Научная статья на тему 'Web-quest на уроках географии'

Web-quest на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. Н. Горбатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Web-quest на уроках географии»

WEB-QUEST НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ О.Н. Горбатова

Гимназия № 27 им. Героя Советского Союза В.Е. Смирнова, г. Барнаул

Благодаря динамичному развитию компьютерных технологий и всемирной сети Интернет психолого-педагогическая наука обогатилась появлением такого феномена, как процесс киберсоциализации человека, а также связанных с ним понятий «киберпедагогика», «технологии киберпедагогики» и т.д. [1]. Социализация личности в киберпространстве, как считает В.А. Плешаков [2], это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности». Киберпедагогика, по его мнению, представляет собой «отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающую, специально организованную, целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий» [2]. Существует ряд негативных последствий процесса киберсоциализации школьников. Поэтому достаточно актуальным является поиск средств, методов, технологий использования социально-педагогического потенциала Интернета как фактора, позволяющего создать условия для позитивной социализации школьников.

В.А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них -это технология получения информации. о мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целенаправленности обучения; обучающийся сам определяет режим получения информации, ее количество и др. В такой модели компьютерная и цифровая техника выступают в качестве источника информации, знаний, информационных умений, навыков, компетенций, развлечений и др. По нашему мнению, одним из средств реализации выше названной технологии является учебный Web-quest, представляющий собой проблемное задание c элементами ролевой игры (оформленный в виде программы, сайта и т.д.). Для выполнения задания школьник должен использовать информационные ресурсы Интернета. Известно, что дети с удовольствием играют в сети, задача учителя -перенаправить детский интерес, когда став героями занимательного учебного Web-quests, школьники пробуют себя в решении образовательных задач.

Следует отметить, что в настоящее время существуют лишь единичные примеры созданных учителями Web-quesfов. Такую ситуацию можно объяснить тем, что педагоги часто не знакомы с приемами написания сценария Web-quests, затруднения вызывает и воплощение сценария в компьютерную программу.

C целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области использования ресурсов Интернет, в частности, электронных образовательных ресурсов сети, нами был создан сайт «ЭОР в работе учителя географии» [4]. Благодаря страницам сайта учителя знакомятся с электронными образовательными ресурсами по географии, критериями отбора и результативности использования ЭОР, могут размещать собственные методические материалы, имеют возможность сетевого взаимодействия, знакомятся с новостями в области применения ЭОР в образовании, важнейшими географическими событиями, информацией по конкурсным мероприятиям. Одна из страничек сайта посвящена методике создания Web-quests. Здесь пользователь может найти примеры веб-квестов, информацию о том, как написать сценарий. Пример сценария географического Web-quest^.

1. Название веб-квеста - Анаморфозы: что это такое?

2. Автор - Горбатова О.Н., gorbatovaon@rambler.ru.

3. Общие сведения.

- тема урока - Методы географических исследований

- предметная область - география, 11 класс, профильный уровень.

Соответствие требованиям ФГОС нового поколения

Личностные результаты:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Метапредметные результаты:

- личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание;

- регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, контролировать и корректировать свою деятельность;

- познавательные УУД: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

- владение навыками познавательной рефлексии;

- коммуникативные УУД (умение продуктивно общаться и взаимодействовать).

Предметные результаты:

- приводят примеры географических методов изучения окружающей среды;

- объясняют суть картографических методов исследования, специфику работы с анаморфированными изображениями;

- составляют характеристики территорий, используя анаморфированные изображения.

ЦОР: www.worldmapper.org, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173,

http://www.sociomost.com/viewtopic.php?f=18&t=585&p=15717&sid=0a500dec78ded9df6d4893 Ь05Ш&Щ http://www.priroda.su/item/548.

Необходимые дополнительные ресурсы для выполнения задания: атлас по географии 10 класс.

4. Введение. «Однажды встретились два географа: Иван Иванович и Петр Петрович. Иван Иванович не любил ничего нового, придерживался старых правил. А Петр Петрович всегда хватался за новое, работал с интересом, проявлял творчество. Завязался у них научный спор о картах. Иван Иванович говорил, что на карте всегда должны соблюдаться размеры территорий в масштабе, обязательно должны присутствовать параллели и меридианы. А Петр Петрович доказывал обратное и даже привел для сравнения карты-анаморфозы».

5. Задание. Приведите доводы в защиту точки знания того и другого географа.

6. Ресурсы.

Для Ивана Ивановича: школьные атласы. Изображения земной поверхности и их использование. Карта как «язык» географии - http://www.fcior.edu.ru/card/1371/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-karta-yazyk-geografii-i1.html. Изображения земной поверхности и их использование; условные знаки и масштаб карты -http://www.fcior.edu.ru/card/1187/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-uslovnye-znaki-i-mastshab-karty-i1.html. Условные знаки на географической карте -http://www.fcior.edu.ru/card/22370/uslovnye-znaki-na-geograficheskoy-karte-prakticheskie-zadaniya.html.

Для Петра Петровича: ресурсы сайтов: www.worldmapper.org, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173,

http://www.sociomost.com/viewtopic.php?f=18&t=585&p=15717&sid=0a500dec78ded9df6d4893 Ь05ШйЩ http://www.priroda.su/item/548.

7. Отчет.

Работу представьте в виде презентации PowerPoint. Какова ваша точка зрения на проблему? Всегда ли обычные карты достаточно информативны и удобны для получения информации? Как сделать картографическое изображение еще более наглядным и доступным для анализа? Оценка работы: наглядность, доказательность результатов, умение вести дискуссию, защищать свою точку зрения.

8. Порядок работы.

Слушатели, выбравшие себе одну и ту же роль, могут объединиться в микрогруппы. После работы с источниками информации ученики должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.

9. Заключение.

Какие личностные, метапредметные и предметные результаты может дать школьникам работа с анаморфированными изображениями? Предложите методы использования карт-анаморфоз на уроках географии.

Средством реализации идей киберпедагогики является не только привлечение учащихся к решению уже готовых Web-quests, но и создание таких цифровых образовательных ресурсов совместно со школьниками. С 2008 г. в Барнауле проходит конкурс мультимедиа презентаций по географии «Вместе создаем будущее!». Одним из критериев оценки детских работ является возможность использования презентаций в учебном процессе. С 2013 г. на этот конкурс принимаются и сайты. Далее представлено описание Web-quests «По следам снежного барса» [5], подготовленного нами с ученицей 11-го класса для участия в конкурсе. Этот сайт создан для привлечения школьников к проблеме сохранения исчезающих животных и реализации идей экопросвещения в нашем регионе.

В разделе «Центральное задание» перед школьниками ставится главный вопрос: как сохранить снежного барса, не нарушая интересы разных сообществ? Здесь школьники могут выбрать одну из ролей: скотоводы, ремесленники, сотрудники новой ООПТ, школьники, охотники, экологи и биологи, географы, историки, детективы, дизайнеры, представители министерства природных ресурсов, министерства по туризму, общественной организации. После выбора роли школьникам рекомендуется выполнить соответствующее задание. Например, географы должны составить карту мест обитания ирбиса, а биологи и экологи ответить на следующие вопросы.

- Каковы особенности местообитания снежного барса?

- Какие бывают семьи у ирбиса?

- Для чего снежному коту широкие ноздри, густой пушистый мех, длинный пушистый хвост, сильные задние лапы, незаметный окрас, широкие лапы, небольшие размеры, острые когти и зубы?

- Сравнить снежного барса с его родственниками (рысь, ягуар и гепард) по плану: физические характеристики, места обитания, особенности, помогающие виду выживать, интересные и уникальные черты вида.

Каждая группа заполняет на сайте входную анкету и форму отчета. При выполнении предложенных заданий школьникам помогают разделы сайта: «Обращение снежного барса к людям», «Кратко о снежном барсе», «Памятка друзьям снежного барса», «Видеоматериал», «Фотогалерея», «Литература о снежном барсе», «Полезные ссылки». Раздел «Критерии оценивания» помогает организовать работу. Школьники также могут принять участие в викторине и получить почетное звание «снежный барс».

На заключительном этапе группа представляет свои наработки всему коллективу. Обсуждается главная проблема, поставленная в «Центральном задании», оформляется общий итоговый проект. Это может быть: сайт об ирбисе, разработка молодежного природоохранного мероприятия, создание книжки для малышей или рекомендаций по охране снежного барса.

Вопросы раздела «Результат», которые помогают организовать итоговую рефлексию:

- что нового и интересного ты узнал, чему научился, работая над заданиями Web-quests;

- какие трудности у тебя возникли;

- понравилось ли тебе работать в группе;

- почему ты выбрал эту роль;

- оцени работу своей группы;

- оцени свой личный вклад в общую работу.

Web-quest «По следам снежного барса» был представлен методистам профессионального объединения учителей ЕНД Алтайского края и получил высокую оценку. Апробация электронного образовательного ресурса на уроках географии (8 класс) показала возможность достижения таких метапредметных результатов обучения, как умение:

- выделять из огромного количества информации самое важное;

- легко ориентироваться в разных источниках информации и планировать свою работу с ними;

- аргументированно защищать свою точку зрения;

- успешно работать в группе;

- проявить свои творческие способности;

- представлять результаты своей работы в форме сайта.

В конце занятия дети отметили, что теперь они не смогут безразлично относиться к проблемам окружающей среды и будут стараться привлекать других людей к охране природы.

Опыт автора показывает, что использование Web-quests на уроках географии позволяет педагогу не только достигать планируемых образовательных результатов, но и регулировать процесс киберсоциализации школьников. Важно отметить, что наряду с созданием новых цифровых образовательных ресурсов, педагогам-методистам необходимо разработать и методику результативного применения Web-quest^ в образовательном процессе.

Список литературы

1. Плешаков В.А. Киберсоциализация и духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций: нужна ли нам киберпедагогика? [Электронный ресурс]. - URL: /http://info-alt.ru/2010-11-12-03-52-31.

2. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека от HOMO SAPIENS^ до «HOMO CYBERUS'A» [Электронный ресурс]. - URL: /http://vapleshakov.taba.ru/blog/21875.html.

3. Плешаков В.А. Модели технологий киберпедагогики [Электронный ресурс]. -URL:/http://www.it-

n.ru/board.aspx?cat_no=5686&tmpl=Thread&BoardId=321302&ThreadId=528357&page=0.

4. Сайт «ЭОР в работе учителя географии» [Электронный ресурс]. - URL: https: // sites .google.com/site/ eorvraboteucitel ageografii/home.

5. Web-quest «По следам снежного барса» [Электронный ресурс]. - URL: http://lutocha67.jimdo.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.