Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ США НА СТРУКТУРУ, РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ В XXI ВЕКЕ'

ВЗГЛЯДЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ США НА СТРУКТУРУ, РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
452
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ США / ВМС США / ПРОГРАММЫ ОБОРОНЫ США / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВМФ США / ВОЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савченко Олег Владиславович, Половинкин Валерий Николаевич

Объект и цель научной работы. Статья представляет собой обширный аналитический обзор, посвященный современным управленческим решениям на уровне правительства и трех ключевых морских служб США - Военно-морских сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны, известных под общим названием Военно-морская служба, а также основным тенденциям развития ВМФ США. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе новейших стратегических документов, определяющих ближайшие и долгосрочные планы военного кораблестроения США, принятых в 2020-2021 гг. Основные результаты. Подробно изложены основные направления государственного финансирования ВМФ США, проанализированы перспективы развития американского военного флота и возможности его перевооружения, обозначены основные страны-конкуренты США, претендующие на контроль над Мировым океаном и Арктикой. Заключение. Исследование дает возможность адекватно оценить масштаб военных планов действующей администрации США, связанных с программами кораблестроения будущего, с учетом военных и стратегических интересов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савченко Олег Владиславович, Половинкин Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE, ROLE AND PURPOSE OF NAVAL FORCE IN THE 21ST CENTURY: US DOD PERSPECTIVE

Object and purpose of research. The article is an extensive analytical review devoted to modern management decisions at the level of the government and the three key US naval services - the Navy, Marine Corps and Coast Guard, collectively known as the Naval Service, as well as the main trends in the development of the US Navy. Materials and methods. The study was carried out on the basis of the latest strategic documents defining the short-term and long-term plans for the US naval shipbuilding, adopted in 2020-2021. Main results. The main directions of the US Navy public funding are described in detail, the prospects for the development of the US navy and the possibilities of its rearmament are analyzed, the main competitor countries of the United States claiming control over the World Ocean and the Arctic are identified. Conclusion. The study makes it possible to adequately assess the scale of the current US administration's military plans related to future shipbuilding programs, taking into account Russia's military and strategic interests.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ США НА СТРУКТУРУ, РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ В XXI ВЕКЕ»

Б01: 10.24937/2542-2324-2021-2-396-171-188 УДК 623.8(73)

О.В. Савченко, В.Н. Половинкин

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия

ВЗГЛЯДЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ США НА СТРУКТУРУ, РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ В XXI ВЕКЕ

Объект и цель научной работы. Статья представляет собой обширный аналитический обзор, посвященный современным управленческим решениям на уровне правительства и трех ключевых морских служб США - Военно-морских сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны, известных под общим названием Военно-морская служба, а также основным тенденциям развития ВМФ США.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе новейших стратегических документов, определяющих ближайшие и долгосрочные планы военного кораблестроения США, принятых в 2020-2021 гг. Основные результаты. Подробно изложены основные направления государственного финансирования ВМФ США, проанализированы перспективы развития американского военного флота и возможности его перевооружения, обозначены основные страны-конкуренты США, претендующие на контроль над Мировым океаном и Арктикой. Заключение. Исследование дает возможность адекватно оценить масштаб военных планов действующей администрации США, связанных с программами кораблестроения будущего, с учетом военных и стратегических интересов России.

Ключевые слова: военное кораблестроение США, ВМС США, программы обороны США, финансирование ВМФ США, военная конкуренция.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-2-396-171-188 UDC 623.8(73)

O. Savchenko, V. Polovinkin

Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia

STRUCTURE, ROLE AND PURPOSE OF NAVAL FORCE IN THE 21st CENTURY: US DOD PERSPECTIVE

Object and purpose of research. The article is an extensive analytical review devoted to modern management decisions at the level of the government and the three key US naval services - the Navy, Marine Corps and Coast Guard, collectively known as the Naval Service, as well as the main trends in the development of the US Navy.

Materials and methods. The study was carried out on the basis of the latest strategic documents defining the short-term and long-term plans for the US naval shipbuilding, adopted in 2020-2021.

Main results. The main directions of the US Navy public funding are described in detail, the prospects for the development of the US navy and the possibilities of its rearmament are analyzed, the main competitor countries of the United States claiming control over the World Ocean and the Arctic are identified.

Conclusion. The study makes it possible to adequately assess the scale of the current US administration's military plans related to future shipbuilding programs, taking into account Russia's military and strategic interests. Keywords: US naval shipbuilding, US Navy, US defense programs, USN funding, military competition. The authors declare no conflicts of interest.

Для цитирования: Савченко О.В., Половинкин В.Н. Взгляды Министерства обороны США на структуру, роль и предназначение Военно-морских сил в XXI веке. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; 2(396): 171-188. For citations: Savchenko O., Polovinkin V. Structure, role and purpose of naval force in the 21st century: US DOD perspective. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; 2(396): 171-188 (in Russian).

9 декабря 2020 г. Министерство обороны (МО) США представило Конгрессу США новый 30-летний долгосрочный план военного кораблестроения, рассчитанный до 2051 г. [1]. Он предусматривает рост численности корабельного состава ВМС США до 355 единиц (с учетом вспомогательных судов и без учета безэкипажных кораблей и подводных аппаратов) к началу 2030-х гг. и до 406 единиц к 2051 г. МО США заявило, что новый план соответствует стратегии национальной обороны (National Defense Strategy - NDS) [2], в которой Китай и Россия признаются почти равными угрозами: «Чтобы гарантировать, что мы сохраним свое превосходство, NDS требует наличия современных боеготовых сил для действий в Тихоокеанском регионе. Министерство обороны переориентировало более $45 млрд в рамках перспективных оборонных программ на ближайшие годы на военное кораблестроение и другие приоритетные программы».

План предусматривает значительный рост финансирования военного кораблестроения США. В частности, на первые 5 лет действия плана (с 2022 по 2026 гг.) предусматривается увеличение средств на военное кораблестроение на указанные $45 млрд - суммарно до $147 млрд (ранее на эти 5 лет была запланирована сумма в $102 млрд), что увеличит расходы на кораблестроение примерно до $35 млрд в год в 2025 и 2026 гг. Планируется ускорение темпов строительства многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) до 3 единиц в год начиная с 2025 г. (это должно увеличить общую численность многоцелевых АПЛ в составе ВМС США с нынешних 51 до 80 единиц к 2051 г.), начало серийной постройки новых фрегатов типа FFG 62 Constellation (с увеличением темпов их постройки с 2025 г. до 4 единиц в год) и вспомогательных и десантных кораблей новых типов, в т.ч. кораблей меньшего водоизмещения. Значительная часть финансирования военного кораблестроения нацелена на реализацию программы строительства новых атомных ракетных подводных лодок типа SSBN 826 Columbia - 12 единиц планируется ввести в строй к 2041 г. В первые 5 лет (с 2022 по 2026 гг.) на программу постройки атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа Columbia будет выделено $30 млрд из общей суммы $147 млрд на военное кораблестроение, а в целом в период до 2036 г. реализация этой программы потребует от $6 до 8 млрд в год, что наглядно демонстрирует серьезность бремени

строительства ПЛАРБ даже для ведущей военно-морской державы мира.

Относительно строительства безэкипажных кораблей новый план достаточно осторожен. В нем предполагается постройка 3-х классов кораблей - «сверхбольших» подводных (Extra Large Unmanned Undersea Vehicle - XLUUV), «больших» (Large Unmanned Surface Vessel - LUSV) и «средних» (Medium Unmanned Surface Vessel -MUSV) необитаемых автономных надводных аппаратов.

В первые 5 лет (с 2022 по 2026 гг.) предполагается суммарно выделить $4,339 млрд на финансирование начала строительства 12 LUSV, 1 MUSV и 8 XLUUV. В целом к 2045 г. предполагается построить 119 LUSV и MUSV, а также 24 XLUUV, а к 2051 г. - от 119 до 166 LUSV и MUSV и от 24 до 76 XLUUV.

23 декабря 2020 г. исследовательская служба конгресса США представила отчет о крупных беспилотных надводных и подводных аппаратах ВМФ [3].

Из этого документа (рис. 1) следует, что по замыслам американских стратегов вышеупомянутые большие беспилотные транспортные средства рассматриваются как необходимая составляющая для перехода на «более распределенную архитектуру флота». По сравнению с нынешним положением дел она должна в пропорциональном отношении включать меньше крупных надводных боевых кораблей (например, крейсеров и эсминцев), больше мелких надводных боевых единиц (фрегатов, корветов, патрульных и прибрежных боевых кораблей и т.д.), а также значительное количество больших беспилотных транспортных средств.

ВМФ США предполагает, что LUSV будут иметь длину от 200 до 300 футов и полное водоизмещение от 1000 до 2000 т. Ожидается, что LUSV будут недорогими, долговечными, реконфигуриру-емыми кораблями, основанными на проектах коммерческих кораблей, способными нести различную модульную полезную нагрузку, в частности средства борьбы с надводными силами (ASuW) и ударную боевую нагрузку - в основном противокорабельные и наземные ракеты.

Несмотря на то что LUSV считаются и называются безэкипажными, они все же могут иметь несколько членов экипажа на борту, пока ВМФ США будет разрабатывать для них новые технологии и эксплуатационные концепции [3]. Нужно отметить, что при планировании бюджета ВМФ

Рис. 1. Отчет Конгресса США о крупных беспилотных надводных и подводных аппаратах ВМФ

Fig. 1. Navy large unmanned surface and undersea vehicles: background and issues for Congress

Congressional Research Service

Informing the legislative debate since 1914

SUMMARY

R45757

Dcccmbcr 23, 2020

Roftatd O'Rovffce Specialist in Naval Affairs

Navy Large Unmanned Surface and Undersea Vehicles: Background and Issues for Congress

The Navy in FY2021 and beyond wants to develop and procure three types of large unmanned vehicles (UVs). These large UVs are called Large Unmanned Surface Vehicles (LUSVs). Medium Unmanned Surfacc Vchiclcs (MUSVs), and Extra-Large Unmanned Undersea Vehicles (XLUUVs). The Navy is requesting $579.9 million in FY2021 research and development funding for ihcse large UVs and their enabling technologies.

The Navy warns to acquire these large UVs as pan of an effort to shift (he Navy to a more distributed fleet architecture. Compared to the current fleet architecture, this more distributed architecture is to include proportionately fewer large surface combatants (i.e„ cruisers and destroyers), proportionately more small surface combatants (i^, frigates, and Littoral Combat Ships), and the addition of significant numbers of large UVs.

США на 2021 финансовый год некоторые комитеты Конгресса по обороне выразили озабоченность по поводу того, дает ли стратегия ускоренного приобретения ВМФ достаточно времени для адекватной разработки концепций операций и ключевых технологий для больших беспилотников, особенно для LUSV.

MUSV специалисты флота определяют как судно длиной от 45 до 190 футов и водоизмещением примерно 500 т. Предполагается, что MUSV, так же как и LUSV, будут недорогими, выносливыми, ре-конфигурируемыми кораблями, способными принимать различную полезную нагрузку (прежде всего средства разведки, наблюдения и разведки (ISR), а также системы радиоэлектронной борьбы). Первый прототип MUSV был профинансирован в 2019 г., второй ВМФ США планирует профинансировать в 2023 г. 13 июля 2020 г. ВМС объявили о заключении контракта на $34 999 948 на разработку одного прототипа MUSV с возможностью закупки до 8 дополнительных MUSV с L3 Technologies, Inc [3].

Что касается XLUUV, то 5 единиц были профинансированы в 2019 г., и начиная с 2023 г. планируется закупать дополнительные XLUUV из расчета 2 единицы в год.

Все принятые и разрабатываемые в США крупные программы ВМС включают в себя ответы на важнейшие вопросы, касающиеся следующих тем:

■ аналитическая основа для более распределенной архитектуры флота; стратегия ускоренного приобретения ВМС; технические, календарные и стоимостные риски; предлагаемые годовые ставки закупок; последствия программ для промышленной базы; последствия для просчета или эскалации на море;

■ последствия программ для персонала;

■ корректность оценки ВМС работы по программам в 2021 г.

ВМФ США опубликовал окончательный запрос предложений по программе Snakehead Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle (LDUUV), Phase 2 [4] - крупнейшей из его беспилотных систем, запускаемых с подводных лодок. В качестве перспективного образца в США рассматривается долговечный многоцелевой аппарат Snakehead, развертываемый с подводных лодок с большими океанскими интерфейсами, с возможностью размещения реконфигурируемых полезных нагрузок, например в поддержку миссии разведки по подготовке оперативной среды. LDUUV Phase 2 будет интегрирован с подводными лодками, «оснащенными модернизированным укрытием в сухом доке и системой обработки полезной нагрузки». ВМФ США ранее обсуждал идею запуска их и с некоторых надводных кораблей. На рис. 2 и 3 (см. вклейку) представлены отдельные составляющие проекта надводных и подводных необитаемых аппаратов [3].

Разработанный план предполагает сохранение численности авианосцев ВМС США на уровне 1011 единиц: в течение 30 лет планируется ввести в строй 7 новых авианосцев (2 из которых уже профинансированы).

Долгосрочным планом кораблестроения не заявлена возможность постройки неатомных авианосцев меньшего водоизмещения. Лишь указывается, что исследование перспективного состава флота Future Naval Force Study определило, что новые концепции, такие как легкий авианосец (CVL), необходимо проработать, чтобы полностью раскрыть их потенциал по выполнению ключевых задач при более рассредоточенных силах, и таким образом получить информа-

Рис. 4. «Сверхбольшой» подводный безэкипажный корабль Boeing Orca

Fig. 4. Boeing Orca extra-large unmanned underwater vehicle

цию о лучшем сочетании перспективного состава CVN/CVL» [1].

Ниже в табл. 1-6 и на рис. 4-7 (рис. 5-7, см. вклейку) представлены фрагменты нового плана военного кораблестроения США, рассчитанного до 2051 г. [1, 5, 6].

Измененная новая морская стратегия службы морской пехоты США под названием Advantage at Sea («Преимущество на море», Prevailing with Integrated All-Domain Naval Power) [7], была обнародована ВМС, Корпусом морской пехоты и Береговой охраной 17 декабря 2020 г. В документе в очередной раз подчеркивается: «Соединенные Штаты - морское государство. Наша безопасность и процветание зависят от морей. После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты создали, возглавили и продвинули международную систему, основанную на правилах и общих обяза-

PRC Maritime Platforms 900

2000

2005

2010

2015

2020

2025 2030

Рис. 8. Рост военно-морской мощи Китая с 2000 г. Fig. 8. Growth of China's maritime forces since 2000

тельствах с нашими союзниками и партнерами. Передовые силы ВМС США, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны, известные под общим названием Военно-морская служба, гарантировали безопасность этой системы. Свободный и открытый доступ к Мировому океану способствовал наступлению необычайной эпохи процветания и мира для многих стран. Теперь эта система находится под угрозой.

Advantage at Sea - морская стратегия, в которой основное внимание уделяется Китаю и России -двум наиболее значительным угрозам этой эпохи глобального мира и процветания.

Мы уделяем приоритетное внимание конкуренции с Китаем из-за его растущей экономической и военной мощи, агрессивности и явного намерения доминировать в своих региональных водах и перестроить международный порядок в свою пользу... Он представляет собой наиболее серьезную угрозу для Соединенных Штатов, наших союзников и всех стран, поддерживающих свободную и открытую систему». Оценка стремительно увеличивающейся военной мощи Китая, представленная в новой морской стратегии США, отражена на рис. 8 [7].

В целом в последнее время риторика в оценке американцами России и Китая изменилась, стала весьма резкой. Например, американский политик, дипломат, государственный секретарь США Майкл Ричард Помпео недавно заявил, что Россия входит в число врагов США, а ее президент Владимир Путин угрожает всем американцам, которые любят свободу: «Меня все время спрашивают, кто наш враг, и ответ таков: есть много людей, которые хотят обесценить наш образ жизни, нашу республику, наши основные демократические принципы. Россия, безусловно, в этом списке» [8].

Американские стратегии сегодня исходят из того, что Advantage at Sea, по сути, дает указания Военно-морской службе на следующее десятилетие, чтобы достичь превосходства в конкурентной борьбе.

Морская стратегия США отражает следующие 5 тем:

■ необходимость в полной мере использовать дополнительные полномочия и возможности Военно-морской службы для создания интегрированной национальной морской мощи;

■ важность укрепления союзов и партнерств, единства усилий - это ключевые преимущества в долгосрочном стратегическом соревновании;

Таблица 1. Планируемое финансирование постройки кораблей Table 1. Battle force procurement plan

Fiscal Year 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Aircraft Carrier 1 1 1 1 1 1

Large Surface Combatant 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 3 3 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Small Surface Combatant 1 3 3 4 4 3 2 2 2 2 3 2 3 2 3 1 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2

Attack Submarines 2 2 2 3 3 2 2 3 2 2 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 3 2

Ballistic Missile Submarines 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Large Payload Submarine 1 1 1 1

Amphibious Warfare Ships 2 2 2 4 3 2 2 3 2 2 3 3 3 4 4 1 2 1 1 1 4 2 2 3 3 2 2 3 3

Combat Logistics Force 1 3 3 4 4 2 3 3 3 3 3 3 4 2 2 4 1 1 2 3 3 4 4 4 4 2 3 2

Support Vessels 4 3 3 2 3 1 1 1 1 2 2 1

Total New Construction Plan 12 15 16 19 20 12 13 12 11 12 14 13 15 13 16 12 12 9 10 10 11 14 14 13 15 14 15 13 16 13

Таблица 2. Планируемый график ввода кораблей в строй Table 2. Battle force delivery plan

Fiscal Year 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Aircraft Carrier 1 1 1 1 1 1 1

Large Surface Combatant 3 3 2 3 2 4 5 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 3 2 4 2 2 3 2 2 2

Small Surface Combatant 4 3 2 1 2 2 3 3 3 4 4 2 3 4 2 3 2 3 1 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2

Attack Submarines 2 2 3 1 1 4 2 2 2 3 3 2 2 4 2 2 3 1 4 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3

Ballistic Missile Submarines 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Large Payload Submarine 1

Amphibious Warfare Ships 1 1 2 3 3 4 3 3 2 2 3 2 4 3 3 4 1 2 1 1 4 3 2 2 4 2 2

Combat Logistics Force 1 2 1 1 1 5 3 3 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 1 1 2 1 3 2 4 4 4 4 4

Support Vessels 5 4 3 4 2 2 2 3 1 2 1 1

Total 15 15 13 11 10 20 20 16 14 17 14 14 10 18 14 14 15 10 12 10 11 9 8 18 13 12 15 17 13 13

Таблица 3. График планируемого списания кораблей из состава флота Table 3. Battle force retirement plan

Fiscal Year 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Aircraft Carrier -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1

Large Surface Combatant -5 -2 -2 -1 -3 -2 -1 -3 -5 -3 -3 -4 -3 -2 -2 -4 -4 -3 -5 -3 -4 -3 -2 -2 -3 -2 -2 -2

Small Surface Combatant -4 -4 -1 -3 -3 -5 -3 -3 -4 -4 -3 -2

Attack Submarines -2 -4 -2 -3 -1 -2 -3 -1 -1 -3 -1 -1 -1 -5 -1 -2 -3 -2 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -2 -2

Cruise Missile Submarines -2 -1 -1

Ballistic Missile Submarines -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -2 -1 -1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Amphibious Warfare Ships -1 -4 -3 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -2 -4 -4 -4 -3 -2 -2

Combat Logistics Force -2 -1 -1 -2 -1 -1 -2 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -5 -4 -5 -3 -4

Support Vessels -1 -2 -1 -1 -1 -1 -2 -2 -1 -2 -2 -1 -2 -1 -1 -3 -2 -1 -1 -2 -1 -1 -1 -1

Total Naval Force Retirements -10 -10 -14 -5 -9 -14 -9 -5 -11 -8 -7 -9 -10 -7 -6 -6 -10 -10 -12 -10 -11 -11 -8 -11 -14 -17 -17 -14 -9 -10

¡3

3 За

S5 e

ft * Ц

СЛ Ь * °

i 3

S5

CO 01 rt■ "Л Q> О

—I

ft) 3 ?

ft) * w i ft) о

^ 3

J 01 n< to j:

3 I

=Г ° P 3

< с ° £

4

N) "C

M Ы О 1Г}

N> CTi

Таблица 4. Планируемый состав ВМС США Table 4. Battle force inventory

Fiscal Year 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Aircraft Carrier 11 11 12 11 11 10 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 10 11 10 10 10 11 10 10 9 10 10 10

Large Surface Combatant 91 92 92 95 96 97 10 0 10 1 10 0 97 94 92 88 86 85 87 86 83 80 78 75 75 73 74 74 74 74 74 74 74

Small Surface Combatant 34 37 35 35 36 34 36 39 42 45 49 53 55 58 62 64 67 69 71 69 69 66 66 66 65 63 63 63 66 68

Attack Submarines 52 54 53 52 50 53 53 55 54 56 58 57 58 61 63 64 62 62 64 64 67 68 70 72 74 75 77 79 79 80

SSGN / Large Payload Submarine 4 4 4 4 2 1 1 1 1

Ballistic Missile Submarines 14 14 14 14 14 13 13 13 12 13 13 13 13 13 13 13 13 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12

Amphibious Warfare Ships 31 28 26 27 29 32 35 37 40 42 44 47 48 52 55 57 61 62 63 64 64 64 64 66 65 63 61 62 62 62

Combat Logistics Force 31 31 32 32 32 35 37 39 40 43 45 48 50 52 54 56 58 61 62 63 65 66 66 69 70 69 69 68 69 69

Support Vessels 37 39 41 45 46 47 48 49 48 49 49 47 45 44 42 41 40 38 36 37 36 35 35 33 32 31 30 29 29 29

Total Naval Force Inventory 305 310 309 315 316 322 333 344 347 356 363 368 368 377 385 393 398 398 398 398 398 396 396 403 402 397 395 398 402 405

Таблица 5. Планируемое финансирование военного кораблестроения в 2022-2026 гг. Table 5. FYDP funding for shipbuilding and conversion navy, 2022-2026

FY22 FY23 FY24 FY25 FY26 FYDP

Ship Type (TY$M) $ Qty $ Qty $ Qty $ Qty $ Qty $ Qty

CVN 2,398 1,949 1,722 2,944 2,987 11,999

DDG 51 3,676 2 4,589 2 4,137 2 3,948 2 4,277 2 20,627 10

FFG 62 1,212 1 3,293 3 3,094 3 4,227 4 4,388 4 16,214 15

SSN 774 6,618 2 7,749 2 10,026 2 11,689 3 9,823 3 45,905 12

SSBN 826 4,726 5,198 5,406 1 6,789 8,209 1 30,328 2

LPD Flt II 41 1,787 1 1,625 1 3,453 2

LHA(R) 2,109 1 1,784 3,893 1

LAW 156 1 150 1 300 2 450 3 450 3 1,506 10

T-AO 205 809 1 1,347 2 1,283 2 1,308 2 1,335 2 6,082 9

NGLS 150 1 150 1 300 2 300 2 900 6

T-EPF 540 2 270 1 270 1 270 1 270 1 1,620 6

T-ATS 6 81 1 80 1 161 2

T-AGOS (X) 437 1 410 1 418 1 398 1 407 1 2,070 5

AS (X) 1,151 1 1,151 1 2,302 2

Total New Construction 22,803 12 28,756 15 27,957 16 33,948 16 33,597 20 147,060 82

Таблица 6. Корабельный состав ВМС США (с учетом безэкипажных кораблей) Table 6. Force structure comparison

Platforms Current Inventory Plan FY45 Inventory FNFS FFA Ranges

Aircraft Carrier 11 11 8-11

CVL 0 0 0-6

LHA/LHD 10 9 9-10

Amphibious Warfare Ships (less LHA/LHD) 23 57 52-57

Large Surface Combatant 91 74 73-88

Small Surface Combatant 30 66 60-67

Attack Submarines / Large Payload Submarine 54 72 72-78

Ballistic Missile Submarines 14 12 12

Combat Logistics Force 29 69 69-87

Support Vessels 34 33 27-30

Unmanned Surface 0 119 119-166

Unmanned Subsurface 0 24 24-76

Battle Force 296 403 382-446

Battle Force + Unmanned Surface - 522 501-612

Battle Force + Unmanned Surface + Unmanned Subsurface - 546 525-688

■ решительность действий является преимуществом в международной конкуренции при поддержании порядка;

■ если соперники превратятся в противников, а отношения перерастут в конфликт, контроль над морем даст возможность разгромить их силы, защитить свою страну и союзников;

■ только смелая модернизация ВМС позволит сдерживать соперника и сохранять преимущество на море.

Структурно стратегия включает 4 основных раздела:

■ условия безопасности и проблемы, с которыми сталкиваются США;

■ пути решения обозначенных проблем ВМС США;

■ возможности применения военно-морской мощи США для достижения национальных целей в рамках международной конкуренции во время кризисов и конфликтов;

■ варианты развития и интеграции модернизированных ВМС, которые обеспечат США беспрепятственный доступ к морям и возродят ослабленное американское военное преимущество. Новая морская стратегия впервые делает упор

на столь серьезное расширение сотрудничества с союзниками и партнерами и опирается на более глубокую интеграцию военно-морских служб США для снижения стратегического риска. В ней обозначены существование и подготовка к выпуску ряда секретных руководств, содержащих дополнительные сведения о национальных приоритетах, возможностях, инвестициях, продажах и т.д. Также существуют отдельные инструкции для руководителей разных служб, такие как план навигации начальника военно-морских операций, руководство для коменданта Корпуса морской пехоты и стратегический план коменданта Береговой охраны [7].

В новой стратегии также отмечается, что ВМС США, Корпус морской пехоты и Береговая охрана готовы начать действовать более решительно, чтобы дать отпор операциям в серой зоне, которые Китай уже проводит сегодня. Это означает наличие большего числа передовых сил для сдерживания, документирования «злонамеренного» поведения соперников и поддержки партнеров, защищающих свою территорию.

Контр-адмирал Пэт Де Куатро, заместитель начальника Береговой охраны, сказал: «Береговая охрана поддерживает двусторонние отношения более чем с 60 странами, и ключевой частью ее

ответственности в рамках новой стратегии будет укрепление этих отношений и достигнутых ранее соглашений. Это позволит сосредоточить больше внимания на основных угрозах глобальной безопасности, в первую очередь на Китае, но также и на России, Иране, Северной Корее и транснациональных преступных и террористических группах, пытающихся нарушить существующие нормы и посягнуть на права и территории других стран». Подобная риторика сводится к призыву соответствовать глобальному порядку, основанному на правилах: «Мы не только имеем в виду законы и постановления США, мы руководим от имени мирового сообщества и делаем это в тесной координации с нашими странами-партнерами. Мы не единственные в регионе Южно-Китайского моря или в зоне ответственности Южного командования США, кто выражает свои опасения по поводу такого поведения». Естественно, что эти глобальные правила определены самими американцами как единственно справедливые.

Генерал-майор Пол Рок, директор отдела стратегии и планов в штаб-квартире Корпуса морской пехоты привел такое сравнение: «Рассуждая об агрессивной позиции, мы представляем себе противника, находящегося лицом к лицу с нами и дерзко выражающего свои намерения. На самом деле ежедневная военная конкуренция является более глубоким явлением и включает создание, расширение и укрепление сети союзников, во взаимной поддержке которых мы можем быть уверены». При этом потенциальные противники США, такие как Китай и Россия, доказывают, что умеют опережать инциденты и оборачивать факты в свою пользу. США не могут просто сказать, что «поведение» этих стран является недопустимым - нужны доказательства. Это подразумевает необходимость наличия большого количества более совершенных датчиков, размещенных в стратегических точках для документирования агрессии китайских флотилий или вспомогательных китайских военных кораблей, замаскированных под рыболовные суда, вторгающихся в территориальные воды, или других действий, которые, по мнению американских военных экспертов, происходят регулярно. В современных стратегических документах США отмечается: «Военно-морская служба будет обнаруживать и фиксировать действия наших соперников, которые нарушают международное право, крадут ресурсы и посягают на суверенитет других стран. Мы предоставим доказательства злонамеренных действий официальным лицам США и других стран, чтобы

разоблачить такое поведение и увеличить репута-ционные издержки агрессоров. Передовые ВМС, используя дополнительные правоохранительные органы и военный потенциал, будут готовы на участие в силовых операциях, если сдержать соперника не удастся. Наши усилия опровергнут ложные рассказы наших соперников и продемонстрируют приверженность Соединенных Штатов защите порядка, основанного на правилах». Опять же, имеются в виду исключительно американские правила.

Чтобы вернуть себе инициативу во взаимоотношениях с конкурентами, по мнению Пола Рока, Военно-морской службе потребуются инвестиции в противокорабельное оружие дальнего действия, оружие подводной войны, беспилотные платформы во всех областях, расширение возможностей кибернетического и электромагнитного спектра и многое другое.

Следует ожидать, что новая администрация президента США Джо Байдена отнесется положительно к предложениям новой стратегии по определению приоритетов глобального развертывания, тем более, что руководство морских служб полностью поддерживает этот план. «Как моряки, мы каждый день находимся в авангарде соревнований великих сил. Нашими первоочередными задачами должны быть контроль над морем, проекция силы и способность доминировать над океанами. Наши силы должны быть готовы защищать интересы нашей страны от потенциальных противников в любое время. Эта стратегия помогает нам в защите наших интересов», - заявил начальник Управления военно-морских операций адмирал Майк Гилдей [9].

В целом можно сказать, что ВМФ, Корпус морской пехоты и Береговая охрана США опубликовали свои самые ясные и однозначные аргументы в пользу того, что им нужно сделать, чтобы быть готовыми к борьбе с Россией и Китаем, причем не в гипотетическом сценарии будущего, а в «повседневной конкуренции, происходящей сейчас на море» (иногда называемой «серой зоной» действий).

Американская новая морская стратегия впервые однозначно обвиняет Китай в атаках на военные и гражданские киберсети, размещении вспомогательных сил военно-морского флота, замаскированных под гражданские суда, милитаризации спорных островов и скальных образований в Южно-Китайском море, наращивании потенциала стратегической, космической, кибернетической, электронной и психологической войны. США также обвиняет Китай в экономическом давлении на малые страны с целью создания заграничной логисти-

ки и базирования инфраструктуры в стратегических морских точках и в иных действиях, которые продолжаются в течение многих лет. Подобные обвинения постоянно звучат и в адрес России.

Новая стратегия рассматривает «весь континуум конкуренции, кризиса и конфликта и подробно исследует, какую роль три морских службы США могут сыграть на каждом этапе и какие новые инструменты и концепции им понадобятся для достижения успеха».

Адмирал Майк Гилдей, выступая на симпозиуме Ассоциации надводного флота, представляя №ур1ап 2021, снова и снова подчеркивал опасность обострившейся конкуренции: «Преимущество на море - морская стратегия взаимодействия трех морских служб США, которая сосредоточена на Китае и России, этих двух наиболее значительных угрозах эпохе глобального мира и процветания. Мы уделяем приоритетное внимание конкуренции с Китаем из-за его растущей экономической и военной мощи, агрессивности и явного намерения доминировать в своих региональных водах и переделывать международный порядок в свою пользу. Пока Китай не решит действовать в качестве заинтересованной стороны и не перестанет манипулировать своей властью для продвижения своих авторитарных интересов, он представляет собой наиболее серьезную угрозу для Соединенных Штатов, наших союзников и всех стран, поддерживающих свободную и открытую систему... Китай реализовал стратегию и ревизионистский подход, нацеленный на то, чтобы поразить самую суть морского доминирования Соединенных Штатов. Он стремится подорвать международное морское управление, лишить нас доступа к традиционным логистическим узлам, ограничить свободу морей, контролировать использование ключевых узких мест, сдержать наше участие в региональных спорах и вытеснить Соединенные Штаты в качестве сильного партнера из других стран». Как предполагается, новая стратегия должна в первую очередь учитывать, что ВМФ Китая растет быстрее, чем ВМФ США, и поэтому сможет наращивать свои силы быстрее в военное время из-за большей производственной мощности. Руководителя ВМС США весьма озадачивают и современные тенденции в последовательном развитии ВМФ России. Американские стратеги в данной ситуации видят один выход: «Интегрированные военно-морские силы идеально подходят для операций в условиях конкуренции. Особенности миссии Береговой охраны дают ей преимущество как партнеру в области

морской безопасности для многих других, более уязвимых стран. Интеграция ее уникальных функций, таких как охрана правопорядка, защита рыболовства, морская безопасность, с возможностями ВМФ и Корпуса морской пехоты расширяет возможности, которые мы предоставляем командующим объединенными силами для сотрудничества и конкуренции. В условиях конфликта интеграция ВМФ и Корпуса морской пехоты расширяет наши возможности по контролю на море, поскольку мы объединяем операции распределенного флота и мобильные экспедиционные формирования с морским контролем и возможностями защиты на море. Более тесная интеграция позволяет нашим силам широко распределяться и увеличивать непредсказуемость действий по всему континууму конкуренции, варьируя время, местоположение и область применения». По мнению руководства ВМС США, дальнейшее усиление их роли возможно по 5 направлениям:

■ усиление глобальной безопасности на море. Планируется взаимодействие с союзниками, партнерами, другими агентствами США и многонациональными группами для поддержания свободной и открытой морской среды, соблюдения норм, лежащих в основе «общей безопасности и процветания»;

■ укрепление союзов и партнерств. Предполагается поддерживать и расширять обширную сеть союзников и партнеров, готовых принимать участие в операциях по всему континууму конкуренции. Объединив усилия, страны-единомышленники сгенерируют огромные возможности для изменения поведения в морской сфере;

■ противостояние «злонамеренному» поведению потенциальных противников и его разоблачение. Необходимо заставлять соперников отвечать в соответствии с теми же стандартами, которых придерживаются другие. Разоблачение злонамеренного поведения налагает репу-тационные издержки, снижает эффективность пропаганды и усиливает международное сопротивление;

■ расширение возможностей получения информации, дающей преимущества при принятии решений. Необходимо сохранить превосходство в координации сил, их распределении и маневрировании. Следует принимать решения и действовать быстрее и эффективнее, чем противники, - это дает преимущество и лишает лидеров противника чувства контроля над ситуа-

цией, заставляя их сомневаться в собственных решениях и проявлять осторожность; ■ своевременное развертывание и поддержание сил в боевой готовности. Силы, развернутые с упреждением, надежные в бою, позволяют наносить любые удары. Требуется удерживать потенциальных противников от перехода к конфликту, сделав это для них невозможным. Если противники все же выберут путь войны, военно-морские и объединенные силы должны нанести им поражение и вызвать глобальные издержки, используя продуманные оперативные концепции.

В целях подготовки к возможному кризису объединенная морская служба предлагает гибкие варианты реагирования на кризисы, управления эскалацией и сохранения пространства. ВМС глобально маневренны и настойчиво продвигаются вперед, и это позволяет получить преимущество в самом начале кризиса, что повышает риски для соперников и может предотвратить перерастание конфликта в войну. Силы ВМФ и Корпуса морской пехоты демонстрируют видимую боевую готовность, активную поддержку сдерживания и мощную противоракетную оборону. Силы Береговой охраны предоставляют дополнительные инструменты для урегулирования кризисов, способные предотвратить эскалацию морского противостояния.

Чтобы подготовиться к полномасштабному конфликту, новая морская стратегия в значительной степени согласуется с эксплуатационными концепциями и соответствующими планами судостроения, над которыми ВМФ США работал в течение последних нескольких лет. США получат оптимизированный флот, большое количество малых и беспилотных кораблей которого будет рассредоточено по обширному Тихому океану, с более крупными авианосцами, десантными кораблями и эсминцами, вооруженными дальнобойным оружием и самолетами, вносящими свой вклад в военные действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корпус морской пехоты будет оптимизирован для прибрежных операций на спорных территориях и экспедиционных передовых базовых операций, в которых небольшие группы морских пехотинцев смогут маневрировать в боевом пространстве, обеспечивая передовые заправочные станции, временные точки запуска ракет, сбор информации и многое другое.

Новая стратегия описывает то, как может выглядеть возможный конфликт, более подробно, чем ранее обсуждалось в аналогичных документах:

«Контроль над морем позволяет военно-морской службе проецировать силу на поддержку усилий объединенных сил и защищать объединенные и союзные силы, стремящиеся к театрам военных действий. Там, где противник вынужден будет пересекать открытую воду, он лишится инициативы, не сможет препятствовать свершившимся событиям и достичь своих целей. Контролируя моря, мы сможем уничтожить флот противника, удерживать его в районах, затрудняющих проведение значимых операций, запрещать ему выход из порта или блокировать морские пути сообщения. В сотрудничестве с союзниками и партнерами мы сможем контролировать критические узкие места, что позволит нам защитить совместные силы, направляющиеся к театру военных действий, и причинить военный и экономический ущерб противникам». Самолеты ВМС, Корпуса морской пехоты и ВВС будут поддерживать господство в небе при поддержке совместных средств дозаправки в воздухе. Бомбардировщики и истребители будут наносить массированные подавляющие удары с поверхности и с суши.

Экспедиционные силы Корпуса морской пехоты на берегу будут информировать о наличии действующего оружия, обеспечивать передовые точки вооружения и дозаправки и препятствовать действиям противника на ключевой морской территории.

Быстроразвертываемые катера Береговой охраны, портовые службы безопасности обеспечат специальные возможности, добиваясь лучших результатов операций на театре военных действий. Совместная высокоточная стрельба на дальних дистанциях будут держать под угрозой важные цели противника, что позволит войскам США и союзников сосредоточить внимание на уничтожении флота противника».

Предполагается, что совместное материально-техническое обеспечение будет поддерживать высокий темп боевых действий. Многие необходимые для этого средства управления и вооружение, по мнению американцев, уже хорошо известны:

■ противокорабельные ракеты большой дальности для морской пехоты;

■ технологии информирования о морской, воздушной, подводной и космической угрозе для поиска и отслеживания противников;

■ ударные подводные лодки типа «Вирджиния» и улучшенные возможности подводной войны, такие как усиленная инфраструктура интегрированной системы подводного наблюдения, са-

молеты большой дальности, а также более гибкая, устойчивая и крупная сеть логистических судов обеспечения.

В стратегии также отмечается, что, пытаясь найти средства для финансирования флотов, которые могут реализовать новую концепцию, службы должны отдавать приоритет контролю на море перед другими миссиями, сосредоточиться на платформах и формациях, способных быстро перейти от сдержанного противостояния к активному конфликту, если это необходимо, чтобы совместно использовать общие данные о целях и связь.

Особое место в новой концепции отведено Арктике [10]. По мнению экспертов, Соединенным Штатам нужны стойкие люди и надежное оборудование для решения возрастающего количества проблем в области безопасности и экономики, создаваемых Россией и Китаем. Так, видение Москвой Крайнего Севера как «российской Мекки» и амбициозная инициатива Пекина по Полярному шелковому пути создают значительные экономические препятствия для США. Генерал-майор ВВС в отставке Рэнди Ки подчеркнул, что Арктика оказалась регионом, где крайности всегда бросают вызов технологиям, то есть суровые условия делают военные операции довольно сложными: «Температура растет, вызывая таяние льдов и повышение уровня моря во всем мире в сочетании с более суровыми климатическими условиями. Северный морской путь, который Россия считает своим, становится все более привлекательным в качестве морского пути в Европу, особенно для Китая. Это открывает Арктику для активной разведки и разработки полезных ископаемых и природных ресурсов, что является еще одной целью Китая по диверсификации поставщиков энергии». Что касается проблем безопасности, то лучшим способом смягчить проблемы генерал Ки считает заключение соглашений о партнерстве, таких как НАТО и NORAD, и сохранение авиабазы в Туле (Гренландия). Подчеркнув возможность взаимодействия с партнерами и необходимость инвестиций в исследования и разработки, он добавил, что проводимые в Арктике учения являются критическим элементом, который подчеркнет силу США: учения, подобные Trident Juncture, были важны для демонстрации присутствия США в Арктике, но все же необходимо «вернуться к масштабу учений Rimfrost времен «холодной войны» для подготовки к новой военной ситуации и климатическим изменениям». Выступая на онлайн-форуме Института Хадсона, Рэнди Ки добавил, что в арктических стратегиях

служб «классифицируются проблемы и возможности» США в регионе. Исходя из подобных высказываний, уже в ближайшее время следует ожидать новых американских политических и военных решений по Арктике.

Повышение температуры океана означает как новые вызовы, так и новые возможности, особенно в Арктике и Антарктике, где отступление льда способствует активизации морской деятельности. Северный Ледовитый океан в ближайшие десятилетия станет более доступным для тех, кто стремится получить доступ к богатым ресурсам региона и новым торговым путям. Прогнозируемый рост морской деятельности, в том числе добычи нефти и газа, промыслового рыболовства, туризма и добычи полезных ископаемых, как ожидается, увеличат стратегическое значение региона в долгосрочной перспективе. Обеспечение безопасной, экологически ответственной деятельности в Арктическом регионе, по мнению американцев, требует от США расширения спектра партнерских отношений. Среди вызовов безопасности для Вашингтона и его союзников отмечается «двунаправленный подход России в Арктике» - строительство портов и аэродромов, которые могут использоваться в гражданских целях для производства и транспортировки энергии, туризма и трансполярного коммерческого судоходства, а также для прогнозирования военных перспектив.

Представитель Института Хадсона Ричард Вайц отмечает, что Арктика - это «четвертая стена» в российском представлении о государственной безопасности. В отличие от западных, восточных и южных границ, на Крайнем Севере у Москвы нет конкурентов: «Это, безусловно, самая большая страна, представленная в Арктике. В знак того, насколько важной стала Арктика, Кремль объявил этот регион своим пятым военным округом. Он перебросил истребители МиГ-31 на аэродромы и развернул гиперзвуковые ракеты, а также укрепил корабли береговой обороны, которые могут действовать во льдах в качестве оружейных платформ». «Более того, Кольский полуостров является основным портом базирования российского подводного флота с баллистическими ракетами», - отметил Брайан Кларк, еще один представитель Института Хадсона, упомянув также интерес Китая к этому региону. «Мониторинг активности подводных лодок особенно важен, но ВМС США способны работать на Крайнем Севере только в самых благоприятных условиях. Американский надводный флот не закален льдом», - сказал Кларк. Он предположил, что стать надежным спо-

собом отслеживания активности подводных лодок, направляющихся к Атлантике, могли бы большие подводные беспилотные аппараты с буксируемыми матричными датчиками в сочетании с пассивными системами звукового наблюдения (808И8). Он также отметил еще одно военное преимущество России в Арктике: «Поскольку спутниковая связь нечеткая и в регионе мало американских датчиков, российская электроника легко может ослепить тех немногих, кто там работает. У них нет особой стойкости». Этот факт, по мнению американского специалиста, делает радиоэлектронную войну в Арктике более серьезной проблемой, чем в других регионах. В качестве возможного решения он предложил использовать беспилотные воздушные системы для зондирования.

Также важной мерой безопасности, особенно в связи с увеличением количества транзитов торговых и круизных судов, должно стать присутствие американского экспедиционного морского базового судна или отряда судов в Арктике. Это поможет поисково-спасательным операциям, а также сократит, ускорит и облегчит уход за больными и ранеными в случае необходимости.

В конечном счете, по мнению аналитика, отсутствие ледокольных надводных судов в составе ВМС США и Береговой охраны, которые в настоящее время эксплуатируют только один тяжелый и один средний ледоколы, не позволяет оспаривать территориальные претензии России и затрудняет проведение операций в Арктике.

В связи с особой значимостью проблемы 5 января 2021 г. был обнародован «Стратегический план США для Арктики» (рис. 9) [11]. Арктический стратегический план был принят вслед за морской стратегией, ранее утвержденной и принятой к руководству ВМФ, Морской пехотой и Береговой охраной. Цель этих стратегических документов -обосновать роль американских морских служб в глобальных операциях в будущем.

В арктическом стратегическом плане, в частности, отмечается: «Мы тоже арктическая нация. Наша безопасность, процветание и жизненно важные интересы в Арктике все больше связаны с интересами других стран в регионе и за его пределами. Интересы Америки лучше всего обслуживаются путем соблюдения существующих правил для обеспечения мирного и процветающего Арктического региона - от штата Мэн в Северной Атлантике через Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и Аляску в северной части Тихого океана до южной оконечности цепи Алеутских островов.

Рис. 9. Документ Военно-морского министерства США «Стратегический план для Арктики»

Fig. 9. A Strategic Blueprint for the Arctic

В предстоящие десятилетия быстро тающий морской лед и все более судоходные арктические воды - «голубая Арктика» - создадут новые проблемы и возможности у наших северных берегов. Без устойчивого американского военно-морского присутствия и партнерства в Арктическом регионе мир и процветание будут все больше и больше подвергаться угрозам со стороны России и Китая, чьи интересы и ценности резко отличаются от наших.

Взгляды конкурентов на то, как контролировать доступные морские ресурсы и морские пути, непреднамеренные военные аварии и конфликты, а также их власть в Арктике могут угрожать интересам и процветанию США. Эти проблемы усугубляются растущим риском деградации окружающей среды и стихийных бедствий, аварий на море и перемещения людей и диких животных по мере роста активности в регионе.

Несмотря на то что в арктическом регионе находится самый маленький океан в мире, он может объединить почти 75 % населения мира, поскольку таяние морского льда увеличивает доступ к более коротким морским торговым маршрутам, связывающим Азию, Европу и Северную Америку. Сегодня 90 % всей торговли приходится на мировые океаны, при этом ожидается, что морская торговля удвоится в течение следующих 15 лет.

В арктических водах будет увеличиваться транзит грузов и природных ресурсов на мировые рынки наряду с военной деятельностью, региональным морским сообщением, туризмом и законными или незаконными глобальными рыболовными флотами. Море Бофорта, Чукотское и Берингово моря быстро теряют лед, что обеспечивает больший доступ к водам у американских берегов Аляски. Открытие Арктики приближает Соединенные Штаты к нашим северным соседям для оказания взаимной помощи в случае необходимости, в то же время позволяя странам-единомышленникам защищать родину, сдерживать агрессию и насилие и защищать морские линии связи.

Региональные вызовы, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты в Арктическом регионе -от меняющейся физической среды и расширения доступа к морским путям и ресурсам до усиления военной активности Китая и России, включая попытки изменить управление Арктикой, - стали более сложными и актуальными, в то время как быстрое продвижение авторитаризма и ревизионистских подходов в морской среде подрывает нашу способность коллективно встречать их. Мир и процвета-

ние в Арктике требуют усиления военно-морского присутствия и партнерства» [11].

Комментируя новую арктическую стратегию, министр ВМС Кеннет Брейтуэйт заявил, что ВМС и Корпус морской пехоты оставались в Арктике в последние десятилетия, но это присутствие в основном обозначалось подо льдом или в воздухе. По мере роста конкуренции в регионе будет важно иметь более заметное наземное присутствие - как с пилотируемыми, так и с беспилотными кораблями, чтобы ясно дать понять, что «США будут действовать во всех международных водах, в том числе за Полярным кругом» [12].

Он привел несколько примеров активного присутствия ВМС США в Арктике, например участие авианосной ударной группы в учениях НАТО Trident Juncture 2018 под названием Theodore, учения Roosevelt Carrier Strike Group в 2019 г. у берегов Аляски, а также многонациональные надводные группы, действующие в Баренцевом море и других арктических водах (рис. 10). По словам министра, ВМФ должен иметь постоянное присутствие в Арктике, но при этом «быть динамичным и непредсказуемым», т.е. создавать впечатление, что у США есть возможность в любой момент времени действовать под Арктикой, а также на или над ней.

Министр определил, что для решения задач в Арктике ВМС США необходимы новые порты

и аэродромы, а также специальное оборудование.

Предусмотрено несколько направлений инвестиций

ВМФ в Арктике:

■ продолжится работа над критически важными достижениями в исследованиях, испытаниях и оценках, включая разработку конструкций, способных работать в холодную погоду, моделей прогнозирования, датчиков, средств связи в высоких широтах и навигационных систем, и в то же время будет увеличиваться способность удовлетворять будущие потребности;

■ будет оцениваться и определяться приоритетность возможностей С518Я (командование, контроль, связь, компьютеры, кибернетика, кибернетическая разведка, наблюдение и разведка) в Арктическом регионе, включая устойчивые, живые и функционально совместимые сети и информационные системы военно-морских тактических сил, оперативных центров и стратегического планирования. Эти повысит осведомленность о предметной области с объединенными силами, межведомственными организациями США, союзниками и партнерами в Арктическом регионе;

■ будут оцениваться и модернизироваться существующие и будущие силы, чтобы обеспечить пилотируемое и беспилотное оперативное присутствие, а также варианты патрулирования в холодную погоду и в ледниковых водах Арктики. В целях обеспечения надежного присутствия в арктических водах «голубой Арктики» будут усовершенствованы гидрографические исследования и датчики для поддержки флота.

Операции в Арктике будут включены в планы

проектирования и модернизации [12].

Что касается подготовки кораблей к работе в Арктике, то Кеннет Брейтуэйт признал, что ВМФ должен будет задуматься, следует ли укреплять ледяные корпуса кораблей. Это позволит расширить доступ в Арктику, но также будет стоить довольно дорого. Рассматривалась и идея покупки ледоколов ВМФ, возникшая в связи с запиской президента Дональда Трампа (июнь 2020 г.), в которой содержится призыв к 2029 г. создать более мощный арктический и антарктический ледокольный флот. В последние десятилетия за эту миссию отвечает Береговая охрана. На слушаниях в сенатском комитете по делам Вооруженных сил в декабре 2020 г. министр Брейтуэйт заявил, что ВМФ допускает возможность закупки ледоколов для собственного использования: «Важно, чтобы у США были возможности для строительства ледоколов, но сегодня США не могут строить достаточно быстро, чтобы выполнить директиву Дональда Трампа... Эта задача не является центральной для ВМС США, но мы полагаемся на ее выполнение со стороны Береговой охраны и ищем способы ее выполнения».

В документе об арктической стратегии подчеркивается конечная цель присутствия США в Арктике - «выигрывать в повседневной конкуренции, чтобы в дальнейшем избежать еще большего кризиса или конфликта». Такой же подход изложен и в новой морской стратегии: «Военно-морские силы США должны действовать более решительно в Арктическом регионе, чтобы победить в повседневной конкуренции, поскольку мы защищаем родину, сохраняем арктические моря свободными и открытыми и сдерживаем насильственное поведение и обычную агрессию. Наша задача - применить военно-морскую мощь таким образом, чтобы защитить жизненно важные национальные интересы и сохранить региональную безопасность, не подрывая доверие и не провоцируя конфликтов».

Новые документы, излагающие дальнейшую стратегию развития ВМС США, продолжают появляться. Так, 11 января 2021 г. начальником военно-морских операций ВМС США был утвержден и опубликован КЛУРЬЛК - план развития военного флота (рис. 11) [13].

В нем снова отмечается, что Америка - морское государство: «Наша безопасность и процветание зависят от морей. Неспособность сохранить наше преимущество на море сделает Америку уязвимой». Далее подчеркивается, что Военно-морской флот США меньше, чем ВМФ Китая, не говоря уже об

Рис. 10. Атомная подводная лодка USS Connecticut (SSN 22) типа Seawolf. Ледовые учения ICEX-2018

Fig. 10. The Seawolf-class fast-attack submarine USS Connecticut (SSN 22) surfaces through the ice as it participates in Ice Exercise (ICEX) 2018

CNO^tf

NAVPLAN

JANUARY 2021

Рис. 11. NAVPLAN - план развития военного флота США, январь 2021 г.

Fig. 11. NAVPLAN cover, January 2021

объединенном флоте России и Китая. ВМС США менее боеспособны. Почти все китайские платформы несут сверхзвуковые противокорабельные ракеты. Между тем ВМС США полагаются на дозвуковые противокорабельные ракеты, 5-дюймовые пушки и торпеды: «ВМФ необходимо изменить курс, сделав упор на стратегическое сдерживание, контроль и сопротивление на море, а также проекцию силы».

Адмирал Гилдей, начальник военно-морских операций ВМС США, озвучил ряд проблем дальнейшего развития флота, в том числе говоря о проблемах стратегического сдерживания: «ПЛАРБ остается самым безопасным и надежным средством сдерживания ядерного удара по Соединенным Штатам. Следовательно, строительство ПЛАРБ «Колумбия» должно оставаться главным приоритетом Министерства обороны».

Следующим приоритетом ВМФ, по мнению начальника военно-морских операций, должны стать новые воздушные, корабельные и подводные противовоздушные, противокорабельные и противолодочные средства поражения, а также современные автономные беспилотные аппараты, предназначенные для борьбы с самыми опасными противниками. Кроме того, ВМФ должен уделять приоритетное внимание подводной инфраструктуре, которая имеет важное значение для командования и управления во время войны и мировой экономики, такой как интегрированная система подводного наблюдения и информационные кабели морского дна. Поскольку российские и китайские войска способны блокировать территорию, американские подводные лодки и самолеты должны быть готовы к вторжению в их моря и воздушное пространство, чтобы нанести ущерб наземным целям, кораблям, самолетам и информационным системам.

Современная высококачественная война требует от ВМФ выполнения задач по нанесению глубоких ударов против надежной системы ПВО и помех связи. Поэтому, по мнению американского адмирала, ВМФ должен гарантировать, что ударное вооружение не полагается на внешние навигационные сигналы и обладает достаточной автономной логикой для выполнения задач без необходимости наведения.

Особое внимание в КЛУРЬЛК уделено проблеме развития авианосцев: «Роль авианосца (CVW) также требует тщательного изучения. Потенциальная война великих держав не будет повторением эпических авианосных сражений Второй мировой войны. CVW все еще могут выполнять

некоторые задачи по наземным ударам, но в основном они будут сосредоточены на противовоздушной обороне надводных кораблей и морских патрульных разведывательных самолетов (МРЯЛ), а также на нацеливании на вражеские МРЯЛ». Вместо них основным ударным оружием всех вооруженных сил мира становятся ракеты. Дизайн флота должен основываться на этом предположении, особенно с началом распространения гиперзвуковой техники. Необходимо сделать приоритетом следующее поколение высокоскоростных ударных ракет большой дальности, одновременно перепрофилируя CVW для других задач.

Сегодня американцы стали исходить из того, что пора отказаться от глобальной холодной войны, пока размер флота снова не сможет ее поддержать. Для этого ВМФ США должен уйти из многих районов, где он присутствовал в последние семь десятилетий, и сохранять избирательное присутствие там, где это действительно важно. Выборочное присутствие не только сконцентрирует флот в качестве надежного сдерживающего фактора, но также позволит лучше уточнять его задачи для проверки новых высокотехнологичных боевых концепций и подготовки флота к войне.

ВМФ США, как следует из утвержденного плана, должен уделять первоочередное внимание техническому обслуживанию и боевой подготовке, а это

означает увеличение количества людей, финансирования и инфраструктуры. За счет увеличения численности персонала и предоставления достаточного времени для обучения ВМФ должен иметь возможность быстрее устранять материальные проблемы, повышать боевую готовность и отправлять больше самолетов в воздух и больше кораблей в море. Он должен быть нацелен на поддержание по крайней мере 50 % флота в высокой степени готовности к немедленным боевым действиям с возможностью быстрого наращивания оставшейся половины.

Наконец, ВМФ США должен списать платформы, которые либо требуют слишком много времени и денег на обслуживание, либо не созданы для высококлассных боевых действий. Уже предпринимались попытки списать некоторые из этих кораблей, но Конгресс и Бюджетное управление не согласились с таким решением. Тем не менее, необходимо как минимум прекращение эксплуатации этих платформ и размещение их у пирса или в ангарах с сокращенными командами.

Как далее следует из плана, следующие 4 года будут критическими для ВМС США, поскольку страна сталкивается с новыми проблемами в Индо-Тихоокеанском регионе и по всему миру. Американские эксперты выделяют 6 направлений действий, возникающих по мере того, как ВМФ, исходя из национальных интересов, выстраивает новый курс в будущее:

■ назначить стабильное руководство;

■ разработать план готовности;

■ произвести рациональную оценку потенциальных сил;

■ сосредоточиться на управлении талантливыми

людьми;

■ улучшить отношения с Конгрессом;

■ провести реформу программы закупок.

Команде президента Байдена в первую очередь

необходимо будет создать новую стратегическую дорожную карту, чтобы направлять проектирование и развитие будущего ВМФ США. Это важно, потому что процесс оценки вооруженных сил Пентагона - способ, которым он определяет, какие ВМС потребуются для решения проблем национальной безопасности в ближайшие десятилетия - годами был беспорядочным.

ВМФ США должен развивать расширенные и уполномоченные сообщества информационной войны и информационных технологий, которые будут такими же сильными и влиятельными в этих ключевых областях, как сегодня ядерное и авиационное американские сообщества. Кроме того, необ-

ходимо смириться с неудачами, которые ставят под сомнение способность США проектировать и приобретать технологически продвинутые и функциональные корабли в больших масштабах и по разумной цене. Назрели изменения и в кадровой политике.

В конце плана отмечается: «Последние несколько лет для ВМФ были непростыми. Хорошая новость для США заключается в том, что ВМС США остаются самой мощной и эффективной военно-морской службой в мире со славными традициями и умным, преданным своему делу и квалифицированным персоналом. Новый год дает возможность флоту перезагрузиться». Звучит оптимистично, но реализовать такую «перезагрузку» будет более чем непросто.

Список использованной литературы

1. Report to Congress on the Annual Long-Range Plan for construction of naval vessels // Department of the Navy; Office of the Secretary of Defense. Washington, 2020. 23 p.

2. The national defense strategy and the Nuclear Posture Review / Committee on Armed Services, House of Representatives, One Hundred Fifteenth Congress, second session, hearing held February 6, 2018. Washington: U.S. Government Publishing Office, 2018. III, 79 p.

3. R. O'Rourke. Navy large unmanned surface and undersea vehicles: background and issues for Congress. [Washington]: Congressional Research Service, 2020. [3], 39 p. (CRS reports; R45757).

4. M. Eckstein. Navy Releases Final RFP for Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle Program [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2020. Dec. 24. URL: https://news.usni.org/2020/12/24/navy-releases-final-rfp-for-large-displacement-unmanned-underwater-vehicle-program#more-82341 (Accessed: 25.01.2021).

5. H.I. Sutton. The U.S. Navy's New Orca Drone Submarine Could Get Offensive Role // Forbes: [site]. Jersey, 2019. Dec. 17. URL: https://www.forbes.com/sites/ hisutton/2019/12/17/the-us-navys-new-orca-drone-sub-marine-could-get-offensive-role/ (Accessed: 25.01.2021).

6. Новый тридцатилетний план военного кораблестроения США / Центр анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) [Электронный ресурс] // BMPD: [блог]. [S.l.], 2020. 12 дек. URL: https://bmpd.livejournal.com/ 4209280.html (дата обращения: 25.01.2021).

7. Advantage at Sea: Prevailing with Integrated AllDomain Naval Power / U.S. Navy, U.S. Marine Corps, U.S. Coast Guard. Washington, 2020. [5], 29 p.

8. Помпео назвал Россию врагом США [Электронный ресурс] // РБК: [сайт]. Москва, 2020. 19 дек. URL:

USV Systems Vision

Enhanced, Efficient Capabilities

я Current

^ear/Mid

Mid/Far

Technology Maturation.

__________ lb Large £ {f (Class 4; Oj \~pZ~l Length >50m) k

jy Endurance Autonomy & Precision Navigation J* Command, Control, & Communication: Ghost Fleet Overlord LUSV

^ Payloads & Sensors

Platform Integration (L&R, ctc.)

Medium

ASW I

Comm Relay

¡Л

MDUSV/ Sea Hunter (SH 1)

Mine I Hunt

Sea Hunter (SH 2)

I Armed I Escort

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ounteH Swarm I

J Counter Swarm

Small

G

MHU 1-4

1 w/ AN/AQS-24 ■

Armed Coastal Patrol

J.,

USV w / Sweep Payload

USV w/ Hunt Payload

USV w/Mine Neutralization Payload

Mine Hunt

Comm Relai

Countei Piracy

Ш

Comm Relay

GARC Optionally Manned

ADARO/MUSCL

[ Very Small | ISR

(Class 1: Length <7m)

Efficient, Executable Progression of Capabilities onto Common USV Hull Forms

Distribution Statement A: Approved for Public Release; Distribution Unlimited. This Brief is provided for Information Only and does not constitute a commitment on behalf of the U.S. government to provide additional information and / or sale of the system

Рис. 2. Перспективные безэкипажные надводные корабли США Fig. 2. USV systems vision

UUV Systems Vision R

Enhanced, Efficient Capabilities t8

Current

Near/Mid

□ Mid/Far

Near Real-Time L Mission Analysis Г Improved Capabilities & Sensors

P3I, Future Blocks/Mods

Submarin» Launch) (Ola. >3in and £10!n)

Efficient, Executable Progression of Capabilities through Various UUV Systems

Рис. 3. Перспективные безэкипажные подводные корабли США Fig. 3. UUV systems vision

I Large Unmanned Surface Vehicle 0 Medium Large Unmanned Surface Vehicle

0 Extra-Large Unmanned Underwater Vehicle ■ LPD-17 Flight II 0 America-class Amphibious Warship (LHA-R) 0 Light Amphibious Warship Q John Lewis-class Fleet Oiler (T-A0-205) Next-generation Logistics Ship Q Spearhead-class Transport (T-EPF) 0 Navajo-class Towing and Salvage Ship (T-TATS-6)

■ Ocean Surveillance Ship (TAGOS) 0 Next-generation Sub Tender (AS(X))

■ Columbia-class Ballistic Missile Sub (SSBN-826) 0 Virginia-class Attack Sub (SSN-774)

0 Constellation-class Frigate (FFG-62) 0 Arleigh Burke-class Destroyer (DDG-51) 0 Ford-class Aircraft Carrier (CVN-78) $40 billion $35 billion $30 billion $25 billion $20 billion $15 billion $10 billion $5 billion $0 billion

Fiscal year

$35.06 billion $34.96 billion

$29.25 billion $29.07 billion

$23.06 billion

2022 2023 2024 2025 2026

Рис. 5. Прогнозы затрат на кораблестроение

Fig. 5. FYDP shipbuilding cost projections

Рис. 6. Планируемое финансирование строительства кораблей

Fig. 6. Planned funding for shipbuilding

130,000 120,000 110,000 100,000 90,000 80,000

Fiscal Year 3 Ship Maintenance

-CY20$ Total -Battle Force Inventory

Рис. 7. Планируемое финансирование других статей расходов ВМС США (личный состав, операции и боевая подготовка, обслуживание и судоремонт), млрд долл.

Fig. 7. Planned funding for other expenditure items of the US Navy (personnel, operations and combat training, maintenance and ship repair), billion US dollars

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5fdd80039a79474d3940 7714 (дата обращения: 26.01.2021).

9. M. Eckstein. Sea services: more assertive posture against China will require presence, strong alliances [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2020. Dec. 17. URL: https://news.usni.org/ 2020/12/17/sea-services-more-assertive-posture-against-china-will-require-presence-strong-alliances (Accessed: 25.01.2021).

10. J. Grady. U.S. Needs 'Resilient' strategy to counter China, Russia in Arctic, experts say [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2020. Dec. 17. URL: https://news.usni.org/2020/12/17/ u-s-needs-resilient-strategy-to-counter-china-russia-in-arctic-experts-say (Accessed: 26.01.2021).

11. Blue Arctic: A strategic blueprint for the Arctic / Department of the Navy, U.S. National Ice Center. Washington, 2020. 25 p.

12. M. Eckstein. New Arctic Strategy calls for regular presence as a way to compete with Russia, China [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2021. Jan. 5. URL: https://news.usni.org/2021/01/05/new-arctic-strategy-calls-for-regular-presence-as-a-way-to-compete-with-russia-china#more-82532 (Accessed: 26.01.2021).

13. CNO Navigation Plan / M.M. Gilday, U.S. Navy. Washington, 2021 (Jan.). 15 p.

References

1. Report to Congress on the Annual Long-Range Plan for construction of naval vessels // Department of the Navy, Office of the Secretary of Defense. Washington, 2020. 23 p.

2. The national defense strategy and the Nuclear Posture Review / Committee on Armed Services, House of Representatives, One Hundred Fifteenth Congress, second session, hearing held February 6, 2018. Washington: U.S. Government Publishing Office, 2018. III, 79 p.

3. R. O'Rourke. Navy large unmanned surface and undersea vehicles: background and issues for Congress. [Washington]: Congressional Research Service, 2020. [3], 39 p. (CRS reports, R45757).

4. M. Eckstein. Navy Releases Final RFP for Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle Program [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2020. Dec. 24. URL: https://news.usni.org/2020/12/24/navy-releases-final-rfp-for-large-displacement-unmanned-underwater-vehicle-program#more-82341 (Accessed: 25.01.2021).

5. H.I. Sutton. The U.S. Navy's New Orca Drone Submarine Could Get Offensive Role // Forbes: [site]. Jersey,

2019. Dec. 17. URL: https://www.forbes.com/sites/ hisutton/2019/12/17/the-us-navys-new-orca-drone-sub-marine-could-get-offensive-role/ (Accessed: 25.01.2021).

6. The new thirty-year plan for the US naval shipbuilding / Center for Analysis of Strategies and Technologies (AST Center) [Electronic resource] // BMPD: [blog]. [S.l.], 2020.12 Dec. URL: https://bmpd.livejournal.com/ 4209280.html (Accessed: 25.01.2021) (in Russian).

7. Advantage at Sea: Prevailing with Integrated AllDomain Naval Power / U.S. Navy, U.S. Marine Corps, U.S. Coast Guard. Washington, 2020. [5], 29 p.

8. Pompeo called Russia as an enemy of the United States [Electronic resource] / / RBC: [website]. Moscow, 2020.19 Dec. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5fdd8003 9a79474d3 9407714 (Accessed: 26.01.2021) (in Russian).

9. M. Eckstein. Sea services: more assertive posture against China will require presence, strong alliances [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2020. Dec. 17. URL: https://news.usni.org/2020/12/17/sea-services-more-assertive-posture-against-china-will-require-presence-strong-alliances (Accessed: 25.01.2021).

10. J. Grady. U.S. Needs 'Resilient' strategy to counter China, Russia in Arctic, experts say [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis,

2020. Dec. 17. URL: https://news.usni.org/2020/12/17/ u-s-needs-resilient-strategy-to-counter-china-russia-in-arctic-experts-say (Accessed: 26.01.2021).

11. Blue Arctic: A strategic blueprint for the Arctic / Department of the Navy, U.S. National Ice Center. Washington, 2020. 25 p.

12. M. Eckstein. New Arctic Strategy calls for regular presence as a way to compete with Russia, China [Electronic resource] / U.S. Naval Institute // USNI News: [site]. Annapolis, 2021. Jan. 5. URL: https://news.usni.org/2021/01/05/new-arctic-strategy-calls-for-regular-presence-as-a-way-to-compete-with-russia-china#more-82532 (Accessed: 26.01.2021).

13. CNO Navigation Plan / M.M. Gilday; U.S. Navy. Washington, 2021 (Jan.). 15 p.

Сведения об авторах

Савченко Олег Владиславович, к.т.н., генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (812) 415-46-23. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

Половинкин Валерий Николаевич, д.т.н., профессор, научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петер-

бург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (812) 386-67-03. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. https://orcid.org/0000-0003-4044-2551.

About the authors

Oleg V. Savchenko, Cand. Sci. (Eng.), Director General of Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskov-skoe sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 415-46-23. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. Valery N. Polovinkin, Dr. Sci. (Eng.), Prof., Scientific Principal of Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoe sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 386-67-03. E-mail: krylov@krylov.spb.ru. https://orcid.org/0000-0003-4044-2551.

Поступила / Received: 15.04.21 Принята в печать / Accepted: 19.05.21 © Савченко О.В., Половинкин В.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.