Научная статья на тему 'Взгляды российского общества конца XIX начала XX веков на сущность проституции'

Взгляды российского общества конца XIX начала XX веков на сущность проституции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
630
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ДЕВИАЦИЯМ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / АБОЛИЦИОНИЗМ / PROSTITUTION / THE RELATION OF A SOCIETY TO DEVIATIONS / A REGULATION ABOLITIONISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартыненко Надежда Константиновна

Отношение российского общества к проституции в период конца XIX начала XX вв. складывалось, с одной стороны, при традиционной политике государства запрета «непотребства»; с другой, под воздействием начавшегося с середины XIX в. реформирования всего уклада жизни, обострившего социальные противоречия и вызвавшего волну подъема общедемократического движения. При всем многообразии оценок проституции, основанных как на научных данных, так и моралистического толка, в общественном сознании поддерживался сложившийся веками стереотип о ней, как о позорном занятии и социальном зле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мартыненко Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF THE RUSSIAN SOCIETY OF THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

The relation of the Russian society to prostitution in the end XIX the beginnings of XX centuries developed on the one hand at the traditional policy of the state of an interdiction of "sexual dissoluteness»; on the other hand under the influence of XIX century which have begun with the middle of reforming of all way of life which has aggravated social contradictions, and the lifting which has caused a wave of all-democratic movement. At all variety of estimations of the prostitution based as on the scientific data, and moralistic sense, in public consciousness the stereotype which has developed by centuries about it as about shameful employment and social harm was supported.

Текст научной работы на тему «Взгляды российского общества конца XIX начала XX веков на сущность проституции»

УДК 94(47) ББК 63.3(2)51

Мартыненко Н.К.

ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

НА СУЩНОСТЬ ПРОСТИТУЦИИ

Martynenko N.K.

VIEWS OF THE RUSSIAN SOCIETY OF THE LATE XIX - EARLY XX

CENTURIES

Ключевые слова: проституция, отношение общества к девиациям, регламентация, аболиционизм.

Keywords: prostitution, the relation of a society to deviations, a regulation abolitionism.

Аннотация

Отношение российского общества к проституции в период конца XIX - начала XX вв. складывалось, с одной стороны, при традиционной политике государства запрета «непотребства»; с другой, под воздействием начавшегося с середины XIX в. реформирования всего уклада жизни, обострившего социальные противоречия и вызвавшего волну подъема общедемократического движения. При всем многообразии оценок проституции, основанных как на научных данных, так и моралистического толка, в общественном сознании поддерживался сложившийся веками стереотип о ней, как о позорном занятии и социальном зле.

Abstract

The relation of the Russian society to prostitution in the end XIX - the beginnings of XX centuries developed on the one hand at the traditional policy of the state of an interdiction of "sexual dissoluteness»; on the other hand under the influence of XIX century which have begun with the middle of reforming of all way of life which has aggravated social contradictions, and the lifting which has caused a wave of all-democratic movement. At all variety of estimations of the prostitution based as on the scientific data, and moralistic sense, in public consciousness the stereotype which has developed by centuries about it as about shameful employment and social harm was supported.

Для общества конца XIX - начала ХХ вв. острый вопрос о сущности и роли проституции стал одним из наиболее дискуссионных и в ходе обсуждений приобрел еще большую остроту. И если проститутки могли вызывать сочувствие, то само явление, судя по оценке его специалистами как одной из самых отвратительных форм дегуманизации личности, страшном общественном зле, разрушающем социальный порядок, извращающем понятие о свободе чувства, подтачивающем семью, разлагающем народное здоровье и нравственность, источнике прекращения самой жизни, явлении вырождения человечества, в нравственном плане признавалось только негативным. «Излюбленная дочь больших городов» считалась преступлением, порочностью, общественным недугом, социальной патологией.

Так как же в таком случае на самом деле относиться к проституции и проституткам? Дилемма того времени созвучна с современной ситуацией: «Если о проститутках не принято говорить в приличном обществе, как быть с естественным положением, что никакое ремесло, необходимое и полезное не может считаться позорным. Если женщины, принося в жертву себя, свое здоровье и жизнь, оказывают важную услугу мужчинам, мы должны уважать их. Проституция удобна тем, что не требует долгих ухаживаний, прелюдий, не предъявляет претензий к красоте, физическому состоянию и умственному

совершенству мужчин, страдающих определенными комплексами. Не выполняет ли она в таком случае роль компенсатора семейному сексу или альтернативе его?

К проституткам относились с презрением, так как они вступают в половое сношение, в основе которого нет ни любви, нет ни сознания долга и чести, и которое в силу этого происходит между лицами или неизвестными или малоизвестными друг другу. В подобных случаях и причины его заключаются уже в других побуждениях, в числе которых главное место занимают жажда разнообразия полового удовлетворения и приобретение материальных средств.

К проституткам относились сочувственно. Проститутки - тоже люди, у которых есть свои человеческие права, а признание их дегенератками и желтый билет ставят их вне закона.

Общество, исконно подчиняемое государству, в пореформенный период начинает открыто позиционировать себя. К концу XIX - началу XX вв. в отношении противодействий проституции в нем выделились два направления. Первое - объединяло защитников правительственного курса регламентации, их называли регламентистами; второе - объединяло противников государственной регламентации, так называемых аболиционистов. Оба направления притягивали людей разного пола, возраста, профессий, социальной и партийной принадлежности.

Ряды регламентистов составляли в основном сторонники либерально-консервативного и либерального курсов. Регламентисты видели в медико-полицейском надзоре лучшее и единственное средство для обезвреживания проституции. И пока не будет найдена другая система, которая могла бы удовлетворить требования применения разумных и нравственных начал в деятельности учреждений, следящих за взаимным отношением полов, врачебно-полицейский контроль необходим.

Со временем регламентизм трансформировался в неорегламентизм. Учитывая аргументы своих противников, защитники упорядочения вводили новые и новые предложения: о необходимости замены административных мер законодательными

основами; о привлечении к надзору над проституцией органов местного самоуправления; о разграничении медицинской и административной функций; о необходимости первоочередного упора на санитарно-медицинский надзор, об обязательном медицинском освидетельствовании потребителей услуг проституток и т.д.

Ряды аболиционизма составляли в основном сторонники либерального и социал-демократического направлений, последние твердо придерживались позиции крайнего аболиционизма. Аболиционисты доказывали, что регламентация не способствует ни ограждению от возможного венерического заболевания, не спасает проституток ни от насилия со стороны сутенеров, хозяев борделей, ни от произвола покупателей их тел, поэтому призывали к ее отмене путем постепенного уничтожения причин проституции через улучшение социально-экономических условий, развитие нравственности и воспитание молодежи.

Первоначально это движение возникло в Англии, где в 1866 г. сторонники регламентации на основе специального билля о заразных болезнях, добились права доступа полиции нравов в тринадцать военных гарнизонов и портов Соединенного королевства для обязательного периодического освидетельствования и заключения в госпиталь проституток, по оговору любого мужчины в его заражении венерической болезнью. При неподчинении обвиняемая могла оказаться в тюремном заключении до 1 месяца.

Протесты против этого закона положили начало крестовому походу в защиту женщины. Лондонское общество по освобождению женщин из вертепов выдвинуло задачу добиться отмены (abolition) актов заразных болезней.

1 января 1870 г. в «Daily News» появился манифест национальной ассоциации английских дам, призывавший включиться в борьбу против отмены закона о венерических болезнях, дискриминировавшего женщин.

Сразу же после введения этого закона в стране стали создаваться различные ассоциации против регламентации проституции. В короткий срок аболиционизм завоевал в Англии огромную популярность. В его рядах были известные политики, экономисты, духовенство, лидеры рабочего движения: Э. Билс, Г. Спенсер, Д. Стенсфельд, Д. Стюарт, Д. Стюарт Милль, В. Шаен и др. Особенно энергично в этом деле проявила себя жена директора ливерпульского колледжа Ж. Батлер.

В 1874 г. на собрании в Йорке руководители аболиционистского движения решили расширить арену борьбы с врачебно-полицейским режимом за пределы Англии.

В середине 70-х Ж. Батлер во время поездки по Европе во многих местах читала лекции о борьбе с регламентацией. В ноябре 1874 г. она получила поддержку и содействие в Париже со стороны президента палаты депутатов Ж. Симона, нескольких членов муниципального совета и других влиятельных лиц. В Италии ей помогал общественный деятель Д. Натан, при его помощи в движение был втянут ряд выдающихся деятелей страны, а миланскую конференцию 27 января 1875 г. считают исходным пунктом аболиционистского движения в Италии. В Швейцарии аболиционизму также удалось приобрести видных государственных деятелей.

После возвращения Ж. Батлер в Англию была организована Британская и континентальная федерация. 19 марта 1875 г. в Ливерпуле состоялось первое заседание «Federation britannique continentale et generale pour labolition de la police des moeurs».

С 19 мая 1876 г., с образованием специального комитета для борьбы с попытками введения системы регламентации в Нью-Йорке и других местах вне Европы, федерация стала называться не только британской и континентальной, но и «общей». На Лондонском конгрессе 1886 г. было принято наименование «The international abolitionist federation» -«Международная аболиционистская федерация». Ее основные положения выработал Лондонский конгресс 1886 г., которые остались в неизменном виде при пересмотре статутов на пятом, Лионском конгрессе 1901 г.

15 декабря 1875 г. в Швейцарии было положено начало центральному периодическому ежемесячному органу аболиционистской пропаганды «Bulletin Continental» - «Континентальный бюллетень», а с 1902 г. - «Bulletin abolitionniste» -«Аболиционистский бюллетень».

С 17 по 23 сентября 1877 г. в Женеве состоялся первый международный конгресс «Британской континентальной и генеральной федерации», собравший более пятисот делегатов от тринадцати государств.

Второй международный конгресс аболиционистов открылся в Генуе в 1880 г. Была принята специальная резолюция против торговли белыми невольницами.

Третий конгресс аболиционистов собрался в Гааге в 1883 г. и образовал две секции: законодательства и гигиены. На этом конгрессе аболиционисты праздновали относительную победу. Благодаря стараниям многочисленных обществ, энергии и красноречию

Д. Стенсфельда внесенный им Билль об отмене обязательного осмотра проституток был принят английским парламентом 20 апреля 1883 г.1

Впоследствии конгрессы международной аболиционистской федерации собирались в 1886 г. - четвертый в Лондоне, в 1901 г. - пятый в Лионе. В 1913 г. Парижский конгресс снова привлек внимание широких общественных кругов к легко забываемым законодателями мужского пола интересам униженных жертв общественного темперамента2.

Под влиянием аболиционистских идей в 1886 г. были отменены акты о надзоре за проституцией в Англии, система регламентации в Норвегии, почти повсеместно в Голландии и Дании и в некоторых кантонах Швейцарии. Во Франции парижское

1 Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. - СПб., 1888. - С. 5.

2

Законопроект об отмене врачебно-полицейского надзора за проституцией и закрытии притонов. -

СПб., 1913. - С. 12.

общество практической медицины в прениях по вопросу регламентации 1 марта 1888 г. в медицинской академии приняло резолюцию против института полиции нравственности, а внепарламентская комиссия по изучению вопросов, относящихся к режиму нравов, в 1908 г. предоставила правительству обстоятельный законопроект об упразднении домов терпимости и отмене института полиции нравов.

В 1888 г. в Финляндском сейме аболиционистами была внесена петиция об отмене регламентации, которую передали в особую комиссию для подробного рассмотрения3.

Российский аболиционизм берет свое начало с появления в 1879 г. секции федерации аболиционистов в Финляндии, в Гельсингфорсе. В 1885 г. из Стокгольма в Финляндию сочувствующими движению была приглашена госпожа Андерсон (Anderson Meyerheim), которая провела ряд публичных лекций, посетила Санкт-Петербург. Защитниками аболиционизма в России выступали Д.Д. Ахшарумов, Д.Н. Жбанков, П.В. Никольский,

В.П. Окороков, М.И. Покровская, М.И. Стуковенков, А.И. Якобий, по их убеждению российскому обществу следовало бы позаботиться не об упорядочении проституции, а о полном ее запрете.

Оппонируя аболиционистам, регламентисты выдвигали свои доводы: сознательную аболиционистскую проповедь свободы проституции следует считать преступной слабостью, недостойною истинных друзей человечества4; движение аболиционизма угрожает успешному преобразованию регламентации, поэтому движение может оказаться пагубным с точки зрения интересов здравой политики в отношении к проституции, это учение, по глубокому убеждению многих выдающихся специалистов в области санитарно-медицинского значения проституции, опирается на ложное представление о многих сторонах проституции.

Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. дала России Конституцию, парламент и многопартийную систему. Каждая партия продвигала свою систему ценностей, и если ее члены и касались проблем противодействия проституции, то связывали их с этими ценностями.

Ни в одной из программ политических партий начала XX в. конкретно о проституции не говорится5. Но, принимая во внимание, что пространство проституции связано в первую очередь с взаимоотношением полов, с социально-экономическими, политическими и нравственно-культурными факторами за небольшим исключением, решение этой социальной задачи партиями связывалось с решением «женского вопроса», т.е. с ликвидацией всеобщей дискриминации женщин в семье и обществе.

Правые монархические партии - Русская монархическая и Союз русского народа, придерживаясь триады «православие, самодержавие, народность», в своих программах женского вопроса, тем более вопроса о проституции, не затрагивали6.

С монархическими партиями в этом направлении совпадали позиции праволиберальной партии Союз 17 октября7.

Программа конституционно-демократической партии Народной свободы, ориентированная на реформирование всей политической системы, выступала за всеобщее равенство полов, вероисповеданий и национальностей перед законом, за всеобщее, бесплатное и обязательное начальное и профессиональное образование . А отношение к проституции могли бы иллюстрировать слова члена ее ЦК и заведующей бюро печати партии А.В. Тырковой: «До тех пор пока не изменятся в целом условия работы для женщин, пока не начнется систематическая, планомерная борьба с рыночной дешевизной

Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. - СПб., 1888. - С. 31-32.

Там же. - С. 242-245, IX.

Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. - М., 1991. Программы главнейших русских партий. - М., 1917. - С. 30-64.

Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. - М., 1991. - С. 12. Программы политических партий в России / Под ред. И.В. Владиславлева. Вып. 1. - М., 1917. - С. 75-80.

3

4

5

6

7

женщины, проституция будет широко раскрывать свои красные двери, предлагая соблазнительный выход из материальных и психических трудностей»9.

Социал-демократическое направление всю ответственность за социальноэкономическое и политическое бесправие женщины возлагали на классовоантагонистический капитализм и, следовательно, изменение участи женщин связывали с необходимостью его уничтожения10.

В программах партий эсеров и трудовой (социалистов-революционеров, трудовой народно-социалистической партии - энесы, трудовики) говорилось о необходимости установления демократической республики со всеми правами человека: «для всякого гражданина с 20 лет всеобщего, равного и без различия пола, национальности и религии избирательного права с прямой системой выборов и закрытой подачей голосов; свободы слова, совести, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища»11.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) в своей программе выдвигала требования всеобщего равного и прямого избирательного права при выборах для всех граждан и гражданок, достигших 20 лет, общего и профессионального образование для всех детей обоего пола до 16 лет, запрета детского и охраны женского труда, социального страхования и т.д.12 Тактика РСДРП политических и социальноэкономических преобразований с целью лечения язв общества определялась стратегией марксизма.

13

«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф.Энгельса, работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»14 стали базовым руководством к действию против социальных бед для российской социал-демократии в конце XIX - начале XX вв. В них говорилось, что в ходе исторического развития с появлением моногамии был утрачен общественный характер ведения домашнего хозяйства, жена превратилась в служанку. Так как в среде имущих классов муж является единственным кормильцем, это дает ему господствующее положение, он в семье - буржуа, жена - пролетариат, простое орудие производства. Брак обусловливается классовым положением сторон и всегда бывает браком по расчету, а буржуазный брак по расчету для обеих сторон становится самой грубой проституцией, и чаще всего для жены, которая, в отличие от обычной куртизанки, продает свое тело в рабство раз и навсегда. Договор, добровольно заключенный супругами, носит характер простой видимости по причине действительного экономического положения сторон. Закону нет дела до того, каково материальное положение, вступающих в брак мужчины и женщины15. В капиталистическом обществе в совершенном виде семья существует только в среде буржуазии, так как основана на частной наживе, на капитале, и дополняют ее вынужденная бессемейность пролетариев и публичная проституция. Хозяева распоряжаются женами и дочерьми своих рабочих, соблазняют жен друг у друга, официально узаконили проституцию. «Буржуазный брак в действительности является общностью жен»16. Брак по любви может быть только в пролетарской среде, где нет никакой собственности, для наследования которой образовалась моногамия с господством мужчин. Буржуазная демократическая республика не уничтожает противоположности

17

буржуазии и пролетариата, так же как и супругов . Равенство супругов может быть

Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 года. Т. 1-2. - СПб., 1911-1912. Т. 1. - С. 165, 168.

10 Бебель А. Хуже рабства. Капитализм и проституция. - М., 1917. - С. 12.

11 Программы политических партий в России / Под ред. И.В. Владиславлева. - С. 69-79.

12 Политические партии России (первая четверть ХХ в.). Справочник. - Брянск, 1993. - С. 113-114.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - М., 1979.

14 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Политиздат, 1976.

15 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Политиздат, 1976. -

С. 76, 79-80.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. - С. 44.

17 Энгельс Ф. Указ. соч. - С. 77, 79-80.

достигнуто юридическим равноправием и вовлечением всего женского пола в общественное производство при условии, что индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. И буржуазная семья, и проституция должны исчезнуть с исчезновением капитала18.

Вышедшая в свет в 1879 г. книга А. Бебеля «Женщина и социализм»19 содержала четкие и ясные ответы на вопросы, выдвинутые социал-демократическими рабочими партиями в решении женского вопроса, обличала капиталистическое государство, заинтересованное в том, чтобы не заключались браки, не имевшие под собой достаточных средств, так как рождавшиеся от них беспризорные дети угрожали безопасности общества. Регулируемая государством проституция определялась А. Бебелем как спасительное средство капиталистов против браков, ведущих к росту в народе элементов, становящихся врагами общества, как способ решения проблемы избытка народонаселения и защиты от социал-демократии. Неестественные, варварские условия труда женщины коренятся в сущности буржуазного общества, которое не способно сделать женщину свободной, для этого нужен другой строй, и только классовое сознание пролетариата способно воспитать в женщине союзника против капитализма20.

С позиции классового подхода В.И. Ленин называл проституцию надругательством капитализма над неимущими, стоящим в одном ряду с вечным гнетом нужды и нищеты: «Миллионы и миллионы женщин мучаются в семьях жизнью домашних рабынь, старающихся накормить и обшить семью на гроши, ценою каждодневных отчаянных усилий и «экономии» на всем, кроме своего труда. Из этих женщин капитал всего охотнее берет себе работниц на дому, готовых за чудовищно низкую плату «прирабатывать» себе и семье на кусок хлеба. Из этих же женщин капиталисты всех стран берут себе, подобно рабовладельцам древности и крепостным помещикам средних веков, любое число наложниц за самую доступную цену. И никакое нравственное негодование по поводу проституции не сможет ничего поделать против этой торговли женским телом. Все угнетенные и эксплуатируемые классы в истории человеческих обществ всегда вынуждены были отдавать угнетателям, во-первых, свой неоплаченный труд и, во-вторых, своих женщин в наложницы господам. Пока существует наемное рабство, неизбежно будет существовать и проституция»21.

Н.К. Крупская в 1901 г. в брошюре «Женщина-работница» провела анализ положения женщин в обществе и необходимости борьбы за правовую свободу22.

А.М. Коллонтай настаивала на создании отдельного органа внутри партии

23

специально для защиты интересов работниц23.

В декабре 1905 г. земский врач, доктор медицины М.И. Покровская основала женскую прогрессивную партию. Причиной, побудившей группу женщин создать собственную политическую организацию, было разочарование в политических партиях

24

России, которые, по их мнению, не проявляли интереса к женскому вопросу . Целями партии стали борьба против крепостнического духа, бесправия человеческой личности, за демократические преобразования политической системы России и политические права женщин.

Таким образом, каждая политическая партия культивировала в стоявших за ней социальных группах отношение к девиантным явлениям на основе системы своих ценностей. Благодаря принадлежности к определенным политическим сообществам, в публичной сфере граждане могли выражать свое мнение и участвовать в дискуссиях по

18 Маркс К., Энгельс Ф. Указ соч. - С. 43.

19 Бебель А. Женщина и социализм. - М., 1959.

20 Там же. - С. 2-3, 230, 248, 156- 225.

21 Ленин В.И. Капитализм и женский труд // Полн. собр. соч. - М., 1961. Т. 23. - С. 136.

22 Крупская Н.К. Женщина-работница. - Мюнхен, 1901.

23 Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. - СПб., 1910. - С. 12, 19.

24 Петров-Эннкер Б. Женщины наступают: об истоках женской эмансипации в России //

Отечественная история. - 1993. - № 5. - С. 179-180.

насущным проблемам. Гражданская жизненная позиция активизировала инициативы различных слоев общества в самостоятельном поиске путей самореализации и самозащиты личности.

Библиографический список

1. Бебель А. Женщина и социализм. - М., 1959.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бебель А. Хуже рабства. Капитализм и проституция. - М., 1917.

3. Законопроект об отмене врачебно-полицейского надзора за проституцией и закрытии притонов. - СПб., 1913.

4. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. - СПб., 1910.

5. Крупская Н.К. Женщина-работница. - Мюнхен, 1901.

6. Ленин В.И. Капитализм и женский труд // Полн. собр. соч. - М., 1961. Т. 23.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- М., 1979.

8. Петров-Эннкер Б. Женщины наступают: об истоках женской эмансипации в России // Отечественная история. - 1993. - № 5.

9. Политические партии России (первая четверть ХХ в.): Справочник. - Брянск, 1993.

10. Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. - М., 1991.

11. Программы главнейших русских партий. - М., 1917.

12. Программы политических партий в России / Под ред. И.В. Владиславлева. -Вып. 1. - М., 1917.

13. Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. - СПб., 1888.

14. Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 года. Т. 1-2. - СПб., 1911-1912.

15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Политиздат, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.