Научная статья на тему 'WELL-BEING. УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕМ СОТРУДНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - УЛУЧШЕНИЯ HR И БИЗНЕС-ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИИ'

WELL-BEING. УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕМ СОТРУДНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - УЛУЧШЕНИЯ HR И БИЗНЕС-ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1075
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WELL-BEING / БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКА / 5 ЭЛЕМЕНТОВ БЛАГОПОЛУЧИЯ / ИНДЕКС БЛАГОПОЛУЧИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / EMPLOYEE WELL-BEING / 5 ELEMENTS OF WELL-BEING / WELL-BEING INDEX / LABOR PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагибина Н.И., Вакульская Е.А., Пестерева Е.О.

Управление благополучием (well-being) сотрудников, набирающий обороты HR - тренд в российских компаниях, является не новым для мирового рынка. HR - индустрия, сталкиваясь с новыми и неожиданными вызовами, находится в постоянном поиске актуальных подходов к привлечению, раскрытию и удержанию талантов. Задачи улучшения HR и бизнес - показателей, среди которых производительность труда, качество продукта и сервиса, рентабельность, являются особо актуальными во времена ужесточающейся конкуренции бизнес-моделей. Автоматизация и цифровые технологии освобождают людей от рутинной работы, направляя потенциал на решение интеллектуальных задач - с одной стороны, вызывают стресс и лишают человеческого внимания - с другой. Именно внимание к человеку, обратная связь и доверительные коммуникации являются ключевыми факторами повышения вовлеченности. Доказано, что благополучный человек более вовлечен и производителен, меньше устает и болеет - компания несет меньшие затраты и получает лучшие результаты. По версии «Gallup» пять элементов благополучия человека - карьерное, социальное и финансовое; общественная вовлеченность и физическое благополучие, должны находиться под пристальным вниманием менеджмента компании. Проектной командой представлены результаты исследования Well -being как нового вектора в HR - менеджменте для понимания особенностей концепции и формирования программ улучшения благополучия сотрудников в группе компаний (заказчике) на основе бенчмаркинга. В отсутствии широкой представленности отечественных исследований и практики компаний в области Well-being, авторы опирались на зарубежные исследования, помогающие работодателям комплексно изучать и формировать лучший опыт сотрудника и программы организационной поддержки благополучия. За последнее десятилетие стресс, связанный с работой, оказывает все большее негативное влияние на человека и его производственную деятельность, что привело к активному развитию рынка HR-Tech. Кластер провайдеров по обеспечению благополучия с персональной позиции и организационной поддержки активно развивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нагибина Н.И., Вакульская Е.А., Пестерева Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELL-BEING. EMPLOYEE WELL-BEING MANAGEMENT TO INCREASE LABOR PRODUCTIVITY - IMPROVING HR AND BUSINESS PERFORMANCE OF THE COMPANY

Well-being management of employees, which is gaining momentum, is a trend in Russian companies, is not new for the world market. HR-industry, faced with new and unexpected challenges, is in constant search of relevant approaches to attracting, revealing and retaining talents. The tasks of improving HR and business indicators, among which labor productivity, product and service quality, profitability, are especially relevant in times of increasing competition of business models. Automation and digital technologies free people from routine work, directing their potential to solving intellectual problems - on the one hand, they cause stress and deprive human attention - on the other. It is attention to the person, feedback and trust communication that are key factors in increasing engagement. It is proved that a prosperous person is more involved and productive, less tired and sick - the company bears lower costs and gets better results. According to the Gallup version, there are five elements of human well-being-career, social and financial; social inclusion and physical well-being should be closely monitored by company management. Based on benchmarking, the project team presented the results of Well-Being research as a new vector in HR management to understand the features of the concept and formulate programs to improve the well-being of employees in a group of companies (the customer). In the absence of a wide representation of domestic studies and company practices in the field of Well-Being, the authors relied on foreign studies to help employees comprehensively study and shape the best employee experience and organizational support programs for well-being. Over the past decade, the stress associated with work has an increasingly negative impact on the person and his production activities, which led to the article development of the HR-Tech market. The cluster of providers of well-being with a personal position and organizational support is actively developing.

Текст научной работы на тему «WELL-BEING. УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕМ СОТРУДНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - УЛУЧШЕНИЯ HR И БИЗНЕС-ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИИ»

WELL-BEING. УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕМ СОТРУДНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА — УЛУЧШЕНИЯ HR И БИЗНЕС-ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИИ

WELL-BEING. EMPLOYEE WELL-BEING MANAGEMENT TO INCREASE LABOR PRODUCTIVITY — IMPROVING HR AND BUSINESS PERFORMANCE OF THE COMPANY

ПОЛУЧЕНО 10.04.2020 ОДОБРЕНО 15.05.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.08.2020 УДК 331.1 DOI 10.12737/2305-7807-2020-8-17

НАГИБИНА Н.И.

Канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга,

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь NAGIBINA N.I.

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Perm

e-mail: nagibinan@list.ru

ВАКУЛЬСКАЯ Е.А.

Студентка 3 курса направления «Менеджмент» кафедры менеджмента и маркетинга,

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь

VAKULSKYA E.A.

Student, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Perm

e-mail: Vakulskya.e@yandex.ru ПЕСТЕРЕВА Е.О.

Студентка 3 курса направления «Менеджмент» кафедры менеджмента и маркетинга,

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь

PESTEREVA E.O.

Student, Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, Perm

e-mail: Pectereva.Katerina@yandex.ru

Аннотация

Управление благополучием (well-being) сотрудников—набирающий обороты HR-тренд в российских компаниях, является не новым для мирового рынка. HR- индустрия, сталкиваясь с новыми и неожиданными вызовами, находится в постоянном поиске актуальных подходов к привлечению, раскрытию и удержанию талантов. Задачи улучшения HR и бизнес-показателей, среди которых производительность труда, качество продукта и сервиса, рентабельность, являются особо актуальными во времена ужесточающейся конкуренции бизнес-моделей. Автоматизация и цифровые технологии освобождают людей от рутинной работы, направляя потенциал на решение интеллектуальных задач — с одной стороны, вызывают стресс и лишают человеческого внимания — с другой. Именно внимание к человеку, обратная связь и доверительные коммуникации являются ключевыми факторами повышения вовлеченности. Доказано, что благополучный человек более вовлечен и производителен, меньше устает и болеет — компания несет меньшие затраты и получает лучшие результаты. По версии «Gallup» пять элементов благополучия человека — карьерное, социальное и финансовое; общественная вовлеченность и физическое благополучие, должны находиться под пристальным вниманием менеджмента компании. Проектной командой представлены результаты исследования Well-being как нового вектора в HR-менеджменте для понимания особенностей концепции и формирования программ улучшения благополучия сотрудников в группе компаний (заказчике) на основе бенчмаркинга. В отсутствии широкой представленности отечественных исследований и практики компаний в области Well-being, авторы опирались на зарубежные исследования, помогающие работодателям комплексно изучать и формировать лучший опыт сотрудника и программы организационной поддержки благополучия. За последнее десятилетие стресс, связанный с работой, оказывает все большее негативное влияние на человека и его производственную деятельность, что привело к активному развитию рынка HR-Tech. Кластер провайдеров по обеспечению благополучия с персональной позиции и организационной поддержки активно развивается.

Ключевые слова: well-being, благополучие сотрудника, 5 элементов благополучия, индекс благополучия, производительность труда. Abstract

Well-being management of employees, which is gaining momentum, is a trend in Russian companies, is not new for the world market. HR-industry, faced with new and unexpected challenges, is in constant search of relevant approaches to attracting, revealing and retaining talents. The tasks of improving HR and business indicators, among which labor productivity, product and service quality, profitability, are especially relevant in times of increasing competition of business models.

Automation and digital technologies free people from routine work, directing their potential to solving intellectual problems — on the one hand, they cause stress and deprive human attention — on the other. It is attention to the person, feedback and trust communication that are key factors in increasing engagement. It is proved that a prosperous person is more involved and productive, less tired and sick — the company bears lower costs and gets better results. According to the Gallup version, there are five elements of human well-being-career, social and financial; social inclusion and physical well-being should be closely monitored by company management. Based on benchmarking, the project team presented the results ofWell-Being research as a new vector in HR management to understand the features of the concept and formulate programs to improve the well-being of employees in a group of companies (the customer). In the absence of a wide representation of domestic studies and company practices in the feld of Well-Being, the authors relied on foreign studies to help employees comprehensively study and shape the best employee experience and organizational support programs for well-being. Over the past decade, the stress associated with work has an increasingly negative impact on the person and his production activities, which led to the article development of the HR-Tech market. The cluster of providers of well-being with a personal position and organizational support is actively developing

Keywords: well-being, employee well-being, 5 elements of well-being, well-being index, labor productivity.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее время — время высокой скорости обмена информацией, постоянно изменяющихся условий жизни и труда, но далеко не все люди могут выдерживать такую нагрузку, сохраняя физическое и ментальное здоровье. Все чаще случаются ситуации, когда сотрудники впадают в депрессию или же зарабатывают себе серьезные проблемы со здоровьем из-за той нагрузки, которую взяв на себя, не могут реализовать. Поэтому многие иностранные компании, а сейчас и российские транслируют в свои организации системы по управлению благополучием сотрудника — Well-being. Такие программы уже дают видимый результат — заметно снижается уровень стресса и поднимается вовлеченность сотрудников в рабочий процесс, растет производительность труда и снижаются отсутствия на рабочем месте.

«Gallup», анализируя массивы собранных данных, обнаружил, что на производительность труда и эффективность людей влияют два ключевых фактора — вовлеченность и благополучие (well-being) [17]. Институт рассматривает благополучие сотрудника в аспекте его самочувствия — насколько устойчива его жизнь в целом, а вовлеченность сотрудников — с тем, как сотрудники чувствуют себя в своей текущей роли и компании.

Над задачами повышения производительности труда и улучшения бизнес-показателей работают, без преувеличения, компании любого размера и отраслевой специфики, находящиеся в разных точках мира. Поиск актуальных HR-технологий стоит на первых местах — именно от привлечения, раскрытия потенциала и удержания зависит человеческий, а значит и инновационный капитал компании, ее будущее.

Наши заказчики (компании, актуализирующие стратегии развития) следят за актуальными подходами в HR-области. Динамика увеличения дискуссий по вопросам формирования благополучия сотрудников направила менеджмент группы компаний на более глубокое изучение Well-being с целью «взять данный подход на вооружение» и сформулировать систему организационной поддержки своих сотрудников. В исследовании принимали участие студенты 3 курса профиля «Менеджмент», которым после выпуска из ВУЗа в условиях нестабильного мира предстоит реализовывать актуальные решения в HR-области на практике.

Постановка цели и задач исследования

Целью данного исследования является краткий обзор ключевых аспектов well-being для понимания особенностей концепции и формирования программ улучшения благополучия сотрудников в группе компаний (заказчике).

Для достижения цели авторы ответили на следующие вопросы:

- Что такое Well-being: от Well-being 1.0 к Well-being 3.0?

- Как Well-being влияет на человека/сотрудника, HR и бизнес результаты компании?

- Как сформировать системный подход к Well-being?

- А есть ли будущее у Well-being?

В отсутствии широкой представленности отечественных исследований и практики компаний в области Well-being, авторы опирались на результаты исследований иностранных компаний (преимущественно из США), в том числе помогающих работодателям комплексно изучать и формировать лучший опыт сотрудника и программы организационной поддержки благополучия. Так, интересным представляется опыт компании (включающая институт и платформу) «Li-meade», которая строит свою деятельность на основе постоянного взаимодействия с респондентами и обслуживания более 8700 организаций [10].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Что такое Well-being: от Well-being 1.0 к Well-being 3.0?

К английскому Well-being ближе всего подходит слово — благополучие. Другие характеристики Well-being отражают удовлетворенность и качество жизни, процветание и счастье. Однако, при всем многообразии определений, Well-being на сегодняшний день, ни одно из них не основано на таком масштабном и длительном исследовании, как у Gallup [16]. Около 50 лет изучения населения 150 стран мира потребовалось для выделения пяти взаимосвязанных и влияющих друг на друга составляющих Well-being: здоровье, профессия, финансы, социальные связи и общественная вовлеченность. Иными словами Well-being означает состояние или объективную ситуацию, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого, например, устойчивость материального положения, профессиональное и карьерное развитие, крепкое здоровье, гордость за свой вклад в жизнь общества — взаимосвязь этих элементов.

Естественно, что сотрудник, находящийся в состоянии благополучия, не нуждается в постоянном повышении вовлеченности и реализации прочих инициатив в области управления персоналом, так как он эмоционально и физиологически здоров и видит перспективы своего профессионального развития в организации. А высокий уровень мотивации и удовлетворенность своим положением позволяют ему полностью погрузиться в трудовой процесс без высокого риска воздействия негативных внешних факторов. Счастливые и процветающие сотрудники — это не только эффективность их деятельности, но и высокая привлекательность компании на рынке.

К тому виду, в котором существует Well-being в настоящее время компании пришли не сразу, а поэтапно:

Well-being 1.0 или фокус на здоровье — традиционная программа благополучия, включающая в себя финансовые стимулы для скрининга здоровья, предоставление данных о физической активности.

Следующим этапом усовершенствования программы благополучия стал — Well-being 2.0 или финансовое благополучие. Дополнительной функцией стала реализация образовательных программ, помогающих сотрудникам понять, как управлять финансами и совершать накопления денежных средств, в том числе более успешно выходить на пенсию.

На сегоднящий день практикуется Well-being 3.0 или индивидуальное ценностное предложение — комплексное внимание к человеку через заботу о его финансах, здоровье, эмоциях и социальных взаимосвязях. Такие программы осуществляют индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом его потребностей [6].

Каждая организация измеряет уровень благополучие по критериям, которые подходят их компании. Но существуют основные составляющие, включенные почти во все системы измерения благополучия [21]. Tom Rath и Jim Harter («Gallup») описали элементы, выходящие за пределы стран и культур, и факторы, на них влияющие, включая карьерное, социальное и финансовое благополучия; благополучие, связанное с общественной вовлеченностью и физическое благополучие (рис. 1) [16].

Рис. 1. Пять элементов благополучия человека по версии «Gallup»

Карьерное благополучие подразумевает удовлетворенность работой, логичность и прозрачность построения карьеры, увлеченность и наличие мотивации для достижения своих целей, возможность профессиональной и личностной самореализации. Благополучие в социальной сфере — это соблю-

дение баланса личной жизни и работы, атмосфера доверия и уважения, работа в команде единомышленников. Финансовое благополучие определяет финансовое состояние — достойная оплата труда, финансовая грамотность, готовность к выходу на пенсию, формирующие финансовую независимость человека — экономические составляющие его жизни, его определенная защищенность, в том числе в трудных жизненных ситуациях. Благополучие, связанное с сообществом, рассматривается как возможность внести свой вклад, помогать и приносить пользу другим. Этот элемент, по мнению «Gallup», определяет разницу между хорошей и великолепной жизнью. Люди счастливы работать в компаниях, принимающих участие в решении социальных проблем общества. Корпоративное волонтерство является одним из возможных путей формирования данного благополучия. Физическое благополучие — хорошее здоровье, физическая активность, достаточное количество энергии для ежедневных дел, правильное питание и достаточное количество сна, доступ к качественному медицинскому обслуживанию.

Как Well-being влияет на человека/ сотрудника, HR и бизнес-результаты компании?

Результаты исследований последнего десятилетия, в которых представлены обоснования и выведены корреляции благополучия, HR и бизнес-показателей ошеломляют своими цифрами.

У сотрудников с высоким уровнем благополучия на:

- 300% выше инновационность (HBR);

- 125% меньше выгорание (HBR);

- 88% большая вовлеченность (Limeade);

- 66% меньше дней, пропущенных по болезни (Forbes);

- 51% ниже уровень текучести (Gallup);

- 43% выше продуктивность (Hay group/ Korn Ferry).

В современном мире поддержание благополучия сотрудников рассматривается как средство достижения организационной эффективности. По результатам другого исследования, реализация программ, связанных с благополучием сотрудников, влияет на вовлечение сотрудников (86%), организационный имидж (82%), общее благополучие (78%), набор и удержание (76%), рост производительности труда (76%) [20].

Эффективность бизнеса Рис. 2. От хорошего здоровья к благополучию и производительности

Исследование «Willis Towers Watson» [13] показало, что компании с более высоким уровнем благополучия сотрудников имеют лучшие бизнес-результаты: достигают в 2 раза более высокого уровня вовлеченности сотрудников, более высокого дохода на 1 работника, более низких затрат на здравоохранение, меньше потерянных дней и на 70% меньше «стрессовых сотрудников». По данным этой же компании 72% сотрудников не дают нужных результатов из-за морального истощения, 59% сотрудников остаются непродуктивными из-за проблем в семье, 71% сотрудников считают, что корпоративные программы здоровья не соответствуют их потребностям. А затраты компаний Европы на борьбу со стрессом составляют порядка $650 млрд [5].

В США из-за финансовой неграмотности страдают около 40% взрослого населения, а финансовый стресс снижает производительность на $250 долларов в год.

Джош Берзин выразил движение от хорошего здоровья к благополучию и производительности в своем докладе [11].

Таким образом, задача формирования программ комп-лексного благополучия сотрудников, является актуальной для компаний, заинтересованных в повышении производительности труда и сокращении затрат и заботящихся об эмоциональном и физическом здоровье своих сотрудников [6].

Как сформировать системный подход к Well-being в компании?

Великолепная динамическая модель взаимосвязанных элементов, влияющих друг на друга — рабочей обстановки на счастье, а общего благополучия на результаты работы и формирующих благополучие, представлена в исследовании «Nef» [14] (рис. 3).

Другая динамическая модель — благополучия на работе, содержит четыре драйвера, формирующих благополучие, рис. 4 [14].

Опыт работы людей (как они себя чувствуют) зависит от их деятельности на работе, которая в свою очередь зависит от двух составляющих — личных ресурсов и организационной поддержки. Изогнутые стрелки демонстрируют влияние опыта работы на состояние личных ресурсов так же, как деятельность на работе обеспечивает организационную систему. Значения в кругах — пример измерения в конкретной компании.

Таким образом, оба рисунка демонстрируют зависимость благополучия от того, как компании заботятся о своих лю-

Рис. 3. Динамическая модель благополучия

Рис. 4. Динамическая модель Well-being на работе

дях, когда эта забота возвращается в компанию через личные ресурсы человека, обеспечивающие эффективность и производительность труда.

Для того чтобы система Well-being работала необходим комплексный подход и четкая программа действий. Успешность реализации корпоративных программ благополучия основывается на следующих этапах:

1. Сбор информации о состоянии 5 элементов, формирующих благополучие.

2. Анализ информации — определение индекса благополучия.

3. Планирование показателей благополучия и составление корпоративных программ по повышению его уровня по всем элементам.

4. Реализация программ и так по кругу.

1. Сбор информации о состоянии 5 элементов Well-being.

Данный этап включает опрос сотрудников организации

посредством анкетирования, личных бесед, наблюдения за работой сотрудников и других способов, выявляющих состояние исследуемых показателей. В целях выявления проблемных мест, которые снижают интерес к работе и почему они не приносят больший вклад в достижение результатов компании, чем могли бы проводится оценка не только уровня психологического климата, но также оценка состояния здоровья сотрудников [6].

2. Анализ информации и определение индекса благополучия.

Индекс благополучия — показатель лояльности сотрудников, который позволяет оценить степень удовлетворенности персонала и показать те сферы жизни и работы сотрудника, которые требуют улучшения. Получение индекса благополучия сотрудника достигается путем заполнения опросников сотрудниками о различных аспектах жизни по 5 ключевым направлениям, Опросники могут быть как в виде выбора 1 варианта ответа из нескольких или путем выбора по 100 балльной шкале. После заполнения вычисляется итоговое количество баллов, отражающих уровень удовлетворенности сотрудника в целом и индивидуально по каждой группе факторов [1]. По результатам вычисления индекса благополучия создается программа мероприятий для повышения уровня благополучия сотрудников с учетом сильных и слабых мест [12].

3. Планирование показателей благополучия и составление корпоративных программ по повышению его уровня по всем 5 элементам.

На что можно опираться при планировании показателей — улучшения индекса благополучия? Конечно, на бенч-маркинг — опыт компаний, реализующих данные программы не первый год. Не имея достаточного времени для наблюдения изменений в поведении человека в зависимости от изменения организационной поддержки, безусловно, планиро-

вание не всегда является объективным. По нашему мнению, важен собственный опыт реализации корпоративных программ благополучия, накопленная статистика взаимосвязей с HR и бизнес-показателями. В любом случае, каждой компании предстоит пройти свой путь, опираясь на свое видение и ошибки.

Составление корпоративных программ требует системного и комплексного подхода. Трансформация организационной культуры не проходит быстро, порой занимая до 1,5—2 лет. Следовательно, целесообразно двигаться нарастающим итогом, постепенно вводя культуру заботы о 5 элементах, формирующих благополучие прежде всего с позиции самого человека, подкрепляя организационной поддержкой. Целесообразно сформировать стратегию повышения благополучия на перспективe 2—3 лет, переводя в ежегодные и ежемесячные программы и мероприятия. Реализация плана мероприятий требует серьезной коммуникационной поддержки со стороны HR-менеджмента и руководства всех уровней.

Составление самой программы и перечня мероприятий требует с одной стороны креативности, с другой — четкой просветительской работы по обоснованию для сотрудников нововведений. Технологии и инструменты управления изменениями помогут пережить введение новшеств более спокойно.

4. Реализация программ и анализ результатов.

Для реализации программ целесообразно воспользоваться проектным управлением — привлечение агентов изменений обеспечит большой охват и единовременную реализацию программ. Главное действовать по плану и массово извещать сотрудников о программах. Для этого важно применять различные средства коммуникаций: визуализацию через инфографику и трансляцию видеофильмов, тестовые версии. Не помешает и конкурсная основа, возможно, гейми-фикация.

Важным элементом является своевременная оценка восприятия каждой программы сотрудником. Наблюдения и четкая фиксация всех результатов (использовать чек-листы) поможет провести анализ успешности или неудачного опыта и адаптировать предлагаемые подходы и мероприятия в следующем периоде.

Целью реализации корпоративных программ благополучия является изменение поведения человека — более осознанный подход к личной и профессиональной жизни для улучшения HR и бизнес-показателей, следовательно, необходимо составить свою систему показателей, определив периоды их расчета, ответственных за расчет и методы получения данных.

Бенчмаркинг: практика корпоративного Well-being

Рынок корпоративного Well-being в США демонстрирует взрывной рост — «Global Wellness Institute» оценивал его в $43 млрд в 2017 г., с ростом более 6% в год. Опрос «Wellable» показал, что более 35% компаний инвестируют в этот сегмент [11]. Можно выделить траекторию развития Well-being — с благополучия как пользы для здоровья человека, к благополучию как HR-стратегии, обеспечивающей повышение производительности труда и оптимизацию затрат. Такая стратегия, на наш взгляд, является актуальной — почти две трети сотрудников жалуются на переутомление и стресс, которые негативно влияют на производительность труда.

Для формирования корпоративных программ целесообразно изучать опыт формирования благополучия, обратимся к наиболее интересным подходам по 5 элементам.

Карьера и развитие

Необходимо создавать в сознании сотрудников понятную систему управления своей карьерой для ощущения прогресса в профессиональной сфере и практических доказательств вклада работника в деятельность компании.

- В «Zappos» сотрудники продвигаются каждые шесть месяцев по карьерной лестнице (при соответствии всем требованиям, необходимым для достижения следующего шага). И как результат, при таком быстром и ощутимом продвижении по карьерной лестнице люди более мотивированы к увеличению своего вклада в работу, так как видят результаты своих трудов уже завтра, а не через несколько лет.

- На фабрике «Петро» (JTI) на встречах с HR-директором и семинарах «О карьере и развитии» детально объясняют и дискутируют о развитии карьеры в современном виде: карьерные траектории; необходимость развития компетенций — hard и soft skills для лучшей самореализации; о трансформации форм обучения и развития на протяжении всей жизни; о том, как происходит формирование кадрового резерва в компании и что нужно сделать, чтобы в него попасть и другие вопросы, связанные с профессиональной жизнью человека, его опытом работы. Такие программы позволили закрыть менеджерские позиции внутренними сотрудниками, а 8% от числа офисных сотрудников воспользовались ротацией по своей инициативе.

- Для более эффективной проработки приобретаемых новых навыков проводятся подвижные деловые игры, направленных на отработку методов принятия решений в производственном или управленческом процессе, а также на повышение уровня знаний о производственных процессах на предприятии [15].

Социальное благополучие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В социальной жизни сотрудников компании особое внимание должно уделяться душевному комфорту и личной жизни сотрудников. Немаловажно сформировать в организации атмосферу доверия, поддержки и важности социального счастья каждого сотрудника. Согласно результатам исследования «Gallup», человек должен взаимодействовать с окружающими как минимум шесть часов в день (оффлайн и онлайн) [19].

Для этого применяются различные инструменты:

- Внедрение гибкого графика — организация труда, предусматривающая самостоятельный выбор сотрудником время работы. Такой инструмент используется для соблюдения баланса личной жизни и работы, для того чтобы люди могли больше времени проводить с семьей, отдыхать, заниматься хобби — получать больше энергии для выполнения рабочих задач.

- Корпоративные мероприятия семейного формата — эффективное средство для повышения значимости работы вашего сотрудника в глазах его семьи. Нередко супруги не понимают специфику работы друг друга, из-за чего иногда происходят конфликтные ситуации. После Family Day родственники, как правило, кардинально пересматривают свое отношение к работе члена семьи и, по совместительству, работника компании [4].

- Международная табачная компания «Japan Tobacco International» использует в своей системе Well-being семейные программы. Для всех сотрудников и их детей предлагаются различные туры или курсы. Это могут быть путевки в зарубежные теплые страны, так и курсы, проходящие в другой стране в целях изучения языка.

Также в этой компании есть медицинская страховка для членов семьи сотрудников, материальная помощь при появлении детей, билеты в театры и музеи, предоставление льготного посещения фитнес-клубов и салонов красоты.

- «Программа помощи сотрудникам», в рамках которой любой сотрудник и его близкие могут получить психологические консультации и помощь набирает обороты особенно в случившейся ситуации с карантинами и переходами на удаленную работу [16].

Финансы

В системе благополучия также важно уделять внимание финансовому благополучию сотрудников. Программа мероприятий направлена на материальную мотивацию сотрудников, на возможность обеспечить каждому достойный уровень жизни. С этой целью компании проводят следующие мероприятия:

- По данному направлению «Japan Tobacco International» разработала программу пенсионных накоплений. Формула, которую в компании называют «4 + 4 = 12» такова: 4% от зарплаты каждому сотруднику предоставляет компания. Если сотрудник вкладывает 4% зарплаты сам, то компания добавляет к его накоплениям еще столько же. Таким образом, у сотрудников есть возможность ежемесячно откладывать проценты от заработной платы на пенсионные накопления.

- Помимо этого, в организации с сотрудниками регулярно проводят лекции и семинары, направленные на формирование у них навыка финансового планирования [16].

Среда проживания

По данному направлению многие зарубежные компании предложили мероприятия по улучшению окружения сотрудников в организации, которое очень важно, так как результат работы во многом зависит от атмосферы на рабочем месте и его эргономики.

- Комфортное рабочее место — стремление максимально исключить факторы опасности, шум, грязь, лишние движения, перенапряжение сотрудника и обеспечить его необходимой для работы информацией. Соблюдение эргономики рабочего места, возможности изменить это место «под себя», а также использование безопасных материалов. Все это позволяет заботиться о здоровье сотрудника и быть уверенным в использовании рабочего времени по назначению.

- Освещение в офисе. Исследованием компании «Solar Energy and Building Physics Laboratory» показали, что дневной свет вызывает у сотрудников прилив сил и энергии на протяжении всего дня, создавая хорошие условия для работы. В связи с этим рекомендуется устанавливать в офисах компании большие окна как качественную замену искусственному освещению.

- Климат. Исследования Гарвадского университета показали сильные связи качества климата с эффективностью работы сотрудников. Поэтому существует необходимость регулировать потоки, влажность и температуру воздуха в офисе.

- Озеленение офиса. Исследования университета Кардифа демонстрируют, что наличие растений в офисе, а именно на рабочих местах повышает продуктивность работы сотрудников на 15%, а также снижают стресс и напряжение в течение всего рабочего дня.

- Социальные зоны. Места взаимодействия сотрудников разных подразделений, где они могут обсудить как лич-

ные, так и рабочие моменты. Неформальные перерывы, в процессе которых происходит обмен информацией между различными группами людей повысили продуктивность работы персонала на 10% [18].

Также в сферу «среда проживания» входит качество жизни в доме сотрудника, его дорога от дома до работы, возможности комфортного существования, на которые может повлиять работодатель. Самыми распространенными являются:

- Корпоративный транспорт. Некоторые компании имеют собственный автопарк, состоящий из автобусов, с помощью которого предоставляют сотрудникам безопасный, бесплатный и комфортный проезд от работы до дома и обратно.

- Оплата проезда на общественном транспорте.

- Оплата бензина сотрудникам с личным автомобилем.

- Бесплатная парковка для сотрудников организации.

- Предоставление кредитов для покупки жилья.

Здоровье

Интересным представляется опыт компании «Петро»: в рамках проекта «Худеем сообща» под «надзором» опытного врача-диетолога были сформированы программы питания и физической активности для сотрудников, меню для корпоративной столовой. Результат выразился в участии в программе 36 сотрудников (на следующий год заявлено 50), которые сбросили суммарно 223 килограмма лишнего веса.

Клиника «Альфа Центр здоровья» предлагает компаниям-партнерам следующие программы по управлению здоровьем сотрудников:

- День здоровья в компании. Мероприятие представляет собой полноценное медицинское обследование всех сотрудников организации непрерывно от трудового процесса. Специалисты медицинского центра выезжают в саму компанию, проводят диагностику уровня здоровья каждого сотрудника и по результатам обследования дают индивидуальные рекомендации.

- Полноценные целевые программы, включающие в себя не только комплексную медицинскую диагностику здоровья сотрудников, но также лекции и семинары по наиболее востребованным для организации направлениям. Например: борьба с курением, мотивация к здоровому образу жизни, управлением стрессом на рабочем месте, «здоровый сон». По результатам целевой программы компания получает отчет и статистику о здоровье сотрудников, а также индивидуальные рекомендации и паспорт здоровья.

- «Неа1Ш-реалити» — игры для донесения до сотрудников пользы ведения здорового образа жизни. Данная программа направлена не только на формирование у сотрудников полезных привычек и мотивации к ведению здорового образа жизни, но и на повышение производительности труда. Реалити игры создаются по индивидуальным запросам компании и проводятся в течение определенного периода времени. По результатам игры самые лучшие участники получают материальное и нематериальное вознаграждение [3].

Стресс, получаемый в личной жизни и на работе, является источником ухудшения психологического и физиологического здоровья, что приводит к снижению удовлетворенности, вовлеченности и производительности труда. Стресс-менеджмент позволяет научить сотрудников управлять своими эмоциями и состоянием в условиях стрессогенных факторов.

Компания «ТП» (фабрика «Петро») проводит тренинги для сотрудников офиса и производства, помогающие понять

и управлять причинами, закономерностями возникновения и развития стресса в личной и профессиональной жизни. Особо актуальные темы — как в течение рабочего дня управлять своим настроением, как правильно организовывать отдых и справляться с нарушением биологических ритмов при сменном графике работы, позволяют не только повысить персональную эффективность, но и формировать положительный HR-бренд.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ

Под давлением внешней среды HR-стратегии компаний претерпевают серьезные трансформации. Так, стратегия разнообразия человеческих ресурсов обеспечивает удовлетворенность разных целевых аудиторий контрагентов [7], а развитие удаленных рабочих мест позволяют объединять в команды людей с разных территорий для реализации серьезных проектов [8].

Компаниям, работающим над стратегией развития, целесообразно изучать опыт международных и мультинацио-нальных компаний, среди которых отмечается динамика роста глобальной стратегии Well-being [18]. В 2008 г. глобальную стратегию имели 34% компаний, в 2014 г. — 56%, в 2016 г. уже 69% компаний имели глобальную стратегию со -хранения здоровья, а стратегию в области финансового благополучия (готовность выхода на пенсию — 92% и финансовая грамотность сотрудников — 91%) — 42%. «Культура съедает стратегию на завтрак. «...Она прожорлива, переваривает проекты и инициативы...» — знаменитое высказывание Питера Друкера. Наличие сильной культуры благополучия отмечают 33% работодателей, 83% стремятся к ее формированию, 74% считают культуру ключевым элементом своего ценностного предложения, 52% лидеров поддерживают данную точку зрения.

Большую часть времени человек проводит на работе и уровень его благополучия зависит как от индивидуальной настройки, так и от организационной поддержки, о чем сообщают 72% опрошенных. В пользу организационной поддержки с экономической точки зрения говорит и тот факт, что расходы, связанные с увольнением сотрудника в 2,5 раза выше зарплаты этого человека, так почему бы не инвестировать эти деньги в создание благополучия и сохранять людей в компании? Здоровые, счастливые и высокоэффективные сотрудники, чувствующие организационную поддержку, дольше остаются в компании.

Какими инициативами может быть реализована организационная поддержка? По данным института «Limeade» (Limeade One — платформа, объединяющая решения по обеспечению благополучия, вовлеченности, в том числе в мобильную среду) [10] драйверами формирования благополучия являются: поддержка менеджера (76%); поддержка через организационную культуру — ценности, убеждения и нормы) (72%); поддержка лидерства (70%); стратегическое согласование (70%); команда и коллеги (70%); физическая среда (59%); социальное взаимодействие за пределами команды (57%).

Программа Well-being требует комплексного подхода к применению в организации, так как уделяя внимание только одному направлению, есть риск упустить из вида направление, нуждающееся в немедленной корректировке. Фокус только на одной сфере жизни сотрудника, например, финансы или здоровье упускает целый кластер других ситуаций в жизни персонала, которые могут негативно сказаться на выполнении рабочих задач.

По результатам изучения исследований и опыта компаний, были выведены следующие рекомендации для формирования Well-being:

- Комплексный подход к созданию программы благополучия.

- Регулярное обновление программ.

- Индивидуальный подход к каждому сотруднику в диагностике и разработке рекомендаций к его системе Well-being.

- Сбор информации за все периоды анализа уровня благополучия сотрудника и создание статистики для отслеживания успешности функционирования программы.

- Использование элементов геймификации в целях повышения вовлеченности в процесс внедрения Well-being.

- Применение актуальных HR-Tech по всем 5 элементам Well-being.

Рекомендации обеспечат более эффективный процесс внедрения Well-being в жизнь и позволят сотрудникам расти и развиваться в благополучной организации.

А есть ли будущее у Well-being?

Изученные нами зарубежные исследования демонстрируют доказательную практику влияния уровня благополучия сотрудников на ключевые HR-показатели (текучесть, вовлеченность, заболеваемость, абсентеизм) и бизнес-показатели (производительность труда, рост удовлетворенности клиентов и выручки). Так, «благополучные» сотрудники на 70% меньше подвержены стрессу и различным болезням, а каждый доллар, инвестированный в программы благополучия, экономит $7 на медицинских расходах [9]. Более глубокие результаты исследования потерь компаний и государства от стресса и заболеваемости сотрудников, влияющие на экономические показатели компании, представлены в кейсе «Gallup». Не имея возможности представить все результаты в данном исследовании, мы адресуем менеджмент компаний к более глубокому изучению аналитических материалов, безусловно представляющих интерес [17].

Рынок HR-технологий уже представлен десятками инструментов, платформ, тренировочных программ и аналитических систем, созданных для измерения, мониторинга и улучшения благополучия сотрудников. Формирующийся кластер представлен крупными вендорами:

- «Oracle» в своей системе HCM вкладывается в решение по поддержанию благополучия.

- «Ceridian Dayforce HCM» предоставляет «TeamRelate» — профили, дающие сотрудникам доступ к персональному наставничеству по взаимодействию с другими сотрудниками на основе их личностных качеств. Это обеспечивает улучшение коммуникаций и большую вовлеченность. Тестируется «LifeWorks» — отдельное облачное решение.

- «SAP» работает над схожими проектами.

- «SuccesFactors» запустил новую платформу «Thrive Global» с различными программами обучения благополучию.

- «Inspirus» в сотрудничестве с «Life Dojo», специализирующейся на изменениях в поведении, представили решение «Inspirus Well-being».

- «Virgin Pulse», «CastlightHealth» «Limeadeu» — представители независимых решений предоставляют интеграции с сотнями других систем.

И совершенно ошеломляюще выглядит трансформация подходов к оплате труда — от ежемесячных платежей до моментальных — ежедневных выплат по результатам работы. Вендоры «WePay» «BlueFin», «Achievers», «Fond» предлагают

широкий спектр мгновенной оплаты и варианты вознаграждений и компенсаций.

Не за горами решения, которые на основе анализа больших массивов данных о состоянии человека дадут рекомендации менеджменту компаний по повышению уровня благополучия для снижения рисков несчастных случаев и ухудшения здоровья, следствием чего являются больничные листы и абсентеизм. А сотрудникам дадут полезные инструменты по улучшению самочувствия и осознанности в повышении производительности труда на основе личностных факторов и организационной поддержки.

За 12 месяцев венчурным фондом было вложено в программы благополучия около 1,7 долларов [11].

Рынок решений для снятия стресса и организационной поддержки Well-being оценивается более чем в 40 млрд долларов и активно расширяется во многих направлениях: онлайн оценка состояния человека и обучение; различные формы фитнес-трекинга, разработка диет и программ финансового «оздоровления». Множество быстрорастущих сетевых провайдеров (рынок США) предлагают услуги психологов, наставников, тренеров, коучей, медицинских специалистов — всех, кто способен повлиять на благополучие человека. По словам специалистов, будущее за нишевыми решениями и персонально настраиваемыми программами Well-being. Каталог «CBInsights» содержит более 751 постав -щика велнес технологий.

И, наконец, лучшее подтверждение актуальности управления Well-being в HR-экосистеме 2020 представлено HR-метром — Джошем Берзиным [11], рис. 5. Новые категории HR-Tech, где Well-being находится в единой связке с «Компенсациями, бенефитами и вознаграждениями, обучением

и развитием» и другими составляющими успешность HR-экосистемы.

Открытость мира и бенчмаркинг позволяют изучать опыт лучших и адаптировать его под особенности отечественных компаний любой отрасти и размера. В условиях человеко-центричности, в погоне за привлечением лучших, их удержанием и повышением эффективности, возможно зарождающаяся область Well-being является «эффективным» вектором HR-стратегии и достойна более пристального внимания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь в нестабильном мире накладывает серьезный отпечаток на эмоциональное состояние человека. Стресс в личной и производственной жизни имеет накопительный эффект и влияет на HR и бизнес-показатели — производительность труда, качество продукта и сервиса, рентабельность и затраты, и многие другие. Динамические модели круговорота — влияние организационной поддержки на повышение благополучия и благополучия на личную и профессиональную жизнь требуют серьезного изучения и формирования корпоративных программ. Well-being, наряду с другими программами, является HR-трендом 2020 г. и будет набирать обороты, переводя систему управления благополучием в технологические решения. Системный подход к заботе о сотрудниках, заботе не только об их рабочих пространствах, но и научение отдыхать, входит в практику компаний [2]. Повышение уровня благополучия людей по пяти элементам формирует уникальное ценностное предложение, привлекая и раскрывая потенциал талантливых сотрудников и экономя деньги компании. Доказательная практика под-

Core HR & Payroll

HRMS Payroll

Benefits Administration Self-Service. Case Management Employée Communications Employee Experience platforms

Compensation, Benefits, Rewards

Compensation management Compensation data Compensation benchmarking Conjoint analysis Cash payment cards Social recognition Daily pay and pay advances

Time & attendance Workforce scheduling Productivity and project mgt. Leave management External gig work Internal gig work VMS Vendor management

Integrated Talent Management

Succession management Alumni management Competency models Career management Job redesign

Talent Acquisition

Applicant Tracking Candidate relationship mgmt Onboarding. transition mgmt Sourdng

Candidate assessment Career portals & mgmt Candidate referral Recruitment analytics Video interviewing Job boards

Performance Management

Goal management Succession management Feedback management Managerial assessment Managerial coaching Leadership development

Wellbeing Management

Wellbeing behavior change Wellbeing assessment Wellbeing coaching Wellbeing training and content Wellbeing health networks Wellbeing analytics Financial services and advice Daily pay services

Diversity & Inclusion, Transparency

D&l benchmarking D&l assessment D&l job analysis D&l analytics ERG management

Analytics & Planning

Talent analytics and Al Recruitment analytics Workforce planning HR benchmarking Al and machine learning Organizational Network Analysis Organizational Design Tools Digital performance support

Workplace Productivity

Collaboration and messaging Video and audio collaboration Document management Content management Team management Team project management Financial services and advice Daily pay services

Рис. 5. Новые категории HR-Tech

тверждает необходимость изучать опыт управления благополучием и формировать организационную поддержку сотрудников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильков Д. Идеальный индекс счастья: как измерить лояльность сотрудников к компании. Rubase.ru, 05.08.2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://rb.ru/opinion/ eNPS-is-all-you-need/ (дата обращения 10.04.2020)

2. Вегеш М. Видео-интервью «Как компания Shell помогает сотрудникам справляться со стрессом» [Электронный ресурс]. — URL: https://hr-tv.ru/video/kak-kompanija-shell-pomogaet-sotrudnikam-spravljatsja-so-stressom.html (дата обращения 10.04.2020)

3. Лебедь Ю. Программы заботы о здоровье и благополучии сотрудников, которые работают [Электронный ресурс]. — URL: https://hr-tv.ru/articles/programmy-zaboty-o-zdorove-i-blagopoluchii-sotrudnikov-kotorye-rabotajut.html (дата обращения 10.04.2020)

4. Маскина Н. Фармкомпании взялись за развитие корпоративных well-being программ // Фармацевтический Вестник, 21.06.2019. [Электронный ресурс]. — URL: https:// pharmvestnik.ru/content/news/Farmkompanii-vzyalis-za-razvitie-korporativnyh-well-being-programm.html (дата обращения 10.04.2020)

5. Мельникова Е. Be Well: как счастье сотрудников влияет на работу компании [Электронный ресурс] // NeoH r.ru, 03.07.2017.— URL: https://neohr.ru/korporativnaya-kultura/ article_post/be-well-kak-schastye-sotrudnikov-vliyayet-na-rabotu-kompanii (дата обращения 10.04.2020)

6. Миронова Л. Что такое «Well-being»? [Электронный ресурс] // HR-Portal, 15.11.2019. — URL: https://hr-portal.ru/ blog/chto-takoe-well-being (дата обращения: 10.04.2020)

7. Нагибина Н.И., Имамутдинова О.Р., Дятлова А. А. Удаленная работа: эволюция, анализ, перспективы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019 — Том 8. — № 4. — С. 50-59.

8. Нагибина Н.И, Могильникова В.А. Управление разнообразием человеческих ресурсов как фактор конкурентоспособности компании // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. -2019. — Т. 8. — № 4. — С. 66-73.

9. Смурова Н. Презентация продукта «Lifeaddwiser». Новые технологии в измерении и улучшении благополучия сотрудников, и компании, 21.03.2018. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.apkit.ru/files/HR_APKIT_ Lifeaddwiser.pdf (дата обращения 10.04.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 2016 Well-Being & Engagement Report. Limeade.com, [Электронный ресурс]. — URL: https://www.limeade.com/ wp-content/uploads/2016/11/QW-LimeadeWellBeing EngagementReport-final.pdf (дата обращения 10.04.2020)

11. Bersin J. HR Technology Market 2019: Disruption Ahead. [Электронный ресурс]. — URL: https://oliver-dev.s3. amazonaws.com/2019/01/27/12/54/25/916/Tech_Disruptions. pdf (дата обращения 10.04.2020)

12. Florentine S. How to track employee well-being as a KPI. Publishing house «Open systems», 6.02.2017. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cio.com/article/3166010/how-to-track-employee-well-being-as-a-kpi.html (дата обращения 10.04.2020)

13. Integrated Wellbeing. Willis Towers Watson Best Practices in Health Care Survey Report, 2018. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.willistowerswatson.com/en-US/insights/ 2018/12/best-practices-in-healthcare-2018-next-steps (дата обращения 30.01.2020)

14. Jeffrey K., Mahony S., Michaelson J., Abdallah S. Well-being at work. A review of the literature. New Economics Foundation

(NEF). [Электронный ресурс]. — URL: https://www. nefconsulting.com/our-services/strategy-culture-change/ wellbeing/ (дата обращения 10.04.2020)

15. Ralph van den Bosch, Toon WTaris, The authentic worker's well-being and performance: the relationship between authenticity at work, well-being, and work outcomes. Read by QxMD, 2014. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate. net/publication/265212283_The_Authentic_Worker's_Well-Being_and_Performance_The_Relationship_Between_ Authenticity_at_Work_Well-Being_and_Work_Outcomes (дата обращения 10.04.2020)

16. Rat T., Harter J. Well-being: The Five Essential Elements. Gallup Press; First Printing edition) 240 pages. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gallup.com/press/176624/ wellbeing-five-essential-elements.aspx%20(%D0%B4% D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1% 80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D1%8F%2010.04.2020 (дата обращения 10.04.2020)

17. Robison G. The Business Case for Weel-Being. Business Journal, 9.06.2010. [Электронный ресурс]. — URL: https:// news.gallup.com/businessjournal/139373/Business-Case-Wellbeing.aspx (дата обращения 10.04.2020)

18. Seymour A., Dupre K. Advancing employee engagement through a healthy workplace strategy. Read by QxMD, 2008. [Электронный ресурс]. — URL: https://read.qxmd.com/read/ 18325167/advancing-employee-engagement-through-a-healthy-workplace-strategy (дата обращения 10.04.2020)

19. Well-being. Gallup Topic. [Электронный ресурс]. — URL: https://news.gallup.com/topic/category_wellbeing.aspx (дата обращения 10.04.2020)

20. Working Well: A Global Survey of Workforce Wellbeing Strategies. 2016 Xerox Corporation, 2016. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.globalhealthyworkplace.org/ casestudies/2016_Global_Wellbeing_Survey_Executive-Summary.pdf (дата обращения 10.04.2020)

21. Zammuner V.L, Galli C. Wellbeing: causes and consequences of emotion regulation in work settings. Read by QxMD, 2005. [Электронный ресурс]. — URL: https://read.qxmd.com/ read/16194815/wellbeing-causes-and-consequences-of-emotion-regulation-in-work-settings (дата обращения 10.04.2020)

REFERENCES

1. Vasil'kov D. Ideal'nyj indeks schast'ya: kak izmerit' loyal'nost' sotrudnikov k kompanii [Ideal index of happiness: how to measure employee loyalty to the company. Rubase.ru, 05.08.2019]. 2019. Available at: https://rb.ru/opinion/eNPS-is-all-you-need/ (accessed 10 April 2020).

2. Vegesh M. Video-interv'yu "Kak kompaniya Shell pomogaet sotrudnikam spravlyat'sya so stressom". HR-tv.ru, 26.09.2018 [Video interview "How Shell helps employees cope with stress". HR-tv.ru, 26.09.2018]. Available at: https://hr-tv.ru/video/kak-kompanija-shell-pomogaet-sotrudnikam-spravljatsja-so-stressom.html (accessed 10 April 2020).

3. Lebed' Yu. Programmy zaboty o zdorov'e i blagopoluchiisotrudnikov, kotorye rabotayut. HR-tv.ru, 18.02.2019 [Programs of health care and wellbeing of employees who work. HR-tv.ru, 18.02.2019]. Available ar: https://hr-tv.ru/articles/programmy-zaboty-o-zdorove-i-blagopoluchii-sotrudnikov-kotorye-rabotajut.html (accessed 10 April 2020).

4. Maskina N. Farmkompanii vzyalis'za razvitie korporativnyh well-being programm. Farmacevticheskij Vestnik, 21.06.2019 [Pharmaceutical companies took up the development of corporate well-being programs. Pharmaceutical Bulletin, 21.06.2019]. Available at: https://pharmvestnik.ru/content/news/Farmkompanii-vzyalis-za-razvitie-korporativnyh-well-being-programm.html (accessed 10 April 2020).

5. Mel'nikova E. Be Well: kak schast'e sotrudnikov vliyaet na ra-botu kompanii. NeoHr.ru, 03.07.2017 [Be Well: how employee happiness affects the company's performance. NeoHr.ru, 03.07.2017]. Available at: https://neohr.ru/korporativnaya-kultura/article_post/be-well-kak-schastye-sotrudnikov-vliyayet-na-rabotu-kompanii (accessed 10 April 2020).

6. Mironova L. Chto takoe \"Well-being\"?HR-Portal, 15.11.2019 [What is "Well-being"? HR-Portal, 11/15/2019]. Available at: https://hr-portal.ru/blog/chto-takoe-well-being (accessed 10 April 2020).

7. Nagibina N.I., Imamutdinova O.R., Dyatlova A.A. Udalennaya rabota: evolyuciya, analiz, perspektivy [Remote work: evolution, analysis, perspectives]. Upravleniepersonalom i intellektu-al'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. V. 8, I. 4, INFRA-M Publ., 2019, pp. 50-59.

8. Nagibina N.I, Mogil'nikova V.A. Upravlenie raznoobraziem chelovecheskih resursov kak faktor konkurentosposobnosti kompanii [Managing the diversity of human resources as a factor in the company's competitiveness]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. V. 8, I. 4, INFRA-M Publ. 2019, pp. 66-73.

9. Smurova N. Prezentaciya produkta "Lifeaddwiser" — Novye tekhnologii v izmerenii i uluchshenii blagopoluchiya sotrudnikov, i kompanii, 21.03.2018 [Presentation of the product "Lifeaddwiser" — New technologies in measuring and improving the well-being of employees and the company, 03/21/2018]. Available at: http://www.apkit.ru/files/HR_APKIT_Lifeaddwiser. pdf (accessed 10 April 2020).

10. 2016 Well-Being & Engagement Report. Limeade.com [Elekt-ronnyj resurs]. Available at: https://www.limeade.com/wp-content/uploads/2016/11/QW-LimeadeWellBeingEngagement-Report-final.pdf (accessed 10 April 2020).

11. Bersin J. HR Technology Market 2019: Disruption Ahead. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://oliver-dev.s3.amazon-aws.com/2019/01/27/12/54/25/916/Tech_Disruptions.pdf (accessed 10 April 2020).

12. Florentine S. How to track employee well-being as a KPI. Publishing house «Open systems», 6.02.2017. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.cio.com/article/3166010/how-to-track-employee-well-being-as-a-kpi.html (accessed 10 April 2020).

13. Integrated Wellbeing. Willis Towers Watson Best Practices in Health Care Survey Report, 2018. [Elektronnyj resurs]. Avail-

able at: https://www.willistowerswatson.com/en-US/insights/ 2018/12/best-practices-in-healthcare-2018-next-steps (accessed 10 April 2020).

14. Jeffrey K., Mahony S., Michaelson J., Abdallah S. Well-being at work. A review of the literature. New Economics Foundation (NEF). [Elektronnyj resurs]. Available at: https:// www.nefconsulting.com/our-services/strategy-culture-change/ wellbeing/ (accessed 10 April 2020).

15. Ralph van den Bosch, Toon W Taris, The authentic worker\'s well-being and performance: the relationship between authenticity at work, well-being, and work outcomes. Read by QxMD, 2014. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.research-gate.net/publication/265212283_The_Authentic_Worker\'s_ Well-Being_and_Performance_The_Relationship_Between_ Authenticity_at_Work_Well-Being_and_Work_Outcomes (accessed 10 April 2020).

16. Rat T., Harter J. Well — being: The Five Essential Elements. Gallup Press; First Printing edition) 240 pages. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.gallup.com/press/176624/ wellbeing- five- essential- elements. aspx%20(%D0%B4%D0% B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80% D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F% 2010.04.2020 (accessed 10 April 2020).

17. Robison G. The Business Case for Weel-Being. Business Journal, 9.06.2010. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://news. gallup.com/businessjournal/139373/Business-Case-Wellbeing. aspx (accessed 10 April 2020).

18. Seymour A., Dupre K. Advancing employee engagement through a healthy workplace strategy. Read by QxMD, 2008. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://read.qxmd.com/ read/18325167/advancing-employee-engagement-through-a-healthy-workplace-strategy (accessed 10 April 2020).

19. Well-being. Gallup Topic. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://news.gallup.com/topic/category_wellbeing.aspx (accessed 10 April 2020).

20. Working Well: A Global Survey of Workforce Wellbeing Strategies. 2016 Xerox Corporation, 2016. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.globalhealthyworkplace.org/casestudies/ 2016_Global_Wellbeing_Survey_Executive-Summary.pdf (accessed 10 April 2020).

21. Zammuner V.L, Galli C. Wellbeing: causes and consequences of emotion regulation in work settings. Read by QxMD, 2005. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://read.qxmd.com/ read/16194815/wellbeing-causes-and-consequences-of-emotion-regulation-in-work-settings (accessed 10 April 2020).

Горяев T.

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ БОССОВ. ЖЕСТКИЕ И ЧЕСТНЫЕ УРОКИ УПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ ВЫУЧИТЬ НА ЧУЖОМ ОПЫТЕ

М.: Альпина Паблишер, 2020, 328 с.

«Шпаргалки для боссов» — книга, основанная на российском, причем (что кажется совершенно невероятным) успешном предпринимательском опыте. Опыте масштабного производства продукта на до отказа забитом рынке страны. Опыте, успешность которого невозможно объяснить ни наличием газовой трубы в Новом Уренгое, ни покровительством властных структур.

На примере конкретных кейсов из собственной практики автор правдиво и иронично разбирает ключевые вопросы предпринимательства: выбор цели и постановку задач, воспитание корпоративных ценностей и определение маркетинговых доминант, выработку стратегии и действия руководителя в постоянно меняющейся и совсем недружелюбной внешней среде.

Многолетняя история успеха концерна «Калина», ставшие легендарными управленческие заповеди Тимура Горяева, искреннее желание автора помочь всем тем, кто решил заниматься своим делом, — все это делает книгу полезной для всех управленцев и топ-менеджеров, но прежде всего для той особой и очень редкой породы свободных людей — предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.