Научная статья на тему 'Взгляды Габдуллы Буби на вопросы наследования в арабо-мусульманской культуре'

Взгляды Габдуллы Буби на вопросы наследования в арабо-мусульманской культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДСТВО / ЗАВЕЩАНИЕ / ОТМЕНЕННЫЕ И ОТМЕНЯЮЩИЕ АЯТЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАВЕЩАНИЯ / INHERITANCE / BEQUEST / NASIH AND MANSUH / DISTRIBUTION OF PROPERTY / CHANGE OF A BEQUEST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Закиров Айдар Азатович

В статье раскрываются взгляды татарского просветителя и богослова Габдуллы Буби на вопросы наследования и завещания в арабо-мусульманской культуре. Отмечается, что истолкование Г.Буби вопроса о завещания одной трети имущества отличается от понимания данных положений его современниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INHERITANCE ISSUES ABOUT ARABIC-ISLAMIC CULTURE IN THE WORKS OF GABDULLA BUBI

The article deals with the views of the Tatar educator and theologian Gabdulla Bubi on inheritance and bequest in Arab-Islamic culture. It is noted that the interpretation of the inheritance issues given by Gabdulla Bubi, concerning one third of property bequest, differs from his contemporaries’ understanding of these provisions.

Текст научной работы на тему «Взгляды Габдуллы Буби на вопросы наследования в арабо-мусульманской культуре»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)

УДК 811.411.21’373

ВЗГЛЯДЫ ГАБДУЛЛЫ БУБИ НА ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© А.А.Закиров

В статье раскрываются взгляды татарского просветителя и богослова Габдуллы Буби на вопросы наследования и завещания в арабо-мусульманской культуре. Отмечается, что истолкование Г.Буби вопроса о завещания одной трети имущества отличается от понимания данных положений его современниками.

Ключевые слова: наследство, завещание, отмененные и отменяющие аяты, распределение имущества, изменение завещания.

Сочинение татарского просветителя и педагога Габдуллы Буби (1871-1922) «Хакыйкать» («Истина») посвящено рассмотрению 20 аятов, считающихся имамом Джалаладдином ас-Суйути (1445-1505) «отмененными» последующими ая-тами Корана [1: 30-31]. Из двадцати двух частей «Истины», на которые ссылался ученик Г.Буби -Джамал Валиди, сохранилось лишь 8 опубликованных частей [2: 106].

Трактат написан в полемическом духе и отображает те реалии и атмосферу, в которых жил автор. Г.Буби анализирует особенности распределения наследства во второй части сочинения, где он отмечает, что 180-й аят второй суры «Бакара» не является отмененным и им можно руководствоваться во время вынесения судебного решения.

В доисламский период арабы для того, чтобы продемонстрировать свое богатство и величие, завещали имущество посторонним людям, в то время как близкие родственники испытывали нужду и жили в нищете. Еще в самом начале распространения ислама родители, дети и родственники большинства мусульман являлись мно-гобожниками. Защищая свою веру, они всячески препятствовали распространению ислама и не оставляли имущества своим родственникам-мусульманам, поэтому изначально Аллах запретил мусульманам составлять завещание в пользу неверующих родственников.

Однако по мере исламизации арабов составление завещания в пользу родителей и близких родственников стало обязательным. Положение об этом передано в следующем аяте Корана: «Как шариат о возмездии - для блага людей и сохранения спокойствия в обществе, так и шариат о завещании направлен на благо семьи и сохранение ее целостности. Тот, кто чувствует приближение смерти, должен правильно распорядиться своим имуществом - оставить из своего добра часть родителям и близким родственникам, не имеющим права на наследство. Ему нужно сделать

это разумно, чтобы никого из нуждающихся не обделить. Завещание - это обязательство для верующих и богобоязненных» [3: 26].

Современный ученый-богослов и исследователь Ш.Аляутдинов поясняет по этому поводу: «На начальном этапе ниспослания положений Священного Корана касательно завещания было именно так, но затем волею Творца был ниспослан аят: «Мужчинам (вне зависимости от возраста) удел (определенная доля, часть) из того, что оставили (в наследство покойные) родители и близкие, и женщинам (вне зависимости от возраста) удел (определенная доля, часть) из того, что оставили (в наследство покойные) родители и близкие, (независимо от того) небольшое (наследство) или богатое. (Наследство является) уделом обязательным (то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства)». После этого аята были ниспосланы и другие, где четко пояснялось, в каких пропорциях между родными покойного распределяется его наследство» [4: 125]. Ш.Аляутдинов также указывает на достоверный хадис, где сказано: «Наследник (получающий свою долю в соответствии с Писанием) не имеет права на завещание» [4: 126].

Завещание, которого, кстати, может и не быть, так как обязательным оно было до тех пор, пока не появились в кораническом тексте четкие пропорции раздела наследства, может быть передано только тем, кто не имеет обязательной доли в имуществе покойного. Также важно отметить, что размер завещанного имущества не может составлять более 1/3 наследства, о чем сказано в достоверном хадисе [5: 487].

Ш.Аляутдинов также говорит, что мусульманские ученые единодушны во мнении, что человек до своей смерти может изменить написанное им ранее завещание. Треть своего имущества завещатель имеет право адресовать тому, кому пожелает, даже тем, кто не доводится ему родственником [4: 126].

Приведем в связи с этим слова Г.Буби, который пишет: «Если кого-то из вас постигнет смерть, и у вас остается имущество, то вы обязаны оставить наследство своим родителям и родственникам, данное положение является обязательным для людей богобоязненных. Если же свидетели и наследники изменят или подменят во время болезни или смерти умирающего завещание, то они (свидетели и наследники) будут греховны. Если же кадий, основываясь на свидетельстве свидетелей и наследников, утвердит преднамеренно измененное наследство, то его действия не будут считаться греховными» [6: 38].

Такой же точки зрения придерживается Абд ар-Рахман бин Насир ас-Са’ди, последователь взглядов Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима аль-Джаузиййа: «Следует знать, что большинство толкователей Корана считают, что этот аят был аннулирован аятом о распределении наследства, хотя некоторые богословы считают, что это предписание касается только завещания в пользу родителей и тех близких родственников, которые не являются наследниками. Однако ни один священный текст не конкретизирует обсуждаемый нами аят таким образом, и поэтому, согласно самому достоверному мнению, Всевышний Аллах вначале повелел завещать имущество родителям и ближайшим родственникам в целом, согласно общепринятым обычаям, а затем назначил определенную долю наследства для родителей и других родственников, которые имеют право на наследство. Это предписание подробно изложено в аяте о распределении наследства, который был ниспослан после положения об обязательности завещания с общим смыслом» [7: 205].

Далее ас-Са’ди, комментируя 181-182 аяты, говорит, что душеприказчику следует остерегаться изменения завещания. Если душеприказчик изменит завещание, после того, как он услышал его и понял, каким образом его следует претворить в жизнь, то вина за содеянное ляжет только на него, тогда как завещатель получит свою награду от Аллаха.

Г.Буби приводит схожий комментарий к этому аяту: «Завещание надо претворить в жизнь и его нельзя изменить, если оно справедливо. Если человек, прослушав завещание, потом изменит его, тот возьмет большой грех на душу и получит жесточайшее наказание. Завещатель не несет ответственность за изменение завещания. Ведь Аллах - Слышащий, Знающий, Всеведущий! Если же завещание лишает бедных родственников части наследства несправедливо и все наследство завещается богатым или дальним родственникам, или достается только бедным родственникам, тогда нет греха в стремлении исправить не-

справедливость завещания. Ведь Аллах Проща-ющ и Милосерден!» [6: 26].

Ученый-богослов разрешает кадию изменять завещание согласно шариату, если тот узнает, что завещание ошибочно или преднамеренно неправильно составлено, например, дальним родственникам завещано много, а родители наделены малым уделом. По предположению Г.Буби, эти общие аяты касаются неверующих родителей и родственников.

Он говорит, что можно руководствоваться указанными двумя положениями Священного Писания, и они друг друга не отменяют. Ученый-богослов объясняет это окончательным утверждением ислама как религии в связи с завоеванием мусульманами Мекки и тем, что у сподвижников не осталось неверующих родственников. Тогда Пророк сказал: «Всевышний Аллах определил каждому свою часть, поэтому наследнику нет наследства» [8: 126].

Г.Буби предполагает, что в хадисе, где наследник не имеет права на завещание, тоже нет противоречия общему аяту о наследовании. Положение Корана о наследниках с определенной долей, как и аят о завещании одной трети имущества, был ниспослан в отношении мусульман. Согласно точке зрения богослова, эти два положения Священного Корана и хадисов только дополняют друг друга, так как Аллах велел оставить часть имущества в качестве завещания. Цель же заключалась в том, чтобы человек при жизни смог распределить определенную часть имущества и таким образом уменьшил привязанность сердца и души к этому бренному миру. Он сам определял эту долю, так как не было положений, которые регулировали бы этот вопрос. Поэтому иногда получалось так, что завещатель, свидетели или опекуны, ошибаясь, наделяли имуществом того, кому было положено мало, либо наоборот. Видимо, Аллах в целях воспитания рекомендовал им не завещать имущество посторонним людям и ниспослал положение об определенной части имущества родственникам.

Г.Буби считает, что Аллах первоначально морально подготовил людей и привлек их внимание, ниспослав аят о завещании, а потом разъяснил его со следующим положением, определив каждому наследнику свою часть: «Время обобщающих аятов прошло, у каждого, имеющего право на наследство, определилась его часть, поэтому нет необходимости определять наследство наследников. Так получается, что наследникам нет вреда, если шариат определил им часть наследства» [6: 42]. Согласно такой трактовке, Габдулла Буби полагает, что аят является действующим и не отменяется ни хадисом, ни аятом о наследниках с определенной долей.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Согласно мнению Г.Буби, одна треть имущества, которая определена в Священном Писании, должна расходоваться на благо нации. Этот аят трактуется им следующим образом: «Если кого-то из вас постигнет смерть и оставит большое количество имущества, то его обязанностью является оставление одной трети на благо нации, и на родственниках лежит обязанность контроля над распределением этого имущества» [6: 43]. Если люди изменят завещание, то они будут греховны перед Аллахом. Если же завещатель ошибочно или преднамеренно направит свое имущество на неблаговидные дела, то не будет греха, если люди направят его имущество на благие дела. В этом случае этот аят не будет отменен аятом о наследовании и хадисом. Хадис будет означать запрет на завещание имущества неверующим людям: «Не оставляйте имущество в наследство на неблаговидные дела как во времена джахилии» [7: 44].

Проанализировав аяты Корана, касающиеся вопросов наследования, Г.Буби пришел к заключению, что составление завещания по Священному Писанию предусматривает использование имущества умершего в пользу нации. Проведя аналогию с закятом, он отмечает: «Как неправомерно раздавать закят родителям (так как человек должен им помогать по совести), так же неправомерно составление завещания в пользу родственников, так как распределение наследства четко расписано в Коране. Действительно, составление завещания, как и закят, разрешено делать на пути Всевышнего, в пользу нации» [6: 45]. Ученый-богослов подчеркивает: «Нужно стараться приобретать и сохранять богатство, ради использования его в целях всеобщей пользы, а не ради его самого богатства. Любовь к богатству и по шариату, и по разуму является дурным и порицаемым делом. Почему порицаемым делом по шариату - это понятно. Оно осуждается разумом потому, что человека, корыстно жаждущего богатства ради самого богатства, не остановит (для достижения этого богатства) ничто: ни запреты, ни притеснения бедных, ни измена, ни даже воровство и сбор ворованного. Он никому не даст ни копейки, а если начнет раздавать (богатство), то душа не сможет вынести тяжесть щедрости и милосердия. Как собака на сене, и сам не будет кушать, и людям не даст, получит прозвище Карун (мифологическое существо, эпитет скряги), всех будет считать врагами, молясь, будет проклинать всех. Его жизнь пройдет, оберегая богатство, в страхе перед разорением» [6: 27-28].

Г.Буби также отмечает, что не следует оставлять завещания отдельным людям исходя лишь из личной выгоды, так как в этом случае покойный не получит награды в потустороннем мире.

Лучше составить завещание таким образом, чтобы его польза не прекращалась и после смерти. Тот же, кто ищет и собирает богатство во имя Аллаха и ради пользы нации, по мнению автора, «не будет бояться разорения. Не человек будет караулить деньги, а деньги будут караулить его. Благоденствуя, таким образом, получая молитвы от всех добрых людей, он с радостью покинет этот мир. Вот берите пример с покойного Гани-бая Хусаинова. Да пребудет милость Аллаха с ним, он был очень хорошим человеком и много потратил в пользу нации» [6: 29].

Современный знаток и юрист мусульманского права Вехбе Зухайли, говоря о целесообразности составления завещания, отмечает: «Причина завещания подобна причине всех пожертвований. Это - поминание покойного в этом мире только с благой стороны и получение награды в следующей жизни. Поэтому целью завещания является совершение благих и искренних дел и награждение тех, кто при жизни заботился и совершал хорошие дела по отношению к покойному, забота о правах дальних родственников и близких людей, которые не получают наследства, помощь нуждающимся людям, облегчение состояния слабых, одиноких и неимущих людей. Эта цель достигается только за счет следования справедливости, определенной доли, предписанной в Коране, и избегания причинения вреда другим участникам завещания» [8: 137].

Подытоживая анализ аятов, Г.Буби, во-первых, настаивает на обязательности оставления завещания для состоятельного человека и на необходимости направления средств на общественные нужды, которые приносили бы ему пользу и благо в потустороннем мире. Во-вторых, обращает внимание на то обстоятельство, что наследники должны следить за распределением имущества на благо нации, в противном случае, они будут греховны.

Г.Буби говорит, что во времена джахилии арабы завещали имущество только людям мужского пола. Однако с ниспосланием Корана Аллах определил у каждого свою долю, где право на наследство закреплялось также за женщинами и детьми. Ученый поддерживает общемусульманскую точку зрения относительно того, что две доли женщины равны одной доле мужчины, объясняя это тем, что мужчина должен содержать семью, а женщине надо выйти замуж. Если у женщины муж окажется бедным, то это наследство им пригодится.

В случае если нет среди наследников мужчин, то женщине полагается половина, если две дочери, то каждой - по одной трети. Г.Буби считает, что такое положение дел соответствует ис-

тине и справедливости, в противоположность временам джахилии, когда наследство получали родственники, а дети оставались без опеки.

Если у покойного живы родители, то каждому ребенку покойного полагается по одной седьмой доле. В этом Г.Буби тоже усматривает великую мудрость, так как если дети еще молоды и не в состоянии зарабатывать, им это наследство пригодится, или родители, будучи пожилыми и не имея возможности зарабатывать, тоже будут нуждаться в наследстве, так как в это время их дети уже будут взрослыми. На вопрос о равенстве определенной части наследства у обоих родителей умершего говорится, что мужчина всегда имеет возможность подать на развод и в этом отношении оба супруга равны.

Согласно точке зрения Г.Буби, Аллах все предусмотрел заранее и попытался облегчить жизнь людей в наилучшую сторону. Поэтому у каждого наследника есть своя определенная доля, и никто из них не остается обделенным, что исключает обиду и конфликты между ними во время раздела имущества. Аллах определил наследство за близкие генеалогические связи и сказал: «Вы не знаете, кто лучше, ваши родители или дети» [6: 51]. Так как неизвестно, кто из них потратит это имущество на благо нации и распространение ислама. Г.Буби утверждает, что такие положения есть только в исламе и являются его достоинством. Даже у европейских народов не существует таких законов, где все имеют одинаковые права в вопросах наследования и никто, включая дальних родственников и людей, которые при жизни помогали покойному, не остается без удела и обиженным.

Следует отметить, что Г.Буби не выходил за рамки традиционного понимания сути завещания и оставления наследства. Однако он прокомментировал положения Священного Писания согласно реалиям и атмосфере, которые царили в его эпоху. Трактат Г.Буби является напоминанием современникам о необходимости направлять часть наследства на благие дела и общественные нужды во имя Аллаха.

1. Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби. - Казань: Магариф, 2003. - 455 с.

2. Ас-Суйути Джалаладдин. Совершенство в коранических науках. Вып. 4: Учение о понимании смыслов Корана / Под общ. ред. Д.В.Фролова. -М.: Восток-Запад, 2005. - 320 с.

3. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / Пер. с араб. Сумайя Мухаммад Афифи, Абдель Салям эль-Маиси, 1-е изд., - Казань, 2001. -639 с.

4. Аляутдинов Ш. Перевод смыслов Священного Корана. В 4 т. - СПб.: Издательство «Диля», 2011. - Т. 1. - 672 с.

5. Zuhayli Vehbe Attafseerul muneer Dimashq: Darul fikr, 2003. - 587 s.

6. Буби Г. Хакыйкать. Части 1-8. - Казань: Лито-Типография И.Н.Харитонова, 1904-1906. - 224 с.

7. Ас-Са’ди Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана ас-Саади. В 3 т. / Пер. с араб. Э.Кулиев. -М.: Умма, 2008. - Т. 1. - 1152 с.

8. Zuhayli Vehbe Islam fikhi ansiklopedisi, 10. cilt - Istanbul: Risale yayinlari, 1990. - 410 s.

INHERITANCE ISSUES ABOUT ARABIC-ISLAMIC CULTURE IN THE WORKS OF GABDULLA BUBI

AA.Zakirov

The article deals with the views of the Tatar educator and theologian Gabdulla Bubi on inheritance and bequest in Arab-Islamic culture. It is noted that the interpretation of the inheritance issues given by Gabdulla Bubi, concerning one third of property bequest, differs from his contemporaries’ understanding of these provisions.

Key words: inheritance, bequest, nasih and mansuh, distribution of property, change of a bequest.

Закиров Айдар Азатович - аспирант отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш.Марджани АН РТ.

E-mail: aydarzak1@yahoo.com

Поступила в редакцию 10.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.