Научная статья на тему 'Wilson M. charts on the Book of Revelation. Literary, historical and theological perspectives. Grand Rapids: kregel, 2007. 134 p'

Wilson M. charts on the Book of Revelation. Literary, historical and theological perspectives. Grand Rapids: kregel, 2007. 134 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Wilson M. charts on the Book of Revelation. Literary, historical and theological perspectives. Grand Rapids: kregel, 2007. 134 p»

Wilson M. Charts on the Book of Revelation. Literary, Historical and Theological

Perspectives. Grand Rapids: Kregel, 2007. 134 p.

Данный труд, представляющий собой собрание таблиц и карт, помогающих в изучении и работе с текстом Откровения Иоанна Богослова (далее Откр) не может быть назван научным в строгом смысле слова; это вспомогательные материалы к учебному пособию. Но эти материалы подготовлены в высшей степени квалифицированно и поэтому, несомненно, заслуживают краткой рецензии. Автор данного исследования — директор Центра исследований Малой Азии в Измире (Турция) Марк Уилсон — обладает первоклассной подготовкой как бо-гослова-библеиста, так и историка. Свидетельством двойного — богословского и исторического — интереса Уилсона к Новому Завету являются его публикации, среди которых следует выделить переиздание под его редакцией классического труда У. Рамсея о миссионерских путешествиях ап. Павла 1 и монографию об обетованиях «побеждающему» в посланиях семи церквам в Откр2.

В предисловии к рецензируемому изданию Уилсон, обосновывая представление содержащегося в Апокалиписе исторического, богословского и образного материала в виде таблиц, отмечает, — совершенно справедливо, — что Откр из всех книг Библии наиболее пригодно для подобного рода «визуализации», а современное поколение студентов является, в свою очередь, прежде всего, «учениками через зрение» (visual learners). Конечно, табличное представление различных аспектов Апокалипсиса, не может не быть сопряжено с определенным упрощением отражаемого материала. Но для начинающего погружаться в богатейший мир Откр студента или простого читателя, которых подстерегает опасность запутаться в его многообразии, равно как и для преподавателя, призванного служить руководителем на пути ознакомления с последней книгой Священного Писания, такое собрание таблиц может оказаться весьма полезным. Появление подобного издания, безусловно, должно приветствоваться.

74 таблицы и пять карт в работе Уилсона обрамляются предисловием и заключительными краткими комментариями к каждой отдельной таблице и карте, а также списком использованной литературы. Охват тем и аспектов в таблицах достаточно полон, а их графическое оформление просто и наглядно. В ряде случаев таблицы, посвященные близким или взаимосвязанным темам, расположены рядом друг с другом (например, таблицы 1—2 посвящены темам авторства (1) и датировки (2) Откр; таблицы 15—17 — тематическим связям между Откр и

1 Ramsey W. M. St. Paul the Traveler and Roman Citizen. Revised and updated edition. Grand Rapids, 2001.

2 Wilson M. The Victor Sayings in the Book of Revelation. Eugene, 2007.

Евангелием от Иоанна (15), Посланием Иуды и Вторым Посланием Петра (16) и Третьей Книгой Ездры (17); таблицы 26—27 — повествовательным и образным дублетам (26) и парным «действующим лицам» Откр (27); таблицы 31—35 — различным аспектам посланий семи церквам). Табличное отражение ряда тем должно быть признано большой заслугой автора и ввиду этого особо отмечено. Чрезвычайно удачными представляются таблицы, посвященные словам, употребляемым в рамках Нового Завета только Откр (таблица 8), фрагментам текста, выделенным в разных изданиях «стихотворно», то есть в более узких столбцах (таблица 7), божественным именам и именованиям верных в Откр (таблицы 12—13), различным вариантам идентификации семи царей в Откр 17. 9—11 (таблицы 60), современному состоянию семи асийских городов, к церквам которых обращен Апокалипсис (таблица 74), а также тематическим параллелям между Откр и другими библейскими книгами (помимо уже упоминавшихся таблиц см. также отмеченные ниже таблицы 47 и 71). Вне всякого сомнения, полезны для изучения Откр и представленные в данном издании карты. Две из них являются чисто географическими и посвящены римской провинции Асии и самому Риму как городу на семи холмах (см. Откр 17. 9), а три другие могут быть названы тематическими, иллюстрируя распространение императорского культа в Малой Азии I в., миф о «Нероне возвращающемся» (Nero redivivus; Nero redux) и появление лже-Неронов, а также торговые связи Римской империи.

Не касаясь частностей, хотелось бы все же отметить и отдельные недостатки данного издания. Несмотря на отмеченную выше тематическую группировку отдельных таблиц, в их совокупной последовательности не видно сквозной тематической логики, а расположение некоторых из них представляется прямо неудачным. Таблицы 72—73, посвященные соответственно текстологии Откр и истории его церковной рецепции, ввиду их очевидного исагогического характера уместнее было бы поместить в начале издания. Прямо-таки напрашивается перемещение таблицы 71, посвященной тематическим параллелям между первыми тремя главами книги Бытия и Откр, и таблицы 47, сопоставляющей бедствия труб и чаш Откр с египетскими казнями, к отмеченным выше таблицам 15—17, а таблицы 59 с ее «парными ангельскими откровениями» — к таблицам 26—27. Таблицу 45, содержащую графические изображения возможных вариантов соотношения между циклами печатей, труб и чаш, конечно же, следовало бы поместить рядом с таблицей 10, посвященной структуре Откр. Можно только надеяться, что в предполагаемом переиздании подобного рода перестановки таблиц будут осуществлены. Далее, кое-где в таблицах Уилсона мы сталкиваемся с тем, что мера допустимого и, как уже отмечалось, неизбежного при табличном представлении упрощения материала заметно превосходится. Ярчайшим примером в этом отношении является самая первая таблица, посвященная проблеме авторства Апокалипсиса. Представление этой проблемы в виде простой альтернативы между ап. Иоанном и полумифической фигурой «пресвитера Иоанна» не отражает ее сложности и на взгляд рецензента, неприемлемо. Трудно даже себе представить, кому и чем такая таблица может быть полезна. Ввиду чрезвычайной спорности содержащихся в них хиастических схем серьезное несогласие вызывают также таблицы 18 и 56, представляющие, соответственно, развитие темы

победы в Откр и появление и уход со сцены «дьявольской троицы» (дракона, зверя из моря и зверя из земли (он же — лжепророк)). Их критический разбор вывел бы за рамки краткой рецензии, однако можно отметить, что обе таблицы основаны на отнюдь не безупречных статьях одного и того же исследователя — К. Стрэнда3. Неудачной представляется и таблица 9, посвященная аллюзиям Откр на ветхозаветные и межзаветные иудейские книги. Эта тема, несомненно, заслуживает табличного отражения, однако ввиду огромного количества ветхозаветных аллюзий в Апокалипсисе, таблица оказывается слишком громоздкой и лишенной наглядности. Думается, ее стоило бы разбить на несколько менее крупных таблиц, в которых были бы отражены аллюзии на отдельные книги (например, Псалмы, книги пророков Исайи, Иезекииля, Захарии, Даниила) или группы книг (например, Пятикнижие, малые пророки). Надуманной представляется связь между семью содержащимися в Откр блаженствами и обетованиями «побеждающему» в посланиях семи церквам, которой посвящена таблица 29.

Не в порядке критики, а в качестве информационной ремарки стоит отметить, что отдельные таблицы отражают реалии консервативного североамериканского протестантского богословия. Это безусловно относится к таблице 38, посвященной разным теориям «восхищения», или «вознесения» (rapture) верных, и до известной степени к таблице 64, посвященной интерпретациям «тысячелетия» Откр 20. 1—6. Содержание таблицы 19, посвященной общим теориям интерпретации Откр, может быть отнесено к любому касающемуся Апокалипсиса труду, однако представленная в ней терминология также свойственна почти исключительно англоязычной науке.

С точки зрения рецензента, к темам, отраженным в таблицах, можно было бы добавить семикратно провозглашаемую Христом фразу «я гряду» (epxo^at; в синодальном переводе в разных случаях передается как «приду», «гряду» и «иду»; 2. 5, 16; 3. 11; 16. 15; 22. 7, 12, 20), четырехкратно появляющуюся и интенсифицирующуюся формулу «молнии и громы и гласы» (4. 5; 8. 5; 11. 19; 16. 18—21), семикратно встречающуюся формулу «всякое колено и язык, и народ и племя» с ее вариантами (5. 9; 7. 9; 10. 11; 11. 9; 13. 7; 14. 6; 17. 15), а также все упоминания «живущих на земле». В таблице 62, посвященной эсхатологической битве, к Откр 16. 12—21; 19. 11—21; 20. 7—10, как представляется, следовало бы добавить ссылку на Откр 17. 14. Из таблицы 24, представляющей символику цветов и чисел в Откр, можно было бы выделить в особую таблицу упоминания о белых одеждах.

В целом, труд Уилсона можно охарактеризовать как весьма удачное и полезное издание. В качестве учебного материала оно может с успехом использоваться в процессе школьного изучения Апокалипсиса, а в качестве своего рода «экспресс-справочника» по некоторым вопросам оно, возможно, оказалось бы не лишним и в научной работе. Желательным представляется его приобретение

3 Strand K. A. Chiastic Structure and Some Motifs in the Book of Revelation // Andrews University Seminary Studies. 1978. Vol. 16. P. 401-408. Idem. «Overcomer»: A Study of the Macrodynamic of Theme Development in the Book of Revelation // Andrews University Seminary Studies. 1990. Vol. 28. P. 239-240. Критику Стрэнда см.: De Silva D. A. X Marks the Spot? A Critique of the Use of Chiasm in Macro-Structural Analyses of Revelation to John // Journal for the Study of the New Testament. 2008. Vol. 30. P. 343-371.

российскими учебными заведениями, в которых изучается Священное Писание, стоило бы наверное, даже подумать о его переводе на русский язык, а, может быть, и о составлении самостоятельного русскоязычного пособия подобного типа с учетом отмеченных недостатков и высказанных предложений.

А. С. Небольсин

Where Christianity was born: A Collection from the Biblical Archaeology Society / H. Shanks, ed. Biblical Archaeology Society, 2006. 226 p.

В сборнике «Там, где родилось христианство», изданном основателем и главным редактором «Журнала библейской археологии» (Biblical Archaeology Review) Х. Шенксом, собраны статьи ряда ведущих специалистов в области библейской археологии, выходившие ранее, с 1982 по 2006 г. Статьи знакомят с результатами археологических исследований многих мест, упомянутых в Евангелиях. Ряд статей, уже ставших классическими по данной тематике, позволяет лучше понять мир, в котором проходило земное служение Иисуса Христа и распространялась апостольская проповедь. Книга адресована не только специалистам, но, судя по стилю и обилию иллюстраций, прежде всего, широкому кругу читателей.

Предметом научных дискуссий особенно последней четверти XX в. (время интенсивных археологических исследований в Галилее) стал вопрос о степени влияния эллинистических культурных и интеллектуальных традиций на жизнь в Галилее времени Иисуса Христа, и даже о возможном доминировании этих традиции. В своей статье М. Ченси и Э. М. Мейерс показывают, что на основании результатов археологических исследований Сепфориса и его окрестностей можно утверждать, что город в I в. по Р. Х. был преимущественно еврейским (Сеп-форис: насколько еврейским он был во времена Иисуса. 2000, с. 2-19). На это, по мнению авторов, указывают три «этнических маркера»: в слое, датируемом I в. по Р. Х., найдены фрагменты каменных сосудов для хранения чистой воды, использовавшейся для омовений; практически отсутствуют свиные кости, обнаружено много бассейнов для ритуальных омовений (микваот). Остракон II в. до Р. Х. с еврейской транслитерацией греческого слова (етцп^Птп?) может быть связан с деятельностью еврейского чиновника и указывать, таким образом, на существование в Сепфорисе развитой еврейской общины уже в хасмонейский период (141-37 гг. до Р. Х.). Две найденные монеты, отчеканенные здесь же в период восстания 66-70 гг., содержат на одной стороне надпись, прославляющую императора Нерона, на обратной — изображение двойного рога изобилия, пересеченного жезлом (оба изображения встречаются на еврейских монетах I в. по Р. Х.). Авторы отмечают, что в отличие от монет II в. по Р. Х. монеты этого периода не содержат изображения императора, нет на них и каких-либо языческих мотивов или образов чужих божеств, которые могли бы оскорбить религиозное чувство евреев. О существовании развитой еврейской общины в Сепфорисе в последующий период свидетельствуют находки фрагментов масляных светиль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.