УДК 316,6
Ахвердова Яна Владимировна
Аспирант Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Ahverdova Yana Vladimirovna
The post-graduate student of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES AND THEIR INFLUENCE ON SELF-CONTROL OF TEENAGERS
Проявления индивидуальности человека трудно поддаются описанию в обобщенной форме, так как имеют свою специфику для различных видов активности человека и по-разному проявляются в зависимости от особенностей деятельности, в которой реализуются. Обычно эту специфику описывают через особенности индивидуальных стилей конкретных видов деятельности, среди детерминант которых исследователи выделяют в первую очередь особенности темперамента человека. В то же время, наблюдая за людьми, за сложной палитрой их поведения, эмоциональными реакциями в различных жизненных обстоятельствах, мы всегда видим в том, как человек действует в самых разных жизненных ситуациях и нечто общее, целостное и типичное для данного характера и лежащее в основе множества индивидуальных стилей конкретных видов деятельности.
Возникает вопрос, каковы могут быть эти наиболее общие основания организации произвольной активности человека, позволяющие описать как индивидуальные ее формы, так и типичные для людей с различным типом характера?
Один из возможных конструктивных путей решения этого вопроса мы видим в исследованиях стилевых особенностей процессов саморегуляции человека. Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах. К стилевым особенностям саморегуляции относят, во-первых, индивидуально-типические особенности регуляторных процессов планирования задач, моделирования ситуаций, программирования действий, оценивание результатов, т. е. процессов реализующих основные звенья системы саморегуляции. Во-вторых, стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегу-
лирования и являются одновременно личностными свойствами, например, самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность и т. д.
Актуальность исследования личностных аспектов саморегуляции связана с развитием субъектного или субъектно-деятельностного подхода, когда в психологию вернулось понимание, что деятельность и активность человека не могут быть бессубъектными и безличностными. Основными характеристиками субъектной активности являются: ее творческий характер, способность изменять окружающий мир (активность) и, что особенно важно, способность к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации (С. Л. Рубинштейн, Б. Г, Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Бруш-линский и др.) [1; 2; 8].
Вопрос, как соотносятся понятия «субъект» и «личность», в чем специфика обозначаемой ими реальности, до сих пор остается дискуссионным. В литературе нет единого мнения по поводу того, является ли личность зоной развития субъектности или субъект - это высший этап личностного развития. При анализе взглядов С. Л. Рубинштейна, как правило, подчеркивается, что в его работах трудно найти критерии различения феноменов субъекта и личности: часто он пишет о личности, субъекте и человеке рядоположно. На наш взгляд, это свидетельствует не о синонимичности этих понятий, а о том, что человек - это всегда и субъект, и личность. Если понятие субъекта раскрывает его активное созидательное начало, способность к достижению субъектно-принятых целей, специфически человеческие способы существования в форме сознания и деятельности, то, говоря о человеке как личности, мы подчеркиваем его индивидуальные способы существования в смысле индивидуально своеобразного проявления сознания и деятельности, индивидуальной системы саморегуляции. К. А. Абуль-ханова, интерпретируя раннего С. Л. Рубинштейна писала: «...личность-это постольку личность, поскольку она как субъект способна выработать способ связи своих потребностей и способностей на основе характера и, более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими силами в соответствии со своим характером». Она же утверждает, что сегодня мы можем говорить о принципе единства личности, сознания и деятельности, а А. В. Брушлинский пишет о личности как субъекте деятельности и сознания [1, с. 45-46; 93].
В нашем контексте это означает, что общие закономерности саморегуляции достижения цели соотносимы с понятием субъекта деятельности и сознания. А когда мы обращаемся к личности как субъекту деятельности и сознания, необходимо развивать представления об индивидуальных особенностях саморегуляции в их взаимосвязи с личностно-характерологическими особенностями человека и различными личностными структурами самосознания и бессознательного.
Развитие научных представлений о саморегуляции в отечественной психологии шло таким образом: первоначально принцип единства сознания и деятельности толковался в том смысле, что человек как субъект реали-
зуется в форме «действия», т. е, различных видов активности (практическая деятельность, общение, познание, поведение и т. д.), которые регулируются «сознанием». Представления о форме такой регуляции складывались в 60-70-е годы, с одной стороны, под влиянием кибернетических и физиологических моделей управления в контексте информационного подхода, популярного в период становления инженерной психологии (у разных авторов -акцептор действия, функциональные системы, контуры регуляции и т. д.). А с другой - в контексте деятельностного подхода с его увлечением структурным анализом деятельности (психологическая структура деятельности, системный анализ деятельности, единицы анализа деятельности и т. д.). Такое выделение двух сторон единого процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования послужило методологической предпосылкой и предопределило развитие психологических представлений о возможности относительно независимого выделения процессов - активности и ее регуляции - на каждом из уровней организации психики. В русле структурного подхода к изучению деятельности были созданы структурно-функциональные модели регуляции и деятельности.
Изучению различий и регуляции поведения посвящено достаточно большое количество общепсихологических работ. Исследования направлены преимущественно на анализ влияния «макроуровневых» факторов. Работы общепсихологической ориентации концентрируют свое внимание на изучении индивидуальных механизмов саморегуляции, трансформации макро-социальных воздействий в интраиндивидуальные детерминанты.
Другой подход, также основанный на использовании категории установки, предложен А. Г. Асмоловым. Он рассматривал феномен установочной саморегуляции в контексте общепсихологической теории деятельности, полагая, что объективными факторами, вызывающими различные установки, являются мотив, цель и условия осуществления деятельности [5, с. 66],
Иной подход к проблеме исследования механизмов саморегуляции использовался Е, В. Шороховой. В качестве регуляторов человеческой деятельности она выделяет мотивы и цели, акцентируя значение последних. Выбор целей и средств их достижения, по мнению Е. В. Шороховой, выполняет регулирующую функцию в поведении человека. Сознательная регуляция поведения проявляется в действии волевых процессов. К основным характеристикам волевого поведения относится осознанность всех его звеньев - выбор цели, средств ее осуществления, оценка условий деятельности. Таким образом, «воля является процессом саморегуляции, самоконтроля поведения человека, она выступает как способность человека управлять собой, сознательно регулируя свою деятельность» [5, с. 98; 7].
Наиболее полно исследования такого рода проводились в 80-х годах в научной школе О. А. Конопкина [1], который создал структурно-функциональную модель осознанного саморегулирования деятельности человека. Им и его учениками по результатам изучения саморегуляции широкого круга профессиональной и учебной деятельности в 90-х годах была раз-
вита концепция осознанного саморегулирования произвольной активности человека, в которой обобщены данные исследований саморегуляции осознаваемой активности субъекта в достижении поставленных целей в разных видах деятельности.
Еще одно теоретическое основание исследования личностных аспектов саморегуляции - это концепция стиля саморегуляции личности, разрабатываемая по мере накопления данных об индивидуальных особенностях саморегуляции. Занятия психологической практикой особенно ясно показывают, что на проявление творчества, самостоятельности и других субъектных системных свойств, опосредствующих достижение профессиональных и учебных целей, прежде всего, оказывают влияние личностные особенности, характерологический склад человека, его самосознание, направленность, осознаваемые в различной мере побудители деятельности.
В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним мы относим типичные для данного человека особенности регуляторного процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование и т. д.), а также регуляторно-личностные свойства, или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, гибкость, воля, контроль и т. д, В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как показывают исследования, является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах.
Представления об индивидуальных и стилевых особенностях саморегуляции, концепция стиля саморегуляции произвольной активности человека разработаны для изучения типичных для него индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах психической активности и системно характеризующих стиль саморегуляции. В индивидуальных особенностях саморегуляции находит отражение то, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает и корректирует свою активность для получения субъективно приемлемых результатов [1; 3; 4; 7].
При выраженной в психологической литературе тенденции весьма дифференцированного развития понятий самооценки, самопознания, самоот-ношения понятие саморегуляции остается достаточно обобщенным. Оно объединяет и представления о саморегуляции поведения как контроля за действием, и оценку субъектом соответствия поставленных целей и результатов их достижения, и формирование шкал самоотношения при пережива-иии субъектом успеха - неуспеха целедостижения и в контексте отражения личностью своего потенциала.
А. Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, одна из основ саморегуляции [1, с. 71].
Самосознание (англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека, либо на самого субъекта - тело, поведение, потребности.
Согласно С, Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание - более поздний продукт развития. Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосозна-ние), динамическое образование психики, которое находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бернс). Я-концеп-ция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения [1, с. 83].
Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В. С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок [8, с. 86].
Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепция (У. Джеймс, И, И. Чеснокова, Л. В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (соотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция) [1; 2; 6; 8].
Регулирующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности.
] . Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет, как будет действовать человек в той или иной ситуации (Р. Бернс). Несогласованные образы «Я» становятся источником стресса
и как следствие неадекватных поведенческих реакций на них. Для социальнопсихологических исследований «Я» поведенческая составляющая Я-концеп-ции, как правило, выражается пониманием самопрезентации (самоподачи).
Р. Баумейстер выделил две основные стратегии саморегуляции: ублажающую и самоконструирующую. Ублажающая стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете и получить вознаграждение. Самоконструирую-щая стратегия направлена для поддержания и укрепления «идеального Я», т. е. включает и желание произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта [8],
2. Я-концепция откладывает отпечаток на социальные суждения и установки человека, определяет интерпретацию опыта, в частности действия других людей.
3. Я-концепция определяет ожидание индивида.
4. Саморегулирование в системе «Я и Я» выражается в сознательной работе личности над собой, когда ставится цель что-либо изменить, развить, усовершенствовать.
Результатом процессов саморегулирования является формирование самоэффективности. Самоэффективность отражает убежденность в собственных способностях организовать и исполнить действия, необходимых для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение, А. Бандура самоэффективность понимает не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая находится во взаимной зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.
Сложности разведения представлений о регулятивных функциях самосознания и более широко понятой «саморегуляции» связанны с перечисление областей их эмпирического проявления, и с отсутствием методического критерия, необходимого для уточнения того, где кончается исследование составляющих самосознания и начинается исследование регулятивной функции. Саморегуляция, как составляющая Я-концепции тесно связана с уровнем притязаний, который определяет стремление к достижению той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектам целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. Самооценка составляет базис уровня притязаний. Соответствие этих понятий продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом.
Одной из важных характеристик личности, также связанной с Я-концеп-цией человека, является локус контроля. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный (внутренний) и экстер-нальный (внешний). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от личных его качеств, уровня способностей. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи -
результат внешних сил. Каждый человек занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Еще одной составляющей человека непосредственно влияющей на особенности стиля саморегуляции и поведения является воля.
Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Воля - продукт общественно-исторического развития, В подростковом и затем в юношеском возрасте складывается мировоззрение, человек становится способным воспринимать и анализировать ценностные характеристики цели действия и осуществлять усилия для ее достижения в соответствии с личными убеждениями и нравственными нормами, Овладение волевыми действиями дает ему возможность преодолевать ограничивающее влияние научной ситуации, обрести контроль над своим поведением.
Об особенностях формирования самосознания в подростковом возрасте мы уже рассказывали в своей работе, однако, нельзя не отметить что основой для саморегуляции, как составляющей самосознания личности, в данный период в большей степени являются уровень развития рефлексии и самооценка подростка, Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Самооценка же является рычагом саморегуляции, а значит, поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя.
Таким образом, в период становления характера в подростковом возрасте его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т, е. патологические аномалий. С возрастом эти особенности обычно сглаживаются - и это позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера», которые непосредственно влияют на самосознание личности и формирование ее поведения.
Библиографический список
1. Ахвердова, О. А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга [Текст] / О. А. Ахвередова, И. В. Боев, Н, Н. Волоскова- Ставрополь, 2000.
2. Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи [Текст] / И, П. Башкатов - М., 2002.
3. Г и л инскни, Л. И. Социология девиантного поведения [Текст] / Л. И. Гилин-ский, В. С. Афанасьев - СПб., 1993.
4. Зманокская, Е, В. Девиантология {психология отклоняющегося поведения) [Текст] /Е. В. Змановская - М., 2003.
5. Кадыров, Б. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста) [Текст] / Б. Кадыров - М., 1990.
6. Клейбегр, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клей-берг - М., 2001.
7. Клейберг, Ю. А, Социальные нормы и отклонения [Текст] / Ю. А, Клей-берг-М, 1997,
8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина -М., 2000.