Научная статья на тему 'Поклонение в Тронном зале (Отк. 4,5): поиск герменевтического протообраза и богословского значения'

Поклонение в Тронном зале (Отк. 4,5): поиск герменевтического протообраза и богословского значения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поклонение в Тронном зале (Отк. 4,5): поиск герменевтического протообраза и богословского значения»

Поклонение в Тронном зале (Отк. 4,5): поиск герменевтического протообраза и богословского значения

Александр БЕЛЯЕВ, Санкт-Петербург, Россия © а.а. Беляев, 2011

Введение

Содержание книги Откровение описывает одновременно то, что происходит на небесах и на земле, при этом видение небес помещено в контекст богослужения. Подобный Сыну Человеческому стоит среди семи светильников из золота (1:12, 13) и все, что происходит на небесах, так или иначе связано с поклонением Богу и Агнцу. В четвертой главе книги Откровения Бог описывается как Сидящий на троне [престоле] в окружении двадцати четырех старцев [пресвитеров] на тронах. Перед престолом горит семисвечная менора, четыре живых существа, херувимы поют гимн с троекратным «Свят» и все объединяются в хвалебном гимне Создателю - «Достоин Ты!».1 Далее, в пятой главе книги появляется Агнец. Он получает свиток. Ему поется: «Достоин Ты». Все на земле и на небесах и под землей объединяются в благословении Сидящего на Троне и Агнца. Все это закрепляется указанием на то, что автору было видение в день Господень (1:10).

Таким образом, книга Откровение представляет проведение небесной литургии на фоне земного хаоса, гонений, смерти, идолослужения, мученичества. Цель данной статьи - анализ герменевтического протообраза Откр. 4, 5 с последующим выявлением богословского значение акта поклонения в книге Откровение. В вопросах литургии [совершения служения человеком Богу] идея поклонения является одной из ключевых. Стоит не

1 См. Браун Р. Откровение (Апокалипсис) // Введение в Новый Завет. -М.: ББИ, 2007. С. 418, 419.

Беляев Александр Анатольевич в 2009 г. закончил магистерскую программу, реализуемую Гос. Университетом Уэльса совместно с Санкт-Петербургским Христианским Университетом. В настоящее время он является докторантом Университета Радбод, Наймеген, Нидерланды. С 2010 г. является проректором по учебной работе Санкт-Петербургского Христианского Университета. Исследовательские интересы: иудейская и раннехристианская апо-калиптика, герменевтика апокалиптического жанра, эсхатология творения.

забывать о том, что собственно концепт поклонения выражается в Священном Писании спектром лексических единиц, который определяется непосредственным контекстуальным значением выражения, описывающего отношения между человеческим субъектом [- амии] и Божественным объектом: Богом2 Драматичность всей книги Откровение лежит в плоскости истинного и ложного поклонения.

В процессе исследования будет представлен ответ на следующие вопросы: Что именно легло в основу главной сцены поклонения в Тронном зале (Откр. 4-5); Как автор книги Откровение использовал концепцию поклонения в контексте замысла всей книги? Какие принципы для осуществления поклонения в современной жизни мы можем извлечь из книги Откровение?

1. Анализ существующих подходов к рассмотрению вопроса поклонения в книге Откровение

Дискуссия о герменевтическом подходе останется за рамками работы, поскольку вне зависимости от принятия предпосылок той или иной школы толкователей, реконструкция теологического смысла возможна путем анализа соответствующих мест книги Откровение с учетом жанрового подхода и выбором социально-культурной грани, оказавшей влияние на мировоззрение и мысль автора.3 Таким образом, прежде чем приступить собственно к анализу вопроса поклонения, важно определиться с ответом на проблему о социально-культурном влиянии окружения на теологию книги. Необходимо признать, что автор книги Откровение был подвергнут влиянию со стороны: (1) греко-римского мира; (2) существующей иудейской и христианской практики.

1.1. Греко-римское влияние

Сторонники греко-римского влияния отвергают всяческую возможность доминирующего воздействия на автора иудео-христианской мысли. Соответственно, поклонение в книге Откровение имеет в основании практику

2 Например: 1) Хатрейю [служу] (Рим. 1:9, 25; Фил. 3:3, в Отрк. используется дважды - 7:15, 22:3); Хатре!о^ [служение] (Рим. 9:4; 12:1) (в Откровении данная форма не используется); 3) аербф^аг [поклонялись] (Рим. 1:25) (в Откровении данная форма не используется); 4) лроакш8ю (1 Кор. 14:25 - основной термин в книге Откр.); 5) боиХегх» [служу] (Рим. 12:11; 14:18; 16:18; 1 Фесс. 1:9-10) (в Откровении данная форма не используется); 6) 0рг|аке1а [служением] |(Кол. 2:18) (в Откровении данная форма не используется).

3 Дебаты о поиске герменевтического ключа к книге Откровения не утихают по сей день. Тем не менее, традиционно сложились четыре основных школы толкователей текста: Историцисты, Пре-торицисты, Футуристы, Идеалисты. В основе каждого подхода лежит принципиально отличительный взгляд на период времени, описываемых в книге событий - начиная от сугубо исторического подхода, при котором все события книги Откровения ограничиваются периодом ранней Церкви и распадом Римской Империи, до сугубо идеалистического, при котором содержание книги вообще ничего не говорит о событиях прошлого, настоящего, будущего, а лишь о вечном противостоянии добра и зла.

поклонения императорскому культу и греческих мистерий.4 При подобном прочтении основанием образа двадцати четырех старцев с венцами на головах, распложенных вокруг Божественного трона является церемониальная традиция двадцати четырех телохранителей двора императора Доминициа-на. Подобным же образом, все гимны книги Откровение имеют параллели с театральными трагедиями греческого театра, в ходе которых хоры выражали мысли и чувства актеров.5

Важным богословским выводом относительно замысла книги при таком подходе будет противопоставление Бога, как истинного объекта поклонения

- императору, объекту ложному. Если допустить, что в сознании христиан

6

при слушании послания книги возникла именно такая ассоциация, то послание Откровения для них имело предназначение утвердить их в выбранном пути христианской жизни.

1.2. Современное автору иудео-христианское мировоззрение

Теперь необходимо обозначить современные автору Откровения иудео-христианские концепции поклонения. К таковым стоит отнести: (а) теологию и практику богослужения и собрания (храм, синагога и церковь), а также (б) литературный контекст апокалиптической традиции (т.е. апокалипсисы, которые были в широком употреблении в конце первого века у иудеев и христиан).

По утверждению Мак Дональда [Mc Donald]7 существует целый ряд предположений о том, что гимны в книге Откровение имеют своим источником синагогальное собрание. Таким образом, все тематическое развитие пятой главы является прообразом утреннего синагогального собрания. Так Пригент [Prigent] утверждал, что Откр. 4-5 имеют яркую параллель с утренним собранием в синагоге. Как в первом, так и во втором случае можно наблюдать: (а) Воспевание Бога как Творца; (б) Воспевание Закона и Бога, как его автора, а также благодарность Богу за осуществление спасительной истории Израиля; (в) благодарение за Избавление Израиля от Египта через Пасхального Агнца; (г) «новая песнь» воспевающая Пасхальное искупление.

4 Основным представителем данного подхода является R. H. Charles // см. D. E. Aune, "The influence of the Roman imperial court ceremonial on the Apocalypse of John," Biblical Research 28 (1983): 5-13.

5 D. E. Aune, Revelation, 3 vols., (Dallas: Word, 1997-8) I, xii., D. E. Aune, "The influence of the Roman imperial court ceremonial on the Apocalypse of John," Biblical Research 28 (1983): 5-13.

6 Питер Пери [Peter S. Perry] в своей докторской работе «Риторические отступления», посвященной структурному анализу текста книги Откровение убедительно доказывает, что понимание книги Откровение невозможно без реконструкции риторических типов речи греко-римского мира в первом веке до Р.Х., поскольку идея прежде всего слушающей, а не читающей аудитории основана до доминирующем устном пути коммуникации в древнем мире (Peter S. Perry, The Rhetoric of Digressions. Tubingen: Mohr Siebeck, 2009).

7 A. B. MacDonald, Christian Worship in the Primitive Church (Edinburgh: T&T Clark, 1934), 112ff, цит. по Martyn Cowan, New World, New Temple, New Worship: the Book of Revelation in the Theology and Practice of Christian Worship - Part 1.

Пригент полагал, что данный литургический порядок утренних синогогаль-ных собраний оказал основное влияние на богослужения в Церкви Иоанна, которое он и описал в Откр. 4-5.8

При принятии идеи о том, что основой книги Откровения является иудейское храмовое богослужение, все повествование Апокалипсиса можно представить как детальную реконструкцию храмового богослужения: первосвященник приносит в жертву Агнца, после чего окропляет его кровью алтарь храма; звучат трубы, ворота открывается и все готово к собственно приношению.

Предположения о христианском влиянии включают: (а) двадцать четыре старца являются двадцать четырьмя пресвитерами, сидящими вокруг своего епископа;9 (б) письма книги Откровения (2-3 главы) представляют собой наставления и предупреждения для оглашаемых;10 (в) снятие печатей со свитка предполагает возможность истинного понимания Ветхозаветных Писаний; (г) Откр. 5 и другие отрывки с содержанием гимнов могут указывать на зарождающуюся литургическую традицию ранних христианских собраний на которых воспевался Иисус Христос; (д) данная литургическая традиция была, возможно, распространена в церквах Малой Азии; (е) основанное на 1 Клемента и Дидахе мнение о том, что литургические тексты книги Откровение представляют собой часть некой Евхаристической литургии Иоанна}1

Кульман [Cullman] развивает концепцию влияния на текст уже существующей практики христианского сужения следующим образом: «вся книга Откровения, начиная с приветственных слов и пожелания благодати и мира в 1:4 и до заключительного молитвенного воззвания Гряди Господи в 22:20 является аллюзией на существующую в то время практику христианских со-браний».12

1.3. Ветхий Завет и иудео- христианская апокалиптическая традиция

Как иудейское, так и христианское богословие поклонения безусловно подвергнуто влиянию со стороны Ветхозаветной традиции. Если в первом случае Ветхозаветные повествования зарождались в иудейской среде и имели целью собственно призыв к исполнению написанного, то в христианской традиции Ветхозаветные тексты стали восприниматься сквозь призму искупительной жертвы Иисуса Христа. Если же говорить об апокалиптической традиции, то здесь необходимо выделить два основных элемента:

8 Prigent, Apocalypse et Liturgie, 46 -79 nur. no G. K. Beale, "The Book of Revelation," NIGTC (Eerd-mans, 1999), 313.

9 J. Colson, Ministre de Jésus-Christ ou Le sacerdoce de l'Evangile (Paris: 1966), nur. no Martyn Cowan.

10 P. Prigent, Apocalypse et liturgie, 44, nur. no Martyn Cowan.

11 D. M. Stanley, "Carmenque Christo quasi Deo dicere," Catholic Biblical Quarterly 20 (1958): 182-83, nur. no Martyn Cowan.

12 O. Cullmann, Early Christian Worship (London: SCM, 1953), 21.

(1) схожесть апокалиптических образов в различных литературных источниках (напр. дерево жизни, новое имя, венец жизни и др.);13

(2) в иудейской и христианской апокалиптических традициях присутствует небесное измерение.

В основании иудейского восприятия храмового богослужения была уверенность в том, что земной храм является местом обитания Бога и соответственно, проекцией небес (см. Исх. 25:8, 9). Небесный храм являлся одной из основных тем не только иудео-христианских апокалиптических текстов, но частью мировоззрения Кумранской общины, члены которой верили, что верные на земле участвуют вместе с ангелами в поклонении в небесном храме.14

Однако, представленные варианты протообраза гл. 4, 5 книги Откровения требуют решения, поскольку именно от этого зависит область культурно-исторического поиска для установления первоначального значения.

Решение вопроса о том, что именно являлось протообразом гл. 4, 5 возможно путем структурирования данного пассажа и поиском соответствующих параллелей. Обзор структуры гл. 4, 5 очевидным образом соотносится с текстом пророка Даниила гл. 7:15

1 Тема пассажей Вводная фразеология ведения Книга пророка Даниила 7:9 Ккнига Откровение 4:1

2 Трон [ы] на небесах 7:9а 4:2а

3 Бог, сидящий на троне 7:9b 4:2b

4 Описание Бога, сидящего на троне 7:9с 4:3а

5 Огонь перед троном 7:9d-10a 4:5

6 Небесные существа окружают трон 7:10b 4:4b; 6b-10; 5:8

7 Книга [ - и] перед троном 7:10c 5:1 ...

8 Книга [ - и] открыта [ы] 7:10d 5:2-5, 9

9 Божественная [миссианская] личность приближается к трону Бога, чтобы получить право вечно править Царством 7:13-14а 5:5b-7, 9a, 12-13

10 Масштаб Царства [«все люди, нации и языки»] 7:14а MT 5:9b

13 D. M. Stanley, "Carmenque Christo quasi Deo dicere," Catholic Biblical Quarterly 20 (1958): 182-83, цнт. no Martyn Cowan, 299.

14 R. J. McKelvey, The New Temple (London: OUP, 1969), 25-41. R. G. Hamerton-Kelly, "The Temple and the Origins of Jewish Apocalyptic," Vetus Testamentum 20 (1970): 1-15, P. Prigent, Commentary on the Apocalypse of St. John, 23 cites I QS 11:7-8; I QH3:19-23. цнг. no Martyn Cowan, 299.

15 Cm. Beale G. K., "The Book of Revelation," NIGTC (Eerdmans, 1999), 315 -316.

11 Переживание автора от увиденного

7:15

5:4

12 Автор получает ответ на вопрос от одного из 7:16 5:5а

небесных служителей Трона

13 Святые получают власть от Бога править в Царстве 7:18, 22, 5:10

27а

14 Заключительное указание на вечное Божествен- 7:2-3

5:13, 14

ное правление

Также оба видения имеют в содержании идею моря (Дан. 7:2, 3; Откр. 4:6). Таким образом, из приведенного сравнительного анализа структуры видно, что книга Откр. 4, 5 в четырнадцати эпизодах вторит тексту Даниила 7. Безусловно, присутствует аллюзионное сходство, т.е. автор текста Откровения подверг литературной редакции текст книги пророка Даниила в соответствии с имеющимся эксклюзивным теологическим замыслом.

Еще одной важной параллелью с ветхозаветными текстами является Откр. 5 и Иез. 1, 2. Более того, по всей видимости, именно текст Иез. 1, 2 оказал доминирующее влияние на иудео-христианскую апокалиптическую мысль. Необходимо выделить пять, наиболее ярких идей: (а) открытие книги; (б) использование неземных фигур перед Божьим троном для описания картины получения власти вечного правления над миром; (в) который состоит из всех людей, живших на земле; (г) правление святых в царстве; (д) упоминание вечного Божьего правления.16

В обобщение к вопросу о протообразе сцены поклонения в Тронном зале в Отрк. 4, 5 следует отметить следующее: (а) в исследовательском мире ведутся дискуссии относительно греко-римского, иудео-христианского влияния на текст книги. Каждая из сторон приводит аргументы в пользу своей позиции. Разрешение вопроса, возможно, кроится во внимательном взгляде на социально-культурный и религиозный контексты книги, а именно в дискурсе вопроса поклонения, который остро поставлен в книге именно в контексте греко-римского [языческого] и иудео-христианского вопроса. Истинное поклонение представлено в небесном измерении, при этом, земное измерение проецирует искаженную суть небесного поклонения в свою реальность. Сцена поклонения в Тронном зале имеет протообразом прежде всего сам факт истинного поклонения, преломленный соответственно в греко-римском мире в искаженной форме, а также в практике иудейского и христианского поклонения.

2. Книга Откровение и концепция поклонения

Уже при первом и поверхностном прочтении книги очевидна важность таких поднимаемых тем, как противостояние, верность, покаяние, поклонение. Если составить карту использования глагола лроакотею в книге Открове-

16 !Ы1, 315.

ние, то становится очевидным, что идея данного вопроса протянута сквозь все повествование: 3:9, 4:10, 5:14, 7:11, 9:20; 11:1; 11:16; 13:3, 4; 13:8, 13:12; 14:7; 14:9; 14:11; 15:4; 16:2; 19:4; 19:10; 19:20; 22:8; 22:9. При этом, наиболее остро вопрос поклонения поднимается в гл. 13, 14, называемых как анти-теофания и теофания соответственно.

Внести окончательную ясность в вопрос о месте концепции поклонения в книге Откровение может определение субъектного состава поклоняющихся и объекта их поклонения. Итак, в книге Откровение:

Субъект, т.е. поклоняются [- ились, - ться] Объект поклонения

Те, кто называет себя Иудеями (3:9) Церковь [Филадельфии]

Двадцать четыре старца (4:10; 11:6) // старцы (5:14) Сидящий на Троне, Живущий во веки веков; Бог;

Ангелы (7:11) Бог

Люди, которые не раскаялись (9:20) демон, идолы

Находящиеся в храме Бога (11:1) Бог

Вся земля (все жители земли), чьи имена не записаны в Книге Жизни (13:3, 4; 13:12; 13:15); имеющие начертание зверя (16:2); люди, обольщенные лжепророком (19:20) дракон, зверь, образ зверя

Все народы (15:4) Господь

Четыре животных (19:4) Бог

Иоанн (19:10; 22:8, 9) Бог, Ангел

Таким образом, за исключением двух эпизодов, в которых объектом поклонения являются Ангел, показавший откровение Иоанну и Церковь в Филадельфии, в книге Откровение основными объектами поклонения выступают: (1) истинный объект - Бог; (2) собирательный образ ложного объекта - дракон, зверь, образ зверя, демоны, идолы. Субъекты поклонения можно условно разделись на (1) субъекты земного измерения - люди; (2) субъекты внеземного измерения - двадцать четыре старца, ангелы, четыре животных. При этом, субъекты внеземного измерения имеют только один объект поклонения - Бог! Что касается субъектов земного измерения, то весь драма-

тизм книги Откровение и разворачивается вокруг битвы за склонение той или иной группы людей поклониться либо Богу, либо образу зверя.

В рамках достижения целей данной статьи необходимо рассмотреть концепцию истинного поклонения, т.е. того поклонения, где объектом выступает Бог. Для этого, к исследуемым текстам необходимо поставить следующие вопросы: Кто именно является субъектом поклонения и каков источник данного образа? Чем сопровождается действие поклонения?

3. Теологическое осмысление поклонения Богу старцев, живых существ, ангелов

Картины поклонения старцев, живых существ и ангелов Богу появляются в книге Откровение исключительно в категориях внеземного пространства. Можно выделить четыре основных эпизода: (1) видение небесной литургии предваряющей начало казней (гл. 4, 5); (2) поклонение после видения ста сорока четырех тысяч запечатленных и великого множества народа (гл. 7); (3) отрывок, следующий после седьмой трубы ангела, которому можно дать условное название - прехилиастический; (4) доксология, которой предшествует падение Вавилона (19:4).

После открытия книги Откровение рядом эпистолярных обращения, Иоанн незамедлительно обращает свой взор на видение Бога и Агнца, которые являются правителями вселенной. Сцены 4-5 главы представляют собой альтернативное, небесное «мнение», «мнению» земному о сути происходящего на земле. Четвертая и пятая главы выстроены по форме четкого параллелизма:

Откр. 4 (о Боге) Откр. 5 (об Агнце)

Слава Бога (4:2Ь) Слава Агнца (5-7)

Поклонение Богу (8Ь-11) Поклонение Агнцу (8-12)

Первый гимн (8Ь) Первый гимн (9-10)

Нарративное повествование (9-10) Нарративное повествование (11а-12а)

Второй гимн (11) Второй гимн (12Ь)

Как высказался Ричард Бокам [Я. БаискЬаш], развитие христологии в ранней церкви и наличие факта поклонения Иисусу является уникальным феноменом. Лозунг иудейского мышления: «Богу должно поклоняться, творению поклоняться запрещено» подчеркивал исключительное право Бога быть объектом поклонения.17 Важно особо подчеркнуть, что первый эпизод поклонения предваряет начало казней, которые обрушиваются на человечество в том числе и как наказание за неправильно выбранных объект поклонения. Начало описания небесной литургии предваряет переход Иоанна в открытую дверь - Мета таша sí5ov, ка! 15ои Вира ^ешуцеуп ¿V тф o'uраvф

17 R. Bauckham, The Climax of Prophecy (T and T Clark, Edinburgh, 1999), 118.

[после этого увидел я и вот дверь открытая в небеса]. Прежде чем рассматривать в деталях увиденное действие поклонения, необходимо определиться с пониманием фразы 9ûpa ... év тф oùpavô [дверь в небеса], чтобы описать реальность, в которую предстояло войти автору Апокалипсиса.

3.1. Дверь в небеса: путь к описанию места небесного поклонения

Определив значение открытой двери мы может попытаться описать место «расположения» тронного зала, в котором происходит поклонение. Прошел ли Иоанн, через уровни небес или же ему была открыта просто трансен-дентная реальность?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В концепции Ветхого Завета открытая дверь [открытые небеса] встречается только дважды - Быт. 28:17, Пс. 77:23 и только в Быт. 28:17 можно наблюдать явление теофании.

В традиции енохической апокалиптической литературы открытая дверь особое место занимает в Первой книге Еноха, относящейся к апокалипсису путешествий. 1 Енох 14.14b-15 мы находим не только тематическое, но и лексическое совпадение с Откр. 4:1, 18 - «И видел я в моем видении и вот другая дверь была отворена передо мною ...» и в 18 стихе описывается видение трона, на котором сидел Бог.

Несмотря на то, что при первом прочтении может сложиться образ многоступенчатого представления небес в картине мира Иоанна, необходимо понимать, что Иоанн использует термин oùpavôç как описание трансцендентной реальности, которая может быть перемещена в пространстве человеческого бытия волей Бога, сотворившего все от начала (10:6, 14:7, 21:1-5). В теологии Иоанна oùpavôç описываются как физическая реальность, которая может быть свернута, раскрыта или закрыта.18 С этой реальностью Иоанн столкнулся во время своего пребывания на острове Патмос! Термин небеса в Откровении Иоанна прежде всего описывает близкие отношения человека с Богом, который назван «Богом небес» (11:13, 16:11).

Не стоит забывать о том, что с небесами читателю стоит ассоциировать не только небесный храм, ангелов, трон, голоса, но и помнить, что в прошлом, к небесам имели отношение также сатана и его ангелы, звезды, которые в будущем упадут на землю (6:13, 8:10, 9:1, 12:4). Таким образом, требующие поклонения себе существа, являющиеся лжеобъектами, ранее были субъектами поклонения.

3.2. Поклонники в небесном Тронном зале: двадцать четыре старца и четыре живых существа

Идентифицировать двадцать четыре старца является весьма непростой задачей. Существует несколько отправных точек, которые необходимо учитывать при их описании. Одним из таких текстов, имеющим параллель с поклоняющимися старцами, является Ис. 24:23. Здесь описывает воцарение

18 См. E. F. Lupieii, A Commentary on the Apocalypse of John (Eerdmans: Grand Rapids, 1999), 132.

Господа Саваофа на горе Сион и в Иерусалиме и «перед старцами его [будет] слава». Число старцев здесь не упоминается. Другой отрывок - Исх. 24 глава. Здесь мы встречаем группу из семидесяти избранных старцев Израиля. Их число увеличивается присутствием Надава и Авиуда (Исх. 24:1, 9).19 Но главное, на что стоит обратить внимание при наличии числовых расхождений, так это на идею присутствия старцев в контексте богоявления. Иоанн видит старцев в книге Откровение как прославленных представителей человечества. Двадцать четыре старца имеют в определенной степени литургическое призвание. Если они являют собой прославленных представителей человечества с функцией священников, то, возможно, они представляют молящуюся церковь в ее божественном аспекте и иудейской истории. В таком случае, можно говорить о том, что это образ двенадцати патриархов и двенадцати апостолов.

Резюмируя представленные вариации толкования образа двенадцати старцев, можно сказать, что все мнения можно подразделить на небесно-антропологическую и ангеологические группы. Согласно первой, - это люди - [либо Израиль, либо Церковь, либо и те, и другие]. При этом основным аргументом в пользу данной теории являются антропологические признаки, а именно белые одежды и венцы. Аргументация второго подхода сводится к тому, что двадцать четыре старца функционально делают то же самое, что и ангелы во всей книге Откровение. Например, старцы в Откр. 5:8 приносят чаши с фимиамом подобно ангелу в Откр. 8:3. В Откр. 7:14 один из старцев действует как передающий откровение, а эта обязанность во всей книге была возложена на ангелов.

Видение поклонения в Тронном зале имеет смешенные черты религиозного поклонения [культа] и черты политического преклонения перед императором. Религиозная сторона поклонения очевидна, поскольку Тронный зал является прототипом земного храма. Живые существа имеют в основе два скомбинированных образа - Серафимы из Ис. 6:2; и Херувимы, упоминаемые в Иез. 1:5-14 и отражают милосердие сидящего на троне в земном храме (Исх. 25:18-22). Это небесные творения, существование которые всецело исполнено поклонением Богу. Как отмечает Р. Бокэм [R. Bauckham]: «Их непрерывное поклонение всей своей сущностью вокруг Божественного трона, представляет теоцентрическую природу всей реальности жизни каждого творения, которые существуют исключительно для того, чтобы прославлять Бога».20 Именно по этой причине они являются центральными поклонниками, поклонение которых приведено в общем круге. В этом поклонении Богу и Агнцу всего творения (5:13) можно наблюдать эсхатологическое предназначение, заложенное Богом во всем творении. Р. Бокэм также отмечет важность того, насколько далеко от антропоцентризма данное видение по-

19 Как указывает Люпьери [Lupieri] «двадцать четыре старца представляют одну треть от их числа». Далее Люпьери указывает на то, что 1/3 в книге Откровения также имеет свое место при совершении казней. A Commentary on the Apocalypse of John (Eerdmans: Grand Rapids, 1999), 134.

20 R. Bauckham, The Theology of The Book of the Revelation (Cambridge University Press, 1993), 33.

клонения. В этом выражается эсхатологическая цель творения, его теоцен-тричность, ориентированная на поклонение, которое возвращает его к своему Творцу. Четыре живых существа, которые ведут в поклонении все творение, изображены не антропоцентрично, но преимущественно имеют неземной вид. Только третье существо имеет вид человеческого лица. Остальные отображают льва, быка и орла. Все четыре живых существа имеют небесную природу, отображающую все земное творение. Их функция заключается в том, чтобы пребывать в поклонении от лица всего творения и именно поэтому круг поклонников включает не только людей, но и все творение на небесах, на земле, под землей и в море (5:13).

Поклонение в Тронном зале также отображает политическую функцию. Тронный зал - это то место, откуда Бог правит миром. В этом заключается одна из основных идей книги Откровение, в которой переплетены религиозная и политическая жизнь христиан. Римская империя, как и большинство политических сил древности, пропагандировала свою силу в религиозных терминах, в религиозном контексте.21 Это выражалось в традиции римских властей уважать Пантеон и требовании поклонения себе как богу. Все это иллюстрирует теологическую весть книги о том, что с приходом Божьего Царства на землю, земной дуализм ложного поклонения будет замещен истинным поклонением, которое можно наблюдать в небесном Тронном зале.

Заключение

Рассмотрев герменевтический вопрос сцены Тронного зала, а также проведя анализ субъектов и объектов поклонения в книге Откровение в целом, теперь необходимо ответить на вопрос о принципах практической применимости изложенного материала. Иными словами, насколько является нормативной данная сцена поклонения для христианской жизни? И в чем эта нормативность заключается?

Как уже отмечалось ранее, сцена поклонения в Тронном зале является определенным контрастом всего, что происходит на земле. Небесная идиллия противопоставляется земному хаосу. Напряженное развитие сюжета книги ведет к установлению небесного порядка на земле. Таким образом, нормативность данной сцены для применения в жизни заключается, прежде всего, в том, чтобы все творение, подобно двадцати четырем старцам, четырем живым существам и ангелам поклонялось Богу! Весть пассажа о Тронном зале для первых христиан, по-видимому, звучала в том, чтобы укрепить их в истинном поклонении Иисусу Христу несмотря ни на какие преследования. Сознание каждого христианина должно быть пропитано мыслью о том, что вся его жизнь, подобно тому, как поклоняются в Тронном зале, должна быть истинным поклонением Богу. Второй вывод о нормативной применимости данного пассажа заключается в том, что Иисус Хри-

21 1Ж, 34.

стос достоин истинного поклонения, подобно тому, которое получает Бог

Творец от всего своего творения.

Библиография

Браун, Р. Откровение (Апокалипсис) // Введение в Новый Завет. - М.: ББИ, 2007.

Книга Еноха: Апокрифы. - СПб.: Азбука, 2008.

Aune, D. E. The influence of the Roman imperial court ceremonial on the Apocalypse of John, Biblical Research 28 (1983): 5-13.

Bauckham R. The Theology of The Book of the Revelation. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

Bauckham R. The Gimax of Prophecy. Edinburgh: T&T Clark, 1999.

Beale G. K. The Book of Revelation. NIGTC. Eerdmans, 1999.

Cullmann, О. Early Christian Worship. London: SCM, 1953.

Lupieri E. F. A commentary on the Apocalypse of John. Eerdmans: Grand Rapids, 1999.

MacDonald, A. B. Christian Worship in the Primitive Church. Edinburgh: T&TClark, 1934.

Nestle - Aland, Novum Testamentum Greace. Ed. XXVII. Deutsche Bibelgesellschaft, 1999.

Perry, Peter S. The Rhetoric of Digressions. Tubingen: Mohr Siebeck, 2009.

Электронные источники

Martyn Cowan. New World, New Temple, New Worship: The Book of Revelation in the Theology and Practice of Christian Worship—Part 1 // churchsociety.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.