Научная статья на тему 'XXI ВЕК: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СВОБОДЫ'

XXI ВЕК: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / «МЯГКИЙ» МИР / «ЖЕСТКИЙ» МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерледева Тамара Дмитриевна, Стерледев Роман Константинович

Цель исследования - анализ онтологического аспекта свободы в условиях разных типов реальности: природной, социальной и электронной виртуальной реальности (ЭВР). В статье конкретизируется понятие «свобода» применительно к ЭВР. Выявляется онтологическая структура понятия «свобода» и обосновываются различные возможности свободы в «жестком» и «мягком» мирах. Новизной данного исследования является идея авторов о том, что онтологический аспект свободы формируется как диспозиционное образование на стыке модуса мира и модуса человека. Характеристиками модуса мира служат авторские понятия «мягкий» мир и «жесткий» мир. Результатом исследования является вывод о том, что количество свободы человека в условиях ЭВР увеличилось. Но это создало новый вид опасности для человечества, поскольку в условиях активизации человеческого сознания преобладают негативные стороны внутреннего мира личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE XXI CENTURY: ONTOLOGICAL ASPECT OF FREEDOM

The research aims to analyse the ontological aspect of freedom under the conditions of different types of reality: natural, social and electronic virtual reality. The article specifies the concept “freedom” with regard to electronic virtual reality. The researchers identify the ontological structure of the concept “freedom” and provide rationale for various capabilities of freedom in the “hard” and “soft” world. Novelty of the study amounts to the authors’ idea that the ontological aspect of freedom is formed as a dispositional formation at the junction of the mode of the world and the mode of the man. The authors’ concepts “soft” and “hard” world serve as characteristics of the mode of the world. The result of the study is a conclusion that the amount of human freedom under the conditions of electronic virtual reality has increased. But this has generated a new kind of danger for the humanity, as negative aspects of an individual’s inner world prevail in the setting of activation of human consciousness.

Текст научной работы на тему «XXI ВЕК: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СВОБОДЫ»

гратота Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 5. С. 891-894 | 2021. Volume 14. Issue 5. P. 891-894

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

XXI век: онтологический аспект свободы

Стерледева Т. Д., Стерледев Р. К.

Аннотация. Цель исследования - анализ онтологического аспекта свободы в условиях разных типов реальности: природной, социальной и электронной виртуальной реальности (ЭВР). В статье конкретизируется понятие «свобода» применительно к ЭВР. Выявляется онтологическая структура понятия «свобода» и обосновываются различные возможности свободы в «жестком» и «мягком» мирах. Новизной данного исследования является идея авторов о том, что онтологический аспект свободы формируется как диспозиционное образование на стыке модуса мира и модуса человека. Характеристиками модуса мира служат авторские понятия «мягкий» мир и «жесткий» мир. Результатом исследования является вывод о том, что количество свободы человека в условиях ЭВР увеличилось. Но это создало новый вид опасности для человечества, поскольку в условиях активизации человеческого сознания преобладают негативные стороны внутреннего мира личности.

EN

The XXI Century: Ontological Aspect of Freedom

Sterledeva T. D., Sterledev R. K.

Abstract. The research aims to analyse the ontological aspect of freedom under the conditions of different types of reality: natural, social and electronic virtual reality. The article specifies the concept "freedom" with regard to electronic virtual reality. The researchers identify the ontological structure of the concept "freedom" and provide rationale for various capabilities of freedom in the "hard" and "soft" world. Novelty of the study amounts to the authors' idea that the ontological aspect of freedom is formed as a dispositional formation at the junction of the mode of the world and the mode of the man. The authors' concepts "soft" and "hard" world serve as characteristics of the mode of the world. The result of the study is a conclusion that the amount of human freedom under the conditions of electronic virtual reality has increased. But this has generated a new kind of danger for the humanity, as negative aspects of an individual's inner world prevail in the setting of activation of human consciousness.

Введение

Актуальность философского исследования электронной виртуальной реальности (ЭВР) обусловливается ускоряющимся внедрением ЭВР во все сферы человеческой деятельности. Философский подход к изучению природы и функций этой новой реальности требует исследования всех ее аспектов. Также возникает необходимость философского понимания свободы, особенно в ее онтологическом аспекте, в условиях возникновения принципиально новой для человечества реальности - электронной виртуальной реальности (ЭВР).

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, прояснить процедуру конкретизации понятия «свобода»; во-вторых, выявить онтологическую структуру понятия «свобода»; в-третьих, обосновать различные возможности свободы в «жестком» и «мягком» мирах.

Для решения поставленных задач в статье применяется диалектический метод. Исследование свободы издавна привлекало мыслителей. Различные теоретические трактовки свободы предлагаются и современными авторами [3; 5; 6; 8; 9]. Согласно В. М. Межуеву [3], современную философию в ее функции самосознания интересует свобода не частного лица, а человека со своей индивидуальностью, творчески реализующего себя в процессе самосозидания. Л. А. Литвякова [2] считает возможным соединение марксистской трактовки свободы с взглядами русских религиозных философов. Д. Б. Эпштейн [10, с. 214], отмечая, что проблема свободы далека от своего решения, требует ее междисциплинарного исследования. Как показал в своей работе О. В. Тарасов [8, с. 137], критический анализ современных философских трактовок свободы «позволяет заметить, что систематизированные аргументации разных авторов (разные концепции) не только не согласуются друг с другом, но и часто внутренне противоречивы» [Там же]. Мы не будем анализировать здесь все имеющиеся подходы в понимании свободы. Нашей целью является разработка одного аспекта свободы - онтологического - на основе реалий конца XX - начала XXI в.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210153

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Практическая значимость работы заключается в ориентации исследователей на разработку уже сегодня необходимых мер по предотвращению возможности деградации человечества в связи с увеличением количества свободы в ЭВР.

Свобода как понятие предельной степени абстракции представляет собой определенное содержание, выраженное в свернутом, концентрированном виде, требующем для своего анализа конкретизации через понятия меньшей сложности. В философии часто для наиболее адекватного понимания содержания понятий нужна определенная полнота эмпирического материала. К таким общим понятиям относится и понятие «свобода».

К концу XX в. появилось необходимое количество эмпирического материала, позволяющего раскрыть содержание понятия свободы в новых аспектах. Этот необходимый эмпирический материал связан с изобретением электронной виртуальной реальности (ЭВР).

Появление ЭВР как принципиально новой в истории человечества искусственной реальности требует для своего понимания введения в философский арсенал новых понятий, с помощью которых можно было бы выявить основные характеристики разных видов реальности и, соответственно, возможности свободы человека в этих реальностях. Такими понятиями, на наш взгляд, являются понятия «жесткий» мир, «мягкий» мир.

Онтологическая структура понятия «свобода»

В структуру этого понятия входят следующие элементы. Элемент № 1 - Я. Элемент № 2 - не-Я. Это среда, в которой существует Я, включающая в себя тело, общество, природу, определенные элементы сознания. Между этими элементами существует отношение субординации, один из этих элементов является главенствующим и «командует» другим элементом.

Возможны два модуса соотношения Я и не-Я. Соотношение между Я и не-Я можно конкретизировать в понятиях «жесткий» мир и «мягкий» мир.

«Жесткий» мир - это мир, в котором не-Я подчиняет себе Я. «Жесткий» мир - это реальность, ведущей характеристикой которой является ограничение свободы человека в реализации своих потребностей, желаний, мечтаний. Я подстраивается под требования не-Я и даже может в ряде случаев менять не-Я в определенных пределах.

«Жесткий» мир включает в себя природу, общество, тело человека и часть его сознания. «Жесткий» мир сопротивляется желаниям человека его изменить. Человек живет в борьбе с «жестким» миром, пытается его перестроить, но мир этому сопротивляется.

«Мягкий» мир - часть сознания человека, в которой Я является главным и подчиняет себе не-Я. Такой частью сознания человека является мир мечты человека. «Мягкий» мир - это реальность, позволяющая максимально полно реализовать потребности каждого человека, его личностно ориентированные мечты и желания. К «мягкому» миру прежде всего относится часть человеческого сознания, а именно мир мечты человека.

«Мягкий» мир дает каждому человеку, а не только отдельным, «избранным», индивидам максимально полную свободу. В «мягком» мире Я человека является творцом реальности, режиссером, актером, критиком и т.д. В мечте человек существует в таких условиях и с такими возможностями, какие он хочет иметь в данный момент. В мечте я могу считать себя кем угодно и общаться с кем угодно. Ведь это мои мечты, и никто не может мне их запретить, а главное, они в большинстве случаев известны только мне одному.

Возможности свободы в разных типах реальностей

Соотношения возможностей свободы в «жестких» и «мягких» мирах мы проанализируем по следующим аспектам.

«Отношение» мира к человеку. Рассмотрим это применительно к «жесткому» миру. «Отношение» такого мира к человеку нейтрально либо ограничивает, стесняет свободу человека. Е. А. Баратынский выразил это в поэтической форме как сотворение человека «недоноском», поскольку свойством человека является его «роковая скоротечность» [1]. Мир - это что-то таинственное, иногда враждебное, иногда помогающее, хотя и редко. Примером благоприятного для человека влияния является богатый урожай грибов, ягод, установление хорошей погоды и т.п.

Как мир влияет на человека? Влияние мира на человека непредсказуемо. Например, прилетел метеорит и внезапно изменил привычное существование, а возможно, оборвал чьи-то жизни. Непредвиденность событий воспринимается человеком как само собой разумеющееся явление, изменить которое он не может. В «мягком» мире «отношение» к человеку иное - мир человеку помогает, «служит». Это «служение» проявляется в реализации желаний человека. «Мягкий» мир «идет навстречу» человеку, «выполняя» его желания.

Влияние человека на мир. В «жестком» мире такое влияние осуществляется с помощью техники, денег, людей и т.д. В «мягком» мире, например в мире мечты, все осуществляется легко и быстро. Человек в «жестком» мире в лучшем случае - «пасынок». Во всяком случае, человек не является любимым чадом природы. В отличие от «жесткого» мира, в котором человек - проситель, в «мягком» мире человек - творец, демиург. В «жестком» мире человек «вырывает» тайны из природы. Лозунг «жесткого» мира: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача» [4, с. XI].

Что такое человек в мире? Это - беззащитное существо, которое может полагаться только на свой разум, свою силу, свое знание и т.п. Как человек может влиять на мир? В «жестком» мире человек может влиять

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 5

893

на мир ограниченно и с помощью больших энергетических, финансовых, людских затрат и т.п. При этом больше разрушая, чем созидая. В «мягкой» реальности мир является «слугой» человека. Человек в «мягком» мире демиург и творец - корректор реальности.

До конца XX в. человек существовал в двух мирах: в «жестком» природно-социальном мире и в «мягком» мире мечты. Соотношение этих миров можно условно представить как 95 к 5. Это модус № 1. С конца XX в. человек получил возможность существовать в трех мирах: в «жестком» мире (природа, общество и часть его сознания, функционирующая по нормам «жесткого» мира), в «мягком» мире мечты и в «мягком» мире ЭВР. Это модус № 2.

ЭВР - это разновидность «мягкого» мира, где человек может моделировать различные ситуации и проецировать на них часть своего сознания. В настоящий момент ЭВР находится еще в «младенческом» состоянии, но уже сейчас можно видеть элементы «мягкого» мира в этом новом типе реальности.

А какими возможностями будет обладать ЭВР через 50, через 100 лет? Электронная виртуальная реальность - это диспозиционная по своей природе реальность, позволяющая человеку максимально полно реализовать все свои желания и мечты, как достаточно стабильные, так и мгновенно меняющиеся.

Как человек может влиять на мир ЭВР? Человек влияет на «мягкий» мир ЭВР с помощью программ, составленных им самим. Человек в ЭВР творец, поэтому мир, составленный по его программам, зависит от него. Мир ЭВР такой, каким его моделирует по своему желанию человек.

ЭВР как предмет повышенной опасности

Переход человека от модуса № 1 к модусу № 2 увеличивает количество свободы человека. Казалось бы, это должно развивать человека. Но в настоящий момент ЭВР начинает выступать как предмет повышенной опасности [7], так как человек получил новый тип свободы быть самим собой в ЭВР. Но поскольку современное общество, мягко говоря, нравственно недостаточно развито, в первую очередь в ЭВР будут развиваться негативные аспекты человеческого сознания на основе насилия, жестокого, безобразного, низменного и т.д. Именно эти качества человека востребованы общественным сознанием, особенно в средствах массовой информации, большинства современных стран.

Существующие виды свободы, такие как политическая, экономическая и т.д., представляют собой разновидности свободы, часто зависящие от онтологического аспекта свободы.

Онтологический аспект свободы - это диспозиционное образование, лежащее на стыке мира и человека. До XX в. включительно человек находился внутри «жесткого» мира, и он боролся либо со всем миром, либо с себе подобными, а иногда и с самим собой. Но у человека никогда не было мысли подчинить себе мир, потому что мир был несоизмерим с человеком, гораздо сложнее человека, непредсказуем, не познан и т.п. Поэтому идея свободы выглядела узко, частично и человек не чувствовал себя свободным.

В диспозиционном образовании «мир - человек» человек занимал зависимое положение «бедного родственника», над которым все время висит дамоклов меч внезапной природной катастрофы или глобального экологического кризиса.

Сравним количество свободы в «жестком» и «мягком» мирах. Количество свободы в «мягком» мире резко возрастает. Хорошо это или плохо для человечества? Увы, скорее плохо, нежели хорошо. Это связано с тем, что увеличение количества свободы происходит в условиях рыночной экономики. А в этих условиях на первый план ценностного предпочтения выходят не духовно-нравственные ценности, а бытовые и нередко низменные потребности человека.

Приведем всем известные факты. Так, в современных СМИ хорошая новость - не новость. А вот плохая новость - это уже новость, которой можно заинтересовать аудиторию. Далее, в ЭВР каждый пользователь сможет реализовать свои низменные желания: убийство, садизм, различные формы насилия и т.п.

Мы видим, что человечество еще не готово в моральном плане к подарку в виде увеличения количества свободы, которое предлагает мир ЭВР. Это обусловлено тем, что в большинстве стран на первом месте стоят деньги, а не мораль. Пренебрежение моралью всегда было опасно для существования отдельных человеческих сообществ, а в условиях новой искусственной виртуальной реальности такое пренебрежение самоубийственно уже для всего человечества.

Поэтому человечество уже сегодня, а не в далеком будущем подходит к важнейшему рубежу, экзистенциальной развилке в своей истории. Количество свободы, которое резко увеличивает ЭВР, может способствовать как резкому скачку человечества в сторону прогресса, включая обязательный моральный прогресс общества, так и стать началом деградации и исчезновения человечества.

Заключение

Решение поставленных в статье задач привело к следующим результатам. Решение первой задачи привело к выводу, что необходимой и достаточной эмпирической базой для конкретизации понятия «свобода» является изобретение ЭВР.

Решением второй задачи стало выявление элементов онтологической структуры свободы - Я, не-Я - и их конкретизации в понятиях «жесткий» мир и «мягкий» мир, отношений субординации между ними.

Решение третьей задачи показало, что количество свободы человека с появлением ЭВР увеличилось. Однако ЭВР в настоящее время начинает все более выступать как предмет повышенной опасности, поскольку

в ней человек может актуализировать желания и мечты своего внутреннего мира, которые трудно или невозможно реализовать в «жестком» мире.

Определяющее значение во влиянии этой актуализации внутреннего мира на общекультурное развитие человека играет нравственно-ценностная направленность его мечтаний и стремлений. Так, реализация в ЭВР благородных мечтаний личности может усилить ее духовное развитие. Согласно Н. Ф. Рахманкуловой [6], в целом, несмотря на некоторые «культурные откаты», тенденция на позитивную корреляцию свободы, счастья и личного достоинства в сознании человечества сохраняется.

Если же мечты связаны с реализацией низменных желаний человека, то мир ЭВР может резко ускорить деградацию данного человека.

Поскольку в современном мире многие исследователи отмечают кризисное состояние нравственности человечества, то наша характеристика ЭВР как предмета повышенной опасности вполне оправданна.

На наш взгляд, перспективы исследования онтологического аспекта свободы связаны с разработкой проблемы индивидуального количества свободы в ЭВР, обусловленного достигнутым личностью определенным уровнем нравственности. Важно определить, какое именно количество свободы оптимально для духовно-нравственного развития конкретного человека. Выдающиеся педагоги всегда указывали на важность индивидуального подхода к человеку, на необходимость разработки такой системы педагогических мер, которые будут эффективны для конкретного человека. В отличие от «жесткого» мира, в котором практическое применение личностно ориентированного воспитания чрезвычайно затруднительно, в «мягком» мире ЭВР это вполне возможно. К таким разработкам нужно привлекать ученых всех гуманитарных и некоторых естественных специальностей, например разработчиков компьютерных программ, особенно компьютерных игр.

Источники | References

1. Ковельман А. Б. Дух, бытие и свобода. «Недоносок» Баратынского в библейском контексте // Вопросы философии. 2021. № 1. С. 89-99.

2. Литвякова Л. А. Сущность свободы в марксизме и отечественных философских учениях [Электронный ресурс]. URL: http://abyss.sU/_media/abyss_issue/7/litvjakova_suschnost_svobody_v_marksizme.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

3. Межуев В. М. Философия как самосознание свободы [Электронный ресурс]. URL: http://www.journals.mosgu.ru/ trudy/article/view/688 (дата обращения: 01.04.2021).

4. Мичурин И. В. Итоги шестидесятилетних работ. М.: Сельхозгиз, 1949. XVI+672 с.

5. Парнах А. М. Субъект в информационном обществе: свобода воли или «сумма технологии»? // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 124-128.

6. Рахманкулова Н. Ф. О совместимости ценностей счастья и свободы // Вопросы философии. 2019. № 10. С. 55-65.

7. Стерледева Т. Д., Стерледев Р. К. Электронно-виртуальная реальность как предмет повышенной опасности -новый вызов человечеству // Философия: вызов современности. К 40-летию философского факультета Уральского государственного университета: материалы Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 1-7 сентября 2005 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. С. 143-146.

8. Тарасов О. В. Противоположные типы философствования и понимания свободы // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 11. С. 137-142.

9. Шарапов С. С. Проблема свободы в контексте технического развития общества // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2017. № 11. С. 203-210.

10. Эпштейн Д. Б. Дорога к свободе. Критический марксизм о теории и практике социального освобождения // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 214-218.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Стерледева Тамара Дмитриевна1, к. филос. н., доц. Стерледев Роман Константинович2, д. филос. н., доц.

1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет

2 Пермский государственный медицинский университет

Sterledeva Tamara Dmitrievna1, PhD Sterledev Roman Konstantinovich2, Dr

1 Perm National Research Polytechnical University

2 E. A. Vagner Perm State Medical University

cenzia@rambler.ru, 2 4438767@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 02.04.2021; опубликовано (published): 31.05.2021.

Ключевые слова (keywords): свобода; электронно-виртуальная реальность; «мягкий» мир; «жесткий» мир; freedom; electronic virtual reality; "soft" world; "hard" world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.