуры в 60-70-х гг. ХХ в. был «крестный отец» консерватизма Ирвин Кристол, который несколько десятилетий спустя признался, что контркультура «является, конечно, одним из самых существенных событий второй половины столетия в Западной цивилизации. Она изменила нашу систему образования, формы развлечения, сексуальные отношения, моральные кодексы» [4].
Может быть, именно это позволило некоторым ученым интерпретировать контркультуру не как негативный, отрицательный элемент общества, а как положительный, необходимый для зарождения альтернативной культуры. Например, П.С. Гуревич рассматривает контркультуру как ядро возможной будущей культуры, как механизм культурных новаций, считая при этом, что контркультура - это индикатор, показывающий, что культура живет и движется, а не находится в состоянии стагнации [2, c.119]. Обратим внимание на то, что механизмом культурных новаций также считаются и субкультуры молодежи.
Если многие считают хиппи первой контркультурой, то хипстеров - последней, по крайней мере, на сегодняшний день. Интернет-словарь сленга Urban Dictionary дает целый ряд определений хипстеров начиная с того, что «это подростки до 20 лет, которые обычно слушают инди-рок, просиживают в кофейнях, делают покупки в комиссионных магазинах и говорят о таких вещах как книги, музыка, фильмы и искусство», и заканчивая тем, что «они - кучка притворщиков».
Е. Максимович, занимавшаяся изучением контркультуры, дает ей следующую характеристику [8]. В одежде хипстеры используют стиль «смешивай и подбирай», комбинируя вышедшие из моды вещи с элитными новинками. Их идол -одна из самых востребованных моделей модных подиумов и глянцевых обложек Агнесс Дейн, имеющая эксцентричный бесполый образ: радикально белые волосы, узкие брюки, куртки со всевозможными заклепками и пуговицами. Смысл жизни хипстеров - попасть в блог Gawker.com, размещающий материалы о знаменитостях, или стрит-фэшн-блог Sartorialist, печатающий фотографии стильных людей с разных улиц городов мира. Тот же эклектицизм хипсте-ры проявляют и в музыкальных пристрастиях -им может нравиться хип-хоп, атмосферная электроника и такие странные и нелепые жанры, как фрик-фолк, твипоп или грайм, но что объединяет их всех, так это МР3-плейеры фирмы «Айпод»
белого цвета.
Музыкальная библия хипстеров - интернет-журнал Pitchfork, объявивший себя СМИ для тех, кто слушает электронную музыку, он хвастает своими находками и не признает авторитетов. Редакция журнала твердо уверена в том, что быть хипстером - значит быть непредсказуемым, и что вчерашние фавориты сегодня должны быть низвергнуты. Другим журналом, связываемым с субкультурой хипстеров, является Vice, издаваемый и свободно распространяемый в ряде стран, включая Японию, Германию, Голландию и Мексику, согласно которому основная идея, отражающая дух времени, - «нам на все наплевать».
Поскольку главная особенность контркультуры - индивидуализм, то очень трудно указать ее основные ценности (кроме наличия хорошего вкуса и предпочтения скачивать новую музыку со звуковых блогов), еще сложнее определить, есть ли у нее какая-либо идеология. Широко распространено мнение, что хипстеры - дети из высших слоев общества, которые любят посещать трущобы, подражая богемному образу жизни и принижая тем самым свой социальный статус. По сути, каждая молодежная субкультура -это создание нового стиля, собственного культурного мифа как его фундамента, когда чужие культурные феномены включаются в собственный миф субкультуры в ее интерпретации. Тот факт, что многие подростки сегодня носят тюрбан, не означает, что они выступают в поддержку народа Сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Скорее всего, они приобрели его в одном из фирменных магазинов H&M (компании, владеющей 1738 магазинами модной одежды на рынках 34 стран), потому что тюрбан - стильный аксессуар весны-лета 2009. Таким образом, головной убор, являющийся на Востоке символом положения человека в обществе и его вероисповедания, как и сама культура, лишается всякого смысла, знаменуя торжество стиля над содержанием.
В 2008 г. журнал Adbusters опубликовал статью «Хипстеры: тупик Западной цивилизации»
[6], в которой ее автор Д. Хаддоу изобразил хип-стеров как олицетворение нарциссизма, духовной пустоты и бесконечных заимствований: «Если предыдущие молодежные субкультуры бросали вызов дисфункции и упадничеству старшего поколения, то сегодняшние хипстеры - молодежная субкультура, которая как в зеркале отображает поверхностность доминирующей культуры. Поскольку хипстер-культура - это конечный продукт всех предшествующих контркультур, то в ней уже нет бунтарства и своеобразия, и она не оставляет молодому поколению ничего, кроме одержимости модой, фальшивой индивидуальностью и потребительством».
Подведем итог вышесказанному: контркуль-
тура может являться частью мейнстрима, механизмом культурных новаций или находиться в согласии с доминирующей культурой, т. е. понятия «молодежная субкультура» и «молодежная контркультура» тождественны, следовательно, понятие «молодежная культура» достаточно полно отражает существующий порядок вещей. Более того, как следует из интервью с Полом Красснером (известным также как Р.Ю. Сириус, бывшим активистом хиппи, являющимся в настоящее время известным американским писателем, автором книги Counterculture Through the Ages (Контркультура через столетия), сейчас все расплывчато и перепутано. «Тогда у нас было простое и четкое понимание нас и их - контркультура против истеблишмента. Сегодня экстравагантная одежда и непочтительность - это мейнстрим. Мы даже начинаем сомневаться, существуют ли еще мейнстрим и контркультура. Наши культуры сегодня - это сплошной клубок противоречий. Это не контркультура, а какие-то контрсубкультуры. Но все чаще именно субкультуры дают возможность многим различным людям реализовать свое право быть непохожими на остальных и мыслить иначе» [7].
Литература
1. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. 3 изд. [Электронный ресурс]. - М.: Академический про-
ект, 2001. URL: http://www.countries.ru/library/ typology/subcultura
2. Культурология: учеб. для вузов. - М., 2008. - 290 с.
3. Мамонтов С.П. Основы культурологии [Электронный
ресурс]. - М.: Олимп, 1999. - URL:
http://www.countries.ru/library/typology/masskontr.htm.
4. Султанова М.А. Theodore Roszak and Counterculture -
Rethinking the World's Challenges [Electronic resource]. -URL: http://www. congress 2008. dialog21.ru/ Doklady/
20210.htm
5. Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. [Электронный ресурс]. -(Рус.) - http://www. poehaly.narod.ru/subcult-f.htm
6. Haddow D. Hipster: The Dead End of Western Civilization Adbusters Issue #79 [Electronic resource]. - URL: https:// www.adbusters. org/magazine/ 79/ hipster.html
7. Krassner P. How Serious Is R.U. Sirius? - [Electronic resource]. - URL: http:// www.huffingtonpost.com/paul-
krassner/how-serious-is-ru-sirius_b_75402.html
8. Maksimovic J. Hipsters: the End of Counterculture [Electronic resource]. - URL: http://www.whitecity.rs/?p=74
9. Williams J.P. The Multidimensionality of Resistance in Youth-Subcultural Studies / The Resistance Study Magazine, 2009. - P.20-33.
Чибисова Ольга Владимировна — соискатель, ст. преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Chibisova Ol 'ga Vladimirovna - competitor, senior teacher of department of linguistics and cross-cultural communication of Komsomolsk-na-Amure State Technical University.
E-mail: [email protected]
УДК 784(571.54)
НЦ Цибудеева
ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ БУРЯТСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ХХ-ХХ1 ВВ.
В статье даётся поколенческий срез развития культуры бурятской вокальной школы, сложившейся в 30-е г. XX в. и отмеченной серьёзными достижениями на евразийском культурном пространстве. Лучшие её представители - ведущие солисты Бурятского академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова на протяжении нескольких десятилетий прошли путь от народно-натурального пения до европейского оперно-концертного эталона и вывели вокальное искусство Бурятии на уровень ведущих мировых школ.
Ключевые слова: бурятская вокальная школа, вокальное поколение, европейский оперно-концертный эталон, международный конкурс.
N.Ts. Tsibudeeva
THE EVOLUTION OF THE CULTURE OF BURYAT VOCAL SCHOOL DURING XX-XXI CENTURIES
The article deals with the generation profile of the Buryat vocal school formed in the 1930-s and marked by the important achievements in the Eurasian culture space. During a few ten years the best representatives - leading soloists of Tsydynzhapov Buryat Academian Theatre of Opera and Ballet overcame the distance from folk-natural singing to the European opera-concert standard and led out the vocal art of Buryatia towards the level of the word leading schools.
Key words: Buryat vocal school, vocal generation of European opera-concert standard, international competition.
В процессе исследования развития Бурятской вокальной школы как феномена национальной музыкальной культуры выяснилось, что на современном этапе развития культуры в музыкальном пространстве Республики Бурятия выстраи-
вается деятельность четырёх поколений национальных певцов академического профиля, каждое со своими условиями и спецификой формирования.
«Поколение - это время, воплощённое в