делятся на разные категории и описывают он их так. Очень строгий учитель - «... ученики не могут получить от него знаний и воспитания, так как он всегда раздражен, ядовит на язык, злопамятен, жаден, оскорбляет людей и вообще гадкая натура». Еще одна категория учителей «...простой и добрый человек. Такой учитель не говорит и слова, которое оскорбляло бы детей. Дети, которые видят его ангельскую натуру и доброту, пренебрегают учителем. Зная мягкую натуру учителя, ученики не занимаются наукой, проводят учебное время в играх и шалостях». Из этих описаний следует, что во всём должна быть «золотая» середина. Учитель должен быть в меру строгим и добрым, чтобы ученики правильно оценивали ситуацию.
Список литературы
1. Теория и История педагогики. Часть 1: Педагогическая теория. (М.Х. Тохтаходжаева и другие). Т.: "Экономика-финансы", 2007. 380 с.
2. Кайковус Унсурул Маолий. Кобуснома (Перевод Мухаммада Ризо Огахи из форши). С. Долимов. Т.: Учитель, 2006. 208 с.
3. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу // Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ Сафоев Х.А.
Сафоев Хасан Аминович - преподаватель, кафедра физической культуры, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы планирования подготовки студентов к занятиям спортом.
Ключевые слова: подготовка к спорту, физическое развитие, мировоззрение спортсмена, развивающее мастерство, техника, тактическая подготовка, физические качества, планирование, соревнование.
Прежде чем приступить к вопросу планирования спортивной тренировки, необходимо определить ее задачи и цели. Основной целью спортивных тренировочных упражнений является подготовка высококвалифицированных спортсменов. Для того чтобы решить этот главный вопрос, необходимо обратить внимание на следующие вопросы в обучении.
Вопрос образования. Тренировка спортсмена проходит следующие этапы:
1) формирование его мировоззрения, интереса к самому себе, к окружающим;
2) обеспечивает воспитание творческой и познавательной способности интеллектуала;
3) воспитание эстетической среды, принятие красоты в трудовой и спортивной деятельности;
4) сила воли - направлена на воспитание у спортсмена умения ставить перед собой цель и стремиться к ее решению.
План спортивных тренировочных упражнений составляется для различных по срокам тренировочных процессов, которые имеют свои специфические задачи и цели. Долгосрочное планирование обычно длится 4 года. Это включает в себя период от одной Олимпиады к другой или от одного Спартакиады к другой. Это планирование предполагает подготовку талантливых спортсменов к Олимпиаде в учебных заведениях. Такое планирование позволяет организованно и единообразно готовиться
к соревнованиям. Главная цель долгосрочного планирования - воспитать спортсмена в особом качестве и поднять его до достижения спортивных высот.
По мнению многих специалистов по физкультуре, ежегодное планирование спортивной подготовки имеет первостепенное значение. Подготовка к занятиям спортом в зависимости от задач и целей, поставленных на год, а также уровня спортивной подготовки, годовой план будет следующим:
а) разовое планирование спортивных тренировочных упражнений. Такое планирование включает одну подготовку, одно соревнование и один переходный период в конце цикла. Такое планирование применяется к спортсменам, которые планируют участвовать в 1-2 соревнованиях в год, но они проводятся в короткий промежуток времени, до того месяца, когда соревнования будут проведены.
Однопериодное планирование имеет свои преимущества, в частности: период подготовки длительный, каждое физическое качество допускает отдельную детальную разработку и развитие отдельных спортивных качеств у спортсмена. При этом на тренировку каждого качества отводится много времени, а совершенствование их планируется с упором на все средства и методы. Как уже упоминалось выше, однопериодное планирование в основном структурировано для начинающих спортсменов и позволяет некоторым талантливым молодым спортсменам «не упустить» некоторые из своих способностей, которые могут быть продемонстрированы только через длительный период времени;
б) двухпериодное планирование.
Разница между этими двумя спортивными тренировочными планами не так велика: при двухпериодном планировании в конце каждого периода бывает переходный период. Это планирование используется, когда есть два или более сроков между соревнованиями, в то время как «однопериодный план» бывает один в конце года.
Преимущество такого планирования состоит в том, что если запланированные результаты не будут достигнуты в первом периоде, то это может быть достигнуто путем изменения средств и методов во втором периоде. В то же время, спортивная подготовка позволяет подготовиться ко второму периоду значительно эффективнее, в результате физического отдыха спортсмена между периодами года;
в) многопериодное планирование.
Такое планирование используется в тех случаях, когда за один год проводится 3 и более соревнований, период между стартами должен составлять более 1 месяца. Использование многопериодного планирования позволяет более эффективно подготовиться к каждому соревновательному процессу, а также сократить продолжительность соревновательного периода.
Небольшой период является одним из основных звеньев подготовительного процесса. Продолжительность небольшого периода может составлять от 4 до 1 дня.
Основное ядро планирования малого периода - это законы усталости и полноты сил.
Небольшой период делится на 5:
а) начальный период подготавливает организм к тяжелым упражнениям. Их совокупный общий вес обычно невелик;
б) ударный - период стимуляции адаптационных процессов к большому по объему комплексу упражнений;
в) период конвергенции - приближает спортсмена непосредственно к подготовке к соревнованиям, характеризуется максимальной и субмаксимальной нагрузкой;
г) соревновательный период - тренировки формируются в соответствии с соревновательной программой;
д) восстановительный период - это короткий период нормального восстановления организма, то есть приведения его в благоприятное для выполнения работы состояние равновесия.
Тренировки по подготовке к занятиям спортом. Количество тренировочных занятий в неделю определяется в зависимости от уровня подготовки спортсмена. Любое обучение делится на три части:
а) тренировочная часть - занимает 20-22% от всего выполняемого упражнения. Главное - разогреть тело, подготовиться к предстоящей работе, тренировке. В
зависимости от целей, поставленных перед данным упражнением, формируется общеразвивающее упражнение;
б) основная часть урока занимает около 60-65% времени по продолжительности. Обычно тренировка начинается со специальных упражнений, которые направлены
на частичное решение вопросов физической нагрузки. Задача основной части подготовительной тренировки может быть направлена на обучение, развитие или совершенствование, при котором задача решается с помощью различных средств и методов.;
в) заключительная часть урока занимает 10-12% времени, это основной вопрос, работа на дом дается так, чтобы учащийся мог восстановить свой организм, рассмотреть результаты обучения и, при необходимости, самостоятельно заняться им.
Список литературы
1. Григорьев О.А., Горелов А.А., Сысоев В.И. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки. Москва: Еврошкола, 2010. 307.
2. Родиченко В.С. Спортивные соревнования: информация, управление. М.: Физкультура и спорт, 1978. 230 р.
3. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование // Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.