Научная статья на тему 'Взгляды Н. И. Костомарова на роль патриарха Гермогена в формировании земского освободительного движения'

Взгляды Н. И. Костомарова на роль патриарха Гермогена в формировании земского освободительного движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. КОСТОМАРОВ / N.I. KOSTOMAROV / ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН / PATRIARCH HERMOGENES / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / СМУТА / ЗЕМСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ZEMSKY LIBERATION MOVEMENT / TROUBLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Володихин Дмитрий Михайлович

Рассматриваются видоизменения воззрений известного историка XIX в. Н.И. Костомарова на роль патриарха Гермогена в исторических событиях времен Смуты начала XVII в. Анализируются причины эволюции взглядов историка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The views of N.I. Kostomarov for the role of Patriarch Hermogenes in the formation of zemsky liberation movement

It is considering of modifying of the views of famous historian of the XIX century, N.I. Kostomarov, for the role of Patriarch Hermogenes in the historical events of the Troubles in beginning of the XVII century. In article is analyzed the reasons of the evolution of the views of the historian.

Текст научной работы на тему «Взгляды Н. И. Костомарова на роль патриарха Гермогена в формировании земского освободительного движения»

Д.М. Володихин

ВЗГЛЯДЫ Н.И. КОСТОМАРОВА НА РОЛЬ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА В ФОРМИРОВАНИИ ЗЕМСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Николай Иванович Костомаров - знаменитый ученый-историк XIX в., близкий друг Т.Г. Шевченко, соратник по Кирилло-Мефодиевскому братству. Он известен, главным образом, своими работами по истории Допетровской эпохи и XVIII в. Судьбы крупных фигур Смутного времени начала XVII столетия - одна из центральных тем в научном творчестве Н.И. Костомарова. Притом значительное место в истории Смуты историк уделял крупному деятелю Церкви - патриарху Московскому и всея Руси Гер-могену. Взгляды Н.И. Костомарова на роль Гермогена в истории складывания Первого земского ополчения значительно повлияли на последующую историографию, вызвали многократную цитацию. Они-то и являются предметом исследования в рамках настоящей статьи.

Прежде всего, надо отметить, что оценка Гермогена в работах Н.И. Костомарова претерпела значительную динамику.

Еще в 1860-х годах он придерживался традиционной позиции, в рамках которой Гермоген рассматривался как один из зачинателей земского освободительного движения, его духовный водитель, а в какой-то степени и практический «администратор», поскольку в рамках российской академической науки середины XIX в. не оспаривался факт рассылки Гермогеном грамот, призывавших к вооруженному отпору поляком.

Так или приблизительно так представляла себе историю с патриаршими грамотами большая группа историков и публицистов. Самые крупные величины среди них -митрополит Макарий (Булгаков), Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н. Мансветов, И.Е. Забелин1. Однако ими названная группа далеко не исчерпывается.

У Карамзина сказано не столько о письмах патриарха, сколько о тайных беседах его, имевших смысл и значение грамот: «Что может народ в крайности уничижения без вождей смелых и решительных? Два мужа, избранные Провидением начать великое дело... и быть жертвою оного, бодрствовали за Россию: один старец ветхий, но адамант Церкви и государства - патриарх Гермоген; другой, крепкий мышцею и духом, стремительный на пути закона и беззакония - Ляпунов Рязанский. Ермоген в искренних беседах с людьми надежными. Ляпунов в переписке с духовенством и чиновниками областей. Убеждали их не терпеть насилия иноплеменников». Таким образом, земское движение, по Карамзину, вытекло из слов и действий двух равновеликих основателей -Гермогена и Прокофия Ляпунова.

Забелин прямо пишет о грамотах. По его мнению, тайное хождение патриарших писем оказалось достаточным поводом, чтобы вызвать в городах настроение активного протеста. Но Гермоген еще и поучаствовал в заговоре против поляков как руководитель практических действий (Бог весть, насколько верно это смелое утверждение): «Се-мибоярский подвиг вскоре должен был встретить сильный отпор и негодование по всей земле. Коварство врагов тотчас было почувствовано и понято вполне, и Земля стала со-

1 Макарий (Булгаков). История Русской церкви. М., 1996. Кн. 6. С. 99—104; Карамзин Н.М. История Государства Российского в XII томах в 3 книгах. М., 2004. Кн. 3. С. 734741; Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 4. М., 1989. С. 604—605, 615; Мансветов Н. Патриарх Гермоген // Духовная беседа. 1861, № 34. С. 388—394; Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. М., 1999. С. 80—81, 275-277.

бираться на свою защиту. Первое слово было произнесено патриархом Гермогеном. Оно было сказано в самом Кремле, посреди врагов; оттуда сначала прокрадывалось в города таинственно, раздавалось в городах все громче, а затем охватило все умы одним торжественным кликом: стать всем заодно и очистить Землю от врагов... На той же неделе как только поляки вошли в Кремль под начальством Гонсевского и вместе с боярами составили правительство, стольник Вас. Ив. Бутурлин, отпросясь у бояр в свое поместье, съехался в Рязани с Пр. Ляпуновым, и положили они тайно на слове, поляков в Москве побить и стоять войною против короля и королевича. Можно с большою вероятностью предполагать, что поездка Бутурлина была справлена по мысли патриарха Гермогена»».

Можно констатировать: позиция, в рамках которой Гермоген мыслится как пер-воустроитель и духовный наставник земского ополчения, имеет за собой весьма значительную историографическую традицию.

И первое время Н.И. Костомаров работал, не покидая ее пределов. Однако впоследствии он стал основоположником иного взгляда.

В работе 1866 г. он еще пишет: «Поляки и их русские сторонники в Москве стали открыто говорить, что следует целовать крест не одному Владиславу, а вместе и Владиславу, и отцу его Сигизмунду. Это уже явно показывало, что идет дело вовсе не о том, чтобы Владислав, польский королевич, был н московском престоле, а о том, чтобы все Московское государство признало государем короля польского и таким образом было бы присоединено к Польше. Но все знали, что Сигизмунд был всею душою католик, и в своем польско-литовском государстве паче всего о том старается, чтобы весь православный народ, ему подвластный, подчинить власти римского папы. Справедливо было бы опасаться, чтоб и в Московском государстве, если он им овладеет, не началось того же. Тогдашний глава духовенства патриарх Гермоген, как ему и подобало, яко верховному пастырю, стал возбуждать народ в защиту веры. Старик он был крутой, суровый, неподатлив ни на какие прельщения. Поляки никак не могли его обойти и обмануть. С самого начала, как послы русские с ними вошли в согласие, Гермоген один им не верил, не терпел латинства, был против выбора Владислава; притихнул было на время, а как польские хитрости стали выдаваться на явь, так начал писать грамоты и призывал православный русский народ на оборону своей веры. Его воззвание кстати пришлось рязанскому воеводе Прокопию Ляпунову.»1

В другой работе того же периода историк предъявляет аналогичную точку зрения, вполне традиционную: после смерти Лжедмитрия II к Гермогену «.приходили из разных краев русские люди». Патриарх, как говорит Костомаров, всех благословлял стать за веру и за Русскую землю, всем говорил: «Вы королевичу присягнули только на том, чтобы ему креститься в русскую веру, а если он не крестится и литовские люди не выйдут из Московского государства, то королевич не государь нам». Эти же речи, отмечает Костомаров, он писал в своих грамотах и рассылал их. Одну такую грамоту, следуя иностранным источникам, поляки перехватили. После того поляки дали приказание, чтоб никто из московских жителей не держал у себя оружия, и у кого оно было, те должны были сносить его в царскую казну. «Патриарха снова стали стеснять», -справедливо сообщает Костомаров и далее аргументирует свой тезис: у Гермогена увели него дьяков и подьячих, отняли бумагу, чтоб не дать ему писать грамот, взяли и дворовых людей, чтоб не было кого посылать с грамотами. Однако неприятель, как полагает Костомаров, не усмотрел за энергичным патриархом: писать Гемоген уже не мог, а говорить с русскими людьми еще мог. Явились к нему под благословение ниже-

1 Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. СПб., 1897. С. 11

городцы, сын боярский Роман Пахомов да посадский человек Родион Мокеев. Он им передал на словах: «писать мне нельзя: все побрали поляки и двор у меня пограбили; а вы, памятуя Бога и Пречистую Богородицу и московских чудотворцов, стойте все заодно против наших врагов». Когда это известие посланцы принесли в Нижний Новгород, там составился совет. Пригласили балахонцев. Вместе с ними нижегородцы присягнули на кресте стоять за Москву и идти ополчением против поляков и литовских людей. Это решение впоследствии было послано к Ляпунову1.

Итак, Н.И. Костомаров, еще в 1860-х разделял точку зрения Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева и других сторонников первостепенной роли Гермогена в дни зарождения земской армии.

Но затем (1870-е) он перешел на другую платформу. Да, он по-прежнему пишет о «подвиге» Гермогена, но в то же время резко сужает рамки этого подвига.

Костомаров реконструирует события следующим образом: 6 декабря 1610 года, на следующий день после того, как бояре потребовали у патриарха подписать грамоту к послам под Смоленск, где говорилось, что надо во все положиться на волю короля, а он отверг эту идею, Гермоген «.приказал собираться народу в соборной церкви и слушать его слово. Поляки испугались и окружили церковь войском. Некоторые из русских успели, однако, заранее войти в церковь и слышали проповедь своего архипастыря. Гермоген уговаривал их стоять за православную веру и сообщать о своей решимости в города. После такой проповеди приставили к патриарху стражу». Далее Ляпунов, безо всякого послания от Гермогена, просто услышав о такой его проповеди, собрал грамоты патриотического содержания (но не Гермогеновы) и присовокупил к ним свои, призывавшие к действию. Они-то и стали зерном, из которого выросло земское освободительное движение, начало расти ополчение. Костомаров отдает патриарху только одну грамоту - в Нижний, о непризнании царем «Маринкина сына» (август 1611 г.). Грамота эта «.по его приказанию была рассылаема по разным городам и подготовляла русский народ к новому восстанию».2

Таким образом, Ляпунов «оттесняет» фигуру Гермогена от роли первой скрипки в «увертюре» к рождению земского воинства. Кроме того, сводит ранние, относящиеся к зиме 1610/1611 г. действия Гермогена к чисто конфессиональной сфере, удалив их от сферы политической. О патриарших грамотах Костомаров не пишет (не отрицая, но и не утверждая их наличия), помимо единственной, появившейся в ту пору, когда Первое земское ополчение давно действовало под Москвой.

Эта точка зрения впоследствии получит развитие и уже в XX столетии приобретет значительное количество сторонников, хотя в источниках не обнаруживается сколько-нибудь серьезных свидетельств, ее подтверждающих. В сущности, можно предполагать эволюцию взглядов Н.И. Костомарова под действием общественно-политических факторов и ни в коей мере не научных.

Список литературы:

Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. М., 1999.. Карамзин Н.М. История Государства Российского в XII томах в 3 книгах. М., 2004. Кн. 3.

Костомаров Н.И. Господство дома св. Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.

1 Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия // Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Кн. 2. Спб., 1904. С. 513.

2 Костомаров Н.И. Господство дома св. Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993. С. 725—731.

Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. СПб., 1897.

Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия // Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Кн. 2. Спб., 1904. Макарий (Булгаков). История Русской церкви. М., 1996. Кн. 6. Мансветов Н. Патриарх Гермоген // Духовная беседа. 1861, № 34.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 4. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.