Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ НА ГОСУДАРСТВО'

ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ НА ГОСУДАРСТВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3074
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОCУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / КОНCТИТУЦИЯ / ПОЛИТИЧЕCКАЯ ФИЛОCОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимова С.З., Бутенко Н.А.

Статья посвящена исследованию проблемы взглядов на государство на основе мировоззрения великих древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Исходя из учений данных философов, можно заметить, что уже в древности сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, основные формы и пути развития государства. Цель данной статьи состоит в определении смысла государства в учениях Платона и Аристотеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ НА ГОСУДАРСТВО»

Таким образом, древнегреческая философия имела смелые и интересные предположения о проблеме души. Она представляла душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха. Душа являлась причиной и началом живого существа. И эта причина понималась в нескольких смыслах: как источник движения, как цель и как сущность живых тел. В то же время были материалистические представления о душе у атомистов, которые отрицали ее бессмертие.

Использованные источники:

1. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха - Изд-во «ВЛАДОС», 1997. - 445 с.

2. Чанышев А. Н. Философия древнего мира/ А. Н. Чанышев - Изд-во «Высшая школа», 1999. - 702 с.

3. ЛосевА.Ф. Античная философия истории/ А.Ф.Лосев- Изд-во «Наука», 1977. - 195 с.

4. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии/М.К. Мамардашвили-Изд-во «Аграф» 1999.

Ибрагимова С. З.

2 курс

Сургутский Государственный Университет

Бутенко Н.А., к филос.н. научный руководитель, доцент Российская Федерация, г. Сургут ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ НА ГОСУДАРСТВО Аннотация.

Статья посвящена исследованию проблемы взглядов на государство на основе мировоззрения великих древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Исходя из учений данных философов, можно заметить, что уже в древности сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, основные формы и пути развития государства. Цель данной статьи состоит в определении смысла государства в учениях Платона и Аристотеля. Ключевые слова:

государство, демократия, концепция, конституция, политическая философия

Проблема государства рассматривалась в философии еще издревле, однако остается актуальной и по сей день. С именами таких великих философов, как Платон и Аристотель связано формирование политической философии. Они стоят у истоков философии государства и права. Именно ими впервые на теоретической основе были поставлены и проанализированы многие вопросы политико-правовой темы, которые не утратили своей актуальности и для современных исследователей.

Государство-термин, которым обозначают политико-правовой

институт, учреждающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на конкретной территории. Государствотакже является средством компромисса и согласования интересов отдельных людей и их групп, инструмент улучшения межчеловеческих отношений [5]. Без государства люди бы постоянно находились в конфликте, убивали бы друг друга, воевали бы между собой.

Развитию политико-правовой мысли в V веке в большей мере помогло углубление философского и социального анализа общественных проблем, государственных, правовых и политических.

В начале XXI века наш мир находится на этапе больших социально-экономических преобразований. Подобным этапам времени характерны пересматривание людьми окружающего мира, воссоздание старых и формирование новых философских учений, поэтому проявляет интерес анализ творчества античных философов Платона и Аристотеля, которые жили в эпоху глубоких потрясений.

Античной политической мысли свойственно пристальное внимание к исследованию форм государственного устройства, проявлению плюсов и минусов, типов правления, которые есть или имели место быть. Исходя из классификации политических систем, анализа их типов и постановки проблемы о лучшем из них, античные философы обращаются к исследованию средств политического действия, форм, в которых происходят политические преобразования. Именно в таком контексте рождаетсяидея реформы, котораяможет быть расцененакак возникновение теории реформы как формы общественно-политических преобразований, свойственной политической мысли Нового времени.

Платон считает, что государство образовывается из-за естественной потребности человека к сплочению, чтобы облегчить условия своего существования. Согласно Платону, государство «возникает», когда человек не может помочь сам себе, но нуждается еще во многом.

Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого человека для удовлетворения той или иной потребности. Нуждаясь во многом, большинство людей собираются вместе, чтобы жить воедино и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и называется государство[2, с. 358].

Создавая теорию идеального государства, Платон исходит из такой целесообразности, которая, как ему кажется, существует между космосом в целом, государством и отдельной душой человека. Вдуше каждого человека и в государстве находятся одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, соответствуют три аналогичных начала в государстве — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь образовывает три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев) [1, с. 101]. Государство, по мнению

Платона, может быть справедливым лишь тогда, когда члены каждого из трех его сословий выполняют в нем свою работу и не вмешиваются в дела других.

В государстве существует три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия [3, с. 36]. Демократия может быть как законной, так и незаконной. Каждая форма государства, по Платону, погибает из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе ненужных волнений, Платон борется за умеренность и средний достаток и осуждает как безмерное богатство, так и крайнюю бедность.

Другой выдающийся древнегреческий философ Аристотель, напротив, осуждает сочинение Платона «Государство» за выраженную в нём тягу к исключительному, тоталитарному общественному единству. По политической теории Аристотеля, только человек есть неделимая единица, а государство априори, есть нечто множественное; оно состоит не только из многих форм, но и из различного рода форм[4]. Государство прекратило бы быть государством, если бы в нем могло осуществиться абстрактное единство Платона. Аристотель подвергнул тщательной критике учреждения Платона. Он говорит, что в своем коммунизме Платон уничтожает ряд нравственных факторов, ряд определенных связей, на которых держится общество. Споры и разногласия совсем не уничтожаются при создании государства-коммуны, а, напротив того, усиливаются единством владения. Аристотель считает, что эгоизм - это естественно, что в нем нет ничего плохого; естественная любовь к семье есть своего рода нравственное начало, на котором основывается государство, источник радостей и дружбы. Человек больше заботится о своем, чем об общем, и поэтому, уничтожая семью и частную собственность, государственный коммунизм умеряет энергию сильнейших факторов деятельности человека.

В отличие от Платона, Аристотель хочет проанализировать не идеальную конституцию, но наилучшую при этих условиях и обстоятельствах. Поэтому он не ищет, в отличие от Платона, одного идеала, который подходил бы ко всем существующим государствам, отмечая, что это столь же невообразимо, как найти одно платье, одно лекарство, одну диету для всех тел. По мнению Аристотеля, нужно искать не идеальную конституцию, а ту, которая лучше всего подойде тпри данных условиях; надо считаться с наличными социальными, политическими, экономическими и культурными факторами [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что Платон стремился к «идеальному государству». Он оставил нам неоценимыйвклад в проект государства, которое призвано обьединить людей, дабы избежать

конфликтов и разногласий. Идеальное государство, по его мнению, это ключ к успеху. Аристотель же, наоборот, отвергает проект «идеального гоcударства» Платона и предлагает cвою теорию гоcударства, основанного на рабовладении. Именно такое гоcударство, по мнению Аристотеля, представляет тобой лучшую форму общества. В таком гоcударстве власть должна быть не у богатых и бедных, а у cреднего класса рабовладельцев.

Использованные источники:

1. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха - Изд-во «ВЛАДОС», 1997. - 101 с.

2. Чанышев А. Н. Философия древнего мира / А. Н. Чанышев - Изд-во «Высшая школа», 1999. - 358 с.

3. Канке В. А. Философия - Изд-во «Логос», 2000. - 38 с.

4. Русская историческая библиотека «Учение Аристотеля о государстве»//Персональный информационный сайт. - 2011. [Электронный ресурс] - URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2426-uchenie-aristotelya-o-gosudarstve

5. Балашов Л. Е. «Философия: Учебник» // Портал учебной литературы, 2005. - с. 672. [Электронный ресурс] -URL:http://scibook.net/page/philosophi/ist/ist-7--idz-ax239--nf-117.html

Исманова К.Д., к.т.н. заведующий кафедрой Информационные технологии

Дадамирзаев М. старший преподаватель кафедра Информационные технологии Наманганский инженерно-педагогический институт

Узбекистан, г. Наманган РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: В статье рассматриваются некоторые способы решения задачи оптимизации с помощью современных компьютерных технологий. Приведено объективное задание и его этапы решения с помощью Excel и Mathcad.

Ключевые слова: оптимизация, целевая функция, минимальное значение, максимальное значение, линейное программирование.

Abstrakt: This article discusses some of the ways to solve the optimization problem with the help of modern computer technology. Powered objective job and its steps of the solution with the help of Excel and Mathcad.

Key words: optimization target function, the minimum value, maximum value, linear programming.

Очень широкий класс задач составляют задачи оптимизации или, как их еще называют, экстремальные задачи. Обычно их решение сопряжено с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.