Научная статья на тему 'XX Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа "личное повествование как живая история"'

XX Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа "личное повествование как живая история" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XX Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа "личное повествование как живая история"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

XX Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «Личное повествование как живая ИСТОРИЯ» (27-30 ИЮНЯ 2017 Г.)

Способность, возможность, право, в каком-то смысле даже обязанность «рассказать свою историю» - это то, без чего немыслима жизнь в современном социуме. Повествования от первого лица распространяемы изустно, посредством печатного слова или визуального образа, кино или радио, сегодня все чаще онлайн. Через самоповествование индивид и общество познают себя, энергией самоповествований питается живая история. На почве исследования личных нарративов сотрудничают все без исключения гуманитарные и социальные дисциплины - история, литературоведение и лингвистика, антропология, социология, психология, культурология. Решая широкий спектр познавательных задач, они используют во многом общий инструментарий, в основе которого - разные версии дискурсивного анализа. В ходе Фулбрайтовской летней школы (в июне 2017 г. она прошла в МГУ уже в двадцатый раз) обсуждалось настоящее и будущее этого обширного исследовательского поля, этика работы в нем, возможности и ограничения разных методов и методик интерпретации материала.

На заседаниях школы выступило несколько лекторов, проблематизи-ровавших работу с личным повествованием историков и антропологов. Исследователь автобиографических текстов Ю.П. Зарецкий (НИУ ВШЭ) полемизировал с эссенциалистскими концепциями автобиографического свидетельства (А. Гуревич, Л. Баткин) и показал, что автобиографическое «я» является конструктом и производной циркулирующих в обществе дискурсов. О подходах к личному повествованию этнологов-практиков рассказала Е. И. Ларина (МГУ). Д. Б. Споров (МГУ) осветил работу с текстами-воспоминаниями, записанными в рамках проекта «Устная история», поставив вопрос о частной памяти как о «новом типе внимания к прошлому».

Обсуждение частного и приватного в свидетельстве о прошлом было продолжено на примере художественных текстов как автобиографиче-

ских нарративов. М. Рубинс (University College London) предложила обратиться к «человеческому документу» - форме личного повествования, разработаной в 1920-1930-е гг. писателями «русского Монпарнаса». «Человеческий документ» предлагает особый способ схватывания опыта, изобилуя регистрацией физиологических ощущений, обсценными словами, запротоколированными «низкими», приватными размышлениями. При этом «человеческий документ» вовсе не служит лишь «сырым основанием» для настоящего литературного произведения; напротив, вмещая этот осадок проживаемой жизни, моделирует ее как постигаемую целостность.

Практическое занятие, предложенное И. Венявкиным, было посвящено особому виду личного повествования - записи сна как символической репрезентации автобиографии индивида. Источником этих интереснейших материалов стал электронный корпус дневников XX в., кропотливо собираемый участниками проекта «Прожито», одним из руководителей которого и является И. Венявкин.

Психолог В. В. Нуркова (МГУ) посвятила свое выступление анализу специфики понятийного аппарата, используемого при исследовании так называемой автобиографической памяти: в ней реализуется специфически человеческая способность «создавать себя в качестве субъекта, протяженного во времени жизненной истории», совершать мысленное «путешествие во времени».

В то время как Нуркова рассматривала биографию, конструируемую индивидом на протяжении жизни, Е. Н. Пенская (НИУ ВШЭ), Е. Б. Кор-кина (Дом-музей Марины Цветаевой) и П. М. Полян (Мандельштамов-ское общество) обратились к конструированию писательской биографии, познавательных, психологических и этических проблемах, встающих при работе биографа с архивными документами.

Философ Т. В. Вайзер (РАНХ и ГС) заострила внимание слушателей на той роли, которую личное повествование играет в рамках политической сферы, под «политикой» понимая искусство совместного общежития, способы создания-разделения групповой и индивидуальной чувственности. Рассказываемая от первого лица история, подчеркнула лектор, помогает вывести опыт человека или группы в сферу публичного, делает аудиторию сопричастной этому опыту, нередко становится инструментом освоения пограничного, травматического опыта и таким образом создает гетерогенное дискурсивное поле, по сути демократическое.

Существование личного свидетельства в публичном пространстве стало предметом обсуждения и на круглом столе «Личное свидетельство

А.В.Швец, Е.Н.Аникудимова

в актуальных медиа». Представители медиа-индустрии - журналисты Д. Филипов («Washington Post»), С. Строкань («Коммерсант»), Н. Назарова (BBC) и профессор СПбГУ С. С. Бодрунова - в один голос отметили, что количество личных историй и ориентированных на них медиа (блоги, социальные сети) в наши дни неумолимо растет и при этом за счет исчезновения традиционных промежуточных «фильтров» резко сокращается дистанция между «автором» и адресатом.

Переориентация на субъекта-повествователя и личный нарратив очевидна также в образовательной и музейной сферах - обсуждению этого вопроса был посвящен круглый стол «Личное повествование в педагогической коммуникации». И.А.Гринько (МВШСЭН) подчеркнул, что в последнее время кураторы музейных экспозиций все чаще выстраивают музейное пространство вокруг нарратива (а не наоборот), личный нарра-тив становится системообразующим элементом в их практике. Это продемонстрировал на конкретных примерах К. Андреев, руководитель образовательного центра Музея истории ГУЛага, - его доклад был дополнен «выходом в поле»: участники Фулбрайтовской летней школы посетили Музей истории ГУЛага и на месте читали частные «тексты»-сви-детельства, сообщающие конкретно-чувственный опыт репрессированного субъекта. В современном образовательном процессе, в частности в преподавании литературы, начинает доминировать сходная установка: личностная, эмоциональная вовлеченность в образовательный процесс (посредством нарратива как инструмента) берет верх над властным и авторитетным навязыванием нормативных представлений, - это отметил в своем выступлении М. Г. Павловец (НИУ ВШЭ). Учитель-тьютор общается со своим подопечным как с равным, делегирует ему читательскую и интерпретативную агентность. Изучение литературы, приобретение читательских компетенций и навыков толкования текста становится, таким образом, частью личной биографии ученика и катализатором его становления как самостоятельного субъекта.

Исследовательские подходы к личному повествованию, развиваемые в рамках нарративной социологии, вынесла на обсуждение Е. Ю. Рождественская (НИУ ВШЭ), а завершилась летняя школы еще одним круглым столом, в котором приняли участие Дж. Верч (Университет Вашингтона в Сент-Луисе) и О. В. Будницкий (Международный центр истории и социологии Второй мировой войны). Дискуссия о выстраивании национальной идентичности на основе коллективной памяти, воплощенной в пестром множестве личных нарративов, еще раз показала глубокую и

неоднозначную взаимосвязанность «локального» (автобиографического) и «глобального» (социального) опыта.

Разносторонний опыт XX Фулбрайтовской летней школы позволил по-новому взглянуть на понятийный аппарат, используемый в исследованиях личного повествования гуманитариями и обществоведами, развернуть сеть межинституциональных и междисциплинарных контактов, соединяя разрозненные очаги интереснейшей и остро актуальной дискуссии в общем проблемном поле.

А. В. Швец, Е. Н. Аникудимова

Сведения об авторах: Швец Анна Валерьевна, Аникудимова Евгения Николаевна, аспиранты кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: discours@philol.msu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.