©Голубь О.В., 2012
УДК: 159.923.2 ББК: 88.52
Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЕЕ ВНУТРЕННЮЮ САМООРГАНИЗАЦИЮ И САМОРЕГУЛЯЦИЮ
О.В. Голубь
В статье анализируется Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, которое обеспечивает ее внутреннюю самоорганизацию, саморегуляцию и удовлетворенность жизнью. Показано, что она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида, являясь важным фактором организации его психики и поведения в контексте трех временных измерений: прошлого, настоящего, будущего.
Ключевые слова: Я-концепция, самоорганизация, саморегуляция, временные модусы, целостное субъектное пространство, феноменологический подход, психика.
В психологии термин «Я-концепция» наибольшее распространение получил в зарубежной психологии в рамках теории личности (У. Джемс, Э. Эриксон, К. Роджерс, Б. Бернс, Д. Майерс, В. Карнес, С. Фрайберг, и др.). В отечественной науке употребляются другие близкие по смыслу понятия: самосознание (С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова и др.), «образ Я» (И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон, Е.Л. Яковлева,
Н.Н. Авдеева и др.), «образ себя» (М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.). Все эти концепции можно назвать адаптивными, так как мы живем в том мире, который конструируем сами, хотя это и происходит бессознательно. Человек не просто находит свой мир - он строит его сам. «Я» - это всегда продолжение мира, субъектного мира. Развитие человека, как было показано нами ранее, происходит во взаимодействии «Я» и «Мира» - порождаемый эффект взаимодействия. Человек, таким образом, может развиваться и преобразовывать мир одновременно.
«Я-концепция» включает все идеи и представления человека о себе (самопрезентации)
и о своем взаимодействии с окружающим миром (объективные репрезентации). Данное положение находит отражение в работах М. Клейна, Н. Чешира, Г. Томе, Е. Шильштейна, С.А. Баклушинского. Я-концепция является двойственным конструктом внутреннего мира человека, который обеспечивает связывание ценностного и социального измерений. Согласно результатам исследований Е.С. Шильштей-на (1999, 2000), в двойственности «Я-концеп-ции» возникает проблема: насколько в социальной общности удастся реализовать изначально позитивное, гармоничное самоощущение. «Данные о параметрах распределения корреляционных рядов конструкта Я, - пишет он, -свидетельствует о том, что конструкт Я позитивен на обоих уровнях, но содержание его различно. Я является фактически связующим звеном между ценностями социума и собственным идеалом» [8, с. 78].
Другими словами, «Я-концепция» есть связующее звено между двумя ценностными уровнями, имеющими различное содержание, но существующими как единое, целостное субъектное пространство:
1. Собственно-личностный уровень -ценностное измерение личности, порождаемое мотивами посредством значимых смыслов.
2. Уровень социальной общности - ценностное измерение социума.
Большинство исследователей признают многомерность, иерархичность системы «Я» и включают в нее широкий круг форм репрезентаций: представление о себе, эмоционально-ценностное соотношение, самооценку и пр. Опираясь на развиваемую В.Ф. Петренко теорию уровневого строения субъективного опыта и концепцию Е.С. Шильштейна об уровневой организации системы «Я», мы можем говорить о том, что «Я-концепция» - это вертикально организованная часть психического опыта как единого континуума, который разворачивается от глубинного самоощущения до вербализованных, концептуализированных представлений о себе, где нет конечного числа репрезентаций «Я».
Наиболее целостную и логичную, на наш взгляд, концепцию предложил Р. Бернс. Наряду с К. Роджерсом, он определяет «Я-концепцию» как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, имеющих свою иерархическую структуру, и утверждает, что «Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой. Р. Бернс выделил четыре составляющих «Я-концепции», позволяющих конкретизировать ее содержательную сторону [3]:
1. Описательная составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, то есть самооценка или принятие себя.
2. Оценочная составляющая, связанная с личностным, оценочным моментом при попытках охарактеризовать себя. Иными словами, «Я-концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
Необходимо отметить, что выделение описательной и оценочной составляющих позволило рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, в определении которых подчеркиваются три главных элемента:
- убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая установки);
- эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);
-соответствующая реакция (поведенческая составляющая).
Применительно к «Я-концепции» эти элементы Р. Бернс конкретизирует следующим образом:
- образ Я как представление индивида о самом себе;
- самооценка как аффективная оценка этого представления;
- потенциальная поведенческая реакция как конкретные действия, вызванные образом Я и самооценкой.
3. Когнитивная составляющая, связанная с самоописаниями как способом охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Эти представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, являются ли они истинными или ложными.
4. Поведенческая составляющая, связанная с непосредственным выражением установки индивида в его поведении.
«Я-концепция», по Р. Бернсу, формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими индивидами, которые и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения «Я-концепция» становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Человек как социальное существо не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, нормативов и оценок, определяемых условиями жизни в обществе (процесс социализации). Он становится объектом и собственных суждений, и оценок других людей, с которыми взаимодействует, и, если он стремится получить одобрение окружения, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Поэтому функциями «Я-концепции» являются:
- интерпретация прошлого опыта;
- действия индивида в конкретной ситуации;
- интерпретация действий других;
- определение ролевых экспектаций индивида, то есть представлений о том, что должно произойти.
Именно «Я-концепция» определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида, являясь важным фактором организации его психики и поведения.
Я-концепцию личности необходимо рассматривать в трех временных измерениях:
- прошлое как интерпретация опыта;
- настоящее как действия индивида в конкретной ситуации;
- будущее как построение перспектив будущего (ожидания индивида).
Прежде чем непосредственно обратиться к временным «модусам» в структуре Я- концепции, отметим, что предположения о их наличии являются столь же традиционными для психологических исследований личности, сколь и вся данная проблематика в целом. На основании научно-теоретического анализа Е.П. Белинская отмечает, что «идея “времени Я- концепции” явно или неявно присутствовала и присутствует при анализе возможных факторов формирования представлений о себе - в зависимости от конкретных теоретических пристрастий исследователей менялись лишь акценты... Во-вторых, многие исследователи обращались и обращаются к идее актуализации того или иного временного «модуса» Я-концеп-ции при анализе мотивации... В-третьих, идея временной представленности Я-представлений, и особенно их согласованности, определенной связанности, сегодня присутствует практически во всех психотерапевтических практиках, традиционно считаясь важнейшим психическим показателем психического здоровья человека» [2, с. 140-142].
Как уже было показано выше, начиная с классических работ У. Джемса, в понятие Я -концепции закладывалось не только актуальное самоопределение, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем. Именно идея актуального Я (которое относится к будущему) была положена данным автором в основу самооценки как одной из фундаментальных составляющих Я-концепции. На протяжении последующего активного эмпирического освоения проблематики Я-концепции идея субъективной «временной развертки» самопредставлений оставалась
некоторой константой, при этом авторы обращались к ней в различных контекстах (М. Розенберг, Г. Каплан, В.В. Столин, Р. Бернс, Х. Маркус, П. Нуриус, Д. Майерс и др.).
Так, согласно М. Розенберг и Г. Каплан, существуют различные «планы функционирования» Я-концепции (план реальности, план фантазии, план будущего и пр., в том числе и план возможности), задающие ее многоуров-невость как с точки зрения «объективного» строения, так и «субъективного» существования. В рамках анализа структуры Я-концеп-ции как целостного образования они вводят понятие «возможное Я», которое более детально и в отрыве от идеи его уровнего строения разрабатывается в концепции Х. Маркуса , где была предпринята определенная попытка решения проблемы изменчивости/стабильности «Я». В своей концепции он предложил снять данное противоречие, введя понятие «рабочей Я-концепции», определяемой как «Я-концепция» в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, как часть общего репертуара Я, определяемого на микро- и макро-социальном уровне.
Согласно феноменологическому подходу в психологии в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, исходящих из его прошлого и настоящего опыта, основанном на центральном его звене - восприятии, а не с позиции внешнего наблюдателя. В соответствии с этим индивид не может изменить сами события, а может изменить их восприятие и интерпретацию. По Д. Майерсу, «Я-концепция»
- это Я-структуры (психические модели), с помощью которых мы организуем нашу жизнь. Я-структура - вера в себя (доверие к себе), которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого человека. Эти элементы «Я-концепции» влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Наша «Я-концеп-ция» включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но и то, кем мы могли бы стать, т. е. наши возможные Я.
Однако в различные возрастные периоды личности это временное пространство неодинаково, как и в конкретной жизненной ситуации. Так, например, в подростковом возрасте значимость настоящего временного измерения возрастает (см. рисунок).
График соотношения временных характеристик Я - концепции в подростковом возрасте
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и «Я-концепции», которая нестабильна и менее позитивна по сравнению с образом Я в младшем школьном возрасте. Пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет (И.С. Кон). Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я.
В этой связи интересны исследования
Э.М. Краниха «Я» в развитии ребенка, подростка и молодого человека. Автор пишет, что понятие развития - широкое обозначение для поступательного изменения телесных и душевных признаков в определенный отрезок времени. При рассмотрении развития ребенка с детства четко проявляется то, что представляет собой конкретное человеческое развитие. В течение первых месяцев маленький ребенок достигает того, что во внешнем проявлении человека служит символом человеческого образа, - прямостояния. В постоянных усилиях ребенок преодолевает тяжесть собственного тела, здесь он развивает свою силу воли. Волю автор определяет как активное действие, которое в каждый момент получает новые импульсы. Прямостояние - это поза, в которой человек господствует над своим телом благодаря силе собственной воли. Удерживаясь в равновесии, он узнает, что покоится в себе, что его центр покоится в нем самом. Прямостоячая поза является выражением существа, деятельность которого осуществляется целиком под влиянием его воли и которое к тому же имеет в себе свой центр, иначе называемый Я. Это существо потому
является Я, что оно действует из самого себя, оно представляет собой Я-человека, проявляющееся в старании преодолеть тяжесть в теле. То, что происходит в процессе выпрямления, не является только изменением или превращением - это развитие. Я при развитии ребенка предшествует осознанию Я. Я ни в коем случае не объединяется с телом, возникшим в результате наследственности. Наоборот, тело преобразуется с помощью Я, и в этом процессе Я всеми своими силами внедряется в тело. Тело приноравливается к Я, и развитие является в полном смысле его воплощением. Я-ребенка глубже связывается со сферой высвобождения формообразующих сил, когда он учится самостоятельно строить формы, исходя из художественного восприятия.
На рубеже 10-го года жизни переживания своего Я уплотняется, благодаря чему ребенок переживает окружающий мир более осознанно. Став подростком, он проявляет восторженное настроение, которое вспыхивает само по себе и также гаснет. Это колебание служит выражением душевной жизни, в которой Я еще не стало действенным. Однако, когда Я развернет свои мысли и предаст им очертания, душевная жизнь станет более регулируемой. Благодаря обоснованным убеждениям, мышление и действие приобретают внутреннюю направленность.
В связи с этим существенный интерес представляет идея о формировании саморегуляции мышления в рамках теории инициативных психологических систем В.Е. Клоч-ко. С точки зрения данного автора, саморегуляция есть «принцип, который должен объяснить целостность и устойчивость деятельности и личности, организацию психических процессов, посредством которых совершается деятельность, их внутреннюю связь и един-
ство, направленность деятельности и ее детерминацию» [4, с. 6].
Он считает, что саморегуляция должна пониматься через призму соотнесения осознаваемого и неосознаваемого, произвольного и непроизвольного, через их взаимопереходы и взаимообусловленность в единой системе целостного психического саморегулирования. Таким образом, саморегуляция, по В.Е. Клоч-ко, это проявление целостной работы психики как многоуровневой системы.
Формирование творческой социальной позиции - это важнейшее качество развитой личности, а также методологический принцип, «направляющий поиск того специфического психологического образования, в котором пересекаются внешняя и внутренняя детерминации, того «узла», который представляет собой внутриличностную форму соотношения индивидуальной и социальной детерминации. Именно с понятием «личность», а не с каким-либо другим понятием соотносимо понятие «саморегуляции» в психологии. Способ, которым личность включается в деятельность (творчески или репродуктивно), зависит от личности, ее творческой социальной позиции (личностных установок), в которых интегрируются социальные и индивидуальные детерминации, внешние условия и внутренние возможности. «Саморегулируя» свое поведение и деятельность, личность уже выступает в единстве социального и индивидуального как действующая личность, как саморегулирующая система, открывающаяся в деятельности, формирующаяся в ней и осуществляющая в деятельности внутреннюю потребность в собственном осуществлении» [5, с. 9-10].
Исследуя более высокий уровень саморегуляции (гетеростаз), в отличие от О.К. Тихомирова, И.М. Семенова, А.М. Матюшкина,
А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, автор предлагает ввести «психологическую систему» как методологический принцип наивысшего порядка, который позволяет понять регуляцию сверхадаптивных проявлений в познании и деятельности человека, «в то время как на уровне изолированных систем (деятельность, личность, сознание), возникших в результате обособленного использования деятельностного, личностного и т. д. подходов, удается схватить динамику и особенности саморегуляции
и самоорганизации в пределах адаптивных проявлений» [5, с. 12-13]. «Психологическая система», следовательно, представляет собой «призму» видения психологической реальности, способ познания человека в единстве с той действительностью, которая возникает «на пересечении» материального человека, обладающего сознанием, с материальным миром, в котором он удовлетворяет свои потребности, желания, стремления, возможности и т. п. Таким образом, через понятие «психологическая система» возникает возможность объяснить, как действующая личность постоянно «выходит за пределы себя» и как эта часть мира, в которую «вышел» человек, превращается в реальную ситуацию, в действительный мир человека, отграниченный от всего другого в объективном мире, не имеющего смысла и значения, не соответствующего состоянию человека в настоящий момент его жизни и деятельности.
Согласно представлениям В.Е. Клочко, соединяющим всю систему в целостность является второй уровень - индивидуальнопсихологический, через который реализуются все движения и побуждения, идущие как снизу, так и сверху. Какова бы ни была предыстория побуждения, реализуется оно через индивидуальный уровень, функционирующий по законам гомеореза, самоорганизации психологической системы, в направлении движения целей, удовлетворения потребностей. Психика связана со всеми жизненными проявлениями организма и личности.
Т.П. Скрипкина пишет, что самоорганизация есть способность овладения собой, способность действовать самостоятельно и оценивать результаты этих действий, способность предвосхищать результаты действий до их выполнений, самостоятельно ставить цели и выделять условия для их достижения, то есть формировать задачи и находить пути их достижения. Другими словами, это способность понимать значение и смысл собственных действий, их индивидуальную и социальную значимость, соотносить актуальные потребности с возможностями их реализации в данной ситуации и с принятыми в обществе социальными нормами.
«Усложнение психологической системы ребенка, - пишет автор, - при взаимодействии
со взрослым, как бы созревание ее внутри совместной психологической системы, формирование сознания, личности и личностных установок - все это является необходимым условием автономизации ребенка как суверенной психологической системы. Природа, социальная в том числе, создала уникальный механизм регуляции совмещенной психологической системы как необходимое звено в становлении саморегуляции каждой из психологических систем, как механизм развития» [6, с. 120].
Экспериментальные данные показали, что к 10-11-летнему возрасту закрепляются типичные для взрослых формы поведения в потенциальных проблемных ситуациях. Формируется способность к саморегуляции, то есть эмоционально-оценочные ситуативные образования вступают в связь с личностными установками, синкретизм сменяется саморегуляцией.
Таким образом, мы можем говорить, что вектор «я могу - я должен» формируется к концу подросткового возраста, когда появляются органы (функции) саморегуляции, а душевная жизнь, благодаря самому познанию, приобретает выражающийся в Я характер.
Следовательно, в структуре Я-концепции отражаются необходимые взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, обеспечивающими оптимальное и позитивное отношений личности. Являясь внутренним экзистенциальным ядром личности, она обеспечивает внутреннюю согласованность и саморегуляцию личности, ее удовлетворенность жизнью, регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт.
Таким образом, Я-концепция личности является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожидания индивида. Согласно В.С. Агапову, она «является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, будущем и настоящем. Частично существует и в сфере бессознательного» [1, с. 93].
Это целостная система, включающая в себя «все идеи и представления человека о
себе и о своем взаимодействии с окружающим миром. Отсюда следует, что она составляется, с одной стороны, из самопрезентаций, а с другой стороны, из объективных репрезентаций» [7, с. 30]. «Репрезентация» -это субмодели, которые человек выстраивает применительно к себе и к окружающему миру. Их своеобразие определяется различными связями и переплетениями.
Как уже отмечалось выше, ребенок в процессе развития становится относительно самостоятельным субъектом деятельности, реально выделяясь из окружения, что связано с зарождением самосознания личности и ее первым представлении о своем «Я». Именно в результате развития самосознания складывается «Я-концепция», являющаяся основой становления ребенка практическим субъектом, которое происходит в раннем подростковом возрасте, субъектом, сознательно отделяющим себя от окружающих. В процессе развития самосознания, как отмечают многие отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн,
В.С. Мухина и др.), центр тяжести для подростка постепенно переносится от внешней стороны личности к внутренней. Это говорит о сензитивности данного возрастного периода к формированию доверия к себе как субъектному, внутриличностному образованию. Осознание своей обособленности от других и самостоятельности происходит через отношение ребенка с другими людьми (доверие к миру), то есть личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для другого, через формирование саморегуляции, самосознания и «Я-концепции». Другими словами, «Я» не существует вне отношений к «Ты», и «не существует самосознания другого человека как самостоятельного субъекта», на что указывает С.Л. Рубинштейн. С этой точки зрения, «не путь к себе лежит через Мир», а путь к Миру - через себя. Согласно теории инициативных психологических систем В.Е. Клоч-ко, отношения (как причина взаимодействия человека с миром) объективируются в предмете и становятся свойствами предмета, а предмет становится носителем субъективных качеств, то есть, взаимодействуя с внешним, человек взаимодействует и с самим
собой, преобразованным в свойствах внешнего и объективированного в нем [4, с. 17].
Таким образом, под «Я-концепцией» мы понимаем динамичное психологическое образование, которое включает в себя отражение субъектом собственного уровня активности, связанного с проектированием своей жизненной перспективы. Это имеет отношение к самоценности позиции личности, которая обусловлена уровнем доверия к себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапов, В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В. С. Агапов // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2003. -№ 1. - С. 90-97.
2. Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №9 3. - С. 140 - 147.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс ; общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
4. Клочко, В. Е. Саморегуляция мышления и ее формирование / В. Е. Клочко. - Караганда : Изд-во КГУ 1987. - 90 с.
5. Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. - 1998. -Вып. 8-9. - С. 7-15.
6. Скрипкина, Т. П. Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе раннейюности / Т. П. Скрипкина // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М. : Изд-во МГШ им. В. Ленина, 1987. - С. 115-126.
7. Чешир, Н. Реабилитация Я / Н. Чешир, Г. Томе // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - №° 4. - С. 23 - 37.
8. Шильтштейн, Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шильтштейн // Вопросы психологии. - 2000. - №9 2. - С. 69 - 78.
SELF-CONCEPTION AS A PERSONALITY’S EXISTENTIAL KERNEL, PROVIDING ONE’S INNER SELF-ORGANISATION AND SELF-REGULATION
O. V. Golub
Self-conception as a personality’s existential kernel, which provides one’s inner self-organisation, self-regulation and life-satisfaction is analysed in this article. It is shown, that this conception determines the experience interpretation and serves the source of the individual’s expectations, being a significant factor of one’s psychology and behaviour in the context of three time dimensions: past, present, future.
Key words: Self-conception, self-organisation, self-regulation, time-moduses, integral subjective space, phenomenological approach, psychology, psychics.