Научная статья на тему 'Бытие человека как выражение диалектики «Сущего» и «Должного» в древнегреческой философии'

Бытие человека как выражение диалектики «Сущего» и «Должного» в древнегреческой философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1040
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Топоркова К. А.

В данной статье представлены концепции античных философов на человеческую природу с позиции «сущего» и «должного». Философы Древней Греции пытались найти для человека истинное «должное» существование, преградой на пути которого становилась «сущая» противоречивая природа человека, в которой сочеталось духовное и телесное, эмоциональное и разумное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENCE OF A HUMAN BEING AS A DIALECTICS EXPRESSION OF «EXISTING» AND «DUE» IN ANCIENT GREEK PHILOSOPHY

The conceptions of antique philosophers on human nature from the position of «existing» and «due» are presented in this article. Philosophers of ancient Greece tired to find true «due» of existence for a human being, «existing» contradictory nature of a human being where spiritual and physical, emotional and rational had been combined, became the barrier on the way of «due».

Текст научной работы на тему «Бытие человека как выражение диалектики «Сущего» и «Должного» в древнегреческой философии»

Топоркова К.А.

Магнитогорский государственный университет

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ «СУЩЕГО»

И «ДОЛЖНОГО» В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В данной статье представлены концепции античных философов на человеческую природу с позиции «сущего» и «должного». Философы Древней Греции пытались найти для человека истинное «должное» существование, преградой на пути которого становилась «сущая» противоречивая природа человека, в которой сочеталось духовное и телесное, эмоциональное и разумное.

Философ эпохи Возрождения Пико делла Мирандола в произведении «Речь о достоинстве человека» приводит слова Абдаллу Сарацина, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: «О Асклепий, великое чудо есть человек!». Да и сам философ позиционирует человека «великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения».

За все время существования человека величайшие деятели и философы задумываются, на самом ли деле человек изначально так совершенен и идеален или же ему стоит приложить максимум душевных и физических сил, чтобы называться человеком, «достойным всеобщего восхищения».

В нашей статье мы попытаемся интерпретировать концепции античных философов с позиции диалектики «сущего» и «должного».

Для античных авторов подлинное, целостное бытие человека есть достижимый идеал. Признавая принадлежность человека к единому космосу, они считали, что человек является микрокосмосом, и он способен нести в себе полноту бытия, так как обладает разумом (мудростью).

Природа (макрокосмос) и человек (микрокосмос) в досократовской философии являются единым. Но вместе с тем досократи-ки не отождествляли природу и человека, тело и душу, материальное и идеальное и выделяли человека из окружающей среды. Однако достижение «должного», идеального бытия возможно не для каждого, а только для мудреца. Уже Гераклит проводил различие между природой и человеческим миром. Согласно его учению «человек по природе неразумен», «умом обладает лишь окружающая среда». По Гераклиту, совершен-

ный разум - это разум божественный (Логос), он-то и является правильным критерием познания истины. «Разумение - величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и поступать разумно, воспринимая вещи согласно их природе» [1]. Философ утверждал, что мудрость человека состоит в том, чтобы не только познавать всеобщий логос, но и действовать согласно разумному космическому «слову», благодаря которому в природе и осуществляется порядок и правовые нормы в государстве. Таким образом, следование всеобщему логосу, по мнению философа, делает человеческую душу более разумной, когда человек ставит в прерогативу духовные, вечные блага, нежели следует своим быстро утомляющим и иссякающим чувственным наслаждениям: «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу среди смертных [людей - тленным вещам]».

Представитель милетской школы Анаксимандр полагал, что «из тех (стихий), из которых рождаются все сущие (вещи), в те же самые (стихии) они разрушаются по необходимости. Все они воздают друг другу справедливое возмездие за оказанную несправедливость по определенному порядку времени» [2]. Эта цитата полностью доказывает этико-социоморфическое представление Анаксимандра о господстве в мире универсальной справедливости, то есть главенства «должного» над «сущим». Философ в своих учениях через такие понятия, как «справедливость», «правосудие», «возмездие» и т. п., выдвинул идею о господстве в мире всеобщего порядка, где вещи и явления не переходят установленную «меру». Примером такого порядка у Анаксимандра является древнегреческий город-государство (полис), с правильно установленными

правовыми отношениями, где ценность человека была превыше всего, так как только человек способен постичь универсальную справедливость.

Философ-пантеист Ксенофан воспевал мудрость человека, но вместе с тем сомневался относительно возможности истинных знаний о боге и всем сущем. «Итак, что касается истины, то не было и не будет ни одного человека, который знал бы ее относительно богов и относительно всего того, о чем я говорю. Ибо если бы даже случайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал бы об этом. Ибо только мнение - удел всех» [3].

Представитель элейской школы Парменид провел принципиальное различие между умопостигаемым неизменным и вечным («единым») бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и переходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»), знание есть выражение «должного», а мнение определяется как «сущее». «Он сказал, что философий две: одна - сообразна истине, другая сообразна мнению... Критерием же истины он признавал разум. И ощущения не точны, по его мне-нию»[4]. Парменид установил различие между разумом и чувствами, мышлением и ощущением, «истиной» и «мнением». Согласно Пармениду, подлинно сущее, что «. должно быть всегда или никогда» - это то, что мыслимо, то есть то, что отвечает требованиям логической последовательности, непротиворечивому мышлению. Философ отождествлял мысль и бытие: «мыслить и быть - одно и то же». Парменид стремился преодолеть мифологическое восприятие действительности, которое возникало согласно воображаемому или желаемому. Таким образом, только разумный, мыслящий человек способен преодолеть неполноту «сущего» и достичь «должного» бытия.

Софисты в своих произведениях делали серьезный акцент на человеке.

Древнегреческий философ Протагор, исходя из учения Гераклита, утверждал субъективную обусловленность знания -люди по-разному воспринимают, осмысливают и оценивают один и тот же предмет,

явление и событие. Философ впервые выдвинул идею о многообразии мнений и суждений, что позволяет нам говорить о первой позиции рационального релятивизма, об относительности соотношения «сущего» и «должного».

«О каждой вещи можно высказать два противоположных суждения». Протагор также выдвинул тезис о человеке как мере всех вещей - все, что кому как кажется, так оно и есть, то есть истинно. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» [5]. Именно человек, согласно Пармениду, несет в себе критерий «должного» и истинного. Истина совпадает с бытием человека, ибо последний есть мера всех вещей.

Свое представление о мире и человеке имел древнегреческий философ-материалист Демокрит. Философ учил: «Человек есть микрокосмос», а мир в целом - «макрокосмос». Человеческая жизнь полностью зависит от огненных атомов - при полном исчезновении атомов наступала смерть. Со смертью человека погибает и душа. Душа не может быть бессмертной: « .душа смертна, она уничтожается вместе с телом».

Микрокосмос, подобно макрокосмосу, представляет собой равновесное, упорядоченное бытие. В реальной жизни индивида происходит борьба противоположностей: душа человека не только разумна, она подвержена страстям. Демокрит утверждал, что разум и страсть являются неотъемлемыми составляющими человеческой души - «<...> она имеет разумную [часть], помещающуюся в груди, и неразумную [часть], рассеянную по всему телу» [6]. И лишь благоразумное взаимодействие этих компонентов приводит человека к эвтю-мии - спокойному, уравновешенному состоянию души, которое достигается соблюдением «меры» во всем. Благоразумному состоянию души, по мнению философа, способствует воспитание и обуздание своих страстей и аффектов посредством разумного начала, таким образом, в концепции Демокрита о человеческой душе «должное» превалирует над «сущим».

Одним из философов, кто в античной философии уделял особое внимание антропологической теме, является Сократ. Для Сократа самопознание есть главнейшая и единственная цель человека («Познай самого себя»). Философ полагал, что, познав себя, человечество избежит зла и несчастья, так как осведомленность способствует принятию правильного решения на пути к истине. Познание глубины души приведет человека к понятию истинного смысла существования; только через постижение своего внутреннего мира, по мнению философа, возможны саморазвитие, правильный выбор ценностей, осознание добродетелей, а процесс самопознания себя есть процесс самосовершенствования человека через движение от «сущего» (малознающего) к «должному (мудрому)».

По Платону, природа человека определяется душой и телом, но душа превалирует над телом, божественное, бессмертное начало стоит выше смертного, тленного: «. из всего сказанного следует такой вывод: божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело» [7]. Платон представляет человеческую душу разделенной на разумную, рассудительную и неразумную части; согласно другой интерпретации человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально-разумную способность, вторая -инстинктивно-аффективную, третья - вож-деляюще-волевую. Философ был убежден, что истинное, подлинное знание можно постигнуть с помощью воспоминания, оно подвластно только разуму, тогда как чувственное знание является мнимым знанием. Поэтому в зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Большинство людей, согласно философу, находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эго-

истическими мотивациями, а не истиной, справедливостью и разумом. Таким образом, те люди достигали счастья, кто следовал разуму, а не желаниям тела. «А самые счастливые среди них, уходящие самою лучшею дорогой, - это те, кто преуспел в гражданской, полезной для всего народа добродетели: имя ей рассудительность и справедливость...» [8].

Под «сущим» у Платона является временная неистинная действительность реальных вещей и предметов. «Должное», согласно нашей интерпретации Платона, можно подразделить на две части: трансцендентальная, состоящая из мира идей, которые выражают идеал истинности, и трансцендентная - идея блага, имеющая иррациональный характер и объединяющая в себе все идеалы добродетели: долг, справедливость, благородство и т. д.

«Сущее», по Платону, - это «составные», «зримые вещи», которые «.ты можешь ощупать, или увидеть, или ощутить с помощью какого-нибудь из чувств», это те вещи, «что в разное время неодинаковы и неизменностью вовсе не обладают». Другими словами, Платон считал «сущим» - тело человека и его чувственные желания, которые мешали человеку прийти к истине. Путь же к блаженству, по мнению философа, лежит через «бессмертную», «божественную» часть души человека. Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа -идеальная сущность в человеке - освобождается от оков бренного тела. «Когда же она [душа] ведет исследование само по себе, она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно, и так как она близка и сродни всему этому . Здесь наступает конец ее блужданиям, и, в непрерывном соприкосновении с постоянным и неизменным, она и сама обнаруживает те же свойства». Но здесь стоит сделать оговорку и уточнить, что, по Платону, лишь та душа достигнет блаженства, которая постигнет «неизменные сущности» путем размышления. «Такая душа уходит в подобное ей самой безвидное место, божественное, бессмертное, разумное, и, достигши его, обретает блаженство, отныне избавленная от блужданий, безрассудства,

страхов, диких вожделений и всех прочих человеческих зол» [9].

Ученик Платона Аристотель также внес свой вклад в решение проблемы человека. Однако между ним и Платоном возникли некоторые расхождения в концепции понимания человеческой сущности. Платон подходил к трактовке природы человека с точки зрения того, каков должен быть человек согласно идеальным представлениям, Платон объясняет сущность человека, по пути от «должного» к «сущему». Аристотель в своей концепции признавал человека таковым, какой он есть в действительности, но при этом делал акцент на воспитании и обучении в жизни и деятельности человека, которые способствовали его самосовершенствованию, то есть движению от «сущего» к «должному».

Философия Аристотеля гласит: каждая вещь представляет собой единство материи и формы. «Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать ни относительно воска и отпечатка на нем», « .она [душа] есть сущность как форма (logos), а это - суть бытия такого-то тела» [10]. Аристотель считал, что невозможно искоренить и переделать человеческую природу, ее можно лишь корректировать с помощью разумного начала, которое также присуще индивиду - «... а искомое нами присуще только человеку».

Но Аристотель не исключал роль чувственного в познании мира: «Все люди стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих.» [11], но чувственные знания, по мнению философа, дают лишь знания о единичном, они не указывают первопричину явлений и предметов (чувственное познание дает лишь фактическое сведение о том, что огонь «горяч», но не определяет «почему» он «горяч»).

Рациональная душа двухаспектна. С одной стороны, она переплетается с меняющейся реальностью, а с другой стороны - с неизменными принципами. Исходя из этого, существуют две добродетели: рассудительность и мудрость - соответственно «должное». Рассудительность заключается в пра-

вильном установлении того, что благо и что зло для человека. Мудрость же состоит в познании, находится по ту сторону человека. Конечной инстанцией, определяющей нравственную норму, благо и добродетель, оказывается у Аристотеля добропорядочный человек (то есть обладатель добродетели).

Аристотель видит смысл жизни человека в его практической деятельности, когда человек может создавать и творить, так как практичность имеет дело не только с общим, но и с частным, ибо оно имеет дело с практикой, а действие всегда касается частного. Согласно «Никомаховой этике», назначение человека в разумной деятельности. Высшее благо, совпадающее с высшей формой деятельности и наилучшей добродетелью, есть счастье, блаженство («эвдаймониа»). Согласно Аристотелю, человек является общественно-политическим существом, его бытие невозможно вне общества, нравственно-правовых норм и государственных структур. Человек - сознательно действующее существо, способное к самостоятельному выбору образа жизни и деятельности, поэтому законы государства должны выражать основные идеалы добродетели, то есть трансцендентной мудрости человека (его «должного»). «Если назначение человека -деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека по роду тождественно назначению добропорядочного человека» [12].

Стоики (Зенон, Хрисипп, Сенека, Кле-анф, Марк Аврелий и др.), как и Аристотель, учили, что безликий бог-логос определяет как судьбу одного-единственного мира, так и судьбу каждого человека. Зенон, основатель стоицизма, утверждал, что «. жить согласно разуму в действительности означает <.> жить по природе <.> - согласно своей природе и общей природе». Таким образом, однозначный детерминизм у стоиков становится телеологическим видением природы мира и человека. Согласно этому философскому течению действие судьбы-логоса исключает какую-либо свободу вообще, в том числе и свободу человеческой воли. Итак, философов не интересовал человек, каков он есть, они стремились указать чело-

веку, каким он должен быть, - исследовали его возможность стать мудрецом. Они утверждали, что «бесстрастный» разум мудреца, возвышаясь над всеми печалями и горестями жизни, делает человека счастливым. Это философское течение, ориентированное на создание идеала мудреца, который безразличен ко всему внешнему. Согласно стоицизму, окружающий человека мир по своей сути разумен, разумна и человеческая душа, так как она составляет часть космического разума-логоса. Поэтому страсти, аффекты и стремления человека составляют его реальное («сущее») бытие, в то время как «должное» есть стоическая мудрость, соответствующая сущности природы. А мудрецом может стать лишь тот, кто не живет по зову страсти, «что есть душевное волнение, противоположное здравому смыслу и противное природе». Зенон и Хрисипп утверждали, что моральное совершенство нисколько не зависит от врожденных способностей человека и привычек, а только от умственных размышлений, позволяющих человеку быть «безразличным» к богатству и бедности, славе и бесславию, жизни и смерти.

Эпикур в своем учении призывает к умеренности и духовному самосовершен-ству. По мнению Эпикура, приятная жизнь неотделима от всех добродетелей, так же

как и от удовольствия, что есть «первое и прирожденное нам благо». Но удовольствие удовольствию - рознь. По мнению философа, не то удовольствие, которое заключается в чувственном наслаждении, а удовольствие, являющееся тождественным «свободе от телесных страданий и от душевных тревог», является смыслом человеческого бытия. Духовные удовольствия, согласно учению Эпикура предпочтительны перед чувственными наслаждениями, так как они устойчивы и долговечны, телесные же - суетны и нередко влекут за собой тяжелые страдания. Духовных удовольствий можно достичь лишь с помощью благоразумия. По мнению философа, от благоразумия произошли все остальные добродетели: «Начало всего этого и величайшее благо есть благоразумие» [13].

Таким образом, для античных философов бытие человека противоречиво. Оно заключает в себя телесное и духовное, разумное и аффективное, «должное» и «сущее». «Должное» понимается как идеал, к которому стремится человек и который достигается подчинением одной из сторон другой: тела духу, эмоций разуму. В такой интерпретации несовпадение «сущего» и «должного» временно снимается сведением «сущего» к «должному», реальной жизни - к идеалу.

Список использованной литературы:

1. Гераклит. Антология мировой философии: Античность. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 960 с. -Библиогр.: с. 31. - ИВМ 985-13-0103-5.

2. Анаксимандр. Маковельский А. Досократики. - Мн.: Харвест,1999. - 784 с. - Библиогр.: с. 101. - 18ВК 985-433-806-1.

3. Ксенофан. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с. - Библиогр.: с. 65.- ИВМ 5-250-00317-6.

4. Парменид. Маковельский А. Досократики. - Мн.: Харвест,1999. - 784 с. - Библиогр.: с. 429. - ИВМ 985-433-806-1.

5. Протагор. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с. - Библиогр.: с. 68.- ИВМ 5-250-00317-6.

6. Демокрит. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с. - Библиогр.: с. 73-75.- ИВМ 5-250-00317-6.

7. Платон. Федон // Платон. Соч. в 3 т. Т.2. - М.: Мысль, 1970. - 687с. - Библиогр.: с. 45.

8. Платон. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с. - Библиогр.: с. 85.- 18ВК 5-250-00317-6.

9. Платон. Федон // Платон. Соч. в 3 т. Т.2. - М.: Мысль, 1970. - 687с. - Библиогр.: с. 44.

10. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. - Т.1. - М.: Мысль, 1976. - 550 с. - Библиогр.: с. 395.

11. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. - Т.1. - М.: Мысль, 1976. - 550 с. - Библиогр.: с. 65.

12. Аристотель. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха

Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с. - Библиогр.: с. 105.- ИВМ 5-250-00317-6.

13. Эпикур. Антология мировой философии: Античность. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 960 с. -Библиогр.: с. 520. - ИВМ 985-13-0103-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.