Научная статья на тему 'Я-АВТОРСКОЕ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ'

Я-АВТОРСКОЕ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

199
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полимодальное Я / субмодальности Я / авторская позиция / жизнестойкость / экзистенциальный анализ / фундаментальные мотивации / психологическое благополучие / plural self / submodalities of self / author's position / hardiness / existential analysis / fundamental motivations / psychological well-being

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрофанова Елена Николаевна

ется на более ранние философские категории мужества П. Тиллиха и теологической веры С. Къеркегора. Жизнестойкость в концепции С. Мадди рассматривается 1) как один из возможных путей преодолеть онтологическую тревогу, связанную с принятием решением в пользу будущего; 2) она составляет ядро системы, которая смягчает эффекты стрессогенных обстоятельств, онтологической тревоги и помогает сохранить здоровье; 3) жизнестойкость опирается на три взаимосвязанных установки, определяющих взаимодействие людей с миром,  вовлеченность, контроль и вызов. Эти установки дополняют друг друга, вместе образуя жизнестойкость как диспозицию, которая помогает снижать воздействия стрессогенных факторов. В экзистенциальном персональном анализе переработка экзистенциальных проблем (угроза, напряжение, обида, безысходность) идет «путем занятия персональной позиции» (А. Лэнгле). Доперсональный слой характеризуется переживаниями и пронизан копинговыми реакциями, направленными на выживание. На этом слое переживания человек может только реагировать, но не действовать, его фундаментальные мотивации подвергаются угрозам. В занятии позиции по отношению к своим переживаниям, человек ощущает, что вновь обретает себя. Субмодальности Я в концепции Л. Я. Дорфмана представляют собой позиции, которые занимает индивидуальность в мире, состояния, подобные установке. Они определяются, как общая внутренняя готовность воспринимать, регулировать, отвечать на некоторые воздействия сходным образом. Полимодальное Я состоит из четырех субмодальностей: Я-авторское – автономность, независимость Я; Я-воплощенное – обладание «Другим»; Я-превращенное– терпимость, принятие «Другого»; Я-вторящее – зависимость от «Другого». Субмодальность «Я-авторское» определяет возможность человека к занятию им персональной позиции, и, следовательно, может быть ресурсом преодоления экзистенциальных угроз и обретения жизнестойкости. В статье описано исследование взаимосвязей субмодальностей «Я», параметров жизнестойкости и психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHORED SELF AS A RESOURCE OF HARDINESS

Hardiness is a concept of existential psychology first introduced by S. Maddi and S. Kobasa and supported by earlier philosophical categories of courage (P. Tillich) and theological faith (S. Kierkegaard). According to S. Maddi, hardiness is regarded as 1) one of the possible ways to overcome ontological anxiety related to making a decision in favor of the future; 2) a core of the system which alleviates the effects of stressful circumstances, ontological anxiety, and helps preserve health; 3) hardiness draws upon the three interrelated attitudes which predetermine the interaction between an individual and the world  involvement, control and challenge. These attitudes complement each other and together form hardiness as a disposition helping to reduce the impact of stressful factors. In existential personal analysis, processing of existential problems (threat, tension, resentment, hopelessness) occurs “through assuming a personal position” (A. Längle). Pre-personal layer is characterized by experiencing and is permeated with coping reactions aimed at survival. In this layer of experiencing, an individual can only react but not act; his or her fundamental motivations are threatened. Through assuming a personal position in regard to one’s own experiences, an individual feels like coming back to self. Submodalities of self, according to L. Ya. Dorfman, are positions which an individual assumes in the world, the states that are alike to an attitude. They are determined as an overall inner readiness to perceive, regulate, respond to certain stimuli in a similar way. Plural self consists of four submodalities: authored self – autonomy, independence of self; embodied self – possessing the “Other”; mutated self – tolerance, acceptance of the “Other”; related self – dependence on the “Other”. Authored self submodality determines the capacity of an individual to assume a personal position and, consequently, can become a resource for overcoming existential threats and developing hardiness. The paper describes a study of interrelations between submodalities of self, parameters of hardiness and psychological well-being.

Текст научной работы на тему «Я-АВТОРСКОЕ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.433 UDC 159.9.072.433

DOI: 10.24412/2712-827Х-2021 -6-80-86

Митрофанова Елена Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151873 (доб. 405), e-mail: alenafox27@mail.ru

Mitrofanova Elena Nikolaevna

Ph.D. (Psychology), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

Я-АВТОРСКОЕ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ THE AUTHORED SELF AS A RESOURCE OF HARDINESS

Аннотация

Жизнестойкость - понятие экзистенциальной психологии, введенное С. Мадди и С. Кобейза, опирается на более ранние философские категории мужества П. Тиллиха и теологической веры С. Къеркегора. Жизнестойкость в концепции С. Мадди рассматривается 1) как один из возможных путей преодолеть онтологическую тревогу, связанную с принятием решением в пользу будущего; 2) она составляет ядро системы, которая смягчает эффекты стрессогенных обстоятельств, онтологической тревоги и помогает сохранить здоровье; 3) жизнестойкость опирается на три взаимосвязанных установки, определяющих взаимодействие людей с миром, - вовлеченность, контроль и вызов. Эти установки дополняют друг друга, вместе образуя жизнестойкость как диспозицию, которая помогает снижать воздействия стрессогенных факторов. В экзистенциальном персональном анализе переработка экзистенциальных проблем (угроза, напряжение, обида, безысходность) идет «путем занятия персональной позиции» (А. Лэнгле). Доперсональный слой характеризуется переживаниями и пронизан копинговыми реакциями, направленными на выживание. На этом слое переживания человек может только реагировать, но не действовать, его фундаментальные мотивации подвергаются угрозам. В занятии позиции по отношению к своим переживаниям, человек ощущает, что вновь обретает себя. Субмодальности Я в концепции Л. Я. Дорфмана представляют собой позиции, которые занимает индивидуальность в мире, состояния, подобные установке. Они определяются, как общая внутренняя готовность воспринимать, регулировать, отвечать на некоторые воздействия сходным образом. Полимодальное Я состоит из четырех субмодальностей: Я-авторское - автономность, независимость Я; Я-воплощенное - обладание «Другим»; Я-превращенное- терпимость, принятие «Другого»; Я-вторящее -зависимость от «Другого». Субмодальность «Я-авторское» определяет возможность человека к занятию им персональной позиции, и, следовательно, может быть ресурсом преодоления экзистенциальных угроз и обретения жизнестойкости. В статье описано исследование взаимосвязей субмодальностей «Я», параметров жизнестойкости и психологического благополучия.

Abstract

Hardiness is a concept of existential psychology first introduced by S. Maddi and S. Kobasa and supported by earlier philosophical categories of courage (P. Tillich) and theological faith (S. Kierkegaard). According to S. Maddi, hardiness is regarded as 1) one of the possible ways to overcome ontological anxiety related to making a decision in favor of the future; 2) a core of the system which alleviates the effects of stressful circumstances, ontological anxiety, and helps preserve health; 3) hardiness draws upon the three interrelated attitudes which predetermine the interaction between an individual and the world - involvement, control and challenge. These attitudes complement each other and together form hardiness as a disposition

helping to reduce the impact of stressful factors. In existential personal analysis, processing of existential problems (threat, tension, resentment, hopelessness) occurs "through assuming a personal position" (A. Langle). Pre-personal layer is characterized by experiencing and is permeated with coping reactions aimed at survival. In this layer of experiencing, an individual can only react but not act; his or her fundamental motivations are threatened. Through assuming a personal position in regard to one's own experiences, an individual feels like coming back to self. Submodalities of self, according to L. Ya. Dorfman, are positions which an individual assumes in the world, the states that are alike to an attitude. They are determined as an overall inner readiness to perceive, regulate, respond to certain stimuli in a similar way. Plural self consists of four submodalities: authored self - autonomy, independence of self; embodied self - possessing the "Other"; mutated self - tolerance, acceptance of the "Other"; related self - dependence on the "Other". Authored self submodality determines the capacity of an individual to assume a personal position and, consequently, can become a resource for overcoming existential threats and developing hardiness. The paper describes a study of interrelations between submodalities of self, parameters of hardiness and psychological well-being.

Ключевые слова: полимодальное Я, субмодальности Я, авторская позиция, жизнестойкость, экзистенциальный анализ, фундаментальные мотивации, психологическое благополучие.

Keywords: plural self, submodalities of self, author's position, hardiness, existential analysis, fundamental motivations, psychological well-being.

Введение

Я-концепция по Л. Я. Дорфману представляет собой полимодальное Я. Полимодальное Я - это полисистема, которая характеризуется двойственностью качественной определенности (может приобретать качества системы или подсистемы). Полимодальное Я распадается на 4 субмодальности: авторское, превращенное, воплощенное и вторящее [Дорфман 1993, 1996]. Субмодальности Я представляют собой позиции, которые занимает индивидуальность в мире, состояния, подобные установке. Они определяются, как общая внутренняя готовность воспринимать, регулировать, отвечать на некоторые воздействия сходным образом. Индивидуальность, находясь в определенной позиции будет по-разному функционировать: инициировать активность или быть объектом чьих-то воздействий, принимать «Другого» или быть от него зависимой. При этом автор концепции указывает на механизм баланса, так как субмодальности представляют собой противоположности и при этом уравновешивают друг друга [Интегральная индивидуальность... 2004; Стреляу и др. 2005].

Полимодальное Я состоит из четырех субмодальностей: Я-авторское - как автономность, независимость Я; Я-воплощенное - обладание «Другим»; Я-превращенное-терпимость, принятие «Другого»; Я-вторящее - зависимость от «Другого». Я-авторское рассматривается как часть диспозиции «обособление» и приобретает системообразующее качество системы «Индивидуальность». Жизнестойкость, как понятие экзистенциальной психологии, введено С. Мадди и С. Кобейза [Maddi, Kobasa 1984]. Данная категория опирается на более ранние философские категории мужества П. Тиллиха [Тиллих 1990] и теологической веры С. Къеркегора [Къеркегор 2010]. Жизнестойкость понимается С. Мадди как «один из способов преодолеть онтологическую тревогу, связанную с обдумыванием или принятием решений в пользу будущего» [Мадди 2005: 88; Maddi 2006]. Она составляет ядро системы, которая смягчает эффекты стрессогенных обстоятельств, онтологической тревоги и помогает сохранить здоровье. Эта система действует двумя путями: 1) «здоровый образ жизни» -снижение напряжения, когда реакция уже вызвана стрессорами; 2) совладание с разрушающими изменениями и хроническими конфликтами таким образом, чтобы, преобразовав их, снизить степень их стрессогенности.

С. Мадди предлагает перечень, в котором взаимодействуют факторы, подсистемы, компоненты и поведенческие маркеры жизнестойкости: 1) наследственные факторы; 2) нагрузка (психическая напряженность, физическая мобилизация); 3) стрессогенные обстоятельства (острые разрушительные изменения, хронические конфликты); 4) проблемы со здоровьем (неэффективное поведение, психическое истощение, соматические заболевания); 5) установки

жизнестойкости (вовлеченность, влияние, вызов); 6) жизнестойкое совладание (понимание ситуации, обнаружение перспективы, решительные действия); 7) социальная поддержка жизнестойкости (помощь, воодушевление); 8) жизнестойкий образ жизни (физические упражнения, релаксация, здоровое питание, лекарства) [Мадди 2005; Maddi 2006].

В описанной системе отсутствуют четкие основания построения классификации, наблюдается смешение внешних и внутренних факторов развития и проявления жизнестойкости. Жизнестойкость формируется в раннем возрасте на основе опыта детско-родительских отношений, но может поддерживаться и развиваться во взрослом возрасте как забота о собственном здоровье и взаимодействие с другими людьми. Жизнестойкость становится ядром мотивации применения эффективных стратегий совладания, заботы о своем здоровье, включения в социальное взаимодействие. Уровень жизнестойкости, который сформировался в ранний период развития, влияет на формирование жизненного стиля, или периферии личности [Мадди 2005; Maddi 1996].

Понятие жизнестойкости раскрывается через процесс принятия решений и обретение смысла: «Чем значительнее масштаб решений, тем сильнее оно влияет на личностный смысл. Но и накопление небольших решений также влияет на него в определенной степени. В конечном счете, экзистенциальный смысл решения (будь оно принято в уме или воплощено в действии, будь оно небольшим или значительным) состоит в том, приводит это решение человека к новому опыту или удерживает в пределах знакомой территории» [Мадди 2005: 88]. Жизнестойкость опирается на три взаимосвязанных установки, определяющих взаимодействие людей с миром, - вовлеченность, контроль и вызов. Эти установки дополняют друг друга, вместе образуя жизнестойкость как диспозицию, которая помогает снижать и легче переносить онтологическую тревогу, связанную с выбором будущего. Высокая вовлеченность предполагает активное участие во всем, что происходит. Проявление контроля выражается в сознательной установке, что путем борьбы можно влиять на последствия происходящих событий; противоположность - ощущение собственного бессилия. Вызов или принятие риска выражается в стремлении пережить собственный опыт, будь он позитивным или негативным.

В экзистенциальном персональном анализе переработка экзистенциальных проблем (угроза, напряжение, обида, безысходность) идет «путем занятия персональной позиции. Благодаря этому человек в состоянии чувствовать, что он дорос до ситуации. Это открывает для него новые горизонты и освобождает для изменений» [Лэнгле 2018: 128]. Доперсональный слой характеризуется переживаниями и пронизан копинговыми реакциями, направленными на выживание. На этом слое переживания человек может только реагировать, но не действовать, его фундаментальные мотивации подвергаются угрозам. В занятии позиции по отношению к своим переживаниям, человек ощущает, что вновь обретает себя [там же]. Персональный экзистенциальный анализ предполагает психологическую работу с фундаментальными мотивациями для того, чтобы было возможным занятие позиции по отношению к собственным переживаниям.

Основная часть

Гипотеза исследования состоит в следующем - субмодальность «Я-авторское» в «Я-концепции» Л. Я. Дорфмана определяет возможность человека к занятию им персональной позиции, и, следовательно, быть ресурсом преодоления экзистенциальных угроз и обретения жизнестойкости.

Методики исследования

1) «Полимодальный вопросник Я» (ПВЯ) Л. Я. Дорфмана.

2) Для исследования были выбраны методики диагностирующие близкие к жизнестойкости феномены:

- «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой [Леонтьев, Рассказова 2006],

- «Шкала Чувства связности» А. Антоновски перевод М. Н. Дымшица [Осин 2007],

- Личностный опросник «Автономности-Зависимости» Г. С. Прыгина [Ахмеров, Прыгин 2005],

- «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90) Ю. Куля в адаптации С. А. Шапкина [Шапкин 1997].

3) Также методики, измеряющие разные компоненты психологического благополучия:

- «Опросник общего здоровья» (General Health Questionnaire, GHQ) Д. Голдберга, П. Уильямса в адаптации А. А. Волочкова,

- «Шкала удовлетворенности жизнью» (Satisfaction With Life Scale, SWLS) E. Динера в адаптации Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева [Леонтьев 2011],

- «Тест диспозиционного оптимизма» (Life Orientation Test, LOT) авторы М. Шейер, Ч. Карвер в адаптации Т. О. Гордеевой [Гордеева 2010].

Выборка исследования

188 студентов ВУЗов города Перми и Пермского края, из них 128 девушек, 60 юношей; возрастной диапазон от 18 до 25 лет.

Гипотеза проверялась с помощью корреляционного анализа по Пирсону.

Результаты исследования

Результаты корреляционного анализа переменных, отражающих установки жизнестойкости, психологическое благополучие студентов и субмодальности «Я» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязи переменных жизнестойкости, психологического благополучия и субмодальностей Я_

Переменные «Авторское Я» «Воплощённое Я» «Превращённое Я» «Вторящее Я»

Удовлетворенность жизнью 0,28 *** 0,17 ** 0,15 *

Автономность 0,48 *** -0,22 **

Психологическое благополучие 0,29 ***

Вовлеченность 0,42 *** 0,17 * 0,14 *

Контроль 0,49 *** -0,22 **

Принятие риска 0,46 *** 0,16 * 0 27 ***

Жизнестойкость 0,49 *** 0,16 * 0,17 * -0,16 *

Связность 0,41 *** 0,18 * 0 24 ***

Контроль при неудаче 0,3 ***

Контроль при планировании 0,29 *** -0,15 *

Субшкала позитивных ожиданий 0,29 *** 0,19 *

Субшкала негативных ожиданий 0,15 * 0,22 **

Общий оптимизм 0,29 *** 0,2 ** 0,22 **

Примечание: уровень значимости *p<0,01; **p<0,01; ***p<0,001

Автономность. Переменная «Я-авторское» (диспозиция - обособление) на самом высоком уровне значимости (р<0,001) положительно связана со всеми шкалами, характеризующими жизнестойкость личности. Проявление авторства, независимости, автономности личности как системы приводит к повышению удовлетворенности жизнью, психологического благополучия, вовлеченности в деятельность, принятия риска, общей жизнестойкости, чувства связности с окружающими, способности справляться с трудностями даже в ситуации неудачи, общего оптимизма.

Интересен тот факт, что переменная «психологическое благополучие» значимо связна только с субмодальностью «я-авторское», ни с одной другой субмодальностью значимых корреляций получено не было. Наиболее сильные взаимосвязи я-авторского были обнаружены с переменными - контроль (г=0,49), общая жизнестойкость (г=0,49), автономность (г=0,48) и принятие риска (г=0,46). Важно понимать, что переменная «я-

авторское» не характеризует изоляцию личности от мира, она скорее описывает здоровую возможность человека выстраивать личные границы, быть собой среди других.

«Обладание». Переменная «я-воплощенное» (диспозиция - слияние), характеризующаяся как «обладание другим» [Дорфман 2004: 112-115] гораздо менее тесно, но также положительно связана со следующими переменными - удовлетворенность жизнью, вовлеченность, принятие риска, общая жизнестойкость, чувство связности, субшкалы позитивных и негативных ожиданий и с общим оптимизмом. Человек, занимающий позицию «обладание другим» также, в некоторой степени, имеет характеристики жизнестойкости. Наиболее тесные корреляционные взаимосвязи я-воплощенного были обнаружены с общим оптимизмом (г=0,20).

«Терпимость, принятие». Субмодальность «я-превращенное» связана с теми же переменными, что и субмодальность «я-воплощенное», кроме субшкалы позитивных ожиданий, но гораздо сильнее (коэффициенты корреляции находятся в пределах от 0,14 до 0,27; для субмодальности «я-воплощённое» от 0,15 до 0,2). Я-превращенное характеризуется, как терпимость, принятие другого. Человек, занимающий данную позицию, в отличие от людей, у которых доминирует установка «обладание другим», удовлетворен жизнью, проявляет вовлеченность, активное участие, жизнестойкость, принимает вызовы повседневности, ощущает единство с миром, оптимистичен, но вместе с этим присутствуют и негативные ожидания относительно будущего. Наиболее тесные взаимосвязи «я-превращённого» были обнаружены с переменными - принятие риска (г=0,27) и чувством связности (г=0,24).

«Зависимость». Субмодальность «я-превращенное», отражающая зависимость от другого (диспозиция - слияние) имеет наименьшее количество взаимосвязей с параметрами жизнестойкости и все они имеют отрицательный знак. Так «я-превращенное» отрицательно связано с автономностью (г= -0,22), контролем (г= -0,22), общей жизнестойкостью (г= -0,16) и контролем при планировании (г= -0,15). Чем более в поведении человека проявляется данная установка, тем больше он ориентирован на состояния, т. е. испытывает трудности инициирования действия, повторяющиеся мысли по поводу незавершённых намерений не дают двигаться дальше, человек не получает удовольствия от самого процесса активности. Неспособность осознать собственные эмоциональные приоритеты и предпочтения приводит к тому, что субъект не находит возможности для их реализации. Активность и деятельность управляются чужими целями, такое положение усугубляет внутренний конфликт. Зависимая личность характеризуется отсутствием автономии, низкой способностью справляться со стрессом, беспомощностью, ощущением внутренней несвободы. Это единственная субмодальность, которая не имеет корреляционных взаимосвязей с удовлетворенностью жизнью.

Заключение

В любом человеке существуют все четыре субмодальности - авторское, воплощенное, превращенное и вторящее. Для благополучного существования важно их соотношение. Мы выяснили, что преобладание «я-авторского» приводит к ориентации на собственные цели и смыслы. Их реализация дает возможность индивидуальности переживать удовлетворенность жизнью, ощущать собственные силы и иметь место их приложения, такие люди ориентированы на действие, эмоции не мешают в реализации намерения. Они позволяют себе рисковать, но при этом не теряя связи с миром (корреляционная взаимосвязь с чувством связности).

Из всех субмодальностей полимодального «Я» субмодальность «Я-авторское» наиболее тесно положительно связана с характеристиками - удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и в целом с жизнестойкостью. Авторская позиция способна повышать жизнестойкость, справляться с онтологической тревогой, связанной с направленностью выборов в будущее. Только «Я-авторское» значимо связано с психологическим благополучием (по Д. Голдберг). Ощущение себя автономным, значимым действующим субъектом позволяет человеку переживать психологическое благополучие. Важным представляется различия в знаке корреляционных коэффициентов «я-авторского» и «я-вторящего» с параметрами жизнестойкости. Как первая, так и вторая переменная связаны

с автономностью (шкала опросника «Автономности-зависимости» Г. С. Прыгина), с контролем и общей жизнестойкостью (шкалы «Теста жизнестойкости» С. Мадди), с контролем при планировании (шкала «Теста контроля за действием» Ю. Куля).

Контроль по С. Мадди представляет собой одну из установок, определяющих взаимодействие людей с миром (наряду с вовлеченностью и принятием риска). Эти установки дополняют друг друга и образуют жизнестойкость. Проявление контроля выражается в сознательном понимании, что путем борьбы можно влиять на последствия происходящих событий; в противоположность ощущению собственного бессилия. Контроль за действием у Ю. Куля предполагает ориентацию на действие, волевую саморегуляцию, выражающуюся в непроизвольном внимании к цели, отсутствием усилий, низкой эмоциональной напряженностью при высокой операциональной, эффект регуляции деятельности достигается за счет работы всех компонентов системы и не нуждается в постоянном контроле «я». Люди с низким контролем за действием ориентированы на состояния. У них нарушена способность осознавать собственные желания, убеждения и эмоциональные предпочтения. Страдает мотивационно-эмоциональная основа намерения. Цель, которая стоит перед человеком кажется «чужой», «не своей», отчужденной. А система действий, направленных на ее достижение, побуждается не самим субъектом, а задана извне. Человеку сложно решить задачу на смысл (А. Н. Леонтьев), понять зачем он совершает те или иные действия.

В содержании этих корреляционных связей кроется разница самостоятельной, авторской личности и личности зависимой. «Я-авторское» по содержанию очень близко к понятию «занятие персональной позиции» в экзистенциальном анализе. Способность человека занять «авторскую позицию» по отношению к происходящему увеличивает возможности преодолевать трудности и статистически значимо повышает общее психологическое благополучие. «Именно нахождение собственного, происходящего из самой глубины содержания и обозначающего персональную позицию по отношению» [Лэнгле 2018: 81-82] к миру в целом или к отдельным своим переживаниям дает возможность человеку обретать ценности и смыслы. Копинговые реакции в экзистенциальном подходе рассматриваются как доперсональные, защитные, обеспечивающие выживание (психодинамические), их проявление характеризует низкую жизнестойкость. Появление авторской позиции (можно говорить и о категории Person), обнаружение собственного, «переживание себя в переживании» (А. Лэнгле) ведет к интеграции жизненных сил Я и увеличению жизнестойкости.

Список литературы

Ахмеров Р. А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. С. 25-34.

Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36-63.

Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.

Дорфман Л. Я. Воплощения и превращение как формы взаимодействия с миром // Гуманитарная наука в России: Соровские лауреаты. Т. 1. Психология. Философия. Сост. А. В. Ахутин, В. С. Собакин. М., 1996. С. 187-199.

Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. 319 с.

Кьеркегор С. Страх и трепет. Пер. с дат. Изд. 2-е. М.: Культурная революция, 2010. 448 с.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С.178-209.

Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. Ст. С. В. Кривцовой. 5-е изд. М.: Генезис, 2018. 235 с.

Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87-101.

Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 22-41.

Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2005. C. 45-46.

Тиллих П. Мужество быть. Избранное. М.: «Юрист», 1995. С. 7-131.

Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997. 140 с.

Maddi S. R., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow JonesIrwin, 1984.131 p.

Maddi S. R. Hardiness: The courage to grow from stresses // The Journal of Positive Psychology. 2006. 1 (3). P. 160-168.

References

Ahmerov R. A., Prygin G. S. Psihobiograficheskie harakteristiki sub"ekta s avtonomnym tipom samoregulyacii deyatel'nosti [Psychobiographic characteristics of a subject with an autonomous type of self-regulation of activity]. Psihologicheskijzhurnal. 2005, vol. 26, pp. 25-34. (In Russ.)

Gordeeva T. O., Sychev O. A., Osin E. N. Razrabotka russkoyazychnoj versii testa dispozicionnogo optimizma (LOT) [Development of the Russian-language version of the dispositional optimism test (LOT)]. Psihologicheskaya diagnostika. 2010, No 2, pp. 36-63. (In Russ.)

Dorfman L. Ya. Metaindividual'nyj mir: metodologicheskie i teoreticheskie problemy [Meta-individual world: methodological and theoretical problems]. Moscow. Smysl, 1993, 456 p. (In Russ.)

Dorfman L. Ya. Voploshcheniya i prevrashchenie kak formy vzaimodejstviya s mirom [Incarnations and transformations as forms of interaction with the world]. Gumanitarnaya nauka v Rossii: Sorovskie laureaty. Vol. 1. Psihologiya. Filosofiya. Sost. A. V. Ahutin, V. S. Sobakin. Moscow, 1996, pp. 187-199. (In Russ.)

Integral'naya individual'nost', Ya-koncepciya, lichnost' [Integral individuality, Self-concept, personality]. Pod red. L. Ya. Dorfmana. Moscow, Smysl, 2004. 319 p. (In Russ.)

K'erkegor S. Strakh I trep'et [Fear and awe]. Per. s dat. Ed. 2-E. Moscow, Kul'turnaya revolyuciya, 2010, 448 p. (In Russ.)

Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestoykosti [Resilience Test]. Moscow, Smysl, 2006, 63 p. (In Russ.)

Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Zhiznestojkost' kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potenciala [Resilience as a component of personal potential]. Lichnostnyjpotencial: struktura i diagnostika. Pod red. D. A. Leont'eva. Moscow, Smysl, 2011, pp. 178-209. (In Russ.)

Lengle A. Chto dvizhet chelovekom? Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya emocij [What motivates a person? Existential-analytical theory of emotions]. Per. s nem. Vstup. St. S. V. Krivcovoj. Moscow, Genezis, 2018, 235 p. (In Russ.)

Maddi S. Smysloobrazovanie v processe prinyatiya reshenij [Meaning formation in the decisionmaking process]. Psihologicheskij zhurnal. 2005, Vol. 26, No 6, pp. 87-101. (In Russ.)

Osin E. N. Chuvstvo svyaznosti kak pokazatel' psihologicheskogo zdorov'ya i ego diagnostika [The sense of connectedness as an indicator of psychological health and its diagnosis]. Psihologicheskaya diagnostika. 2007, No 3, pp. 22-41. (In Russ.)

Strelyau Ya., Mitina O., Zavadskij B., Babaeva Yu., Menchuk T. Metodika diagnostiki temperamenta (formal'no-dinamicheskih harakteristik povedeniya) [Methods of diagnostics of temperament (formal-dynamic characteristics of behavior)]. Moscow, Smysl, 2005, pp. 45-46. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tillih P. Muzhestvo byt'. Izbrannoe [The courage to be. Favorites]. Moscow, «Yurist», 1995, pp. 7131. (In Russ.)

Shapkin S. A. Eksperimental'noe izuchenie volevyh processov [Experimental study of volitional processes]. Moscow, Smysl, 1997, 140 p. (In Russ.)

Maddi S. R., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow JonesIrwin, 1984.131 p.

Maddi S. R. Hardiness: The courage to grow from stresses // The Journal of Positive Psychology. 2006. 1 (3). P. 160-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.