Научная статья на тему 'Взыскание налога (сбора) и пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации'

Взыскание налога (сбора) и пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
856
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взыскание налога (сбора) и пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА (СБОРА) И ПЕНИ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА-ОРГАНИЗАЦИИ*

Д. Г. КОРОВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры

"Административное и финансовое право" Всероссийской государственной налоговой академии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

Порядок исполнения постановлений налоговых органов

Постановления для исполнения направляются налоговым органом в соответствующее подразделение судебных приставов по месту регистрации налогоплательщика-организации или налогового агента-организации.

Совершение исполнительных действий по исполнительным документам о взыскании налоговых платежей происходит, в целом, по общим правилам исполнительного производства. Вместе с тем процедуре принудительного исполнения налоговых взысканий присущи определенные процессуально-процедурные особенности, знание и анализ которых представляют существенную практическую ценность.

Следует обратить внимание на вопрос первоочередного обращения взыскания на денежные средства дол жни ка-налогоплательщика. Поскольку постановление налогового органа подпадает под подп. 8 п. 1 ст. 7 федерального закона "Об исполнительном производстве", то в нем не должна содержаться отметка банка о невозможности взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика. Сама процедура взыскания налогов такова, что независимо от возбуждения исполнительного производства к расчетным счетам налогоплательщика остаются предъявленными инкассовые распоряжения налогового органа, а правовой режим постановления налогового органа делает возможным его вынесение только при условии отсутствия на счетах налогоплательщика денежных средств, таким обра-

Окончанис. Начало см.: Бухгалтер и закон. - 2004. - № 9 (69).

зом, взыскание на денежные средства должни-ка-налогоплательщика уже обращено налоговыми органами и повторного обращения взыскания на них со стороны судебного пристава-исполнителя не требуется, поскольку отрицательный результат заранее известен.

Однако исполнительное производство по налоговым взысканиям проходит те же стадии, что и по другим исполнительным документам - возбуждение исполнительного производства, подготовка к совершению исполнительных действий, осуществление исполнительных действий, окончание исполнительного производства.

Так, судебный пристав принимает к исполнению постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика организации и в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении судебный пристав-исполни-тель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и должнику (под расписку или заказным письмом). При этом в случае направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства должнику заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправления.

В целях защиты прав должника и приведения действий по принудительному взысканию налогов (сборов), а также пени в соответствии с законодательством Российской Федерации после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк. Решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника принимается налоговым органом в отношении сумм задолженности, указанных в постановлении налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента организации), по которому судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. Одновременно с принятием решения о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника налоговый орган принимает решение о приостановлении расходных операций по тем счетам налогоплательщика, по которым этого не было сделано ранее, уведомив в установленном порядке налогоплательщика.

Также налоговый орган уведомляет налогоплательщика о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника с предупреждением о необходимости перечисления сумм налогов (сборов), а также»пени, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, на депозитный счет службы судебных приставов (в случае поступления денежных средств на счета должника и направления им в банк соответствующего платежного поручения).

Копия решения налогового органа о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника с отметкой банка о его получении и копия решения о приостановлении расходных операций по тем счетам налогоплательщика, по которым этого не было сделано ранее, незамедлительно направляется соответствующему судебному приставу-исполнителю.

Однако согласно ст. 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок вправе возвратить исполнительный документ взыскателю — налоговому органу, если он был направлен с нарушением срока его предъявления к исполнению либо в случае его несоответствия требованиям, указан-

ным в ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию в налоговый орган. В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения налоговым органом допущенных нарушений, если основанием возвращения явилось невыполнение требований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

После устранения допущенных нарушений постановление налогового органа повторно направляется в службу судебных приставов.

В случае устранения допущенных нарушений в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствует вторичному направлению постановления налогового органа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений.

Однако судебный пристав не может проверять содержание постановления налогового органа по существу и давать правовые оценки таким постановлениям. Он также не имеет права ревизии и контроля за действиями налоговых органов. Для этого есть должник-налогоплательщик, который вправе обжаловать как действия налогового органа, так и действия судебного пристава-исполнителя в суде.

Вместе с тем в порядке межведомственного взаимодействия служба судебных приставов вправе информировать о случаях подобной некомпетенции вышестоящий налоговый орган или предложить самому налоговому органу отозвать данный исполнительный документ в связи с обнаруженными юридическими ошибками.

Таким образом, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем на основании постановления налоговых органов и отказ в принятии этих документов подчиняется общим правилам, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

По истечении установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока добровольного исполнения постановления налогового органа (пяти дней) оно подлежит исполнению подразделением службы судебных приставов в принудительном порядке. И в соответствии сост. 13

Федерального закона "Об исполнительном производстве", п. 3 ст. 47 Н К России исполнительные действия должны быть совершены, требования, содержащиеся в постановлении налогового органа, должны быть исполнены судебным приставом-испол-нителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления налогового органа.

Налоговый орган при совершении исполнительных действий имеет право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Судебные приставы-исполнители осуществляют выход по месту нахождения должника для проверки имущества, на которое может быть обращено взыскание. Также принимаются меры к установлению имущества путем направления запросов в организации, регистрирующие собственность: ГИБДД, учреждение юстиции, земельный комитет; при недостаточности информации дополнительно запрашивают информацию у налоговых инспекций.

Так, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 3.1 и п. 3.3 приказа М НС России и Минюста России "Об утверждении порядку взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный запрос в налоговый орган.

Письменный запрос судебного пристава-исполнителя должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника-юридического лица и его адреса.

Налоговый орган в трехдневный срок со дня получения запроса представляет в установленном порядке судебному приставу-исполнителю требуемую информацию.

В целях ускорения обмена информацией об имуществе должника или об исполнительных

действиях переписка между налоговыми органами и подразделениями службы судебных приставов может осуществляться с использованием электронных средств связи (факс, модем и др.) с применением в отношении конфиденциальной информации средств зашиты информации. При этом оригиналы документов направляются заказным письмом.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон вправе обратиться в налоговый орган, вынесший постановление, или в соответствующий суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о взыскании задолженности по уплате налога (сбора), а также об изменении способа и порядка его исполнения и оказании содействия в исполнении.

В случае подачи жалобы на решения, действия или бездействие налогового органа и его сотрудников исполнительное производство подлежит приостановлению судом, о чем судебный пристав в тред-невный срок сообщает налоговому органу.

В случае отсутствия должника и его имущества по месту нахождения, указанному в исполнительном документе налогового органа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника и его имущества. При установлении должника (его имущества) соответствующие расходы по совершению розыскных действий взыскиваются с должника.

Если в процессе исполнения постановления налогового органа изменилось место нахождения должника, либо выяснилось, что имущество должника, на которое может быть обращено взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для погашения задолженности перед налоговым органом, судебный пристав-исполнитель при наличии у него информации о новом месте нахождения должника либо его имущества незамедлительно составляет об этом акт и не позднее следующего дня после его составления направляет постановление налогового органа вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новому месту нахождения должника либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещает налоговый орган, вынесший постановление.

Постановление налогового органа, направленное службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом-исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу-исполнителю, должно быть принято ими к исполнению. Споры о

месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются.

Взыскание по постановлению налогового органа обращается на принадлежащее должнику имущество в соответствии с требованиями ст. 46 гл. IV и ст. 59 гл. V Федерального закона N9 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом положений п. 4 ст. 47 НК России, за исключением денежных средств, находящихся на расчетных счетах должника в банках, и имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Обращение взыскания на имущество должника состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации.

Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях — одновременно с его вручением.

При принятии решения о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполни-тель не позднее трех дней до даты наложения ареста уведомляет налоговый орган, направивший постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации), о предстоящем аресте имущества должника.

Судебный пристав-исполнитель может отразить в уведомлении обязательность (с учетом территориальности совершения исполнительных действий) присутствия представителя соответствующего налогового органа при совершении исполнительных действий по наложению ареста следующей формулировкой "Прошу обеспечить явку представителя".

При обращении взыскания на имущество, арестованное налоговым органом в порядке ст. 77 НК России, судебный пристав-исполнитель направляет налоговому органу уведомление о снятии ареста.

Налоговому органу рекомендуется не позднее трех дней с момента получения уведомления произвести действия по снятию ареста с указанного в уведомлении имущества.

Арест на имущество должника налагается в порядке, предусмотренном ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Арест и изъятие имущества должника судебный пристав-исполнитель производит в присутствии понятых, в необходимых случаях (по согласованию с налоговым органом) — в присутствии представителя налогового органа, а передачу на хранение, кроме указанных лиц, с участием хранителя.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель извещает руководителя налогового органа о времени и месте проведения описи и ареста имущества для решения вопроса об участии представителя налогового органа при совершении исполнительных действий.

Арест на имущество должника в соответствии с указанием в сопроводительном письме налогового органа просьбы о наложении ареста на соответствующее имущество должника налагается одновременно с вручением должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в остальных случаях- не позднее одного месяца со дня его вручения.

Сведениями о составе и стоимости арестованного имущества должника является акт ареста имущества должника, содержащий перечень видов имущества и его основные характеристики, оценку, произведенную судебным приставом-исполни-телем. В случаях, предусмотренных ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве", отражается предварительная оценка. Отчет специалиста о стоимости имущества направляется дополнительно.

Сведения о сумме требований взыскателя отражаются в справке по исполнительному производству.

Копия уведомления о произведенном аресте направляется в налоговый орган, контролирующий осуществление платежей должником-организацией.

При этом необходимо учитывать, что отложение исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе производить по основаниям, предусмотренным ст. 18 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В случае, если имеет место ликвидация должника-организации в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК России, либо признание юридического лица несостоятельным (банкротом) и ликвидации в порядке Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", все исполнительные документы подлежат направлению налоговым органом для исполнения непосредственно в ликвидационную комиссию либо конкурсному управляющему ликвидируемого юридического лица, о чем судебный пристав извещает налоговый орган.

Судебный пристав производит в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N9 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 23.04.1999 № 459 "О реализации конфискованного и аресто-

ванного имущества" и других нормативных актов оценку имущества должника.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества должника, копии которого направляются должнику и налоговому органу в трехдневный срок со дня вынесения.

Оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, с учетом балансовой стоимости оцениваемого имущества, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

Судебному приставу-исполнителю рекомендуется при проведении оценки имущества, в отношении которого имеются сведения о его стоимости (в том числе полученные из документов бухгалтерского учета должника), руководствоваться этими сведениями.

Если оценка отдельных предметов является затруднительной, либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приста-вом-исполнителем оценки, судебный пристав-ис-полнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.

Затруднительным может считаться случай, когда в распоряжении судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения о стоимости имущества должника.

Должник, оспаривающий оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по назначению специалиста.

В случае получения заключения специалиста, свидетельствующего о несоотЬетствии стоимости оцениваемого имущества стоимости, по которой оно отражено в бухгалтерских документах должника, судебный пристав-исполнитель сообщает об этом налоговому органу в письменной форме с приложением копий соответствующих документов. Налоговому органу в десятидневный срок со дня получения вышеназванных документов рекомендуется принять решение о мерах налогового контроля по факту возможного занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Реализация арестованного имущества осуществляется в двухмесячный срок со дня наложения ареста специализированной организацией, с которой служба судебных приставов заключает соответствующий гражданско-правовой договор о реализации путем продажи его на торгах, а также на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщи-

ка-организации или налогового агента-организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации.

Специализированная организация перечисляет сумму денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества, в соответствии с условиями договора на депозитный счет службы судебных приставов за вычетом сумм издержек, связанных с реализацией арестованного имущества, и сумм вознаграждения в соответствии с договором.

Если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок специализированной организацией, то оно возвращается в службу судебных приставов. В свою очередь судебный пристав-исполнитель предлагает принять нереализованное имущество взыскателю (налоговому органу) в счет суммы долга (или части долга). При отказе налогового органа принять такое имущество, оно возвращается должнику, а постановление — налоговому органу.

Распределение взысканной денежной суммы (в том числе полученной путем реализации имущества должника) производится в соответствии со ст. 77, 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 8 Г Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой ОАО "Разрез "Изыхский".

Судебный пристав-исполнитель в семидневный срок со дня поступления взысканных денежных сумм на депозитный счет подразделения службы судебных приставов перечисляет необходимые суммы, полученные в ходе исполнения постановления налогового органа, на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, указанные в расшифровке задолженности налогоплательщика в разрезе налогов (сборов), пеней с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации, направленной налоговым органом вместе с постановлением о взыскании налога.

Заполнение расчетных документов на перечисление денежных сумм, полученных по результатам исполнения постановлений налоговых органов, на счета по учету доходов соответствующих бюджетов осуществляется строго в соответствии с приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 № БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных

обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Денежные средства, перечисленные после получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (кроме уплаты текущих платежей), учитываются налоговым органом в счет погашения задолженности по исполнительному документу, произведенному в результате деятельности службы судебных приставов. О произведенной оплате налоговый орган уведомляет службу судебных приставов с приложением копий платежных документов.

В случае невозможности исполнения или при частичном исполнении постановления налогового органа судебный пристав-исполнитель оформляет акт о невозможности взыскания по неисполненным требованиям, постановление о возвращении исполнительного документа и постановление об окончании исполнительного документа.

Так, в установленном ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядке судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении данного исполнительного документа в налоговый орган с указанием сведений о мерах, предпринятых судебным приста-вом-исполнителем для поиска имущества должника. Данное постановление утверждает старший судебный пристав.

В постановлении об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отражает название и реквизиты материалов, на основании которых принимается решение об окончании исполнительного производства.

Однако возвращение службой судебных приставов без исполнения постановления налогового органа ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, не является препятствием для повторного направления исполнительного документа в пределах срока его предъявления в службу судебных приставов при наличии у налогового органа информации о месте нахождения должника или его имущества.

В случае предоставления организации права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, а также в иных случаях изменения срока уплаты (в том числе отсрочка, рассрочка) или прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора), а также пени налоговому органу следует принять решение об отмене ранее вынесенного решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации) и направить его с заявлением об отзыве исполнительного до-

кумента в течение трех дней с момента принятия в службу судебных приставов.

Заявление налогового органа об отзыве исполнительного документа содержит ссылки на основания направления заявления. Необоснованный отзыв исполнительных документов налоговыми органами не допускается.

С получением заявления об отзыве исполнительного документа судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в соответствующий налоговый орган, что в соответствии с подп. 2 п. I ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является основанием для окончания исполнительного производства.

Фактически исполненное постановление налогового органа судебный пристав-исполнитель возвращает с отметкой об исполнении в налоговый орган, вынесший данное постановление. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которое и направляет в трехдневный срок со дня его вынесения вместе с исполнительным документом налоговому органу.

Судебный пристав-исполнитель, получив определение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в силу требований ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" передает исполнительный документ конкурсному управляющему и выносит постановление о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство, исполнительный документ по которому передан в ликвидационную комиссию, оканчивается со ссылкой на п. 2 ст. 27, п. 2 ст. 61 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В случае взыскания за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.

Таким образом, рассмотренный выше порядок исполнения постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам с организаций проходит те же стадии, что и по другим исполнительным документам, но с учетом норм НК России и специфики налоговых правоотношений. Данный порядок определен для того, чтобы более четко, подробно и взаимосвязанно отрегулировать процесс взаимоотношения налоговых орга-

нов со службами судебных приставов в целях обеспечения наиболее полного и результативного исполнения налоговых постановлений.

Принудительное исполнение службами судебных приставов постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов за счет имущества организации осуществляется с I января 2000 г. в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, установленных ст. 47 НК России. Однако это становится возможным в соответствии с п. 7 ст. 46 НК России только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента.

Так, в соответствии с подп. 5 п. I ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа является исполнительным документом.

Первый опыт работы службы судебных приставов показал, что деятельность судебных приставов-исполнителей по принудительному взысканию налогов сталкивается с проблемами как правового, так и, в большей степени, экономического характера, решить которые возможно только в результате создания оптимальных моделей взаимодействия между налоговыми органами, представляющими экономические интересы Российской Федерации и Службой судебных приставов, обеспечивающей реализацию мер государствен но-властного принуждения. Следовательно, постановления налоговых органов в настоящее время приобретают все большую значимость и должны находиться на особом контроле в службах судебных приставов. Это связано с огромными размерами взыскиваемых сумм, и тем самым с пополнением соответствующих бюджетов. При этом отмечаются позитивные сдвиги в организации этой работы и взаимодействия с территориальными органами МНС России в службах судебных приставов органов юстиции.

Исходя из квалификации должников по налоговым взысканиям, различны и методы работы с ними, и возможные проблемы. Так, в качестве должников по налогам выступают самые различные организации: новые коммерческие организации, приватизированные промышленные предприятия, муниципальные организации, органы власти. Особняком стоят предприятия сельского хозяйства, энергетического комплекса и предприятия транспорта.

Значительное количество постановлений налоговых органов выносится в отношении коммерческих организаций, созданных в период экономических реформ. Большинство из этих юридических лиц являются так называемыми фирмами-призра-

ками, не имеющими ни денежных средств, ни иных имущественных активов. К моменту получения постановления налогового органа нет, как правило, ни самой фирмы (кроме названия), ни ее имущества. Возможность принудительного взыскания налоговых платежей с подобной организации отсутствует. В этом случае постановление будет возвращено без исполнения. Подобные бесперспективные в плане налоговых взысканий юридические лица обычно известны налоговым органам, поэтому было бы правильным государственным решением не направлять в отношении них постановления в службу судебных приставов с тем, чтобы не загружать судебных приставов-исполните-лей лишней и бесперспективной работой.

Большинство промышленных предприятий Российской Федерации также имеет существенную задолженность по налогам. В данном случае проблема взыскания налогов перестает быть правовой и приобретает экономический характер. Как правило, промышленные предприятия существенно значимы для экономики и социальной сферы своего региона, а нередко и всей России. Стоимость имущественных активов промышленных предприятий зачастую превышает или равна сумме их задолженности. В этом случае при обращении взыскания на имущество предприятия оно теряется как производственная единица и потенциальный налогоплательщик. Вряд ли кому-то выгодно такое решение данной проблемы. Поэтому недопустимо руководствоваться сиюминутными интересами, здесь необходим взвешенный подход и продуманные совместные решения налоговых органов, службы судебных приставов и органов по финансовому оздоровлению.

Возникают проблемы при исполнении постановлений налоговых органов в отношении должников - сельскохозяйственных кооперативов, в части ограничения обращения взыскания на их имущество. Так, жизненная необходимость их существования для всех очевидна, кроме того, имущество, основные средства таких кооперативов не подлежат аресту по закону. При исполнении постановлений в отношении таких должников следует обращать взыскание на имущество с учетом требований Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".

Осложнено исполнение постановлений налоговых органов в отношении муниципальных унитарных предприятий, собственником имущества таких предприятий является администрация района, а имущество передается муниципальным предприятиям в безвозмездное пользование. Вместе с тем действия собственника имущества не правомерны, так как согласно п. 2 ст. 113 ГК России

для муниципальных унитарных предприятий установлено только две формы принадлежности имущества — на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Судебный пристав-ис-полнитель также не вправе обратить взыскание на имущество, находящееся в безвозмездном пользовании. Так, имущество передается в аренду комитетом по управлению имуществом администрации района, которая в свою очередь передает имущество другим организациям. Кроме того, имущество этих организаций составляют предметы и оборудование утилитарного производственного назначения (мусоровозы, экскаваторы, бульдозеры), необдуманный арест и реализация которого может повлечь негативные последствия.

Большинство предприятий имеют задолженность не по своей вине, а получили ее в результате экономической нестабильности в обществе, противоправных действий контрагентов и т. д. Практически все предприятия имеют дебиторскую задолженность, причем немалую долю в ее структуре занимает дебиторская задолженность государства. Именно поэтому имеются и проблемы, связанные с арестом дебиторской задолженности и ее оценкой. Судебному приставу-исполнителю трудно самостоятельно определить степень ликвидности дебиторской задолженности, ее стоимость. Для определения оценки стоимости имущественных прав необходимо привлечение специалиста, что влечет большие затраты. Для оценки специалисты-оценщики требуют по дебиторам копию бухгалтерского баланса поквартально, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности поквартально. Аданные документы дебиторами не представ^ются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективной причиной затруднительного исполнения постановлений налоговых органов является также общая экономическая ситуация в стране, когда невозможность периодичной уплаты налоговых платежей рядом крупных предприятий, приводит к накоплению задолженности в большой сумме, вынесению налоговым органом постановления на взыскание этой задолженности, в связи с чем судебные приставы-исполнители зачастую производят арест всего имущественного комплекса должника.

Все вышесказанное говорит о том, что для решения проблемы собираемости налогов путем применения к должникам принудительных мер необходимо тщательно анализировать ситуацию по налоговым задолженностям, устанавливать более гибкие механизмы их погашения и принимать соответствующие государственные решения.

Вместе с тем имеется еще немало недостатков и упущений, негативно влияющих на эффективность взыскания недоимки, связанных с несогла-

сованностью действий судебных приставов-исполнителей по принудительному взысканию с налоговыми органами и иными органами, участвующими в реализации решений по принудительному взысканию, а в ряде мест — с неоперативностью, проявлениями непрофессионализма, непринятием исчерпывающих мер к выявлению денежных средств и имущества должников и обращению на них взыскания.

Решение задач по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам осложняется также из-за противоречий действующего законодательства, позволяющего налоговым органам совмещать в одном лице функции органа, наделенного правом вынесения постановлений, имеющих силу исполнительных документов, и взыскателя - участника исполнительного производства, отзывать без достаточных оснований и мотивировки свои постановления и предоставлять отсрочки, рассрочки по уплате обязательных налоговых платежей.

Кроме этого, налоговые органы при вынесении и направлении в службу судебных приставов постановлений о взыскании налога (сбора) за счет имущества организации должны учитывать имущественное положение организации, в том числе наличие на балансе такой организации основных средств, товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности и т. д.

Еще одной из проблем исполнения постановлений налоговых органов является направление налоговыми органами постановлений, вынесенных в отношении заведомо неплатежеспособных и отказавшихся от реструктуризации предприятий (исключительно япя получения актов о невозможности взыскания в целях последующего возбуждения процедур банкротства, ликвидации таких предприятий и т. п.), атакже предприятий, в которых отсутствует какое-либо руководство.

Также следует отметить низкую эффективность работы по розыску имущества должника, принадлежащего ему на праве собственности, арест судебными приставами-исполнителями неликвидного имущества, что влечет за собой отказ специализированных организаций от принятия данного имущества на реализацию.

Исполнение затягивается также предоставлением судами отсрочки и рассрочки исполнения по постановлениям налоговых органов, приостановлением исполнительных действий в связи с обжалованием действий судебным приставом-исполнителем. Перерыв в совершении исполнительных действий в связи с принятием указанных решений порою исчисляется годами, а в некоторых случаях и десятками лет.

При аресте имущества третьей очереди, как правило, права должников не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество, и должник не желает самостоятельно зарегистрировать свое право. Для регистрации прав недвижимого имущества судебному приставу-исполнителю необходимо предоставить план земельного участка и план объекта недвижимости. Работы по составлению планов выполняются в течение тридцати дней со дня предварительной оплаты. Все это влечет к большим затратам и затягиванию исполнения.

До настоящего времени существует проблема реализации имущества, связанная с отсутствием свободного доступа покупателей к осмотру арестованного имущества, что затрудняет реализацию имущества и служит основанием к возвращению имущества без реализации, а также отсутствием торгующих организаций в некоторых районах области.

Кроме этого, зачастую возникает вопрос о дальнейшей правовой судьбе арестованного по постановлению налогового органа, но не реализованного имущества. Хотя, согласно закону, нереализованное (непроданное) имущество должника может быть передано в собственность взыскателя, т. е. в собственность соответствующего бюджета. К сожалению, налоговая инспекция не практикует подобные действия, и передача арестованного имущества в собственность государства пока практически отсутствует.

Существует проблема неоднократного предъявления налоговыми органами постановлений на взыскание задолженности по налоговым платежам и сборам, хотя судебными приставами-исполнителями исполнительный документ уже не единожды возвращался ввиду не возможности взыскания в связи с отсутствием имущества и отсутствием самого должника.

Помимо этого, эффективность работы и процент реального исполнения постановлений налоговых и иных специально уполномоченных органов осложняется еще и направлением для исполнения постановлений в отношении должников, длительное время не осуществляющих хозяйственную деятельность, являющихся фактическими банкротами.

В целях устранения вышеперечисленных недостатков следует активизировать работу по взаимо-

действию служб судебных приставов с налоговыми органами. Для этого следует:

проводить совместные совещания служб судебных приставов с налоговыми органами по проблемам исполнения постановлений; обеспечивать ежемесячную сверку расчетов служб судебных приставов с налоговыми органами;

рассматривать результаты исполнения исполнительных документов на совместных оперативных совещаниях;

извещать службами судебных приставов руководителей налогового органа о времени и месте проведения описи и ареста имущества, а также приглашать представителя при совершении исполнительных действий; провести учебу с судебными приставами-испол-нителями по изучению рекомендаций о порядке применения принудительных мер при исполнении постановлений налоговых органов в целях более грамотного исполнения; ужесточить контроль за ходом реализации арестованного имущества и др. Именно в целях взаимодействия и определения порядка исполнения постановлений налоговых органов службами судебных приставов между последними заключаются соглашения. В них предусматривается порядок предъявления постановлений на исполнение, разрабатывается типовая форма постановления, для более полного принятия судебными приставами-исполнителями мер по обращению взыскания на имущество организации-должника налоговыми инспекциями одновременно с постановлением направляется бухгалтерский баланс, предусматриваются ежемесячные сверки данных о количестве постановлений налоговых органов направляемых на исполнение в службу судебных приставов, о результатах исполнения, взысканных суммах и т.д.

Таким образом, основными целями взаимодействия служб судебных приставов и инспекций по налогам и сборам являются повышение эффективности собираемости налогов и сборов, обеспечение принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам. Формы документов, с помощью которых данные органы взаимодействуют, приведены в приложениях I - 4.

Приложение 1

РЕШЕНИЕ № 25 О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА (СБОРА), ПЕНИ И (ИЛИ) ПРИСУЖДЕННОГО ШТРАФА ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА

г. Москва 25 января 2004 г.

В связи с недостаточностью денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента.

(основание. предусмотренное п. 7 ст. 46 НК России)

руководствуясь ст. 31 и 47 ч. 1 НК России, руководитель (заместитель руководителя) _И МНС № 25 по г. Москве_

(наименование налогового органа)

_советник налоговой службы II ранга (Ф.И.О.)_

(классный чин. фамилия, инициалы)

решил:

взыскать налог (сбор), пени и (или) присужденный штраф за счет имущества _ООО "Силуэт" 7725443567/772501001_

(полное наименование налогоплательщика - организации (налогового агента-организации), ИНН/КПП)

в переделах сумм, указанных в требовании от 14.01.2004 г. № 56 об уплате налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК России, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных): налогов (сборов) 145 678,71 руб. пени 14 567,55 руб. присужденных штрафов 1245,45 руб. Всего 161 491,71 руб.

В течение трех дней направить судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества. Настоящее решение вступает в силу с "25" января 2004 г.

Приложение к решению: расшифровка задолженности организации в разрезе налогов (сборов) и иных обязательных платежей с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации.»

Руководитель

(заместитель руководителя) Инспекции МНС России

по__(_)

(наименование субъекта (Ф.И.О.)

Российской Федерации)

М.П.

Вх. №_от_.

Приложение 2

Приложение

к решению N9 _25_

о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества

_ООО "Силуэт" 7725443567/772501001_

(полное наименование налогоплательщика - организации (налогового агента-организации). ИНН/КПП)

НАЛОГИ (СБОРЫ) И ИНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ, ЗАЧИСЛЯЕМЫЕ НА СЧЕТА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Перечень по видам налогов (сборов) Пени, сумма в рублях Присужденные штрафы, сумма в рублях Код бюджетной классификации Код ОКАТО Реквизиты счетов УФК(ОФК), а также ИНН и наименование получателя

вид налога (сбора) сумма в рублях

Неналоговые доходы

Региональный

Местный

Федеральный

Руководитель

(заместитель руководителя) Инспекции МНС России

по__(_)

(наименование субъекта (Ф.И.О.)

Российской Федерации) *

м.п.

Вх. №_от

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве И МНС № 25 по г. Москве г. Москва

Факс (095) 958 25 40 Е - mail: gni77QQ@r77Tпэк»К-Г0§РЭ§-ГУ Internet: http://www.gni.mos.ru 25.01.2004 № 11-07-2765_ на N?_от_._._г.

и

Московское подразделение Службы судебных приставов

Территориальная налоговая инспекция № 25 по г. Москве направляет для исполнения решение и постановление № 25 от 25 января 2004 г. о взыскании задолженности по уплате налога (сбора), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и пени за счет имущества налогоплательщика - ООО «Силуэт» ИНН 7725443567 КПП 772501001 в сумме 161 491 руб. 71 коп.

Дополнительно сообщаем:

1. Юридический адрес должника

2. Ф.И.О. руководителя

3. Ф.И.О. главного бухгалтера

Приложение:

*

1. Сведения о счетах в банках

2. Копия последнего сданного бухгалтерского баланса с приложением (Ф. N9 2)

3. Копия расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности

Руководитель

(заместитель руководителя) Инспекции МНС России

по__(_)

(наименование суФкекта (Ф.И.О.)

Кхсийской Федерации)

М.П.

Вх. N?_от

Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве ИМНС № 25 по г. Москве г. Москва Факс (095) 958 25 40 Е - mail: [email protected]$.гу Internet: http://www.gni.mos.ru 25.01.2004 N9 11-07-2766 на№_or_._._г.

г

Московское подразделение Службы судебных приставов

Заявление

Инспекция МНС N° 25 по г. Москве в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просит наложить арест на имущество должника ООО «Силуэт» ИНН 7725443567 КПП 772501001 одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства.

Руководитель

(заместитель руководителя) Инспекции МНС России по

(наименоыние субъекта (Ф.И.О.)

Российской Федерации)

М.П.

Вх. №_от

Примечание. Все данные организации, указанной выше в приложениях, и адреса с реквизитами являются вымыш ленными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.