Рис.4 Вид формы с выбором оптимального метода расчета
Таким образом, использование автоматизированного расчета значительно сокращает время, необходимое для решения подобных инженерных задач и позволяет выбрать оптимальный режим светофорного регулирования при различных сочетаниях задаваемых параметров дорожного движения.
Использованные источники:
1. Рябоконь Ю.А. Практикум по дисциплине «Организация движения»: Учебное пособие. - Омск: Изд-во СибАДИ,2003. - 92 с.
Ибрагимли Ф. Т. студент 2 курса СурГУ
Бутенко Н.А., кфилос.н. научный руководитель, доцент Российская Федерация, г. Сургут
ПРОБЛЕМА ДУШИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы души на основе мировоззрений великих мыслителей Древней Греции, которые занимались исследованием аспектов, не поддающихся изучению эмпирическим методом. В число этих аспектов также входила человеческая душа. Цель данной статьи состоит в определение смысла человеческой души в теориях великих древнегреческих философов.
Ключевые слова
Душа, античные философы, психика, сознание, ум.
Тема сущности души человека остается актуальной во все времена, она интересна как для гуманитарных наук, так и для искусства и, конечно
религии. Ставятся вопросы о бессмертии души, что она собой представляет и вообще существует ли она? Нас интересует, как рассматривалась душа в древнегреческой философии, которая еще находилась под влиянием мифологии, но уже были сделаны попытки научных объяснений сущности души.
Душа - термин, которым обозначают совокупность высших психических явлений, а также сознание отдельной личности. Понятие «душа» возникло еще в первобытном обществе для обозначения непонятных для человека явлений сознания. Позже религия изображала душу как самостоятельную и независимую от смертного тела бессмертную сущность, которая исходит от Бога.
Фалеса считают первым философом Древней Греции. В основе его учения является вода. Согласно его учению,все начинается с воды и в нее возвращается. [1, C. 46]. Также по мнению Фалеса, мир полон богов. Однако эти боги действуют в мире силы, она также души как источник самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Фалес отмечал отличие тела от души, указывая на то, что это две разные субстанции. [2, C. 180]
Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр. За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон как нечто беспредельное, безграничное и бесконечное. По мнению Анаксимандра, душа является бессмертной и представляет собой что-то телесное. [1, C. 47].
Учеником и последователем Анаксимандра был философ Анаксимен. Первоосновой всего, по Анаксимену, является воздух. Он отождествлял божество, мир, тело и душу. Но выше всего отождествлялась трактовка космической души. Душу, как и Фалес, считал бессмертной. [1, C. 49].
Пифагор - основоположник и создатель пифагорейского союза. Главное учение у Пифагора- субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, - гармония,- также числовое отношение.Душа человека разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. [1, C. 50].
Проблему души также рассматривал Парменид, представитель Элейской школы. По Пармениду, существует две основы огонь и земля. Душа состоит из смешения теплого и холодного. Тепло- это огонь, земля-это холод. Ум и душа одно и тоже. Парменид придерживался того, что душа бессмертна.
Гераклит-основоположник диалектики. Главным учением является «огнелогос». Гераклитовский «огнелогос» присущ не только всему мирозданию, но и человеку, его душе. Она имеет два главных аспекта: вещественно-материальный и психически-разумный. В вещественно-материальном аспекте душа - одна из метаморфоз огня. Душа- единство
противоположностей, она сочетает в себе влажное и огненное. Являясь огненной, душа обладает самовозрастающим логосом. Поэтому Гераклит говорит: «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь». [2, C. 187].
Демокрит является одним из самых сильных материалистов Древней Греции. Он считал, что душа материальна и состоит из атомов, рассеянных по всему организму. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Дыхание является одной из составляющих души. [3, C. 143].
Сократ - основоположник классического периода греческой философии жизнью. По мнению Сократа, душа бессмертна и полностью отличается от тела. Тело является материальной, а душа - духовной и невидимой. Тело всегда подчиняется душе, а значит, душа управляет его поступками. А самым главным отличием является то, что душа разумна и является божественным началом.
Платон - величайший мыслитель Древней Греции. Основой учения Платона является его теория идей. Идея для Платона - истинно сущий род бытия. По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Он полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, находится в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна - это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна - это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. [3, C. 183].
Учеником Платона был Аристотель. Однако у них были разные взгляды на сущность души. Аристотель считал, что душа и тело - это единая структура, единый организм. Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся, чувствующая, и разумная. [3, C. 188].
В эллинистический период древнегреческой философии главной темой была проблема счастья человека, которая непосредственно связана с выявлением сущности души. Эпикурейцы почти полностью поддерживали теорию Демокрита об атомах. Они предполагали, что мир, как и душа, состоит из разных атомов. Во время смерти атомы этих двух начал рассеиваются. Душа, как и тело, смертно, и не имеет вечной жизни. Поэтому Эпикур считал, что не надо бояться смерти, так как ее нет пока мы есть, а когда она есть, то нас уже нет. Стоики же, в свою очередь, считали, что душа имеет материальное составляющее, которое запечатлевает все понятия и накладывает их одно на другое. В результате чего у человека появляется способность делать логические выводы. [4].
Таким образом, древнегреческая философия имела смелые и интересные предположения о проблеме души. Она представляла душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха. Душа являлась причиной и началом живого существа. И эта причина понималась в нескольких смыслах: как источник движения, как цель и как сущность живых тел. В то же время были материалистические представления о душе у атомистов, которые отрицали ее бессмертие.
Использованные источники:
1. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха - Изд-во «ВЛАДОС», 1997. - 445 с.
2. Чанышев А. Н. Философия древнего мира/ А. Н. Чанышев - Изд-во «Высшая школа», 1999. - 702 с.
3. ЛосевА.Ф. Античная философия истории/ А.Ф.Лосев- Изд-во «Наука», 1977. - 195 с.
4. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии/М.К. Мамардашвили-Изд-во «Аграф» 1999.
Ибрагимова С. З.
2 курс
Сургутский Государственный Университет
Бутенко Н.А., к филос.н. научный руководитель, доцент Российская Федерация, г. Сургут ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ НА ГОСУДАРСТВО Аннотация.
Статья посвящена исследованию проблемы взглядов на государство на основе мировоззрения великих древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Исходя из учений данных философов, можно заметить, что уже в древности сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, основные формы и пути развития государства. Цель данной статьи состоит в определении смысла государства в учениях Платона и Аристотеля. Ключевые слова:
государство, демократия, концепция, конституция, политическая философия
Проблема государства рассматривалась в философии еще издревле, однако остается актуальной и по сей день. С именами таких великих философов, как Платон и Аристотель связано формирование политической философии. Они стоят у истоков философии государства и права. Именно ими впервые на теоретической основе были поставлены и проанализированы многие вопросы политико-правовой темы, которые не утратили своей актуальности и для современных исследователей.
Государство-термин, которым обозначают политико-правовой