Научная статья на тему 'Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности'

Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8017
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООЦЕНКА / SELF-AWARENESS / SELF-DETERMINATION / IDENTITY / SELF-CONCEPTION / SELF-APPRAISAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будич Н. Ю., Канаева Т. В.

В статье представлены различные подходы к изучению самосознания и самоопределения. В результате анализа и сопоставления теорий раскрыты взаимосвязь самосознания и самоопределения личности и детерминирующие их факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERCORRELATION OF SELF-AWARENESS AND SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY N.Y. Budich

The article is devoted to different approaches of studying of self-awareness and self-determination. The analyses and the comparison of various theories demonstrated intercorrelation of self-awareness and self-determination of personality and their determinate factors

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности»

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСОЗНАНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Н.Ю. Будич, Т.В. Канаева (Кемерово)

Аннотация. В статье представлены различные подходы к изучению самосознания и самоопределения. В результате анализа и сопоставления теорий раскрыты взаимосвязь самосознания и самоопределения личности и детерминирующие их факторы. Ключевые слова: самосознание, самоопределение, идентичность, Я-концепция, самооценка.

Самосознание является одной из фундаментальных проблем психологии. С помощью самосознания человек не только вывделяет себя из окружающего мира, но и противопоставляет себя ему. Субъект осознает себя как личность, оценивает свои особенности и определенным образом относится к себе. Причем осознание себя происходит не как осознание чего-то абсолютно обособленного от окружающего мира, а в многообразном отношении с ним. По словам И.И. Чесноко-вой, в «каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт на разных уровнях обобщения, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент» [15].

Самосознание выступает необходимой предпосылкой и условием самоопределения. Через самоопределение происходит реализация самосознания. В самоопределении личности проявляются основные характеристики индивидуальности человека. Поскольку самоопределение личности проистекает из ее самосознания, то отличительные особенности самосознания, представленные в различных теориях, находят отражение при описании самоопределения.

Рассматривая основные точки зрения на природу и особенности самосознания и самоопределения, мы учитывали их взаимосвязь и обусловленность определенными факторами.

В психоанализе 3. Фрейда «Я» рассматривается как связанная организация психических процессов в личности. К «Я» прикреплено сознание. Сознание психоанализ не считает сутью психики, а рассматривает как ее качество, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать. Сознание является «поверхностью психического аппарата», т.е. одной из функций системы, которая ближе всего к внешнему миру. «Я» - это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми процессами. На «Я» существенное влияние оказывает бессознательное. С точки зрения 3. Фрейда, «индивид представляет собой психическое “Оно”, в основном бессознательное» [14. С. 48]. «Я» является измененной частью «Оно». Изменение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира. «Я» ориентируется на влияния внешнего мира и старается заменить принцип наслаждения, царящий в «Оно», принципом реальности. «Я» репрезентирует то, что

можно назвать рассудком и осмотрительностью. 3. Фрейд не рассматривает самосознание как самостоятельный феномен, оно входит в структуру «Я» и испытывает огромное влияние бессознательного [13].

Психоаналитические взгляды на природу самосознания прослеживаются и при описании самоопределения личности. Психоанализ относится к теориям так называемого «крайнего детерминизма», согласно которым личностное самоопределение невозможно.

Теория идентичности Э. Эриксона считается теорией умеренного детерминизма. Э. Эриксон, продолжая считать бессознательное фундаментом личности, не отрицает влияние окружающей среды, наиболее выраженное на первых четырех стадиях психосексуального развития и уменьшающееся с развитием сознания.

Важным вкладом Э. Эриксона в изучение личностного самоопределения является разработка проблемы идентичности. Последняя представляет собой «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру с соответствующими формами поведения» [15. С. 8]. Важнейшим механизмом формирования идентичности, по Э. Эриксону, являются последовательные идентификации ребенка со взрослым. Достижение идентичности обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни. В зарубежной литературе в ряде случаев идентичность рассматривалась как аналог личностного самоопределения. Мы полагаем, что личностное самоопределение является более широким понятием, так как включает в себя не только поиск и обретение идентичности, но и постановку целей, нахождение смысла жизни, конструирование своего жизненного пути.

Сторонники символического интеракционизма придерживаются точки зрения о том, что Я полностью социально конструировано. И. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе складывается под влиянием мнений окружающих людей и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу; представление о том, как оно меня оценивает, и связанную с этим самооценку. Дж. Мид утверждает, что самосознание - это процесс, в основе которого лежит взаимодействие индивида с другими людьми. «Индивид познает себя как такового не прямо, а только косвенно, с частных точек зрения других чле-

нов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, ибо он входит в свой собственный опыт как Я или как индивид не прямо и непосредственно, а только став для себя таким же объектом, каким являются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, приняв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной общественной деятельности, в которую они вовлечены» [4. С. 37].

В основе концепции самосознания К. Роджерса находится утверждение о том, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Другими словами, для каждого человека существует своя психологическая реальность, соотносимая с его внутренним миром. Самость, или Я-концепция, определяется как организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя и не обязательно осознаваемый [9]. Она включает не только то, как мы воспринимаем себя реально, но и то, какими бы мы хотели быть, Я-идеальное. Я-концепция является важнейшим фактором, определяющим ответные реакции индивида на окружение. Вместе с Я-концеп-цией развивается потребность в позитивном отношении со стороны других. Эту потребность можно рассматривать с точки зрения стремления к самоактуализации. Если потребность в позитивном отношении не удовлетворяется, то возникает психологическая дезадаптация. Дезадаптация является результатом попыток оградить существующую Я-концеп-цию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к искажениям в восприятии или к игнорированию опыта, неверной его интерпретации.

Как уже было сказано, К. Роджерс использует понятие «Я-концепция» для обозначения восприятия человеком самого себя. Однако по мере дальнейшего развития своей теории К. Роджерс придает этому понятию и другой смысл, понимая под Я-концепци-ей механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида [9]. По К. Роджерсу, самоопределению личности способствует тенденция актуализации, благодаря которой личность раскрывает свой потенциал и избавляется от внешнего контроля.

Сходные точки зрения представлены в теориях

А. Адлера и А. Маслоу. Они отстаивали абсолютную свободу личности от внешних или внутренних условий. А. Адлер полагал, что существует творческая сила, сосредоточенная в самой личности, благодаря которой она является самоопределяющейся. Из работ

A. Маслоу следует, что самоопределение представляет собой определение своих личностных особенностей, предпочтений и осуществление на их основе выбора.

К тем, кто признает наличие детерминизма и одновременно считает личность активной и способной к самоопределению, можно отнести экзистенционалис-тки ориентированных авторов, таких как Э. Фромм,

B. Франкл, Р. Мей, и представителей когнитивного и социально-когнитивного направлений - Дж. Келли и

А. Бандуру соответственно. По Э. Фромму, личностное самоопределение выражается в решении вопроса о степени своей свободы, по В. Франклу - в занятии определенной позиции по отношению к внутренним и внешним обстоятельствам, по Р. Мею - в осознании собственных возможностей в рамках судьбы, по Дж. Келли - в способности выбирать из числа имеющихся личностных конструктов и создавать новые, по

А. Бандуре - в способности воздействовать на самих себя, конструируя собственную судьбу.

Понятие «самоопределение» встречается в работах Ш. Бюлер. Она исходила из того, что самоопределение и стремление к самоосуществлению являются одновременно врожденными свойствами сознания и движущими силами развития личности. Полнота и степень самоосуществления, по Ш. Бюлер, зависят от самоопределения, под которым понимается как способность индивидуума ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути, так и в целом целевые структуры личности. По ее мнению, именно наличие жизненных целей приводит к интеграции личности и является условием сохранения ее психического здоровья, а их отсутствие вызывает неврозы. Ш. Бюлер заключила, что целевые структуры, или самоопределения, лежат в основе развития фаз жизни и перехода от одной фазы к другой.

Р. Бернс рассматривает самосознание как совокупность установок, направленных на себя [1]. В соответствии с его пониманием Я-концепция состоит из трех основных элементов:

1. Когнитивная составляющая - представления человека о себе, образ Я.

2. Оценочная составляющая - совокупность оценочных характеристик личности и связанных с ними переживаний.

3. Поведенческая составляющая Я-концепции.

Он описал Я-концепцию в виде иерархии. На ее

вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Она подразделяется на Я-сознаю-щее и содержание Я. К сознающему Я относится самооценка, к содержанию Я - образ Я. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению, поэтому Бернс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида на себя. В свою очередь, установки имеют

различные ракурсы и модальности. Бернс выделяет 3 основные модальности установок:

- Реальное Я - установки, связанные с восприятием своих актуальных характеристик.

- Зеркальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, как его видят другие.

- Идеальное Я - установки, связанные с представлением индивида о том, каким бы он хотел стать.

Самоопределение личности в рамках данной теории, на наш взгляд, можно рассматривать как реализацию совокупности установок на себя.

Таким образом, зарубежные авторы видели источники формирования самосознания личности и ее самоопределения как в структурах, детерминирующих личность (бессознательное, социальное окружение), так и в самой личности либо находили компромисс, опираясь на обе указанные составляющие, которые соотносились в определенной степени в зависимости от того, какой из них придавалась большая значимость.

Важным вкладом отечественных психологов в разработку проблем самосознания и самоопределения личности явилось установление их взаимосвязи, которая прослеживается при описании механизмов реализации самосознания.

В отечественной психологии самосознание понимается как форма сознания, направленная на осознание себя, своего места в системе существующих отношений и служащая одним из способов, регулирующих отношения человека с окружающим миром и самим собой.

С.Л. Рубинштейн с проблемой самосознания в изучении личности связывает исследование личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца. А.Н. Леонтьев считал, что самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений», а осознание субъектом своих характеристик он не включал в элемент самосознания.

В.С. Мухина и ряд авторов, работающих в русле ее концепции, предлагают следующую структуру самосознания:

1) осознание своего имени, осознание образа собственного тела;

2) притязание на признание;

3) половая идентификация;

4) психологическое время личности;

5) социальное пространство личности.

Рассмотрим данную структуру более подробно.

Имя собственное идентифицируется с телесной и

духовной индивидуальностью человека. Имя является социальным знаком человека, однако оно выступает и катализатором накопления положительных

эмоций, обращенных к человеку с первых дней его жизни, что способствует формированию базового доверия и ценностного отношения к себе. Следующим фактором, определяющим самосознание, является осознание своего физического «Я». Притязание на признание - предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании тесно связана с потребностями принадлежности к какой-либо социальной группе и самовыражения. Половая идентификация несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане. По мнению В. С. Мухиной, психологическое время личности - это индивидуальное переживание своего развития в течение времени жизни - прошлого, настоящего и будущего. Оно включает в себя сопоставление личного времени и исторического (развитие государства, этноса, человечества) [7].

Перечисленные структурные элементы самосознания можно рассматривать как сферы самоопределения личности.

Что касается самоопределения личности, то в отечественной психологической науке можно выделить классический и постклассический подходы. Классический подход основан на принципе детерминизма

С.Л. Рубинштейна, согласно которому «внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную структуру данного тела или явления» [11. С. 287]. По существу, это означает, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение, определение внутренних свойств объекта. Внешняя детерминация преломляется через комплекс внутренних условий, в результате возникает самодетерминация. Благодаря последней становятся возможны отношение, позиция, активность и свобода личности, при изучении которых быши получены основные данные, раскрывающие суть понятия «личностное самоопределение».

Как показывает анализ литературы, в рамках классического направления можно говорить о трех основных подходах к установлению сути личностного самоопределения.

В первом случае психологи, изучая личностное самоопределение, делают акцент на нахождении личностью своей «внутренней сути». В работах Н.С. Пряж-никова личностное самоопределение описывается как «нахождение самобытного «образа я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей» [8. С. 23]. Т.М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте. Дан-

ные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.

Во втором случае психологи описывают процесс личностного самоопределения через осуществление выбора. Так, Л.И. Божович считает, что личностное самоопределение предполагает выбор будущего пути, М.М. Шибаева - выбор способов и форм реализации жизненной концепции, В.Ф. Сафин - выбор цели и способов ее достижения. Осуществление выбора с последующей его реализацией в деятельности, в свою очередь, непосредственно связано с процессом образования мотивов и целей, а также с решением задачи на смысл, которое сопровождается осознанием личностных ценностей.

В третьем случае личностное самоопределение рассматривается как процесс, который подразумевает поиск цели и смысла своего существования [12], формирование у индивида осознания цели и смысла жизни и который происходит относительно ценностей, существующих в обществе, с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции.

Наиболее полным и объединяющим все эти точки зрения, на наш взгляд, является понятие личностного самоопределения, предложенное М.Р. Гинзбургом. По его мнению, определение человеком себя в обществе как личности есть «определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования» [2. С. 24].

Согласно постклассическому системному подходу все понятия, содержащие «само-», предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто самопричинное, изнутри побуждаемое и регулируемое» [3, 8]. В.Е. Клоч-ко и Э.В. Г алажинский предлагают путь преодоления дихотомии внутренних и внешних причин поведения через рассмотрение их связи внутри системы, центром которой является человек. По их мнению, во взаимодействии субъекта с объектом рождается новая реальность, в которой исчезает детерминизм «внешнего», так как оно тоже становится «внутренним» по отношению к образовавшейся системе. Человек предстает как сложная самоорганизующаяся психологическая система, он сам производит новообразования сложной «совмещенной» природы, на которые опирается в своем самодвижении, саморазвитии [3].

Самосознание личности формируется под действием социальной среды. Общество создает систему норм, правил, ценностей. Вступая в нормированную социальную деятельность, индивид попадает в ситуацию, требующую саморегуляции. То есть социальное существование подчиняет организмическую интеграцию индивида социально-нормативной ин-

теграции его действий, мыслей, желаний. Этого вида интеграции становится недостаточно, так как человек вступает во множество деятельностей, реализует множество отношений. Перед ним открывается множество возможностей, возникают ситуации, требующие принятия решений. Реализуя эти возможности, осуществляя жизненные выборы, человек втягивается в различные системы связей, которые неизбежно пересекаются, перекрещиваются. Различные жизненные представления, социальные деятельности требуют от индивида различных и иногда прямо противоположных проявлений: способности руководить и подчиняться, рисковать и быть осторожным. 3десь и проявляется необходимость в такой психической организации человека, которая позволила бы ему существовать в этой разветвленной системе связей, позволила бы интегрировать общественные ценности применительно к собственной жизни, упорядочивать собственные потребности, ставить цели, сознательно выбирать жизненный путь. Этим функциональным психическим «органом», по мнению

В.В. Столина, является личность, она позволяет интегрировать свое «Я» и свою деятельность в системе множественных связей с миром [13].

Исходя из сказанного, человек представляет собой одновременно три целостные системы: он выступает как организм, как социальный индивид и как личность. Различные процессы самосознания и аспекты «Я-образа» соотносятся с уровнями активности человека как организма, индивида и личности. Процессы «самовыделения и принятия себя в расчет» в перцептивных и двигательных актах играют роль в формах активности организма. Идентификация с родителями, усвоение стандартов выполнения действий и формирование самооценки, приобретение самоидентичности в рамках семейных отношений и отношений со сверстниками, формирование половой идентичности, становление самоконтроля характеризуют становление самосознания индивида. Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности.

Сходство позиций И.И. Чесноковой и В.В. Столи-на проявляется в том, что самосознание рассматривается в неразрывном единстве относительно самостоятельных внутренних процессов - самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе. Иными словами, самосознание - это и отношение к осознанным сторонам внутреннего мира, и восприятие себя в качестве объекта, видение себя как бы посторонним взором. Единицей самосознания В.В. Столин считает смысл «Я». В структуре самосознания личностный смысл вступа-

№ 25

Сибирский психологический журнал

2007 г.

ет в связи с другими составляющими сознания и выражается в когнитивных конструкциях и эмоциональных, чувственных переживаниях. Субъект осмысливает себя как условие достижения своих целей и мотивов. В результате «смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект)» [13. С. 32]. Процесс соотнесения «Я» с целью или мотивом и осмысления «Я» опосредован также оценками других людей, сравнением с другими существующими стандартами. Человек в любой период свой жизни реализует некоторую совокупность жизненных отношений. Одни и те же обстоятельства, действия и их последствия могут иметь различный личностный смысл: позитивный по отношению к одному мотиву и негативный по отношению к другому. Такой противоречивый смысл В.В. Столин называет «конфликтным смыслом действия». «Он будет позитивным в той мере, в которой отражает связь действия с достижением одного мотива, и негативным в той мере, в которой отражает удаление от другого мотива» [13. С. 46].

По мнению В.В. Столина, «множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам, поступки -к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания. Эта работа и проявляется в особенностях когнитивного и эмоционального содержания конфликтного смысла. Можно сказать, что конфликтный смысл как отношение к себе, определенное участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя» [13. С. 124]. Работа самосознания, представленная В.В. Столиным, может быть рассмотрена как самоопределение.

Подтверждением тому служит точка зрения М.Р. Г инзбурга, который, описывая личностное самоопределение, также заостряет внимание на категории «смысл». По его словам, личностное самоопределение предстает как обретение человеком своего ценностносмыслового единства и его реализация [2]. Личность принимает смыслы, которые ей внутренне необходимы в данный период жизни. Смыслы создают эскиз будущего, перспективу развития личности, прямо не вытекающую из сегодняшней, наличной ситуации, и тем самым направляют дальнейший ход ее существования. В результате решения «задачи на смысл» осознаются наиболее общие смысловыге образования - ценности, которые представляют собой осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни. В процессе построения системы ценностей личность постоянно сталкивается с проблемой выбора. Причем показателем личностного самоопределения является только тот выбор, в котором отдается предпочтение

ценности более высокого порядка. Ценность обеспечивает идеальную, т.е. реально еще не осуществленную, цель побудительной силой и способствует реализации собственного ценностно-смыслового единства. Пространственно-временной аспект личностного самоопределения предполагает самореализацию и планирование, которое позволяет человеку представить свое будущее и упорядочить его, разбивая на последовательность ряда целей.

В этой связи при проведении исследования мы руководствовались целью установления взаимосвязи самосознания и самоопределения личности в их смысловом аспекте. В комплекс, описывающий личностное самоопределение, со стороны ценностносмысловой составляющей вошли следующие характеристики: степень осмысленности жизни; выраженность представления о себе как о сильной личности, которая может построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле; степень убежденности, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность; степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне, а также степень принятия ценностей, присущих самоак-туализирующейся личности; общая интернальность и интернальность в области достижений.

Особенности самосознания мы диагностировали с помощью опросника самоотношения В.В. Столина, а особенности личностного самоопределения - с помощью теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросник уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда и са-моактуализационный тест, адаптированный Л.Я. Г оз-маном, М.В. Крозом. Результаты быши подвергнуты корреляционному анализу.

В итоге мы установили, что осмысленность жизни положительно коррелирует с ожидаемым отношением других людей, самоотношением, самоуважением, самоуверенностью (при р < 0,05). Показатели по шкале «Локус контроль - Я» теста «Смысложизненные ориентации» оказались взаимосвязаны с показателями по шкалам «Ожидаемое отношение других людей», «Самоуважение», «Самоуверенность» и «Глобальное самоотношение» опросника самоотно-шения (при р < 0,05). При этом степень принятия ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, взаимосвязана с уровнем самоуверенности, самоуважения и самоотношения, с ожидаемым отношением со стороны других людей (при р < 0,05).

Показатели по шкале «Локус контроль - жизнь» теста «Смысложизненные ориентации» коррелируют с показателями по самоотношению, ожидаемому отношению других людей, по самоуважению (при р < 0,05). Общая интернальность положительно коррелирует с самоуважением, понимаемым как вера в

свои силы, способности, самостоятельность и возможность контролировать свою жизнь, а также отражающим способность человека оценить свои достоинства, положительные свойства характера и уважать себя за них, ожидаемым отношением других людей, самоот-ношением, самоуверенностью (при р < 0,05).

Перечисленные характеристики личностного самоопределения в той или иной степени оказались связаны с такими проявлениями самосознания, как само-отношение, понимаемое как внутреннее недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя, самоуважение, которое отражает веру в свои силы, способности, самостоятельность, в возможность контролировать собственную жизнь и быть самопоследо-вательным, а также самоуверенность и ожидание положительного отношения со стороны других людей.

Таким образом, самосознание выступает необходимой предпосылкой и условием самоопределения. Благодаря самосознанию человек может прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу, во время которой он может осуществить сознательный выбор собственной реакции, т.е. самоопределиться. Чем менее развито самосознание человека, тем более несвободным он является, т.е. тем в большей степени его жизнью управляют различные вытесненные содержания, условные связи, образовавшиеся в детстве. С развитием самосознания соответственно увеличиваются диапазон выбора человека и его свобода. Следовательно, для осуществления самоопределения самосознание должно достигать определенного уровня. Обычно этот уровень проявляется в конфликтных ситуациях, когда перед личностью встает задача отыскания смысла.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1996. 422 с.

2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Том. ун-та,

1999. 154 с.

4. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.

6. Логинова Н.А. Развитие личности и жизненный путь // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука,

1978. С. 156-172.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 432 с.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва: Институт практической психологии; Воронеж:

МОДЭК, 1996. 256 с.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Наука, 1994. 387 с.

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003. 512 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.

12. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. 142 с.

13. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

14. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991. 427 с.

15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1978. 144 с.

16. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996. 508 с.

THE INTERCORRELATION OF SELF-AWARENESS AND SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY N.Y. Budich, T.V. Kanaeva (Kemerovo)

Summary. The article is devoted to different approaches of studying of self-awareness and self-determination. The analyses and the comparison of various theories demonstrated intercorrelation of self-awareness and self-determination of personality and their determinate factors. Key words: self-awareness, self-determination, identity, self-conception, self-appraisal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.