инструментов детей можно быстро научить игре на них, приобщить их к музыкальному творчеству. Обучение на народных инструментах и обладание игрой на них могут служить основным средством привлечения детей в классы ансамблевых н оркестровых инструментов.
Список литературы
1. Жураев Б.Т., Абдурахмонова Д.У. Эстетическое развитие школьников средствами узбекского музыкального фольклора // Вестник Чувашского госудрственного института культуры и искусств, 2019. № 14. С. 77.
2. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения // Вестник науки и образования, 2019. № 11-2 (65).
3. Эшанкулов М.Э. Музыкальные инструменты в системе искусства макома: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.
4. Раджабов И. Макомлар масаласига доир / И. Раджабов. Ташкент, 1933. 174 с.
ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА НА ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ Ботирова Н.К.
Ботирова Нигора Койировна - преподаватель, Бухарский областной институт усовершенствования и переподготовки кадров народного образования, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены качества учителей с точки зрения учёных Древнего Востока, которые имеют значение в современной профессиональной деятельности учителя. Передача знаний учащимся - это основная цель педагогической деятельности. Если благодаря своему учителю ученик становится прилежным учеником, достигая при этом определённых высот в учёбе, это высшая оценка профессиональной деятельности учителя.
Ключевые слова: учитель, ученик, просвещение, успех, строгий, добрый, духовность.
Древний Восток является колыбелью современного образования. Ещё в те далёкие времена мыслители Востока в своих трудах описывали то, каким должен быть учитель (мударис). Давайте рассмотрим некоторые из этих взглядов.
Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Беруни (973-1048) - один из великих ученых Древнего Востока, ученый-воспитатель, обладающий великим умом, оказавшим огромное влияние на развитие всеобщих естественных и социальных наук. В своих произведениях ученый подходил к вопросам учебно-воспитательного единства и нравственности как зрелый воспитатель, в частности, в своих произведениях "Минералогия", "Памятники, оставшиеся от древних народов", "Индия" изложил уникальные взгляды и просветительско-дидактические взгляды на педагогику и психологию. В процессе обучения и воспитания детей в школе, связывая светские науки друг с другом, подчеркивая обратную связь по различным темам, он говорит: "Наша цель - не перегружать учащихся, перечитывая одну тему снова и снова, заставляя учеников скучать, ослабляя память. Если ученик переключается с одной темы на другую на другую, то это будет так же, как и прогулки по разным садам, расположенных в разных регионах. Ещё не закончился один сад, как начинается - другой. Ребенок хочет всё увидеть и рассмотреть. Не зря говорят, что все новое доставляет ребенку удовольствие".
Беруни утверждает, что благополучие страны связано с процветанием науки, а счастье и благополучие молодежи зависит от преподавателей, дающих им знания и просвещение. Он обращается к ученикам и преподавателям, стремящимся к науке и просвещению: «Когда ты входишь в круг знаний, твое сердце должно быть свободным от соблазнов и различных вредных привычек, гнева, коррупции, жадности».
Абу Али ибн Сина (980-1037) в своих работах подчеркивает, что три вещи в совершенствовании человека играют важную роль - это наследие, окружающая среда, воспитание, при этом учителя выполняют очень ответственную задачу воспитания детей, обучая их ответственному подходу к этим трем понятиям и даёт учителям следующие рекомендации, которые являются залогом успеха в деятельности:
1) быть сдержанными и серьезным в обращении с детьми;
2) обратить внимание на усвоение учащимися знаний;
3) использование различных форм и методов в обучении;
4) контроль памяти учащегося, умения овладевать знаниями и его индивидуальные особенности;
5) заинтересовать детей наукой;
6) способность выделять наиболее важные из передаваемых знаний;
7) передача знаний учащимся в соответствии с возрастом, психическим уровнем учащихся;
8) достижение того уровня, что каждое слово учителя должно пробуждать детские чувства.
В произведении «Кабуснома» Унсурула Маолий Кайковуса (родившегося в 10211022 годах до н. э.) впервые описана история развития школ нотного искусства в восточных странах и представлена информация о нотах того времени. Эта работа имеет важное значение в духовном воспитании человека в период нынешних глобальных изменений. Это уникальное произведение было переведено на многие языки Востока и Запада и получило известность.
В своем произведении Кайковус говорит о том, что для каждого возраста важен жизненный опыт в умственном, моральном, физическом плане. Только хороший учитель излагает свои способы воспитания детей, связывая воспитание с жизнью. В книге предусмотрена учебно-воспитательная теория по следующим направлениям:
1. Кайковус о знаниях.
2. О профессии и различных ремёслах.
3. О правилах брака и поведения.
4. О физической зрелости.
Кайковус первым признаком морали определяет красноречивость учителя, он пишет, что "лучшие из всех способностей - это речевые способности", подчёркивая, что красноречивость нужно использовать в нужном русле при обучении учащихся.
Он делит слова на четыре вида: первая - неизвестные и не сказаные, вторая -известные и сказанные, третья - известные, которые нет надобности говорить, но можно и сказать. Четвертый - известные, но не используемые без надобности. Он утверждает, что лучший тип слов - четвертый, то есть известные, но редко используемые слова. Комусий также утверждает, что речь учителя должна быть учтивой, тёплой, а также учитель должен уметь слушать других.
Людей Комусий тоже разделяет на четыре вида: первый тип людей - знают много и хотят узнать больше. Это ученые, которым говорят нужно подчиняться. Вторые -стараются знать то, чего они не знают, они очень способные, и таких людей надо учить. Третьи - даже не знают, что они знают, как будто они спят, их нужно разбудить. Четвёртые - не знают и не признают, того что не знают. Это невежественные люди, обучение которых бесполезно, говорит, что их нужно избегать.
Шейх Муслихиддин Сауди Ширази - крупный поэт и мыслитель, живший и работавший в Иране в XIII веке. Он был не только философом-поэтом, но и опытным тренером. В произведении поэта «Гулистан» учителя (мударисы) того времени
81
делятся на разные категории и описывают он их так. Очень строгий учитель - «... ученики не могут получить от него знаний и воспитания, так как он всегда раздражен, ядовит на язык, злопамятен, жаден, оскорбляет людей и вообще гадкая натура». Еще одна категория учителей «...простой и добрый человек. Такой учитель не говорит и слова, которое оскорбляло бы детей. Дети, которые видят его ангельскую натуру и доброту, пренебрегают учителем. Зная мягкую натуру учителя, ученики не занимаются наукой, проводят учебное время в играх и шалостях». Из этих описаний следует, что во всём должна быть «золотая» середина. Учитель должен быть в меру строгим и добрым, чтобы ученики правильно оценивали ситуацию.
Список литературы
1. Теория и История педагогики. Часть 1: Педагогическая теория. (М.Х. Тохтаходжаева и другие). Т.: "Экономика-финансы", 2007. 380 с.
2. Кайковус Унсурул Маолий. Кобуснома (Перевод Мухаммада Ризо Огахи из форши). С. Долимов. Т.: Учитель, 2006. 208 с.
3. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу // Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ Сафоев Х.А.
Сафоев Хасан Аминович - преподаватель, кафедра физической культуры, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы планирования подготовки студентов к занятиям спортом.
Ключевые слова: подготовка к спорту, физическое развитие, мировоззрение спортсмена, развивающее мастерство, техника, тактическая подготовка, физические качества, планирование, соревнование.
Прежде чем приступить к вопросу планирования спортивной тренировки, необходимо определить ее задачи и цели. Основной целью спортивных тренировочных упражнений является подготовка высококвалифицированных спортсменов. Для того чтобы решить этот главный вопрос, необходимо обратить внимание на следующие вопросы в обучении.
Вопрос образования. Тренировка спортсмена проходит следующие этапы:
1) формирование его мировоззрения, интереса к самому себе, к окружающим;
2) обеспечивает воспитание творческой и познавательной способности интеллектуала;
3) воспитание эстетической среды, принятие красоты в трудовой и спортивной деятельности;
4) сила воли - направлена на воспитание у спортсмена умения ставить перед собой цель и стремиться к ее решению.
План спортивных тренировочных упражнений составляется для различных по срокам тренировочных процессов, которые имеют свои специфические задачи и цели. Долгосрочное планирование обычно длится 4 года. Это включает в себя период от одной Олимпиады к другой или от одного Спартакиады к другой. Это планирование предполагает подготовку талантливых спортсменов к Олимпиаде в учебных заведениях. Такое планирование позволяет организованно и единообразно готовиться