Коцюба В.И. Взгляды митрополита Филарета (Дроздова)...
УДК 1 (091)
Взгляды митрополита Филарета (Дроздова) на принципы духовной и социальной жизни человека
В.И. Коцюба
Московский физико-технический институт (Университет), кафедра философии
Аннотация. В статье на основе анализа взглядов митрополита Филарета (Дроздова) выделяются принципы духовной жизни человека, определяющие социальную жизнь, и делается вывод об актуальности данных принципов для современной жизни. Рассматриваются решения митрополитом Филаретом проблем соотношения разума и воли, чувственного и духовного, свободы, критериев совершенства человека и прогресса.
Abstract. The paper analyses views of metropolitan Filaret (Drozdov). On the basis of this analysis the principles of spiritual human life defining social life have been defined, and the conclusion about the relevance of the given principles for modern life has been drawn. Decisions by metropolitan Filaret of the following problems have been considered: relation between reason and will, sensual and spiritual, freedom, and criteria of person perfection and progress.
Ключевые слова: духовно-академическая философия, философская антропология, митрополит Филарет (Дроздов)
Key words: ecclesiastical-academic philosophy, philosophical anthropology, metropolitan Filaret (Drozdov)
1. Введение
Митрополит Филарет (Дроздов) (1782-1867), причисленный Русской православной церковью в 1994 г. к лику святых, является одним из наиболее известных церковных и общественных деятелей России XIX века. В настоящее время наблюдается оживление интереса к наследию митрополита Филарета как в церковной среде, в православных учебных заведениях, в частности Свято-Тихоновском гуманитарном университете, так и в научных кругах.
Современные исследователи деятельности святителя Филарета отмечают высокий профессиональный уровень предложенной им концепции философского образования для духовных учебных заведений (Шохин, 1996), которая способствовала общему развитию философской культуры в России. Значительная часть научных работ, посвященных митрополиту Филарету, рассматривает его гомилетическое наследие с точки зрения истории Церкви, богословия, литературной стилистики, но при этом почти отсутствуют работы, анализирующие его взгляды в философском отношении.
Элементы такого анализа, содержащие множество проницательных и ярких мыслей, можно найти у одного из выдающихся историков науки советского времени В.П. Зубова в его рукописи 20-30 гг. "Русские проповедники" (Зубов, 2001), но в фокусе исследования Зубова находится прежде всего личность митрополита и особенности его христианского мировоззрения, отраженные в стилистике проповедей. Вместе с тем, в наше время, которое оценивается как эпоха антропологического кризиса, "дефицита цельной философии, которая могла бы помочь человеку исцелиться от пессимизма и апатии" (Макаров, 2006), особый интерес представляют взгляды митрополита по социальной философии и философской антропологии. Митрополит пользовался значительным авторитетом у своих современников как мыслитель.
Взгляды Филарета по социальной и антропологической тематике еще не получили достаточного освещения в исследовательской литературе. Одним из первых и, несомненно, удачных опытов систематического изложения воззрений митрополита Филарета в данной области является диссертация Ю.Н. Панской "Общественно-политические взгляды митрополита Московского Филарета (Дроздова): проблемы теории и практики" (Панская, 2008). В ней содержится реконструкция социальной философии митрополита, получившая у диссертанта название "социально-политической концепции". Но если у Панской в диаде "человек - общество" акцент при исследовании сделан на втором элементе, то в нашей статье рассматриваются взгляды митрополита Филарета с акцентом на первом элементе данной диады.
Целью нашей работы является, во-первых, выявление и реконструкция взглядов митрополита Филарета на принципы духовной жизни человека, основополагающие для социальной жизни, а также аргументации в поддержку этих взглядов; во-вторых, сравнение позиции святителя с учением
132
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр. 132-137
представителей современной ему духовно-академической философии, в которой занимала заметное место антропологическая тематика; наконец, в-третьих, оценка актуальности рассматриваемых воззрений митрополита Филарета для настоящего времени.
2. Способности человека: принцип целостного совершенствования при главенстве воли
Для определения принципов духовной жизни человека необходимо рассмотреть способности человеческой личности, в которых выражается эта духовная жизнь. У митрополита Филарета ими являются классические способности: ум, сердце и воля. Иногда он отдельно говорит о духовном начале в человеке в узком смысле, как о начале, противоположном чувственности. Продолжая традицию античности и патристики, святитель Филарет сравнивает ум с "духовным оком". Младенческий ум, как он замечает, видит предметы более чувственно, поверхностно; образованный ум, более углубляясь в предметы, открывает между ними союз и порядок. Сердце наделяет способностью ощущать различные блага и переживать блаженство, способностью любить. Духовная сторона человека имеет свои потребности, аналогичные физическим потребностям.
Духовность человека выражается в связанных друг с другом разумности и свободе. Бог, согласно митрополиту, дал бытию закон, действие которого дает благо сущему. Люди, как благороднейшие создания, "получили свободу, которая есть способность исполнять закон по сознанию его совершенства, из любви к Законодателю, и которая посему не исключает возможности отступить от него" (Филарет, 2003).
Человек имеет способность осуществить свободный выбор между добром и злом, Творцом и творением. Этими способностями определяется достоинство человека, которое, по словам Филарета, заключается в "чистых и возвышенных воззрениях ума и движениях свободной воли". В силу этого человек не слишком огражден пособиями природы, "чтобы не стеснять поприща, предоставляемого разуму и его свободе". На основе этого митрополит заключает о важности воспитания и, соответственно, социальной жизни, приобщения к духовной традиции для формирования человека. Разум и свобода "открываются не вдруг, и не без помощи, но требуют пособия от разума прежде открытого и направления от свободы прежде испытанной и обработанной". Свобода, утверждает митрополит, - не простая возможность делать все, что пожелаешь, а способность выбрать лучшее на основе разумного выбора без слепого подчинения чувственным желаниям. Цель бытия человека - достижение совершенства.
Формирование человека для социальной жизни, как полагал митрополит Филарет, должно происходить через совместное развитие всех духовных сил человека: ума, сердца, воли, а не только какой-либо одной. Во взглядах святителя заметна черта, характеризующая, как считал известный историк русской философии В.В. Зеньковский, особенность всей отечественной философской мысли: идеал "целостности" человека, "синтетического единства... всех движений человеческого духа" (Зеньковский, 1991). Этот идеал, в виде "учения о цельном знании как о сосредоточении всех духовных способностей человека" (Цвык, 2002), характерен и для духовно-академической философии, с которой был тесно связан Филарет. Мы находим его и в лекциях профессора философии МДА Ф.А. Голубинского, говорившего о необходимости гармонии всех духовных сил для раскрытия в понятиях идеи ума о Бесконечном (Голубинский, 2006b), наличие которой позволяет человеку осуществить себя в качестве человека (Голубинский, 2006a).
Исходя из вышеуказанного идеала целостности, Филарет высказывал критическое отношение к установке на преимущественно интеллектуальное развитие человека при невнимании к другим сторонам человеческой личности, - установке, согласно которой при воспитании детей только "меблируют голову набором слов и понятий" и не возделывают "сад сердца" так, чтобы воспитуемый не усвоил вредных склонностей и привычек, а напротив, приобрел добродетели и благородные чувства, ограждающие его от "ветров легкомыслия и страстей". В концепции человека митрополита Филарета особое значение в духовном развитии человека придается воле, поскольку от направления воли человека, в конечном счете, зависит общее его нравственное состояние, влияющее на деятельность ума. Поэтому недостаточна мудрость, которая стремится "украсить ум, но не улучшает сердца, которая богата мыслями и словами, но скудна делами".
Как известно, в первой половине XIX века одной из актуальных тем для отечественных мыслителей стало осмысление понятия "просвещение". Достаточно вспомнить известную оппозицию двух типов просвещения И.В. Киреевского. У митрополита Филарета также получает освещение данная тема и высказывается позиция, близкая позиции Киреевского. Как отмечал Филарет, "просвещение" многие стали связывать исключительно с образованием ума. Но под знаменем такого просвещения производился и террор во времена Французской революции. Потом это назвали злоупотреблением разума. Но кто может поручиться, что такое злоупотребление разума не возвратится многократно с
13 3
Коцюба В.И. Взгляды митрополита Филарета (Дроздова)...
новой жестокостью, спрашивал Филарет. Противовесом возможным злоупотреблениям разума является воля, направленная к добродетели, требующая такого же внимания при формировании человека, как и интеллектуальные способности.
3. Принцип подчинения чувственного - духовно-нравственному
Препятствием для развития духовной жизни человека является абсолютизация чувственной сферы. Мировоззренческое выражение этих тенденций в то время ярко отразилось в философии позитивизма. Святитель Филарет полагал, что пристрастие к видимому в древности породило идолопоклонство и суеверия, приводило к забвению о душевных качествах и заботе только о теле. И тогда, как следствие, "вместо человеческой жизни, управляемой разумом и законом добра", в человеке открылась жизнь, управляемая только животными влечениями, а далее - "жизнь зверская необузданной ярости". Потому что в этом мире, в котором все движется и изменяется, по словам митрополита, и для человека нет неподвижного состояния. И если человек не стремится к духовной высоте, он неприметным образом будет изменяться в противоположном направлении. Жизнь, ориентированная только на чувственное, будет способствовать развитию пристрастий исключительно к материальным благам и незаметно, как полагает Филарет, ослаблять внутреннюю силу души, заглушать нравственное и духовное чувство. Примечательно, что мысли и оценки святителя Филарета относительно тенденций социальной жизни и их неблагоприятных последствий во многом совпадают с наблюдениями и выводами известного социолога XX столетия Питирима Сорокина в его исследовании "Культурная и социальная динамика". Чувственная культура, как отмечает П. Сорокин, "вручила человеку ужасающую власть над природой, обществом и культурой, не обеспечив его при этом ни средствами самоконтроля, ни властью над своими стремлениями, чувствами и инстинктами, - теперь в руках такого человека со всеми достижениями ее науки и техники, она становится чрезвычайно опасной..." (Сорокин, 2000).
4. Совершенствование человека и научно-технический прогресс
Митрополит Филарет отмечал, что в его время философия, восприняв идею совершенствования человека от религии, стала развивать мысль о том, что человечество идет к совершенству само собою, побеждая природу посредством технического искусства, открытий, изобретений. Таким образом, идея совершенствования стала пониматься, прежде всего, в смысле научно-технического прогресса. Но при таком подходе совершенно не обращают внимания на необходимость духовно-нравственного совершенствования человека, и это приводит к тому, что технический прогресс начинает обслуживать безнравственные устремления человека. "Пороки необузданны, распри бесконечны, союзы ненадежны, мудрость сделалась не более, как промышленностью, и познания товаром, книги и зрелища наполнены преступлениями и ужасами. Скажите, пожалуйста, неужели сие-то и есть прямая дорога и естественный ход к совершенству человечества? Не есть ли это распутия, дебри, заблуждения?" (Филарет, 2003).
Человечество, чтобы идти к совершенству, должно ясно представлять себе путь к достижению цели, считал святитель Филарет. Как христианский мыслитель, он был убежден: этот путь указан свыше Христом, и есть люди, испытавшие благонадежность и радость этого пути. Митрополит Филарет также указывал на человеческий опыт, свидетельствующий о неспособности человека только своими усилиями, без помощи Творца человека, сделать себя совершенным и благополучным. При стремлении к всеобъемлющей системе знания разум человека, стараясь прояснить одну черту этой системы, затмевает другую, и с расширением круга знания расширяет для себя область неизвестного. Истина, признаваемая достоверною, подвергается сомнению при дальнейшем развитии науки. При желании нравственного совершенства, человек по опыту узнает, что нравственный закон, показывающий добро, не дает силы совершать его. Критерием прогресса митрополит считает оптимизацию взаимоотношений людей в рамках социальной жизни и их духовно-нравственное совершенствование. Подлинное просвещение должно развивать всю внутреннюю духовную сторону человека, просвещать разум видением истины с тем, чтобы ясно понимать цель человеческой жизни, различать добро и зло и "согревать сердце любовью к добру", чтобы человек имел искреннее стремление к нравственному усовершенствованию себя и во благо использовал знания о видимом мире.
Такое просвещение, как видно из рассуждений митрополита Филарета, имеет принципиальное значение для социальной жизни, т.к. многие социальные пороки и проблемы возникают, по его мнению, от неразвитости духовной жизни людей, не поднимающихся выше уровня чувственных эгоистических влечений. Действия людей всегда являются следствием их мыслей и желаний. "Страстный и жадный взгляд на все видимое" порождает, как замечает святитель Филарет, "желание не благоразумно пользоваться, а жадно наслаждаться предметами видимого мира". Порождает "страсть к зрелищам", зависть к другим, обладающим материальными благами, "склонность величаться и тщеславиться
134
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр. 132-137
некоторыми преимуществами видимого и временного мира". Дух превозношения и честолюбия рождает в отношениях между людьми несогласие и раздоры, разрушает взаимное уважение и любовь. Страстное желание быть выше других становится деструктивным фактором для общественной жизни. Подобное желание святитель отличает от естественного для человека стремления к совершенству. Лучшим выражением такого стремления он считает "служение благу ближних". В то время как пристрастие к чувственному приводит к тому, что ценности человека начинают носить преимущественно гедонистический характер, и в силу этого начинают разрушаться социальные связи. Поэтому так важно, по мысли Филарета, в деле социализации воспитывать не только голову, но и сердце, чтобы познания употреблялись во благо, чтобы исполнялся нравственный и человеческий долг по отношению к своим родителям и другим людям.
При внимательном анализе мы можем обнаружить у митрополита Филарета как точки соприкосновения с концепцией человека философии Просвещения, так и пункты принципиального расхождения. Филарет так же, как и просветители, утверждает, что нужно освободить ум от суетливой рассеянности, предрассудков, обманчивых призраков чувственности и воображения, помраченности и увлеченности страстями сердца. Но он, в отличие от многих представителей западноевропейского просвещения, не считает, что разум человека может освободиться от всего этого путем одной интеллектуальной деятельности и познания законов природы. Все это разум может использовать как средство для служения чувственным пристрастиям человека. Знания разума не освобождают человека от страстей сердца. При образованном разуме человека могут возмущать до раздражения и ожесточения даже легкие неприятности, ненамеренные слова, справедливые и умеренные обличения. И сами обоснованные разумом правила нравственности, предлагаемые обучающимся для их просвещения, не принесут плода, если их "сердце" не будет подготовлено к восприятию этих нравственных правил. Поэтому развитие ума должно дополняться развитием сердца, от которого зависит направление основных желаний, устремлений человека, которым будет служить его разум. Здесь позиция митрополита очевидно близка воззрениям славянофилов: И.В. Киреевского, К.С. Аксакова (1995) и представителей духовно-академической философии: Ф.А. Голубинского, П.Д. Юркевича (1990).
5. Принцип гуманизма
Одним из важнейших показателей духовного развития сердца, и вместе с тем - принципом социальной жизни у митрополита Филарета является человеколюбие. Его действие противоположно самолюбию, которое "погружает человека во тьму чувственности", создает в нем "ложное средоточие", обособляя от других людей. Основой социального гуманизма у Филарета является христианское учение о человеке как "образе Божием". Митрополит замечал, что и в человеке, "представляющем неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка", есть "золото". Это существо человека, и особенно - его душа. В этой связи Филарет затрагивал актуальную для того времени тему отношения к крепостным. Он полагал, что помещики должны иметь не только права, но и обязанности по отношению к своим крестьянам. К обязанностям помещиков он относил обеспечение безбедной жизни, защиты крестьян, средств на требуемое им образование, руководство и охранение нравов и веры. Сам митрополит активно содействовал оказанию социальной помощи обездоленным, которая включала в себя постоянные пособия нищим и бедным, сборы для погорельцев в Петербурге, Симбирске и других городах, устройство приютов для сирот. Еще на заре своего служения при Александре I он выдвигал идею создания попечительских советов при храмах для помощи бедным. "Этот человек сыграл большую роль в социальном и духовном развитии русского общества", - говорит о святителе Филарете П.В. Власов в своей книге "Благотворительность и милосердие в России" (Власов, 2001). Примечательно, что Филарет при этом отрицательно относился к организации лотерей для гуманных целей, уже тогда предполагая возможность развития такого явления, как игромания. Он писал: "В числе средств общество полагает лотереи... Средство нечистое и вредное. Выманивать у людей деньги прельстительною, но по большей части обманчивою, надеждою выигрыша, приучать народ к игре, возбуждать и усиливать в нем корыстолюбие и желание получить деньги без труда, - это не сообразно с духом общества, истинно человеколюбивого" (Филарет, 1998).
6. Труд как принцип духовной и социальной жизни
Важным принципом социальной жизни митрополит Филарет считал также труд. Святитель говорил: "Если жизнь есть деятельность: то, по обратному заключению, безделье и праздность не есть жизнь, по крайней мере, не есть жизнь разумного и нравственного существа" (Филарет, 2007a). В этой связи святитель выступал с обличением образа жизни тех представителей высших классов, которые только растрачивали на пустое времяпрепровождение материальные блага, создаваемые для них другими, не принося никакой пользы обществу. Митрополит Филарет напоминал слова апостола Павла:
13 5
Коцюба В.И. Взгляды митрополита Филарета (Дроздова)...
"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь", подчеркивая, что они относятся и к "благородным", и к "обилующим". Святитель призывал развивать в себе любовь к труду, который является основанием не только личного совершенствования, но и осуществления в социальной жизни принципа человеколюбия. Сам митрополит, по воспоминаниям его биографов, отличался исключительным трудолюбием и ответственным отношением к своим обязанностям.
7. Критерии подлинной свободы человека
Одной из актуальных тем общественной жизни XIX века была тема социальных свобод. По мысли митрополита Филарета человеческая свобода имеет три предела: нравственно-религиозный, социальный и физический. Сокрушая свои пределы, говорил митрополит, "свобода не раз обагряла лице земли неповинною кровью, и, проливая потоки крови человеческой, утопляла в них саму себя" (Филарет, 2007b). Поэтому святитель был уверен, что свобода, понимаемая как "способность и невозбранность делать все, что хочешь", есть мечта - "несбыточная, нелепая, беззаконная, пагубная". Подлинная свобода человека, по святителю Филарету, проявляется в способности и невозбранности разумно избирать и делать лучшее. Таковым призван быть человек по своей природе. Но опыт показывает, что человек встречает немало препятствий для осуществления такой свободы. Это недостаточно развитый и опытный ум, чтобы определять лучшее, и недостаточная сила воли, чтобы решительно избирать и осуществлять его. Кроме того, есть люди, которые, хотя и не находятся в социальной зависимости от других, но являются заложниками различных страстей, чувственных влечений, вредных привычек. И митрополит Филарет по вопросу о социальных свободах делает замечание: люди, находящиеся в зависимости от различных пороков и пристрастий, чаще всего оказываются ревнителями внешних социальных свобод для осуществления того, к чему они пристрастны. Но социальные свободы не избавляют таких людей от внутреннего рабства у пороков, отчего страдают нередко и они сами, и окружающие.
Задачу законодательства и государственной власти Филарет видел в том, чтобы, по возможности, препятствовать злоупотреблению свободой и нравственному разложению людей. Закон, в понимании митрополита Филарета, есть опытом утвержденный разум не одного человека, но целого народа во многих его поколениях. Поэтому он авторитетнее индивидуального разума одного какого-либо человека. Но митрополит замечал, что законы государства сами по себе не могут дать человеку силу для освобождения от внутреннего рабства, от пороков и вредных привычек. Как религиозный мыслитель, он был убежден, что только Христос может дать человеку такую силу. Филарета серьезно беспокоила тема распространения вредных привычек в общественной жизни, ведущих к "внутреннему рабству". Митрополит замечал, что люди, не удовлетворяясь естественными чувственными пристрастиями, "образовали в себе вкусы, которых естественное чувство не знало", сформировали в себе потребности, "которыми природа не думала их обременять". И такие привычки более порабощают человека, чем, например, невоздержанность в пище. Святитель в данном случае имел в виду курение и алкоголизм. В последнем он видел серьезное социальное зло, с которым следует бороться на государственном уровне.
8. Заключение
Проведенные исследования творений митрополита Филарета в области философской антропологии и социальной философии позволяют выделить в его воззрениях следующие принципы духовной жизни, от которых зависит жизнь социальная.
1. Принцип целостного гармоничного совершенствования ума, воли и сердца человека при главенстве воли, формирующей нравственное состояние человека.
2. Принцип подчинения чувственной сферы духовно-нравственной, без чего человек попадает в зависимость от эгоистических чувственных влечений, и это разрушает социальную жизнь.
3. Принцип гуманизма в социальной жизни, в антропологическом отношении основанный на христианском учении о человеке как носителе "образа Божия".
4. Принцип труда как необходимого условия духовного совершенствования и гуманизма в обществе.
Концепция человека у митрополита Филарета по многим пунктам обнаруживает явную близость к взглядам славянофилов и некоторых представителей духовно-академической философии, а именно - в учении о приоритете нравственной сферы над интеллектуальной, в критике одностороннего технического прогресса без духовного развития, в учении о значении христианского гуманизма для социальной жизни. В связи с этим анализ концепции человека митрополита Филарета также представляет интерес в рамках изучения духовно-академической философии XIX века и славянофильства.
136
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр. 132-137
Исследования показали, что суждения Филарета о принципах духовной и социальной жизни человека, важности в социальной жизни человеколюбия; предостережения митрополита об опасности абсолютизации чувственной сферы, способной привести человека к "внутреннему рабству", и определение пути духовно-нравственного совершенствования являются, на наш взгляд, весьма актуальными и современными. Сегодня, когда наблюдаются тревожные кризисные явления в социальной жизни, может быть полезно обратить внимание на причинно-следственную зависимость, отмеченную Филаретом: разрушение социальных связей в обществе есть следствие духовной неразвитости, при которой в человеке начинают доминировать чувственные эгоистические влечения и дух превозношения, разрушающий отношения взаимного уважения и любви. Указанные митрополитом критерии подлинного прогресса и просвещения: духовно-нравственное совершенствование человека, предполагающее ясное понимание цели своего бытия, добра и зла, служение своими знаниями благу ближних, когда в человеке развитый ум гармонично сочетается с чутким и добрым сердцем, могут быть ценными регулятивными принципами и для сегодняшнего дня. Современный человек, перед которым стоит сложная задача: из обилия разнообразных средств к достижению различных целей выбрать единственно верные цели и средства, особенно нуждается в духовно-нравственных ориентирах как в своей личной, так и в социальной жизни.
Литература
Аксаков К.С. О современном человеке. В кн.: Эстетика и литературная критика. Сост., вступ. ст., коммент. В.А. Кошелева. М., Искусство, с.418, 1995.
Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., Центрполиграф, с.358, 2001.
Гаврюшин Н.К. У истоков русской духовно-академической философии. Святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером. Вопросы философии, № 2, с.131-139, 2003.
Голубинский Ф.А. Лекции по философии. Онтология I. В кн.: Лекции по философии, умозрительному богословию и умозрительной психологии. СПб., Тропа Троянова, с. 141, 2006a.
Голубинский Ф.А. Умозрительное богословие. Там же, с.348, 2006b.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л.,ЭГО, т.1, ч.1, с.17, 1991.
Зубов В.П. Митрополит Филарет (Дроздов). Русские проповедники: очерки по истории русской проповеди. М., Эдиториал УРСС, с.117-168, 2001.
Макаров Д.И. Проблема человека в паламитском исихазме: историко-философский анализ.
Автореферат дис. ... д-ра филос. наук, Екатеринбург, с.3, 2006.
Панская Ю.Н. Общественно-политические взгляды митрополита Московского Филарета (Дроздова): проблемы теории и практики. Дис. ... канд. истор. наук, Коломна, с.99-114, 2008.
Сорокин П. Культурная и социальная динамика. СПб., Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, с.727, 2000.
Филарет митр. Московский Святитель. Мнения, отзывы и письма. М., Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, с.250, 1998.
Филарет митр. Московский, Святитель. Слово в неделю четвертую по пятидесятнице Творения. В кн.: Слова и речи. В 5 т. М., Новоспасский мон-рь, т.1, с.10, 271, 2003.
Филарет митр. Московский, Святитель. Беседа о трудолюбии. Там же, т.4, с.533, 2007a.
Филарет митр. Московский, Святитель. Слово в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича. Там же, т.5, с.129, 2007b.
Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., РУДН, с.314, 2002.
Шохин В.К. Святитель Филарет в истории русской философии. Альфа и Омега, № 4 (11), с.211-230, 1996.
Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. Философские произведения. М., Правда, с.525, 1990.
13 7